Все эти события происходят вскоре за тем, как после Вознесения Иисуса Христа на апостолов сходит Дух Святой (см.: Деян 2:1–33). Значит, во всех этих (и многих других) фрагментах речь идет как раз о том Духе истины, том Утешителе, Которого Христос во время прощальной беседы обещал прислать ученикам. В этой беседе Спаситель говорит о Своем единстве преимущественно с Отцом, Духа же называет исходящим от Отца (ср.: Ин 15:26). Но весьма характерно наименование Святого Духа — Утешитель, по-гречески «Параклит» (παρκλητος). Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин 14:16), — обещает Христос ученикам, и в этих словах многие толкователи прочитывают указание на то, что у апостолов уже имелся Утешитель — Сам Спаситель! Именно этим словом — παρκλητος — сам же автор четвертого Евангелия, Иоанн Богослов, называет Христа в своем Первом соборном послании: Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая (иной вариант перевода того же самого греческого παρακλητος. — Прим. ред. ) пред Отцем, Иисуса Христа, праведника (1 Ин 2:1). Конечно, нельзя сказать, что Дух Святой совершает в мире ровно то же самое дело, которое совершил Христос. Главным делом Сына Божия на земле было искупление человеческих грехов, а Дух Святой человека освящает, подает ему силу для исцеления от греховных страстей, то есть от самой предрасположенности к греху (так учит догматическое богословие). Но в каком-то смысле Дух Святой еще и продолжает дело Христа: Он научает апостолов, напоминает им все, что говорил Христос (и в этом, между прочим, залог точности Евангелия, написанного апостолами через годы после Вознесения Христова!), свидетельствует о Христе, наставляет христиан на всякую истину… Илья Репин. Иисус в терновом венце. Эскиз Если же вернуться к тем многочисленным местам Нового Завета, где Дух Святой именуется Богом, и вспомнить, что Бог един (о чем непрестанно свидетельствует все Священное Писание), то неизбежно следует вывод: действия Лиц Святой Троицы кажутся разными, отличными друг от друга, только когда воспринимаешь их в контексте земной, человеческой жизни. Объективно же все, что делает Бог, совершается всей Троицей в Ее полноте. Как говорит об этом Сам Христос: … Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин 5:19). И Дух Святой, наставляя апостолов на всякую истину , … не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит , — говорит Христос. — Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16:13, 14–15). «То обстоятельство, что Дух будет возвещать полную истину, дает право заключать, что Он един по существу с Отцом и Сыном», — так комментировал эти слова профессор Петербургской духовной академии, крупный богослов и библеист Александр Павлович Лопухин (1852–1904).

http://foma.ru/chto-hristos-otkryl-uchen...

Джибрил здесь оставил пророке, который Израфилом приведен был к престолу Вечного чрез два моря света и одно море тьмы, и услышал он там голос, говорящий к нему: «Мухаммед, приблизься, и Бог всемогущий и славный приблизит тебя». Поступая вперед, Мухаммед приблизился к престолу Божию и прочитал на одной стороне его: «нет Бога, кроме Бога, и Мухаммед пророк Его» Бог прикоснулся к нему, проникши его душу священным трепетом, и открыл ему свои таинства. Возвращаясь назад, Мухаммед нашел архангела Джибрила, который препроводил его в Иерусалим, откуда пророк на той же лошади альборак отправился в Мекку. 113 Есть предание, будто Аиша говорила, что тело пророка в то время было подле неё и что один дух его совершил это ночное путешествие на небо. 117 К2:89. А когда пришло к ним писание от Аллаха, подтверждающее истинность того, что с ними, … они не уверовали в это. Проклятие же Аллаха над неверующими (прим. ред.) 118 К7:156–157 (Аллах) сказал: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают очищение и которые веруют в Наши знамения; которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, – вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это – те, которые имеют успех!» (прим. ред.) 122 Все эти пророчества, приводимые мусульманами, подробно исчислены и достаточно опровергнуты трудолюбивым Маракчи. Смотри Prodr. de Refutat Al-corani, par. 1. 123 Кажется, сами мусульмане, как и гунны, чувствовали своё мстительное назначение. Между ними ходила пословица: «где конь султана встал ногою, там никакая трава не растёт». Читать далее Источник: Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства/Соч. студента Духовной академии IV уч. курса (1848-1852 г.) Павла Раева. - Казань : в Универс. типографии, 1875. - 225 с. (Миссионерский противомусульманский сборник. 1875. Вып. 9.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

