Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Петрович Пономарёв (1867 (1866) - 1918), сщмч. (пам. 28 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. По окончании в 1885 г. народного уч-ща был определен на должность псаломщика к Никольской ц. с. Осинцевского Ирбитского у. Пермской губ. (ныне Ирбитский р-н Свердловской обл.). 18 сент. 1902 г. переведен к ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Шогринского того же уезда (ныне Артёмовского р-на Свердловской обл.). В авг. 1916 г. рукоположен во диакона к той же церкви. Во время гражданской войны, в июле 1918 г., началось наступление белых и чехословацких войск в Ирбитском у. Большевистские власти в ответ стали проводить аресты и расстрелы духовенства. Примерно 10 авг. 1918 г. Н. был мобилизован на ст. Егоршино (ныне в черте г. Артёмовского) на общественные работы, вскоре после чего был убит большевиками. Точная дата и место мученической кончины неизвестны: предположительно Н. был убит до прихода белогвардейских частей на ст. Егоршино 21 сент. того же года. В кон. 1918 - нач. 1919 г. имя Н. вошло в список убитых в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, к-рый был составлен с целью их поминовения во всех храмах и мон-рях епархии. Имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: ГАСО. Ф. 6. Оп. 14. Д. 46, 94, 97; ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16854; ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Лит.: Троицкий Ф., свящ. Из пережитого//Изв. Екатеринбургской Церкви. 1918. 17/18; Ирбит//Зауральский край. 1918. 6 нояб.; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екат., 2008. С. 538-540; ЖНИР. Июль. Ч. 2. С. 148. Н. Л. Стукова Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии историков ДРОЙЗЕН Иоганн Густав (1808 - 1884), нем. историк, создатель концепции эпохи эллинизма в античной истории ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье ДЮКАНЖ Шарль дю Френ (1610 - 1688), франц. историк, филолог, лексикограф, византинист, представитель эрудитской школы во Франции ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ЖАК ДЕ ВИТРИ († 1.05.1240, Рим), еп. Акры (ныне Акко, Израиль), кард. (с 1228), автор агиографических и исторических сочинений ЖАНЕН (мирское имя Жюль Эмильен) (1882 - 1972), франц. историк-византинист, мон. католич. ордена ассумпционистов ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей) ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон (1021/22 - 1052 (1058?)), средневек. евр. философ-неоплатоник и поэт, живший в арабо-мусульм. Испании ИЕШУ СТИЛИТ [Иисус Столпник], предполагаемое имя автора сир. хроники нач. VI в., посвященной истории Эдессы (сир. Урхой, ныне Урфа, Турция) и др. городов визант. Месопотамии на рубеже V и VI вв. по Р. Х. ИОАНН АНАГНОСТ визант. писатель сер. XV в., автор «Повествования об окончательном взятии Фессалоники» турками-османами 29 марта 1430 г.

