26 апр. 1940 г. Н. был вызван в Мытищинское отделение УНКВД по Московской обл. на допрос по делу прихожанина Космо-Дамиановской ц. Т. Князева. На предложение о сотрудничестве дал формальное согласие ради возможности участия в Пасхальном богослужении и был отпущен. 29 апр., в понедельник Светлой седмицы, Н. явился в отдел НКВД и представил письменный отказ от сотрудничества с НКВД. В ночь на 6 июля того же года Н. был арестован. Его обвиняли в том, что, «зная об открытых высказываниях Князевым... антисоветских настроений, Тохтуев укрывал его и не довел об этом до сведения органов советской власти». Н. находился во внутренней тюрьме УНКВД Московской обл. 2 сент. 1940 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 8 годам заключения в ИТЛ и отправлен в Севжелдорлаг (Коми АССР). Скончался в лагере, погребен в безвестной могиле. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 6 окт. 2005 г. Арх.: ГАПО. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. П-8678. Лит.: Королёв. Исповедники. С. 25-34; Нестеров В., диак. Протодиак. Николай Васильевич Тахтуев//Приходской листок храма св. бессребренников Косьмы и Дамиана в Болшеве. 1999. 12(32). С. 2-4; ЖНИР: Моск. Доп. т. 4. С. 99-117; ЖНИР. Май. С. 33-51. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2565838.html

6. Провести очередную Богословскую конференцию Русской Православной Церкви на тему " Учение Церкви о человеке " в октябре-ноябре 2001 года. 7. Утвердить Положение о Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах изучения материалов о местночтимых новомучениках Украинской Православной Церкви. Материалы представлены Святейшему Патриарху Алексию Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора вопрос о внесении в Собор новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви для общецерковного почитания подвижников веры, пострадавших в XX веке и прославленных Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых: священномучеников: архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка; 1885-1938); архиепископа Харьковского Александра (Петровского; 1851-1940); митрополита Одесского Анатолия (Грисюка; 1880-1938); ), архиепископа Елецкого Сергия (Зверева; 1872-1937; архиепископа Херсонского Прокопия (Титова; 1877-1937); епископа Прилукского Василия (Зеленцова; 1870-1930); священномучеников Крымской епархии: епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича; 1864-1937); иеромонаха Варфоломея (Ратных; 1894-1938), священника Тимофея Изотова (1875-1938), священника Иоанна Блюмовича (1888-1938), протоиерея Димитрия Киранова (1879-1938), священника Владимира Пищулина (1889-1938), протоиерея Николая Мезенцева (1863-1938), иеродиакона Антония (Корж; 1888-1938), священника Елеазара Спиридонова (1873-1937), протоиерея Николая Казанского (1874-1942) и 103 новомучеников Черкасских. СЛУШАЛИ: Информацию митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о прошедшем в Рязани праздновании Дня славянской письменности и культуры, отмечаемого в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Андреева (урожденная Фроловская) Наталья Николаевна (1887–1970), жена протоиерея Феодора Андреева. В 1921– 1922 – училась в Богословском институте. Принимала активное участие в церковно-общественной жизни. В сентябре 1930 – арестована по делу «Всесоюзной к.-р. монархической организации церковников ИПЦ». Приговорена к 3 годам ссылки. Вернулась в Ленинград в сер. 1950-х. Андреевский Иван Михайлович (1894–1976), писатель, историк Церкви. Учился в университете в Париже и в Психоневрологическом институте. В 1921 – окончил историко-филологический факультет университета в Санкт-Петербурге. Активный участник «иосифлянского движения». Весной 1928 – арестован как организатор религиозно-философских кружков среди молодежи. Приговорен к 3 годам концлагеря. Отправлен на Соловки. После отбытия срока проживал в Новгороде, работал психиатром. В 1942 – находился на оккупированной территории. При наступлении Красной Армии уехал в Германию. С 1950 – поселился в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, преподавал в духовной семинарии. Андрей (князь Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872– 1937), архиепископ. В 1895 – принял монашеский постриг и рукоположение в священнический сан, был назначен учителем в Духовную семинарию в Казани. В 1897 – инспектор Александровской миссионерской семинарии. В 1899 – возведен в сан архимандрита и назначен наблюдателем казанских миссионерских курсов. 4 октября 1907 – хиротонисан в епископский сан. В 1911 – назначен епископом Сухумским. В 1913 – переведен на Уфимскую кафедру. После 1917 – постоянно в ссылках и тюрьмах. Совершил много тайных архиерейских хиротоний. В 1922 и 1926 – ненадолго возвращался на свою кафедру. 4 сентября 1937 – расстрелян в Рыбинске. Арсений (Корди Борис Григорьевич; 1907–1937), архимандрит. С 1926 – в тайном скиту на Кавказе. Принял монашество. В 1929 – арестован вместе с группой монахов по делу «Черноморского филиала ИПЦ». Приговорен к 5 годам концлагеря. В 1935 – приехал в Казахстан, где познакомился с митрополитом Иосифом, возведен в сан архимандрита. 26 октября 1937 – арестован по обвинению в участии в антисоветской организации церковников. 16 ноября 1937 – по приговору тройки УНКВД Алма-Атинской области расстрелян в Алма-Ате.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

