сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как бороться со злыми помыслами? Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу. ( 2Кор. 10:4–5 ). Учись доброму, так худое на ум не пойдет. Русская пословица. Будь привратником сердца твоего, чтобы не входили в него чуждые, постоянно говоря приходящим помыслам: наш ли ты, или из неприятелей наших ( Нав. 5:13 ). Авва Стратигий. Нападут мысли, гони их: «А я вам не сочувствую, Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», – вот и всё. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражие в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутие занозы… …Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей. Преподобный Антоний Оптинский (1795–1865). Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молением к Богу, это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость… Преподобный Исаак Сирин (VII век). Иногда без согласия нашего какой-нибудь помысл скверный и ненавидимый нами, как разбойник, неожиданно напав на нас, насильно седержит у себя ум наш. Однако же знай наверное, что и сей помысл произошел от нас самих; ибо или по крещении мы предавали себя такому худому помыслу, хотя не исполняли его делом, или по собственной воле держим в себе некоторые семена зла, почему и утверждается в нас лукавый; и он лукавыми семенами удержав нас, не отойдет, пока не отбросим их; скверный же помысл, пребывающий в нас чрез делание зла, тогда изгонится, когда принесем Богу труды, достойные покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как научиться любить Бога? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. ( Лк. 10:27 ). Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. ( 1Ин. 2:15 ). Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим 5:5 ). Нельзя брать духовную жизнь сверху, а нужно брать ее снизу: сначала очистить душу от страстей, приобрести терпение, смирение и т. п., потом полюбить ближнего, а затем уже Бога. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Умножение страха Божия есть начало любви. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия; ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия. Блаженный Диадох Фотики йский (V век). Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия; сии последние от воздержания во всем, воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа. Преподобный Максим Исповедник († 662). Вера есть благонастроительное дарование; она рождает в нас страх Божий; страх же Божий научает соблюдению заповедей или устроению доброй деятельной жизни; из деятельной жизни произрастает честное бесстрастие; а порождение бесстрастия – любовь, которая есть исполнение всех заповедей, всех их в себе связующая и держащая. Святитель Феодор, епископ Едесский († 848). Любовь к Богу рождается и без научения, естественно, как благопризнательность за Божии благодеяния, ибо видим, что псы, волы, ослы любят питающих их. Святитель Василий Великий (330–379). Любовь к Богу рождается от беседы с ним. Беседа с ним – от безмолвия; безмолвие – от нестяжания; нестяжание – от терпения; терпение – от ненавидения похотей; ненавидение похотей – от страха геенны и чаяния блаженств. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Пребывающий всегда в молитве возжигается горячайшей любовью к Богу и восприемлет благодать Духа, освящающего душу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как научиться любить? Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, ( 1Петр. 1:22 ). Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. ( 1Ин. 3:18 ). Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. ( 1Ин. 4:7 ). Мы должны поставлять Христа за первое основание любви к ближнему… Ибо кто любит за то, что его любят, тот – случись с ним неприятность – прервет любовь свою; а кто соединен тою любовию, никогда не оставит оной. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостию и милосердием, которыми выражается подражание Богу. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Делай дела любви – и за дела любви всегда Господь будет прилагать тебе потребное. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся по складам читать, а далее и книги читать научатся. Так должно и христианам в христианском учении поступать. Сперва должно научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, которое состоит в любви ко врагам. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Любить ближнего можно не иначе и не прежде, чем в нашем сердце будет попрано всякое самолюбие, всякая гордость. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как облегчить терпение скорби? Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. ( Пс. 33:19 ). В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. ( Ин. 16:33 ). Покорись беде, и беда покорится. Русская пословица. Ты всё думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более – берёт за руку и ведёт. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Господь Сам близ вас, Он вас укрепляет, помогает и даже утешает во время благопотребно. Как бы вы могли переносить скорби и головную боль свою, если бы не Господь помог и укрепил? Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся же воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу. Преподобный Никон Оптинский (1888–1931). Если будем думать о несчастьях больших, чем те, которые терпим, то получим достаточное утешение. Благодарение Богу за все! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда его произносить (особенно в скорбях) и научайте тому других. В искушениях надобно поститься. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Желаешь избавиться от скорбей и не тяготиться ими? Ожидай больших – и успокоишься. Возложи на Бога всякий помысл, говоря: «Бог знает полезное», и успокоишься, и мало помалу получишь силу терпеть. Не ужасайся, как неверующий, но ободри маловерные твои помыслы. Возлюби скорби во всём, чтобы быть тебе искусным сыном Святых. Вспоминай терпение Иова и прочих и старайся идти по следам их. Вспоминай опасности, которые претерпел Павел, скорби и узы, голод и множество иных зол, и скажи малодушию: «я чужд тебя» … Подумай о том, что вещи тленны и маловременны, терпение же по Богу спасает того, кто приобрёл оное.