Проект был составлен проф. Б. А. Тураевым и представлен членам Священного Собора, однако решение было отложено до будущего Собора (см.: Балашов Н,. прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001). 813 Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не смог из-за подписки о невыезде. С сентября 1921 г. член Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. С января 1922 г. архиепископ Кру­тицкий. Неоднократно арестовывался, находился в ссылках и заключении. С ноября 1925 г. ми­трополит Одесский. С 1927 г. Ташкентский и Туркестанский. 814 См.: Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православною Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изобра­жениями в тексте праздников и икон Божией Матери/Сост. С. Снессорева. 2-е изд., доп. СПб., 1898. 817 Тучков Евгений Александрович (1892–1957), сотрудник ОГПУ. В 1922 г. назначен заместите­лем начальника 6-го отделения Секретного Отдела ГПУ. В 1922–1929 гг. начальник 6-го отде­ления Секретного отдела ГПУ–ОГПУ. С сентября 1922 г. секретарь Антирелигиозной комиссии. В 1939 г. уволился из ГУГБ НКВД. 818 Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870–1930), сщмч. епископ. Член Священного Собора Православной Русской Церкви 1917–1918 гг. В 1925 г. хиротонисан во епископа. В 1926 г. аре­стован. Приговорен к 3 годам ИТЛ. Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 г. Архиепископ Мануил неправильно указывает время разговора, который смог состояться после расстрела епископа Василия в 1930 г. 820 См.: Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподава­телям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. 822 См.: Краткий акафист Пресвятой Богородице явления ради чудныя Ея иконы «Державныя» в селе Коломенском, под Москвой, 2 марта 1917 года/Святейшим Патриархом Тихоном исправ­лен и допущен к употреблению. М., 1917. 824 Святитель Афанасий писал в письме архиепископу Мануилу от 20.10.1959 г.: «Признаюсь, я не охотник до акафистов, и даже больше того, я решительный противник акафистов, которых много появляется в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Лит.: Снегирёв И. М. О первой Псалтыри, напечатанной Невежею Тимофеевым и Никифором Тарасиевым при царе Иоанне Васильевиче//ВЕ. 1830. 13. С. 57-62; он же. Древнейшие памятники слав. типографий//УЗ Моск. ун-та. 1835. Ч. 9. С. 168-174; Сахаров И. Н. Летопись рус. гравирования//Сев. пчела. 1841. 104. С. 414-416; Ундольский В. М. Очерк слав.-рус. библиографии. М., 1871. С. 14; Гатцук А. А. Очерк истории книгопечатного дела в России//РВ. 1872. Т. 99. Май. С. 310-343; Леонид (Кавелин), архим. Евангелие, напечатанное в Москве, 1564-1568. СПб., 1883. С. 13-31; Некрасов А. И. Книгопечатание в России в XVI и XVII вв.//Книга в России. М., 1924. Ч. 1. С. 63-100; Сидоров А. А. Древнерус. книжная гравюра. М., 1951. С. 126-145; он же. История оформления рус. книги. М., 19642. С. 72-74; Зёрнова А. С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М., 1947; она же. Орнаментика книг московской печати XVI-XVII вв. М., 1952. С. 14-16, 22; она же. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. С. 15-21, 138. 9-19; Тихомиров М. Н. Начало московского книгопечатания//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 9-40; он же. Россия в XVI ст. М., 1962; Каменева Т. Н. Неизвестное издание моск. печати XVI в.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1967. Сб. 14. С. 133-144; Лабынцев Ю. А. Типография Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева. М., 1984. (Свод. кат. и описание старопеч. изд. кирилловского и глаголического шрифтов; 19); Немировский Е. Л. Иван Фёдоров (ок. 1510-1583). М., 1985; он же. Иван Фёдоров и его эпоха: Энцикл. М., 2007. С. 539-540; Сазонова Л. И. Андроник Тимофеев//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 40-42; Cyrillic Books printed before 1701 in British and Irish Collections: A Union Catalogue/Comp. by R. Cleminson e. a. L., 2000. Р. 61-63. 