Руководство К. Ц. в целом приветствовало правительственные реформы, внедрявшие равенство перед законом всех подданных вне зависимости от их вероисповедания. Камнем преткновения стала отмена запрета для христиан на несение военной службы и распространение на них рекрутской повинности. В дек. 1855 г. в Египте было отменено взимание с немусульман джизьи, а в янв. 1856 г.- их освобождение от военного призыва. Священники и семинаристы рекрутскому набору не подлежали. Тем не менее патриарх резко выступил против мобилизации единоверцев в егип. армию, предложив ввести особый налог, заменявший воинскую повинность. В частности, копты опасались, что офицерский состав будет оказывать на рекрутов-христиан давление, склоняя их к переходу в ислам. Противостояние по этому вопросу хедивского правительства и Патриархии привело к обращению Кирилла IV за иностранной помощью и ухудшению отношений с правителем страны Саид-пашой (1854-1863). Следующий глава К. Ц.- Димитрий II не желал обострять отношения с властями. После 1-й в истории встречи главы престола св. Марка с османским султаном Абдул-Азизом (1861-1876) последний приказал выделить К. Ц. 1 тыс. федданов (420 га) земли, к к-рым правитель Египта хедив Исмаил-паша (1863-1879) присовокупил еще 500. Во время аудиенции патриарх поразил присутствующих отказом целовать край одежды султана и приложился к его груди, сославшись на стих: «Сердце царя в руке Господа» (Притч 21. 1). Подчеркнутая лояльность властям, консерватизм и отмена нек-рых нововведений, включая прекращение выплаты жалованья священнослужителям, не означали полного сворачивания начатых реформ. При Димитрии II было открыто 16 копт. школ, завершено строительство кафедрального собора св. Марка в Эль-Эзбекии. Без существенных изменений функционировала и реорганизованная Кириллом IV адм. структура Патриархата. Тем временем в Египте полным ходом шли секуляристские преобразования, нацеленные на установление религиозного равноправия. Еще в 50-х гг. XIX в. была проведена судебная реформа, предоставившая коптам право участвовать в заседаниях региональных судебных палат наравне с мусульманами. В 1856 г. османским султаном, являвшимся верховным сюзереном Египта, был издан т. н. Имперский эдикт (Хатт-и хумаюн), провозглашавший равенство подданных вне зависимости от их вероисповедания. В 1863 г. для желавших перейти в ислам была введена новая процедура, требовавшая засвидетельствования священником добровольности смены веры. С 1867 г. немусульмане получили доступ к египетской гос. системе среднего и высшего образования. Вхождение в 1866 г. 3 коптов в состав Консультативного совета - предпарламентского органа из 75 депутатов - означало полное уравнивание политических прав представителей всех религ. общин страны.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Печатаемы были отчеты попечительства и в последующих годах; а за 1867 и 1868 годы напечатаны даже и отдельные с них оттиски“. В моем ответе попечительству я доказал, что напечатанная им, в 1861 году, сравнительная ведомость за целые десять лет не имеет ничего похожего на подробный отчет, требуемый от попечительства законом, и в то же время изобличил несправедливость заявления попечительства о печатании отчетов в промежуток времени с 1861 до 1867 года. Я сказал, что ни в 1862, ни в 1863, ни в 1864, ни в 1865, ни в 1866 годах попечительство не печатало годичных отчетов, и свои слова подтвердил указанием на „Духовную Беседу“ упомянутых годов. Казалось бы, после таких фактических, осязательных доказательств непечатания попечительством ежегодных отчетов, невозможна никакая попытка защищать противное. Но не так думает о. Серафимов: он смело берется уверять, что попечительство печатало свои годичные отчеты и после 1861 года, в 1862, 1863 и 1864 годах. Вот его слова: „что печатались отчеты и в 1862 году, хотя, о. Никольский утверждает противное, так стоит только развернуть церковную летопись „Духовной Беседы“ за 1862 год и в семи номерах: 29, 31, 34, 35, 38, 39 и 43-м прочитать ведомости о сборе и жертвователях. И в двух последующих годах, в 1863 и 1864, попечительство также посылало в редакцию „Духовной Беседы“ свои отчеты, в чем и расписки редакции имеются при делах попечительства; но почему эти отчеты не напечатаны в „Духовной Беседе“ – попечительство объяснить не может. Значение последнего доказательства очевидно для всякого: я не думаю, чтоб нужно было пояснять кому-нибудь, что расписки редакции „Духовной Беседы“ в получении отчетов попечительства для напечатания не могут быть приняты за печатные отчеты попечительства. Что касается указания на отчеты, напечатанные, будто бы, в 1862 году, в семи номерах „Духовной Беседы“, то нужно сказать, что здесь о. Серафимов прибегает к некоторой мистификации: он называет отчетами то, что нигде, никогда, никем не признается за отчет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Gerh . Joh. Vgssius: Hist, de controversiis, quas Pelagius ejusque reliquiae moverunt, libri vii. Lugd. Batav., 1618 (auct. ed., Amstel., 1655). Кардинал Henr. Norisius : Historia Pelagiana et dissert, de Synodo Quinta Oecumen. Batavii, 1673, fol. (и в Opera, Veron., 1729, i). Garnier (иезуит): Dissert, vii quibus intégra continentur Pelagianorum hist, (в его издании Opera Мария Меркатора, i, 113). Предисловие к десятому тому бенедиктинского издания трудов Августина. Corn. Jansenius (ум. в 1638): Augustinus, sive doctrina S. Augustini de hunianae naturae sanitate, uegritudine, medicina, adv. Pelagianos et Massiiienses. Lovan., 1640, fol. (Он прочел Августина двадцать раз и возродил его систему в Католической церкви). Tillemont : Mémoires, etc. Tom. xiii, pp. 1–1075, полностью посвящен жизни Августина. Сн. Wilh . Fr. Walch: Ketzerhistorie. Leipz., 1770. Bd. iv, v. Schröckh : Kirchengeschichte. Parts xiv-xv (1790). G. F. Wiggers (sen.): Versuch einer pragmatischen Darstellung des Augustinismus und Pelagianismus, in zwei Τ heilem. Hamburg, 1833. (Первая часть появилась в 1821 г. в Берлине; вторая, посвященная полупелагианству, – в 1833 г. в Гамбурге. На титульном листе стоит дата 1833. Первая часть была также переведена на английский профессором Эмерсоном, Andover, 1840). J. L. Jacobi : Die Lehre des Pelagius. Leipzig, 1842. F. Böhringer: Die Kirche Christi in Biographien. Bd. i, Th. 3, pp. 444–626, Zürich, 1845. Gieseler: Kirchengeschichte. Bd. i. Abth. 2 pp. 106–131 (4 th ed., 1845, весьма благосклонен к пелагианству). Neander : Kirchengeschichte. Bd. iv (2 fl ed., 1847, более в поддержку Августина). Schaff : The Pelagian Controversy, в Bibliotheca Sacra, Andover, May, 1848 (no. xviii). Theod. Gangauf : Metaphysische Psychologie des heiligen Augustinus. Augsb., 1852. Подробный, но не завершенный труд. H. Hart Milman : History of Latin Christianity. New York, 1860, vol. i, ch. ii, pp. 164–194. Jul. Müller : Die christliche Lehre von der Sünde. Bresl., 1838, 5 th ed. 1866, 2 vols. (Английский перевод – Pulsford, Edinburgh.) Его же: Der Pelagianisnius. Berlin, 1854. (Краткий, но потрясающий очерк). Hefele : Concilicngeschichte. Bd. ii, 1856, p. 91 ff. W. Cunningham : Historical Theology. Edinburgh, 1863, vol. i, pp. 321–358. Fr. Worter (католик): Der Pelagianisrnus nach seinem Ursprung und seiner Lehre. Freiburg, 1866. Nourrisson: La philosophie de S. Augustin. Par., 1866, 2 vols. (vol. i, 452 ff.; ii, 352 ff.). См. также литературу в §178 и соответствующие главы в историях учения: Münscher , Baumgarten-Crusius , Hagenbach , Neander , Baur , Beck , Shedd . §146. Характеристика пелагианских споров

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Кроме различных критических и библиографических заметок и целого ряда исследований самого Срезневского и других наших ученых, здесь было издано несколько памятников народной словесности разных славянских народов. В приложении вышли 6 выпусков " Материалов для изъяснительного и сравнительного словаря " , 1 выпуск " Памятников и образцов народного языка и словесности " , семь книг " Ученых Записок II-ro отделения " . После прекращения " Известий " славянская филология не имела такого полного и разностороннего органа вплоть до основания Ягичевского " Архива " , а отделение русского языка и словесности возобновило издание " Известий " лишь с появлением в его среде А.