Павлов Алексей Степанович (1832–16.08.1898) – профессор кафедры канонического права Московского университета, ученый в области церковного права, канонист, автор научных трудов. Окончил Тобольскую семинарию, в 1854–1858 гг. учился в Казанской духовной академии. В 1859 г. занял кафедру литургики и каноники в Казанской духовной семинарии, преподавал историю Церкви; был профессором литургики и канонического права в КазДА. С 1864 г. доцент Казанского университета, преподавал церковное право. В 1865–1866 гг. изучал юриспруденцию в Германии. С 1867 г. – экстраординарный профессор, в 1869 г. избран ординарным профессором канонического права в Новороссийском университете. От совета Новороссийского университета был удостоен почетного диплома на степень доктора церковного права и от императорской АН – диплома на звание члена-корреспондента, в 1873 г. избран почетным доктором канонического права. В 1875 г. занял кафедру канонического права Московского университета; заслуженный ординарный профессор; удостоен Уваровской премии. В 1893 г. избран почетным членом Московской духовной академии. Автор «Курса церковного права» (Сергиев Посад, 1902). – 153 Павлович Иосиф Яковлевич (1867–?) – преподаватель древних и новых языков в мужских и женских гимназиях г. Минска. Депутат III Гос. Думы от Минской губ., нац., окт. Окончил Лейпцигский филологический институт при Лейпцигском университете. После окончания образования вернулся в Россию. Был сотрудником минских газет. См. библ. – 65, 94, 322, 324, 353 Панин Виктор Никитич (28.03.1801–01.04.1874) – граф, русский государственный деятель. С 1819 года на дипломатической службе. С 1832 г. – товарищ министра юстиции, в 1841–1861 гт. – министр юстиции. В 1860 г. – председатель редакционных комиссий по пересмотру законов. Председатель комитета для пересмотра постановлений о расколе 1864 г. С 1867 г. в отставке. Имея значительное состояние, за время своей многолетней государственной службы не получал от казны никакого содержания и денежных наград. – 23

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В 50-е годы русский философ сблизился с кружком московских славянофилов, особенно с А.С. Хомяковым, после смерти которого принял активное участие в подготовке его собрания сочинений, изданного в 1861–1873 гг. С Хомяковым его объединяло отрицательное отношение к католичеству и протестантизму как к двум разновидностям одной западной «ереси» и неприятие философского рационализма в целом и учения Гегеля в частности. Основным философским сочинением Гилярова-Платонова является его работа, посвящённая критическому разбору философии Гегеля (1846). Одна из частей данного исследования была опубликована под названием «Рационалистическое движение философии новых времён» в журнале «Русская беседа» (1859, другая часть, содержащую критику 1-го раздела «Феноменологии духа» с обширными выписками из неё появилась после уже после смерти автора в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1891 году. Русский философ считал гегелевскую систему логическим завершением западноевропейской философии, выбравшей одностороннее, рационалистическое направление в мысли. В целом же, сама по себе греческая философия, по его справедливому мнению, противоречит «здравому смыслу» и поэтому оставляет человека с двумя равноправными воззрениями на мир: обыденным и отвлечённо-теоретическим. Попытку же Гегеля в «Феноменологии духа» доказать, что обыденное сознание в силу своей внутренней противоречивости неизбежно возвышается до философского (постигающего призрачность чувственного мира и тождественность субъективного и объективного в представлении), он считал неудачной, а аргументы Гегеля – софистическими. Русский философ отрицал описанный Гегелем диалектический процесс развития сознания, в котором каждый новый момент «снимает», «отрицает» предыдущие, и полагал, что все способы человеческого познания совместимы в некоем синтетическом единстве, в целостном «уме». Последний, по определению Гилярова-Платонова, не только есть формальная сила, но и тот интеллектуальный центр тяготения, «около которого само собою сжимается в единство всё разнообразие приобретённой материи знания».

