Москва. Часовня иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " . Часовня Лужецкого Ферапонтова монастыря на Серпуховской площади /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В Москве, на площади у Серпуховских ворот (стрелка Б. Серпуховской ул. и М. Серпуховской, ныне Люсиновской). Издревле принадлежавшая Николо-Перервинскому монастырю, деревянная часовня в 1825 г. была возведена в камне, а в 1859 г. передана Ферапонтову монастырю. Перестроена в 1894 г. Перед революцией числилась за Николо-Пешношским монастырем. Представляла собой одноглавый куб с украшениями в русском стиле. Внутри часовни находилась чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость». Часовня сломана в начале 1920 гг. Стрелка улиц разрушена позднее при расширении Серпуховской пл. Стрелка Большой Серпуховской улицы и улицы Малой Серпуховской, ныне Люсиновской — пустырь под 1 на этой последней, начинающейся теперь с дома 3. Упоминается в 1722 г. Ранее принадлежала Перервинскому монастырю. С 1825 г. была каменной. В 1859 г. перестроена в русском стиле. По воспоминаниям старожилов, в часовню вела лестница, а вокруг шла гале­рейка, на перила которой богомольцы вешали приносимые в дар полотенца или куски холста. Внутри часовни пользовалась славой чудотворения икона Божией Матери " Нечаянная радость " . Часовня сломана в начале 1920-х гг. Стрелка улиц разрушена позднее, при расши­рении Серпуховской, ныне Добрынинской площади. «Нечаянная Радость» иконы Божией Матери у Серпуховских ворот часовня (уничтожена). Часовня в этой местности известна с XVII в. Она принадлежала Богородицко-Рождественскому Лужецкому монастырю Можайского уезда Московской губернии. В 1884 г. часовню капитально перестроили. В двухъярусном иконостасе находилась старинная чтимая икона Божией Матери «Нечаянная Радость» в серебряно-вызолоченном окладе с жемчугами. Здесь сохранялась и икона святителя Николая XVII века. В 1923 г. часовню закрыли, а ее имущество вывезли. Через несколько лет уничтожили и само здание часовни. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35018

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851 - 1932), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) ЛЫСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Лысковское викариатство Нижегородской (с 1932 Горьковской) епархии, существовало в 1923-1931 и в 1943-1950 гг. ЛЬВОВ Владимир Николаевич (1872-1930), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества, МАКАРИЙ (Кармазин Григорий Яковлевич; 1875 - 1937), еп. Днепропетровский сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Ильинский Михаил Иванович; 1866-1953), митр. Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке МАКАРИЙ (Павлов Михаил Михайлович; 1867 - после 1924), еп. бывш. Владикавказский и Моздокский, деятель обновленчества МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_21.html

Календарь Материалы 22 июня 2007 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Роман Балакшин «И в жизнь вечную…» — новая книга писателя-вологжанина Р. Балакшина. В нее вошли две повести и рассказы. Время действия — Гражданская война и нынешнее время. Стояние за веру, раскаяние в греховной жизни, раздумья человека о себе — главные мотивы прозы писателя. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Иудейские учители искажали многие заповеди, толкуя их свободно, по своему усмотрению. Но в том, что касается четвертой заповеди: «помни день субботний», они впадали в другую крайность и применяли ее с чрезвычайной строгостью. Их мелочность в толковании Закона была всем известна. Строящие ограждения вокруг Закона обыкновенно делают требования его еще строже, забывая нередко о принципах самого Закона. Самое печальное, что в сердцах их не был ясно написан Божий Закон. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Современники: Св. прав. Алексий Мечёв (1859–1923) . Служение св. прав. Алексия Мечёва Русской Церкви началось в самом начале 1880х гг.: сначала — псаломщиком в московском храме во имя иконы Божией Матери «Знамение» на Знаменке, затем — диаконом и, наконец, священником. С1892 г. он был настоятелем храма во имя свт. Николая на Маросейке (в Клённиках). В 1902 г. умерла супруга о. Алексия. Горе батюшки было безысходным. В это тяжелое для него время Господь сподобил о. Алексия встретиться со всероссийским пастырем св. прав. Иоанном Кронштадтским. [Поместные Православные Церкви/Японская/Публикации] История свидетельствует, что для становления монастырей всегда прежде всего требовалась христианская проповедь и знание о монашеской жизни. Именно такому рассказу о монашеском делании и об обетах, об истории общин и их перерождении в монастыри и была посвящена лекция, прочитанная иеромонахом Герасимом (Шевцовым), наместником монастыря святого равноапостольного Николая Японского (г. Токио) на семинаре Киотосской епархии Японской Автономной Православной Церкви. English Edition [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] Archpriest Zakaria Machitadze Saint Tevdore was a simple priest who labored in the 16th century in the village of Kvelta. At that time the Ottoman Empire and Persia were locked in a bitter feud over control of the Near East. At the beginning of 1609 the Ottomans conquered first the city of Baghdadi, then part of Samtskhe in southern Georgia. In June of that year they launched an attack on eastern Georgia. Новости 22 июня 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070622

