Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. Л. Мордовцев. Фотография. Кон. XIX в. Даниил Лукич (7.12.1830, слобода Даниловка Усть-Медведицкого окр. земли Войска Донского - 10.06.1905, г. Кисловодск Пятигорского отдела Терской обл.), публицист, представитель рус. и укр. лит-ры, историк народных движений, в т. ч. религиозных, автор исторических романов. М. одним из первых привлек внимание рус. общества к истории и совр. положению старообрядчества . Отец М. был представителем казацкого рода Слипченко-Мордовцевых, мать - дочерью священника. Первые рассказы М. написал в детстве на укр. языке. Окончил гимназию в Саратове. В 1850 г. поступил в Казанский ун-т, в следующем году по совету гимназического товарища А. Н. Пыпина перевелся на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, на 3-м курсе получил золотую медаль за диссертацию «О языке Русской Правды», участвовал в составлении «Материалов для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневского. В 1854 г. женился на А. Н. Пасхаловой (1823-1885). По возвращении в Саратов был принят на должность редактора «Саратовских губернских ведомостей», позже по совместительству занял пост помощника делопроизводителя статистической комиссии. Работал под рук. историка Н. И. Костомарова, оказавшего большое влияние на М. В 1859 г. за обличение в «Саратовских губернских ведомостях» местных порядков М. был подвергнут аресту. В 1864-1867 гг. жил в С.-Петербурге, из-за болезни супруги вернулся в Саратов. В 1867 г. получил место чиновника при канцелярии губернатора, затем был помощником по делам земских учреждений, вышел в отставку в 1872 г. В 1873 г. вернулся в столицу, в 1875-1886 гг. трудился в отделе статистики Мин-ва путей сообщения, являлся редактором «Журнала Министерства путей сообщения» (1876-1881). В 1886 г. ушел на пенсию. Похоронен на Братском кладбище в Ростове-на-Дону, сохранился мемориал Мордовцевых. В 1859 г. М. опубликовал «Малорусский сборник» (на укр.

http://pravenc.ru/text/2564166.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕЛОБОВСКИЙ Александр Алексеевич (28.08.1834, с. Желоби Белозерского у. Новгородской губ., ныне дер. Петропочинок Череповецкого р-на Вологодской обл.- 29.04. 1910, С.-Петербург), протопр. военного и морского духовенства. Род. в семье псаломщика желобовской Троицкой ц. одного из беднейших приходов уезда. До начала учебы часто посещал с отцом Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . Окончил Белозерское ДУ, Новгородскую ДС. В 1855 г. как лучший ученик Ж. был направлен в СПбДА, которую окончил в 1859 г. со степенью магистра богословия. Выбрал служение военного священника, отказавшись от преподавания в семинарии. 17 сент. 1859 г. по благословению протопр. В. Б. Бажанова рукоположен во иерея. Назначен служить полковым священником в Митавский гусарский полк, расквартированный в Старицком у. Тверской губ. В 1861-1866 гг. занимал должность благочинного 7-й кавалерийской дивизии. В 1863 г. во время усмирения польского мятежа находился при войсках (в пределах Ковенской и Минской губерний). В 1866 г. Ж. был переведен в Гатчину священником лейб-гвардии Кирасирского полка (впосл. об-во офицеров полка на прощание преподнесло ему золотой магистерский крест). В 1868 г. назначен к ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы лейб-гвардии Конного полка в С.-Петербурге, 21 окт. 1869 г.- к ц. во имя святых Захарии и Елисаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка (оба храма не сохр.). В 1873 г. возведен в сан протоиерея. С 26 янв. 1880 г. Ж.- благочинный гвардейского духовенства, с 1882 г.- настоятель «Всей артиллерии» собора во имя прп. Сергия Радонежского (не сохр.). На прощание от Кавалергардского полка получил золотой наперсный крест с украшениями. Ж. выстроил дом причта при соборе на Сергиевской ул. (1882-1884) и часовню с юго-зап. стороны собора в память о спасении царской семьи при крушении поезда на ст. Борки (1891, на пожертвования купца П. И. Долгина). Состоял членом Совета благотворительного братства прп.

