Окуловка. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Население деревни Окуловка и окрестных деревень принадлежали прежде к приходу Перетновской церкви. Но после строительства железной дороги и быстрого роста числа жителей появилась необходимость в строительстве собственной церкви. В 1865 г. в Окуловку из села Мшенцы бывшего Валдайского уезда (теперь Бологовский район) была перевезена деревянная церковь Рождества Бо­городицы, существовавшая там с 1789 г. Эта деревянная церковь действовала в Окуловке вплоть до строительства в 1901 г. каменного храма. Все эти 35 лет в церкви служил священник Михаил Петрович Тихомиров (Новг. епархиальные ведомости. 1901г. С. 875—883) Среди священников Окуловской церкви упоминается также Иоанн Маркович Крылов (Памятная книжка Новгородской губернии на 1875 г.) 25 июня 1900 г. Окуловку посетил архиепископ Новгородский и Старорусский для освящения закладного камня будущего каменного храма. Каменная церковь строилась во славу свт. Николая, но освящена была в честь св. блгв. вл. кн. Александра Невского. На строительство храма около 80 тыс. руб. пожертвовали окуловский купец Иван Зубов и церковный староста Косма Егоров. Герцог Лейхтенбергский (его усадьба была в имении Горы) подарил церкви копии с картин А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» и «Беседа Христа с самарянкой» художника Мартынова. Каменная церковь имеет длину с колокольней 18 саженей. На церкви был купол каменный, восьмерик и четыре малых по углам, на всех железные кресты с золочеными шарами. Колокольня была трехъярусная, высотою 12 сажень. Внутри церковь была оштукатурена и расписана орнаментом. В 1908 г. по соседству с церковью была выстроена богадельня, по благословению Иоанна Кронштадтского, где содержались 12 старушек и 2 старика. Деньги пожертвовали купцы Соловьев, Самсонов и Зубов, а купчиха Говорова поднесла 95 аршин материи на форменные платья для богоделок. Отец Иоанн Кронштадтский прислал на открытие богодельни свой портрет с дарственной надписью. В январе 1937 г. Президиум ВЦИК утвердил «Ходатайство трудящихся поселка Окуловка о закрытии церкви». К 20-й годовщине Октябрьской революции в церкви был открыт звуковой кинотеатр «Родина», на оборудование которого было затрачено 120 тыс. руб. После строительства в Окуловке нового кинотеатра «Экран» церковь была перестроена под детскую спортивную школу, при этом были разрушены своды, купола и колонны.

http://sobory.ru/article/?object=08113

Ряжск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на кладбище. Карта и ближайшие объекты Кладбищенский Успенский храм г. Ряжска был построен в 1753 году (1793 г. по другому источнику) на средства помещицы Параскевы Филипповной Протопоповой на ее собственной земле, которая была за чертой города. Построена она была над могилой ее предков и была больше похожа на часовню, так как была малых размеров. В 1857 г. на средства граждан города была построена колокольня. В 1862 г. было предложено ее расширить, но при работах были обнаружены значительные трещины во внутренней стене, разделявший храм от трапезной части. Тогда же решили построить новую церковь, к чему и приступили в 1862 г. В 1865 г. была окончена кладка стен и колокольни, перенесенной от старой церкви. 27 июля 1869 г. новопостноенный храм был освящен. Кладбищенская церковь значилась приписной к соборному храму г. Ряжска. В 1906-1908 гг. церковь была перестроена на добровольные пожертвования благотворителей. Так как церковь со временем пришла в ветхость и стала тесна, вместо нее была построена в 1867 г 2-я церковь на пожертвования разных лиц. Обе церкви были каменные. Вторая церковь была с колокольней в одной связи. В новой церкви, выстроенной в 1867 г., был один престол в честь Успения Богоматери. В церкви древней, но перестроенной в 1906-1908 гг., престол был в честь преп. Серафима Саровского. После революции церковь была передана группе верующих, а в 1922 г. из церквей было изъято церковное имущество. В городе на 1940 г. были закрыты церкви: ст. Ряжск 1 (название церкви не указано, закрыта в 1918 г. под клуб), Ряжск - тюремная церковь (закрыта в 1918 г. под клуб), Никольская церковь - закрыта в 1939 г. под слом, материал пошел на строительство черепичного завода, Покровская церковь закрыта в 1936 г. под школу, но была совершенно разобрана, материал использован на фонд ремонта жилья, Пятницкая церковь - закрыта в 1936 г., сломана, Ряжский собор - закрыт под школу, в 1935 г. сломан. Церковь без названия «гор. Ряжск, кирпичное здание, закрыто в 1937 г. под дом культуры, сломана, материал использован на ремонт жилого фонда.