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как «отречься себя»? Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. ( Лк. 14:33 ). Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Отсечение же своей воли состоит в том, чтобы в добром отсекать свою волю и исполнять волю Святых, в худом же и самому собою убегать зла. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь, чем можно, так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Кто хочет идти за Мною, говорил Он, отвергнись себя ( Мф. 16:24 ) – отворотится от себя, сочтет себя будто чужим для себя, не стоящим внимания и сочувствия, за которого стоять не стоит. Это предполагает, что в сердце грехолюбивом постоянно живет и качествует противоположное сему расположение – саможаление, как оно и есть на самом деле. Человек-грешник обходится с собою – как мать с нежнолюбимым детищем: жаль в чем-нибудь отказать себе, в чем-нибудь поперечить; не может одолеть себя, чтобы в чем-нибудь поднять на себя руку. Позвольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтобы весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения и все – Господа ради, перед лицом Его, во славу Его. Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть при всяком слове, взгляде, движении, при всякой мелочи. Отличительная черта их – не допускать самоугодия и во всем идти наперекор себе (начинаешь ли сердиться или осуждать ближнего, или засматриваться на женщину, или есть лишнее – сейчас же нужно запретить себе).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf У вас есть неисповеданные грехи Относительно письменной исповеди: Недостаточно того: перечислил все грехи – и конец, и ничего не получилось; а нужно, чтобы грех опротивел, чтобы всё это перегорело внутри, в сердце, когда начнешь вспоминать... И вот тогда-то уж грех нам будет противен, и мы уже не вернемся к нему, а то тут же и опять за то же. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Не стыдись исповедывать грехи твои и не удерживай течения реки. ( Сир. 4:30 ). Перед попом утаишь, а перед Богом не утаишь. Русская пословица. Никто не скрытничай, чтобы не сделаться неисцельным. Преподобный Феодор Студит († 826). Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди. Если это не выполнено, то может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить: «прощаю и разрешаю», Господь скажет: «а Я осуждаю»... Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не всё высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Таин, а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо знать. Он, зная, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целию он всячески умаливает степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важно, Бог тебе это простит», – и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается как-либо исповедать духовнику на исповеди грех, то диавол всячески увеличивает тяжесть греха, внушая, что грех этот настолько велик, что Бог даже никогда не простит. И старается привести человека в уныние и отчаяние. Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913). Диавол, прежде греха, представляет Бога милостивым, но после греха, правосудным. Это есть его хитрость. А ты напротив делай. Прежде греха представляй себе правосудие Божие, чтобы не согрешить: когда же согрешишь, помышляй о великости милосердия Божия, чтобы не впасть в отчаяние Иудино.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Статистика Алексей Московский (Мечев), св.прав. Алексей Алексеевич Мечёв (Алексий Мечёв; святой праведный Алексий Московский, 17 марта 1859, Москва — 22 июня 1923, Верея) — протоиерей. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000. Семья Родился в семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва. Супруга — Анна Петровна Молчанова, дочь псаломщика, скончалась в 1902 году. Дочери — Александра (р. 1888), Анна (р. 1890), Ольга (р. 1896 году). Сыновья — Алексей (1891, умер на первом году жизни) и Сергей (1892—1942), священник, священномученик. Образование Окончил Заиконоспасское духовное училище, Московскую духовную семинарию. Мечтал учиться в университете и стать врачом, но по настоятельной просьбе матери принял священный сан. Священник Вся его жизнь была связана со служением в московских храмах. Служил псаломщиком в Знаменской церкви. С 18 ноября 1884 года — диакон церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде. С 19 марта 1893 года — священник храма св. Николая в Кленниках на Маросейке, в котором прослужил до конца жизни. Это был один из самых маленьких храмов Москвы, в котором было очень мало прихожан. Несмотря на это, ввёл в церкви ежедневное богослужение, 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Однако постепенно священник получил известность как добрый пастырь, в храме становилось всё больше прихожан, со временем сформировалась одна из самых известных в Москве православных общин. По воспоминаниям верующих, его проповеди были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. В нижнем жилом этаже храма открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих. В течение 13 лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е. В. Винклер (был известен как добрый наставник, стремившийся, чтобы его ученики стали верующими людьми, а не получали формальные знания). Способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (впоследствии монахиня Иулиания). Был близок к оптинским старцам. После кончины жены и встречи с св. Иоанном Кронштадтским сам получил известность как старец (хотя и не принимал монашества, оставаясь приходским священником в сане протоиерея). Был скромным и прозорливым человеком. Часто вёл беседы с прихожанами на темы о житиях святых.

