Скучаю: прежнего здоровья нет? Болезни полезны. По скупости, и для себя приготовлять жалко? Хозяйство, и бережливость надобны. Сколько часов спать, и какую похлёбку употреблять? В Добротолюбии ищи. По три ночки ночевать у своих? Не должно, а ходить из дома, чаю напившись утром; а к вечеру чаю домой приходить, и заботиться о потребах душевных и телесных, не мешая. 411 1852 года 8 Марта. Батюшка! иногда тоска бывает и сердце болит? Моление, Псалтирь, Акафисты утешать должны. Я в это время ложусь спать? Не должно. Простите, батюшка? За 1000 поклонов. 412 1852 года 28 Марта. Батюшка! Письмо от вас получила 14 числа? И впредь пишите так. Тятенька вашему письму обрадовался? Даруй, Господи! Благодарю за поклончики: Господь помог исполнить? Слава Богу! Приятно слышать. 300 с Иисусовой молитвой, четвёртое сто Богородице и 50 Ангелу Хранителю? Посему имеете рассчисление и за прочих молиться. Я всегда больна бываю? Это к счастью для души вашей. Плачу, что отступила от меня благодать? Да была ли она когда у тебя? И Господь меня забыл? Обратись к Нему, и умоли Его! Боюсь, чтобы на суд не взял? Да, девочка, не миновать! И оправдаться – то нечем? Это правда. Ни одной добродетели во мне нет? Да: как Господь к Себе позовёт: так эдакую – то не возьмёт. Думаю: мне себя не исправить? Это от тебя, сударынька, зависит. Прихожу до отчаянности? Это смертный грех. А. А. показалась скучной, приехавшей от вас? Смиренно ли вы её встретили и спрашивали? Трудно мне ей давать поверять письма? Заодно с ней помолитесь Царице Небесной: Она вас научит и примирит. Трудно, без искусной маменьки? Да: уж пора себя научить, – нянчить тебя. Осмелилась: не рассмотревши, ей послала? Если бы ты была права: так не устыдилась бы. Батюшка! Не оставьте во св. своих молитвах? Господь мольбу тогда приемлет: кто Библии душою внемлет. 413. М. П. Б. 1852 года 1 Мая. Готовилась к св. Причащению без радения? Сказано: огнь есть, недостойные попаляй. Когда священник вышел с св. Чашей: у меня сильно сердце билось? Чувство наши должны понимать Величество Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

