НАТАЛИЯ Лукьяновна Сивакова (1872 - февр. 1941), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Тихоновна Силуянова (1905-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАТАЛИЯ Ивановна Сундукова (1887-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НАУМ († 11.11.1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) НЕКТАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп. , Киево-Печерский, Послушливый (пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. Тверской(пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) Тверской НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам.: 27 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Некнижный, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/122338_36.html

В 1881 году закончились строительные работы, и собор предстал во всей своей обновленной красе. Внутренняя отделка храма была великолепна. Стены, окрашенные в охристый цвет, чудесно гармонировали с позолотой иконостаса, риз, с золотистым опенком дубового паркета. Симферопольцы гордились своим кафедральным собором, называли его «Исаакиевским» и, конечно же, считали, что он в самом деле нисколько не хуже настоящего Исаакиевского собора. В Александро-Невском соборе имелись священные и исторические реликвии: подаренные Екатериной II золотые потир, дароносица, лжица, два копия, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца, звездица. На престоле хранилась копия чудотворного образа Божией Матери Касперовской, ее подарил храму архиепископ Иннокентий в 1857 году. Долгие годы в соборе находился важный документ — Высочайшая грамота императора Александра II, в которой он благодарил жителей Таврической губернии за услуги, оказанные Отечеству во время Крымской войны 1853—1856 гг. Еще одна реликвия — большое напрестольное Евангелие, украшенное сребровызолоченными досками с изображением Воскресения Христова и четырех евангелистов на верхней доске и Благовещения и четырех херувимов — на нижней. На Евангелии была сделана надпись: «С молитвою веры и благодарности ко Христу Спасителю, за сохранение драгоценной жизни Благочестивого Императора Александра II 4 апреля 1866 г., приношение в Александро-Невский кафедральный собор от духовенства и дворянства Таврического». К Александро-Невскому собору были приписаны греческая церковь во имя Святой Троицы, Петропавловский собор, часовня во имя святого князя Александра Невского на Базарной площади, часовня на военном кладбище, построенная над могилами защитников Севастополя, умерших в Симферополе от ран. В Александро-Невском соборе служили многие замечательные священнослужители: священномученики Никодим (Кротков) и Порфирий (Гулевич). Один из них Николай Федорович Казанский (1874-1942), еще при жизни прихожане почитали его святым за высоту духовной жизни. А до революции его жизнь была спокойной, Господь уготовил ему тернистый путь страданий после установления советской власти. Отец Николай в своих проповедях обличал новую власть в беззакониях, выступал против раскольников и обновленцев, стараясь сохранить истинное православие, мир и порядок в церкви. В тревожные времена он оставался спокойным и благодушным, личным примером учил прихожан стойко, с молитвой на устах переносить все испытания, ниспосланные Богом. За каждым богослужением священник призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в тюрьмах. Отца Николая неоднократно арестовывали: бесстрашный, твердый в своих взглядах священник был неугоден советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=50184