http://sobory.ru/article/?object=12047

Санкт-Петербург. Киновия Александро-Невской лавры. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Земли в Клочках еще в 1714 г. были подарены Петром I Александро-Невской лавре. Когда-то здесь было кирпичное производство, основанное шведами. Монахи возобновили его и построили скотный двор. Когда в 1732 г. открыли месторождение глины на левом берегу поблизости от монастыря, кирпичные заводы на правобережье стали приходить в упадок. К концу XVIII века лавра использовала эти земли только для сенокоса. В 1820 г. митрополит Михаил (Десницкий) основал здесь Лавровскую киновию - загородное архиерейское хозяйство с небольшим монастырём, для размещения в нём больных и престарелых монахов, которые находились на полном обеспечении монастыря. В 1840-1841 гг. арх. А.З. Комаров построил для обители со стороны Невы деревянную надвратную шатровую колокольню, в которой была устроена небольшая церковь во имя Пресвятой Богородицы, действовавшая до 1920-х гг. В 1845-1847 гг. архитекторами А.П. Гемилианом и К.И. Брандтом были возведены два симметричных каменных флигеля в два этажа для келий - корпуса келий - Октябрьская наб., 16 и Октябрьская наб., 20. В 1848 г. при киновии возникло кладбище, на котором хоронили крестьян близлежащих деревень, жителей Малой Охты - Киновиевское кладбище - Октябрьская наб., 14. В центре киновии епархиальный арх. Г.И. Карпов построил пятиглавый собор. Собор был заложен 17 июня 1862 г. Купец Федор Федорович Набилков завещал на постройку 30 тыс. руб. В 1865 г. его брат В.Ф. Набилков перед смертью также дал на собор 30 тысяч рублей и завещал сыну закончить строительство. 28 июля 1868 г. храм был торжественно освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. Кроме собора в киновии имелась одноэтажная деревянная церковь во имя " Всех Святых " - Октябрьская наб., 14, перестроенная в 1861 г. из существовавшей двухэтажной. После революции Лаврская киновия была закрыта. Собор действовал как приходской, в 1937 г. он также был закрыт и передан под мастерские Промкомбината Володарского района. В 1938 г. взорвали колокольню и снесли все пять глав. Кладбище было существенно расширено. Во время войны на нем хоронили погибших воинов Ленинградского фронта и горожан, умерших во время блокады. Деревянная церковь " Всех Святых " была в 1942 г. разобрана на дрова.