http://pravoslavie.ru/5243.html

—115— цыбашева: «Повествование о России» (указатель помещены при втором томе сочинения Арцыбашева, М. 1838). На третьем курсе в 1839 г. за диссертацию на тему «О влиянии внешней природы на народы и государство», студент Бычков получил серебряную медаль и в 1840 г. окончил курс со степенью кандидата. Университет ходатайствовал о назначении А.Ф. адъюнктом по кафедре русской истории. Но назначение это не состоялось. Молодого ученого ожидало другое поприще. В 1834 г. учреждена была при департаменте народного просвещения Археографическая комиссия для собирания, разбора и систематического издания памятников отечественного бытописания. В Археографическую комиссию и был определен 7 октября 1840 г., по рекомендации М.П. Погодина, А.Ф. Бычков (вместе с Н.В. Калачевым), и с тех пор стал неустанно трудиться над обнародованием летописей, исторических и юридических актов и различных произведений старинной славяно-русской письменности. С 1854 г. А.Ф. был главным редактором летописей, с 1865 г. по 1873 г. – правителем дел комиссии, 24 декабря 1891 г. назначен председателем Археографической комиссии. Под редакцией А.Ф. Бычкова изданы шесть томов «Полного собрания русских летописей», а именно: Т. VII, Летопись по Воскресенскому списку (СПБ. 1856); Т. VIII, Продолжение летописи по Воскресенскому списку (1859); T. IX, Никоновская летопись (1862); Т. X, Продолжение Никоновской летописи (1885); Т. XV, Тверская летопись (1863), и Т. XVI, Летопись Авраамки (1889). Кроме того, так как первые тома «Полного собрания рукописей», печатавшиеся начиная с 1841 года, оказались не чуждыми значительных недостатков, то под редакцией Афанасия Федоровича Бычкова были переиздании в совершенно новой обработке текста, согласно с требованиями современной исторической и филологической критики, древнейшие летописи: Лаврентьевская (СПБ. 1872) и Новгородская (вторая и третья, 1879). Им же составлены указатели к Актам Историческим издаваемым Археографическою Комиссией (СПБ. 1843) и к восьми томам «Полного собрания русских летописей» (три выпуска, составившие том 1-й. 1875).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собрание Манси между тем подверглось довольно резкой критике в исследовании бенедиктинца Кантэна, Н. Quentin, Jean-Dominique Mansi et les grandes collections conciliaires. Paris 1900. Не замедлили появиться выводы из этой критики и по отношению к предприятию Вельтэ (Finke в Litterarische Rundschau Für das katholische Deutschland 1902). Издатель оправдывал целесообразность своей дополненной перепечатки спросом в ученом мире на сделавшееся уже редким первое издание и малою надеждою на готовность ученых в ближайшем будущем приняться за новое, более совершенное издание. (А. Б.) — 132.    Многие пожелания В.В.Болотова учтены в начатом Э. Шварцем в 1914 г. критическом издании деяний вселенских соборов (Acta Conciliorum Oecume-nicorum). К сожалению, вследствие смерти Э. Шварца (1940 г.) это издание прервалось, закончившись актами Халкидонского собора. После второй мировой войны преемником Э. Шварца стал И. Шрауб, выпустивший в свет деяния V вселенского собора. В новейшее время труд продолжения этой работы взял на себя австрийский ученый Р. Ридингер, издавший деяния Латеранского собора 649 г. и планирующий издать деяния VI вселенского собора. (А. С.) — 135.    Ср. В. В. Болотов, Заметка о книге: Каноны важнейших древнецерков-ных соборов вместе с апостольскими правилами, изд. проф. Фр. Лаухерта. [Die Kanones der wichtigsten altkirchlichen Concilien nebst den Apostolischen Kanones, herausgeg. von F. Laucher. Freiburg im Br. und Leipzig 1896]. Христ. Чтение, 1896, II, 178—195.— Критическое издание древних латинских переводов, относящихся к соборам греческих памятников, предпринял в последнее время С. Н. Turner, Ecclesiae occidentalis monumenta juris antiquissima. Canonum et conciliorum grae-corum interpretationes latinae. Fase. I, 1—2. Oxonii 1899—1904 (апостольские правила и никейские документы).— Что касается русского перевода «Деяний вселенских соборов» (т. I-VII, Казань 1859—1873, все томы имеются во 2-м издании, 5-й в 3-м), то он сделан, как замечается в предисловии к 1 тому, по изданиям Лябба — Коссара и Гардуэна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Источники и пособия Библия на еврейском языке. Издание А. Рейхарда. Вена 1877. Vetus Testamentum graecum cum variis lectionibus edidit. Holmes. Т. 4. Prophetae. Oxonii. 1827. Biblia sacra, Vulgatae editionis, Sixti Qunti. Editio nova, auctoritate summi pontificis leonis XII excusa. Francofurti a M. 1826. Библия на славянском языке. Санкт-Петербург. 1872. Библия в русском переводе. Издание третье (синодское). Санкт-Петербург. 1882 г. Книги Священного Писания переведены с еврейского языка и изданы Обществом распространения Библии в Британии и в других странах. Лондон. 1875. Пророческие книги Ветхого Завета. Опыт переложения на русский язык. Алтайского миссионера Архимандрита Макария. Москва.1863. Св. Ефрема Сирина . Творения в русском переводе. Москва. 1853. Часть 8-я. «Толкование на книгу пророчеств Иоиля». Стр. 131 и сл. Alexandr. Opera. T. 4. ωλ. (Migne Curs. Completus. Series Graeca. T. 71. Parisiis. 1859). Бл. Феодорита. Творения в русском переводе. Москва. 1857. Часть 4-я. «Толкование на пророка Иоиля» Стр. 318 и сл. Hieronymi. Opera. Editio Mariani Victorii Reatini Parisiis. 1643. Tom. V. Commentaria in Ioelem p. 77 sqq. Rosenmilller. Scholia in Vetus Testamentum. Prophetæ minores. Vol. 1. Lipsiæ. 1812. Ioel p. 430 sqq. Justi. Ioel neu ubersetzt und erklärt. Lpz. 1820. Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zum Alten Testament. 1 Lieferung. Die kleinen Propheten von. Hitzig. Lpz/1838/Ioel.. Ewald. Die Propheten des Alten Bundes 1 Bd. Stuttgart. 1840. Ioel. Migne. Scripturae sacrae cursus completus. T. 20. Parisiis. 1841. Ioel. Здесь помещено толкование на кн. пр. Иоиля Кальмета. Hengstenberg. Christologie des Alten Testamentes, 1 Bd. 2 Ausgabe. Berlin 1854. Ioel. Schegg. Die kleinen Propheten. 1 Thl. Regensburg. 1854. Ioel. Keil. Biblischer Commentar uber die zwolf kleinen Propheten. Leipzig. 1806. Ioel. Wünsche. Die Weissagungen des Propheten Ioel. Leipzig. 1872. Grätz. Der einheitliche Character der Prophetie Ioels. Breslau. 1873. Cook. The Holy Bible with a explanatory and critical Commentary. Vol. VI. London 1876. Ioel p. 494 flw. Это сочинение, обыкновенно, называется «Speaker Bible».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Зачем драться, когда можно дела и без того обделывать по-своему» 163 . Турки восхищались его гибким умом, неустрашимой отвагой и настойчивым характером, величая его почетным титулом «Игнат-паша». Греки боялись его и злорадствовали его неудачам, ожидая с нескрываемым нетерпением его удаления из Константинополя. Коллеги-дипломаты завидовали ему и в тайнике души недолюбливали. Зато русские, проживавшие в Константинополе, и южные славяне прямо, можно сказать, боготворили его и любили до самозабвения. «Встретили здесь меня русские подданные и наши единоверцы (правильнее единоплеменники), – писал граф Н.П. Игнатьев к о. Антонину в 1869 г., по возвращении в Константинополь, с радостию, чуть не с триумфом. Спасибо добрым людям, сознающим мое искреннее рвение на общую пользу, три дня к ряду выходили в Черное море пароходы, украшенные флагами. Жаль, что «бодатой корове Бог рог не дает». 164 Вечная тебе память, русский витязь, неустрашимый честный ратоборец во славу своей родины и на благо святой православной Церкви! Да будет тебе родная земля пухом. 1 Не свободно от этих упреков и «С.-Петербургское Славянское благотворительное Общество», в блестящем своем собрании 30 ноября 1908 г., в память графа Н. П. Игнатьева, выпустившее на кафедру четырех ораторов, характеризовавших своего приснопамятного председателя лишь с одной политической стороны деятельности. Речи эти были следующие: К.А .Губастова: «Миссия генерала Н. П. Игнатьева в Пекине в 1859 и 1860 гг.. и Пекинский договор», П. Д. Паренсова: «Граф Н. П. Игнатьев, как русский и славянский деятель», А.А.Башмакова: «Игнатьевская школа дипломатии» и Г. И Кончева: «Болгарская памятка графу Н.П.Игнатьеву») 2 «А вот из моих, тут сущих, больше чем половина все французики какие-то,– характеризует состав константинопольского посольства в это время архимандрит посольской церкви в Константинополе о. Смарагд, впоследствии епископ сухумский, в письме к арх. Антонину 4 марта 1873 г, – лишь бы ноготки были чисты, да были бы перчаточки с тросточкой, а там, хоть трава не расти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

