461 Прот. Алексей (Александрович) Селезнев (1870–1951), псаломщик в Св.-Михайловском храме в Каннах (1895–1927). В 1927 г. – священник, настоятель церкви в Канн-ля-Бока (1927–1950). С 1946 по 1949 гг. – в юрисдикции МП., затем вернулся в русский Экзархат КП. 462 О. Димитрий (Владимирович) Кузьмин-Караваев (1886–1959), первый муж матери Марии (Скобцовой), известный литератор, перешел в католичество в Москве в 1920 г. Выслан из СССР в 1922 г., учился в Риме, принял священство, был настоятелем русского католического прихода в Берлине. С 1934 г. – в интернате Св. Георгия в Намюре (Бельгия), который перебрался в Париж в 1940 г. С 1949 г. преподаватель в интернате Св. Георгия (в Медоне). 463 Князь Петр Михайлович Волконский (1861–1947) перешел в католичество в эмиграции. Историк русского католичества. 464 Ген. Александр Иванович Спиридович (1873–1952), б. начальник Киевского жандармского управления, автор известных воспоминаний; историк и филолог Александра Михайловна Петрункевич (1873–1965); археолог и искусствовед Александр Петрович Калитинский (1879–1946); историк и искусствовед князь Иван Владимирович Пузино (Пузына) (1888–1960); дипломат и историк светл. князь Петр Петрович Волконский (1872–1957); педагог, философ, филолог и религиозный деятель Михаил Николаевич Гаврилов (1893–1954); известный философ и богослов Борис Петрович Вышеславцев (1877–1954). Все они – видные культурные деятели российского зарубежья. 465 Др. Курт Райхель был официальным представителем немецкого правительства в Париже по культурным делам. 467 Сергей Михайлович Осоргин (1888–1957), корнет, участник Первой мировой войны, регент хора церкви Свв. Константина и Елены в Кламаре. После войны переехал в США. 468 Василий Борисович Ельяшевич (1875–1956), профессор юридического факультета С.-Петербургского университета, промышленник. Эмигрировал во Францию. В 1935 г. купил имение в Бюсси-ан-От (деп. Йонна), предоставлял его для отдыха представителям творческой интеллигенции эмиграции. В 1946 г. передал имение во владение Покровской женской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

