Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ [румын. Andrei] (Шагуна Анастасиу; 20.12.1808, Мишкольц, Венгрия - 28.06.1873, Сибиу, Румыния), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильвании, богослов и церковно-общественный деятель. Род. в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште. В 1826-1829 гг. изучал философию и право в ун-те в Пеште. После окончания правосл. ДС в Вершеце (венг.; сербо-хорват. Вршац, Сербия) по благословению митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) поступил в серб. мон-рь Хопово, где 12 окт. 1833 г. пострижен в монашество с именем А. В февр. 1834 г. рукоположен митр. Стефаном во иеродиакона, с окт. того же года преподаватель ДС в Сремски-Карловци. В нояб. 1835 г. назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведен в сан архидиакона. Рукоположен митр. Стефаном (Станковичем) во иеромонаха 21 июня 1837 г. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Помощник настоятеля в серб. мон-рях Язакском (1838) и Бешеново (1840). В 1842 г. митр. Иосиф (Раячич) возвел А. в сан архимандрита и определил настоятелем в серб. мон-рях Хопово (1842), а затем Ковильском (1845). 15 июня 1846 г. А. назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии, находившейся в юрисдикции Карловацкой митрополии с резиденцией в Сибиу. В дек. 1847 г. на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 др. претендентами кандидатом во епископы. 24 янв.1848 г. власти в Вене утвердили кандидатуру А. 18 апр. 1848 г. в Сремски-Карловци хиротонисан во епископа. Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австр. правительству, Сербскому Патриарху и серб. Церковно-Народному Собору в Сремски-Карловци от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 гг. 12 дек. 1864 г. А. назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сент.-окт. 1868 г. А. созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс правосл. румын. митрополии, к-рый принял Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании.

http://pravenc.ru/text/115264.html

Санкт-Петербург. Неизвестная часовня при родовспомогательном отделении Александровской больницы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Часовня. Не действует.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1861 и 1863. Архитектор:Г.Х. Штегеман Адрес: Россия, г.Санкт-Петербург, ул. Маяковского, 5. Координаты: 59.934747, 30.355611 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Летом 1844, спустя полгода после свадьбы, в Царском Селе скончалась от тяжелых родов юная вел. кн. Александра Николаевна, младшая дочь Николая I. Овдовевший супруг, принц Фридрих Гессенский, учредил в ее память женскую больницу на 50 кроватей. В 1845–1848 постройкой здания занимались автор проекта известный зодчий А. П. Брюллов и каменных дел мастер Л. Адамини. Предназначалась больница в основном для больных чахоткой и обошлась принцу в 110 тыс. руб. серебром. Церковь с куполом и медной золоченой главкой находилась на втором этаже северного корпуса, над главным входом, и была освящена 28 июля 1848, в годовщину смерти великой княгини. Свет в алтарь проникал через витраж с изображением св. Александры, изготовленный А. Ф. Перницем на средства, пожертвованные Императором. Образа кисти А. К. Виги, украсившие небольшой иконостас, вырезанный Д. А. Травиным, предназначались сначала для домовой церкви Александры Николаевны. Дополнительные иконы были исполнены А. И. Травиным. В 1881 С. В. Постемский написал образ свт. Николая Чудотворца. В золоченой раме висела икона „Тайная вечеря“ из слоновой кости, сделанная холмогорским резчиком И. Ф. Лопаткиным. Лепку исполнил „без всякой платы“ Ф. П. Дылев. Золоченую серебряную утварь, использовав бриллианты из приданого умершей, создал известный столичный ювелир И. В. Кейбель. На ризах из пунцового бархата были вышиты большие вензеля с буквой „А“. Перед входом в храм, на лестнице, был поставлен изготовленный И. П. Витали мраморный бюст Александры Николаевны. Он до сих пор находится в здании.

