участка–могилы: 14–2. Х: 20. У:10. Быков Вл–р Петр. 8/20.7.1872–1936.6.09. духовный писатель ? автор «Тихих приютов» (1913), быв. изд. «Спиритуалиста»? Апушкины Конст. Конст. 26.10.1898–1965.10.6 и др. Лебедева (Быкова) 1899–1943 участка–могилы: 14–3. Х: 17. У:8. Мечёв Алексий, сын регента Чудовского хора Алексея Ив., 17.03.1859–1923, 22.06 протоиерей ц. Николы на Маросейке, дух. старец. там же: Анна Петровна 2.09.1965–1902.29.08 Евфросиния Никол. 28.12.1890–1959.06.02. Алексей Сергеевич 23.10.1921–1988.21.06. участка–могилы: 14–4. Х: 19. У:8. Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 1.04.1869–10.06.1936 игумения Сераф.–Знам. М–ря на ст. Перхушково подвижница милосердия участка–могилы: 14–5. Х: 20. У:7. Дефендова Ольга Серафимов. (2 белых креста, за ними Евгения Андр-на † 1968) 1864–1960, 27.05 участка–могилы: 14–7. Х: –10. У:22. Любимов Ал–др Вас., 1887–1952 прекр. баритон (бол. теми, гранитн. крест) и Валентина Петровна Любимова 7.02.1892–1982,12.12 (участок с Евг. Андр. – Ир. А. Габр.) протодиак. (с 1942 в Лефорт, ц., с 1913 – псалм., с 1917 – диак. в Новод. М–ре, в 1933–39 у Ильи Обыден. участка–могилы: 14–8. Х: 15. У:–23. Гузняков Борис и др. и его жена и др. (поворот перед п–ком Перхоровичу) 7.8.1932–1996, 03.01 наст. ц. " Всех скорбящих...», где служил 35 лет, (до этого – в провинции), скрипач, препод, в МДА. участка–могилы: 14–9. Х: 15. У:–16. Штраус Дм. Адольф. и др. Штраусы † 10.05.1985 участка–могилы: 14–10. Х: –-7. У:15. Рыбчинский Евфимий Ал–др. (свернуть с гл. алл. за большой могильный монумент со ступенями, за ним – вторая ограда с ажурным металл, крестом) 14.04.1866–1940,30.11 Протоиерей. По ок. Киев ДС служил на Украине, с 1891 полк, св–к, с 1911 в Кроншгадтск. соборе, с 1918 в Новодевич. М–ре до 1929 г. ? (III–XII 1922 г. под арестом), в ц. 7 Вселенск. соборов, в Благовещ. на Бережках, немного в Хамовниках, священник-нелегал ИПЦ, В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин–ве финансов. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Ак.7 прислуживал в ц. Кира и Иоанна у о. Сергия Битюгова. С 6.3.1922–диакон. С 9 .9.1923 645]; В 1924–1930 гг. и. о. наст. Знаменск. ц. в Шереметевском пер.;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

2. Считать всероссийское празднование пятнадцатых торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проходивших в Рязани и во всей Русской Православной Церкви, вкладом в возрождение славянской культуры и исторической памяти, что приобретает особую актуальность в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. б) Включение имен ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. в) Рассмотрение вопроса о канонизации Царской Семьи. г) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867). д) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении канонизированных как местночтимых святых преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