(Виноградов Александр Николаевич, 5.11.1845, с. Чамерово Весьегонского у. Тверской губ. -1919, Оптина пуст. ), иером., миссионер и китаевед. Род. в семье священника. В 1859-1865 гг. учился в С.-Петербургской ДС; после ее окончания в 1867-1868 гг. посещал занятия в СПбДА, но полного курса не окончил. Состоял учителем рисования при Ярославской ДС с 1868 по 1873 г., слушал лекции в Демидовском юридическом лицее, к-рый окончил в 1871 г. В 1874 г. был принят на службу в канцелярию военного прокурора С.-Петербургского окружного суда. Посещая семинары в Археологическом ин-те Н. В. Калачова в 1878-1881 гг., одновременно занимался в имп. Академии художеств , где успешно прошел программу обучения в объеме 2 курсов. В мае 1880 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. В 1881 г. прибыл в Пекин, где в составе Русской духовной миссии в Китае занимался миссионерской деятельностью до 1887 г. В связи с тяжелой болезнью по разрешению Святейшего Синода досрочно вернулся в Россию, продолжил службу в Киево-Печерской лавре , а затем с окт. 1888 г. на Киевском подворье в С.-Петербурге. После публикации ряда серьезных научных трудов, в т. ч. посвященных Китаю, вновь был направлен в Пекин, где в составе духовной миссии с 1896 по 1898 г. продолжал интенсивно заниматься миссионерской деятельностью и научными изысканиями. Из-за тяжелого психического заболевания отозван в Россию с назначением в число монашествующих Оптиной пуст. В пустыни прошла его оставшаяся жизнь, посвященная подготовке к печати собранных в Китае материалов, а также благотворительной деятельности, особенно в пользу Красного Креста (в период восстания ихэтуаней 1898-1901 и русско-япон. войны 1904-1905). В 1904 г. предпринял попытку покинуть мон-рь, но его прошение о снятии сана и расстрижении было отклонено Святейшим Синодом. Ни одна из его работ, написанных в Оптиной пуст., не напечатана. В период гражданской войны А. умер от голода. Место захоронения неизвестно. Оставшиеся после его смерти рукописи и материалы личного архива хранятся в ОР РГБ (Ф. 52).

