Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЮПАНЛУ [франц. Dupanloup] Феликс Антуан Филибер (3.01.1802, Сен-Феликс, близ Анси, Франция - 11.10.1878, замок Лакомб, близ Гренобля, Франция), еп. Орлеанский, католич. церковный и политический деятель, педагог. Незаконнорожденный сын франц. аристократа и крестьянки Анны Дешозаль. В 7 лет был перевезен в Париж, учился в коллеже Сент-Барб. Избрав карьеру церковнослужителя, Д. изучал гуманитарные науки в подготовительной ДС Сен-Никола-дю-Шардонне в Париже, философию в начальной ДС в Иси (совр. Иси-ле-Мулино) и богословие в высшей ДС Сен-Сюльпис. 18 дек. 1825 г. рукоположен во пресвитера, в 1826 г. назначен викарием ц. Ла-Мадлен в Париже, совмещал пастырскую деятельность с педагогикой. Д. было поручено религ. воспитание герцога Бордоского и принцев Орлеанских. В 1834 г. назначен настоятелем ц. Сен-Рок в Париже, получил широкую известность как проповедник, содействовал предсмертному примирению с католич. Церковью бывш. епископа Отёнского, франц. дипломата Ш. М. де Талейрана-Перигора . В 1837-1845 гг. директор подготовительной ДС Сен-Никола-дю-Шардонне, нек-рое время читал в Сорбонне лекции по духовному красноречию (прерваны из-за его нападок на Вольтера ). В 1838-1839 гг. генеральный викарий Парижского архиеп-ства, в 1845 г. назначен каноником парижского собора Нотр-Дам. Посещал салон рус. католички С. П. Свечиной , был другом рус. иезуита И. С. Гагарина , которого впосл. неоднократно приглашал в Орлеан для проведения духовных упражнений. 16 апр. 1849 г. франц. правительством назначен епископом Орлеанским, 28 сент. того же года папа Римский Пий IX утвердил Д. в этом сане. Епископское рукоположение Д. состоялось 9 дек. 1849 г., его совершил Парижский архиеп. Мари Доминик Огюст Сибур . По инициативе Д. в Орлеанском еп-стве начался процесс беатификации Жанны д " Арк . В 1854 г. избран членом Французской академии. Д. вместе с Ш. Ф. де Монталамбером и Ж. Б. А. Лакордером активно участвовал в борьбе за свободу образования. В 1848 г. министр просвещения А. Ф. П. де Фаллу включил Д. в состав внепарламентской комиссии, результатом работы к-рой стал новый закон о школах (1850): провозглашалась свобода образования, католич. духовенству был поручен надзор за учебными заведениями. В этот период Д. тесно сотрудничал с либеральными католиками и их ж. «Le Correspondent», вместе с к-рыми выступал за примирение католич. Церкви с совр. обществом и за отделение Церкви от гос-ва, а также в дискуссиях с представителями ультрамонтанства (напр., с еп. Пуатье Луи Эдуаром Пи, главным редактором газ. «L " Univers» Л. Вёйо) отстаивал принцип религ. свободы. Д. критиковал политику франц. имп. Наполеона III в Италии в 1859-1860 гг., выступил в защиту светской власти Римских пап и целостности Папского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/180821.html

[итал. Antonelli] Джакомо (2.04.1806, Соннино, Италия - 6.11.1876, Рим), кард. (с 1847), католич. церковно-политический деятель периода объединения Италии, сторонник сильной папской власти. Окончил Римскую семинарию (1823) и юридический фак-т Папского ун-та «Sapienza» (1827). В 1834 г. по рекомендации кард. Луиджи Ламбрускини был принят в Верховный суд Апостольской Сигнатуры на должность секретаря-референдария. В течение ряда лет был папским управляющим в различных итал. городах: Орвието (1835), Витербо (1837), Мачерате (1839). В 1845 г. стал генеральным казначеем папского гос-ва, при папе Пие IX - консультантом по экономическим и финансовым вопросам, пользовавшимся особым доверием со стороны понтифика. Будучи только диаконом, в 1847 г. он был возведен в кардиналы-пресвитеры с титулом «Сант-Агата ин Субурра». В этом сане он возглавил деятельность Гос. совета, выработавшего законы, по к-рым папское гос-во становилось конституционным (утверждены 13 марта 1848). Однако от должности гос. секретаря А. отказался, выразив несогласие с позицией папы, выступившего против объявления войны Австрии и т. о. не поддержавшего идею национального объединения Италии. Но после убийства герцога Росси (май 1848), когда папа вынужден был перенести свою резиденцию в г. Гаэта, А. взял на себя выполнение функций гос. секретаря (до 1850). С 1850 г., после возвращения папы в Рим, А. фактически стал главой правительства папского гос-ва и провел ряд реформ (реорганизована система управления провинциями, урегулированы денежные курсы, проведены таможенные реформы и реформа почты, с соседними гос-вами были заключены договоры, урегулировавшие навигацию по р. По). После образования Итальянского королевства основной политической задачей А. стало сохранение светской власти пап (см. Римский вопрос ). А. был одним из инициаторов провозглашения на Ватиканском I Соборе догмата о непогрешимости папы . Известна дипломатическая переписка А. с канцлером России кн. А. М. Горчаковым в 1856 г.: 2 ноты по вопросу о положении католич. Церкви в Российской империи.