C 1-й трети XVII в. до 1764 г. мон-рем управляли игумены, по штатам 1764 г.- строитель. С 1775 г. священноархимандритами обители являлись митрополиты Московские; управляющие или настоятели мон-ря имели в основном сан игумена (за личные заслуги некоторые из них возводились в сан архимандрита), одновременно (до 1814) являясь префектами Перервинской семинарии. Первым известным настоятелем П. Н. м. был игум. Александр, упомянутый в 1632 г. В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Н. м. длительное время управляли игумены Симон (не позднее 1684-1705), Корнилий (1705-1721), Варлаам (1722-1735) и Виктор (1735 - 3 авг. 1746). Среди известных настоятелей обители: архим. (впосл. архиепископ) Ириней (Клементьевский ; 12 сент. 1776 - сент. 1782), игум. (впосл. епископ) Досифей (Ильин; дек. 1783 - 5 сент. 1787; в 1787-1789 наместник Троице-Сергиевой лавры, в 1789-1795 архимандрит Троице-Сергиевой пустыни близ С.-Петербурга, в 1795 архимандрит новгородского Антониева монастыря, в 1795-1798 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, в 1798-1817 епископ Орловский, в 1817-1827 управлял Чолнским в честь Рождества Христова муж. мон-рем близ Трубчевска), иером. (впосл. архимандрит) Агапит (Скворцов ; 24 марта 1788 - 20 дек. 1789), игум. (впосл. архиепископ) Лаврентий (Бакшевский ; 6 янв. 1806 - сент. 1815). Длительное время мон-рем управляли строитель (с 1837 игумен) Пармен (Соколов; 25 июня 1831 - 1 окт. 1848), игум. Константин (24 нояб. 1848 - 29 июля 1861), игум. Никодим (Руднев; 15 мая 1866-1882) и архим. Викентий (Тихомиров; кон. 1882 - 15 сент. 1907), игум. (с 1908 архимандрит) Иоанникий (Николаевский; 15 сент. 1907-1919). Преемниками архим. Иоанникия были игум. (впосл. архимандрит) Иларион (Хряпов; не позднее мая - июль 1920), архим. Антоний (Иванов; сент. 1920 - не ранее июня 1922), прмч. архим. Никанор (Морозкин; впервые упоминается как настоятель общины П. Н. м. 4 нояб. 1923). Численность братии всегда была небольшой: в 1623/24 г.- 3 чел., в 1766 г.- 14, в 1775 г.- 10, в 1818 г.-11, в 1829 г.- 13, в 1840 г.- 22, в 1859 г.- 20, в 1876 г.- 19, в 1909 г.- 19, в 1917 г.- 25, в 1919 г.- 15, в 1921 г.- 10, в 1928 г.- 3 чел.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Белов Леонид, заключенный матрос из Кронштадта Белоголовый Иосиф Матвеевич (1883 – 1928), католический священник. Арестован в феврале 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В августе 1928 г. был доставлен в Москву и убит «при попытке к бегству» Белый Андрей (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880 – 8 января 1934), поэт Беляев Василий Дмитриевич (1892(3) – не ранее 1953), социал-демократ. Арестован в марте 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря, сослан в Краснококшайск (с 1928 г. Йошкар-Ола) Бенедикт, австрийский предприниматель, отправлен на Соловки из сибирской ссылки Беранже Пьер Жан (1780 – 1857), французский поэт Берг Ефрем (Ефроим) Соломонович (ок. 1875 – 9 октября 1937), социалист-революционер. Расстрелян Бергсон Анри (1859–1941), французский философ Беркли Джордж (1685 – 1753) , епископ в Ирландии, английский философ Бернер Николай Федорович (псевд. – Божидар, Дир) (1890–1969), поэт. Арестован в 1925 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В эмиграции с 1945 г. Бессонов (Безсонов) Юрий Дмитриевич (1891–1959), офицер, организатор группового побега из Кемперпункта, автор воспоминаний о Соловках Битнер Виктор, помощник капитана лагерного парохода Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт Блоха, заключенный уголовник Богданов Андрей, заключенный матрос из Кронштадта Богданов Борис Осипович (1884 – 15 мая 1960), социал-демократ. В ноябре 1922 г. приговорен к высылке за границу, но после изменения приговора, отправлен в Пертоминск, затем на Соловки, где возглавлял старостат Савватьевского скита. В ноябре 1924 г. переведен на материк. Окончательно освобожден в 1955 г. Богданов Осип Борисович, отец Б. О. Богданова Богданова (урожд. Дыхно) Ольга Альбертовна (1889–?), жена Б. О. Богданова Богданова Наталья Борисовна (1916–?), дочь Б. О. Богданова Богомяков Николай Иванович (1901 – 1983), член ВКП(б) Богораэ-Брухман Лариса Иосифовна (1929 – 6 апреля 2004), правозащитница