А. Шахматова. Деятельное участие принимал Срезневский и в издании академического " Опыта областного словаря " и " Дополнений " к нему. В начале 50-х гг. Срезневский задумал свой древнерусский словарь; с этих пор он поручает своим ученикам составление словарей к отдельным памятникам (словари Чернышевского, Пыпина, Корелкина, Лавровского к летописям Ипатьевской, Новгородской, Лаврентьевской, Псковской). Закончить этот труд, однако, не было дано Срезневскому: печатание его началось лишь через 10 лет после его смерти, под заглавием " Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам " , и до сих пор еще не окончено. С половины 50-х годов окончательно определяется главное содержание и направление научной деятельности Срезневского, сосредоточивающейся на приведении в известность письменных памятников старославянских и древнерусского языков, их издании и их филологическом и палеографическом исследовании. Главные труды его в этой области: " Древние памятники письма и языка юго-западных славян " ( " Христианские Древности и Археология " В. Прохорова , 1864; отд., Санкт-Петербург, 1865); " Из обозрения глаголичих памятников " ( " Известия Императорского Археологического Общества " , т. III, 1861; отд., Санкт-Петербург, 1861, т. IV, 1863, т. V, 1865; вместе отд., Санкт-Петербург, 1861 - 1862); " Древние глаголические памятники сравнительно с памятниками кириллицы " (Санкт-Петербург, 1866); " Древние памятники русского письма и языка " (IX - XIV в., " Известия II Отделения " , т. X, 1861 - 1863; отд., Санкт-Петербург, 1866); " Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках " ( " Записки Императорской Академии Наук " , т. VII, 1865, т. IX, 1866, т. XI, 1867, т. XX, 1871, т. XXII, 1873, т. XXIV, 1874, т. XXVIII, 1876; отд., Санкт-Петербург, 1867 - 1876; последняя часть в " Приложении " к XXXIV т., 1879); " Древние славянские памятники юсового письма " (Санкт-Петербург, 1868); " Сказания об Антихристе в славянских переводах " (Санкт-Петербург, 1874). В связи с этими палеографическими работами находятся и " Палеографические наблюдения по памятникам греческого письма " ( " Записки Императорской Академии Наук " , т. XXVIII, 1876, Приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

22 января 1862 года он был перемещен в Московскую духовную семинарию для преподавания Патристики в двух классах среднего отделения и латинского языка во втором среднем отделении, а 26 декабря 1863 г. произведен во священника к Николаевской, при доме Семинарии, церкви, с оставлением в должности преподавателя. В июне 1866 г., по поручению начальства, был депутатом при испытаниях в Заиконоспасском духовном училище. В 1865 и 1866 годах за безвозмездную, усердную и исправную службу в семинарской церкви, получил единовременное награждение по 75 рублей. Награжден набедренником 30 октября 1866 года. Резолюцией Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Митрополита Московского, перемещен в Московскую вторую военную гимназию на место священника Михаило-архангельской церкви и законоучителя сей гимназии 7 июня 1868 г. В общем педагогическом собрании правления Московской духовной семинарии 17 мая 1869 г. избран и определением Святейшего Синода от 24 сентября того же года утвержден в должности ректора оной, с увольнением от священнического места при Михаило-архангельской, во второй военной гимназии церкви, и возведен в сан протоиерея. 22 сентября 1872 г. был назначен для произведения ревизии Коломенского духовного училища. Во внимание к не маловероятному и особенно полезному служению, в общем собрании Правления семинарии, с утверждения епархиального начальства, трижды, в 1874, 1880 и 1885 года присуждаема была ему премия в 360 р. 25 коп. из процентов с капитала, завещанного преосвященным Митрополитом Филаретом. По удостоению Святейшего Синода, Всемилосвтивейше награжден бархатной фиолетовой камиловкой 30 марта 1874 года. За отлично усердную службу и полезные труды, по удостоению Святейшего Синода, Всемилостивейше награжден наперстным крестом от Свят. Синода выдаваемым. 3 апреля 1876 года пожалован Черногорским Орденом Князя Даниила 1-го третьей степени 15 мая 1877 года. Пожалован Сербским Орденом «Такова» той же степени 3 ноября 1878 года. Был назначен для произведения ревизии в Донское училище 18 декабря 1878 г. Общим собранием Православного Миссионерского Общества был избираем в члены Совета сего Общества с 1879 по 1894 год. По удостоении Святейшего Синода Всемилостивейше пожалован Орденом Св. Владимира, четвертой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