http://pravenc.ru/text/115838.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович (1822, Иркутск - 8.03.1865, Оренбург), ориенталист. Сын протоиерея, составителя первой грамматики монг. языка; в раннем возрасте остался сиротой. В 1842 г. Б. окончил Иркутскую ДС 1-м по разрядному списку. Назначен учителем в уездное уч-ще, но, узнав об открытии КазДА, поступил в нее, где, как и в ДС, интересовался философскими, математическими науками и монг. языком. Посещал лекции проф. О. М. Ковалевского в Казанском ун-те, пользовался принадлежавшей ему б-кой буддийской лит-ры. В 1844 г. при КазДА были открыты курсы вост. инородческих языков. Для преподавания на них в янв. 1845 г. были приглашены профессора Казанского ун-та А. В. Попов (монг. и калм. языки) и А. К. Казембек (тур. и татар. языки). Лучшим учеником первого стал Б., второго - Н. И. Ильминский , друг и однокурсник Б. В академии Б. приступил к написанию подробного разбора буддийского учения, но из-за болезни ограничился курсовым соч. «О различии между христианством и буддийским учением о любви к ближним». 20 июня 1846 г. Б. был командирован в Калмыцкую степь на 3 месяца для составления грамматики калм. языка. В отчете о поездке ученый описал буддийско-шаманские верования и обряды калмыков, выявил причины слабости христ. миссии среди них. 10 окт. 1846 г. Б. был определен бакалавром математики в КазДА с разрешением сверхштатного преподавания монг. и калм. языков. 21 мая 1848 г. представил правлению академии монголо-калм. грамматику. Грамматика была рекомендована к использованию во всех духовно-учебных заведениях, где преподавался калм. язык, в 1850 г. была отмечена 2-й Демидовской премией имп. АН. В 1850-1851 гг. Б. вместе с бурятом Г. Гомбоевым собирал материалы для монголо-калм. хрестоматии, перевел на разговорный калм. язык краткий катехизис с изложением священной истории, разрабатывал богословскую терминологию в калм. языке, написал большое число отзывов и рецензий на труды рус. миссионеров. После редакторской работы Б., продолжавшейся почти 3 года, был издан калм. словарь свящ. Пармена Смирнова.

http://pravenc.ru/text/149425.html

Селты. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка , Митрофана Воронежского Год постройки:Между 1845 и 1848. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Удмуртская Республика, Селтинский район, с. Селты Координаты: 57.308653, 52.138489 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Селты (Кильмезь-Селты) Малмыжского уезда. Пророко-Ильинская церковь (1846–1904 гг.). Приход с. Селты открыт 2 марта 1845 г. по указу Св. Синода от 31 декабря 1844 г. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Мултан: с. Кильмезь-Селты, д. Жайгурт- Селты, д. Уметьгурт, поч. Мадьярово, д. Будзимшур, д. Чибьяншур, д. Новая Жикья, д. Кельмовыр-Жикья, поч. Кесшур, поч. Келиосурд, д. Аяшур, д. Юмга-Юмга, поч. Иткулап, д. Прой Болма, поч. Чашкагурт, поч. Тылошур, поч. Сюромошур, поч. Над речкою Кожиль, д. Юбери, д. Жайгил, д. Чаня, д. Виньшур, поч. Сюныг, д. Кильмезь-Бия, д. Старая Кильмезь-Бия, поч. Большие Нери, поч. Карса, поч. Кейлуд-Зюмья, д. Лудзи-Жикья. Деревянная церковь перевезена из с. Мултан в 1845 г., построена на средства прихожан и освящена: теплая церковь 18 ноября 1846 г. в честь Св. Митрофана, епископа Воронежского, холодная церковь освящена 13 марта 1848 г. в честь Св. Пророка Илии. До освящения главного престола – Пророко-Ильинского – церковь называлась Митрофановская. Эта церковь числилась по клировым ведомостям до 1904 г. В 1871 г. была построена каменная церковь с тремя престолами на средства, пожертвованные елабужским купцом Ф.Г. Черновым (10 тыс. руб.). В теплой церкви первый престол был освящен в честь Св. Митрофана, епископа Воронежского 11 ноября 1871 г., второй престол был освящен в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 13 ноября 1872 г. До освящения главного престола церковь называлась вновь Митрофановская. Холодный храм был освящен 8 октября 1879 г. во имя Св. Равноапостольных царей Константина и Елены (планировался во имя Св. Пророка Илии).