http://sobory.ru/article/?object=24700

27 августа 1809 года священником о. Рубашкиным, в присутствии господ генералов и непременных членов Войсковой Канцелярии и множества обоего пола народа, были освящены места под новостроящиеся в г. Новочеркасске церкви: Александровскую, Троицкую и кладбищенскую Димитриевскую. В 1810 году в 18 день сентября, Троицкий молитвенный дом, построенный на время, до построения церкви каменной, был освящен. Дозволение на построение Троицкой церкви дано было Преосвященным Арсением 23 декабря 1809 года. Церковь представляла собой деревянный, с такой же колокольней, поставленный не на фундаменте, но просто на бревенчатых стульях, обшитых шелевкой так же, как и сами стены, молитвенный дом, покрытый тесом, окрашенным в зеленый цвет, окруженный деревянною, решетчатою, окрашенный в эту же краску, оградою. Невелик храм был и размерами своими; это видно как по той быстроте, с какой созидался этот временный храм, так и потому, что очень скоро обнаружилось недовольство прихожан размером церкви, ее малопоместительностью и последовало прошение о дозволении расширить храм, или устроить вместо деревянного каменный. В 1823 г. прихожанка Троицкого молитвенного дома, помещица генерал-майорша Екатерина Грекова возбудила ходатайство перед Епифанием, Епископом Воронежским и Черкасским, о дозволении ей расширить деревянную Троицкую церковь устройством двух пределов в честь Успения Божией Матери и во имя св. великомуч. Екатерины – ей было отказано в разрешении строить деревянные приделы на основании Высочайшего указа от 24 дек. 18000 г., а предложено было начать заново каменную постройку, на основании того же именного указа. В 1835 году началось дело о замене деревянного здания Троицкой церкви каменным и начали поступать частные пожертвования на сооружение новой церкви каменным зданием. В 1848 году Средне-Новочеркасскому станичному правлению разрешено было построить две камплицы для сбора пожертвований на новую каменную церковь. 10 февраля 1845 года последовало разрешение начать постройку нового каменного двухэтажного здания для Троицкой церкви. Пока это разрешение воплотилось в форму ныне красующегося на въезде с севера в город Троицкого храма, прошло много лет.

http://sobory.ru/article/?object=34034

4) Луга или иначе Костылева, Одина тож – выселок д. Монастырской в 4 в. на р. Исети и 5) д. Суворская в 23 в., отделенная от Каменскаго прихода, но в 1858 г. приписанная к вновь открытому приходу Гарашинскому. Прихожане по происхождению – русские государственные крестьяне. Численность их простирается до 3330 душ м. п. и 3195 ж. п., всего 6525 человек, из какого количества наличных в приходе – 5676 и проживающих вне прихода – 849 человек. Главное занятие жителей – земледелие, побочное – выработка деревеснаго угля в казенных дачах для Каменскаго завода. Первый приходский храм во имя Введения во храм Богоматери, деревянный на каменном фундаменте, иждивением прихожан заложен в 1751 г. и освящен в 1753 г. Храм этот существовал на одном и том же месте 95 лет. Для постройки его была разобрана бывшая в селе деревянная часовня. В 1847 году он был продан жителям с. Волковскаго вместе с иконостасом и иконами в нижнем ставе; на месте же его в с. Травянском стоит на каменном фундаменте чугунный памятник с надписью о времени существования храма – «с 1751 по 1849 г.» Второй храм во имя Введения во храм Богоматери, каменный с двумя приделами: северный – во имя Богоявления Господня и южным – во имя Святого Прокопия Устюжскаго Чудотворца, иждивением прихожан и при пособии сборных книг, начат постройкою в 1832 г. и окончен в 1837 г. В этом последнем году и освящен был северный придельный храм, в 1845 г. – главный и в 1848 г. – южный придельный. Колокольня пристроена к храму без коридора. На средства прихожан вокруг храма устроена каменная ограда с железными решетками в мраморных столбах и двумя каменными пирамидальными башнями для хранения разных церковных вещей. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков, для помещения коих имеются три церковных дома. В приходе существует церковно-приходская школа в д. Грязнухе с 1889 г. Источник: сайт историка Оксаны Корневой Село Травянское было основано в 1-й половине XVII в. Своим названием оно обязано небольшому озеру и близлежащим болотам, густо поросшими камышом и осокой.

