На Калитниковском кладбище был возведен храм с тем же посвящением (1834-1838, архит. Козловский), дополнивший памятные сооружения на этом месте. На том же кладбище была столпообразная часовня с Боголюбской иконой Божией Матери, посвященный этой иконе престол напоминал о чуде спасения М. от эпидемии чумы в 1771 г. Крупным ансамблем, связанным с почитанием иконы «Всех скорбящих Радость», стал комплекс зданий жен. Всехскорбященского (Скорбященского) монастыря близ Бутырской заставы, на месте Голицынского (в усадьбе кнг. П. Н. Голицыной) приюта с Филаретовской больницей для иногородних монахинь, сборщиц милостыни (с 1889). Этот комплекс был возведен в русском стиле, в т. ч. соборный храм во имя Всемилостивого Спаса (1889-1894, архит. И. Т. Владимиров, достроен П. А. Виноградовым), единственный сохранившийся храм обители (освящен после обновления 3 окт. 1910 свт. Владимиром (Богоявленским), митр. Московским, в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны; ныне возрождается), ц. арх. Рафаила (1900, архит. Владимиров), ц. во имя Трех Святителей (1910, архит. Виноградов; не сохр.), часовня над могилой строительницы инокини Рафаилы (Смирновой), св. врата с колокольней и ограда с угловыми башнями. Придел в соборном храме был посвящен иконе Божией Матери «Скоропослушница» (1894); сходное посвящение афонской чтимой иконе было дано каменному храму на Ходынском поле (1901-1902) у с. Всехсвятского, пристроенному к деревянному храму во имя вмч. Пантелеимона (1897, архит. И. Молчанов). В М. существовал престол в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», устроенный на нижнем этаже колокольни ц. во имя Софии Премудрости Божией в Ср. Садовниках (1862-1868, архит. Козловский). Церковь во имя прп. Сергия Радонежского при летних военных лагерях на Ходынском поле. 1892–1893 гг. Архит. И. П. Хородинов. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского при летних военных лагерях на Ходынском поле. 1892–1893 гг. Архит. И. П. Хородинов. Фотография. Нач. XX в. Военные церкви М. в синодальный период дополнили ряд храмов при военных госпиталях, казармах, учреждениях.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Строительство нового храма было связано с увеличением числа жителей Белостока в результате развития местной промышленности, а также с увеличением числа православных, вследствие ликвидации униатской Церкви в Российской Империи (кроме Холмской епархии) и притока российских чиновников. В октябре 1838 года выполнение проекта храма было поручено архитектору Михайловому, однако, нет убедительных доказательств, что именно он является автором плана здания. В 1840 году был утверждён проект нового храма. 21 марта 1843 года краеугольный камень новой церкви освятил настоятель Супрасльского монастыря, архимандрит Никодим. В 1843—1846 годах рядом со старой деревянной церковью, была построена новая, а после окончания работ ветхий храм разобрали. Также было ликвидировано кладбище, которое первоначально окружало Николаевскую церковь, а сохранившиеся надгробия перенесли на холм, где расположена каплица Святой Марии Магдалины. Общая стоимость строительства составила более 36 тысяч рублей серебром, из которых почти 3 тысячи было выделено из казны. Новый храм с самого начала своего существования был центром православного прихода, взяв на себя функции основанной в 1830 году часовни Святого Александра Невского во дворце Браницких. Новый храм был возведён в стиле классицизма, с элементами, характерными для архитектуры античности и византийских крестово-купольных храмов. Строительными работами руководил Давид Заблудовский. В 1846 году храм был сдан в эксплуатацию и освящён митрополитом Виленским и Литовским Иосифом. Церковь стала вторым кафедральным собором Виленской и Литовской епархии. В 1850 храм получил комплект необходимой увари. Согласно инвентаризации 1859 года, на колокольне было пять колоколов; в храме находилась Белостокская Икона Божией Матери, почитавшаяся как православными, так и католиками. Первый ремонт был сделан в 1868—1872 годах. 25 августа 1897 года церковь посетили император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна. На память об их посещении собор получил от частных лиц пожертвования на покупку Евангелия в серебряной оправе. Интерьер собора с самого начала его работы украшали фрески, но изначальная композиция была уничтожена ещё до 1910 года. В упомянутом году группа русских художников под руководством Михаила Авилова заново расписала храм, опираясь на работы Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. В 1910 году был проведён также капитальный ремонт храмовой крыши.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святого_...