http://sobory.ru/article/?object=38688

Кеуль. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1848. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Усть-Илимский район, с.Кеуль. Координаты: 58.431607, 102.809445 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кеульская Ильинская (Пророка Илии) церковь была построена в 1848 г. вместо сгоревшего в 1845 г. церковного здания постройки 1784 г. Дата закрытия церкви не установлена. Стояла в Кеуле когда-то деревянная церковь во славу пророка Ильи, возведённая в 1784 году на средства крестьянина Е. Карнаухова. Рядом с ней, как и полагалось, находилась деревянная колокольня. Ильинская церковь в Кеуле сгорела в 1845 году. Колокольня же, что была рядом с ней, уцелела и простояла еще четверть века. Но пришел и ее черед: в 1870 году колокольню — как представителя Древней Руси разобрали. На месте старой церкви в середине 19 века построили новый деревянный храм. Позже, в 1885 году, при храме была открыта одноклассная церковно-приходская школа. http://biblnevon.ru/краеведение/поселения/кеуль/ В 7 час. вечера — последнее приходское село по Анга­ре — Кеульское, в 39 дворов, на левом берегу реки. Храм во имя св. пророка Илии, построенный в 1848 году, доста­точно поместительный, но не особенно опрятный. Обнесен новою деревянною оградою, работа которой только что за­кончена известным подрядчиком на Илиме А.В. Перфилье­вым, человеком, к слову сказать, весьма толковым, честным и аккуратным. В бытность мою благочинным на Илиме он был моею правою рукою по всем церковным постройкам и ремонтам. От природы имеет богатую сметливость. Нужно было снять колокола с колокольни. Крестьянский началь­ник, считавший себя великим техником, авторитетно сказал мне, что для этого потребуется до 50 человек рабочих и затраты, по меньшей мере, 800 руб.

http://sobory.ru/article/?object=39350

Воронеж. Домовая церковь Михаила Архангела при Михайловском кадетском корпусе. /// Объект утрачен Домовая церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1841 и 1845. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Воронежская область, г. Воронеж, район современной улицы Феоктистова. Координаты: 51.676187, 39.20685 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В особой пристройке с северо-восточной стороны Михайловского кадетского корпуса на втором и третьем его этажах помещалась церковь Михаила Архангела. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных приходится на 8 (21) ноября. Церковь была спроектирована вместе со всем зданием военным инженером Карлом Детловым и окончена строительством в 1845 году.Иконостас ее сооружался московскими мастерами по рисунку воронежского архитектора Авксентия Денисенкова, выполненному в 1841 году. Освящал церковь 8 ноября 1845 года одновременно с открытием корпуса в день именин великого князя Михаила Павловича, чье имя носило военно-учебное заведение, викарный епископ Елпидифор (Бенедиктов). Небесному покровителю брата императора, архистратигу Михаилу, и был посвящен храм. Размеры церкви 20,5 на 15,5 метра при высоте 11,5 метра. Обычные иконы, обычная утварь... Главной особенностью этого храма являлось то, что вдоль стен в нем были установлены мраморные доски, на которые золотыми буквами вписывались имена выпускников, погибших при защите Отечества в разных войнах. За семьдесят три года существования храма в нем сменились лишь три священника. Начинал здесь богослужения Иоанн Дагаев. С 1866 года настоятелем был Михаил Иванович Некрасов (1836-1908), впоследствии постригшийся в монахи с именем Лаврентия и ставший епископом. В 1894 году его сменил зять, известный краевед и археолог Стефан Егорович Зверев (1860-1920). Протоиерей Стефан еще и преподавал в кадетском корпусе Закон Божий. Обширная семья жила здесь же, на первом этаже под церковью, в десятикомнатной квартире. В 1911 году вместе с ним служили диакон Николай Ягодкин (1878-1914) и псаломщик Василий Пикторский (1848 - после 1917).