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНОТЕИЗМ [греч. ν - один, θος - бог; иногда отождествляется с катенотеизмом], термин в религиеведении , введенный М. Мюллером в XIX в. для обозначения той формы религии, в к-рой среди множества богов особое почитание воздается к.-л. одному божеству. Мюллер употреблял это понятие применительно к особенностям ведийской религии : реконструируя верования древних индийцев по гимнам Ригведы , он обнаружил, что каждый из богов (напр., Индра , Агни , Сурья ) в посвященных им гимнах воспринимается как высшее, всемогущее и даже как единственное (в данный момент) божество, совмещающее в себе (лишь в данном гимне) атрибуты всех проч. При этом речь идет не о верховном положении данного божества в иерархии, а именно о его уникальности и об исключительности в момент обращения к нему. Г. рассматривался Мюллером и др. учеными как проявление присущей религ. сознанию тенденции к поиску Единого Бога, как путь к монотеизму. Исследователи выявили, что черты Г. были присущи и др. религиям древности, напр. древнеегипетской. По мнению О. Пфлайдерера, яркий пример Г. представляла собой ранняя форма ветхозаветной религии: народ Израиля вступил в отношения «договора» с Яхве (Иеговой), одним из мн. существующих богов ( элохим ), и поклонялся лишь ему. В дискуссии о происхождении религии одни исследователи считали Г. первоначальной формой религии (Э. Гартман ), другие - переходной стадией на пути от политеизма к монотеизму. Сторонники концепции прамонотеизма (Л. Филиппидис), напротив, полагали, что Г. как прибавление пантеона низших богов и полубогов, выстраивание иерархии, в к-рой Верховный Бог становится первым среди подчиненных («Primus inter inferiores»), есть первая стадия искажения изначального единобожия, к-рая впосл. сменяется политеизмом. Лит.: M ü ller F. M. A history of ancient sanskrit literature. L., 1859. P. 607; idem. Introd. to the Science of Religion. L., 1873; idem. Lectures on the Origin and Growth of Religion. L., 1878; idem. Vorlesungen über den Ursprung und die Entwickelung der Religion. Strasbourg, 1880; Pfleiderer O. Religionsphilosophie auf geschichtlicher Grundlage. B., 1878; Radhakrishnan S. Indian Philosophy. N. Y., 1923-1927. 2 vol.; Philippidis L. J. Monothéisme primordial//Théologia. 1952. T. 23. P. 132-142; Hartmann E., von. Grundriss der Religionsphilosophie. Darmstadt, 1968. Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов

http://pravenc.ru/text/162119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЕБЕРГ Зееберг [нем. Seeberg] Рейнгольд (5.04.1859, Пёррафер, ныне Пёэравере, Эстония - 23.10.1935, Аренсхоп, близ Ростока, Германия), нем. евангелический теолог, историк церкви. Окончил гимназию в Ревеле (ныне Таллин), изучал теологию и философию в Дерптском (ныне Тартуском) ун-те. В 1884 г. приват-доцент, в 1885 г. экстраординарный профессор теологии, с 1889 г. ординарный профессор систематической теологии в Эрлангене, в 1898-1927 гг. д-р теологии, философии, истории и общественных наук в Берлинском ун-те. С 1909 г. председатель Свободной церковно-социальной конференции. В 1918-1919 гг. З. был ректором Берлинского ун-та, в 1923-1931 гг.- председателем центрального комитета «внутренней миссии» (Innere Mission, совр. Diakonisches Werk) Евангелической церкви Германии . З.- автор учебников по систематической теологии и истории догматики, многократно переиздававшихся до кон. 60-х гг. XX в. Развитие лютеран. догматики, по мнению З., завершилось с принятием Формулы согласия (1577). Он связывал религию с патриотизмом, с «прусским чувством долга» по отношению к гос-ву, на службе к-рого должна быть личность. З. был одним из самых известных сторонников аннексионистского курса Германии периода первой мировой войны, автором июльского меморандума 1915 г., обосновывавшего территориальные приобретения на востоке (собрал 1347 подписей), против к-рого по инициативе М. Вебера был составлен контрмеморандум, подписанный Э. Трёльчем , А. Эйнштейном, Э. Гуссерлем и др. Соч.: Der Begriff der christlichen Kirche. Erlangen, 1885; Lehrbuch der Dogmengeschichte. Erlangen; Lpz., 1895-1933. 4 Bde; Christentum und Idealismus: Gedanken über d. Zukunft d. Kirche und d. Theologie. B., 1921. Лит.: Brakelmann G. Protestantische Kriegstheologie im 1. Weltkrieg: R. Seeberg als Theologe d. deutschen Imperialismus. Bielefeld, 1974; Graf F. W. Reinhold Seeberg//Profile des Luthertums: Biographien z. 20. Jh. Gütersloh, 1998. P. 617-676; Basse M. Die dogmengeschichtlichen Konzeptionen A. von Harnacks und R. Seebergs. Gött., 2001. Рубрики: Ключевые слова: БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии

http://pravenc.ru/text/199699.html

Никанор (Кудрявцев), еп. Богородский (единоверческий) Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Много лет был настоятелем Никольского единоверческогомонастыря. Хиротонисан в 1921году в Москве во епископа Богородского, вик. Московской епархии. Скончался 30 октября 1923 года от чахотки, имея от роду около 50-ти лет. Похоронен в Москве на Семеновском кладбище. Могила его почитается многими верующими, постоянно заказываются панихиды и литии. Литература: ФАМ Никанор(Надеждин Николай), еп. Олонецкий и Петрозаводский Родился в 1859 году в семье священника Ярославской епархии. В 1881 году окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил в СПБ духовную академию. 4 апреля 1884 года пострижен в монашество. 24 марта 1885 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Литовской духовной семинарии. (В БЭС т.1, стб.1636, ошибочно указан год окончания академии 1882-й. См. состав на 1916 год, стр.163). 1888 г. – инспектор Тифлисской семинарии. С 1891 г. – ректор Томской семинарии в сане архимандрита. 7 дек. 1897 года хиротонисан во епископа Киренского в Вознесенском монастыре в г.Иркутске. С 27 сент.1898 г. – епископ Якутский и Вилюйский. С 17 янв.1905 г. – епископ Пермский и Соликамский. В БЭС m.II, стб.2401, ошибочно указан год пребывания на этой кафедре 1903-й. См. “Церк.Вед.” 1905, 4, стр.37). С 28 ноября 1908 г. – епископ Олонецкий и Петрозаводский. Был председателем особой комиссии при Св.Синоде для выработки правил перевозки св.икон по водным путям. Скончался в 1916 году. Труды: «Типикон об употреблении вина». Литература: «Церк.Ведом.» 1897, стр.401. -“- 1891, стр.379. -“- 1905, стр.37. -“- 1908, стр.355. “Приб. к ”ЦВ” 1903, стр.1966. -“- 1905, стр.173. «Русск.Паломн.» 1905, стр.133, 135. “Мисс.Календ.” 1907, стр.136. “Иркут.Еп.Вед.” 1898, “Церк.Вестн.» 1908, стр. 1572. “Изв.Каз.Еп.» 1913, N 7, стр.245. “Прав.Собес.” 1901, март, стр.3. -“- 1914, февр., стр.4. “Состав Св.Прав.Всер. Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1916 год», стр.162–163. “Преосвящ.Никанор – епископ Пермский и Соликамский, новый архипастырь Пермского края. Прибытие его в г.Пермь и начало его здесь служения». Пермь, 1905. Булгаков,стр.1401, 1407, 1408, 1417. БЭС т.1, стб.956. БЭС m.II, стб.1636, 1699, 1796, 2401. БЭЛ m.V, стб.1033. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Добиваться ли любви людей? Из избы сору не выноси, а в уголок копи! Русская пословица. Не открывай пред всеми помыслов своих, чтоб не дать преткновения ближнему своему. Не открывай мысли своей невеждам и воли своей – неблагоразумным. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894). Не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут врачевать душу твою. Преподобный Антоний Великий (251–355). Мало ли какое зло бывает у тебя на душе, но «не все, что есть в печи, на стол мечи». Да будет оно одному Богу известно, ведущему все тайное и сокровенное, а людям не показывай всех своих нечистот, не заражай их дыханием сокрытого в тебе зла, затвори печь: пусть дым зла замрет в тебе. Богу поведай печаль свою, что душа твоя полна зла и жизнь твоя близка к аду, а людям являй лицо светлое, ласковое. Что им до твоего безумия? Или же объяви свою болезнь духовнику или другу своему, чтобы они тебя вразумили, наставили, удержали. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Кто Богу угоден, тот и людям приятен. Русская пословица. Согрешивший должен отлучить себя от всякой любви человеческой, доколе не известится, что Бог принял его покаяние: любовь мира сего отлучает от любви Божией. Неизвестный старец, из «Отечника». Не ищи никогда, чтоб тебя любил кто в этой жизни и почитал тебя, чтоб тебе свободнее было спострадать Христу распятому. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Не требуй любви от ближнего, ибо требующий ее смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Не заботься о том, чтобы уважали и любили тебя люди века сего, но о том, чтобы угодить Господу Богу и чтобы совесть твоя не обличала тебя во грехах. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894). Я не смел бы сказать ближнему: хочу, чтобы ты любил меня; но, думаю, не сказал бы: не хочу, чтобы ты любил меня. Тут есть что-то отражающее и отчуждающее, и это может тяжко ударить в сердце ближнего. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Любовь ближнего к нам в наших руках: она зависит всецело от силы и глубины нашей любви к ближнему. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Если хотим, чтобы нас любили, будем любить. Преподобный Исидор Пелусиот (V век). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