A. Fr. Gfrörer, Заметка о древности книги Еноха в его сочинении: Das Jahrhundert des Heils, Stuttgart, 1838; 1-я часть, стр. 93–109. A. Fr. Gfrörer, Статья в журнале Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, Leipzig, B. V, 1851. Carl Wieseler, Объяснение седмин книги Еноха, в сочинении: Die 70 Wochen und 63 Jahrwochen des Propheten Daniel, Göttingen 1839, стр. 162–173. Carl Wieseler, Zur Abfassungszeit des Buches Henoch, в журнале Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, B. XXXVI, Heft II, 1882, стр. 185–193. Krieger, Ueber das Zeitalter d. Buch. Henoch, в сочинении Beiträge zur Kritik und Exegese, Nürenberg, 1845. J. Ch. K. Hofmann, О происхождении и составе книги Еноха в Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, B. VI, 1852, Heft I, стр. 87 и далее. Ad. Jellinek, Bet ha Midrasch, в Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, B. VI, 1852 23 . A. Dillmann, Allgemeine Einleitung (in d. B. Henoch), в его замечательном труде: Das Buch Henoch, übersetzt und erklärt von Dr. Dillmann, Leipzig, 1853; стр. I–LXII. A. Dillmann, О древности книги Еноха, в Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, B. XV, 1861; стр. 126 и далее. H. Ewald, Abhandlung über des äthiopischen Buches Henökh Entstehung, Sinn und Zusammensetzung, Göttingen, 1854. H. Ewald, Ueber das Zeitalter des Buch Henoch, в Allgemeinen Monatsschrift für Wissenschaft und Literatur, 1852, Juni, стр. 513–524 24 . Köstlin, Ueber die Entstehung des Buch Henoch, в Theologische Jahrbücher, Tübingen, 1856, стр. 240–279 и 370–386. Ch. H. Weisse, О книге Еноха, в сочинении Die Evangelienfrage in ihrem gegenwärtigen Stadium, Leipzig, 1856, стр. 214 и далее. A. Hilgenfeld, Das Buch Henoch, в его сочинении Die jüdische Apokalyptik in ihrer geschichtlichen Entwickelung; Jena, 1857, 90–184. A. Hilgenfeld, О книге Еноха, в Zeitschrift für Wissenschaftliche Theologie, Halle, 1860–1862. G. Volkmar, Beiträge zur Erklärung des Buches Henoch, в Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, 1860, B. XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Жак Паганель и его спутники были в восхищении, что увидели эту знаменитую гору, носившую на местном наречии название Джебур. Сюда, к этой горе, стекались орды авантюристов, воров, честных людей, те, кто вешает, и те, кого вешают. При первых же слухах о «великом открытии» в золотом 1851 году жители — скваттеры, моряки — покинул» города, пастбища, корабли. Золотая горячка приняла форму эпидемии, стала такой же заразной, как чума, и сколько людей погибло от нее тогда, когда уже считали, что держат счастье в руках! Шли толки, что расточительная природа посеяла в Австралии на двадцати пяти градусах широты многие миллионы. Настал день жатвы, и жнецы собрались, чтобы снять урожай. Ремесло диггера, землекопа, преобладало над всеми другими, и если многие из пришельцев гибли, не выдерживая тяжелых трудов, то были такие, которые обогащались при первом же ударе заступа. О неудачниках молчали, о счастливцах гремела молва, разносившаяся потом по всем пяти частям света. Вскоре потоки авантюристов разных сословий наводнили берега Австралии. Только за последние четыре месяца 1852 года в Мельбурн приехали пятьдесят четыре тысячи эмигрантов — целая армия, но армия без вождя, недисциплинированная, армия, еще не одержавшая победы, — одним словом, пятьдесят тысяч мародеров самого отталкивающего пошиба. В первые годы этого безумного опьянения повсюду царил неописуемый беспорядок; однако англичане, с присущей им настойчивостью, стали хозяевами положения. Туземная полиция и жандармерия перестали защищать интересы грабителей и стали на сторону людей честных. Произошел переворот, и Гленарвану не пришлось быть свидетелем сцен насилия 1852 года. С тех пор протекло тринадцать лет, и эксплуатация золотых россыпей стала производиться согласно строгой системе. Местами рудники были исчерпаны до дна. Золотые россыпи начали истощаться. Да и как могли не истощиться эти богатства природы, поскольку лишь с 1852 по 1858 год золотоискатели добыли из глубин викторианских рудников золота более чем на шестьдесят три миллиона фунтов стерлингов! Приток эмигрантов в связи с сокращением добычи золота значительно уменьшился, они бросились в еще неизведанные места, и открытые вскоре «Золотые поля» в Отаго, Мальборо и Новой Зеландии наводнились тысячами двуногих муравьев.

http://azbyka.ru/fiction/deti-kapitana-g...

Предложив сие душевное рассуждение, более к себе относящееся, желаю вам сей новый год провождать в мирном и спокойном устроении и благоденствии и на многия лета. Всему вашему семейству изъявляю мое почтение, и, с желанием всякого блага, остаюсь недостойный богомолец, многогрешный И. М. 5 января 1852 г. 351 Да благословит Господь начатое вами дело, и устроит судьбу дочери вашей ….., на благополучное жительство в супружестве с….. Оба письма ваши получил от 14 и от 18 числ января. Вы изъявляете трудность своего положения, по части расходов, необходимых в сем деле, и стеснение в финансах, a может быть и в других домашних хлопотах. Я боюсь давать вам совет, ибо, может быть, приличия мира не позволят сему следовать. Однако скажу: не худо, сколько можно, умерить расходы; хотя и больно будет славолюбивой стороне, но за то после будет спокойнее Вы, думаю, очень уверены, что двигатели роскоши суть три страсти: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие; которыми оная составляется и оживляется. Какие же приносят плоды, и какие бывают последствия? О сем умолчу; всяк, кто вникнет в свою совесть и поверит с заповедями Божиими, уразумеет. Благодарю вас за поздравление меня со днем моего ангела: и пожелав вам в мире и спокойствии совершить начатое дело вами, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 22 января 1852 года. 352 Благодарим вас и сопутников ваших за посещение нашей обители и благотворение от Богодарованного вам избытка. Что вы получили утешение, то это премилосердый Господь, по вере вашей, даровал вам: Он силен вас укрепить и на поприще делания вашего в мире, посреди сетей и соблазнов предлежащих. Страхом Господним всяк уклоняется от зла ( Притч. 15:27 ), и вы имейте оный, и произволение к творению святых заповедей Божиих: увидите помощь Божию. Батюшкина скамеечка, по вере вашей, да будет вам в утешение. Испрашивая на вас и на семейство ваше Божие благословение, и, желая мира, здравия и благоденствия, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 26 февраля 1852 г. 353