зданий, г. Клейнмихеля, без увеличения будто-бы потребной на работы издержки, и утвержден Высочайше в 27 день сентября 1851 года, наконец при указе Св. Синода отослан к митр. Филарету. На указе (от 23 окт.) владыка дал резолюцию 2 ноября: «1) Консистории удостоенный Высочайшаго утверждения проэкт препроводить к настоятельнице для исполнения. 2) Благочинному предписать о наблюдении, чтобы исполнение произведено было сообразно с проэктом, с тем, чтобы донесено было о последующем». Постройка храма по новому проекту, начатая с малыми средствами, казалась для многих делом рискованным. Астраханский архиепископ Евгений 131 , проездом в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, посетил (в последних числах сентября 1852) коломенский Брусенский мон., где жили его две родные племянницы и скончалась, еще до поступления Олимпиады, родная сестра-монахиня Евгения. Его заинтересовал храм, начатый строением при скудных способах, в надежде на помощь Божию, на святительские молитвы Филарета и на добрых людей. Строго разсчетливый и осторожный, при своей практичности, преосвященный (Евгений) не только усомнился в успехе этого громадного предприятия, но и почел не довольно благоразумным браться за то, что свыше сил, без предварительной обдуманности, на какие суммы вести и окончить постройку – на удачу только, как говорится. «Разве вы никогда не читали, сказал он игумении, 14-й главы Евангелия от Луки? Там написано (ст. 28–30) в наше предостережение: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде, и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ея, дабы, когда положит основание, и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить»? Олимпиада положительно растерялась от его слов, и по отъезде его преосвященства недоумевала, продолжать ли начатые работы, или остановить немедленно и вовсе не питать надежды на созидание храма? В подобном мысленном расстройстве она поспешно отправилась в Москву к митрополиту Филарету и простосердечно открыла ему свое смущение и отчего впала в оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Ибо Бог говорит Моисею: «виждь, да сотвориши» все «по образу, показанному тебе на горе». Слушай и Апостола Павла, который свидетель­ствует, что Израиль поклонялся «рукотворенным» и «образам», так как Бог повелел это» 225 . «Когда Бог повелел это, «сотвори, – говорит, – завесу ко входу скинии из голу­бой, пурпуровой и червленой шерсти и из кручено­го виссона... и искусною работою сделал на ней хе­рувимов» ( Исх. 36:35 ). Что ты делаешь, о Моисей? Ты говоришь: Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, и ты [же] устраиваешь завесу – искус­ною работою херувимы – и двух Херувимов из чистого золота? Но послушай – что отвечает те­бе слуга Божий Моисей. О слепые и безумные, поймите силу говоримого, твердо держите в ду­шах ваших. Я сказал, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня ( Втор. 4:15 ), дабы никогда не развратились и не сделали себе изваяний, изобра­жений какого-либо кумира ( Втор. 4:16 ). Я не сказал: Не сделай изображения Херувимов, как рабов, предстоящих очистилищу, но: да не сотвори себе богов литых, и: не сотвори всякого изображения, как богов, и не послужи «твари вместо Творца» ( Исх. 34:17 , Исх. 20:4 , Рим. 1:25 )» 226 . 1 См.: Добросмыслов Д. Мнения отцев и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. С. 52–53. 2 См.: Добросмыслов Д. Мнения отцев и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. С. 53–54. 14 Смирнов С., прот. Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете». М., 1852. 15 Добросмыслов Д.А., Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. 17 Дебольский Г.С., прот. Установления Ветхозаветной Церкви и Христианской, для которой первые служили образами. СПб. 1893. 21 Лебедь Д., архим. Святоотеческое истолкование повелений о сооружении скинии ( Исх. 25:1–27, 19; 30:1–10, 17–21 )//Экзегетика и герменевтика Священного Писания Материалы научно богословской конференции Сборник докладов Сергиев Посад, 2018 С.