В числе самых усердных и самых видных благотворителей на устройство Харьковского училища девиц духовного звания был преосв. Макарий. В 1863 году он, по случаю покупки усадьбы и устройства её, пожертвовал 2000 р. 1174 ; в 1864 году он снова пожертвовал на тот же предмет 684 р. 1175 . 20 октября 1866 года преосв. Макарий, заметив, что многим желающим дать образование своим дочерям в Харьковском училище девиц духовного звания, приходится отказывать единственно по не вместительности училищных зданий, дал училищному комитету следующее предложение: «принимая во внимание, что и в прежние годы, при поступлении детей в училище девиц духовного звания, многим приходилось отказывать единственно по недостатку помещения в училище, а особенно это обнаружилось теперь и стоило горьких слез многим родителям и сиротам, предлагаю комитету училища войти в соображения о расширении училищных зданий и представить свои соображения об этом мне». Комитет училища, сознавая очевидную нужду в расширении училищных зданий, но не имея средств к тому, не мог не указать преосв. Макарию на трудность задуманного им предприятия. Тогда преосв. Макарий пожертвовал лично на расширение училищного здания 1.000 руб. и приказал пригласить к пожертвованиям все епархиальное духовенство и чрез него других благотворителей 1176 . Таким образом, всего к 1867 году преосв. Макарий пожертвовал на училище девиц духовного звания 3.580 р., за что ему, по донесении об этом училищного комитета, Св. Синод 10 марта 1868 года объявил свою признательность 1177 . Независимо от этого, при Харьковском училище девиц духовного звания, как мы знаем, существовала постоянно одна стипендия преосв. Макария, на что он ежегодно жертвовал 50 р. с. 1178 , каждый год для устроившихся в пользу училища благотворительных лотерей он жертвовал разные более или менее ценные вещи 1179 и иногда жертвовал в пользу училища некоторые из своих сочинений 1180 . Считаем необходимым, кроме того, заметить, что преосв. Макарий заботился не только об улучшении быта наличных воспитанниц училища – их содержания и помещения, но так же и о возможно лучшем обеспечении будущей судьбы их. С этою последнею целью, по распоряжению преосв. Макария от 20 марта 1862 года, при комитете училища была заведена особая книга для записи и образования капитала, из которого могли бы быть выдаваемы пособия круглым сиротам, окончившим курс в училище при выходе их в замужество. Таким путем к 1866 году было собрано 3.372 р. 73 1 / 2 к., из каковой суммы по 1866 год было выдано всего сиротам, окончившим курс в училище, пособия в количестве 186 р. 25 к. 1181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В то же время Главное Присутствие и новый киевский генерал-губернатор А. П. Безак пытались решить проблему отмены натуральных повинностей в пользу духовенства по-своему. Если в 1863 г. преодолеть обе проблемы хотели за счет плательщиков всей империи, то теперь пошли по другому пути – обложили специальным сбором только население 9 губерний. Именно это предлагал А. Безак, воскрешавший, таким образом, проект кн. И. И. Васильчикова. С ним согласился и виленский генерал-губернатор К. П. Кауфман 906 . На компенсацию за отмену натуральных повинностей требовалось 497 605 руб. в год: 336 642 руб. по юго-западным губерниям и 160 942 руб. по северо-западным 907 . Ободренный поддержкой, А. Безак 15 февраля 1866 г. направил проект П. Валуеву, рассчитывая ежегодно собирать по 200 тыс. руб. 908 Министр финансов, ознакомившись с предложениями, дал отрицательный отзыв: сбор «имеет характер подушной подати». По его мнению, нужно было обратиться к самим прихожанам, а если они откажутся добровольно установить сбор, тогда уж лучше пойти по пути, проторенному Муравьевым, и дать 200 тыс. руб. из процентного сбора с помещичьих имений сверх 200 тыс., что уже даются по решению Комитета Министров от 29 апреля 1865 г. 909 Однако П. Валуев возразил, указав митрополиту Исидору, что отпуск этих денег из казны – мера временная, не решающая проблемы, и надо рассчитывать на силы приходов, а не облагать подушным сбором. Тем более, что и сам процентный сбор – мера временная, «изнуряющая» край 910 . 