http://forum.vgd.ru/post/12/9429/p2674346.htm О погосте Илемно есть упоминания в писцовых книгах 1584 года. Кирпичная церковь построена в 1838-1843 годах на средства княгини Голицыной (село Горки), помещиков дворян Мордвинова (село Никольское) и Дмитрия Балавенского и церковного старосты крестьянина Петра Антонова. Внутри церковь была выкрашена масляной краской под мрамор. Престолов в церкви было три. Главный престол - Успения Пресвятой Богородицы, правый престол - Святителя Николая, левый - Преподобного Сергия Радонежского. В церкви находились иконы Святой Великомученицы Параскевы, именуемой Пятница, и Святой Анастасии, особенно почитаемые и прихожанами, и другими богомольцами. Празднование в честь иконы Святой Анастасии совершалось в первую пятницу Петрова поста. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На колокольне были шесть колоколов. Большой колокол весил 50 п. 5 ф., вес остальных неизвестен, надписей на колоколах не было. При церкви были три кладбища, одно рядом с церковью, второе при Казанской (старой Успенской) церкви, и третье недалеко от погоста. В 1900 году в приходе было десять часовен в деревнях Вытебское, Городище, Заполье Дорогостицкой волости, Заполье Нижне-Шелонской волости, Иваньково, Клин, Любяницы, Лютец, Новодети, Петрово. Часовня в деревне Петрово построена в 1893 году в память чудесного избавления Императора Александра III и его семьи во время крушения поезда на Московско-Харьковской железной дороге. В документах 1910 года перечислены часовни в погосте Илемно и в деревнях Абрамково, Вытебское, Городище, Заилеменье, Заполье Дорогостицкой волости, Заполье Нижнее-Шелонской волости, Клин, Лютец, Петрово. Церковно-приходского попечительства, богадельни и больницы при церкви не было. В погосте с 1897 года находилась церковно-приходская школа, в 1905 году для нее построено специальное здание. Содержалась школа только на средства прихода. В ней в 1910 году училось 31 мальчик и 23 девочки. Земские школы находились в деревнях: Городище - с 1907 года, Вытебское - с марта 1906 года.

http://sobory.ru/article/?object=09838

Церковно-причтовый второй священнический дом, кирпичный. Принадлежал Николаевской церкви станицы Егорлыкской Кагальницкого благочинническаго округа, Черкасского округа Донской Епархии. Дом построен в 1875 г. Алтарь деревянный, построенный в 1884 г. Каретник деревянный, построен в 1910 г. Конюшня дощатая, построенная в 1904 г. Сарай построен в 1904 г. кухня деревянная в 1884 г. Также существовал погреб. Выше указанные сведения подтверждены Кагальницким благочинным священником Нилом Васильевым, который в 1910 г. управлял этим благочинническим округом. Фотографии вышеназванных храмов, кроме Николаевской церкви, не сохранились. Свято-Никольский храм находится во временном, приспособленном для целей богослужения помещении бывшего казачьего жилого дома. Общая площадь храма с алтарем 66,3 кв.м. Первая церковь в станице Егорлыкской появилась в 1811 году «во имя Святого Николая Чудотворца». Церковь была сооружена «деревянная, на столбах, ошалеванная как изнутри, так и снаружи вершковыми досками, без колокольни и ограды». Ни кирпича, ни камня не было, поэтому пришлось ставить здание на столбах. Сделанная из непрочных материалов церковь вскоре пришла в негодность и быстро обветшала. В 1827 году казаки Егорлыкской попросили Войскового атамана Дмитрия Ефимовича Кутейникова пожертвовать станице деревянную церковь из Новочеркасска, и решение, в виду бедности станичников, было положительным. Деревянная, но на каменном фундаменте с оградой и колокольней, церковь была заложена 23 августа 1833 года и освящена 24 октября 1837 году. Она сразу же изменила свой внешний облик станицы. По плану 1838 года площадь территории под церковью и кладбищем составляла 1200 кв. саженей. 43 года прихожане посещали службы в этой деревянной церкви Николая Чудотворца. Станичники заботились о своем духовном, нравственном очищении. Крестили детей, венчали супругов, отпевали усопших. Станица с каждым годом увеличивалась, и вскоре на казачьем круге решили ходатайствовать перед атаманом Войска Донского Николаем Александровичем Краснокутским по постройке новой, каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=39813

