Василий Михайлович Истрин (10.02.1865–19.04.1937) Апокрифы Византология История Древней Руси Василий Михайлович Истрин Литературовед, специалист по древнеславянским памятникам. С 1907 — действительный член Императорской Академии наук (затем — Российской академии наук и Академии наук СССР). Биография Учился в московском Заиконоспасском духовном училище, затем 3 года — в Московской духовной семинарии, откуда ушёл учиться в Московский университет. После окончания (1887) историко-филологического факультета университета защитил магистерскую диссертацию «Александрия русских хронографов» (1893). В 1894 году изучал рукописи в библиотеках Белграда, Софии, Филиппополя, Афонских монастырей и Праги, что привело к написанию и защите докторской диссертации «Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила» (1897). Был приват-доцентом Московского университета (1891—1897), читал лекции по истории русского языка; затем — профессором Новороссийского университета (ныне – Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова)(1897—1907) по кафедре русского языка и словесности (вступительная лекция «Хронографы в русской литературе» была прочитана им 16 сентября 1897 года). В Одессе женился на своей слушательнице Евгении Самсоновне Кузьменко (Истриной) (1906), которая также стала крупным лингвистом-русистом и историком языка. Как профессор он не только читал лекции, но и выступал в качестве инспектора, проверяющего качество и уровень преподавания литературы в гимназиях. «…если бы теперь открылась возможность радикально преобразовать школу, то вряд ли можно ожидать быстрых и разительных успехов. Прежде всего, взгляды на реформы школы так разнообразны и защитники той или другой школы так между собой не сходятся, что все дело реформы свелось бы к тому, в чьих руках в данный момент очутилась бы власть. Практика, однако, показала, что такой способ проведения реформ не состоятелен. Поэтому и надежда на какую-то радикальную реформу школы есть надежда несостоятельная. Одно должно признать несомненным, что дело преподавания, как дело живое, требует со стороны преподавателя постоянного к нему интереса и постоянного самоусовершенствования, а то и другое возможно только при достаточной свободе в своих действиях, при достаточном досуге, необходимом для самоусовершенствования, и при достаточном материальном обеспечении, дающем ему возможность пользоваться тем и другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Заславль. Кафедральный собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм был построен из кирпича в 1577 году князем Иваном Глебовичем как кальвинский собор на территории заславского замка. Сам замок и замковые укрепления XVI - XVII вв., которые сохранились, хоть и поросли бурьяном, возводились по образцу итальянской фортификационной системы. В кальвинском соборе читал свои проповеди сам Сымон Будный (роль Сымона Будного в белорусском протестантском движении можно сравнить с ролью Жана Кальвина для Европы). Затем кальвинский собор стал костелом Михаила Архангела. Это случилось во второй половине XVII века при новых хозяевах Казимире Яне и Кристине Барбаре (из рода Глебовичей) Сапегах. Тогда же достроили 37-метровую башню-звонницу. Архитектурное решение башни со многими элементами оборонного строительства свидетельствует об опасности постоянной военной угрозы, в которой жила Беларусь тех времен. Храм получил облик оборонительно-культовой архитектуры эпохи ренессанса. В 1676 году Казимир и его жена Кристина Барбара пригласили в Заславль монашеский орден доминиканцев. " Псы божьи " (так с латыни переводится название ордена) в стенах дворца, который находился рядом с костелом, и фундамент которого археологам удалось обнаружить, основали монастырь доминиканцев, освященный в 1678 году виленским бискупом и существовавший до 1832 года. Усадьба же владельцев города была перенесена за пределы тогдашнего поселения (сейчас место за вокзалом, рядом с ул. Советской). В 1772 году был построен двухэтажный деревянный жилой монастырский корпус. При монастыре существовала библиотека, насчитывавшая в 1818 году 422 тома. После ликвидации монастыря костел некоторое время был приходским. В 1840 году костел был отдан православным и освящен как Спасо-Преображенская церковь. В тот же год храм реставрировался. За счет казны, пожертвовавшей 6000 рублей, в 1864-1865 годах возвели новый купол, заменили пол, крышу покрыли жестью. Во время сталинских репрессий и гонений на церковь в 1937 году по ложному обвинению был арестован настоятель Спасо-Преображенской церкви протоиерей Порфирий Рубанович. Его заключили в концлагере на 10 лет. В 1943 году он погиб (Порфирия Рубановича в 1999 г. причислили к лику святых местночтимых новомучеников Белорусской Православной Церкви). Церковь частично разрушили во время Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=11463

