109. РЕЧЬ по рукоположении Преосвященнаго Агапита Епископа Томскаго и Енисейскаго (Говорена в Успенском Соборе в 12-й день августа, напечатана в Христианском Чтении 1834 года и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.) 532 1834 год Преосвященный Епископ Агапит! Бога Отца прозрением и предуставлением, Царственным вкупе и Священноначальственным мановением Господа нашего Иисуса Христа, благодатию и действием Святаго Духа, при молитвенном и рукоположительном служении Соепископов, приял ты ныне часть Епископскаго дарования, предназначеннаго, по изъяснению Апостола, «к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова» ( Eф. IV. 12 ). «Часть Епископскаго дарования», – сказал я, не уменьшая твое настоящее приобретение, но из указания на целое, к которому принадлежит сия часть, желая извлечь полезныя и утешительныя для тебя мысли. Какое ж это целое, котораго часть досталась тебе в нынешнем даровании? Не меньше, как Епископство Христово. Ибо Самого Иисуса Христа Апостол Петр называет, по Славенскому переводу Послания, «посетителем», по Греческому подлиннику, – «Епископом душ» ( 1Nemp. II.25 ). Он, разделяя свое собственное Епископство душ, применительно к потребностям Церкви, коей Он есть «глава» ( Koл. I. 18 ), «дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители» ( Eф. IV. 11 ). Видишь, какого чуднаго достояния часть приял ты ныне: – часть того дарования, которым Благовестники предали и неповрежденным сохранили Евангелие Христово, которым Пророки освещали мрак сокровеннаго и будущаго, которым Апостолы преобразили мир языческий в Христианский, которым Иоанн возгремел о Боге Слове, которым Петр поколебал Синагогу, которым Павел «от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнил благовествование Христово» ( Puм. XV. 19 ), которым Афанасий, Василий, Григорий утвердили Православие и низложили ереси, от котораго Иоанн златыми струями учения усладил и напоил Церковь . Помышляй о сем, и воскриляй твой дух, и возбуждай твою ревность, и утверждай твое упование на помощь свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

54. Речь при всенародном открытии, хранящагося в Московском Успенском Соборе, завещательнаго акта в Бозе почившаго Государя Императора Александра Павловича, о назначении на наследственный Всероссийский Престол Его Императорскаго Величества Благочестивейшаго Государя Николая Павловича Императора и Самодержца Всероссийскаго (Говорена декабря 18 дня; напечатана отдельно, и в Московских Ведомостях 1825 года и в собраниях 1835, 1844 и 1848 годов). 1825 По собрании в большом Успенском Соборе Правительствующаго Сената, Военных и Гражданских Чинов и народа, Архиепископ Московский, в полном облачении, в предшествии прочаго духовенства, вышел из святаго Олтаря, неся над головою сребряный ковчег, остановился у приготовленнаго на предолтарном Амвоне стола, и, имея пред собою ковчег, говорил: Внимайте, Россияне! Третий год, как в сем Святом и освящающем Царей Храме, в сем ковчеге, который вы видите, хранится великая воля Благословеннаго Александра, назначенная быть последнею Его волею. Ему благоугодно было закрыть ее покровом тайны: и хранители не смели прежде времени коснуться сего покрова. Прошла последняя минута Александра; настало время искать Его последней воли: но мы долго не знали, что настало сие время. Внезапно узнаем, что Николай, с наследованною от Александра кротостию и смирением, возводит старейшаго Брата; и в то же время повелевает положить новый покров тайны на Хартию Александра. Что нам было делать? Можно было предугадывать, какую тайну заключает в себе Хартия, присоединенная к прежним Хартиям о наследовании Престола. Но нельзя было не усмотреть и того, что открыть сию тайну в то время, значило бы раздрать на двое сердце каждаго Россиянина. Что же нам было делать? Ты видишь, Благословенная Душа, что мы не были неверны Тебе: но верности нашей не оставалось инаго дела, как стеречь сокровище, которое не время было вынести на свет, – как оберегать молчанием то, что не позволено было провозгласить. Надлежало в сем ковчеге, как бы во гробе оставить Царственную тайну погребенною, и Небесам предоставить минуту воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