http://lib.cerkov.ru/authors/90

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Святой праведный Алексий Московский» . Составитель О.Л. Рожнева . Святой праведный Алексий Московский/Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского мо- на с тыря, 2016. — 144 с.      Православным людям хорошо известно имя старца в миру протоиерея Алексия Мечёва (1859–1923), настоятеля московского храма святителя Николая в Кленниках, молитвенника и прозорливца. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Книга содержит его наставления, советы, воспоминания близко знавших его людей. Московский старец отец Алексий Мечёв родился 17 марта 1859 года в глубоко верующей семье регента знаменитого кафедрального хора Чудова монастыря в Кремле Алексия Ивановича Мечёва, сына протоиерея Коломенского уезда. Жизнь семьи Мечёвых проходила под покровом молитв и благословения святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Знакомство со святителем произошло, когда отец будущего великого пастыря Алексий Иванович Мечёв был еще ребенком. Уже тогда будущий регент имел замечательный музыкальный слух. Как-то, в морозный зимний вечер, его вместе с другими мальчиками из семей духовенства Московской епархии, отобранными по их музыкальным дарованиям для столичных церковных хоров, привезли на подворье митрополита. Детей усадили ужинать. Внезапно святитель Филарет, по извещению прозорливого сердца, встревожился и вышел на улицу осмотреть прибывший обоз. В одних санях он обнаружил спящего мальчика, которого оставили там по недосмотру. Если бы святитель не нашел ребенка, он мог замерзнуть и погибнуть. Увидев в спасении мальчика особый Промысл Божий, митрополит Филарет постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье. Священник Сергий Дурылин, духовное чадо старца, отмечал: «В характере отца Алексия были подлинно филаретовские черты… Как тот, так и другой были необыкновенно, до безжалостности требовательны к себе и исполнительны во всем, что касалось их служения и долга».

http://pravoslavie.ru/97052.html

праведный Алексий Мечёв (30 марта 1859–22 июня 1923) Нравственно-аскетические труды Письма Аудиокниги праведный Алексий Мечёв Пастырь, старец в миру, духовный наставник, настоятель храма святителя Николая в Клённиках. Родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва. С рождения жизнь о. Алексия связана с именем Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям. Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом. Но мать воспротивилась этому. Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери он не пошёл. Впоследствии Алексий Мечёв понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери. По окончании семинарии Алексий Мечёв служил псаломщиком в Знаменской церкви, где с ним зачастую очень грубо обращались, но Алексий сносил всё безропотно, не жаловался и не просил о переводе в другой храм. Впоследствии он благодарил Господа за то, что Он дал ему пройти такую школу. В 1884 г. Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой по большой любви. 18 ноября того же года был рукоположен во диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде, внешне проявляя величайшую простоту, а внутренне испытывая пламенную ревность о Господе. 19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим Московским Новоспасским монастырём, во священника к одной из самых маленьких церквей в Москве – Св. Николая на Маросейке. Несмотря на то, что о. Алексий готовил себя к пастырству в деревне, получив приход в столице, он всецело предал себя воле Божией и стал трудиться положа в основу своего дела молитву и духовное бодрствование. Он ввёл в своём храме ежедневное богослужение, 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Но постепенно скорбящие и обременённые горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

сост. С. Девятова Святой праведный Алексий Мечев (1859–1923)   Старец Алексий Мечев родился 17 марта 1859 года в Москве. О своём рождении старец Алексий рассказывал так: “Когда наступили роды, покойная матушка чувствовала себя очень плохо. Роды были трудные и так затянулись, что она была близка к смерти. В горе и тоске отец поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю праздника служил сам митрополит Филарет...” Митрополит Московский и Коломенский Филарет горячо молился об умирающей от тяжёлых родов жене регента кафедрального Чудова монастыря Александре. После молитвы митрополит подал Алексею Ивановичу Мечеву просфору и сказал: “Бог милостив, всё будет хорошо. Родится мальчик, назови его Алексеем в честь празднуемого нами сегодня св. Алексия, человека Божия”. Когда Алексей Иванович вернулся домой, его встретили с радостным известием: родился мальчик. Старец Алексий часто вспоминал с благодарностью заботу и ласку митрополита Филарета к их семье, рассказывал как Владыка однажды спас от неминуемой смерти отца. Зимой по распоряжению митрополита были привезены музыкально одарённые мальчики, чтобы “ими пополнить митрополичий хор”. Детей выгрузили из саней, привели в теплое помещение. Вдруг Владыка быстро оделся, вышел во двор и сам начал обыскивать сани. При свете фонаря в одних санях он нашел спящего мальчика. Это был сын священника Коломенского уезда – Алексей. Позже, когда Алексей Иванович окончил Семинарию, митрополит предложил ему стать регентом митрополичьего хора. Сын Алексея Ивановича, Алексий, сначала учился в Заиконоспасском Училище, затем – в Московской Духовной Семинарии, а после окончания Семинарии поступил в псаломщики в церковь Знамения на Знаменку. В 1884 году Алексий женился на Анне Петровне Молчановой. 18 ноября 1884г. был рукоположен во диакона в Никитском монастыре преосв. Мисаилом, епископом Можайским. 19 марта 1893 г. был рукоположен во священника преосв. Нестором. Молодому священнику достался бедный приход маленькой церкви Св. Николая на Маросейке. Нужна была большая вера, чтобы, не смотря на трудности, не упасть духом. Старец Алексий с грустью рассказывал духовным детям:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010