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 14:38 19.04.2024 В ФСБ раскрыли детали появления автокефальной " церкви " на Украине 23.08.2021 17:22:41 МОСКВА Гитлеровские оккупанты, занявшие территорию Советской Украины в годы Великой Отечественной войны, в своих интересах поддержали воссоздание украинской автокефальной церкви, которая всячески обслуживала их. Затем, отступая под ударами Красной Армии, нацисты бросили ее руководство как уже ненужное, следует из материалов, рассекреченных ФСБ России в рамках проекта " Без срока давности " , с которыми ознакомилось РИА " Новости " . Среди этих материалов - протокол допроса Феофила Булдовского (1865-1944) органами государственной безопасности СССР в декабре 1943 года. В период немецкой оккупации Харькова он был митрополитом Харьковским и всей Левобережной Украины, председателем Харьковского епархиального управления автокефальной Украинской православной церкви. Булдовский на допросе рассказал, что в 1920 году дважды арестовывался Особым отделом Юго-западного фронта и ЧК по обвинению в активной помощи деникинцам, но был отпущен за недоказанностью. В 1924 году получил от советской власти " легализацию соборно-епископской автокефальной ориентации " . В 1937 году осел в Луганске, а в середине 1939 года прекратил там свою церковную деятельность в связи с закрытием последнего храма " и вообще решил удалиться на покой " , переехал в Харьков. Но когда немцы в октябре 1941 года оккупировали Харьков, к Булдовскому пришел протопресвитер Александр Кривомаз, с которым тот был " тесно связан на протяжении свыше 20 лет " . Кривомаз сообщил Булдовскому, что при Харьковской городской управе создан религиозный отдел, который " с разрешения немцев принимает меры к быстрейшему возрождению автокефальной Украинской православной церкви в Харькове и районах Харьковской области " . " Я решил попытаться занять главенствующее положение в возрождающейся автокефальной церкви, так как, будучи старейшим по хиротонии митрополитом Украины, я мог претендовать на пост митрополита Киевского и всея Украины " , - рассказал Булдовский.

http://radonezh.ru/2021/08/23/v-fsb-rask...