266 Вячеслав Яковлевич Чистяков (1872–1939), капитан л.-гв. Павловского полка, горный инженер, директор Балтийского завода. Член приходского совета Св.-Александро-Невского собора (1921–1927). 268 П.Е. Ковалевский был очень близок к семье ген. Н.Н. Головина (1875–1944) и дружил с его сыном инженером Михаилом Николаевичем Головиным (1903–1965). 269 Графиня Александра Илларионовна Шувалова, ур. гр. Воронцова-Дашкова (1869–1959), в России и в эмиграции активный деятель Российского общества Красного Креста, председатель Комитета помощи туберкулезным больным. 271 Софья Михайловна Зернова (1899–1972), окончила философский факультет Белградского университета, участвовала в создании РСХД. С 1930-х гг. во Франции. В 1935 основала в Париже Центр помощи русским беженцам и возглавляла его до 1969 г. Основала под Парижем Русский детский дом в Вильмуассоне, затем в Монжероне. 272 Германия начала активные военные действия против Франции 10 мая 1940 г. 14 июня немецкие войска заняли Париж. 22 июня было подписано перемирие между Францией и Германией. По условиям договора немцы заняли северную Францию и океанское побережье. Остальная территория страны управлялась коллаборационистским правительством маршала Петена, обосновавшимся в г. Виши. 273 Иван Созонтович Лукаш (1892–1940), писатель, поэт и журналист, участник Первой мировой и Гражданской войн. Поселился в Париже в 1927 г., уделял большое место в своем творчестве памяти Белого движения. Умер от туберкулеза 15 мая 1940 г. 274 Георгий Лаврентьевич Козловский (1902–1963). Участник Гражданской войны, во Франции – инженер-агроном, затем директор каучуковой плантации в Индокитае. Служил во французских войсках в Индокитае, вернулся во Францию в 1954 г. 279 Николай Рощин (наст. фамилия Федоров Николай Яковлевич; 1896–1956), писатель и журналист. Долго жил в доме Ивана Бунина в Грассе. Участник французского Сопротивления, член фр. компартии с 1944 г., один из руководителей Союза советских патриотов. Вернулся в СССР в декабре 1946 г. 280 Г-жа Менье, принадлежавшая к семье владельцев известной шоколадной фабрики, передала икону в Св.-Александро-Невский храм до отъезда из Парижа, во время массового «исхода» населения из столицы. Феодоровская икона Божией Матери в серебряном окладе (50x62 см), написанная в 1807 г. в России иконописцем Каменщиковым, стала наиболее почитаемой из икон храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После революции Ильинский храм оставался действующим, но его не обошли стороной тяжёлые испытания. В 1922 году по Декрету ВЦИК изъяли церковные ценности на нужды голодающих. В 1936 году в Евпатории сначала запретили колокольный звон, а затем и вовсе закрыли этот храм. Здание церкви передали Комитету физкультуры и спорта. Настоятель Ильинского храма протоиерей Елеазар Спиридонов написал о случившемся греческому консулу в Москву, после чего был арестован. Ему присудили пять лет лагерей без права переписки. 64-летнего священника отправили этапом на Колыму, где он работал на рудниках и через полгода скончался от непомерных трудов и болезни. В том же, 1936-м году власти Евпатории расторгли договор с греческой общиной из-за того, что прихожане не сумели отремонтировать здание и храм закрыли. Уже во время Великой Отечественной войны Ильинку вновь открыли и здесь в годы оккупации службу вёл Иван Улезко, 1872 года рождения. Однако в конце 50-х годов прошлого столетия храм ждали новые испытания. Из-за хрущёвской атаки на религию его вновь закрыли якобы из-за аварийного состояния колокольни высотой 42 метра. Её пытались разрушить с помощью военной техники: танка, БТРов и стенобитных машин. Стальные тросы рвались, но колокольня не поддавалась. В конце концов рабочим удалось разобрать верхние её ярусы. Случилось это в 1959-м году. Здание храма снова стали использовать как спортивный зал. В очередной раз тут забелили лики святых. В конце 1980-х гг. инициативная группа верующих приступила к работе по возвращению Ильинской церкви прихожанам. И в декабре 1989 года Евпаторийский исполком принял решение о передаче здания церкви религиозной общине. 2 мая 1990 года архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам совершил чин освящения храма. Благодаря настоятелю Ильинского храма иерею Георгию Куницыну, была восстановлена звонница, алтарь, в церковь вернулись многие иконы. Иконы на иконостас и киоты были изготовлены в Почаеве художниками-иконописцами отцом и сыном Ананием и Иваном Мельничуками. Они же расписали и стены храма. К юбилею Евпатории в 2003 году колокольню восстановили, на ней был установлен новый колокол. Его отливали на днепропетровском предприятии " Благовест-1 " . Высота колокола составляет 89 см, диаметр - 84 см, на поверхности - надпись: " Сей колокол отлит в честь 2500-летия богоспасаемого града Евпатории в лето 2003 от Рождества Христова для храма пророка Илии " .