Второе и более интересное следствие, вытекающее из рассказа Старца о дневнике, есть то, что Старец провидел времена, когда будут свободно печатать духовную литературу и, конечно же, напечатали бы и его паломнический дневник, если бы он сохранился. Но ведь издавать подобную литературу стали лишь в конце 80-х годов. Старец многое провидел. Так он сказал одному своему чаду: «Марьюшка! Будет переворот – приходи ко мне на могилку». О чём сказал старец? О каком перевороте? О развале Союза и перестройке? Или о еще худших временах, которые впереди и о которых говорила своим чадам блаженная Матронушка? Скорее всего, верно второе предположение. Но вернемся к «географии» жизни старца. В 1942 г. он уже жил в Туле, у благодетельницы (так он ее называл) Варвары Михайловны на ул. Жуковского. Позже (когда и как?) он переехал в Мясново, где ему пришлось до самой смерти страдать от людской злобы – и покушались на жизнь, и в суд подавали! Причину раскрыл сам Старец: «В Мясново колдунов! Если бы всех выжигать, больше трети выжечь бы надо!» Эти люди, не сумев при жизни уничтожить мешавшего им святого Старца, сделали все, чтобы опорочить его имя в потомках. Но праведен Бог и правы суды Его – не дает в забвение своих верных чад. Умер Старец в Мясново 29 октября 1946 года и похоронен, как уже говорилось, на Всехсвятском кладбище. III «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Гал.6:2 «... молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведника». Иак.5:16 Теперь расскажем, что знаем, о самом близком друге и помощнике Старца, о его келейнике, Григории Ивановиче Сазонове. У нас почти нет сведений о нем, но мы надеемся, что после наших публикаций найдутся люди, могущие и желающие дополнить их. Напомним, что когда юный Сергий уходил из оптиной Пустыни с благословением на старчество, преподобный Амвросий дал ему два орешка, сказав: «Будешь грызть их всю жизнь». Эти два орешка – Григорий Иванович и его жена Анна. Когда Сергий познакомился с ними и где, мы не знаем. Можно сделать предположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22 октября 1853 г. Свято-Вознесенский собор был торжественно освящен в присутствии начальника Владикавказского округа генерала-майора Вревского Высокопреосвященнейшим Исидором, архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, при многочисленном стечении верующих из окрестных сел и станиц. Храм закрыт в 1927, в здании разместился краеведческий музей. В 1989 году возвращен верующим, восстановление завершено к началу 2000-х. Адрес : 363240, Республика Северная Осетия-Алания, г. Алагир, ул. Алагирская, 62. Телефон : 8 (86731) 2-36-60 . Подробнее... Храм святого Георгия Победоносца (Ардон) [ править править код ] В 1885 году решением схода казаков станицы Ардонской на месте старого деревянного храма было решено построить пятикупольный каменный храм. 13 мая 1901 года храм был освящен в честь святого Георгия Победоносца. После революции храм закрыли, и в течение многих лет в нем находилось зернохранилище. В 1942 году после ухода немцев из Ардона богослужения возобновились. Адрес : 363300, Республика Северная Осетия-Алания, г. Ардон, ул. Партизанская, 32. Телефон : 8 (86732) 3-20-31 . Подробнее... Храм Троицы Живоначальной (Горная Саниба) [ править править код ] Храм в честь Святой Троицы в селении Горная Саниба был построен в XII веке. В период татаро-монгольского нашествия он был разрушен, а восстановлен лишь в конце XVIII века. После 1917 года древняя святыня снова была разрушена и восстановлена несколько лет назад из руин трудами Маирбека Кусаева, выходца из этого селения. 12 июня 2006 в Свято-Троицком храме в селении Горная Саниба после долгого перерыва был отмечен первый престольный праздник. К престольному празднику диакон Николай Лукьянов закончил роспись храма, был установлен изготовленный в Волгодонске иконостас, построена трапезная, и благоустроена храмовая территория. На прилегающей к храму территории построено здание для приема паломников и установлен мемориальный комплекс воинам-победителям со скульптурой скорбящей горянки с буркой в руках Станислава Тавасиева.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Сев...

Так началась моя встреча с этим удивительным человеком, пастырем, педагогом, богословом, писателем, мужественным исповедником веры в наступившие вскоре безбожные времена. Отец Сергий Сергей Алексеевич Соколов родился в 1866-м году в Скопинском уезде Рязанской губернии, в священнической семье. Ему был всего год, когда его отец, священник Алексий Соколов, умер; овдовевшая мама будущего протоиерея вместе с детьми, Арсением (†1911), Сергеем и Николаем (†1910), вернулась, по всей видимости, в дом своих родителей, протоиерея Иоанна Добротворцева и его супруги. Будущий отец Сергий окончил Рязанское духовное училище, Рязанскую семинарию и Московскую духовную академию. Вот что можно прочитать о его ученических годах в книге бывшего преподавателя семинарии – рязанского историка, краеведа и архивиста, выпускника Московской духовной академии Степана Дмитриевича Яхонтова (1853–1942) «Воспоминания» (Рязань, 2017; книга вышла минимальным тиражом, сканы ее страниц прислал мне тот же Михаил Лысков, которому я обязана львиной долей собранного материала): «В восьмидесятых годах было обыкновенно в семинарии на годичном собрании читать перед собранием с присутствием архиерея, прочих высоких лиц и духовенства лучшие сочинения. Помню, на первый же год читал сочинение Сергея Соколова об Иване Сусанине. Маленький мальчик, очень умненький, написал очень литературно, так, что мне не конфузно было выступить с ним. Он удостоился похвал. Мы были с ним впоследствии сослуживцами в семинарии, он был помощником инспектора и законоучителем Первой гимназии...». Воскресенье Сгонное С 1899 года (то есть с момента иерейской хиротонии) по 1917 год отец Сергий служил законоучителем Первой Рязанской мужской гимназии, а также – с 1912 по тот же революционный год – Мариинской женской гимназии в Рязани; был членом епархиального совета, благочинным. С 1918 года отец Сергий служил в Успенском соборе, с 1919-го – в рязанском Казанском женском монастыре: часть сведений об отце Сергии я нашла на монастырском сайте. Когда «власть рабочих и крестьян» забрала монастырь под концлагерь для «чуждых элементов», отец Сергий перешел в храм Воскресения Христова («Воскресенье Сгонное» – потому что возле нее собиралось городское стадо – или «Звонное», так называли эту церковь в Рязани; в 1950-х она была снесена).