23 апреля 1866 г. Александр II подписал доклад о приглашении генерал-губернаторов Западного края в Главное Присутствие для личного участия в решении проблемы материального обеспечения духовенства. Но на заседание 2 мая 1866 г. прибыл только А. П. Безак. Итогом стало решение от 13 мая давать к прежним суммам по 200 тыс. руб. в год из процентного сбора с помещичьих имений Юго-Западного края. Таким образом, ежегодно в край должно было поступать 400 тыс. руб. Их распределение легло на епархиальных архиереев, но подлежало согласованию с генерал-губернатором и утверждению Синода. Но самое главное, Присутствие предложило с 1 января 1867 г. заменить натуральные повинности Положения 1842 г. подушным сбором со всех православных, оседло проживавших в селах и местечках. Сбор раскладывался на глав семей по числу душ мужского и женского пола каждой семьи и составил 3 3 / 5 коп. с десятины. Но в помещичьих имениях 1/10 сбора выпадала на долю владельца, независимо от его вероисповедания. Сумма сбора была исчислена А. Безаком в 374 500 руб. Они распределялись так: на Киевскую губернию – 120 800 руб., Подольскую – 135 100 руб. и Волынскую – 118 600 руб. 911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

244 Напр. медицина и сельское хозяйство, введенные в семннарии обер-прокурором Св. Синода графом Н.А. Протасовым в 1840-х годах, в 1860-х годах исключены были из программы семинарского образования. 246 Правосл. Обозрение 1863, XII, 89. Предшественник преосв. Феофана епископ Иустин устроил было приют для сирот – девиц духовного звания, но здание этого приюта было уничтожено пожаром и через то приют прекратил свое существование. 247 Генерал-адъютант Алексей Петрович Ахматов (Обер-прокурор Св. Синода в 1862–1865 гг. скончался в 1870 году). 248 Т.е. устава 1808–1814 годов, в последней редакции которого большое участие принимал Филарет, митрополит Московский, которого глубоко чтил А.П. Ахматов. 250 Собственно в 1966 году было отпущено 300 000 руб., в 1867 году 600 000 руб. и так далее с постепенным увеличением отпускаемой суммы ежегодно на 300 000 руб., пока в 1870 году она не достигла 1 1 / 2 миллиона рублей. С 1870 года ежегодно отпускается пособие из Государственного Казначейства в последнем размере. 251 См„ для сего Владимир. Епарх. Ведомости за 1865 г. часть неофиц., стр. 1212 и дал., 1866 г. стр. 500 и дал. и др. 254 Т.е. во Владимирской епархии, по сравнению с низшими духовно-учебными заведениями (духовными училищами) сей епархии. 255 Так ректор семинарии архим. Алексий в конце 1864 года назначает на черту служения в С.-Петербург, почему исправление ректорской должности преосв. Феофаном поручено было инспектору игумену Аркадию, а инспекторской – архим. Митрофану. См. Владимир. Епарх. Ведомости за 1865 г., 256 Напр. медицина и сельское хозяйство, введенные в семннарии обер-прокурором Св. Сннода графом Н.А. Протасовым в 1840-х годах, в 1860-х годах исключены были из программы семинарского образования. 258 См. Слова к Владим. пастве, стр. 558. Срав. Владимир. Епарх. Ведомости за 1865 г, Преосв. Феофан составил также и особую молитву, читанную в заключение молебна, при освящении училища 11 февраля. Текст этой превосходной молитвы, обращенной ко Христу и Богоматери, можно видеть в том же собрании Слов к Владимирской пастве, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ad. Hilgenfeld (тюбингенская школа): Die Evangelien nach ihrer Entstehung und geschichtl. Bedeutung. Leipz., 1854. Его же Einleitung, 1875. Westcott: Introduction to the Study of the Gospels. London, Boston, 1860; 7–е изд., London, 1888. Очень полезный труд. Const. Tischendorf (ум. 1874): Wann wurden unsere