(в Александровке с 1912 г.); свящ. Иоанн Дмитриевич Иванов, 1879 г.р (в Александровке с 1910 г.); диак. Виктор Иванович Сугаренко, 1884 г.р. (в Александровке с 1910 г.); псаломщик Дмитрий Николаевич Левитский, 1849 г.р. (в Александровке с 1866 г.); псаломщик Василий Николаевич Трофимовский, 1872 г.р. (в Александровке с 1898 г.); пасаломщик Иван Иванович Игуменцев, 1887 г.р. (в Александровке с 1912 г.). В начале XX в. в селе Александровка была построена вторая церковь – приписная к Преображенской, во имя св. блгв. князя Александра Невского. Преображенская церковь была закрыта в 1935 г. и разрушена. Православная община села Александровка возобновила богослужебную деятельность в период оккупации Азовского района немецко-фашистскими захватчиками в 1942 г. Поскольку храм был разрушен, верующие заняли здание Александровской средней школы. В ноябре 1943 г. общине было предложено освободить школьное здание, и они перешли в помещение, принадлежавшее до войны Александровской бытовой артели (глинобитный дом 1909 г. постройки, размером 63,25 кв. м), которое к тому времени было свободно. 20 августа 1944 г. состоялось собрание прихожан Преображенского молитвенного дома Александровки, на котором под руководством свящ. А. Ридина было принято решение о регистрации общины и были составлены необходимые документы. В мае 1945 г. община была зарегистрирована уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Ростовской области. В 1950 г. здание молитвенного дома было частично перестроено. Преображенская церковь существовала до второй волны гонений на Русскую Православную Церковь. 12 марта 1960 г. Азовский райисполком принял решение об изъятии здания молитвенного дома. Обоснованием этого решения была срочная необходимость здания для ремонтно-бытовой артели. 27 мая 1960 г. Ростовским облисполкомом было принято следующее решение 269): «Согласиться с решением исполкома… от 12.03.1960 г. об изъятии здания молитвенного дома… разрешить исполкому изъять у религиозной православной общины в с.