http://pravenc.ru/text/64650.html

Сегодня также день памяти великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского , скончавшегося в 1881 году. Он родился 30 октября 1821 г. в семье врача московской Марьинской больницы для бедных, здесь прошли детские годы. В 1828 г. отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 г. приобрел поместье в Каширском уезде Тульской губернии. Мать умерла в 1837 г., отец убит крепостными крестьянами в 1839 г. В 1837 г. Достоевский переехал в Петербург и поступил в Военно-инженерное училище, окончив которое в 1843 г., поступил в чертежную инженерного департамента. В 1844 г. вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, в 1846-48 гг. опубликованы первые повести. В 1849 г. арестован по делу петрашевцев и приговорен к смертной казни, замененной каторгой. В 1850-54 гг. отбывал заключение в Омской каторжной тюрьме, затем зачислен рядовым в сибирский линейный полк в Семипалатинске. С 1859 г. жил в Твери, затем в Петербурге под негласным надзором полиции. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. Он возобновил литературную деятельность - романы «Униженные и оскорбленные» (1861) и «Записки из мертвого дома» (1861-62). Издавал совместно с братом журналы «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65), в которых пропагандировал идеологию почвенничества, близкую славянофильству. В это время Достоевский открывает для себя Запад и проникается ненавистью к нему. С 1873 г. он начал выпускать «Дневник писателя» (выходил в 1876-77 гг. и в 1880-81 гг.) - уникальный журнал одного автора, в котором изложил свое философское и политическое кредо. В «Дневнике» Достоевский предстает как яркий и самобытный национальный мыслитель право-консервативного направления, идейный предшественник русских монархистов начала ХХ в. Многие его идеи до сих пор не потеряли актуальности. Настоящее признание пришло к Достоевскому после публикации романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-72) и «Подросток» (1875). В 1878 г. Император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье. В последние годы жизни Достоевский создает свое самое главное произведение - роман «Братья Карамазовы» (1879-80). Настоящим триумфом писателя стала его знаменитая речь о Пушкине , которую он произнес за полгода до смерти 8 июня 1880 г. в Москве в публичном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника А.С.Пушкину. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, всемирная слава пришла к нему после смерти. Он умер в Петербурге, похороны его стали поистине национальным трауром.

http://ruskline.ru/history/2015/02/10/et...

