Парфений (Попов), архиеп. Иркутский и Нерченский. Фотография. 60-е гг. XIX в. (Попов Петр Тихонович; 1811, Задонский у. Воронежской губ.- 21.01.1873, Иркутск), архиеп. Иркутский и Нерчинский. Род. в семье священника. В 1831 г. окончил Воронежскую ДС, в 1835 г.- КДА (со степенью магистра богословия) и был направлен в Орловскую ДС учителем в должности профессора математики и физики (по др. данным - математики и греч. языка). 13 окт. 1836 г. в г. Ельце Орловской губ. был рукоположен во иерея к Воскресенской ц. В 1838 г. занимал должность присутствующего в Елецком духовном правлении. 1 окт. 1840 г. был удостоен сана протоиерея елецкого Вознесенского собора (1745), исполнял обязанности благочинного елецких церквей. В 1841 г. состоял также сотрудником епархиального попечительства о бедных духовного звания. В том же году прот. Петр овдовел и 16 нояб. 1841 г. принял постриг с именем Парфений. В янв. 1842 г. был назначен ректором Орловского ДУ и учителем высшего отд-ния уч-ща, затем - инспектором Орловской ДС и профессором богословия. C 6 дек. 1842 по нояб. 1844 г. в сане игумена исполнял обязанности управляющего Оптиным болховским во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырем до приезда в обитель архим. Макария (Глухарёва) , назначенного в июне 1844 г. настоятелем. 20 апр. 1844 г. П. получил должность ректора Орловской ДС, 20 мая того же года возведен в сан архимандрита. С окт. 1845 г. П.- ректор Харьковской ДС, настоятель харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря , благочинный епархиальных обителей. С 12 апр. 1848 г.- ректор Херсонской ДС, настоятель одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , благочинный епархиальных мон-рей. Острым умом и обширными познаниями как в богословских, так и в светских науках заслужил уважение свт. Иннокентия (Борисова) на Харьковской и на Херсонской кафедрах. По отзывам сослуживцев, П. был «одним из лучших, если не самым лучшим ректором», его отличали «неутомимая деятельность, точное вникание во все подробности управления» (Некр. 1873. С. 71). 22 февр. 1852 г. П. возглавил КазДА, с кон. 1852/53 уч. г.- ординарный профессор.