Настоящую церковь в итоге так и не построили. В трапезной в 1822 году установили основательный каменный алтарь, и почти полвека храм на Ильинском погосте оставался однопрестольным. В 1838 году в Звенигородском уезде проводили осмотр церквей, в ходе которого было выявлено, что в Ильинской церкви «деревянный потолок над трапезною опустился и надавил с одной стороны часть иконостаса». В итоге решили «внушить прихожанам, дабы благовременно озаботились исправлением». В 1859 году на средства благотворителя Павла Григорьевича Цурикова была построена главная часть храма, которую освятили в честь пророка Илии, а в 1863 году им же была перестроена теплая трапезная с каменной колокольней и оградой с деревянными решетками. В трапезной левый придел освятили в честь святителя Николая, а правый в честь Преподобного Сергия. На тот момент в приходе церкви числилось 727 прихожан и 746 прихожанок. В 1895 году при храме была открыта церковно-приходская школа, первым законоучителем которой был настоятель Ильинского храма священник Димитрий Гиляров. В 1916 году в школе обучались 29 мальчиков и 21 девочка. Согласно страховой карточке, составленной в 1910 году, деревянную школу оценивали в 1200 рублей, а каменную Ильинскую церковь в 11 000 рублей. На рубеже XIX и XX веков в «церкви Илии на Городище» неоднократно проводились небольшие ремонтные работы, о чем говорится в журналах Московской Духовной Консистории. В 1887, 1890 и 1891 годах подавались прошения о ремонте, но были ли они разрешены и выполнены, не известно. В 1895 году стены внутри Ильинской церкви окрасили и расписали «на средства купца Зиновьева». Спустя шесть лет, летом 1901 года, в трапезной промыли иконостасы и живопись на стенах и поставили новые оконные рамы, на что было истрачено 400 рублей из церковных сумм. Летом 1904 года на собранные пожертвования в храме «украсили своды и стены живописью», в 1915 году за 250 рублей из церковных сумм окрасили крышу. В ночь на 24 июля 1910 года церковь на Ильинском погосте обворовали, о чем докладывал в Консисторию местный благочинный: «Злоумышленники, проникнув в церковь и сделав похищение вещами и деньгами всего на сумму около 80 рублей в тоже время надругались над Святым Престолом, так: взяли с Престола два серебряных легких креста, бронзовую позлащенную Дарохранительницу, без Священных Даров, и затем на лицевой стороне Престола оборвали пуговицы на облачении, разорвали срачицу и лазили под Престолом, но самый Престол с места не тронут и оказался крепок. Таковое оскорбление Святыни конечно требует освящения, но не бывалый случай в практике ставит отца благочинного в недоумение каким чином следует это сделать, а посему просит указания по сему делу». Рассмотрев дело, члены Консистории поручили благочинному совершить освящение малым чином.

http://sobory.ru/article/?object=34540

Саратов. Часовня Митрофана Воронежского. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Митрофана Воронежского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1910. Год утраты:приблизительно 1935 (снесена) Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, пл. Кирова Координаты: 51.533264, 46.018781 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1838 году в процессе застройки новой площади на месте осушенных болот на средства помещиков А. К. Карпова и Н. А. Тепляковой, а также некоторых других горожан была построена каменная церковь в честь Вознесения Господня, в которой чуть позже был освящён придел во имя святителя Митрофана Воронежского, давший площади и базару название Митрофановских. В народе церковь также называли Вознесенско-Сенновской по сенным торговым рядам вокруг. В 1864 году была пристроена каменная колокольня, часовня возле храма появилась в 1910 году. К 1912 году был освящён третий престол во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Напротив храма находился двухэтажный причтовый дом для трёх священников, дьякона и трёх псаломщиков. При церкви имелась двухклассная церковно-приходская школа. В советские годы здания храма и часовни были полностью разрушены. Сохранился лишь находившийся за церковью причтовый дом, в котором долгое время располагалась кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского Государственного медицинского университета. Сама Митрофановская площадь была переименована, с 1966 года носит имя С. М. Кирова. В ноябре 2005 года бывший причтовый дом был возвращён Саратовской епархии Русской Православной Церкви. 6 декабря 2005 года в нём был освящён иерейским чином престол во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. В последующие несколько лет велась реконструкция здания, в ходе которой были перестроены перекрытия и стены, сделан косметический ремонт, установлен купол. При храме открыта воскресная школа. И. Козловский, 2011, Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=48658