http://sobory.ru/article/?object=18614

Адеркаши. Церковь Марии Магдалины. Aderkašu Sv. Marijas-Magdalnas pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Марии Магдалины Год постройки:1867. Архитектор: А.Н. Эдельсон Адрес: Латвия, Таурупская волость, Огрский край, Адеркаши Aderkaši, Taurupes pagasts, Ogres novads, Latvija Координаты: 56.842767, 25.352107 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сиссегальский приход на мызе Фистелен был открыт в 1848 г., богослужения совершались в деревянной церкви. В 1863–1864 гг. рижским епархиальным архитектором А.Н. Эдельсоном на основе образцового проекта деревянной церкви для Лифляндской губернии Н.Е. Ефимова (1846 г.) был подготовлен проект церкви в тоновском варианте русского стиля. Базиликальная каменная церковь имеет шатровую колокольню над притвором и готический шатрик на барабанчике над основным объемом. К единому прямоугольному в плане объему в пять осей примыкают две пристройки в одну ось: прямоугольная в плане алтарная апсида и небольшой квадратный в плане притвор с колокольней над ним. Эдельсоном был упрощен план и декор с учетом специфики каменного зодчества: он представлен только полуциркульными окнами с рамочными навершиями. Проект часто использовался в период интенсивного храмостроительства 1863–1869 гг. В таких формах сооружена и церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в Адеркаши (Мадлиена, местность также называлась «Русская гора»). Церковь освящена 31 октября (менее вероятно, 30 ноября) 1867 г. епископом Вениамином (Карелиным). Много лет не была принята в духовное ведомство. Храм сооружен трудами настоятеля свящ. (позднее протоиерей) Иоанн Лициса (Jnis Lcis). Янис (Иоанн) Лицис (Лийц) родился 19 июля 1832 г. в семье управляющего, один из первых латышей, закончивших Рижскую духовную семинарию (1857 г.), в том же году был рукоположен. Ю.Ф. Самариным в 1868 г. в Праге были опубликованы под псевдонимом его «Записки православного латыша Индрика Страумита. 1840–1845 г.» (переиздание: М., 1890; см.: Инфантьев Б.Ф. Янис Лицис, его «Записки православного латыша» и «Летопись Адеркашской церкви»//Православие в Латвии. 3. Rga, 2001. С. 7–66). Публицист устами православного латыша рисует картину устремления местного крестьянства к русскому народу и православию и притеснений латышей со стороны немецких властей. Приход в 1892 г. включал 660 мужчин и 694 женщины, имелись приходская и вспомогательная Альтенвогская школы. О. Иоанн служил в Адеркаши 46 лет, 6 сентября 1905 г. был убит бандитом-революционером. После него (в 1905-1906 гг.) на приходе служил будущий митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон, 1873-1955).

http://sobory.ru/article/?object=19327

Варлаам, епископ Минский и Туровский (Чернявский Василий) Родился 28 февраля 1819 года в селе Кобольчине Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье священника. 16 января 1836 года поступил послушником в Гиржавский Вознесенский монастырь Кишиневской епархии. В 1841 году с особого разрешения Святейшего Синода принят в духовное училище. 1 сентября 1845 года поступил в Кишиневскую духовную семинарию. 4 апреля 1848 года пострижен в монашество; 6 мая рукоположен во иеродиакона; 9 мая – во иеромонаха. Был экономом архиерейского дома. 15 июня 1851 года окончил курс семинарии и 14 ноября того же года назначен игуменом Фрумошского Успенского монастыря. 7 января 1858 года поступил в Петербургскую духовную академию. 23 сентября 1855 года окончил курс академии и 6 ноября того же года назначен учителем Екатеринославской духовной семинарии. 13 марта 1858 года присвоена степень магистра. С 23 марта 1859 года – инспектор Екатеринославской духовной семинарии. 11 сентября того же года переведен в Кишиневскую духовную семинарию. С 15 апреля 1860 года – настоятель Фрумошского Успенского монастыря. 6 декабря того же года возведен в сан архимандрита. 30 июля 1862 года назначен ректором Кишиневской духовной семинарии и 13 августа – настоятелем Курковского Рождество-Богородицкого монастыря. 14 февраля 1875 года хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии. С 9 сентября 1876 года – епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 26 июля 1880 года – епископ Минский и Туровский. Скончался 21 мая 1889 года. На всех ступенях своей службы преосвященный Варлаам оставлял о себе светлую память. Будучи Минским епископом, он пользовался искренним уважением как со стороны подчиненного ему духовенства, так и своей паствы. Наряду с церковной деятельностью преосвященный Варлаам занимался науками и особенно изучением противораскольнической литературы. Литература: Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов РПЦ с введения христианства до 1918 г. (отдел рукописей библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. – СПб., фонд 102. Ед. хр. 431). 435.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Великодолинское. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:не позже 1848. Построена как лютеранская церковь, в нач. 1990-х передана УПЦ, частично реконструирована. Ссылки:   Адрес: Украина, Одесская область, Одесский район, пгт Великодолинское, Центральная ул., 97 Координаты: 46.346438, 30.576811 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История храма в пос. Великодолинское берет свое начало в середине XIX века. В то время на территории поселка Великодолинское располагалась немецкая колония Гросслибенталь ( Gross Liebenthal ). Зданием храма является бывшая евангелическо-лютеранская кирха во имя Апостола Петра, ее строительство было начато в 1845 году, а в 1846 году кирха была освящена. Кирха считалась архитектурным шедевром. Имела восьмиугольные колонны, внутри был орган Энгельманна. Рядом с кирхой находился дом пастора. Во дворе дома стояла ветряная мельница новейшей, на те времена, конструкции. Вместо четырех крыльев у этой мельницы была круглая турбина с множеством лопастей, которые захватывали ветер. Турбина была закреплена на оси и скорость ее вращения зависела от силы ветра. Ось турбины была соединена длинным рычагом с эксцентриком, что позволяло выкачивать воду из колодца глубиной примерно 10 м. Вода по трубам, проложенным под землей, шла к зданию богадельни. Таким же образом снабжался водой и дом пастора. Пастор осуществял и надзор за богадельней. В то время церковь была самым высоким в поселении зданием, переднюю сторону которого украшала высокая башня. В этой башне висело три колокола разных размеров. Высокие окна с обеих сторон пропускали достаточно света, чтобы можно было прочитать псалмы в сборнике. Два ряда высоких колонн разделяли помещение на три части. В основной части стояли широкие скамьи в два ряда. Левый ряд предназначался для мужчин, правый — для женщин. Две меньшие части помещения предназначались для детей. В основнойчасти для взрослых напротив скамеек стояли специальные устройства, с которых удобно было читать во время пения. Перед алтарем стоял длинный стол, покрытый черной тканью. На нем стояло распятие. Над алтарем помещалось правильное круглое окно с цветными стеклами. Там, на этом окне, была изображена голова Христа, увенчанная терновым венцом.