58; Григорьев Е. И. О некоторых спорных вопросах рус. книгопечатания//Вестн. РАН. 2001. Т. 71. 5. С. 443-452; Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта 2-й пол. XVI в.: Свод. кат. М., 2003. С. 332-333. 42; С. 499-503. 64, 67; С. 802-804. 109; С. 809-813. 115; С. 904-906. 128; С. 1073-1075. 153; С. 1083-1084. 162; С. 1089-1096. 167, 169; Турилов А. А. Библиогр. сюрприз описи 1651 г. ц. Ильи пророка в Ярославле: (Свидетельство о неизв. слободском издании XVI в.)//Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. (Ярославль, 13-14 окт. 2009 г.). Ярославль, 2010. С. 43-47; Починская И. В. Книгопечатание Московского гос-ва 2-й пол. XVI - нач. XVII в. в отеч. историографии: Концепции, проблемы, гипотезы. Екат., 2012. С. 269-283; Вознесенский А. В., Медведева Е. М. Московские издания 1-й пол. XVII в. в собр. Отд. редких книг РНБ: Кат. СПб., 2013. Вып. 1: 1601-1620 гг. С. 83-139. 1-3; Вознесенский А. В. Московские издания Апостола 1621 и 1623 гг.: К вопросу о так называемой «филаретовской» книжной справе//Книжная старина. СПб., 2015. Вып. 3. С. 133-134.

http://pravenc.ru/text/2564808.html

участка–могилы: 14–2. Х: 20. У:10. Быков Вл–р Петр. 8/20.7.1872–1936.6.09. духовный писатель ? автор «Тихих приютов» (1913), быв. изд. «Спиритуалиста»? Апушкины Конст. Конст. 26.10.1898–1965.10.6 и др. Лебедева (Быкова) 1899–1943 участка–могилы: 14–3. Х: 17. У:8. Мечёв Алексий, сын регента Чудовского хора Алексея Ив., 17.03.1859–1923, 22.06 протоиерей ц. Николы на Маросейке, дух. старец. там же: Анна Петровна 2.09.1965–1902.29.08 Евфросиния Никол. 28.12.1890–1959.06.02. Алексей Сергеевич 23.10.1921–1988.21.06. участка–могилы: 14–4. Х: 19. У:8. Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 1.04.1869–10.06.1936 игумения Сераф.–Знам. М–ря на ст. Перхушково подвижница милосердия участка–могилы: 14–5. Х: 20. У:7. Дефендова Ольга Серафимов. (2 белых креста, за ними Евгения Андр-на † 1968) 1864–1960, 27.05 участка–могилы: 14–7. Х: –10. У:22. Любимов Ал–др Вас., 1887–1952 прекр. баритон (бол. теми, гранитн. крест) и Валентина Петровна Любимова 7.02.1892–1982,12.12 (участок с Евг. Андр. – Ир. А. Габр.) протодиак. (с 1942 в Лефорт, ц., с 1913 – псалм., с 1917 – диак. в Новод. М–ре, в 1933–39 у Ильи Обыден. участка–могилы: 14–8. Х: 15. У:–23. Гузняков Борис и др. и его жена и др. (поворот перед п–ком Перхоровичу) 7.8.1932–1996, 03.01 наст. ц. " Всех скорбящих...», где служил 35 лет, (до этого – в провинции), скрипач, препод, в МДА. участка–могилы: 14–9. Х: 15. У:–16. Штраус Дм. Адольф. и др. Штраусы † 10.05.1985 участка–могилы: 14–10. Х: –-7. У:15. Рыбчинский Евфимий Ал–др. (свернуть с гл. алл. за большой могильный монумент со ступенями, за ним – вторая ограда с ажурным металл, крестом) 14.04.1866–1940,30.11 Протоиерей. По ок. Киев ДС служил на Украине, с 1891 полк, св–к, с 1911 в Кроншгадтск. соборе, с 1918 в Новодевич. М–ре до 1929 г. ? (III–XII 1922 г. под арестом), в ц. 7 Вселенск. соборов, в Благовещ. на Бережках, немного в Хамовниках, священник-нелегал ИПЦ, В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин–ве финансов. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Ак.7 прислуживал в ц. Кира и Иоанна у о. Сергия Битюгова. С 6.3.1922–диакон. С 9 .9.1923 645]; В 1924–1930 гг. и. о. наст. Знаменск. ц. в Шереметевском пер.;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