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В 1852 г., как в 1839-м, происходит обмен текстами: на появление программной статьи Киреевского Хомяков отвечает большой статьей, где мы видим, как мысль соратника сократически помогает развиться новой ведущей идее - идее иноприродности Церкви, в силу присутствия в ней Св. Духа, и государству, и обществу, и всякому мирскому, эмпирическому объединению людей. И наконец, в том же направлении явственно шла и внутренняя жизнь Хомякова. В поздний период, после кончины друзей и жены (в 1852 г. - смерть жены, смерть Н.В. Гоголя, в 1856 - И.В. и П.В. Киреевских), стихия молитвенная и церковная занимает все большее место в его существовании. В 1854 г., после завершения своей второй богословской брошюры он пишет родственникам о том, в какой степени кончина жены обозначила поворот в его жизни и занятиях: " На днях кончил я переписку своей новой статьи... Не угодно Богу было, что я бы порадовался Катенькиной радости при таких занятиях моих, а как бы от души радовалась она! Но при ней сделал ли я б это? Так жить было весело! и первую-то книжечку я написал в тот год, как ее не стало и когда мысль моя приняла более серьозное направление " [ 5 ]. Внешним же обстоятельством, подтолкнувшим к созданию богословского цикла и повлиявшим на выбор его формы и языка, стала публикация во Франции в 1852 г. статьи Ф.И. Тютчева " La Papaute et la question romaine " . Живые дискуссии, которые вызвала статья, вкупе с его собственной дискуссией с Пальмером, родили у Хомякова надежду, что его размышления о Церкви Западной и Восточной могли бы также найти отклик на Западе - тогда как в отечестве, как мы говорили, путь в печать для подобных размышлений был закрыт. Так возникал замысел этого парадоксального явления: новое слово православного богословия, несущее резко антизападные идеи, - но при этом обращенное не к православным, а к Западу, писаное по-французски и на Западе изданное. Но это - следует уточнить - не больше чем внешние детали замысла; в основе же его лежал глубокий духовный опыт. Опытный, жизненный исток хомяковской концепции соборности надо подчеркнуть сразу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

С сим вместе, сделано от меня строгое замечание местному благочинному кафедральному протоиерею за допущение означенного выше своевольства и недонесение мне об оном. 8. Тетрадь с собственноручною перепиской его высокопреосвященства, с 25 сентября 1852 по 17 ноября 1859 года Графу Протасову, 25 сентября 1852 года 3810 (конфиденциально). Я нашёл необходимым войти в Святейший Синод двумя секретными рапортами: одним, от 21 сего сентября за 3727, о своевольной постройке Латинских каплиц и определении ксёндзов туда, где их прежде не бывало; другим, от нынешнего 25 сентября за 3804, о крещении подкидышей Виленского воспитательного дома, показанных сомнительно крещёнными по Рижскому обряду. Не зная, своевременны ли эти рапорты, по особым правительственным видам, долгом считаю препроводить их к Вашему Сиятельству, предоставляя вам совершенно поступить в их отношении, как признаете полезным и нужным. Я прошу только, чтобы по поводу каплиц Дисненского уезда не был компрометирован Виленский епископ Жилинский, благоразумнейший из своих собратий. Этот уезд недавно поступил к его епархии, и в делах, прописанных в моём рапорте, по большей части виновно Минское епархиальное начальство. Преосвященный Жилинский удовлетворил уже вполне одно из моих к нему отношений, именно о каплице Мядзиольской. Надеюсь, что и по прочим четырём делам можно будет поладить домашним образом – что было бы желательно в видах обоюдной пользы. Потому прошу покорнейше, чтобы по рапорту моему было поступлено по точному его смыслу, то есть, чтобы только по дошедшим сведениям подтверждено было гражданским начальствам строжайше смотреть, дабы не строено вопреки закона новых Римско-католических каплиц и не определяемо ксёндзов, где их прежде не бывало. Это подтверждение необходимо для возбуждения внимания гражданских начальств, для обуздания частного местного своевольства и для охранения самих Римских епископов против вымогательства в сем отношении помещиков и Римского духовенства. Графу Протасову, 26 сентября 1852 года 3815 (секретно-конфиденциально).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