http://pravenc.ru/text/182219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН V (в миру Константин Валиадис; нояб. 1833 - 27.02.1914, о-в Халки), патриарх К-польский (2 апр. 1897 - 27 марта 1901). Род. в дер. Веса на о-ве Хиос в семье свящ. Николая Валиадиса. Начальное образование получил под руководством отца; в возрасте 9 лет был отправлен в мон-рь вмч. Георгия Победоносца близ с. Калимасья к своему дяде Константину. Через 2 года он вернулся к отцу и занимался визант. музыкой у учителя Дервисиса и протопсалта Хиосской митрополии Н. Пулакиса, представившего К. Хиосскому митрополиту Софронию (Мейдандзоглу; впосл. Софроний III , патриарх К-польский, и Софроний IV, патриарх Александрийский), который покровительствовал ему при дальнейшем обучении в Хиосской гимназии и в богословской школе на о-ве Халки (1852-1857). Вслед за митр. Софронием, к-рый был переведен на Амасийскую кафедру, К. прибыл в Синоп и получил должность учителя в греч. школе. В февр. 1859 г. он по состоянию здоровья был послан в К-поль и прожил там 7 месяцев. В сент. 1859 г. К. поехал в Грецию для продолжения образования в Афинском ун-те. В мае 1862 г. он вернулся к митр. Софронию Амасийскому и был его секретарем до окт. 1863 г. Когда Софроний был избран К-польским патриархом и отправился в Стамбул, К. сопровождал его и продолжал исполнять секретарские обязанности. 6 февр. 1864 г. К. принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона. После того как Софроний оставил Патриарший престол, К. вместе с ним поселился на о-ве Принкипо (ныне Бююкада), но вскоре бывш. патриарх отправил его для дальнейшего обучения в Зап. Европу (в Страсбург и в Гейдельберг). В авг. 1872 г. К. вернулся в К-поль и был избран секретарем Собора, наложившего отлучение на Болгарскую Церковь. Вместе со схолархом Великой школы нации архим. Филофеем (Вриеннием) и вел. протосинкеллом Дорофеем (Евелпидисом) он был одним из составителей решения Собора. Затем К. отправился в Александрию, Патриарший престол к-рой в то время занимал Софроний. Но из-за плохого влияния климата на его здоровье К. был вынужден в мае 1873 г. вернуться в К-поль и стал личным секретарем патриарха Иоакима II , а затем старшим секретарем (архиграмматевсом) Свящ. Синода. 30 янв. 1874 г. К. был рукоположен во иерея.

http://pravenc.ru/text/2057024.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБОЛЕНСКИЙ Михаил Андреевич (2.01.1806, г. Тульчин Брацлавского у. Подольской губ. (ныне Винницкой обл., Украина) - 12.01.1873, С.-Петербург), князь, российский историк, археограф, архивист; гофмейстер (1859), чл.-кор. С.-Петербургской АН (1846). Из княжеского рода, ведущего происхождение от черниговских Рюриковичей. Отец - ген.-майор кн. Андрей Михайлович Оболенский (19 янв. 1765 - 4 авг. 1830), мать - кнг. Прасковья Николаевна, урожденная гр. Моркова († 14 июня 1832). Окончил Пажеский корпус (1825) и был определен в лейб-гвардии Финляндский полк. Участник русско-тур. войны 1828-1829 гг., ранен в сражении под Варной (16 сент. 1828; в том же году награжден «за отличное мужество и неустрашимость, оказанные в действиях против турок», золотой шпагой с надписью «За храбрость»). В авг. 1831 г. участвовал в подавлении Польского восстания 1830-1831 гг. Уволен в отставку (16 сент. 1831) в чине капитана и вскоре определен состоять для особых поручений при председателе Временного правления Царства Польского. По ходатайству наместника в Царстве Польском светлейшего кн. Варшавского графа Эриванского И. Ф. Паскевича О. 9 янв. 1833 г. направлен на службу в ведомство МИД с причислением к Московскому главному архиву МИД (МГАМИД). Старший переводчик (24 апр.- 8 мая 1833), главный смотритель Комиссии печатания гос. грамот и договоров (с 8 мая 1833). Член Археографической комиссии (с 1839). После смерти А. Ф. Малиновского с 21 дек. 1840 г. исправлял должность управляющего МГАМИД (утвержден в должности 11 апр. 1848), директор МГАМИД (с 22 мая 1868). Член-кор. Имп. археологического об-ва (с 1850). С 1853 г. заведовал образованным по его инициативе Гос. древлехранилищем хартий, рукописей и печатей. Председатель Высочайше учрежденной Ученой комиссии по поводу возобновления палат бояр Романовых на Варварке в Москве (1856-1859; заседала с марта 1857), под руководством к-рой осуществлены работы по восстановлению палат «в древнем стиле». Зав. палатами бояр Романовых (с 1859). Жил в Москве в собственном доме в приходе церкви во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Явленного) в Серебряном пер. (снесена в 1931).