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Мало помалу толпа несколько поутомилась и таким образом давала возможность объясняться с ней начальству. И вот в театре, в виду толпы, явился блюститель порядка – γραμματες. Эта должность, как показывает само ее название, состояла в заведовании городским официальным бумаговедением. В руках γραμματες " а находился архив, составление официальных бумаг, обнародование их и т. п. Если не по рангу, то по власти эта должность была очень значительной; к тому же лицо облеченное ей в то время в Ефесе, насколько можно судить по искусной и умной, произнесенной им речи, способно было внушить к себе и личное уважение. Когда еще только появился этот блюститель порядка и не начинал говорить, толпа уже несколько поутихла 1850 . Затем он начал свою речь: мужи ефесские! Сначала он поставляет на вид собравшимся, что они ошибаются, думая, что культу Дианы грозит какая-либо серьезная опасность. Какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? это известно всякому. Если же в этом нет спора, то не из-за чего вам было производить и возмущения; напротив, надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво; а вы не только произвели мятеж, но и привели сих мужей, совершенно ни в чем не повинных, которые ни храма артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Этими словами искусный оратор совершенно уничтожил законность религиозного мотива, каким кстати подстрекал к мятежу Димитрий. Далее он переходит к другому мотиву – личному, корыстному. Если же Димитрий и другие с ним художники лично сами не довольны Павлом и христианами, если они имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания (γοραοι γονται, conventus forentes) т.е. законные собрания для суда, а не такие самовольные сходбища, какое теперь устроили вы и есть проконсулы 1851 , законные представители судебной власти: пусть жалуются законным порядком друг на друга. А если вы ищете чего-нибудь другого, если ваши обвинение против них заключается в чем-либо особенном, то это будет решено в законном собрании, а не здесь. Наконец, оратор указывает на опасность, которая грозит городу за настоящее возмущение, чтобы тем пресечь окончательно это возмущение и предупредить повторение его: ибо мы находимся в опасности за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, как я вам показал, которой мы могли бы оправдать такое сборище. Такая здравая и умная речь отрезвляющим образом подействовала на толпу, и искусственно возбужденный мятеж в театре тотчас же утих: сказав это, он распустил собрание 1852 . Так окончился бунт Димитрия Среброковача 1853 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Но этот рассказ дает нам имя только одного из учеников — Клеопа. О том, что вторым был сам Лука, говорят в предположительном тоне некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт Болгарский). Но высказывалось и много других идей — что это мог быть апостол Нафанаил (версия Епифания Кипрского), Петр или Симон Зилот (версии Оригена и Кирилла Александрийского), а может быть, и какой-то вовсе неизвестный нам ученик (версия Амвросия Медиоланского). Все это, как писал известный русский библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904), «одни предположения». Повторим еще раз: будь апостол Лука свидетелем событий земной жизни Иисуса Христа, он наверняка вставил бы об этом какое-нибудь упоминание (как он сделал это в Деяниях святых апостолов). А не ссылался бы на других очевидцев и служителей Слова . Кто такой Феофил, для которого писал свое Евангелие Лука? С этим Феофилом тоже много неясного. Лука обращается к нему и в Евангелии: рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен  (Лк 1:3), — и в Деяниях: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся … (Деян 1:1,2). Из этого некоторые толкователи сделали вывод, что Феофил был неким высокопоставленным человеком, возможно, чиновником, которого Лука желал познакомить с истоками христианской веры. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) считал, что Феофил был игемон, то есть римский наместник, правивший в какой-то области Римской империи. «Находясь в должности», он, по мнению Златоуста, «принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки». Но в переводе с греческого (на котором, напомним, Евангелие и создавалось) имя Феофил имеет еще и конкретное значение — «боголюбец», «тот, кто любит Бога». Поэтому высказывались предположения, что Лука обращался вовсе не к конкретному Феофилу, а ко всякому боголюбцу, желавшему узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен . Как писал британский святой Бéда Достопочтенный (672/673–735), «всякий любящий Бога может верить, что это написано о нем, и обрести здесь спасение своей души».