Архитектор Алексей Маркович Салько Алексей Маркович Салько (5 (17) сентября 1838 — 1918) — российский архитектор, внесший большой вклад в архитектуру Саратова. Список храмов, которые построил Алексей Маркович Салько (или с его участием) Волгоградская область Свято-Духов мужской монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа (утрачена) Волгоград, город, Волгоград Архитектор: А.М. Салько (основной объём), В.И. Петропавловский (перестройка 1909 г.) Год постройки: Между 1904 и 1907. В 1909 пристроены трапезная и колокольня Архитектурный стиль: Эклектика Пензенская область Церковь Рождества Христова (утрачена) Шемышейский район, Каржимант (Вергазим) Архитектор: А.М. Салько (строительный надзор) Год постройки: 1910 Архитектурный стиль: Эклектика Саратовская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Горах Саратов, город, Саратов Архитектор: А.М. Салько Год постройки: Между 1876 и 1883. Колокольня - 1895, восстановлена в 1998-2004 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Серафима Саровского Саратов, город, Саратов Архитектор: А.М. Салько, В. Карпенко Год постройки: 1903. Изначально деревянная, в 1993-1996 при восстановлении перестроена в камне Домовая церковь Марии Магдалины при бывшем Мариинском институте благородных девиц Саратов, город, Саратов Архитектор: А.М. Салько (церковный объём) Год постройки: 1897 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " (утраченная) (утрачена) Саратов, город, Саратов Архитектор: А.М. Салько Год постройки: Между 1866 и 1869. В 1910 расширена и переосвящена из церкви в часовню Архитектурный стиль: Эклектика Домовая церковь Иоанна Богослова в действующем здании Духовной семинарии Саратов, город, Саратов Архитектор: Н.Н. Марков (автор проекта), А.М. Салько (производство работ) Год постройки: 1885 Собор Владимира равноапостольного на бывшей Полтавской площади (утрачена) Саратов, город, Саратов Архитектор: А.М. Салько Год постройки: 1888 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Александра Невского при бывших казармах Бобруйского батальона Саратов, город, Саратов Архитектор: А.М. Салько Год постройки: 1898 Архитектурный стиль: Эклектика Домовая церковь Алексия, митрополита Московского, и Сергия Радонежского при бывшем Александро-Мариинском реальном училище Саратов, город, Саратов Архитектор: А.М. Салько Год постройки: Между 1893 и 1894 Архитектурный стиль: Эклектика Балашовский Покровский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы (утрачена) Балашовский район, Балашов Архитектор: А.М. Салько Год постройки: Между 1887 и 1918 Архитектурный стиль: Эклектика , Неоклассицизм Собор Покрова Пресвятой Богородицы (утрачена) Новоузенский район, Новоузенск Архитектор: А.М. Салько Год постройки: Между 1893 и 1901 Архитектурный стиль: Классицизм --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/architect/amsalko

14 . Dell’Osso C. Cristo e Logos, il calcedonismo del VI secolo in Oriente. R., 2010 (Studia Ephemeridis Augustinianum;118). 15 . Diepen H. M. Aux origines de 1’anthropologie de saint Cyrille d’Alexandrie. P., 1957. 16 . Domanski B. Die Psychologie des Nemesius. Munster, 1910. 17 . Diekamp F. Analecta patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristic. R., 1938 (Orientalia Christiana Analecta; 117). 18 . Dorner J. A. Entwicklungsgeschichte der Lehre von der Person Christi von der altesten Zeiten bis auf die neueste. Stuttgart, 1845. Bd. 1; B., 1851; Bd. 2. B., 1853. 19 . Draguet R. Julien d’Halicarnasse et sa controverse avec Sévère d’Antioche sur l’incoruptibilité du corps du Christ. Louvain, 1924. 20 . Du Manoire H. Dogme et spiritualité chez St. Cyrille d’Alexandrie. P., 1944. 21 . Evans D. Leontius of Byzantium: an Origenist Christology. Washington, 1970. 22 . Frend W. H. C. The Rise of the Monophysite Movement. Cambridge, 1979. 23 . Fyrigos A. Introduzione alla filosofia patristica e bizantina (Dalle origini dell’era Cristiana alle lotte iconoclastiche). R., 2007. 24 . Gahbauer F. R. Das anthropologische Modell: Ein Beitrag zur Christologie der frühen Kirche bis Chalcedon. Wurzburg, 1984. 25 . Graf G. Die Schriften des Jacobiten Habib ibn Hidma Abu Ra’ita. Lovanii, 1951 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 130). 26 . Graf G. Die Schriften des Theodor Abu Qurra, Bischofs von Harran (ca. 740820). Paderborn, 1910. 27 . Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam; Paderborn, 1982. 28 . Gieseler J. C. L. Commentatio, qua Monophysitarum veterum variae de Christi persona opiniones imprimis ex ipsorum effatis recens editis illustrantur. 2 P. Gottingen, 1835; 1838. 29 . Gilson E. L’Esprit de la philosophie médiévale. P., 1944. 30 . Gleede B. The Development of the Term Enupostatos from Origen to John of Damaskus. Leiden; Boston, 2012. 31 . Gray P. T. R. The Defence of Chalcedon in the East. Leiden, 1979. 32 . Griffith S. H. The controversial theology of Theodore Abu Qurrah (c. 750-c. 820 A.D.). A methodological, comparative study in Christian Arabic literature, Washington (DC), 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Казань была крупным, но далеко не единственным центром отечественной канонистики. Историко-канонические исследования активно развивались в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве. Профессор церковного права Санкт-Петербургского университета и ряда других учебных заведений, член-корреспондент Императорской Академии наук по отделению истории и филологии разряда историко-политических наук (1902) протоиерей Михаил Иванович Горчаков (1838–1910) был удостоен степени доктора богословия за сочинение «О тайне супружества: Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей» (СПб., 1880). Ему принадлежат обширные монографии с самостоятельной разработкой вопросов, представленные в Академию наук в виде рецензий на сочинения A. C. Павлова «О Номоканоне при Большом требнике» и протоиерея Константина Тимофеевича Никольского (1824–1910) «Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю Великого Поста: Историческое исследование о Чине Православия» (СПб., 1879), а также ряд журнальных статей. Как член Синодальной архивной комиссии, о. Горчаков принимал участие в составлении III и VI томов «Полного собрания постановлений Св. Синода». Профессор Санкт-Петербургского университета (с 1909 г.) и Санкт-Петербургской духовной академии (1907–1909), член-корреспондент Академии наук СССР (1924), член Баварской (1927) и Прусской (1929) академий наук Владимир Николаевич Бенешевич (1874–1938), известный византинист, археограф и историк канонического права, член Поместного собора 1917–1918 гг. (вместе со старостой университетского храма, известным востоковедом академиком Б.А. Тураевым ), магистерскую степень получил за исследование «Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 года: К древнейшей истории источников права Греко-восточной Церкви» (СПб., 1905). Диссертация сопровождалась рядом приложений (в том числе собранием 754 толкований к правилам) в особой книге, а в 1906–1907 гг. вышло 3 выпуска т. 1, содержавших издание сборника XIV титулов по трем редакциям с древнеславянским переводом; т. 2 был издан только в 1987 г. 1589