http://sobory.ru/article/?object=07493

Брат Сергей, к сожалению, рано умер. Он был детским врачом и очень много работал, готовил докторскую диссертацию. Похоронен он в селе Акулово, там, где жили последние годы и упокоились и мама, и отец, где служит брат моего мужа протоиерей Валериан Кречетов . 1 Автор воспоминаний – дочь протоиерея Тихона Пелиха. Значительную часть опубликованного письменного наследия епископа Вениамина (Милова) составляют письма к семье Пелихов – священнику Тихону Пелиху, его супруге Татьяне Борисовне и их детям. Впервые опубликовано: Православие и современность. 2009. 11 (27). С. 115–122. 2 Преподобномученик Кронид (Любимов; 1858–1937; память 27 ноября/10 декабря), архимандрит. Наместник Троице-Сергиевой Лавры в 1915–1919 гг. Расстрелян в Бутово. 3 Архимандрит Гурий (Егоров; 1891–1965). Первый наместник возрожденной Лавры (1945 – август 1946). В 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Средне-Азиатского, с 1952 г. архиепископ. С 28.01.1953 по 31.07.1954 г. архиепископ Саратовский и Сталин- градский. С 1959 г. митрополит Минский и Белорусский, с 1960 г. Ленинградский и Ладожский, с 1961 г. Симферопольский и Крымский. 5 Священномученик Петр (Зверев ; 1878–1929; память 25 января/7 февраля), архиепископ Воронежский. Приняв монашество и священный сан в 1900 г., преподавал в Орловской, Новгородской духовных семинариях. В 1909 г. был назначен настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии, где имел возможность постоянно общаться с оптинскими старцами. Нес архипастырское служение в Нижегородской, Тверской, Воронежской епархиях. Многократно арестовывался за противодействие обновленческому расколу. Весной 1927 г. был отправлен в Соловецкий лагерь, где скончался от тифа; святые мощи священномученика Петра сейчас пребывают в соборе Соловецкого монастыря. 6 Священномученик Александр Хотовицкий (1872 – дата смерти неизвестна, ок. 1937 г.; память 7/20 августа), протопресвитер. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Североамериканскую епархию. Здесь в 1896 г. принял священный сан. В 1917 г. был переведен в Москву с назначением ключарем кафедрального храма Христа Спасителя. Был одним из ближайших помощников святого Патриарха Тихона. Неоднократно подвергался арестам. Летом 1937 г. был арестован в последний раз, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 19 августа 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИСКОНСИНСКИЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ СИНОД [англ. Wisconsin Evangelical Lutheran Synod], протестантская церковь в США. В 40-х гг. XIX в. жившие в Висконсине нем. эмигранты-лютеране обратились с просьбой прислать им пасторов. Приехавшие в Америку пасторы Й. Мюльхаузер, Й. Вайнман и В. Вреде, выпускники Барменской школы по подготовке миссионеров, основали в 1850 г. Немецкий евангелическо-лютеранский министериум Висконсина; в 1853 г. название было изменено на Немецкий лютеранско-евангелический синод Висконсина и др. штатов. В 1863 г. была открыта первая семинария в г. Уотертаун. В 1872 г. Висконсинский синод стал членом Лютеранской синодальной конференции, к к-рой присоединились синод Миннесоты, а позднее и Мичигана (1890); в окт. 1892 г. возникла ассоциация под названием Объединенный синод Висконсина, Миннесоты, Мичигана и др. штатов, где каждый синод сохранял независимость. Общие усилия в основном были направлены на сферу образования. В 1919 г. произошло их полное слияние, в результате к-рого появился Евангелическо-лютеранский объединенный синод Висконсина и др. штатов. Свое совр. название синод получил в 1959 г. Догматика В. е.-л. с. не отличается от др. лютеранских церквей, но выделяется среди них своей консервативностью, неприятием идей юнионизма и сотрудничества с теми церквами, с к-рыми нет полного догматического единства. Результатом такой политики стал разрыв (1961) отношений с Миссурийским Синодом и выход (1963) из Лютеранской синодальной конференции. С 1992 г. В. е.-л. с. начала миссионерскую деятельность на территории Российской Федерации, выбрав для этого Сибирский регион; в 1995 г. в Новосибирске была зарегистрирована первая община; в 1997 г.-открылась семинария. В наст. время общины расположены в Новосибирске, Омске, Тогучине и Искитиме (ок. 600 чел.); в 2003 г. прошла ординация первых 3 рус. пасторов. Офиц. название В. е.-л. с. на территории РФ - Евангелическо-лютеранская церковь «Конкордия». Рубрики: Ключевые слова: ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера

http://pravenc.ru/text/158754.html

Ранним утром 25 мая 1997 г. я села на скоростной поезд Синкансэн и отправилась в город Сидзуока, стараясь успеть на литургию. Первыми православными в районе Идзу (нынешняя префектура Сидзуока) были самураи из клана Нумадзу — Хироси Одзаки (1852—1916) и Кэндзабуро Ямадзаки (? — 1926). Одзаки с 1872 г. учился в школе иностранных языков при министерстве иностранных дел. Как раз в это время из Хакодатэ в Токио переезжает Николай и происходит их встреча. Точная дата крещения Одзаки не известна, но произошло это до 1875 г. Он получил христианское имя Анатолий. По его рекомендации 9 октября 1875 г. был крещен Ямадзаки, которого нарекли Саввой. (Интересная деталь — когда в 1854 г. в заливе Суруга потерпел крушение русский фрегат «Диана» и моряки во главе с адмиралом Путятиным жили на земле клана Нумадзу, отец Ямадзаки сделал их портретные наброски, которые сейчас можно увидеть в библиотеке Суруга города Нумадзу.) Итак, православие пришло в Идзу в 1875 г., а на следующий год, 8 июля, Николай окрестил четырнадцать тамошних мужчин и женщин. В 1878 г. верующих насчитывалось сорок пять человек. Православные проповеди начались в городе Сидзуока в 1877 г., а в 1883 г. был построен молитвенный дом. Нынешний Покровский храм существует с 1959 г. Прихожан — примерно семьдесят семей. Нарядные царские врата храма вырезаны из дерева русскими пленными. Примерно в двух часах езды на машине от города Сидзуока находятся горячие источники Сюдзэндзи. Преображенский храм в Сюдзэндзи был построен в 1912 г. и является памятником культуры префектуры Сидзуока. Почему префектуральные власти считают его таковым? Как указано в церковной брошюре, для этого есть три причины: «Храм красивой формы (в византийском стиле); очень известен в техническом и художественном отношении; внес большой вклад в историю религиозного развития Идзу». Более ста лет тому назад в Китае, в Порт-Артуре, был построен православный храм для русских моряков. Русско-японская война 1904—1905 гг. окончилась поражением России, и много русских пленных попало в Японию. Когда они оставляли Порт-Артур, то разобрали и увезли с собой иконостас и паникадило. Возвращаясь на родину после войны, они все это подарили своим японским братьям по вере. В 1911 г. Архиепископ Николай тяжело заболел, и православные Сюдзэндзи решили как можно скорее построить храм, чтобы молиться о его выздоровлении. Семьдесят человек трудились день и ночь, и храм, на строительство которого обычно уходило три года, был сооружен за три с половиной месяца. Там и воздвигли привезенный из Порт-Артура иконостас. К сожалению, верующие не успели помолиться о здравии Святителя Николая в своем новом храме: его освятили 2 июня 1912 г., а несколькими месяцами раньше, 16 февраля того же года, Владыка скончался.