http://pravoslavie.ru/127291.html

Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1841-1853 и с 1867 г. А. м. был резиденцией Острогожских епископов, викариев Воронежской епархии. В период упразднения Острогожского вик-ства в 1853-1867 гг. А. м. управлялся архимандритами - ректорами Воронежской ДС. Среди почитаемых настоятелей - архим. Никанор (1702-1706), возглавивший 4 дек. 1703 г. погребение свт. Митрофана Воронежского ; Амвросий (Келембет) (1793-1796), ректор ДС, позже архиеп. Тобольский; Мефодий (Орлов-Соколов) (1812-1826), ректор ДС, позже еп. Нижегородский; архим. Иннокентий (1829-1834), составитель жития свт. Митрофана Воронежского; Елпидифор (Бенедиктов) (1837-1848), еп. Острогожский, ректор ДС; архим. Иларион (Боголюбов) (1854-1861), автор описания А. м. Служение еп. Иосифа (Соколова), настоятельствовавшего в А. м. в 1897-1900 гг., отличалось активной благотворительностью. Во 2-й пол. XIX в. в А. м. под председательством викарного епископа работала епархиальная комиссия Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. к А. м. была приписана часовня на Староконной пл. Воронежа, построенная в 1893 г.; обители принадлежало 8 дес. земли с озером. Количество насельников не превышало 30 чел. В сер. 20-х гг. XX в. А. м., в к-ром служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев) , стал духовным центром Воронежа. Осенью 1926 г. архиеп. Петр и назначенный им настоятель мон-ря архим. Иннокентий (Беда) были арестованы. Последний архимандрит А. м. Тихон (Кречков) и настоятель монастырской церкви сщмч. Феодор Яковлев расстреляны. В янв. 1930 г. был запрещен ежедневный колокольный звон, летом 1931 г. закрыты храмы обители, снесено монастырское кладбище, святыни и имущество расхищены. Во время оккупации Воронежа нем. войсками (5 июля 1942-5 янв. 1943) часть зданий была разрушена, уцелевшие помещения заняты оставшимися без жилья горожанами, часть - отдана под мастерские, склады, конюшню. Позже территория обители была превращена в свалку. В 1970 г. сохранившиеся полуразрушенный Алексиевский и Сергиевский крестовый храмы и шатровую колокольню XVII в. передали Воронежскому краеведческому музею. В 80-х гг. колокольня была восстановлена областной реставрационной мастерской.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Анциферов Павел Григорьевич (1851– 1897), отец Η. П. Анциферова Анциферов Павел Николаевич (1918– 1919), сын Η. П. Анциферова Анциферов Сергей Николаевич (1921– 1942), сын Η. П. Анциферова Анциферова Екатерина Максимовна (урожд. Петрова; 1853 – март 1933), мать Η. П. Анциферова Анциферова Наталья Николаевна (1915–1919), дочь Н.П. Анциферова Анциферова Татьяна Николаевна (по мужу – Камендровская; 1924 – 9 июля 2013), дочь Н.П. Анциферова Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ Аронкин, врач ДПЗ Арсений (Смоленец Александр Иванович ; 1873 – 19 декабря 1937), архиепископ Семипалатинский. Арестован в сане епископа Ростовского и Таганрогского в марте 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Артемьев Иоанн Яковлевич (1871–?), священник. Арестован в январе 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Аскольдов Сергей Алексеевич (наст. фам. Алексеев; 1871 – 23 мая 1945), философ Ася, воспитанница Т. Н. Гиппиус Б Багиров Мир Джафар Аббасович (1895 – 26 мая 1956), народный комиссар внутренних дел Азербайжанской ССР (1921–1927) Базаров Владимир Александрович (наст, фам. Руднев; 1874 – 16 сентября 1939), социал-демократ, экономист, философ Балмашов, заключенный сотрудник лагерной администрации Баранова Мария Александровна, заключенная сотрудница лагерной администрации Баратынский Евгений Абрамович (1800– 1844), поэт Бахтин Всеволод Владимирович (1901 – 7 февраля 1951), историк. Арестован в декабре 1928 г. «по делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и оправлен на Соловки Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 7 марта 1975), философ, культуролог Белобородов Александр Георгиевич (1891–9 февраля 1938), один из организаторов расстрела царской семьи. Расстрелян Белозоров (Белозёров) Константин Семенович (1894–1930), заключенный сотрудник лагерной администрации. Расстрелян Бергсон Анри (1859–1941), французский философ Бердяев Николай Александрович (1874 – 23 марта 1948), философ, публицист. В эмиграции с 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 1854 года по желанию помещика Ф.Ф. Пантелеева и по просьбе прихожан Владыка Филарет определил настоятелем храма священника Иоанна Андреевича Успенского 36-и лет от роду, сына дьячка, который имел военную награду - бронзовый крест на Владимирской ленте за войну 1853-1856 годов. В том же 1854 году по разрешению Владыки Филарета к часовне была пристроена каменная трапезная, в которой определены два придела: на правой стороне - придел Николая Чудотворца, а на левой стороне - придел Великомученика и Победоносца Георгия. Колокольня вначале была построена деревянная, а потом, в 1859 году, - каменная. Практически с тех лет, как была достроена церковь, второй брат Иоанн Бочаров становится не только постоянным старостой в течение более 30 лет, но и ревностным благоукрасителем церкви. Все настенные росписи, а церковь была богато расписана изнутри, все три резных позолоченных иконостаса, паникадила, иконы и церковная утварь были устроены на деньги Иоанна Бочарова. Так, только в 1884 году к празднику Пасхи им было куплено в храм четыре паникадила золоченой бронзы, две решетки на амвоны и четыре подсвечника, а также фонари к наружной части храма на общую сумму 3294 рубля серебром. Октябрьская революция 1917 года не отразилась на жизни церкви. А в 1922 году по указанию свыше был составлен Акт Соглашения, по которому все проживающие в селе Трубино и деревне Назимиха через своих 56 представителей принимают по описи от Щелковского Волостного Совета в бессрочное бесплатное пользование находящееся в селе Трубино церковное здание со всеми богослужебными предметами в нем. Под документом стояла печать Трубинского сельсовета и дата - 23 февраля 1922 года. Но, по-видимому, ни сам Акт Соглашения, ни 56 подписей прихожан под ним не стали препятствием для безбожной в то время Щелковской администрации. И в 1942 году храм был закрыт. В этом же году отошел ко Господу последний его настоятель - протоиерей Владимир Иванович Успенский. Долго стоял храм пустым, никому не нужным. Промерзал от стужи и медленно разрушался. А потом местное начальство приспособило храм под склад фуража - корма для скота.