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

205 Нельзя думал, чтобы отцы собора 1572 года считали возможным из общего правила о недопустимости четвертого брака делать исключение в пользу государей, так как Стоглав, который им конечно хорошо был известен, сказав о четвертом браке, как о «свинском житии», сейчас продолжает; «премудрый царь Лев и к четвертому браку совокупил се бяше, и во отлучение впаде от Николы патриарха, ему ж много моляшесь царь, еже разрешити его от такового связания. И яко он не умолен бысть, от церкви его изгна и, внего паки место Евфимья, мужа освящена, постави на патриаршество. И сему много моляшеся, еже разрешити его от такового связания, – не токмо разреши его, но и отвержена и непрощена сотвори ради четвертого брака, с множайшими святительми возбранив». 225 Деяние I: Рассуждения Халкидонского Собора и чтение актов. Деяния Вселен. Соборов, т. III, Казань, 1890 г., стр. 128–130. 228 Полное собрание творений св. Иоанна Златоустог о, издание Петербургской Духовной Академии, т III книга I. Беседы на Евангелие св. ап Иоанна Богослова. Беседа LI, стр. 334. Срав. Беседа I о предательстве Иуды, m.II, кн. I стр. 413. Спб., 1896 г. и Беседы на псалмы т. V, кн. I стр. 123, Спб., 1899 г. 230 Деяния девяти поместных соборов. Издание Казанской Дух. Академии. Казань 1901 г. Правила Карфагенского собора, Правило XCIII, а по Книге Правил 104. 232 Царские и патриаршие грамоты об учреждении св. Синода. Спб., 1838 г. Послание патриархов Восточно-католической Церкви о православной вере. стр. 70. 233 Послание епископов первой Сирии к императору Льву. Деяния Вселенских Соборов. Издание Казанской Дух. Академии т. IV, 1878 г. стр. 213. 234 Девять глав о свободной Церкви. Фридриха Маассена, профессора Венского Университета. Перевод с предисловием проф. Н.С Суворова. Ярославль 1882 г. Глава III, стр. 17 и 18. 236 Георг Еллинек (нем. Georg Jellinek). Профессор Гейдельбергского Университета. Право современного государства m.I. Глава VIII, стр. 169 Спб., 1903г. 238 Vierzig Büclier vom Staat B. I, стр. 150. Гейдельберг. История общего государственного права и политики. И. К. Блунчли. гл. XVIII

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010