http://pravenc.ru/rubrics/122908_4.html

10 . Гавриил (Бодони-Бонулеско) (1799–1803). 11 . Серапион (Александровский) (1803–1822). 12 . Евгений (Болховитинов) (1822–1837). 13 . Филарет (Амфитеатров) (1837–1857). 14 . Исидор (Никольский) (1858–1860). 15 . Арсений (Москвин) (1860–1876). 16 . Филофей (Успенский) (1876–1882). 17 . Платон (Городецкий) (1882–1891). 18 . Иоанникий (Руднев) (1891–1900). 19 . Феогност (Лебедев) (1900–1903). 20 . Флавиан (Городецкий) (1903–1915). 21 . Владимир (Богоявленский) (1915–1918). VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА 1 . И.В. Болтин (1722–1725). 2 . А. Баскаков (1725–1726). 3 . Р. Раевский (1726) (прокурор). 4 . Н.С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность). 5 . князь Я.П. Шаховский (1741–1753). 6 . А.И. Львов (1753–1758). 7 . князь А.С. Козловский (1758–1763). 8 . И.И. Мелиссино (1763–1768). 9 . П.П. Чебышев (1768–1774). 10 . С.В. Ахчурин (1774–1786). 11 . А.И. Наумов (1786–1791). 12 . граф А.И. Мусин-Пушкин (1791–1797). 13 . князь В.А. Хованский (1797–1799). 14 . Д.И. Хвостов (1799–1802). 15 . А.А. Яковлев (1803). 16 . князь А.И. Голицын (1803–1817) (1817–1824 – министр). 17 . князь П.С. Мещерский (1817–1833). 18 . С.Д. Нечаев (1833–1836). 19 . граф Н.А. Протасов (1836–1855). 20 . А.И. Карасевский (1855–1856). 21 . граф А.П. Толстой (1856–1862). 22 . А.П. Ахматов (1862–1865). 23 . граф Д.А. Толстой (1865–1880). 24 . К.П. Победоносцев (1880–1906). 25 . князь А.Д. Оболенский (1905–1906). 26 . князь А.А. Ширинский-Шихматов (1906). 27 . П.П. Извольский (1906–1909). 28 . С.М. Лукьянов (1909–1911). 29 . В.К. Саблер (1911–1915). 30 . А.Д. Самарин (1915). 31 . А.И. Волжин (1915–1916). 32 . Н.П. Раев (1916–1917). 33 . В.Н. Львов (1917). 34 . А.В. Карташев (1917). Х. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1700 – кончина Патриарха Адриана и назначение Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) . 1701– восстановление Монастырского приказа. 1702 – издание указа Петра I о веротерпимости. 1720 – составление «Духовного регламента». 1721 – учреждение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1825 г. в М.-В. были проведены восстановительные работы в резиденции господаря Валахии Григоре IV Гики (1822-1828). В 1828-1829 гг., во время русско-тур. войны, в монастыре был размещен госпиталь для рус. воинов. Реставрационные работы были вновь проведены в 1827-1837 гг. По инициативе настоятеля М.-В. архим. Феодосия (Контопуло) кафоликон мон-ря был расписан: помимо росписи в интерьере живопись с изображением Страшного Суда была сделана также на зап. фасаде церкви. К зданию церкви был пристроен притвор, отремонтирована большая глава храма, ставшая значительно ниже. Две малые главы восстановлены не были. 23 янв. 1838 г. в результате землетрясения мон-рь вновь разрушился. Помещения мон-ря использовались под госпиталь, в 1855-1862 гг. здесь работала медицинская школа. До 1848 г. в М.-В. служили на греч. языке, затем насельники мон-ря получили у правительства разрешение служить на румынском ( Ti a-Mircea. 2006. Р. 24). В 1864 г., после секуляризации монастырских земель и церковного имущества, в М.-В. были размещены Гос. архивы, находившиеся в ведении Мин-ва просвещения и культов. В связи с этим помещения монастыря были значительно перестроены. Начиная с 1877 г. часть монастырских сооружений занимали органы местной власти одного из районов Бухареста и отд-ние полиции. Более значительная реконструкция зданий М.-В. была проведена в 1900 г. по инициативе директора Гос. архивов Д. Ончула, что было связано с сооружением в нач. XX в. на территории мон-ря нового здания Национального архива (архитекторы П. Антонеску и др.; перестраивалось в 1940-1941). По окончании первой мировой войны М.-В. был вновь реконструирован в модном в то время неорумынском стиле. В 1920 г. кор. Румынии Фердинанд I основал орден Михая II Храброго, кафоликон монастыря стал главной резиденцией кавалеров ордена, здесь стали приносить военную присягу румынские офицеры. В 1928-1935 гг. Комиссией исторических памятников (учреждена 17 нояб. 1892 при Министерстве просвещения и культов) под рук. архит. Е. Й. Костеску были проведены значительные реставрационные работы: в прежних размерах восстановлена глава над нефом, возведены заново малые главы над пастофориями, восстановлены своды нартекса, убран притвор, добавленный в XIX в. Худож. К. Петреску заново расписал церковь в неовизантийском стиле. В 1935 г., после установления советско-румынских отношений, здесь были размещены золотой запас и архивные ценности, возвращенные в Румынию из СССР (переданы во время первой мировой войны, в 1916-1917, на хранение в Россию). После установления в Румынии коммунистического режима М.-В. был выведен из юрисдикции Церкви. 23 апр. 1955 г. решением Совета министров Румынии кафоликон М.-В., как единственное сохранившееся вместе с колокольней строение мон-ря, вместе с комплексом строений Гос. архивов получило статус исторического памятника Румынии.