http://pravenc.ru/text/2579085.html

«Протопресвитер Василий Борисович Бажанов , сын дьякона, родился в 1800 году, в Тульской губернии, в Алексинском уезде. Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии, а окончательное в Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании курса наук со степенью магистра в 1823 году, определен был бакалавром в оной академии. В 1826 году рукоположен в священника в церкви 2-го кадетского корпуса и определен законоучителем в корпусе и в дворянском полку. С 1827 года по 1836 год состоял законоучителем в Императорском С-петербургском университете, в университетском благородном институте и в высшем училище. С 1829 года по 1836 по 1845 год состоял профессором богословия в Главном педагогическом институте. С 1835 года Высочайше определен законоучителем и духовником Государя Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Николаевича и всех августейших детей Государя Императора Николая Павловича. В 1836 году избран действительным членом Императорской российской академии, в 1837 году возведен на степень доктора богословия. В 1840 году Высочайше назначен законоучителем высоконареченной невесты Государя Наследника Цесаревича Принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, ныне Государыни Императрицы Марии Александровны; в 1847 году законоучителем высоконареченной невесты Государя великого князя Константина Николаевича, принцессы Александры Саксен-Альтенбургской; в августе 1848 года Высочайше назначен управляющим придворным духовенством, а с 6 декабря того же года Всемилостивейшее пожалован духовником Их Величеств: 12 декабря того же года определен протопресвитером придворных соборов: Зимнего дворца и московского Благовещенского. В 1849 году 5 августа назначен членом Святейшего Правительствующего Синода и обер-священником главного штаба Его Императорского Величества и гвардейских корпусов; в 1850 году законоучителем Государя великого князя Владимира Александровича. В том же 1854 году избран почетным членом конференции С.-Петербургской и Казанской духовных академий; а в 1856 году почетным членом Императорской академии наук и Императорского С-петербургского университета».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Санкт-Петербург. Церковь Александры Римской при Санкт-Петербургской Александринской женской больнице для бедных. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Александры Римской Год постройки:Между 1845 и 1848. Архитектор:А.П. Брюллов Адрес: Санкт-Петербург, ул. Маяковского, 12 Координаты: 59.93445, 30.35445 Проезд:м. «Маяковская», далее пешком Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 29 июля 1844 г. в Царском Селе в возрасте 19 лет скончалась от преждевременных родов младшая дочь императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, вел. кн. Александра Николаевна. Овдовевший супруг, принц Фридрих Гессен-Кассельский, учредил в ее память женскую больницу. Строительство ее началось весной 1845 г. на территории Мариинской больницы , на месте огорода, по проекту архитектора А. П. Брюллова (брата живописца Карла Брюллова) при участии архитектора Шарлеманя I-ro. Новая больница, получившая название Александринской, вступила в строй в канун 1848 г. и стала специализированным отделением Мариинской больницы . Церковь с куполом и медной золоченой главкой находилась на втором этаже, над главным входом, и была освящена 28 июля 1848 г., в 4-ю годовщину смерти великой княгини Александры Николаевны, в честь мц. Александры Римской, Никомидийской (память 23 апреля) . Свет в алтарь проникал через витраж с изображением св. мц. Александры. Перед входом в храм, на лестнице, был поставлен бюст Александры Николаевны, который по одним данным до сих пор находится в здании, а по другим – не сохранился. С 8 ноября 1863 г. к церкви было приписано стоящее напротив (ул. Надеждинская, 5) Родовспомогательное заведение ведомства учреждений Императрицы Марии Феодоровны (ныне – родильный дом им. проф. В. Ф. Снегирева; ул. Маяковского, 5) с крестильной часовней во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенная архитектором К. Е. Егоровым, а также часовня для отпевания в самой больнице. В церкви при Александринской больнице служил с 10 сентября 1871 г диаконом, а с 1875 г. священником (настоятелем?) Александр Васильевич Сыренский (впоследствии – архим. Алексий) , одновременно служивший, видимо, в Мариинской больницы .