712 Кн. Иван Владимирович Вяземский (1915–1964), в Париже с 1919 г., участник Второй мировой войны в рядах французской армии, женился на дочери Франсуа Мориака Мари-Терез. Их дочь Анна Вяземская станет известным французским писателем. 713 Константин Константинович Мельник (род. 1927), сын Т.Е. Боткиной – дочери погибшего с Царской семьей в Екатеринбурге доктора Е.С. Боткина. До войны прислуживал в Ниццком соборе. С 1959 по 1962 гг. Участвовал в руководстве французскими спецслужбами в качестве советника французского премьер-министра. Известный автор книг, посвященных деятельности спецслужб. 714 Прот. Николай Ижболдин (1872–1958), из купеческой семьи, эмигрировал во Францию. Священник в 1942 г., пом. настоятеля церкви Св. Иоанна Воина в Медоне (1940–1943), настоятель церкви старческого дома в Нуази-ле-Гран (1943–1946), пом. настоятеля Св.-Серафимовского храма в Париже (1946–1956). 715 Игуменья Феодосия (Дина Иосифовна Соломянц; 1903–1992), из одесской еврейской интеллигенции, в Париже с 1929 г. Обращена в православие при участии о. Сергия Булгакова . Пострижена в 1938 г. Участвовала в основании обители в Муазенэ-ле- Гран, насельницы которой в 1946 г. переселилась в Бюсси-ан-От. С 1977 г. назначена настоятельницей Покровского женского монастыря в Бюсси-ан-От, в 1991 г. возведена в сан игуменьи. 716 Архиепископ Павел (Евгений Павлович Голышев; 1914–1979), эмигрировал в Бельгию. В 1938 г. окончил Св.-Сергиевский богословский институт. Иеромонах в 1938 г. Пом. настоятеля Св.-Георгиевской церкви в Антверпене (1938–1942), настоятель Св.-Сергиевской церкви в Коломбеле (1942–1946). Член Союза советских патриотов, духовник объединения «Православное дело». Выбрал юрисдикцию МП и уехал в СССР (1947). Служил и настоятельствовал в разных приходах, преподавал в Ленинградской духовной академии (1953–1954). Епископ Молотовский в 1957 г., епископ Астраханский (1960), архиепископ Новосибирский (1964), архиепископ Вологодский (1972). Выехал в Бельгию в 1975 г., принят в клир парижской русской Архиепископии, служил в Св.-Николаевском храме в Брюсселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам. Биографических сведений об Н. не сохранилось. Впервые он упоминается в послесловии (колофоне) Псалтири (8 марта 1567 - 20 дек. 1568) - 1-й книги, изданной в Москве без участия первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца . Послесловие завершается сообщением о печатниках: «тщанием же и труды Никифора Тарасиева да Невежи Тимофеева». Невежу Тимофеева в историографии XIX в. стали отождествлять с Н., его имя впервые появилось в Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577). Эта т. зр. была высказана И. М. Снегиревым, к-рый ввел Псалтири (20 дек. 1568) в научный оборот. Он же предположил, что Н. был братом П. Мстиславца ( Снегирев. 1830. С. 59-60). Предположение об этих родственных связях не было поддержано исследователями, признание же тождества между Невежей Тимофеевым и Андроником, несмотря на отсутствие четкого и аргументированного обоснования, стало доминирующим ( Гатцук. 1872. С. 343; Леонид (Кавелин). 1883. С. 15; Зёрнова. 1947. С. 45; Сидоров. 1951. С. 126; Сазонова. 1988. С. 40-42; Немировский. 2007. С. 539-540). Сомнения в том, что обе Псалтири (1568 и 1577) были изданы одним печатником, высказывал Ю А. Лабынцев ( Лабынцев. 1984. С. 11). Выдвигалась также гипотеза о том, что Невежа Тимофеев является отцом Н. ( Сахаров. 1841. С. 414; Тихомиров. 1962. С. 97-98). Сочинение об истории книгопечатания в Московском гос-ве «Сказание известно о воображении книг печатного дела», написанное в 40-х гг. XVII в., называет Н. «учеником» И. Фёдорова и П. Мстиславца: «...