How to Conquer Evil With Good From remembrances of Righteous Alexei September 16/29 is the commemoration day of the famous Moscow elder in the world, Archpriest Alexei Mechev (1859-1923), rector of the church of St. Nicholas in Klenniki and clairvoyant man of prayer. We present our readers fragments from the new book, Holy Righteous Alexei of Moscow , published by Sretensky Monastery.      The elder’s spiritual daughter Nun Juliania (Sokolova) related one incident: “Once after the early Liturgy, on a weekday, a drunken, tattered man came up to batiushka [Fr. Alexei]. He was all shaky, and barely able to get out the words, ‘I’ve completely perished, I’m on a binge. My soul has perished… save me, help me… I can’t remember the last time I was sober… I’ve lost my humanity…’ Paying no attention to his despicable appearance, batiushka came very near to him and lovingly looked him in the eye, clasping his hand on his shoulder. ‘My dear, it’s time we stopped drinking wine.’ ‘Help me batiushka dear, pray for me,’ the man replied. Batiushka took him by the right hand and lead him to the ambo, then went into the altar, leaving him there outside it. Opening the curtain behind the royal doors of the main altar dedicated to the Kazan Mother God , solemnly opening the royal doors, he began a moleben, pronouncing with a magnificent voice, ‘Blessed is our God…’ Then, taking the dirty, tattered man by the hand, he placed him right next to himself at the very threshold of the royal doors. Falling to his knees, he began praying fervently and tearfully to the Lord God. The ragamuffin’s clothes were so torn that his body was exposed when he followed after batiushka in making prostrations to the ground. At the end of the moleben, batiushka made the sign of the cross three times over the unfortunate man, and handing him a prosphora, kissed him thrice. Not long afterward, a decently dressed man came to the candle box, and purchasing a candle asked, ‘How can I see Fr. Alexei?’ When he learned that batiushka was in the church he joyfully expressed the desire to serve a moleben of thanksgiving. Coming out of the altar batiushka exclaimed: ‘Vasily, is it you?!’ The former drunk threw himself at his feet weeping, and batiushka began a moleben. It turns out that Vasily had received a good position and was doing very well.”