http://sobory.ru/article/?object=54386

В кон. 20 гг. XX в. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Подвизавшийся в Б. м. прп. Лаврентий (Проскура) Черниговский поселился в доме близ Ильинской ц., в к-рой служил до 1930 г., нес подвиг старчества. Прп. Лаврентий ископал на Болдиной горе рядом с Антониевыми пещерами неск. пещер (впосл. названных Лаврентиевыми), устроил в них храм во имя вмч. Георгия Победоносца, к-рый освятил архиеп. Черниговский Пахомий (Кедров) . Вокруг старца сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова нем. войсками, Б. м. был открыт как жен., первое богослужение состоялось 21 нояб. в пещерной ц. прп. Феодосия. Окормлявший сестер прп. Лаврентий назначил игумению, благочинную, казначею, организовал монастырское хозяйство. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в Б. м. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сент. 1962 г. жен. мон-рь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М. М. Говденко был отреставрирован Троицкий собор, в 1981-1982 гг.- монастырская колокольня. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. В наст. время в кафедральном Троицком соборе покоятся мощи прп. Лаврентия и свт. Феодосия Черниговских. В настоятельском и др. корпусах размещается епархиальное ДУ. Ильинская ц. и Антониевы пещеры открыты для экскурсий. Местонахождение чудотворной Ильинской иконы неизвестно. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского р-на, в к-ром в янв. 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского жен. мон-рь . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193; Т. 2. Стб. 185; Долгорукий И. М. Дневник моего путешествия в Киев в 1817 г.//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Барсов Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории южнорусских мон-рей//Там же. 1884. Кн. 2. Отд. 1. С. 13-14, 26-28. Лит.: Марков М. Е. О достопамятностях Чернигова//Там же. 1847. Кн. 1. Смесь. С. 12-14; Историческое описание Борисовской Тихвинской пуст.//Там же. 1872. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 171; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 150-176; Руденок В. Я. Чephiribcьka Болдиногорська Богородична лавра//Moruляhcьki читания 2000 року. К., 2001. С. 252-257.

http://pravenc.ru/text/149679.html

ВАСИЛИЙ (Эрекаев Василий Егорович; 1879-1937), иером., прмч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ Афанасьевич Александрин (1872-1942), псаломщик, мч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Максимович Архипов (1876-1938), псаломщик., мч. (пам. 1 марта., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Виноградов (1891-1937), свящ., мч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Киреевич Ежов (1867-1937), мч. (пам. 4 сент. в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Иванов (1869-1938), староста, мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_14.html

На следующий день признанным главой ВЦУ стал примкнувший к обновленцам еп. Антонин (Грановский) , в июне Л. упоминался уже как рядовой член ВЦУ. Вместе с еп. Антонином провел первые обновленческие «хиротонии» без предварительного пострижения в монашество. 18 июня был возведен в «архиепископа Крутицкого», но вскоре лидеры обновленцев приняли решение об удалении его из Москвы. 6 июля Л. был назначен «архиепископом Пензенским и Саратовским». В Пензе заключил соглашение с «епископом» Иоанникием Смирновым, «хиротонисанным» В. Путятой ; сумел захватить несколько городских храмов, в т. ч. Покровскую ц. Согласно отчету ГПУ, не пользовался в епархии авторитетом: «Пензенцам он известен по настоятельствованию в одном из монастырей, где зарекомендовал себя пьянством, распутством и т. д.» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 327). 4 окт. 1922 г. ВЦУ было вынуждено перевести Л. на Орловскую кафедру, а 26 марта 1923 г. он был уволен на покой. Был участником обновленческого «Поместного собора» в мае 1923 г., подписал постановление о лишении патриарха свт. Тихона духовного сана и монашества. 4 мая Л. был в числе обновленческой делегации, допущенной властями к арестованному патриарху для вручения грамоты о лишении его сана, при этом лично требовал от свт. Тихона снять священнические одежды. В дальнейшем проживал в Москве. В янв. 1925 г. участвовал в организованном обновленческим синодом совещании по выработке программ духовных учебных заведений. В окт. того же года участвовал во 2-м обновленческом «Поместном соборе» в Москве. 25 сент. 1928 г. был возведен обновленческим синодом в сан «митрополита». В марте 1931 г. в связи с 80-летием назначен почетным членом обновленческого синода. Скончался вне общения с канонической Церковью. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. Лит.: Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 72-75, 91, 96, 109, 110, 280, 350; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 166-168; Акты свт. Тихона. С. 217, 979; Цыпин. История РЦ. С. 79-81, 84, 98; «Обновленческий» раскол. С. 35, 37, 69-70, 79, 103, 215, 218-220, 223, 226-229, 248, 252, 253, 309, 334, 336, 363, 419, 809-810; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просветительская деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 678. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской "

http://pravenc.ru/text/2463447.html

обращений приходов о возвращении И. к управлению епархией Патриарх св. Тихон утвердил его епископом Кубанским и Краснодарским. В кон. того же года И. был возведен в сан архиепископа. В епархии были образованы Ейское и Армавирское вик-ства. В 1922 г. И. поддержал и благословил декрет об изъятии церковных ценностей . В мае того же года присоединился к обновленчеству, признав Высшее церковное управление (ВЦУ), после чего его викарий Ейский еп. Евсевий (Рождественский) объявил, что И. впал в раскол и отстраняется от управления епархией. 29 окт. 1922 г. И. вошел в состав обновленческого ВЦУ. В апр. 1923 г. участвовал в качестве свидетеля обвинения в судебном процессе над еп. Евсевием в Краснодаре. По замечанию протопр. М. Польского, «к чести покойного архиепископа он ничего не показал против епископа Евсевия, и в устроенном им поединке он чувствовал себя видимо смущенно и не находил, что отвечать епископу на его спокойные вопросы, касавшиеся причин их разделения» ( Польский. Ч. 2. С. 110, 111). В мае того же года И. принял участие в обновленческом «поместном соборе», поставил подпись под постановлением о лишении свт. Тихона Патриаршества и духовного сана. В июле того же года отправлен обновленческим синодом на покой. Упомянут как пребывающий на покое в 1926 г. Сведений о дальнейшей жизни и времени смерти не имеется. Соч.: Слово в день Св. Духа. Астрахань, Слово в Великий пяток: Произнесено в Астраханском кафедр. соборе. Астрахань, Слово в день святителя и чудотворца Николая и тезоименитства благочестивейшего государя имп. Николая Александровича: Произнесено в Астраханском Троицком соборе 6 дек. 1903 г. Астрахань, Речь при наречении во епископа//ПрибЦвед. 1908. 6. С. 289. Арх.: Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 35. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 110-111; Шавельский Г. И., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. Н.-Й., 1954. Т. 2. С. 340, 342; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 308; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп./Излож.: Т. И. Манухина. М., 1994. С. 321; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 127, 154, 180, 280; Цыпин. История РЦ. С. 62, 74; «Обновленческий» раскол. С. 772, 773; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г./Сост., автор предисл., коммент.: М. А. Бабкин. М., 2006. С. 69, 151; Крячко Н., свящ. Учреждение Временного Высшего церк. управления на Юго-Востоке России в 1919 г.//ВЦИ. 2008. 1(9). С. 5-55. Д. Н. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской "

http://pravenc.ru/text/469502.html

священника Димитрия (Кедроливанского; 1890 — 17 февраля 1938), священника Николая (Виноградова; 1873 — 17 ноября 1931), священника Михаила Попова; 1872 — 26 февраля 1938), протодиакона Василия (Соколова; 1879 — 2 апреля 1938), псаломщика Димитрия (Казамацкого; 1871 — 17 февраля 1938), псаломщика Феодора (Пальшкова; 1871 — 17 февраля 1938), псаломщика Владимира (Ушкова; 1885 — 21 марта 1942); от Псковской епархии: священника Афанасия (Кислова; 1880 — 23 августа 1937), священника Николая (Дворицкого; 1878 — 19 ноября 1937); от Чебоксарской епархии: священника Емилиана (Киреева; 1903 — 26 декабря 1941). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о визите в Русскую Православную Церковь делегации Японской Автономной Православной Церкви во главе с Высокопреосвященным Архиепископом Токийским, митрополитом всея Японии Даниилом. СПРАВКА: С 3 по 11 сентября 2003 года в Москве находилась делегация Японской Автономной Православной Церкви, возглавляемая Высокопреосвященнейшим Даниилом, Архиепископом Токийским, Митрополитом всей Японии. Она прибыла для участия в торжествах, посвященных 700-летию преставления святого благоверного князя Даниила Московского. 6 сентября Первоиерарх Японской Православной Церкви сослужил Святейшему Патриарху Алексию за богослужением в Успенском соборе Кремля. В тот же день японская церковная делегация во главе с Высокопреосвященнейшим Даниилом присутствовала на Патриаршем приеме в Тронном зале Синодальной резиденции в Даниловом монастыре по случаю завершения юбилейных торжеств в честь 700-летия преставления святого благоверного князя Даниила Московского. В состоявшейся затем беседе Святейший Патриарх Алексий отметил выдающийся вклад Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви в развитие и укрепление Православия в Японии. Его Святейшество вручил Митрополиту Даниилу орден святого благоверного князя Даниила (I степени), а также Памятный знак юбилейных торжеств.

http://sedmitza.ru/lib/text/429523/

Сергианские архиереи, служившие в Иоанно-Предтеченской церкви до 1937г.: архиепископы Софроний (Арефьев), Макарий (Звездов), Серафим (Силычев), Симеон (Михайлов), Глеб (Покровский), епископ Пётр (Савельев). Из них епископ Петр был расстрелян в Свердловске 19 октября 1937 г., одновременно с григорианским архиепископом Петром (Холмогорцевым). Остальные были арестованы в 1937 г. в разных городах страны, их дальнейшая судьба неизвестна. В списках священнослужителей Екатеринбургской епархии, репрессированных в 1918-1944 гг. значится Лушников Василий Степанович (1872 г.р.) протодиакон Иоанно-Предтеченской церкви г.Свердловска. Приговорен 27 августа 1930 г. к расстрелу. К 1941 г. в единственной не закрытой в городе Иоанно-Предтеченской церкви на Ивановском кладбище не осталось ни одного священника. Последний в городе неарестованный священник о. Николай Андриевский из-за непосильных налогов оставил службу и ушел рабочим на фабрику, что открылась в бывшем здании Рязановской церкви. После начала войны 1941 года, когда на занятой германскими войсками территории началось восстановление церквей, а на свободной части страны население потянулось в церкви, власти начали проводить политику частичного восстановления церковной жизни. Священнику Николаю Андриевскому органами НКВД было предписано вернуться к исполнению своих обязанностей, в дальнейшем к нему были присланы еще несколько священнослужителей. После того как в 1942 г. была восстановлена Свердловская епархия, Указом Патриарха Иоанно-Предтеченская церковь Свердловска получила статус кафедрального собора. А учитывая, что с 60-х годов XX века Свердловский архиерей возглавлял почти все Уральские епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала. В 1963 году по инициативе 1-го секретаря КПСС Н.С.Хрущева началась последняя крупная антирелигиозная кампания. Продолжалась безнравственная практика закрытия старых кладбищ, предполагавшая их последующее уничтожение. Ивановское кладбище оказалось закрытым. По счастью, кладбище не уничтожили. Около церкви были похоронены многие из последних екатеринбургских священников. На Ивановском кладбище сохранились от прошлого могилы открывателя способа добычи золота промыванием золотоносных песков, создавшего всю современную золотодобывающую промышленность, Л.И. Брусницына, строителя Крестовоздвиженской церкви городского головы купца В.В. Кривцова, строителя Иоанно-Предтеченской церкви купца Е.А. Телегина. Многие старинные памятники Ивановского кладбища не уступали лучшим образцам памятников столичных кладбищ.

http://sobory.ru/article/?object=01225

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010