А.А. Поливанов: «Известно куда – к созданию великой Армении. Я вчера имел случай говорить с Его Величеством о кавказском движении и возможных печальных его последствиях, причем отметил, что собирание Земли Армянской составляет, по-видимому, основное стремление графа Воронцова-Дашкова. На этих словах Государь Император, ласково улыбнувшись, соизволил поправить меня – не графа, а графини». А.В. Кривошеин: «Господа, обратите внимание, какое знаменательное историческое совпадение: на значение графини Воронцовой в кавказской стратегии указывает Его Императорской Величество и… лидер социал-демократической фракции Государственной Думы г-н Чхеидзе» . Кто эти люди, которые в тяжелый момент нашей истории решили направлять кавказскую политику по своему усмотрению без учета первоочередных задач стоящих перед Россией? Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837-1916) – русский государственный и военный деятель. 27 февраля 1905 г. назначен наместником Кавказа, главнокомандующим войсками Кавказского военного округа. С началом Первой мировой войны, 30 августа 1914 г. назначен главнокомандующим Кавказской армией. Участия в разработке операций и руководстве войсками практически не принимал, передав командование армией генералу А. З. Мышлаевскому, после его смещения — генералу Н. Н. Юденичу. В ведении Воронцова-Дашкова сосредоточились вопросы тыла армии. Однако несмотря на это, 15 июля 1915 г. он был награждён орденом Св. Георгия 3-й степени. Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков. http://ru.pinterest.com/pin/753016000176282590/ Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова (урожденная графиня Шувалова 1845-1924) – фрейлина русского двора, позднее статс-дама, жена графа Иллариона Воронцова-Дашкова. Елизавета Андреевна Шувалова (1845—1924), с 1867 года супруга графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова (1837—1916). http://in.pinterest.com/pin/752734525193094536/ Насколько зависим был Воронцов-Дашков от своей жены, великий князь Андрей Владимирович, 17 января 1915 г. в своём дневнике отмечаетт, что «бедный граф Воронцов совсем рамолен (старческий склероз): «Графиня к нему никого не пускает, принимает лично все доклады и управляет всем Кавказом лично, как гражданской частью, так и военною» .

http://ruskline.ru/opp/2023/11/23/v_kotl...

«Христианское чтение». 1888. Май—июнь. Обложка (ГПИБ) Первым российским богословским журналом и 1-м изданием, выпускавшимся в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской ДС в 1810-1815), был журнал СПбДА «Христианское чтение» , основанный ректором архим. Григорием (Постниковым ; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821-1917), в 1875-1916 гг. выходил как приложение к ж. «Церковный вестник» . В 20 - нач. 30-х гг. XIX в. также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824) и «Радуга» (Ревель, 1832-1833). Вскоре появились новые журналы при духовных школах. В 1837-1912 гг. КДА издавала еженедельник «Воскресное чтение» , в котором наряду с назидательными статьями печатались научные исследования. С началом выхода «Трудов Киевской духовной академии» (1860-1917) научные материалы переместились в это издание. МДА вместе с книжками «Творений святых отцов в русском переводе» (М., 1843-1865, 1871-1872, 1880-1891) издавала ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» , затем его сменил «Богословский вестник» (Сергиевский посад, 1892-1918). КазДА издавала «Православный собеседник» (1855-1917), в к-ром много внимания уделялось вопросам миссионерства, изучению мусульманства, буддизма, язычества, старообрядчества, сектантства, а также специальные миссионерские журналы «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 1873-1914) и «Инородческое обозрение» (Каз., 1912-1916). В академических журналах публиковались новые переводы святоотеческих творений, деяний Соборов, а также журналы или протоколы заседаний советов академий, отчеты и др. офиц. документы академических корпораций, их подразделений и состоявших при них учреждений (б-к, музеев, кабинетов, обществ, братств), обзоры, рецензии и аннотации текущей российской и зарубежной богословской литературы. 4 духовные академии до 1918 г. выпускали 19 периодических изданий, еще 2 журнала выходили при академических комиссиях и братствах.