http://sobory.ru/article/?object=44457

Свинчус. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (каменная). Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Ныне существуюший каменный Покровский храм был построен в 1912-1915 годах, а освящен в 1916 году. Сохранилось предание о том, что на освящение храма прибыли на пароходе по Оке приглашенные из Москвы архиереи. Была весна, и разлив реки подходил к храму. Пароход подошел к берегу, и архиереи шли по цветным коврам от реки до церкви. Свидетели этого торжества запомнили его на всю жизнь и любили рассказывать детям и внукам. У храма сохранился огромный белокаменный надгробный камень на могиле священника Афанасия Васильева Фортинского. Он служил в церкви с 1801 по 1849 г. В советское время Покровский храм прослужил до весны 1932 года, и в мае месяце был закрыт. Это известно из решения Президиума Мособлисполкома 831 «Ходатайство Ерахтурского РИКа о закрытии Каменной церкви в с. Свинчус для использования под ссыпной пункт Межрайзаготзерно». Последним священником Покровской церкви был Павел Григорьевич Соколов. Он родился в семье священника села Свинчус 28 июля 1865 года. В Свинчусе он прослужил с 1892 до 1935 года, т.е. 43 года, заслужив глубокое уважение верующих односельчан. За отличную, усердную и полезную службу отец Павел был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой. За труды по всеобщей переписи удостоен темно-бронзовой медали в 1898 г., имел серебряную медаль в память царствования императора Александра III. Господь удостоил батюшку мученического венца на 72 году жизни. Он был арестован, обвинен в активном участии в церковно-монархической повстанческо-террористической группе и расстрелян в ночь на 10 декабря 1937 года. Возрождение прихода и храма началось летом 2001 года активной группой верующих. Официально приход зарегистрирован 5 декабря 2001 года. За эти годы была полностью восстановлена кровля на храме, восстановлен купол храма, местным жителем Арлашиным Борисом Григорьевичем изготовлен величественный крест и совместными усилиями прихожан установлен на куполе. Это произошло в 2006 году. В храме остеклены окна, изготовлены и остеклены вторые оконные рамы, настелен пол в большей части храма. В алтаре северного придела имеется вся необходимая богослужебная утварь. В приделе имеются иконы, сохранившиеся от дореволюционной поры.