http://sobory.ru/article/?object=55868

Висбаден. Церковь Елисаветы. Русский храм на горе Нероберг, усыпальница вел. княгини Елисаветы Михайловны Карта и ближайшие объекты Русский православный храм Св. Праведной Елисаветы в Висбадене был построен в середине 19-го века (с 1848 по 1855 г.г.) в память Герцогини Нассау герцогства Нассау, уроженной русской великой княжны Елизаветы Михайловны, племянницы императоров Александра I и Николая II. Герцогиня Елизавета Михайловна скончалась 28 января 1845 года при родах первого ребенка, когда ей было 19 лет. Это произошло через год после свадьбы, состоявшейся 31 января 1844 года в Петербурге. Герцогиня и ее младенец (дочка) покоятся в гробнице, находящейся в крипте под храмом. При жизни Елизаветы Михайловны, в Висбадене, являвшемся тогда столицей герцогства Нассау, была только домовая русская православная церковь. Поэтому Герцог Адольф, овдовевший супруг Елизаветы Михйловны, решил – с согласия императора Николая I – употребить деньги, полученные Великой Княжной в приданное (1 миллион рублей), на постройку храма, и создать таким образом надлежащее и достойное место для гробницы усопшей Герцогини и ее младенца. После нескольких неудачных проектов разных архитекторов, постройка храма была поручена нассаускому архитектору Филипу Гофману, который в 1846 и 1847 году побывал в России, с целью ознакомления с русской церковной архитектурой. Самое сильное впечатление произвел на Гофмана Храм Христа Спасителя в Москве (разрушенный в 1931 году большевиками); он оказал большое влияние на планы Гофмана при постройке храма в Висбадене, который является единственным в своем роде памятником русской церковной архитектуры... Освящение храма Св. Праведной Елисаветы состоялось 25 мая 1855 года, и уже в следующую ночь туда были перенесены при большом участии населения, в торжественнм факельном шествии, гробы усопших. Для постройки храма Герцогом было выбрано место, высоко возвышающееся над городом, называемое Нероберг. С этого места храм с пятью золотыми куполами и золотыми крестами на фоне зеленого леса виден не только из разных концов Висбадена, но и со стороны находящегося в Бибрихе герцогского дворца (предместье Висбадена на берегу Рейна), в котором герцог Адольф и молодая герцогиня Елизавета провели год своего супружества.