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лебедева (ум. 8 дек. 1891 г.): [Некр.]//ЧОИДР. 1892. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-8; Памяти гр. Н. П. Румянцева//Торжественное заседание в память графа Н. П. Румянцева 3 апр. 1897 г. М., 1897. С. 12-15; Ведомость о Китайской земле и о глубокой Индеи//Отчет о заседании 5-го марта 1899 г./ОЛДрП. СПб., 1899. С. 14-35; Стих о чудной царице//Юбил. сб. в честь В. Ф. Миллера. М., 1900; Памяти проф. А. И. Кирпичникова//Сб. Харьковского Ист.-филол. об-ва при Харьковском ун-те. Х., 1905. Т. 14. С. 105-108; Отд-ние доисторич. христианских и рус. древностей//50-летие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912: Ист. очерк. М., 1913. С. 183-194. Изд.: Рус. перевод лат. описания Иерусалима//Древности: Тр. МАО. 1888. Т. 12. Вып. 2. С. 31-49, 50-66 [текст]; Повесть о святых и богопроходных местах св. града Иерусалима, приписываемая Гавриилу, Назаретскому архиепископу, 1351 г.//ППС. М., 1900. Т. 18. Вып. 1(52); Из переписки Н. И. Стороженко с Н. С. Тихонравовым. М., 1908; Записка иером. Ионы о пребывании французов в Москве в 1812 г.//Старина и новизна. М., 1905. Кн. 10. С. 268-273. Ист.: Отчет МПиРМ, 1883-1885 гг. М., 1885. С. 78-79 [описание рукописей, подаренных Д.]; Белокуров С. А. Указатель ко всем периодическим изданиям ОИДР по 1915 г.//ЧОИДР. 1916. Кн. 2; Луначарский А. В. Герои труда//Изв. ВЦИК. 1923. 12 мая; Майкова К. А. и др. Собрание С. О. Долгова//Рукописные собр. ГБЛ: Указ./Отв. ред. вып.: Ю. Д. Рыков. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 266-271. Лит.: Словарь членов ОЛРС. [М., 1911]. С. 103; 50-летие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912: Имп. Моск. Археол. об-во в 1-е 50-летие его существования (1864-1914). М., 1915. Ч. 2. С. 109 1-й паг. и 62-63 2-й паг.; Друганов И. А. Б-ки ведомственные, обществ. и частные и судьба их в сов. эпоху//Сов. библиогр. 1934. 2. С. 55; Зимина В. Г. ОР за 100 лет//История ГБЛ за 100 лет, 1862-1962. М., 1962. С. 246-247; Корецкий В. И. Безднинский летописец кон. XVI в. из собр. С. О. Долгова//Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 191-208; он же. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 73-106; Коваль Л. М. Не славы ради...: О частных дарениях и обществ. почине в пользу МПиРМ, ГБЛ, РГБ. М.; СПб., 2000. С. 77-78, 153-154; Федоров Н. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 2000. Доп.: Коммент. к т. 4. Ю. Д. Рыков Рубрики: Ключевые слова: БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России

http://pravenc.ru/text/178771.html

Митрополит Питирим (Нечаев) Ольга Рожнёва Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926–2003) — один из наиболее почитаемых иерархов Русской Православной Церкви, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Священноисповедник Николай (Могилевский) Ольга Рожнёва Священноисповедник Николай (Могилевский; 1877–1955), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский — один из великих подвижников нашего времени, человек святой жизни, молитвенник, пастырь пастырей, прошедший в жизни многие испытания. Святой праведный Алексий Московский Ольга Рожнёва Православным людям хорошо известно имя старца в миру протоиерея Алексия Мечёва (1859–1923), настоятеля московского храма святителя Николая в Кленниках, молитвенника и прозорливца. Таинство Причащения Священник Валерий Духанин Таинство Святого Причащения — сердце церковной жизни. Посредством Причащения мы таинственно соединяемся со Христом. И подлинным христианином может быть только тот, кто причащается Святых Таин. Ценность души Архимандрит Клеопа (Илие) Архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998), духовник, молитвенник и церковный писатель, широко известен не только в Румынии, но и за рубежом. Его нелегкий опыт отшельника-исихаста, проведшего многие годы в суровых горных лесах Румынии, глубокое знание Священного Писания, творений святых отцов, а также мудрость и любовь к людям сделали его истинным духовным отцом не только для монахов, но и для многих мирян. Устав Святой Горы Афон Конидарис Иоаннис Сегодня Святая Гора является единственной областью православного мира, где в одном месте и под единым управлением сохраняются и столь гармонично сосуществуют все виды восточного православного монашества. Апостасия О русской катастрофе — революции 1917 года — и ее причинах написано так много… и все равно остаются тайны. Тайна отречения государя. Тайна Божественного Домостроительства. Тайна России... Книга «Апостасия» написана о времени до- и послереволюционном. Священноисповедник Афанасий (Сахаров)

http://pravoslavie.ru/foto/image11074.ht...