последи тех мастеров Иоанна и Петра ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти и царьским тем же повелением поведено ему книги печатати печатным воображением в царствующем граде Москве и раздавати по всем градовом во всей Росии Часовники и Псалтири, Апостолы и Евангелия, Триоди и Октаи и прочия божественныя книги» ( Протасьева Т. Н., Щепкина М. В. Сказания о начале московского книгопечатания: Тексты и пер.//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 201). Такую точку зрения, восходящую к данному источнику, разделяли мн. исследователи, аргументируя ее тождеством шрифта изданий Н. со шрифтом Фёдорова и сходством декора их книг ( Зёрнова. 1952. С. 14, 22; Немировский, 1985. С. 245). Иной позиции придерживался архим. Леонид (Кавелин), полагавший, что в период становления книгопечатания в Москве существовало неск. конкурировавших групп печатников, к-рые овладели основами типографского искусства у некоего иноземного мастера. Группа, которую составляли Н. и Н. Тарасиев, находилась в состоянии соперничества с группой И. Фёдорова и П. Мстиславца ( Леонид (Кавелин). 1883. С. 15, 29-30). Н. никогда не упоминал о своем ученичестве у Фёдорова.

http://pravenc.ru/text/2564808.html

Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич ; 1873–1965), митрополит. Член Собора по должности как архиепископ Кишиневский и Хотинский. Председатель Отдела церковного имущества и хозяйства, Председатель религиозно-просветительского совещания при Соборном Совете, возглавлял соборную комиссию, выработавшую чин интронизации Патриарха Тихона. Избран членом Священного Синода. В 1897 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. С 1914 г. епископ Холмский и Люблинский, с 1915 г. епископ Кишиневский и Хотинский. С 1916 г. архиепископ. После присоединения Бессарабии к Румынии и отказа войти в румынский Синод отстранен от должности архиепископа Кишиневского и выслан из Кишинева. В 1919 г. эмигрировал в Константинополь. В 1920 г. назначен Высшим Церковным Управлением (ВЦУ) на Юге России на должность управляющего русскими приходами в Константинополе, в 1920–1922 гг. член ВЦУ за границей. Участник ряда Архиерейских Соборов Русской Зарубежной Церкви, с 1934 г. помощник председателя Заграничного Архиерейского Синода. В 1935 г. возведен в сан митрополита Патриархом Сербским Варнавой (Росичем). Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и председатель Архиерейского Синода с 1936 г. В 1950 г. переехал в США. Председатель ряда Архиерейских Соборов РПЦЗ (1950, 1953, 1959:1962). Ушел на покой в 1964 г. с оставлением почетного председательства в Синоде. Скончался в Нью-Йорке (США). Анатолий (Каменский Алексей Васильевич ; 1863–1925), архиепископ. Член Собора по должности как епископ Томский и Алтайский. В 1895 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1906 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. епископ Томский и Алтайский, член Государственной думы IVcoзыba. С 1920 г. архиепископ. С 1924 г. управлял Иркутской епархией, однако проживал в Омске. Скончался в Омске в алтаре во время всенощного бдения. Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872–1937), епископ. Член Собора по должности как епископ Уфимский и Мензелинский и по участию в Предсоборном Совете.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Неканоничное восстановление автокефалии с последующим полным отделением церковной области от Поместной Церкви: Болгарская Православная Церковь дважды уходила в состояние раскола по причине неканоничного восстановления своего автокефального статуса. Первый раз это произошло в 1185 г., когда болгары разорвали церковную зависимость от Константинополя и создали свой патриархат с центром в Тырново, за что подпали под действие канонических прещений. Преодоление этой схизмы стало возможным спустя только