http://sobory.ru/article/?object=14179

Демидов. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В самом центре на правом берегу реки Каспля, недалеко от стрелки (т.е. впадения реки Гобзы в Касплю) в начале XVIII века находилась деревянная церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Николая. Но храм постигла беда – пожар, верующие успели вынести утварь и иконы из иконостаса. На месте сгоревшего храма на средства поречского купца Петра Андреевича Кондрыкина-Вольского в 1737 году возводится каменный двухэтажный храм, освященный, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нижняя церковь имела два придела во имя святителя Николая и Рождества Иоанна Предтечи. Верхняя холодная церковь освящена во имя Рождества Божьей Матери. В 1776 году село Поречье повелением императрицы Екатерины II получило статус города, в 1796 году церковь переименовали в Поречский городской собор. По количеству серебряной утвари храм был один из самых богатых в Смоленской епархии. 34 иконы украшали серебряные оклады, вес которых был более 8-и пудов. В нижнем Никольском храме находился уникальный фаянсовый двухъярустный иконостас высокохудожественной работы. Один из фаянсовых киотов сохранился и находится сейчас в Благовещенской церкви города. Стены храма покрывала живопись. Русская писательница О.П. Шишкина в 1848 году издает книгу «Заметки и воспоминания русской писательницы по России в 1845 году»: «… В Троицин день слушали обедню в соборе… Он весь расписан одним красноватым цветом, что гораздо лучше обыкновенной пестрой живописи, и вообще, по городу, собор очень хорош. В иконостасе, в нижнем ярусе, все восемь больших образов в серебряных окладах; перед царскими вратами огромное посеребряное паникадило с толстыми золотыми свечами. Служили благовейно…». Верхний храм в честь Рождества Божьей Матери был очень светлым, в него вела лестница. В верхнем храме над престолом возвышалась резная сень, поддерживаемая четырьмя ангелами, стоящими на тумбах. Ее изготовили в конце XVIII века на средства священика Луки, возглавлявшего тогда приход. С купола спускалась медная высеребряная четырехъярусная люстра, приобретенная в Москве в 1800 году. Богата соборная ризница, где хранились ценные и редкие богослужебные предметы, среди которых напрестольное Евангелие в серебряном окладе, украшенное финифтяными изображениями апостолов и осыпанное драгоценными камнями (2630 штук). Имелся серебряный напрестольный крест с изображениями на финифти, украшенный драгоценными камнями и др.

http://sobory.ru/article/?object=38411

Евсевий, архиепископ Тверской и Кашинский (Ильинский Алексей Алексеевич) Родился в г. Белгороде Курской губернии в семье диакона. Образование получил в Курской духовной семинарии, а затем в Киевской духовной академии. 8 декабря 1834 года пострижен в монашество. 1 января 1835 года рукоположен во иеродиакона, а 21 июля – во иеромонаха. 7 октября 1835 года удостоен звания магистра богословия и назначен бакалавром Киевской духовной академии. 30 марта 1839 года утвержден членом Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. С 27 сентября 1839 года – ректор Киевской духовной семинарии, а 29 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 15 июля 1841 года – настоятель Киево-Выдубицкого монастыря. С 31 декабря 1844 года – ректор Литовской духовной семинарии. С 27 июня 1845 года – настоятель Виленского Свято-Духова монастыря. 4 декабря 1848 года назначен настоятелем Пожайского Успенского монастыря. 1 января 1849 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. С 29 марта 1851 года – епископ Каменец-Подольский. 1 марта 1858 года возведен в сан архиепископа Карталинского, экзарха Грузии, и назначен членом Святейшего Синода. 16 декабря 1859 года избран почетным членом Географического общества, а в 1876 году – почетным членом Церковно-археологического общества и Киевской духовной академии. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Тверской и Кашинский. Скончался 12 марта 1879 года. Об архиепископе Евсевии сохранились противоречивые мнения. Одни его характеризовали как архипастыря, доступного для паствы, ласкового и внимательного. «Я многим обязан архиепископу Евсевию, бывшему экзарху Грузии, и другим, – вспоминает князь П. А. Путятин, – которые поддержали меня в минуты отчаяния и болезни». Преосвященный Евсевий совершал торжественные богослужения, производившие сильное впечатление на присутствовавших. В Тифлисе архиепископ Евсевий совершил закладку трехпрестольного православного храма Кавказской армии в память покорения Кавказа. Он жертвовал академическим библиотекам книги, несколько томов актов, изданных Кавказской археографической комиссией и 5 экземпляров своих слов и речей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010