профессор Сергей Сергеевич Глаголев ( 21.10.1865–02.10.1937) Биографические труды. Некрологи Логика Основное богословие Религиоведение и история религий Рецензии Статьи Стихотворения профессор Сергей Сергеевич Глаголев Русский православный богослов и историк религии. Доктор богословия, заслуженный профессор МДА. Биография Родился в семье настоятеля Никольской соборной церкви г. Крапивны С. И. Глаголева (1839—1916). Когда ему было два года (а старшему брату, Дмитрию — четыре) умерла от чахотки его мать. Учился в тульском духовном училище и Тульской духовной семинарии (1879—1885). В 1889 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и за выдающие способности был оставлен при МДА в качестве профессорского стипендиата (1889—1890) — занимался в Московском университете. В 1890—1892 годах преподавал библейскую историю в Вологодской духовной семинарии. С августа 1892 года назначен исправлять должность доцента на кафедре введения в круг богословских наук Московской духовной академии. В мае 1896 года защитил диссертацию по теме «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» и получил степень магистра богословия и в августе утверждён доцентом, а в конце сентября того же года — экстраординарным профессором. В 1898—1899 годах был за границей; работал в музеях и библиотеках Парижа и Берлина, собирая материалы по истории религий. В 1901 году защитил диссертацию по теме «Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви» и получил степень доктора богословия. Сергей Сергеевич активно участвовал в издании Православной богословской энциклопедии; написал для неё 35 статей, среди них: богословские (Бог, Богопознание, Богословие, Вера, Апологетика, Бессмертие, Вечность, Жизнь, Истина); по истории восточных нехристианских религий (Авеста, Ассиро-вавилонская религия, Браманизм, Буддизм, Ведизм, Ислам); по истории европейской философии (Баадер, Вольтер, Галилей, Гартман Э., Гегель, Гоббес (Гоббс), Дунс Скот, Декарт и др.). Позднее большая часть этих статей вместе с некоторыми другими составила основное содержание двух его работ — «Пособия к изучению основного богословия» и «Лекций по богословию», выпущенных в помощь слушателям Высших женских курсов в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Тропа к Силуану 11 марта, 2016 В преддверии 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского журналисты «Липецкой газеты» побывали на его родине в селе Шовское Лебедянского района. Их «гидом» стал настоятель храма Рождества Христова иерей Николай Молокоедов, построивший своими руками часовню у Святого источника. Ступени храма Рождества Христова в селе Шовское Лебедянского района помнят ноги маленького мальчика Семена Антонова, в XX веке прославленного в лике святых как Силуан Афонский. Храм был построен на пожертвования помещиков Дурасовых за год до рождения Семена в 1865 году. Вот те храмовые стены и своды, которые смотрели на младенца, крестящегося в купели. Вместе с родителями, братьями и сестрами он ходил сюда на богослужения. А из источника у местного пруда струится чистая, прозрачная вода. Она будто слезы святого, со скорбью и болью молившегося за весь мир. Память о великом подвижнике и угоднике Божием земляки хранят в своих сердцах. Но быстротечное время приближает нас к 150-летнему юбилею преподобного, поэтому корреспонденты «Липецкой газеты» решили побывать на его родине — в селе Шовское. Как выглядел храм в свои лучшие годы, когда его посещал будущий святой подвижник? Красиво и величественно, о чем свидетельствуют крепкие стены, крепежные анкеры — старинные гвозди, на которых крепились желоба и сливные трубы, массивные скобы для лампадок и чудом сохранившиеся три старинные фрески. Лучше других выглядит изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках и праведного Иосифа в притворе храма. — Пол был вымощен медными пластинами, — рассказывает настоятель храма, иерей Николай Молокоедов — Когда падали солнечные лучи, то от них исходил золотой свет, которым освещался весь храм. Рядом была большая трапезная и кузница. В 1937 году, за год до смерти Силуана Афонского, церковь на его родине начали разрушать. Местные жители рассказывали, что, когда большой колокол сбросили на землю, она содрогнулась и загудела. В оскверненной церкви стояли тракторы и другая сельскохозяйственная техника. Стены прокоптились, потому что здесь жгли резиновые покрышки, чтобы не замерзала солярка.

http://pravmir.ru/tropa-k-siluanu/

Юрбаркас. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:не позже 1865. Адрес: Литва, Таурагский уезд, г. Юрбаркас, ул. Видюно, 21А Координаты: 55.079935, 22.757637 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Небольшая византийская кирпичная церковь в городке Юрбаркас была построена в 1865 году и находилась на территории усадебного парка князя Васильчикова. Здание храма выдержано в стиле эклектики с элементами русского стиля. Шатровый купол венчала луковичная маковка. В 1924 г. Совет по земельной реформе выделил храму 1,75 акра земли. В церкви был постоянный священник и на 1937 г. приход насчитывал 185 прихожан. В 1940 году, после установления советской власти, храм был закрыт. Здание храма сохранилось, оно было отремонтировано, сохранив изначальную форму, хотя на луковичных главках уже нет православных крестов. В 2001 г. в здании был открыт выставочно-концертный зал Юрбаркасского краеведческого музея. В церкви проводятся профессиональные художественные концерты и выставки изобразительного искусства. В 2003 г. церковь была включена в Реестр культурных ценностей Литовской Республики. Источник: Первая церковь в заштатном гор. Юрбурге во имя свв. Виленских мучеников была открыта в 1837 г. при таможне и перенесена вместе с ней в 1853 г. в Тауроген (Таураге). Новая каменная церковь во имя Преображения Господня была сооружена в 1865 г. княгиней Екатериной Васильчиковой в имении, которое принадлежало этому роду с 1846 г. до начала Первой мировой войны. Церковь в русском стиле отличается оригинальной композицией. В плане она представляет собой равноконечный " греческий " крест, над средокрестием на постаменте возвышается шатер с луковичной главкой. Каждая из четырех ветвей креста – в две оси, под щипцовой кровлей, в поле щипца в торцах ветвей креста – люкарна, порталы на трех фасадах с килевидным профилированным верхом, по углам - лопатки. Над западным рукавом креста – звонница по типу шестерик на четверике, завершенная шатром с главкой. Полуциркульные окна – в рамочных наличниках.