http://pravenc.ru/text/2578073.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВ Алексей Степанович (12.05.1832, Томская губ.- 16.08. 1898, Москва), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873). Сын причетника из Томской губ., по окончании семинарии, в 1854 г., поступил в КазДА. Окончив ее 1-м магистром богословия, в 1859 г. П. был назначен преподавателем Казанской ДС по общей и церковной истории, затем перешел на кафедру литургики и канонического права КазДА (с 10 янв. 1859). В 1864 г. преподавал в Казанском ун-те на кафедре церковного права. В 1865 г. командирован за границу на год; работал гл. обр. в Гейдельбергском ун-те, где познакомился с канонистом Цахарие фон Лингенталем . В 1867 г. П. стал экстраординарным профессором КазДА; в 1869-1875 гг. являлся ординарным профессором канонического права в Новороссийском ун-те (Одесса); с 1875 г. до своей кончины П. был профессором канонического права в Московском ун-те и преподавателем рим. права в лицее им. цесаревича Николая. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. В начале служебной деятельности П. написал неск. статей по литургике. Среди них - «Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет» (ПС. 1860. Ч. 3. С. 331-356), «Древние христианские праздники в честь мучеников» (Странник. 1860. 7. Отд. 2. С. 1-23), «Страстная неделя» (ДБ. 1860. 14. С. 409-428), «О празднике Пятидесятницы» (Там же. 1861. 23. С. 121-131). Дальнейшие его исследования посвящены проблемам церковного права. Основной темой его научных трудов стало развитие традиций канонического права в средневековой Руси и их истоки в Византии и в славянских балканских странах. Цель своих трудов П. видел в написании истории визант. права у южных славян и на Руси. В Казани П. издал неск. работ по каноническому праву: «О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева» (ПС. 1862. Ч. 3. С. 93-112), «Личные отношения супругов по греко-римскому праву» (УЗ Каз. ун-та. 1865. Ч. 1. С. 89-104), «Об участии мирян в делах Церкви с точки зрения православного» (речь, произнесенная на университетском акте; Там же.

http://pravenc.ru/text/2578606.html

священник Александр Берташ Скачать epub pdf Родился 28.08.1834 г. в в семье псаломщика желобовской Троицкой церкви с. Желоби Белозерского уезда Новгородской губернии, ныне деревня Петропочинок Череповецкого района Вологодской области. До начала учебы часто посещал с отцом Кирилло-Белозерский монастырь. Окончил Белозерское Духовное Училище, Новгородскую Духовную Семинарию. В 1855 году как лучший ученик Александр Желобовский был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1859 году со степенью магистра богословия. Выбрал служение военного священника, отказавшись от преподавания в семинарии. 17 сентября 1859 года по благословению протопресвитера В. Б.Бажанова рукоположен во иерея. Назначен служить полковым священником в Митавский гусарский полк, расквартированный в Старицком уезде Тверской губернии. В 1861–1866 гг. занимал должность благочинного 7-й кавалерийской дивизии. В 1863 г. во время усмирения польского мятежа находился при войсках (в пределах Ковенской и Минской губерний). В 1866 г. Желобовский был переведен в Гатчину священником лейб-гвардии Кирасирского полка (впоследствии общество офицеров полка на прощание преподнесло ему золотой магистерский крест). В 1868 г. назначен в церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге, 21 октября 1869 г.– в церковь во имя святых Захарии и Елисаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка (оба храма не сохранились). В 1873 г. возведен в сан протоиерея. С 26 января 1880 г. А.А. Желобовский – благочинный гвардейского духовенства, с 1882 г.– настоятель «Всей артиллерии» собора во имя преподобного Сергия Радонежского (не сохранился). На прощание от Кавалергардского полка получил золотой наперсный крест с украшениями. Александр Желобовский выстроил дом причта при соборе на Сергиевской улице (1882–1884) и часовню с юго-западной стороны собора в память о спасении царской семьи при крушении поезда на станции Борки (1891 г., на пожертвования купца П. И. Долгина). Состоял членом Совета благотворительного братства преподобного Сергия. Законоучительствовал в Сергиевском приходском приюте, в учебной команде лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, в Сергиевском хоре малолетних певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