519 «Позвольте» – писал преосв. Анатолий Макарию 12 июня 1850 г. «прервать на минуту ваши занятия...». См. Прав. Обозр. 1888 г. т. 3 стр. 693. «Если есть между вашими учеными трудами минута свободы», – писал преосв. Иннокентий 22 октября 1816 г. – «то благоволите уделить ее нам». См. Церк. Вестн. 1883 г. 17–18. 525 А.П. Солнцев, о котором мы с сего времени будем часто упоминать, был женат на старшей сестре Макария – Анне. Он был сначала священником, а потом протоиереем в селе Сурков, родине Макария. Макарий и его зять А.П. Солнцев, были соединены узами самой искренней и глубокой родственной любви. А.П. Солнцев, как мы знаем, принимал живое участие в воспитании сироты М.П. Булгакова. 526 Из неизданного письма; это и все другие письма Макария к А.П. Солнцеву переданы нам сыном последнего прот. П. А. Солнцевым. 535 См. в воспоминаниях г Рыбакова в Прав. Обозр. 1883 г. т. 2 и у И. А Чистовича, СПБ-ская дух. Акад. за последние 30 лет СПБ. 1889 г. стр. 73. 540 См. брошюру: «Высокопреосвященнийший Макарий, митрополит Московский и Коломенский». М.1882 г. стр. 24. 543 См. арх. Спб-ской дух. Акад. по Внутр. Правл., за 1853 г. дело 65; ср. у И. Чистовича , История Спб-ской дух. Академии 1857 г. СПБ стр. 348. Мера, примятая преосв. Макарием в отношении бакалавра А Соколова, тем более замечательна, как лучшее свидетельство его глубокой справедливости, что бакалавр этот был определен раньше по рекомендации же самого преосв. Макария. 11 октября 1852 года преосв. Макарий входил в академическое Правление со следующей запиской: «По случаю открывшейся при Академии наставнической вакансии по смерти профессора Димитрия Вознесенского, я сносился с ректором Казанской духовной Академии архим. Парфением, прося его сообщить: нет ли между воспитанниками Казанской Академии, кончившими курс в нынешнем (1852) году, способного к занятию академической кафедры. Получив от него одобрительный отзыв об окончившем ныне курс воспитаннике А. Соколове, предлагаю академическому Правлению ходатайствовать пред высшим начальством о назначении Соколова в СПб-скую духовную Академию на открывшуюся должность наставника по церковному красноречию» (См. арх. СПб-ской дух. Акад. по Внутр. Правл. за 1852 г. дело 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

31 марта 1852 года Преподобной игумении Марии – благословение, мир, благая помощь и спасение от Источника жизни и спасения, Христа Бога нашего. […] Исцеление – от Господа, Ему и вручайте себя. Но и за то Его благодарите, что имеете добрых врачей. Он их посылает, и вразумляет на полезное, и через них действует. Если же болезненность продолжается – принимайте и сие как посещение Божие благое, на пользу, хотя, может быть, теперь невидимую, и пребывайте в послушании воле Его с миром. В случае страдания поминайте спасительные за нас страдания Господа Иисуса, и общением веры да облегчатся и да соделаются благоугодною Господу жертвою и Ваши страдания. Аще с Ним страждем, с Ним и прославимся 804 . Следуйте советам врачей дома, а если рассудят, приезжайте к нам. Ибо спасение – во мнозе совете 805 . Господь да не оставит милостью Своею Вас и сущих с Вами. 18 апреля 1852 года Письма к игумении Сергии 806 Не изнемогайте от того, что есть трудности. Не удивительно, что на добрые предприятия сердится враг душ; из сего естественно происходят искушения. Но Бог верный исправитель благих намерений. Роптания были иногда и против преподобного Сергия, но он был великодушен и непобедим, и его терпение благословилось благословением непоколебимым. […] 31 октября 1852 года Не могу не сказать… Вам, что в Ваших словах много власти и суда и не довольно снисхождения и милости. Огонь не погашается огнем, а водою. Вы говорите: «Враг сильно овладел ее». Это слишком тяжкий суд на ближнего. Если бы Вы в ее поступках старались видеть более недоразумения и ошибки и некоторые действия страсти, а при том не без забот думали бы о том, не допущено ли было ошибки и с Вашей стороны, Вашим смирением и миром удобнее могли бы Вы привести и ее в смирение и мир. Не в сем духе сказаны последние слова Ваши: «вы слишком дерзновенно» и пр. Апостол дает нам наставление и пример обращаться с братиею не подобно властелинам, а подобно кормилице, имеющей на руках младенца. Если он и упрямо раскричится, его не бранью и угрозами, но ласкою и кротостию приводят в покой. Не подумайте, что пишу сие в неудовольствии на Вас. Желаю только показать Вам образ действования, который, по моему мнению, или, лучше, по учению отцов, более надежен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Оказавшись перед трудной дилеммой, султан размышлял над тем, чью сторону занять, и какое из «двух зол» для него является меньшим – Россия или Франция. Его визири, уставшие от двухлетней неурегулированности спора вокруг Святых мест и колеблющейся позиции своего монарха, стали настойчивее советовать ему сделать выбор в пользу Парижа. В сложившейся ситуации многое зависело теперь от позиции Великобритании, которая демонстративно подчеркивала свой нейтралитет в этом вопросе, одновременно усиливая свое влияние на Сераль. С конца 1852 г. Порта (по примеру Парижа и Петербурга, плотно работавшими с послами Лондона) стала активно привлекать английских дипломатов к двусторонним доверительным беседам по этому вопросу. Так, в ходе серии встреч с британским поверенным в делах полковником Роузом Фуад-эфенди настойчиво пытался добиться от собеседника высказать соответствующую позицию британского кабинета. Визирь заметил англичанину, что затянувшаяся кризисная ситуация стала результатом «противоречивых обещаний предыдущего кабинета» по Иерусалимскому вопросу, что «притязания Франции на обладание ключом от больших дверей Вифлеемской церкви справедливы, и что она могла бы претендовать на гораздо большее, чем две святыни, отданные ей в соответствии с нотой от 9 февраля 1852 г.» . В аналогичном ключе высказался в беседах с полковником пользовавшийся доверием Петербурга великий визирь Али-паша. В ноябре 1852 г. еще накануне прочтения фирмана в Иерусалиме Фуад-эфенди заметил полковнику Роузу, что «дело о Святых местах приняло весьма серьезный оборот» . Точно такую же оценку сложившейся ситуации дал А. П. Озеров генеральному консулу в Бейруте К. М. Базили: «Вопрос о Святых местах вступил в весьма серьезную фазу, последствия которой невозможно предугадать» . Информация в Европу из Иерусалима и Константинополя доходила нередко искаженной да еще с большим (12 – 14-ти дневным) опозданием. Вот что написал в своем донесении (которое, кстати, шло почти три недели) британский консул в Иерусалиме Джеймс Финн графу Малмсбери: «…публичное оглашение фирмана состоялось 29 ноября на пленарном заседании Дивана, в присутствии трех Патриархов и Французского Консула» . Такую (не совсем точную) информацию получили в Форин-офисе (британском МИД – М. Я.).