http://sobory.ru/article/?object=50151

Добрые вести Православия. Середина июля 2006 г. Состоявшееся на минувшей неделе заседание Священного Синода Русской Православной Церкви порадовало целым соцветием замечательных новостей. К сожалению, внимание большинства светских СМИ, как обычно, оказалось приковано к паре скандальных и прискорбных тем, обсуждавшихся на Синоде, игнорируя множество поистине светлых событий, ставших известными или свершившихся именно там. С удовольствием постараемся в новом выпуске нашей рубрики исправить этот нездоровый перекос. Самая главная новость, безусловно, состоит в том, что прошедшее заседание Священного Синода обогатило Православную Церковь 14-ю новыми святыми , которые были канонизированы и причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских XX века, пострадавших от гонений безбожной власти: – от Брянской епархии: протоиерей Варлаам (Попов; 1880 – 8.12.1937) и священник Стефан (Грачев; 1886 – 7.02.1938); – от Московской епархии: архимандрит Родион (Федоров; 1864 – 1933), протоиереи Алексий (Рождественский; 1865 – 26.12.1937) и Петр (Марков; 1881 – 21.02.1938), священники Евгений (Исадский; 1879 – 31.01.1930) и Димитрий (Беляев; 1875 – 10.12.1937), иеромонах Василий (Мазуренко; 1882 – 8.01.1938), послушница Марфа (Коврова; 1897 – 16.03.1938), Матфей (Гусев; 1868 – 18.01.1938), Андрей (Трофимов; 1882 – 11.06.1938); – от Ростовской епархии: священник Николай (Попов; 1864 – 26.03.1919); – от Санкт-Петербургской епархии: монахиня Мария (Лелянова; 1874 – 17.04.1932); – от Саранской епархии: священник Владимир (Четверин; 1874 – 2.09.1918). Почти все они приняли мученическую смерть за Христа в 1930-х годах во время репрессий против Русской Православной Церкви. Например, послушница Марфа Коврова была известна высокой благочестивой жизнью, отстаивала веру, всячески противилась тем гонениям, которые воздвигла советская власть против верующих. Она была расстреляна на полигоне НКВД в Бутово. Среди канонизированных есть и имя монахини Марии (Леляновой). Офицеры НКВД вынесли матушку-инвалида за руки из кельи, где она пролежала 20 лет, и отвезли в спецбольницу, где подвергли мучительным операциям, после которых она скончалась.