http://pravenc.ru/text/2563808.html

В верхнем этаже, кроме главного, престолы: Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки; внизу церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая чудотворца и Митрофана Воронежского. «Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. 14, 1916 г. У храма Иоанна Богослова под Вязом особенная судьба. Посвящен он любимому ученику Иисуса Христа – апостолу и евангелисту Иоанну. По просьбе Христа Иоанн заботился о Марии и относился к ней, как к своей матери. После успения Богородицы Иоанн отправился вместе с учеником своим Прохором в Малую Азию, где проповедовал Евангелие. Иоанн Богослов является автором Апокалипсиса – последней книги Нового Завета. Иоанн стал единственным апостолом, который умер своей смертью в возрасте более ста лет. Конечно, на Руси особенно почитали «возлюбленного Христова ученика», который и на земле, и на небе был неотлучен от учителя. В Москве храмы часто освящались в честь Иоанна Богослова, которого русские люди называли апостолом любви. Никоновская летопись при описании пожара в Москве в 1493 г. упоминает об Иоанно-Богословской церкви. Деревянная церковь неоднократно горела, но всегда находились богатые благодетели, жертвовавшие деньги на ее восстановление. Историки сходятся во мнении, что первый каменный храм на этом месте был построен в 1658 году. Название «под Вязом» произошло благодаря могучему вязу (вязы живут до 400 лет), который рос перед алтарем до 1775 года. В 1825 году Иоанно-Богословская церковь за ветхостью была разобрана до основания. Существующую ныне церковь построили в 1825–1837 годах. Через несколько лет к западному фасаду храма Иоанна Богослова пристроили квадратную колокольню в стиле позднего ампира. В едином ансамбле с церковью и колокольней были возведены дома причта, объединенные с церковью воротами. В верхнем храме, разделенном на четыре яруса, освятили три престола: главный, посвященный Иоанну Богослову, и два предельных – Обретения честной главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки. В нижнем этаже, по сообщению историка И.М. Снегирева, в XIX веке существовали приделы Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. В 1882 году храм обновлялся, в церкви появились новые иконостасы.

http://sobory.ru/article/?object=02849

Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 Если созерцать окрестности города со смотровой площадки Богородицкого дворца, то Успенский храм будет почти на линии горизонта. Он как бы завершает панораму города. Его возраст перешагнул 180-летний рубеж и храм занимает достойное место среди памятников архитектуры первой половины XIX века. Изначально Успенский храм строился как кладбищенский. Но у него была своя предистория. В 1826 году сгорела деревянная кладбищенская церковь во имя Живоначальной Троицы, находившаяся более чем в версте от города. Об этом сообщил первый номер «Тульских епархиальных ведомостей» в 1862 г. Именно она изображена на одной из акварелей А.Т. Болотова. При внимательном рассмотрении её хорошо видно на горизонте. В память о некогда стоявшем на этом месте деревянном храме поставят каменный столб с иконою Святой Троицы. Сейчас он отсутствует, но по клировым документам столб в 1916 году все еще напоминал прихожанам об истории старого прихода – прихода стрельцов города-крепости. В 1827 году построили сначала церковь под колокольней, а потом, в 1831 году, и вторую церковь во имя Успения Божьей Матери. Вход в нее был с западной стороны, то есть как раз перед колокольней. В 1837 году в колокольне будет устроен придельный храм во имя Георгия Победоносца. Оба эти храма были теплыми. В 1885 году храм был значительно распространен пристройкою в 13 аршин (9 м 23 см) к западной его стороне. Это было сделано под наблюдением губернского архитектора Г. Скавронского. За прошедшие годы церковь подверглась некоторым изменениям, но как прежде к колоколам ведет узкая винтовая лестница, и открывается вид на город. Благодаря старым открыткам, полученным при фотосъемке с колокольни, мы имеем представление о том, как проходили ярмарки в Богородицке. В единое целое два эти храма объединились только в двадцатом столетии. Кроме храма, памятником кладбищенской архитектуры являются так называемые Печальные ворота. Они представляют собой трехчастную арочную конструкцию кирпичной кладки, композиционно связанную с храмом, но по стилю она ближе к двадцатому веку. И если церковь с колокольней выполнены в классическом стиле, то ворота больше тяготеют к стилю «модерн». Вполне вероятно, что возведены они позднее здания храма.