http://pravoslavie.ru/39678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАСТОЯНОВ Никола (ок. 1778, Самоков - 29.09.1874, там же), болг. книгопечатник и ксилограф, основатель 1-й болг. типографии. Обучился печатному делу в Рильском мон-ре. Был учителем в Самокове, Дупнице и Сапареве. В 20-х гг. XIX в. в Самокове открыл мастерскую по переплету церковных книг и учебников и книжный магазин. В 1828 г. из Белграда привез ставший первым в Болгарии ручной типографский пресс и в Самокове открыл типографию, но из-за отсутствия шрифтов печатал иконы, в т. ч. прп. Иоанна Рильского и др. святых. В 1833 г. в Сербской княжеской типографии в Белграде напечатал 1-ю книгу - Часослов, а в 1834 г. в Крагуеваце - «Букварь, или Начальное учение» и Житие св. вмч. Харалампия. В 1835 г. в Буде купил 150 «оки» (литер) церковнослав. букв и тайно вывез их в Самоков, где стал печатать без указания выходных данных малоформатные книги нравственно-поучительного содержания. В 1847 г. получил офиц. разрешение властей на издание церковных и «полезных» книг. К. издал ок. 30 книг, в т. ч. «Краткое описание святых двадцати мон-рей на Святой Горе» (1846), Часослов (1847), «Чудеса Пресвятой Богородицы» (1851), «Свиток, или Молитва Пресвятой Богородице» (1868), «Молитва св. вмч. Мине» (1872). Его издание «Службы с житием и страданием святого вмч. Георгия Нового» (1855) отличается очень высоким уровнем печати и художественного оформления. В Самокове К. установлен памятник. Из 3 сыновей К., к-рые продолжили и развили его дело, к религ. темам чаще обращался Атанас (1822-1880), один из лучших граверов Самоковской художественной школы. По собственным рисункам он изготовил гравюры «Святые царь Константин и царица Елена» (НБКМ), «Святые Косма и Дамиан» и «Вознесение Христово» (Болгарская национальная худож. галерея, София), «Пресвятая Богородица» (иллюстрация к изданию Часослова 1847), «Распятие Христово» (1849, Исторический музей г. Самокова), «Вмч. Димитрий Солунский» (1852), «Св. Георгий Новый» (1855). В 1848 г. Атанас издал Ерминию, в которой помимо основ иконописания были описаны технологии гравирования и приготовления красок. Лит.: Златарски В. Н. Даскал Николай Карастоянович и неговата печатница//Периодическо списание на Бълг. книжовно друштво. София, 1906. Кн. 66. С. 623-661; Атанасов П. Начало на бълг. книгопечатане. София, 1959. С. 213-214. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1680995.html