http://sobory.ru/article/?object=06934

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Зачем ходить в храм, если можно и дома молиться?» Дом Мой назовется домом молитвы. ( Ис. 56:7 ). Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку. Дома спасайся, а в церковь ходи! Русские пословицы. Как дождь взращает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Можно молиться дома, но там нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушное молебное пение, где единомыслие, согласие, союз любви... Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо. Преподобный Иосиф Волоцкий († 1515). Молитвословие церковное такую имеет силу и важность, что церковное едино «Господи помилуй» превосходит все келейные духовные упражнения, и потому-то Святые Отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на Небеси пред Престолом Божиим. Преподобный Антоний Оптинский (1795–1865). Как мать иногда ведет дитя за руку, иногда сидит около него и наблюдает за ним, а иногда берет в свои объятия его, ласкает, лелеет и питает, так и Господь во всех службах церковных и в домашней молитве как бы держит нас за руку, наблюдает за нами издали, а в Божественной Литургии Он берет нас в Свои объятия, сажает нас с Собой за стол и питает нас от Своей трапезы. Свщмч. Серафим (Звездинский) , еп. Дмитровский (1883– ок. 1937). Кто лишает себя собрания верных, не сподобится орошения дождем небесной благодати. Кто говорит: «я, и молясь дома, могу привлекать к себе Небесный Дух», тот походит на человека, который надеется утолить жажду одним воображением воды. Нигде так не раскрывается дух молитвенный, как в храмах, при внимательном и благоговейном в них пребывании. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Вас более смущает то, что вы не можете в церкви при всех мирно молиться, выходя из оной, чувствуете, что совсем не были, а дома молитесь лучше и возносите умиленные молитвы. Вы не понимаете, что это есть сильная прелесть, лишающая вас спокойствия; когда вы, молясь уединенно, думаете, что хорошо молитесь, то будьте уверены, что оная молитва Богу неприятна, хотя бы были и слезы, и чувство умиления; когда все сие не имеет глубокого смирение, то есть прелесть. В церковной же молитве вы, ища такого ж чувства и не находя оного, считаете себя немолившеюся и смущаетесь, а это есть последствие или плоды домашних ваших молитв; враг возводит вас до небес и низводит до бездн; там возвышает, а здесь низвергает и причиняет смущение, что и доказывает о основании молитвы вашей на высокоумии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Таз Русский. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Первая церковь деревянная уже существовала в 1701 г. Главный престол освящён 31.01.1740 г. Взамен её в 18 в. построена новая деревянная. В 1810 г. заложена каменная. Сооружена в 1825 г. Не действовала с 3.09.1937 г. Закрыта 31.05.1939 г. и отдана под зерносклад. Ныне в ней клуб. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. Небольшое русское село Таз. Первое упоминание о нем относится к 1693 г., значит, селу свыше трехсот лет. В прошлом – центр волости. 25 июня 1810 г. преосвященным епископом Пермским Иустином была дана благословенная грамота на строительство каменного храма, а также план и фасад церкви, утвержденный этим же преосвященным. В том же 1810 г. началось здесь строительство церкви, которое велось в течение 15 лет. Окончена постройка в 1825 г. Главный престол в ней - во имя св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна, а престол придельный во имя святителя и чудотворца Николая. 13 сентября 1825 г. прошло освящение Николаевского придела, провел которое преосвященный Дионосий, а в 1840 г. 23 июня освящен был главный придел преосвященным Аркадием. В 1840 г. заведено благовестных колоколов в 122 пуда и 1 фунт " на суммы церковные и доброхотных дателей”. В 1844 г. в арке придельного храма устраивается иконостас. В 1849 г. крестьянская вдова Дарья Булатова из деревни Байкино пожертвовала 200 рублей на заведение сребропозлащенного сосуда. В 1851 г. начали вести строительство каменной ограды, а в 1854 г. закончили. В 1865 г. в церкви переменен потолок, постлан каменный пол из строганого банновского камня. Под колокольней вместо холодной паперти было устроено теплое помещение, соединенное с церковью аркой. Полуразвалившаяся ограда в 1882 году была возобновлена. В 1889 г. приступили к постройке нового иконостаса с написанием новых икон и стенной живописи в холодном главном храме. Работы эти были закончены в 1891 г. В Иоанно-Предтеченской церкви имелось две древние иконы – Тихвинская икона Божией Матери и Живоначальная Троицы. Икона Тихвинская Божией Матери принадлежала роду Протопоповых. О ней Кунгурский протопоп Иоанн Антониев в своем духовном завещании детям писал в 1735 г.: " А образу Пресвятой Богородицы Тихвинской на окладе благословляю молиться всем, а по времени поставить тот образ Богоматери в новую церковь на Тазу, устроить между вратами и по мере написать чудеса Ея Богоматери”. Эта святая икона стояла в каменном храме по левую сторону царских врат в посеребренном окладе и на полях ее были написаны чудеса знамения Божией Матери. Икона Живоначальная Троицы также считалась древней, она сохранилась от пожара в первой деревянной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=16667

Тютчево. Церковь Никиты мученика. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь, вероято, появилась в 1628—1630-х гг., когда впервые в документах упоминается село Никитское (Большая Иншакова). Каменная холодная церковь с престолом вмч. Никиты была построена в 1820 году. Штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1876 году священником служил Андрей Иванович Болховитинов. В 1893 году священником служил Александр Григорьевич Гроздов, 46 лет, рукоположен 6 декабря 1868 года, до 1878 года был священником Космодамианской церкви с. Тёплое, умер 9 июня 1894 года; диаконом – Константин Иванович Никольский, 42 лет, рукоположен 6 декабря 1885 года; псаломщиком – Пётр Павлович Архангельский, 41 года, определён в 1865 году. В 1894 году священником стал Пётр Минервин (родился в 1868 году). Состоял законоучителем в земской школе и духовно-судебным следователем. В 1896 г. о. Петр был награжден набедренником, в 1907 г. — скуфьей, в 1910 г. – грамотой Святого Синода за церковно-приходскую школу, в 1912 г. — камилавкой, в 1917 – наперсным крестом. Жена Петра Минервина — Любовь Александровна Гроздова, дочь умершего в 1894 г. священника села Иншаково Александра Григорьевича Гроздова. В 1896 г. у них родилась единственная дочь – Вера. По воспоминаниям родных, в 1918 г. Петр Минервин умер от тифа. На его место пришел служить будущий епископ Липецкий и священномученик Уар (Шмарин), который прослужил здесь до 1926 года. Непродолжительное время священником Никитского храма был старший сын епископа Уара – Николай. Вскоре он получил через прихожан известие, что власти готовятся его арестовать. Некоторые из прихожан предложили ему на время покинуть село. Он тайно вместе с семьей уехал и вскоре получил назначение в храм в селе Каменка. Вероятнее всего, следующим священником Никитской церкви стал Филатов Гаврила Иванович, 1871 г.р., уроженец д. Бродово Краснинского района. Постановлением тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 19.04.1933 по ст. 58-10 лишен права проживания в 12 пунктах ЦЧО и Уральской области на 3 года. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 19.07.1989. Последним священником стал Еремеев Иван Алексеевич, 1876 г.р., уроженец г. Лебедяни. Постановлением тройки УНКВД по Рязанской области от 29.11.1937 по ст. 58-10-1 приговорен к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 23.05.1989.