http://sobory.ru/article/?object=00874

Перестройки, утраты, реставрационные работы В начале XX века значительно увеличенный притвор церкви был преобразован в трапезную с треугольными полуфронтонами на торцах. С западной стороны к трапезной было пристроено двухэтажное закрытое парадное крыльцо с возвышенной центральной частью и двумя всходами по сторонам, внутри которых утроены лестницы, ведущие в верхний храм. Над центральным и боковыми входами появились треугольные полуфронтоны, перекликающиеся с полуфронтонами трапезной. В 2011 году масляная стенопись, сохранившаяся в интерьере храма, отреставрирована вологодским реставратором О.А. Соколовой. События и лица, связанные с объектом Храм построен на средства прихожан под руководством старосты мещанина Александра Ивановича Попова-­Тестова. 11 октября 1836 года нижний (тёплый) храм был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 11 июня 1839 года произошло освящение престола верхней (холодной) церкви во имя Рождества Христова. Позже, в последней четверти XIX века, после ремонтных работ в тёплом храме освятили приделы Трёх Вселенских Святителей и во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В холодном храме были устроены два придела: по правую сторону – во имя Максима Исповедника, по левую – во имя святых князей Бориса и Глеба. На территории Богородского кладбища в 100 м к юго-западу от храма находится могила праведного Николая Вологодского (в миру – Николай Матвеевич Рынин, 1777–1837). Этот вологодский юродивый почитался прозорливцем и целителем при жизни, его могила чтилась в XIX–XX веках. В 1880-х годах над могилой была устроена дощатая сень на столбах, в 1899 году – дощатая часовня, а в 1916 году по проекту инженера Девяткова на могиле возведена существующая ныне каменная часовня во имя Николая Чудотворца. В 1938 году часовню закрыли и обезглавили, здание использовалось под склад. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, часовня была возвращена приходу храма и отремонтирована, на ней восстановлена главка с крестом. 3 июля 1988 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена совершено местное прославление блаженного Николая Рынина под именем Николая Вологодского и совершено новое освящение часовни. Этот пример оказался первым такого рода событием в регионе, знаменовавшим отход от проводившейся десятилетиями государственной политики непримиримого атеизма. В советское время Рождество-Богородицкий храм оказался единственным в Вологде и её ближайших окрестностях, который никогда не закрывался. В 1927–1938 годах в храме сосуществовали обновленческая община, которой был передан второй этаж, и " староцерковники " (тихоновцы), занимавшие первый этаж. В Богородицком (нижнем) храме объединились самые стойкие прихожане и клирики из закрытых церквей Вологды во главе с протоиереем Константином Богословским.

http://sobory.ru/article/?object=08247

Свято-Феодосиевская церковь Церковь в честь преподобного Феодосия Тотемского, или Свято-Феодосиевская церковь. Строительство её было начато в 1823 году, освящена в 1866 году. С 1837 по 1916 годы являлась домовой церковью Екатеринбургского епархиального женского училища, находившегося неподалёку. В наше время здание передано епархии, но работы по восстановлению ещё не ведутся. Собор Александра Невского Собор во имя Святого Благоверного и Равноапостольного Князя Александра Невского, также называется Александровский или Александро-Невский собор. Храм был заложен 22 августа 1814 года купцами Калашниковым, Мартыновым, мещанином Бронниковым в память об окончании Отечественной войны 1812 года и в честь императора Александра I и его Ангела-хранителя — Святого князя Александра Невского. Строительство его затянулось на долгие годы. Первоначальный проект был неудачным. По некоторым данным, уже у действующего храма рухнул большой купол, через какое-то время его восстановили. По другим данным, недостроенный храм частично разобрали и отстроили снова в 1838 году. Возможно и то, что изначально здание собора было небольшим, но ввиду того, что монастырь стремительно развивался, пришлось расширять помещение храма. Первым архитектором храма, возможно, являлся небезызвестный М. П. Малахов, по проектам которого в городе уже было построено несколько зданий. Новым же проектом руководили Висконти и Шарльлемань. Главный придел нового храма был освящён в 1852 году, левый — Никольский в 1853 году, правый — Воскресенский в 1854 году. Это был крупнейший на то время собор в городе, он вмещал до 6000 человек. На территории монастырского комплекса в XIX веке находился святой источник, который располагался рядом с Собором Александра Невского. На старых фотографиях запечатлена ротонда, построенная над ним, но, судя по всему, до наших дней он «не дожил». После возвращения собора епархии с 1991 года началось его постепенное восстановление. Вновь освятил храм Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 19 мая 2013 года.