http://pravoslavie.ru/5226.html

К сему я у тебя и признака (кроме одного лукавства) никогда не замечал. Я уже вам открывал? Да: все лгал. Несказанное имею желание, От твоих хитросплетений уши у меня не редко баливали. Идти: куда Бог благословит? Ты давненько похаживаешь, да не с Богом. Чтобы только не видеть наши мирские суеты. Ты ими нагусто ослепился. Но с нынешняго лета еще более скорблю, что нахожусь еще дома. Давно бы мог начать, да не хочешь. Признаюсь душою: все усилия прилагал, чтобы быть вместе у вас с П. Н. Господь вам воздаст милосердием Своим за терпение ваше. Не знаю: что наконец и делать? Если не умрешь: так не оживешь. Годен ли буду к монастырской жизни? Ум твой к Боголюбию прескоро направят. Прошу у вас отеческаго наставления? Полюби Библию душой. И не оставьте в молитвах? Помощь полезна желающему. 54. 1852 года 6 сентября, Позвольте вас поздравить с днем вашего Ангела? Благодарю вас за возбуждение меня от сна лености. И вместе с сим извещаю вас, что 26 числа приехали наши богомольцы благополучно. Поблагодарим Господа. И приносят вам чувствительную благодарность за безпокойство. Дадим величие Богу нашему. Припадаю к стопам вашим, и прошу: не оставьте меня в молитвах ваших? На Бога надейся, а сам не плошай. 55. 1852 года 30 декабря. Посвятите для непотребнаго несколько времени, а лучше бы, не теряя, предпишите? Слушайся Алфавита 8 . Давно желаю со всею духовною строгостию? В Добротолюбии есть книга иноков: Каллиста и Игнатия, – схватись за советы ея. Благословите: хотя помаленьку бы привыкнуть? Прологи приобучить могут. Наставьте: куда полезнее деньги употребить на доброе расточение, и воздать в том добрый ответ на судище? Поскорее умри; а сердце свое отдай Господу Богу. 56. 1852 года 2 сентября. Приношу мою благодарность: получил от вас два письма, кои в полной мере ценю. Благодарит не ложно Бога, ведущий жизнь здесь не убогу. И должен прилагать усилия, чтобы ваш совет восторжествовал над моими скверными склонностями. Поверь: дотоль не оживешь: Доколь с лукавством не умрешь. Но как я немощен: не оставьте во св. ваших молитвах?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010