http://sobory.ru/article/?object=10610

Сергии (Ляпидевский Николай Яковлевич), митр. Московский и Коломенский Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День Ангела25 сентября. Обучался в Тульской семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию. За свою диссертацию «О поминовении усопших» получил степень магистра богословия. 24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха и 30 октября определен баккалавром Московской духовной академии. 25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 г. – инспектор Московской академии. 15 января 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 марта 1851г. – экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 окт.1857 г. – ректор Московской духовной академии. С 18 апр.1858 г. – настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 авг.1859 г. – настоятель Заиконоспасского монастыря. I января 1861года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С II января 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С 21 авг.1882 г. – архиепископ Кишиневский. С 1883 года – почетный член Казанской духовной академии. С 1884 года – почетный член Московской духовной академии. 9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 12 янв.1891 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 15 мая 1893 года – член Священного Синода. С 9 авг.1893 года – митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры – священно-архимандрит. Митрополией управлял пять лет. Скончался II февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб его положен рядом с гробом митрополита Леонтия. Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целой истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать сами нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Цитируемая литература Акафист Иисусу Сладчайшему. – Акафист Иисусу Сладчайшему/Воскресное чтение. Киев, 1856. 27. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в. – Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII в. по рукописи Московской Синод. Библ. 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе. Дополнения к кондакарию XII–XIII веков. М., 1879. Анонимный автор. Σ νοψις χρονι . – Анонимный автор. Σνοψις χρονι . Bibliotheka graeka medii aevi/Ed K. H. Sathas V. 7. Venetia; Paris, 1894. Антоний (Храповицкий) , еп. Собрание сочинений. – Антоний (Храповицкий) , еп. Полное собрание сочинений. Т. 1. Казань, 1900. Бантыш-Каменский. Словарь достопамятных людей. – Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории. Ч. 2. М., 1836. Барсов. О духовной цензуре в России. – Барсов Т. В. , проф. О духовной цензуре в России/Христианское чтение. 1901. 6. Барсов. Письма архиеп. Иннокентия. – Барсов Н. И. Письма Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического к разным лицам. Киев, 1884. Бердников. Краткий курс церковного права. – Бердников И. С, проф. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Казань, 1888. (Казань, 1903 2 ). Богословская энциклопедия. – Православная богословская энциклопедия, или богословский энциклопедический словарь/Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . Т. 1. СПб., 1900. Брокгауз-Ефрон. – Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: в 86 т. Т. 25. СПб., 1894. Буслаев. О влиянии христианства на славянский язык. – Буслаев Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык: Опыт истории языка по Остромирову Евангелию: [магистерская диссертация]. М., 1848. Величие Пресвятой Богородицы. – Величие Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1845.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Шадринск. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Николаевская церковь основана в 1788 г. Первоначально она была деревянная; в 1792 году была разобрана и перенесена за город на кладбище, где снова устроена и освящена во имя св. мучеников Флора и Лавра, а на месте её в 1793 г. заложена была новая каменная двухэтажная. Через три года после закладки нижний храм был закончен и освящён в честь Св. Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, а постройка верхнего приведена к концу в 1802 году, когда он и освящён в честь рождества Пресвятой Богородицы. В 1845 году были заложены как с южной, так и с северной стороны каменные двухэтажные же приделы, причём на южной стороне нижний храм освящён в честь рождества Св. Иоанна Крестителя, верхний в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а на северной — нижний в честь Св. Пророка Божия Ильи. Постройка нижнего этажа приделов была закончена в 1848 г., тогда же в них установлены были иконостасы и в 1849 г. совершено их освящение; верхний же этаж закончен был в 1852 г., в 1853 г. последовало освящение южного придела и в 1854 г. — северного. Теснота храма, особенно нижнего его этажа, очень заметная в большие праздники при большом стечении молящихся, вызвала необходимость расширения его за счёт помещения, занимаемого лестницами, ведущими в верхний этаж. В 1855 г. было приступлено к предположенному расширению, колокольня при этом была сломана, для лестниц была сделана новая пристройка, составляющая продолжение приделов к западу, а взамен разобранной колокольни устроена новая, вышиною в 20 саж. В 1895 г. лестницы снова были перестроены, для них были сделаны новые пристройки, подобно предыдущим продолженным к западу, сами лестницы заменены каменными (до того времени они были деревянные), а занимаемые ими прежде помещения приспособлены — с южной стороны для архива, ризницы и библиотеки, а с северной,— частью для кладовой, частью для сторожки. По своему наружному виду Николаевская церковь представляет правильное четырехугольное здание, с несколько выдающимся в виде шестиугольника главным алтарём, увенчанное одним куполом, с довольно высоким на нём фонарём и заканчивающееся колокольнею, в одну линию с которой (на западной стороне) выведены новые пристройки для лестниц. Над главным алтарём устроен такой же фонарь, как и над куполом.