http://pravenc.ru/text/182371.html

В 1837 году старую " холодную " петровскую церковь разобрали - она уже не вмещала всех верующих, так как приход существенно увеличился. Да и в архитектуре появились новые веянья. Как отмечено в клировой ведомости, " сего же 1837 года мая 21 дня настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утверждённому " . " План " был разработан известным московским архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным. Всего за семь лет в Елохове вырос современный пятикупольный собор. В нём, по мнению специалистов, проявились противоречия и признаки распада классической традиции. Е. Д. Тюрин хотел придать классицизму более современные черты, и в поисках вдохновения обратился к эпохе Возрождения. Так, центральный купол " перекликается " по форме с куполом римского собора святого Петра работы Микеланджело. Одновременно, стремясь добиться монументальности, зодчий специально утяжелил пропорции здания. Известно, что на строительство пошло 200 тысяч рублей - треть этой суммы внёс купец второй гильдии Василий Щапов. 18 октября 1853 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил Богоявленский собор. В 1812 году, до нашествия наполеоновских войск, в приходе Елоховской церкви числилось 210 дворов, однако после пожара Москвы их осталось всего шесть. Число прихожан значительно увеличилось только после реформы 1861 года. Тогда этот район начал активно заселяться. К 1866 году в приходе было уже 187 дворов, почти 1800 мужчин и более двух тысяч женщин, что вполне сравнимо с населением небольшого уездного города. В предреволюционном 1916 году количество домов перевалило за две сотни. Кроме того, в границах прихода жило много семей старообрядцев, но их доля в общем населении со временем уменьшилась. Если в 1767 году там насчитывалось почти 300 таких дворов, то через сто лет осталось 66, а к 1916 году - всего 43. Старообрядцы уходиди всё дальше от центра - за Преображенскую и Рогожскую заставы; желавшие избежать суеты большого города часто переселялись в староверческие центры провинции - Боровск, Егорьевск, Богородск...