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

Особенно ярым приверженцем спиритизма оказался другой неглупый человек, причем где – в славянофильской среде! – родной племянник Сергея Тимофеевича Аксакова Александр Николаевич. Разумеется, Церковь должна была первой дать отпор ереси. В Библии сказано: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» ( Втор.18:9–13 ). И, опираясь на эти слова, православные проповедники обличали ересь спиритизма, как внушенную людям злыми духами, предрекали, что занятия спиритизмом могут приводить к одержимости бесами, что и на самом деле нередко случалось. Полагая, что он общается с душами умерших, участник спиритического сеанса входит в сношение с бесами, являющимися в человеческом облике. В своей обличительной статье митрополит Филарет писал: «О стологадании печально слышать, что многие, как дети на новую игрушку, бросались на оное, не подумав, что это за игрушка и чем кончаться может игра». Он призывал поддавшихся новому соблазну одуматься и осознать, «с кем имеют дело и от кого хотят узнать сокровенное». Он задавал вопрос: «Действительно ли стологадателям отвечают духи умерших, которых имена им объявляются, или имена сии употребляются ложно, и под ними скрываются некие неизвестные?» И сам же отвечал на него: «В сем последнем случае, сии неизвестные суть лжецы, приписывающие себе чужие имена: но ложь не принадлежит чистым существам; отец лжи есть диавол». Ниспровергатель новой ереси, пользуясь своею глубокой образованностью, ниспровергал и саму новизну ее: «Для тех, которые смотрят на стологадание как на новое открытие неизвестной доныне силы в природе и на сем, может быть, думают основать для себя законное право продолжить над нею исследования, небесполезно заметить, что их делу не принадлежит честь не только разумного, но и случайного открытия в природе: они только каким-то образом пробрались в область старого языческого суеверия. Тертуллиан в 23-й главе своей апологии христианства, обличая мечты языческой магии (magiae phantasmata) и приписывая их действию демонов, говорит: per quos et саргае et mensae divinare consueverunt: чрез них и козлы и столы обыкновенно производят гадания».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Разделы портала «Азбука веры» Ветхий днями — символический образ Бога , фокусирующий внимание на таком Его сущностном свойстве как «вечность». Основание этому образу дано в Книге пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Седьмой день. 1852–1860 гг. При ближайшем рассмотрении выражение «Ветхий днями» означает: древний, исполненный днями. Однако это всего лишь метафора. Как известно, Бог, будучи Творцом видимого и невидимого мира, является в ту же очередь и Творцом веков. Промышляя о мире, обусловленном временем, Сам Он от времени не зависит: «Он изменяет времена и лета» ( Дан.2:21 ), Он — Царь веков ( 1Тим.1:17 ). Собственно в независимости Бога от условий времени и выражается Его вечность. Будучи непреложным во всех отношениях, Бог не изменяется и по возрасту: Он «не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» ( Числ.23:19 ). Стало быть, в строгом смысле, Божественной вечности чуждо и прошлое, и будущее. Вседержитель всегда пребывает как бы в неизменном настоящем. Между тем, действия Бога в истории воспринимаются человеком как поэтапные, а Сам Он — как непрестанно Живущий. Так, Адам беседовал с Господом раньше, чем Ной, а Ной — раньше чем Моисей. От Адама до Моисея прошли тысячи лет, от Моисея до Даниила ещё сотни лет. Отсюда и аналогия с насыщенностью Бога днями, с древностью, ветхостью: «но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:28 ). Несмотря на то, что вечность — это существенное Божеское свойство, а не ипостасное, и, следовательно, равно принадлежит Отцу и Сыну и Святому Духу, в иконографии образ Ветхого днями по большей части используется в отношении Бога Отца (хотя иногда в образе Седовласого Старца пишется Сын). Сложившаяся ко времени Большого Московского Собора (1666–1667) практика изображать Бога Отца в виде Ветхого днями была подвергнута на нём жёсткой критике и получила негативную оценку.