http://sobory.ru/article/?object=13445

Следующий ректор Тверской духовной семинарии Архимандрит Афанасий (в миру — Андрей Григорьевич Соколов; 27.06.1801 – †02.01.1868) 29 апреля 1832 г. был рукоположен Настоятелем Свято-Троицкого Макарьева Калязинского монастыря, где прослужил до 1837 г. Будучи Архиепископом Казанским и Свияжским, Владыка Афанасий Высочайшим указом Императора Александра II от 12 апреля 1859 г. был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. К концу XIX века орден Святого Александра Невского становится традиционной наградой сановников, занимающих высокие государственные посты. Одним из последних кавалеров ордена в 1916 г. стал эмир Бухарский, генерал-лейтенант Свиты Его Величества Сеид-Мир-Алим. Необходимо отметить, что грамоты на орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за все время его существования всегда подписывались лично Императорами. Только в редких случаях подписи в грамотах на орден ставились Канцлерами Капитула Российских орденов. Согласно последним исследованиям, кавалерами ордена Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского являются 3674 человека. После февральской революции 1917 года орден Святого Александра Невского формально был сохранен в системе государственных наград. Однако по решению Временного правительства из знаков ордена были убраны двуглавые орлы и императорская корона. Императорский орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского был упразднен одним из первых декретов Совнаркома «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» 10 ноября 1917 года. Орден Александра Невского в СССР Во время Великой Отечественной войны 29 июля 1942 года выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР «ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВОЕННЫХ ОРДЕНОВ: ОРДЕНА СУВОРОВА ПЕРВОЙ, ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ, ОРДЕНА КУТУЗОВА ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТЕПЕНИ И ОРДЕНА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО». Среди вновь учрежденных советских орденов Орден Александра Невского стал младшим (в порядке старшинства), но и единственным, унаследовавшим название Императорского Ордена (естественно, исключая слов «Святого Благоверного Великого Князя»).

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Со времени не позднее нач. XVII в. О. Б. м. возглавляли игумены, в 1705-1779 гг. и с 1819 г.- архимандриты, в 1779-1819 гг.- строители. Первым известным игуменом О. Б. м. являлся Серапион, упомянутый в писцовой книге 1627 г. Первым архимандритом обители стал Сергий (1705-1719), его преемниками были Лаврентий (1719 - не ранее 1729) и Кирилл (не ранее 1729-1732). Одним из наиболее известных настоятелей О. Б. м. был архим. Никодим (Мерцалов, 1732-1779) - уроженец Болхова, с 8 лет живший в О. Б. м.; в 1748-1764 гг. он одновременно состоял наместником Крутицкого архиерейского дома. 19 сент. 1743 г. еп. Сарский и Подонский Платон пожаловал архим. Никодиму и его преемникам право служения в митре с палицей и набедренником на ковре ( Пясецкий. 1875. 16. С. 1010-1012). Духовная дружба связывала архим. Никодима с известным подвижником - старцем (позднее настоятелем) Площанской в честь Казанской иконы Божией Матери пустыни иером. Серапионом. Почитаем жителями Болхова был настоятель О. Б. м. в 1799-1832 гг. архим. (с 1819) Ириней. Его преемниками стали архим. Филарет (Ефесский; 1832-1834), переведенный из строителей Одрина Николаевского мон-ря, архим. (впосл. епископ) Христофор (Эмаусский ; 1834-1836; управлял мон-рем до 1837), архим. Венедикт (Курковский; 1839-1842), известный деятель духовного образования, ректор Тобольской (1842-1851) и Харьковской (1851-1855) ДС, и архим. прп. Макарий (Глухарёв ; 1844-1846). Во время настоятельства архим. Иеремии (1847-1869) в мон-ре развернулись масштабные строительные работы, продолженные его преемником, архим. Димитрием (1869 - не ранее 1875). Долгое время О. Б. м. возглавлял архим. Патермуфий (не позднее 1880-1910), преемниками к-рого последовательно стали иером. Аркадий (1910-1912), иером. Мефодий (1912-1913) и иером. Ипполит (1913 - не ранее 1916). В 1917-1921 гг. настоятелем О. Б. м. был архим. (с 1918) Даниил (Троицкий). Братия обители в разное время насчитывала: 4 чел. (1627; см.: Конокотин. 1859. 40. С. 295), 9 чел. (40-е гг. XVIII в.), 28 чел. (1755; из них 14 послушников; Там же. 42. С. 313), 7 чел. (1765; Пясецкий. 1875. 17. С. 1098), 44 чел. (1875; из них 11 послушников; см.: Там же. С. 1112), 22 чел. (1895; из них 5 послушников; см.: Путевые заметки. 1895. С. 1094). Материальное обеспечение

http://pravenc.ru/text/2581449.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010