http://sobory.ru/article/?object=01857

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Агафодор (Преображенский Павел Флегонтович; 1837–1919), архиепископ Кавказский и Ставропольский, – богослов, миссионер, почетный председатель Собора. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. по должности. Родился в селе Спасское Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика, вскоре умершего. Мать выполняла черную работу, чтобы кормить сына. Ранние годы провел в г. Череповце и с. Богослове Новгородской губернии в крайней нищете: зимой в доме вместе с людьми находились ягнята, телята, куры. В 1848–1860 гг. учился в Пошехонском духовном училище за казенный счет и Ярославской духовной семинарии, которую закончил по первому разряду. В 1860 г. женился и был рукоположен во священника архиепископом Ярославским Нилом, назначен настоятелем прихода в с. Воскресенское Мышкинского уезда Ярославской губернии. В 1864 г. овдовел. Учредил и содержал два бесплатных народных училища, где был законоучителем и смотрителем. Первым в России открыл передвижные народные библиотеки. С 1877 г. – благочинный сельских приходов, с 1884 г. – протоиерей, настоятель Успенского собора в г. Мышкин. В 1888 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита, затем в Александро-Невской Лавре хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В Нижнем Новгороде основал на свои средства Свято-Владимирскую церковно-приходскую школу, благоустраивал древний нижегородский Печерский монастырь. В 1891 г. переведен на Сухумскую кафедру, где учредил Александровское братство, открыл 22 школы, основал в 1892 г. комиссию для перевода богослужебных книг на абхазский и адыгейский языки. Регулярно объезжал епархию с миссионерскими целями, в результате чего за два года было крещено около тысячи абхазов. В 1892 г. учредил епархиальную археологическую комиссию, возродившую в древних Команах храм св. Василиска, в котором, по преданию, скончался свт. Иоанн Златоуст . Восстанавливал множество других древнехристианских памятников в Абхазии. С 1893 г. – епископ Ставропольский и Екатеринодарский (с 1916 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1801 году церковь сменила своего небесного покровителя. Богатый и набожный купец Семен Андреевич Аникеев преподнес храму крест, в котором находились частицы ризы и древа Креста Господня и мощей 86 святых угодников. Ради такого ценного дара церковь переосвятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, алтарь же Петра и Павла перенесли во второй придел и освятили 26 января 1802 года. Храм стал именоваться Крестовоздвиженским. Новая реликвия завоевала уважение верующих: со всего города приглашали священников с чудотворным крестом для водосвятных молебствий... Спустя несколько лет после превращения церкви в Крествоздвиженскую, в 1805 году была построена трехъярусная 27-метровая колокольня. На протяжении XIX века интерьер храма неоднократно изменялся: подновлялся иконостас, переписывалась роспись стен, появлялись новые иконы. Шесть из них были написаны в 1876 году местным изографом М.И. Боковым (1828-1884). В 1897 году в здании появилось водяное отопление, около двух тысяч рублей на эти цели пожертвовал купец Митрофан Кабаргин (1837-1913), староста прихода. В конце позапрошлого века живший по соседству Кабаргин как бы подхватил эстафету благотворительности по отношению к Петропавловской церкви, выпавшую из рук угасшего рода Тулиновых. Похоже, и в 1832 году намечались какие-то ремонтные работы; по этому случаю архитектор Семен Соколов «снял с натуры» план и фасад существующей церкви, послуживший основой для позднейшей иллюстрации. В 1893 году при храме было учреждено попечительство, оказывавшее материальную помощь малосостоятельным прихожанам за счет частных пожертвований. В 1895 году открылась одноклассная приходская школа, несколько лет спустя для нее было построено специальное помещение. Школьные расходы покрывал в основном все тот же Митрофан Кабаргин. В 1916 году занятия вели священник отец Феодосии Игнатов и учительница М.М. Львова. Штат церкви состоял из трех человек. Сорок четыре года в ней прослужил (с 1792 года) протоиерей Петр Семенович Кутепов, пять лет - его сын Симеон. В 1805 году приход насчитывал 140 дворов, где проживали 525 душ мужского пола и 636 женского. С 1842 года вплоть до начала XX века у Петра и Павла утвердилась священническая династия Лукиных - Орловых. Более чем за семьдесят лет сменилось всего три человека: с 1842 по 1871 год служил протоиерей Иоанн Лукин (1808-1876), до 1893 года - зять его Александр Орлов (1831-1898), затем сын последнего Николай Орлов (1855-1910).

http://sobory.ru/article/?object=35341

В последующие годы были проведены значительные капитальные ремонтные работы, связанные с разбором железобетонных перекрытий, оставшихся от архива, заменой полов, проведением электро- и теплоснабжения, возведением солеи и иконостаса. С декабря 2008 г. в соборе были начаты работы по росписи алтарной части бригадой под руководством Александра Серикова. Престол был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом 6 декабря 2009 г. В этом году к 20-летию возрождения Казанской обители в соборе проведены значительные ремонтные работы: расписаны своды оконных проемов, завершено золочение и благоукрашение иконостаса, повешены дополнительные паникадила. Выполнено золочение глав и крестов, венчающих купола. Казанский собор предстает взору верующих в своей величественной красоте. http://казанский-женский-монастырь.рф/?page_id=92 Собор Казанской иконы Божией Матери был построен в центре двора Ярославского Казанского женского монастыря в 1835-1845 г.г. Собор стоит в центре Ярославского Казанского женского монастыря на месте снесенной за ветхостью старой Казанской церкви. Строился «на сумму доброхотных дателей» по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова в стиле позднего классицизма. Основное строительство велось 1835-1838 г. За ходом работ было поручено наблюдать губернскому архитектору Петру Яковлевичу Панькову. При постройке нового здания собора был использован кирпич от разборки теплой церкви упраздненного в 1828 г. Борисоглебского прихода. Массивное здание собора решено в позднеклассических формах. Колонны и полуколонны украшают не только входы в храм и простенки между окнами, но и главы, имеющие форму восьмиугольных башен. Собор был расписан в 1840 г. артелью Т. Медведева и имел трехъярусный резной иконостас с колоннами. Освящение соборного храма во имя иконы Казанской Божией Матери прошло в 1845 г. В мае 1837 г. Ярославский Казанский монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич - будущий император Александр II. 8 июля 1892 г. в соборе Ярославского Казанского монастыря сослужил архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану святой праведный Иоанн Крондштадтский. 7-8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавлял архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (с 1917 по 1922 г.г. Патриарх Московский и Всея Руси). В 1916 г. 21 и 22 октября в Казанском соборе служил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (с 1922 по 1926 .г. - патриарший местоблюститель).