http://sobory.ru/article/?object=05909

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинского поэта спасали русские офицеры Тарас Шевченко пострадал из-за незадачливого любовника 15.04.2005 926 Время на чтение 5 минут О жизни и творчестве великого украинского поэта Тараса Шевченко написано немало. Причем нередко - довольно однобоко: мол, русский царизм погубил великий украинский талант. Так ли это? Однозначно и не ответишь. И тем не менее хочется привести несколько малоизвестных эпизодов из жизни Великого Кобзаря, которого почитают и ныне многие военнослужащие Российской армии. Когда в 1845 году на Украине возникло Кирилло-Мефодиевское общество, ставившее целью добиваться национально-культурной автономии Украины, к его участникам примкнул и Тарас Шевченко, незадолго до того освобожденный от крепостной зависимости. Надо сказать, что в это время по всей Европе наблюдалась консолидация антимонархических сил, росло национальное самосознание. Апофеозом всех этих процессов стала волна революций, потрясшая Старый Свет в 1848 году. В Российской империи также образовывались кружки и общества, ставившие цели глобального изменения существующего строя. Правда, степень их революционности была очень разной. Уже тогда основными направлениями революционной мысли стали философские идеи так называемых западников, с одной стороны, и славянофилов, с другой. В ответ государство издало " Уложение о наказаниях уголовных и исправительных " , подписанное Николаем I в 1845 году. Впрочем, со своими политическими оппонентами царизм боролся и раньше. Так, силами Третьего отделения были разгромлены революционные кружки Сунгурова, братьев Критских, а также Герцена и Огарева. Наиболее решительно были настроены члены кружка, организованного чиновником Министерства иностранных дел Михаилом Буташевичем-Петрашевским, в который входил и Федор Достоевский. Здесь обсуждали даже вероятность вооруженного выступления. Соответственно и репрессиям они подверглись на полную катушку - 21 человек был приговорен к расстрелу, который, впрочем, в самый последний момент заменили на ссылку и каторгу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. И. Глинка. Портрет худож. К.П. Брюллова. 1840 (?) г. Михаил Иванович (20.05.1804, с. Новоспасское Ельнинского у. Смоленской губ. - 3. 02.1857, Берлин), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки. Произведения Г. определили общенациональное и мировое значение рус. муз. культуры. Композитор обобщил традиции народной песенности (старинной крестьянской песни и городского фольклора), древнерус. церковнопевч. искусства, достижения рус. композиторского искусства XVIII - нач. XIX в. Первые яркие муз. впечатления Г. связаны с колокольным звоном, к-рому он старался подражать в бытовых условиях («на медных тазах»), и с народной песней. Г. любил слушать концерты крепостного оркестра, участвовал в них. Начальное домашнее муз. образование Г. продолжил во время учебы в Благородном пансионе (1818-1822), занимаясь с Дж. Фильдом, Ш. Майером. В 20-х гг. Г. пользовался известностью у любителей музыки как певец и пианист, автор романсов. Посещая Италию (1830-1833), Берлин (1833-1834, 1856-1857), Париж (1844-1845, 1852-1854), Испанию (1845-1847), Варшаву (1848, 1849-1851), он знакомился с муз. жизнью крупнейших европ. центров, овладевал опытом мировой муз. культуры. В зрелый период творчества Г. создал 2 крупнейшие оперы: «отечественную героико-трагическую» «Жизнь за царя» (1836) и сказочно-эпическую «Руслан и Людмила» (1842), в к-рой соединились фривольно-иронический характер поэзии Пушкина и откровенно чувственная окраска музыки Г. Идею создания «русской оперы» на сюжет об Иване Сусанине, отвечавшую размышлениям Г. о национальной музыке, композитору предложил В. А. Жуковский (его поэтический текст «Ах, не мне бедному, ветру буйному» использован в трио с хором из 1-й картины Эпилога). По свидетельству кн. В. Ф. Одоевского, первоначально она была задумана как сценическая оратория «Иван Сусанин» (возможно, под впечатлением «Думы» К. Ф. Рылеева с той же сюжетной основой - Стасов В.