http://sobory.ru/article/?object=12241

Церковь Вознесения Господня (Белград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Вознесения Господня в Белграде — храм Белградско-Карловацкой митрополии Сербской православной церкви в столице Сербии – Белграде. Памятник культуры. Содержание История [ править править код ] Строительство храма началось весной 1861 года по инициативе митрополита Белградского Михаила и сербского князя Михаила Обреновича для нужд армии как гарнизонная церковь. Проект церкви разработали Павел Станишич и Йован Ристич, а строительные работы возглавил Иосиф Шток. К концу 1862 года они были практически завершены. Церковь освящена 29 марта 1863 года митрополитом Михаилом в честь Вознесения Господня. Иконостас в 1881 году расписал Стефан Тодорович. В 1865 году во дворе храма построен дом причта. В 1886 году здесь размещалась Белградская низшая гимназия. В июле-сентябре 1891 года на территории храма было построено второе здание, куда в 1906 году переехала гимназия, а в доме причта расположилось Женское учительское училище, просуществовавшее до 1935 года. На западных вратах церкви размещена табличка с надписью: Из этой церкви 5 октября 1912 года, с Божьим благословением, отправился Его Величество король Пётр I Карагеоргиевич на Балканскую войну, которую благополучно и завершил и в этой церкви как победитель возблагодарил Бога за дарованную победу. В 1914 году в северную стену храма попал австро-венгерский снаряд. Снаряд не взорвался, а застрял в стене. В 1921 году его удалось извлечь. В декабре 1920 года начался текущий ремонт храма, продолжавшийся до 1923 года. Капительный ремонт проведён в 1937 году. Тогда стены храма расписал А.В. Биценко. Освящение восстановленного храма 17 октября 1937 года возглавил местоблюститель патриаршего престола митрополит Загребский Досифей. 6 апреля 1941 года в 7 часов 10 минут, в ходе немецких бомбардировок, двор церкви, на котором во рву укрывались люди, подвергся авиаудару. Храм был частично разрушен. Всего пострадало около 180 погибших, которые были похоронены на Новом кладбище.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Вознес...