http://sobory.ru/article/?object=05739

Весной 1915 г. в нижней церкви было разрешено хоронить офицеров полка, павших на войне. В конце 1916 г. в ней был освящен мраморный иконостас по проекту В.Н. Боброва. По собранным сведениям, было погребено 26 человек, среди них командир полка генерал С.И. Соваж. Летом 1930 г. эти останки были перенесены на кладбище. В верхней церкви среди полковых знамен висели доски с именами павших ранее офицеров; в витринах лежали мундиры августейших шефов, а также фельдмаршальские жезлы кн. П.М. Волконского и вел. кн. Николая Николаевича-старшего. Традиционно 19 июля по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 г. 10 ноября служилась панихида по погибшим в Русско-турецкую войну 1877 г., в кровопролитном бою под Правцем. С 1873 г. при храме работало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и школу-приют для бедных девочек. Последним до революции настоятелем был в 1908–1919 гг. прот. Александр Иоаннович Алексеев. Собор – самое крупное произведение К.А. Тона в Петербурге, находившееся под охраной как памятник архитектуры, был закрыт 8 марта 1932 г. (решение Леноблисполкома от 21 февраля 1932 г.) и к марту 1933 г. снесен. Год спустя за счет освободившегося места расширен Введенский сквер. Часть ценностей собора хранится в музеях Петербурга и Москвы. Ныне на месте здания находится большой сквер с установленным в 1997 г. памятным крестом. 1 июня 2003 г. открыта памятная колонна, созданная скульптором А.Г. Демой и архитекторами Н.Н. Соколовым, С.Л. Михайловым и И. Вержбицкой. encspb.ru Введенская лейб-гвардии Семеновского полка церковь располагалась на правой стороне Загородного пр., между Гороховой ул. и Введенским каналом. Первый период истории Семеновской полковой церкви, так же как и истории самого полка, принадлежит Москве. Первой полковой церковью Семеновцев была приходская церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы в селе Семеновском около Москвы. После перевода Семеновского полка из Москвы в Санкт-Петербург, весною 1745 г. был высочайше одобрен план обустройства в Семеновской солдатской слободе небольшой деревянной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, который был освящен 20 ноября (по ст. стилю) 1746 г. Но церковь в слободе оставалась недолго, в 1764 г. храм перенесли на Большую Загородную ул. (Загородный пр.). В 1842 г. обветшавшая деревянная церковь была разобрана. Но сначала последовал высочайший рескрипт Николая I от 31 января 1837 г. о построении нового каменного храма на имя тогдашнего министра двора князя П.М. Волконского, который числился в списках полка. Затем Высочайше утвержден и комитет, под наблюдением которого происходила постройка храма, его возглавил князь Волконский……