http://azbyka.ru/vethij-dnyami

Разделы портала «Азбука веры» Малакия (от греч μαλακα (малакиа) — слабость, изнеженность, малодушие; μαλακς (малакос) — мягкий, изнеженный) — 1) онанизм , рукоблудие; 2) (реже) пассивный гомосексуализм; 3) тот, кто занимается этими деяниями ( 1Кор.6:9 ). Джон Мартин. “Уничтожение Содома и Гоморры” 1852. Из словаря протоиерея Г. Дьяченко : “Малакия=тяжкий грех рукоблудия, который лишает человека, если он не раскается, Царства Небесного, по слову апостола Павла ( 1Кор.6:9 ). Отсюда глагол малакствовати , т.е. скверниться рукоблудием”. Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:9-11 ). В Новом Завете помимо 1Кор.6:9 слово μαλακς встречается только в Мф.11:8 (дважды) и Лк.7:25 , относясь в этих случаях к мягким одеждам. Место малакии в системе 8ми главных страстей Малакия относится к страсти блуда . Противоположной добродетелью, которая обретается вместо этой страсти, является добродетель воздержания. См. Греховные страсти: развитие и классификация . Если страсть не замещена добродетелью, то вероятно она замещена другой страстью (как алкоголизм иногда замещается наркоманией). Опасность малакии Методы преодоления малакии Очевидно действенным средством против этого вида греха может являться вступление в брак (при этом цели брака не должны исчерпываться физиологией). Кроме того можно порекомендовать следующие, в т. ч. аскетические средства: Духовные средства: Душевные (психологические) средства: Телесные средства: С самого начала борьбы с грехом следует помнить о принципе синергии (соработничестве) : необходимо и самому приложить все силы, и просить помощи у Бога. Как искупить грех малакии? Как и любой другой грех — в Таинстве Покаяния . Церковные каноны о малакии Правило 10е св. Иоанна Постника полагает за этот грех 40-дневную епитимью с сухоядением и 100 поклонами ежедневно.

http://azbyka.ru/malakiya

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вожделение — 1) сильное желание ( 2Кор.7:11 (см. ц.-сл. вариант)); 2) сильное чувственное, похотливое желание, влечение к кому-либо ( Мф.5:28 ); 3) страстное влечение к объекту своей страсти. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Давид и Вирсавия. 1852–1860 гг. Когда и у кого из людей впервые возникло греховное вожделение? Впервые  в истории человечества греховное вожделение испытала и реализовала праматерь человечества Ева в Эдемском саду : «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). Что можно противопоставить вожделению? Вожделению можно противопоставить воздержание . «Воздержание есть то, что отсекает вожделение», — пишет Амвросий Медиоланский , комментируя Быт.3:6 . Бог заповедал первым людям: плодов дерева, которое среди рая… не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ( Быт.3:3 ). Но так как они не соблюли заповеди и утратили высшее райское достоинство, то были изгнаны из рая и лишены бессмертия. Вот чему закон учит нас и что влагает в нас через страдания всей твари. Какие ещё примеры вожделения мы находим в Священном Писании? Один из ярких примеров такого рода мы встречаем в библейском повествовании о жизни царя и пророка Давида. Однажды он случайно увидел купающуюся красавицу Вирсавию и страстно возжелал её. Муж Вирсавии, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступить от него, чтоб он был поражен и умер» ( 2Цар.11:15 ). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид же раскаялся в содеянном. 50й псалом написан Давидом, когда он каялся в том, что овладел женой Урии и отдал поручение о его «убийстве». «Всякий, кто смотрит на женщину… уже прелюбодействовал с нею» ( Мф.5:28 ). Как же быть, если, живя в обществе, нельзя не смотреть на женщин?

http://azbyka.ru/vozhdelenie

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010