С. При сийском игум. Феодосии (Лебедеве; 1643-1652 и 1663-1688) были записаны 11 посмертных чудес А. С., свидетелем к-рых был игумен: исцеление диакона (1660), 2 расслабленных (1661), слепого игум. Евфимия и др. В 1672 г. в окрестностях мон-ря больше месяца стояла дождливая, холодная погода, грозившая неурожаем. Монастырскому рабочему Иоанну Тырыданову явился А. С. и повелел передать игумену, чтобы он совершил крестный ход к Угловатому оз., а населению монастырской округи - строго соблюдать посты и постные дни. Игум. Феодосий 2 раза ходил крестным ходом к Угловатому оз., где стояла часовня в честь Воздвижения Креста Господня, устроенная Феодосием в 1668 г., после чего установилась хорошая погода. 7 июля, совершив 3-й крестный ход с благодарственным молебном, игум. Феодосий установил совершать его ежегодно в этот день. Значительные события в жизни обители фиксировал также летописец Сийского мон-ря, в к-ром записаны 24 чуда преподобного, случившиеся при игум. Феодосии; в частности, 15 сент. 1679 г. у гроба А. С. сама собой затеплилась лампада, масло из к-рой излечивало тяжелые недуги. Мощи преподобного почивали под спудом в Троицком соборе Сийского мон-ря, у юж. стены храма, рядом с приделом его имени. Над гробницей находился образ Св. Троицы, написанный преподобным. В 1859 г. над мощами поставили серебряную чеканную раку. 11 июля 1923 г. мон-рь был закрыт, мощи святого в советское время не вскрывались. 13 авг. 1992 г. Антониев Сийский мон-рь в полуразрушенном состоянии был передан РПЦ. В наст. время восстанавливается Благовещенский храм и ц. во имя прп. Сергия Радонежского, готовится восстановление Троицкого собора. С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко Гимнография Службу А. С. специально для Собора 1579 г. написал царевич Иоанн; создание службы предшествовало работе над житием А. С., о чем свидетельствует запись в списках службы XVI в. (напр., РНБ. Q. I. 22. Л. 390). Служба, созданная царевичем Иоанном, не получила широкого распространения; известна она по 2 ненотированным рукописям: РНБ ОСРК.

http://pravenc.ru/text/116108.html

Святитель Феофан Затворник ХХ век — век мучеников и исповедников, которые своими страданиями прославили Бога, пронесли веру Христову через огненные испытания. Нами были рассмотрены основные проблемы современного человека в письмах замечательных пастырей: Святой праведный Алексей Мечев (1859-1923) — «старец в миру», как его называли современники. Написанные им письма наполнены искренней верой, любовью к Богу и глубоким желанием спасти ближнего. Для него все были любимы и желанны, и отец Алексей писал о всепрощающей любви Господа ко всем, желающим идти путем спасения. Отличаясь большой наблюдательностью и знанием жизни, он умел лечить души пасомых овец, подбирая к каждому индивидуальный подход. Епископ Вениамин (Милов) (1887-1955) писал из казахстанской ссылки в 1949-1954 годах. Письма адресованы Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. Семейство Пелих исповедовалось у отца Вениамина во время его служения в Троице-Сергиевой Лавре, супруги помогали духовнику преодолевать многие житейские трудности. Особенно это проявилось во время нахождения владыки в ссылке. Смиряясь с тяжелейшими условиями жизни, владыка учил и своих чад ко всему относиться со смирением и терпением. Часто писал о Промысле Божием, руководящем жизнью всякого христианина. Советовал Татьяне Борисовне внимательно относиться к духовному воспитанию детей, уделять им и мужу все свое свободное время, забывая о своих телесных недугах, которые следует нести безропотно и с благодарением Господу. Письма епископа Вениамина являются свидетельством неуклонной верности пастырскому долгу и избранному иноческому пути. Святитель Николай Сербский (1881-1956) отвечает в своих письмах на самые разнообразные вопросы верующих людей, ясным, простым, доступным для каждого языком. Он спасает души от духовного мрака, от уныния и отчаяния, от отпадения от Православия. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958) шестнадцатилетним юношей попал на Валаам и остался в Спасо-Преображенском монастыре. В 1940 году отец Иоанн вместе с братией перехал в Финляндию. Там валаамские монахи основали монастырь, получивший название Новый Валаам, где старец и закончил свой монашеский путь. Письма написаны в 60-е годы в разное время и разным лицам. Отец Иоанн имел много духовных чад среди эмигрантов из России, не только в Финляндии, но и во Франции, Англии, Германии, Америке; окормлял монахинь Пюхтицкого и Линтиульского монастырей и многих мирских людей. О себе схиигумен писал, что в школах он не учился, и как умеет говорить, так и пишет. В своих наставлениях духовным чадам придерживался духовной трезвости и простоты, делая ссылки на Евангелие, жития святых отцов, на книги Макария Великого, Петра Дамаскина и «Отечник».