http://sobory.ru/article/?object=34546

" Визитная карточка " соликамских соборов — кресты над церковными главками, представляющие собой настоящие произведения искусства. Кресты эти сложены из тонких изогнутых прутьев, и в крестах можно увидеть целые картины Троицкий собор занимал главенствующее положение в городе, здесь проходили все важнейшие сходы, оглашались государственные указы, у его стен шумел вековой торг, сюда сходились улицы города и дальние дороги Прикамья. Престолы собора были освящены в честь Святой Троицы, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и святителя Николая. В 1916 году стал центральным храмом новоучрежденного Соликамского викариатства Пермской епархии. В 1917 – 1918 гг. в нем служил священномученик епископ Соликамский Феофан. В 1929 г. собор был закрыт и передан музею. Во время Великой Отечественной войны в храме хранились фонды эвакуированных в Соликамск музеев центра страны. В настоящее время здесь размещаются экспозиции Соликамского краеведческого музея. По материалам сайтов: www.ioann.i-perm.ru/city.php; www.map-solikamsk.ru/; www.allgrad.ru/ Соборная колокольня " на Платах " входит в состав Соликамского архитектурного ансамбля. Находится между Троицким и Крестовоздвиженским соборами. Высота ее от основания до креста 62 метра. Колокольный звон велся в 12 колоколов весом от 355 пудов до 20 фунтов. В Прикамье она является самым крупным столпообразным строением начала XVIII века. Прямых аналогов ей в русской архитектуре нет. Восьмигранная колокольня-звонница построена в 1713 году. Строительство колокольни велось из средств, отпущенных государством на строительство Троицкого собора. Она не раз страдала от пожаров. В 1848 году церковный староста Семен Патрушев за свой счет организовал реставрацию и раскраску колокольни по прежнему образцу. В 1837 году главу над башней заменили высоким шпилем. Узорчатый восьмигранный столп со звонницей завершен тремя ярусами сложно профилированных кокошников, над которыми возносится стройный шпиль с главкой. Колокольня состоит из двух объемов - массивного, геометрически четкого куба и огромной, возвышающейся над ним восьмигранной башни.

http://sobory.ru/article/?object=02976

Именно владыке Исидору пришлось исполнить печальную миссию отпевания злодейски убиенного друга Св. Царственных Мучеников. 21 декабря 1916 г. по желанию Государыни он совершил заупокойную литургию и отпел Г.Е.Распутина в Чесменской богадельне на окраине Петрограда. Разумеется, после Февральской революции епископ Исидор оказался среди тех архиереев, которые были лишены кафедр. В 1918 г. он оказался в Вятке, где 6 августа был арестован, а 19 августа ему предъявили обвинение в " монархизме и контрреволюции " . Вскоре владыка Исидор был расстрелян. Клеветнические обвинения до сих пор тяготеют над его именем, они помешали и решению о его церковном прославлении. Сегодня мы также вспоминаем вице-адмирала, исследователя Русской Америки, кругосветного путешественника Михаила Дмитриевича Тебенькова (1802-1872). Он родился в 1802 г. В 1825-1839 гг. состоял на службе в Российско-американской компании. С 1826 г. в чине лейтенанта плавал у берегов Русской Америки и в Тихом океане, командуя различными бригами. В 1829-1831 гг. Тебеньков производил опись залива Нортон-Саунд и архипелага Александра. Через Сибирь он вернулся в Петербург и в 1835-1836 гг., командуя кораблем «Елена», совершил переход из Кронштадта в Русскую Америку вокруг м. Горн. В 1837 г. Тебеньков произведен в капитан-лейтенанты. Позднее через Охотск и Сибирь он вернулся в Петербург, завершив, таким образом, кругосветное путешествие. В 1840-1843 гг. Тебеньков был на гражданской службе. В 1844 г. вернулся во флот, назначен главным правителем Русской Америки; произведен в капитаны 2 ранга, а в 1848 г. - в капитаны 1 ранга. За время управления Русской Америкой (1845-1850) организовал ряд экспедиций по описи берегов Русской Америки, островов в заливе Аляска и всех групп Алеутских островов. Тебеньков составил атлас Русской Америки («Атлас северо-западных берегов Америки от Берингова пролипа до м. Коррьентес, о-вов Алеутских с присовокуплением некоторых мест северовосточного берега Азии») и «Гидрографические замечания к атласу». В 1856 г. в чине контр-адмирала он был назначен директором Кораблестроительного департамента Морского министерства. М.Д.Тебеньков умер в 1872 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/de...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010