http://sobory.ru/article/?object=00761

Первый камень в основание храма был заложен в 1894 году, а торжественное освящение произошло 2 (15 по н.с.) октября 1903 года. Не так давно, в 2003 году отмечалось ее столетие. Примечательно, что сначала была возведена трехъярусная 33 метровая колокольня, а уже потом пристроена церковь. Удивительно, но архитектору удалось лаконично объединить постройки разных лет в один ансамбль. В основе архитектуры храма лежат мотивы русско-византийского зодчества. По понятным причинам в 30-х годах храм был закрыт (однако, местные жители не допустили его разорения), и уже в 1942 году в годы немецко-фашистской оккупации его стены вновь приняли прихожан. Масштабная реконструкция всего храма проходила в трудные перестроечные 90-е годы, но в настоящее время Храм Святого Ильи полностью восстановлен и принял первоначальный вид. Особо почитаемый праздник у сакчан 2 августа – день Святого Пророка Илии. В этот день гостей города ожидает необычное природное явление уже давно не удивляющее местных жителей. В день Святого Илии, в вечно солнечных летом Саках либо пасмурно, либо идет дождь. Помимо этого храма в Саках на территории военного санатория есть церковь святителя Луки (самого почитаемого в Крыму святого, его покровителя). (http://www.saki.ru/about/relax.php) Небольшой город Саки широко известен как бальнеологический курорт, куда издавна съезжалось множество больных в надежде поправить здоровье местными грязями. Для духовного исцеления при сакской лечебнице в 1861 году была выстроена небольшая каменная церковь. Инициатива строительства храма в Саках принадлежала святителю Иннокентию (Борисову), епископу Херсонскому и Таврическому. В 1853 году Херсонская духовная консистория ходатайствовала перед Главным управлением путей сообщения и публичных зданий о рассмотрении проекта церкви при Сакском соляном озере, который разработал Херсонский епархиальный архитектор. Проект был отклонён, хозяйственное управление Синода предложило свой проект сметной стоимостью 8.000 рублей серебром. 13 декабря 1856 года Святейший Синод рассмотрел и одобрил представленный проект и рекомендовал " препроводить архиепископу Херсонскому новый проект относительно построения церкви при Сакском соляном озере с предоставлением сведений с заключением и возвращением того проекта " . 25 апреля 1857 года архиепископ Иннокентий ответил Синоду: " Честь имею уведомить, что дело остановилось за прошедшею войной и вследствие ее может совершенно переиначиться, ибо церковь предполагалась к постройке главным образом ради существовавшего там больничного заведения, от которого не осталось теперь ни щепки. Готовится прожект о возведении нового здания, в состав коего думают ввести и церковь " . Святитель Иннокентий предполагал построить в Саках обширный храм и изыскивал для этого средства.

http://sobory.ru/article/?object=08790

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010