http://sobory.ru/article/?object=34573

Майма. Церковь Сошествия Святого Духа. Святодухов храм Карта и ближайшие объекты Каменный храм создавался попечением Томского 2-й гильдии купца Михаила Евфимиевича Шебалина и св. Макария Алтайского (Глухарева). Однопрестольный каменный храм с колокольней был построен в 1845 г. и в этом же году, 30 августа, преосвященным Афанасием, епископом Томским и Енисейским, освящен в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Первоначально майминский каменный храм по форме был близок к базилике. Но в 1882 г. на средства Майминского торгующего инородца Андрея Семеновича Сафронова церковь была расширена двумя каменными пристроями, с северной и южной стороны. Храм был закрыт в 1938 г. Здесь был размещен клуб. После войны - агрохимлаборатория, под нужды которой храм был перестроен. Действует с 1997 г. Село Майма является не только географическими, но историческими вратами Горного Алтая. Возникнув в начале второго десятилетия 19 в., Майма в 1830 г. становится центром Алтайской Духовной Миссии, и именно отсюда начинается христианское просвещение Алтая. Здесь, в 30-е г.г. 19 в. здесь трудились такие подвижники Алтайской Духовной Миссии, как прп. Макарий Алтайский и его помощник и приемник прот. Стефан Ландышев, немного позже - один из первых алтайских ученых - филолог, этнограф, ботаник и пчеловод прот. Василий Вербицкий и, вероятно, многие другие. В 1831 г. на левом берегу р. Майма был построен миссионерский дом, в котором жил прп. Макарий, в котором проводились первые уроки грамотности для новокрещенных, в котором совершалось богослужение.. Строительство первого в Горном Алтае каменного здания - Духосошественнского храма было начато при прп. Макарии Алтайском в 1842 г., а закончено уже без него в 1845 г. Главным благотворителем строительства стал Томский купец - златопромышленник М.Е. Шебалин, а проект храма подготовил Томский архитектор Арефьев А.А. 30 августа 1845 г. Духосошественский храм в с. Майма был освящен епископом томским и Енисейским Афанасием. В 1848 г. в связи с увеличением числа крещенных инородцев храм был преобразован в приходской. В 1882 г. на средства местного жителя - торгующего инородца Сафронова А.С. церковь была расширена двумя каменными пристроями.

http://sobory.ru/article/?object=15922

Грязи. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь, Таволжанская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь возведена в 1845–1848 годах. Выполнена с использованием неоклассических элементов. В основе первоначальной композиции церкви лежит четверик с равными рукавами креста и с круглым световым барабаном. Боковые приделы и прямоугольная апсида оформлены четырехпилястровыми тосканскими портиками. Пластичность фасадам придают треугольные сандрики над арочными проемами окон. Прямоугольные оконные проемы светового барабана имеют рамочные наличники. Невысокая колокольня, имеющая стройные пропорции, выстроена трехъярусной, с изящным завершением в виде купола с маленькой главкой и шпилем на шаре. Главный барабан храма увенчан маковицей. Стены храма оштукатурен и окрашен в белый цвет. Информация с сайта " Храмы России " http://rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=67010 В 1848 г. в Таволжанке «тщанием прихожан» была построена каменная Казанская церковь. По документам 1876 года, храм был однопрестольным и считался главным. В штате церкви числились: настоятель (Феодор Алексеевич Богданов, священник 2-го разряда, рукоположен в 1857 году) и два псаломщика. Церковным старостой был отставной унтер-офицер Кузнецов (с 1873 года). В селе в это время проживало 1408 душ мужского и 1444 женского пола. В 1893 году в штате церкви числились: священник (Иоанн Иоаннович Романовский, 45 лет, студент, рукоположен 9 марта 1875 года, награжден набедренником), диакон (Иван Димитриевич Цветаев, 28 лет, рукоположен в 1892 году) и два псаломщика (Иван Автономович Андреевский, 55 лет и Антон Иванович Воинов, 56 лет, в должности с 1855 года, вдов). В земской школе обучалось 115 человек, а в школе грамотности 28 девочек. В селе в это время проживал 1821 человек мужского пола. Церковные земли насчитывали 3 десятины. В документах 1911 года отмечено: «Церковь каменная, теплая, построена в 1848 г. Престол один - в честь Казанской иконы Божией Матери». Дворов в селе в это время насчитывалось 700, «душ мужск. пола 2293, женск. 2425, великороссы, земледельцы, низшие служащие железной дороги.