Гондарский период истории Д.-Л. (1636-1866) был омрачен христологическими спорами о соединении и помазании , едва не приведшими к расколу в Эфиопской Церкви (эччеге выступал как сторонник доктрины соединения, установление которой возводилось к Такла Хайманоту). В 1866 г. эфиоп. царь Феодор II сжег Гондар и переселил оттуда большую часть населения, а Иоанн IV (1872-1889) поселил митрополита и эччеге в своей ставке. Между тем в обл. Шоа укрепилась власть местных правителей, возводивших свое происхождение к царской династии и благотворивших старому монстырю Д.-Л., к-рый при них трижды перестраивался и расширялся (в 1812, 1884 и 1908). Когда в 1889 г. на эфиопский престол взошел представитель шоанской династической ветви Менелик II , старый Д.-Л. и его настоятель эччеге вновь приобрели привилегированное положение при дворе и в царской столице Аддис-Абебе. Этот статус упрочился при имп. Хайле Селассие I (1930-1974), к-рый регулярно посещал мон-рь по случаю 3 ежегодных праздников в честь св. Такла Хайманота. В 1935-1941 гг. Эфиопию оккупировали итал. фашисты. После покушения на Р. Грациани, «вице-короля Итальянской Восточной Африки» (19 февр. 1937), они устроили массовую резню не только в Аддис-Абебе, но и в Д.-Л., понимая, что последний служит идеологическим оплотом эфиоп. монархии. Погром мон-ря состоялся 21 мая, когда в обители было множество паломников. В этот день расстреляли 297 монахов и 23 «подозреваемых соучастника», т. е. простых верующих; более 100 диаконов и семинаристов были высланы в Дэбрэ-Берхан и расстреляны позднее; неск. сот монахов отправлены в концентрационные лагеря; подверглись захвату сокровища Д.-Л. (в наст. время хранятся в Ватиканских музеях). После освобождения Эфиопии и получения Эфиопской Церковью автокефалии в 1959 г. ее 1-м Патриархом был избран эччеге Габра Гийоргис (см. ст. Баслейос ). С этого времени настоятель Д.-Л. теряет прежний авторитет и становится одним из рядовых членов Свящ. Синода Эфиопской Церкви, а титул «эччеге престола св. Такла Хайманота» принадлежит Патриарху Эфиопской Церкви.

http://pravenc.ru/text/180795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке ВКЛАДНЫЕ КНИГИ разновидность документов, велись в крупных рус. мон-рях и нек-рых соборах в сер. XVI - нач. XX в. ВЛАДИМИР (Новиков Владимир Анатольевич, род. 2 апр. 1958 г.), епископ Клинцовский и Трубчевский (Брянская митрополия) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Самохин Михаил Викторович; род. 1979), митр. Владивостокский и Приморский, глава Приморской митрополии ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР (Мороз Виорел Лазаревич; род. 1959), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры ВЛАДИМИР (Нагосский Василий Павлович; 1922 - 1997), Архиепископ Токийский и Митрополит всея Японии (Японская Автономная Православная Церковь) ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121236_62.html

–»– 1872, ноябрь. – С. 420. –»– 1875, июль-август. – С. 103–185. –»– 1876, январь-февраль. – С. 3; сентябрь-декабрь. – С. 266–289. Самарские епархиальные ведомости. – 1869, 9. – С. 197; 16. – С. 309. Статья Духонина//Смоленские епархиальные ведомости. – 1869, 6, 7. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1880, январь. – С. 126. –»– 1881, январь. – С. 90. Миловский Н. М., священник. Московская духовная академия в 1838–1842 гг.//Русский архив. – М., 1893. – Кн. 3. – С. 55. Письмо В. В. Гречулевича к архиепископу Могилевскому Анатолию Мартыновскому //Русский архив. – М., 1898. – Кн. 1. – С. 309. Русский архив. – М., 1871, 3. – С. 490–491. –»– 1895. – Кн. 1, 3. – С. 297. Исторический вестник. – СПб., 1880. – Т. 3. – С.786–795. –»– 1884, ноябрь. – С. 499. –»– 1891, сентябрь. – С. 639. –»– 1893, май. – С. 465. –»– 1896, июль. – С. 168. К 150-летию Ленинградской духовной семинарии. Из речи инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии Л. Н. Парийского, произнесенной на торжественном акте 9 октября (26 сентября) 1959 года//Журнал Московской Патриархии. – М., 1959, 11. – С. 36–41. Современные известия. – М., 1867–1887, 83. Голос. – СПб., 1869, 79. Современный листок. – СПб., 1863–1869, 23, 24. Биржевые ведомости. – СПб., 1869, 78. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 340, 398. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 141–156. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1102–1103; т. 1. – С. 2082. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 282. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 1-а, доп. – С. 851. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010