С 1888 г. главный священник гвардии и гренадер, армии ифлотов. 1890 г. протопресвитер военного и морского духовенства: заботился о развитии христианской настроенности в войсках и о должном значении полковых священников. При нем значительно улучшилось материальное ислужебное положение военного и морского духовенства, приведены в порядок воинские кладбища, устроены церковно-приходские школы в войсковых частях, при военных церквах были заведены библиотеки религиозно-нравственного содержания, стали проводиться внебогослужебные собеседования для нижних чинов, основан военно-свечной завод, доходы от которого шли на благотворительные цели. С 1905 г. член Св. Синода. Известен как законоучитель, автор ряда руководств по Закону Божию, выдержавших несколько изданий. См.: электр. ресурс: www.ortho-rus.ru/и www.encspb.ru/) 602 (Игнатьев – Игнатьев Алексей Павлович (22.05.1842–09.12.1906) – граф, государственный деятель, генерал от кавалерии. Окончил Пажеский корпус (1859) и Николаевскую академию Генштаба (1862). С 1865 г. флигель-адъютант. С 1871 г. командир 2-го лейб-уланского Курляндского полка. С 1873 г. командир Кавалергардского полка. С 1874 г. командир 1-й бригады 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, член Главного комитета по устройству и образованию войск. С 1875 г. генерал-майор Свиты. С 1878 г. председатель Комиссии для составления проекта устава о внутренней службе в кавалерии. С 1881 г. начальник штаба гвардейского корпуса. С 1885 г. восточносибирский генерал-губернатор, командующий войсками Иркутского военного округа. С 1886 г. генерал-лейтенант. С 1887 г. иркутский генерал-губернатор. С мая по август 1889 г. товарищ министра внутренних дел, затем – киевский, подольский и волынский генерал-губернатор. С 1896 г. член Государственного совета. С 1898 г. генерал от кавалерии. В 1904 г. генерал-адъютант. В 1905 г. председатель Особых совещаний для пересмотра исключительных законов об охране государственного порядка и по вопросам веротерпимости. Убит в Твери эсером С.Н. Ильинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Произведениями, открывшими новый период в творческой биографии Д. и ставшими вехой в истории книжной иллюстрации, были «Сочинения Рабле с иллюстрациями Гюстава Доре» (1854). Новизна книг, оформленных Д., заключалась в органичном синтезе полосных иллюстраций, виньеток и смело чередующихся текстовых полос. Созданные Д. образы поражали соединением фантастического и реального, отличались выразительным и свободным рисунком. Д. владел широкой палитрой жанра карикатуры - от мягкого юмора до гротеска. Эти черты связывают его искусство с искусством романтизма. Ангел Маккавеев. Иллюстрация «Библии». Гравюра. 1865 г. Ангел Маккавеев. Иллюстрация «Библии». Гравюра. 1865 г. Д. заявлял, что хотел бы проиллюстрировать все великие произведения классической лит-ры. Его творческое наследие составляют более 200 произведений, среди к-рых «Собрание сочинений» Дж. Байрона (1854), «Озорные рассказы» О. де Бальзака и «Рассказы» Т. Готье (1855), «Путешествие по Пиринеям» И. Тэна (1855), «Опыты» М. Монтеня (1859), «Рейнские сказания» и «Сказки» Ш. Перро (1861-1862), «Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Э. Распе (1863), «Труженики моря» В. Гюго и «Капитан Фракасс» Т. Готье (1866-1867), «Басни» Ж. Лафонтена и «Потерянный рай» Дж. Мильтона (1867), новое издание «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле (1873) с иллюстрациями в полный лист. Широко известны иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, работа над к-рыми началась осенью 1855 г. («Ад» вышел в 1861, «Чистилище» и «Рай» - в 1869), и к «Дон Кихоту» М. Сервантеса (1863); материалы для работы над романом Д. собирал в Испании в 1862 г. Последней проиллюстрированной Д. книгой был «Ворон» Э. По (1883). Неосуществленными остались иллюстрации к «Макбету» У. Шекспира, подготовительные рисунки к к-рым были сделаны в 1877 г. Д. выполнил более 80 тыс. рисунков, а также большое количество литографий, гравюр, акварелей. Ежегодно Д. выпускал неск. иллюстрированных книг, повторял издания прежних лет, иногда дополняя их новыми рисунками, обеспечивая работой лучших парижских ксилографов, число к-рых достигало 150.

http://pravenc.ru/text/180225.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010