http://pravenc.ru/text/165139.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОХРИДСКИЙ АПОСТОЛ Краткий апостол-апракос (РГБ. Григор. 13/М. 1695), созданный в 1225-1227 гг., важнейший памятник Охридской книжной школы . Название рукопись получила по г. Охриду, в к-ром в 1845 г. была найдена В. И. Григоровичем в кафедральной ц. равноап. Климента (на л. 1 сохр. запись, сделанная рукой Григоровича: «1845. Охрида. Май»). История рукописи до обнаружения не прослеживается, но есть основания полагать, что с момента создания она постоянно пребывала в Охриде. Вместе с частью собрания Григоровича О. А. попал в Румянцевский музей (ныне РГБ): соответствующую запись сделал А. Е. Викторов на внутренней стороне верхней крышки переплета: «1877 г. Вход. 1695. Из собр. В. Григоровича»; там же стоит экслибрис музея (МПиРМ 1695). Первым об О. А. сообщил Григорович в «Очерке путешествий по Европейской Турции» ( Григорович. 1848. С. 186) и в ст. «О древней письменности словян» ( Он же. 1852). П. Й. Шафарик , узнавший о рукописи от Григоровича, упомянул О. А. среди кириллических памятников с фрагментами текста на глаголице ( Š afa í k. 1852. S. 90-91) и опубликовал глаголические отрывки из него ( Idem. 1853. S. 11-12). И. И. Срезневский вместе с кратким описанием кодекса и характеристики его графико-орфографических и грамматических особенностей опубликовал Месяцеслов и неск. апостольских чтений из О. А. ( Срезневский. 1868. С. 75-100, 269-300). Научное наборное издание памятника в сопровождении лингвистического, текстологического, палеографического и кодикологического исследований предпринял С. М. Кульбакин ( Кульбакин. 1907). Если локализация О. А. не вызывала сомнений исследователей, то о его датировке высказывались различные мнения. Изначальную датировку XII в., предложенную С. М. Кульбакиным, поддержали П. А. Лавров, Е. Ф. Карский , Н. Б. Тихомиров, В. А. Мошин и др. Датировку 1-й пол. XII в. предложил И. Добрев ( Добрев. 1984. С. 13). Особую позицию занял В. Н. Щепкин , датировавший кодекс XIII в. с уточнением, что тот «не древнее» Болонской Псалтири (1230-1241), написанной, подобно О. А., в западноболгарских (македонских) землях - в с. Равна (совр. Рамне) близ Охрида ( Щепкин. 1906. С. 65-66; Он же. 1918. С. 110). Сопоставив текст записи 1-го писца, оставленной на поле л. 4 об.,- «             k       y                » - с биографией архиеп. Охридского Димитрия II Хоматиана , А. А. Турилов датировал кодекс периодом с 1225 до лета 1227 г., когда этот архиерей выезжал из Охрида в Арту или Фессалоники, вслед. чего писец просил Пресв. Богородицу «донести» владыку «со здравием» во время его путешествия ( Турилов. 2016).

http://pravenc.ru/text/2581779.html

Хлыстовская секта долгое время не была предметом научного исследования. До 60-х годов настоящего столетия в русской литературе встречаются только скудные и весьма неудовлетворительные сведения о хлыстовской секте. В первый раз имя „христовщины“ или „хлыстовщины“ упоминается в „Розыске“ свят. Димитрия ростовского (3 ч. 18 гл. 27 и 28 л.). Основываясь на слухах, святитель Димитрий сообщает краткие сведения о первом лжехристе хлыстов Суслове, хотя, впрочем, и не называет его по имени. После святителя Димитрия 1 имя „хлыстовщины“ встречается в сочинении Н. И. Надеждина: „О скопческой ереси“, изданном в 1845 году (по изд. Кельсиева 110–116 стр. «Сборник правительственных сведений о раскольниках» в 4-х книгах, Лондон, 1860–1862 гг. III т.). Упоминая о хлыстах, Надеждин ограничивается только кратким указанием на сущность догматического учения хлыстов. В 1848 г. последовало издание „Указа императрицы Анны Иоанновны св. Синоду“ в „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 2 VI кн. 66–74. Указ этот относится ко времени первого громадного следствия о московских хлыстах, случившегося в 1733–1734 гг. и сообщает сведения отчасти относительно учения и культа хлыстов, отчасти же и исторические, относящиеся к тому времени. Указ импер. Анны Иоанновны, впрочем, напечатан был ранее, именно в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской Империи» в IX т. С 1848 по 1858 год но было ни одного специального сочинения, а равно не было ни одной статьи, посвященной предмету изучения хлыстовской секты. Статьи И. М. Добротворского, помещенные в „Православном Собеседнике“ за 1858 год 1 и 2 ч. и за 1860 г. 3 ч. были первым опытом научного исследования хлыстовщины. С этого времени в разных периодических изданиях появляется ряд статей, посвященных тому же предмету и рассматривающих его с разных сторон; появляются даже опыты „исследования“ секты, издаются материалы, относящиеся к этому предмету; изучение секты, по-видимому, становится достоянием науки. Все, что до сего времени известно в печати по предмету исследования хлыстовской секты, может быть разделено по своему достоинству и значению для исследователя на два рода: на источники и пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010