http://pravoslavie.ru/4980.html

Санкт-Петербург. Киновия Александро-Невской лавры. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Киновия Александро-Невской Лавры была основана митрополитом Михаилом (Десницким) в 1820 году на землях, подаренных Лавре Петром I еще в 1714 году. 17 июня 1862 г. был заложен большой пятиглавый храм Пресвятой Троицы по проекту епархиального архитектора Г.И. Карпова. Средства на постройку в сумме 30 тысяч завещал купец Федор Федорович Набилков. Его брат В.Ф. Набилков перед смертью в 1865 г. дал наказ сыну закончить строительство и тоже оставил 30 тысяч рублей. 28 июля 1868 г. храм был торжественно освящен. Образа для иконостаса, вырезанного по эскизу зодчего охтинским резчиком И.Е. Абросимовым, написал академик церковной живописи И.А.Тюрин. Росписи выполнил И.Ф. Михайлов, утварь приготовила фабрика Н.И. Алексеева, а паникадило известная бронзолитейная фабрика Шопена. Святыней храма считался образ XVII века Божией Матери " Всех скорбящих радости " , привезенный, по преданию, с Афона. В 1935 г. в Троицкий храм приехала комиссия и, обследовав здание, предложила «двадцатке» произвести его ремонт. Однако из-за недостатка средств ремонт смогли произвести лишь частично. Через год областная комиссия по вопросам культа постановила: «Ввиду того, что требуемый капремонт 20-ка произвести не в силах, церковь закрыть, а помещение использовать под мастерские Промкомбината Володарского района. 23 июня 1937 г. это решение утвердил ВЦИК. На следующий год взорвали колокольню и сняли все пять глав Троицкого храма. По справочнику-путеводителю «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» составители А.В. Кобак, Ю.М. Пирютко. – СПб.: Издательство Чернышева, 1993. В центре киновии епархиальный арх. Г.И. Карпов построил пятиглавый собор. Собор был заложен 17 июня 1862 г. Купец Федор Федорович Набилков завещал на постройку 30 тыс. руб. В 1865 г. его брат В.Ф. Набилков перед смертью также дал на собор 30 тысяч рублей и завещал сыну закончить строительство. 28 июля 1868 г. храм был торжественно освящен во имя Святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=01527

Лошицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Богородицы села Лошицы. Обмерный чертёж Виноградова А. Н., Всеславина А. С. Табл. XXX. 1887 г. из фондов Музея при Российской академии художеств. (Музейный НИМ РАХ КП-610/123-/28. А-5287) Дмитрий Волохов 1 июня 1887 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена в 1886 г. Престола три: Покрова Пресвятой Богородицы, Скорбящей Божией Матери, Святителя Николая. Закрыта в 1937 г. Вновь открыта в 1991 г. Источник: сайт Тверской епархии Церковь Покрова Пресвятой Богородицы стоит на южной окраине села на кладбище, обсаженном старыми березами. Во 2-й пол. XVIII в. в селе существовали две деревянные церкви: Рождества Богородицы с приделом митрополита Филиппа, сгоревшая в 1779 г. и выстроенная заново в 1794 г., и Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца, сооруженная в 1777 г. (сгорела в 1820 г.). Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами - Николая Чудотворца и Скорбящей Божией Матери - была построена в нескольких десятках метров к югу от деревянного храма. Первоначальный проект, составленный в 1860 г., представлял собой шатровый четырехстолпный храм с полукруглой апсидой и трехъярусную шатровую колокольню, соединенные между собой притвором. Утвержденный в том же году в Тверской строительной и дорожной комиссии, этот проект не был осуществлен, поскольку церковь оказалась слишком крупной для небогатого прихода. В 1865 г. одним из прихожан, майором Николаем Ивановичем Землиным, был выполнен новый проект, соответствующий численности и средствам прихода. Этот проект после его исправления в 1866 г. бывшим губернским архитектором И.Ф. Львовым, по-видимому, и был использован при строительстве существующего храма, которое из-за недостатка средств началось не ранее 1869 г., а закончено к октябрю 1886 г., когда церковь и была освящена. Колокольня и притвор, соединяющий ее с храмом, сооружены в 1900-е гг. В советское время утрачены церковь Рождества Богородицы и деревянная колокольня (разобраны в 1930-е гг.), иконостасы в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Кирпичное оштукатуренное здание с цоколем из гранитных блоков - типичный для своего времени пример сельской приходской церкви в форме эклектики с преобладающими чертами русского стиля в объемной композиции. Закрыта в 1937 г. Вновь открыта в 1991 г.

http://sobory.ru/article/?object=22550

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XV ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Вознесенский (1855-1918), свящ., сщмч. (пам. 4 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Гливенко (1879-1938), свящ., сщмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский. ДИМИТРИЙ Феофанович Игнатенко (1872-1935), прот., сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Григорьевич Казанский (1884 - 1942), свящ., сщмч. (пам. 4 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Васильевич Касаткин (1884-1942), свящ., сщмч, (пам. 15 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/xv.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010