http://pravoslavie.ru/2063.html

Храм вмещал до 2000 человек. Из старого Исакиевского собора были перенесены престол, иконостас придела с царскими вратами и утварь. Интерьер храма был оформлен двумя рядами белых ионических колонн и украшен большими религиозными полотнами. Сюда же из собора перешел и причт, в обязанность которого входили молебны при закладке и спуске кораблей. Когда новый Исаакиевский собор был построен, церковь в Адмиралтействе не только не закрыли, но в 1858 году назвали собором морского ведомства ( " общий приход из всех чинов морского ведомства в Санкт-Петербурге находящихся " , " главный священник просил Санкт-Петербургского митрополита объявить всем церквами столицы, чтобы они чинов морского ведомства не считали своими прихожанами " ) и заново, после большого ремонта, 1 октября 1859 года освятили. Через год фронтон собора украсился крестом на шаре, сделанным по рисунку И.К. Риглера, который в 1863 году возвел и каменную звонницу, где были повешены шесть колоколов старого Исаакиевского собора. Позднее в соборе появились еще три придела: в 1874 году – в честь зачатия прв. Анны; осенью 1889 года – на хорах, во имя пророка Осии, в память спасения императорской семьи в Борках; в 1891 году – во имя Свт. Николая Чудотворца. В 1897 году храм был капитально отремонтирован, в 1898 году – украшен наружным крестом с лампочками, зажигавшимися во время всенощной, что было для того времени новинкой. В 1915 году на собранные пожертвования была выполнена уникальная серебряная плащаница в стиле ампир с рельефными украшениями и сенью. Перед революцией 1917 года собор имел один из лучших в столице хоров, который пел, в частности, 17 ноября на ежегодной панихиде по морякам, павшим в Синопском и Цусимском сражениях. 13 ноября 1920 года собор был закрыт. В 1923 году храмовые иконы были свалены в подсобных помещениях, а два года спустя частично перевезены в Музей отжившего культа. Позднее помещение собора было занято актовым залом Военно-морского инженерного училища. В 1990-е годы начальство училища несколько раз позволяло проводить в нем молебны и панихиды.

http://sobory.ru/article/?object=24837

Шувалову, её президенту И.И. Бецкому, князю А.А. Вяземскому и сенатору А.А. Нарышкину (все они скончались в конце 1790-х годов). С восточной стороны к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая галерея – ризница, где находятся семейные памятники Юсуповых. В частности, там погребена герцогиня Курляндская Евдокия (рожд. Юсупова), жена П.Бирона (1747-1780). В 1866 году под Благовещенской церковью, в её западной части, устроили ещё семь могильных мест. В алтарной части было решено возобновить надгробные плиты лиц, принадлежавших к императорскому дому. Первоначальные памятники не сохранились, и историк Н.Г. Устрялов провёл специальную исследовательскую работу по выяснению, кто же именно и в какой части церкви был похоронен. В результате в 1868 году в полу у алтарной ступени было уложено семь однотипных мраморных плит, выполненных в мастерской А.А. Трискорни по рисунку архитектора А.А. Пуаро. Несколько ранее, в 1859 году, по инициативе внука полководца была заменена каменная плита с надписью: «Здесь лежит Суворов». Очевидно, к этому же времени относится и соседняя мраморная плита дочери князя А.Д. Меншикова герцогини А.А. Бирон (ум. 1736). Вплоть до 1922 года Александро-Невская лавра оставалась резиденцией Петроградского митрополита Вениамина. Лишь после его расстрела 7 июля 1923 года президиум Петргубисполкома вынес распоряжение о передаче всех жилых помещений и служб лавры в ведение Губоткомхоза. Храмы были оставлены верующим, организованным в двадцатки. С закрытием в 1926 году церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов. Через десять лет все тринадцать монастырских церквей были ликвидированы. К 1936 году на территории лавры находилось семнадцать учреждений, в том числе две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе, закрытом в 1932 году, помещался склад универмага «Пассаж». В феврале 1933 года президиум Леноблисполкома постановил: «учитывая возможность весьма эффективного использования здания под музей без всякого на то переоборудования... Благовещенскую церковь ликвидировать, здание передать Политпросветцентру для оборудования хранилища надгробной скульптуры». В ноябре 1932 года Благовещенскую церковь осматривала комиссия по организации музея-некрополя. Как указывалось в протоколе, Благовещенская усыпальница «уже представляет собой готовый музей монументальной надгробной скульптуры, собрание которой, по мнению комиссии, следует лишь дополнить двумя памятниками работы И.П. Мартоса: И.Л. Лазарева из армянской Смоленской церкви и Е.Чичаговой со Смоленского лютеранского кл.».

http://sobory.ru/article/?object=05273

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010