1 Служебник, Последование Божественных литургий свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого. 2 Диль, История Византийской империи. ИЛ, 1948, стр. 113. 3 Михаил Солунский был магистр риторов и протекдик храма св. Ссфии, в котором толковал Евангелие. Ннкифор Василаки — популярный в среде учащихся профессор, составивший, между прочим, новый учебник риторики (см. Е. Miller, „Preface d " un auteur byzantin», Annuaire de l " Assotiation pour encouragement des études grecques en France. Paris,1873, p. 135—157). Он же занимал кафедру толкования апостольских посланий. 4 Joannis Cinnami, Epitome, lib. 4, § 16, ed. Bonnae, 1836. Русск. пер., СПб., 1859, стр. 193—195. 5 Акад. Ф. И. Успенский обращает внимание на замечание Никиты Акомината. (P. G. 140, col. 185), поместившего эти акты в своем „ θησαυρ ; Opocitaiioci”, lib. 24, что эти материалы являются, собственно говоря, не столько соборными актами, сколько изложением истории собора с цитатами из утраченных подлинных актов (Ф. И. У с п е н с к и й, Очерки, стр. 219). Акты эти изданы по нескольким рукописям: 1) Tafel " Annae Comnenae supplem histor. eccles. graecorum, sec.XI, XII Tubingae, 1832 — по парижскому кодексу; 2) Angelo Mai в его серии сборников „Spicilegium Romanum”, т. X, Romae, 1844, 1—93 pp. — по Ватиканскому кодексу (перепеч. в P. G., 140, col. 137—202); 3) " Ιωαννης Ιαν .n. ελιν Πα - μιχ . β . " - λ . ον .t,. " AaïjVTjitv, 1890, 316—331 — по Патмосскому кодексу 366 („акты” только второго собора, май 1157 г.) 6 Эти анафематизмы были внесены в Синодик, читавшийся в Неделю Православия, и изданы у нас акад. Ф. И. Успенским (см. „Синодик в Неделю Православия». Одесса, 1893). 7 1) Мига1т, Essai de Chronographie byzantin, I, Bale et Genève. 1871, p. 169; 2) Α ρ х и м. А р с е н и й, Николай, Мефонский епископ XII в., и его сочинения (Христ. чтение. 1882, 7—8, стр. 165); 3) Свящ. Рыбаков, Историческая справка о Константинопольском соборе 1156 г. („Странник”, 1914, март, стр. 366 и 369) и другие. 8 Dräseke, Zu Nikolaus von Methone (Zeitschrift f. Kirchengeschichte, IX. 1887, стр. 414); А.П. Лебедев, Исторические очерки состояния визант. восточной Церкви в XI -XV вв. М., 1902, стр. 129, прим. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3446...

Верхотурский уезд Балакинское село . Покровская церковь . Балакинское село, расположенное в 150 в. к северу от Екатеринбурга и в 12 в. от станции Пермь-Тюменской ж. д. «Лая», на берегу речки Тагила, принадлежит к древнейшим поселениям восточного склона Урала. По преданию, первый поселенец в этом месте, какой-то старик Балакин, встречал хлебом-солью Ермака, плывшего по Тагилу для переправы в р. Туру. В настоящее время жители села и деревни Ясьвы занимаются земледелием и углежжением для ближайших заводов. Благодаря обилию хвойного леса, покрывающего склоны гор, климат довольно хороший. Почва глинистая и каменистая, местами чернозём. Первые поселенцы были сплошь раскольники. С 1745 года у них была часовня, впоследствии перешедшая к единоверцам. Единоверие здесь появилось в начале 30-х годов XIX ст., и сделало большие успехи, так что в 1844 г. не было здесь уже ни одного раскольника. Сначала единоверцы принадлежали к Св.-Троицкому Нижне-Тагильскому приходу, а с 1845 года в Балакине был открыт самостоятельный приход. Часовня была возобновлена в 1852 году, в 1867 году перестроена в церковь , которая сгорела до основания в 1888 г. После этого приход был снова приписан к Св.-Троицкой церкви, и отделён в самостоятельный уже только в 1895 г., 28 февраля. Храм вместо сгоревшего начат был постройкою в 1889 году, и освящён 2 июля 1890 года. В приходе существуют две часовни: в Лайском заводе, бывшая раскольническая, перешедшая к единоверцам в 1847 г., деревянная и очень ветхая; и в д. Ясьве, устроенная в 1859 г. во имя Св. Николая Чуд., тоже деревянная. С давних времён совершается крестный ход по полям 20 июля. Прихожан в настоящее время числится при церкви 906 м. п. и 912 ж. п. Висимо-Шайтанский завод . Николаевская церковь . Раскольники жили в селении ещё до постройки завода. По местному преданию, ещё во времена патр. Никона поселился здесь раскольник Ал. Лазарев. В 1808 г. ими была построена часовня на усадьбе Огибенина, которая в 1848 г. по Высочайшему повелению передана была епархиальному начальству для устройства из неё единоверческой церкви. В 1857 г. она была перенесена на другое место, и обращена во временную церковь , причём вместо престола стоял аналой. До этого же времени в приходе, открытом ещё в 1851 г., церкви не было. В 1873 г. на средства прихожан, при помощи Демидовых и Верхотурского земства, построен был новый деревянный храм, освящённый в 1876 г. во имя Св. Николая Чуд. Прихожан, живущих в Висимо-Шайтанском, Висимо-Уткинском заводах, в деревнях Ближней и Дальней Галашках и Усть-Уткинской пристани числится 1 102 м. п. и 1 080 ж. п., раскольников 294 м. п. и 298 ж. п. При храме имеется дом для причта и здание церковной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанникий (Руднев) Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий. Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего. Обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром. 11 октября 1849 года пострижен в монашество. 6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и 7 ноября 1849 года – во иеромонаха. 21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита. С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии. С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 г. – ректор акад. С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. С-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа. С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии. С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий. С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии. 14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным) . За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010