пять десятилетий (1234 г.). Сохранявшееся негативное отношение Константинопольского Патриархата к болгарской церковной независимости спустя многие столетия привело к упразднению Болгарского Патриархата (1767 г.). Предпринятая в XIX ст. попытка восстановления автокефалии Болгарской Православной Церкви вопреки желанию кириархальной Церкви привела к очередному расколу с Константинопольским Патриархатом, продолжавшемуся с 1872 по 1945 гг. 193 В середине XX ст. на Балканском полуострове произошел еще один церковный раскол, обусловленный неканоничным способом восстановления церковной автокефалии. После освобождения в 1943 г. территории Македонии от албанско-итальянской оккупации возникла идея восстановления македонской автокефалии в виде исторической Охридской архиепископии, существовавшей с 919 по 1767 гг. На Охридском Церковно-Народном Соборе, проведенном в 1958 г., было провозглашено восстановление Охридской архиепископии в статусе автономной структуры Сербского Патриархата. Принятие такого важного решения без предварительного согласования со священноначалием кириархальной Церкви, каковым для Македонии являлся Сербский Патриархат, привело к временному разрыву отношений между Македонской и Сербской Православными Церквями, прекращенному в 1959 г. Однако уже в 1967 г. на очередном Охридском Церковно-Народном Соборе состоялось самочинное провозглашение полной автокефалии Македонской Православной Церкви, не получившей признания со стороны Сербского Патриархата и на долгие десятилетия отделившей македонские территории от причастности к полноте Вселенского Православия 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Выписки из ведомости 1917 г. " Церковь построена в 1642 году в честь святителя и Чудотворца Николая, вторая Ильинская, холодная с двумя престолами в 1872 году. Обе построены тщанием прихожан. Зданием обе деревянные на каменном фундаменте. Колокольня при Никольской церкви тоже деревянная.... У священника дома нет - живет у прихожан, у псаломщика собственный построен в 1910 г. Другие здания принадлежали церкви: здание школьное и сторожка. В 1916-1917 гг. построено общее школьное здание... из приходского собрания в 3000 рублей " . Впервые церковь обследовалась, обмерялась и фотографировалась летом 1959 г. Был составлен небольшой предварительный отчет. Второй раз памятник изучался в конце августа 1964 г. вместе с кандидатом архитектуры А.В. Ополовниковым. Его заключение: " ... если исходить из того, что памятники архитектуры, как и все культурное наследие, сохраняется не ради самого сохранения, а в определенных культурно-просветительных, воспитательных и других идеологических целях, - то выбор может быть только один: перевозка в музей, реставрация и включение в общую сокровищницу древней архитектуры Новгорода " . В ответ на запрос Начальника Управления культуры Новгородского облисполкома из Москвы был получен ответ: " Государственная инспекция по охране памятников истории и культуры учитывая, что памятник находится в неудовлетворительном техническом состоянии и что восстановление и обеспечение его сохранности на месте не представляется возможным, считаем Ваше предложение о перевозке памятника приемлемым " . В том же 1972 году памятник был разобран, перевезен в Витославлицы и закончен реставрацией в 1976 году. К сожалению, архивные материалы поступили позже, только в 1977-78 гг. и не помогали в работе по исследованию церкви и разработке проекта реставрации. Вернемся к загадке с датой сооружения Никольской церкви. По документам их 7. Могла бы быть и 8-я, дендрохронологическая. Но здесь мы потерпели неудачу: диаграммы спилов с бревен храма не накладывались на контрольную, неоднократно проверенную схему.