Архимандрит Сергий (Плаксин) – последний наместник Сретенского монастыря в годы революционной смуты Иеромонах Иоанн (Лудищев) Сретенский монастырь в 1920-е годы      11 ноября 1937 года в г. Вязьме Смоленской области был расстрелян наместник Сретенского монастыря архимандрит Сергий (Плаксин), разделивший с обителью все тяготы революционного времени. Собранные о нем в монастырских архивных документах сведения немногочисленны. Архимандрит Сергий родился в 1865 году в семье псаломщика Смоленской епархии. В крещении он был назван Иваном. Образование получил в Вяземском духовном училище. Указом Московской Святейшего Синода конторы 27 апреля 1893 года Иван Плаксин был определен послушником Донского монастыря, где 13 июня 1899 года состоялось его пострижение в монашество с именем Сергий, а 4 июня 1900 года – рукоположение во иеродиакона. В честь коронования Государя Императора Николая II он был награжден памятной серебряной медалью на Андреевской ленте . Указом Московской духовной консистории 27 декабря 1905 года иеродиакон Сергий был переведен в Сретенский монастырь. Рукоположен во иеромонаха 8 мая 1908 года. 9 июля 1908 года он был утвержден благочинным монастыря и за усердное исправление должности благочинного награжден в 1912 году набедренником. С 16 августа 1914 года стал исполнять послушание ризничего монастыря . Гостиница «Билло» на углу Большой Лубянки и Варсонофьевского переулка      В 1914 году иеромонах Сергий совершал богослужения для больных и раненых воинов в госпитале, расположенном в здании гостиницы «Билло» на Большой Лубянке. За усердное исполнение пастырских обязанностей при госпитале 6 мая 1915 года он был награжден от Святейшего Синода золотым наперсным крестом, и 21 мая 1916 года по ходатайству администрации, больных и раненых воинов Его Высокопреосвященством было разрешено поднести отцу Сергию золотой наперсный крест особого образца. По ходатайству командира 1-го запасного телеграфного батальона от 6 апреля 1915 года за 3595 вследствие убытия на театр военных действий настоятеля Благовещенской церкви (в Сокольниках) иерея Василия Слюнина резолюцией Его Высокопреосвященства 9 апреля 1915 года иеромонах Сергий назначался исполняющим должность настоятеля означенной церкви. По ходатайству командира телеграфного прожекторного полка и командира 22-й автомобильной роты Его Высокопреосвященством отец Сергий 21 декабря 1917 года был возведен в сан игумена.

http://pravoslavie.ru/75028.html

В преддверии 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского журналисты «Липецкой газеты» побывали на его родине в селе Шовское Лебедянского района. Их «гидом» стал настоятель храма Рождества Христова иерей Николай Молокоедов (на фото), построивший своими руками часовню у Святого источника. Храм Рождества Христова в селе Шовское. Фото: agionoros.ru      Ступени храма Рождества Христова в селе Шовское Лебедянского района помнят ноги маленького мальчика Семена Антонова, в XX веке прославленного в лике святых как Силуан Афонский. Храм был построен на пожертвования помещиков Дурасовых за год до рождения Семена в 1865 году. Вот те храмовые стены и своды, которые смотрели на младенца, крестящегося в купели. Вместе с родителями, братьями и сестрами он ходил сюда на богослужения. А из источника у местного пруда струится чистая, прозрачная вода. Она будто слезы святого, со скорбью и болью молившегося за весь мир. Память о великом подвижнике и угоднике Божием земляки хранят в своих сердцах. О жизни Силуана Афонского «Липецкая газета» рассказывала читателям в 29 от 13 февраля с. г. в материале «Апостол любви». Но быстротечное время приближает нас к 150-летнему юбилею преподобного, поэтому корреспонденты «Липецкой газеты» решили побывать на его родине — в селе Шовское. Явленные чудеса Иерей Николай Молокоедов, фото Ольги Беляковой Как выглядел храм в свои лучшие годы, когда его посещал будущий святой подвижник? Красиво и величественно, о чем свидетельствуют крепкие стены, крепежные анкеры — старинные гвозди, на которых крепились желоба и сливные трубы, массивные скобы для лампадок и чудом сохранившиеся три старинные фрески. Лучше других выглядит изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках и праведного Иосифа в притворе храма. — Пол был вымощен медными пластинами, — рассказывает настоятель храма, иерей Николай Молокоедов — Когда падали солнечные лучи, то от них исходил золотой свет, которым освещался весь храм. Рядом была большая трапезная и кузница. В 1937 году, за год до смерти Силуана Афонского, церковь на его родине начали разрушать.

http://pravoslavie.ru/91247.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010