http://sobory.ru/article/?object=11978

Феодосий, архиепископ Вологодский и Устюжский (Шаповаленко Михаил) Родился в 1811 году в Екатеринославской губернии в семье священника. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и в 1835 году поступил в Киевскую духовную академию. 3 мая 1839 года (на IV курсе академии) принял монашество. 27 сентября 1839 года, по окончании академии, назначен преподавателем в Полтавскую духовную семинарию. 22 октября 1839 года рукоположен во иеродиакона. 29 октября 1839 года рукоположен во иеромонаха. 3 декабря 1839 года получил степень магистра. 22 мая 1843 года (по другим источникам, в 1839 году) назначен инспектором Полтавской духовной семинарии. 30 июня 1845 года перемещён инспектором в Киевскую духовную семинарию. 21 октября 1848 года назначен ректором Волынской духовной семинарии. 12 ноября 1848 года возведён в сан архимандрита. С 1848 по 1853 годы был настоятелем Загаецкого монастыря. Член Волынской духовной консистории. 3 декабря 1852 года переведён ректором Полтавской духовной семинарии. В 1859 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и временно назначен членом Санкт-Петербургской духовной консистории и членом комитета для рассмотрения проектов о преобразовании духовных учебных заведений. С 17 января 1861 года – ректор Воронежской духовной семинарии и настоятель Алексеевского Акатова монастыря. 1 сентября 1863 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. 13 июня 1873 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. 15 мая 1883 года возведён в сан архиепископа. Скончался 22 августа 1883 года во время ревизионной поездки по епархии (в городе Тотьме). Погребён в Спасском Суморине монастыре близ Тотьмы. Архиепископ Феодосий во время служения в Вологде заботился о воспитании и образовании детей духовенства епархии. Благодаря его заботам были открыты параллельные классы при Вологодской духовной семинарии, а также введено попечительство о бедных воспитанниках. При Вологодском Горнем Успенском женском монастыре открыт приют для воспитания и первоначального образования сирот – дочерей духовенства. На устройство приюта преосвященный пожертвовал около двадцати тысяч рублей и построил трёхэтажный каменный корпус, где и помещалось училище. Кроме того, он внёс вклад в десять тысяч рублей с той целью, чтобы проценты с него перечислялись на содержание приюта.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вениамин (Платонов Василий Николаевич), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии. Родился 26 февраля 1819 года в семье священника Курской губернии. Окончил Курскую духовную семинарию и в 1845 году Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. Службу начал с 1845 года преподавателем богословских наук в Курской семинарии и помощником ректора. 29 июля 1848 г. принял монашество и 6 авг. рукоположен во иеромонаха. С 21 дек.1851 г. – инспектор и профессор логики и психологии в Литовской духовной семинарии. 23 янв.1856 г. возведен в сан архимандрита. С 4 дек.1859 г. – инспектор и профессор богословских наук Казанской духовной академии. С 31 марта 1864 г. – ректор Харьковской духовной семинарии. Искренно верующий профессор. Он глубоко возмущался современным шатанием умов в обществе и литературе и горячо восставал против этого в аудитории и частных беседах. До 1872 года был на педагогической работе в духовных учебных заведениях. 30 июля 1872 г. хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. В 1876 г. председатель вновь открытого комитета Православного Миссионерского общества в Харькове. С 9 апр.1883 г. – епископ Кинешемский, вик. Костромской епархии. В 1898 г. почетный член Казанской духовной академии. Скончался 13 июня 1905 года. Последние годы жизни жил в Ипатьевском Костромском монастыре. Постник, аскет, старец-подвижник, молитвенник. Простолюдины костромичи величали любимого владыку «другим батюшкой отцом Иоанном», сравнивая его с о. Иоанном Кронштадским. Он был малого роста и народ прозвал его «Воробушко». Дожил до глубокой старости. Слыл прозорливцем. Его знали скорее не как архипастыря, а как старца-подвижника мудрого, духовного советника. Простой народ посещал его каждодневно толпами, желая получить его благословение и найти у него утешение в горе, умиротворение смятенной душе, наставление в доброй жизни, укрепление в вере и благочестии. Труды: «Христос – свет для сокровенной глубины душ человеческих». «ПравСобес.” 1861, I. «Вопрос о вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010