http://sobory.ru/article/?object=60663

- 155 лет назад родился Михаил Васильевич Нестеров (31.05.1862 - 18.10.1942) - выдающийся русский и советский живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии (1941). Молитва Михаила Нестерова Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей» 5 художников, достойных «очереди к Серову» - 145 лет назад родился Уильям Хит Робинсон (31.05.1872 - 13.09.1944) - известный английский карикатурист и иллюстратор. Его иллюстрациями были оформлены «Датские сказки и легенды» Х.К. Андерсена, «Путь паломника» Д. Беньяна, «Дон Кихот» М. де Сервантеса и «Сказки старой Индии» У. Роуза и др. книжные издания. Хит Робинсон создал цикл иллюстраций к комедии У. Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1908), цветные и черно-белые иллюстрации к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1912), принесшие ему славу одного из крупнейших мастеров золотого века английской книжной графики. Хит Робинсон получил известность так же, благодаря своим карикатурам, изображавшим смехотворно сложные машины, предназначенные для достижения простых целей (художника нарекли именем «королем приспособлений»). В Великобритании термин «Хит Робинсон» используется для обозначения невероятных, ненадежных, никчемных машин, а самого. Альбомы с его рисунками: «Самодельные автомобили» (1921), «Веселый гольф» (1923), «Нелепости» (1934), «Как жить в квартире» (1936), «Как быть идеальным мужем» (1937) стали классикой английского юмора.   - 125 лет назад родился Константин Георгиевич Паустовский (31.05.1892 - 14.07.1968) - русский советский писатель, классик русской литературы. Его книги неоднократно переводились на многие языки мира. Главным произведением писателя стала автобиографическая «Повесть о жизни», написанная в течение 1945 – 1963 гг., В состав повести вошли 6 книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959 - 1960), «Книга скитаний» (1963). Произведения К. Г. Паустовского были включены в советскую школьную программу по русской литературе. Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны, военный корреспондент, служил на Южном фронте.

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-29-m...

С. 450-455). Решающую роль в полемике сыграло житие прп. Евфросина Псковского , написанное неизвестным автором в нач. XVI в. Голубинский убедительно доказал, что в основе жития лежит переписка Афанасия; полемика Афанасия с его оппонентами превратилась в полемику прп. Евфросина с псковичами (Там же. С. 453-462). Автор жития дополнил свое произведение рассказом о явлении ему самому Пресв. Богородицы и прп. Евфросина, якобы заповедавшим сообщить тайну сугубой А. всей Церкви. На Стоглавом Соборе 1551 г. было принято постановление о необходимости сугубить А., непокорным Собор угрожал анафемой (Стоглав. Гл. 42 - см. Емченко. С. 319). На решение Собора повлияло житие прп. Евфросина Псковского, а также позиция прп. Максима Грека (Голубинский. С. 462-465). К сер. XVII в. на Руси повсюду утвердилась практика двоить А., к тому времени уже закрепленная многочисленными печатными изданиями. Однако Патриарх Никон , приводивший рус. богослужебную практику в соответствие с греческой, выпустил в 1656 г. Часослов и др. книги с тройной А. Это вызвало смущение и в обстановке начинавшегося раскола подало повод к обвинениям в «ереси» и «непослушанию Пресвятой Богородице», как это представлялось с т. зр. постановлений Стоглавого Собора и жития прп. Евфросина. Окончательное решение по поводу сугубой А. было принято Большим Московским Собором (см. Собор Русской Церкви 1666-1667 гг. ) в мае 1667 г., указавшим на неточности в житии прп. Евфросина и запретившим сугубую А., сохранившуюся в среде старообрядчества, а также у единоверцев (см. Единоверие ). В нек-рой связи с проблематикой сугубой и трегубой А. находится вопрос об однократном или троекратном пении А. на литургии во время малого входа (см. Входной стих ). Лит.: Ключевский В. О. Псковские споры//ПО. 1872. 12. С. 711-743; он же. Соч. М., 1959. Т. 7. С. 76-101; Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881; Нильский Н. К истории споров об аллилуйе//ХЧ. 1884. Май-июнь. С. 690-729; Малов Е. , прот. Об «Аллилуия»: Вразумление старообрядцам//ПС.

http://pravenc.ru/text/114768.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010