http://pravoslavie.ru/97456.html

Григорий IV (Хаддад; 1859–1928), Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий (Чуков), митрополит – см.: Чуков Николай Кириллович. Гурий (Буртасовский Сергей; 1845–1907), епископ Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович; 1891–1965), митрополит Гурович Яков Семенович (1869 или 1870–1936) Д Дав Петр Кириллович (1872–1903), священник Даманский Петр Степанович (1859–1916) Дамиан (Красоти Димитрий; 1848–1931), Патриарх Иерусалимский в 1897– 1931 Данилов Иван Тимофеевич Девлеканов Фатихуддин Хасанов, имам Деркаченко Иван Осипович (1876 – расстрелян 1921) Дернов Александр Александрович (1857–1923), протопресвитер Дмитриев Петр, диакон Добровольский Николай Васильевич (1865–1908), врач Доброхотов Николай Семенович – смотритель Каргопольского ДУ в 1885–1890 Добрынин Евфим Федорович – преподаватель Каргопольского ДУ, впоследствии священник Докучаев-Басков Карп Андреевич (1849–1916) – каргопольский краевед 5 Дометий (расстрелян 1918), игумен Дубакин Дмитрий Николаевич (1852-?) Дубровский Александр Александрович (1866 – расстрелян 1918), священник Дыбенко Павел Ефимович (1889 – расстрелян 1938) Дягилев Василий Валентинович (1913–2004) Евгений (Мерцалов Евгений Александрович; 1857–1920), епископ Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович; 1868–1946), митрополит Е Евсевий (Гроздов Евстафий Сергеевич; 1866–1929), архиепископ Евсеев Иван Евсеевич (1868–1921), профессор Евфросиния (Арсеньева Мария Константиновна; 1881– расстреляна 1937), игумения Егор, извозчик Егоров Иоанн Федорович (1872–1921), протоиерей Егоров Николай Михайлович Ежов Олег Викторович, протоиерей Екатерина II Алексеевна (1729 – 1796), императрица Всероссийская в 1762–1796 Елачич Николай Александрович (1872 – расстрелян 1937) Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич; 1870–1940); митрополит Елпидинский Яков Семенович – преподаватель Олонецкой ДС в 1883–1918 Енукидзе Авель Сафронович (1877–расстрелян 1937) Ермоген [Гермоген], св. (около 1530–1612), Патриарх Московский и всея Руси Ж Желобовский Александр Алексеевич (1834–1910), протопресвитер военного и морского духовенства в 1890–1910

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сер. XIX в. недалеко от входа в М. Т. м. находился целебный источник с колодцем и часовней во имя св. Онуфрия. Однако в 1869 г. часовни уже не было, «вне монастыря колодезь пр. Онуфрия, како срубом, так калиткою совершенно запущен, без починки находится» ( Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 172). С 1850 г. настоятелем М. Т. м. являлся выпускник КДА архим. Александр (Демченко), составивший 1-е историческое описание монастыря (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 22). В 1859 г. в М. Т. м. проживало 24 насельника, в т. ч. 5 иеромонахов, 3 иеродиакона и 16 послушников, в 1882 г.- 17 насельников, в 1907 г.- 31 насельник. Мон-рь владел 281 дес. удобной и 62 дес. неудобной земли. В 1911 г. М. Т. м. был преобразован в женский. Настоятельница игум. Мелитина (Руденкова) в сент. 1919 г. из-за постоянных грабежей и нападений вместе со священником покинула обитель по разрешению Киевской духовной консистории. В 1920 г. игум. Мелитина вернулась в М. Т. м., но из-за болезни вскоре отказалась от управления обителью. 16 сент. 1922 г. митр. Киевский и Галицкий Михаил (Ермаков) благословил ее принять схиму. В окт. 1922 г. новой настоятельницей М. Т. м. была назначена мон. Евстратия (Кочевая). 19 мая 1924 г. в мест. Смела еп. Черкасским и Чигиринским Филаретом (Линчевским) она была возведена в сан игумении. В сер. 20-х гг. XX в. в регионе активизировалось обновленческое движение. Несмотря на давление обновленцев, насельницы отказались примкнуть к ним. 26 июля 1923 г. в М. Т. м. состоялся съезд духовенства с участием 16 священников и десятков верных, направивший обращение к временно управлявшему Киевской епархией еп. Уманскому сщмч. Макарию (Кармазину) с просьбой назначить своего уполномоченного представителя по Черкасскому округу «в целях прекращения обновленческого движения». В качестве кандидата был выдвинут местный благочинный прот. Иоанн Клеопов. Тем не менее часть клириков признала власть назначенного в 1924 г. обновленческого Черкасского «епископа» Иосифа Яцковского. Духовник обители иером. Александр (Березовский), состоявший в братии соседнего Медведовского Николаевского муж. мон-ря, в 1923-1924 гг. неск. раз отказывался признавать власть обновленцев и оставался в подчинении еп. Черкасского Филарета, служившего в Успенском соборе в Смеле. В 1926 г. в офиц. сводках, составленных уполномоченными по Черкасской обл., упоминалось, что прихожане и духовенство М. Т. м. по-прежнему осуждают обновленчество и признают власть еп. Таращанского, викария Киевской епархии Георгия (Делиева) , вступившего во временное управление епархией (ГА Черкасской обл. Ф. Р-184. Оп. 1. Д. 3. Л. 127). Также в отчетах говорилось о причастности послушниц обители к подпольным, катакомбным правосл. общинам (Там же. Ф. 375. Оп. 1. Д. 74. Л. 183).

http://pravenc.ru/text/2564248.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010