Evangelien verfasst? Leipz., 4–е изд., 1866 (перев. на английский W. L. Gage, Boston, 1868). H. Jul. Holtzmann: Die synoptischen Evangelien, ihr Ursprung und geschichtl. Charakter. Leipz., 1863. См. также его статью Evangelien в «Лексиконе» Шенкеля (Schenkel, Bibel–Lex., II. 207) и две статьи по синоптической проблеме в альманахе «Jahrbücher für Protest. Theol.», 1878, pp. 145 sqq., 533 sqq.; но в особенности его монографию Einleitung in das N. T., 2–е изд., 1886. С. Weizsäcker (менее радикальный преемник д–ра Баура): Untersuchungen über die evang. Gesch., ihre Quellen, Gotha, 1864. Gustave d " Eichthal: Les Évangiles. Paris, 1863. 2 т. L. A. Sabatier: Essai sur les sources de la vie de Jésus. Paris, 1866. Andrew Jukes: The Characteristic Differences of the Four Gospels. London, 1867. Edward A. Thomson: The Four Evangelists; with the Distinctive Characteristics of their Gospels. Edinburgh, 1868. C. A. Row: The Historical Character of the Gospels Tested by an Examination of their Contents. 1865 — 1867. The Jesus of the Evangelists. London, 1868. Karl Wieseler: Beiträge zur richtigen Würdigung der Evangelien und der evangel. Geschichte. Gotha, 1869. Supernatural Religion (анонимная). London, 1873, 7–е изд., 1879, vol. i, part II, pp. 212 sqq., vol. II. См. подробную рецензию и опровержение этого сочинения, составленные епископом Лайтфутом и опубликованные как серия статей в альманахе Contemporary Review», начиная с 1875 г. F. Godet: The Origin of the Four Gospels. В его же сборнике on the New Test.», 1873. Перевод на англ. язык W. H. Lyttelton. London, 1876. См. также предисловие и приложение к его «Толкованию Евангелия от Луки», перевод на англ. язык со 2–го французского издания, Edinb., 1875.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

9 Из русских см., напр., в Соврем. Летописи 1863 г. 9 и 12; в Русском Архиве 1863 г. 5–6; в Правит. Обозрении 1863 г. в Сборнике отдел. русск. яз. и словесн. Императорской Акад. Наук т. XV (1877) и др.; из иностранных, Gardthazen, griech. Palaeographie, 5, 15; Tischendorf в Litterar. Centralblatt 1864, 23 и др. Это отзывы. Ссылки см., напр., в издании: Древности. Труды Московского археологического общества, т. I, вып. 2 (М. 1867), стр. 199; т. VI, вып. 2 (М. 1876), стр. 129 и др. 10 В 1859 г. архимандрит Савва был назначен из синодальных ризничих в ректора Московской духовной семинарии; в начале 1861 г. перемещен в ректоры Московской духовной академии; в конце 1862 г. возведен в сан епископа-викария Московской митрополии; в 1866 г. назначен на самостоятельную кафедру архиерейскую в Витебск; в 1874 г. перемещен в Харьков и в 1879 г. – в Тверь. 11 Мы не говорим уже о словах и речах Преосвященнейшего Саввы, начало печатания которых восходит к 1861 году и которые в соображении своем (Тверь, 1892), при том за исключением слов (одни только речи) также представляют довольно большую книгу (стр. из них некоторые отличаются также церковно-историческим характером (напр., речь при вступлении на Харьковскую паству, стр. 46–49; не упоминаемым также о статье полемического характера, хотя имеющей церковно-исторический интерес, написанной в ответ на передовую статью «Церковно-Общественного Вестника» (за 1877 г., 45), помещенной в Харьковских Епарх. Ведомостях за 1877 г. и др. 12 Таковы, напр., во II томе 162, 172, 201 и др.; в III томе особенно мнения и отзывы по вопросу о единоверии и расколе 252, 267, 273, 275, 293 и т. д.), по вопросам брачного права 251, 253, 294 и др.), по делу о церковном пении 322, 327, 330 и т. д); в IV т. об изменении чина коронования 434, 435, 436; 441–442), о переводе Библии на русский язык 445, 467 и др.); в V т. об освобождении крестьян от крепостной зависимости с проектом манифеста о сем 568), о земстве 716) и др. Читать далее Источник: Отзыв об учено-литературной деятельности высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского/[Орд. проф. Евгений Голубинский, экстра-орд. проф. Григорий Воскресенский, экстра-орд. проф. Иван Карсунский, доц. Александр Голубцов]. - Тверь : тип. Губ. правл., 1894. - 16 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010