80. РЕЧЬ при заложении в Москве Триумфальных ворот (Говорена августа 17 дня, напечатана в Московских Ведомостях 1829 года, в Христианском Чтении 1829 года и в собраниях 1835, 1844 и 1848 годов). 1829 год По державной воле Благочестивейшаго Императора Николая Павловича, на сем месте должны воздвигнуться торжественныя врата в память незабвенных дней Александра Благословеннаго, в память отечественных бедствий, вознагражденных победами и славою, в память возрождения сего Царствующаго Града, ожесточением врагов почти разрушеннаго, Провидением Божиим дивно сохраненнаго, любовию к Отечеству возстановленнаго с большим прежняго благолепием и великолепием. Посему мы собраны здесь ныне, чтобы призвать благословение Божие на основание и созидание сего памятника. Правило Христианское, чтобы всякое дело и начинание освящалось словом Божиим и молитвою. С мыслию о памятнике всего чаще соединяется мысль о славе людей и дел, которыя составляют предмет памятника; но если бы только славолюбию человеческому свойственно было созидать памятники, то тщетно старались бы мы освятить дело, у котораго его дух и намерение отнимали бы внутреннее достоинство, подобно как червь у плода, в котором он скрывается. Итак, дабы благонадежно призвать благословение Божие на видимое основание памятника, надлежит прежде благонадежно утвердить его невидимое основание, то есть побуждение и намерение, с каким он созидаем быть должен. Естественное, простое, и по простоте своей чистое побуждение к созиданию общественных памятников должно полагать в любви к Отечеству и благодарности к людям, которые по общеполезным подвигам достойны жить в памяти Отечества. Чтобы в сем удостовериться, возведем нашу мысль к началу памятников частных, которые в происхождении должны были предшествовать общественным, так как семейство предшествовало государству. – Сын любит сидеть под древом, под которым часто видел сидящим отца своего, и наслаждался беседою отеческой любви и опытной мудрости: в сем случае дерево есть памятник отца для сына, и то, что делает оное памятником, есть любовь сыновняя; но поелику они напоминают прошедшее только одному знающему оное, а человек желает и для других сделать памятным то, что для него незабвенно: то от недостатка и несовершенства памятников естественных должна была родиться мысль устроить искуственные памятники. Что делал человек, то по времени стал делать народ, который есть тот же человек, только умноженный: и таким образом произошли общественные памятники.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

90. Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича, по получении высочайшаго повеления о возстановлении сообщений Москвы, прерванных по предосторожности против губительныя болезни (Говорено в кафедральной церкви Чудова монастыря, декабря 6 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.) 1830 год Утомились мы, так долго и часто, говоря и слыша, все о болезни, все о смерти. Но кто может прекословить воле Владеющаго жизнию, Который сии уже малые, только что приметные остатки сени смертной не спешит совсем удалить от глаз наших, может быть, для того, чтобы, обезпечась скорым помилованием, не поспешили мы забыть праведнаго наказания? Благословен Он и за то, что наказал, и за то, что милует, и за то, что милует постепенно, дабы тем более упрочить нам Свою милость. Мне представляется, что, как Лазарь из гроба, востает в сие время сей град, правда не многими своими членами действительно умерший, однако весь всецело воскресший от страха смерти. Но чего еще недостает сему воскресшему, чтобы пользоваться обновленною жизнию? – Да! еще нужно для него тоже владычественное повеление, которое дано было для воскресшаго Лазаря: «разрешите его, и оставите ити» ( Uoah. XI. 44 ). Внемли же, воскресший град! Се и для тебя исходит от Престола Царева разрешающий глас: «разрешите его, и оставите ити»; разрешите его от обязаний, которыми любящая рука принуждена была связать его предохранительно, чтобы область смерти не распространилась; оставьте его безпрепятственно, незаключенными вратами, непрегражденными путями, идти в села и окрестные грады, и принимать приходящих, чтобы жизнь естественная не затруднялась в своих потребностях, чтобы жизнь общественная не стеснялась в своих движениях. Благословенна благость Царева, и за намерение связать смерть, и за поспешность разрешить жизнь. Поздравляю тебя, от страха смертнаго воскресший, от болезни смертной исцелевший, от трудностей жизни разрешенный град! Но послушай, что еще, при сих благоприятных для тебя событиях, тебе сказать внушает истина, что советовать тебе, побуждает желание твоего блага. «Взысках благая тебе» ( Ncaл. CXXI. 9 ). Если ты воскрес: то умей беречь безопасность жизни, тебе возвращенную. Если ты исцелел: то вспомни слово Исцелителя, сказанное «в Церкви: се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Uoah. V. 14 ). Если ты разрешен, то умеренно и осторожно приводи в движение члены твои, дабы чадолюбивая мать не увидела необходимости вновь спеленать дитя, во вред себе употребляющее разрешенные члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Благодаря совместным усилиям жителей к середине XIX века удалось сделать каменной кладбищенскую Троицкую церковь. Деньги на нее собрали с трудом: в 1808 году в Княгинино развернулось другое масштабное строительство. На главной площади села началось возведение Богоявленского собора. Его решено было строить сразу каменным. Деньги на постройку собирали всем миром. В 1807 году капитал уже составлял 1200 рублей. Мещане, купцы, крестьяне составили приговор 1 октября 1807 года, по которому обязались платить по 1 рублю в год с ревизской души на постройку собора. Но этих денег было мало: по приговору собирали сотни, а требовались тысячи рублей. Предприимчивые строители, протоиерей Княгининский, священник Д.В. Соколовский, церковный староста Акакий Акатов отправились за помощью в Нижний к Высокопреосвященству Вениамину II, архи-епископу Нижегородскому и Арзамасскому. Они ходатайствовали о выплате пособия на строительство. Общими усилиями через восемь лет, в 1816 году, собор уже был сложен и покрыт железом. В том же году приступили к штукатурке снаружи и изнутри. Через два года начали работу столяры, резчики, живописцы и позолотчики. Мастера приезжали в Княгинино со всей губернии – из Лыскова, Больших Кемар, Арзамаса. Первый престол был освящен в июне 1819 года при массовом скоплении народа и строителей. На освящении было собрано 550 рублей, 100 из них тут же потратили на угощение. Богоявленский и Георгиевский престолы освятили в 1835 и 1836 годах. После этого главной заботой протоиерея Соколовского и старосты Степана Транцева было возведение каменной колокольни. Ее строительство началось в 1844 году и закончилось через четыре года. Колокольню оштукатурили, покрыли железом и покрасили медянкой. На верхний ярус подняли большой, в 251 пуд, колокол. Позднее он треснул, звук стал значительно хуже. В 1885 году благодаря стараниям церковного старосты В.А. Панова, его заменили на новый, 400-пудовый. Вся постройка с оградой стоила около 25 тысяч рублей серебром. Из этой суммы только пятая часть была отпущена синодом. Остальные деньги составляли пожертвования. Собор красовался на главной площади до 30-х годов XX века. Бог его хранил: даже во время большого пожара в Княгинине в 1855 году: когда сгорели все деревянные постройки и дома на площади, церковь осталась целой и невредимой. А в годы советской власти собор был осквернен и разграблен. Сбросили колокол, спилили кресты, иконы и церковные ценности растащили. Склепы и памятники, которые были вокруг собора, тоже разрушили и увезли. В декабре 1936 года в соборе расположили мастерскую при Княгининской МТС. Там, где раньше молились прихожане, теперь стояли трактора и бродили рабочие. МТС находилась в соборе почти 20 лет. Затем для мастерской было построено новое здание, а красавец собор взорвали. Осталась только груда щебенки. На прежнем месте собора построили невзрачный Дом культуры. Информация с сайта МК.RU

http://sobory.ru/article/?object=06103

Вселуки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Рождества Богородицы в селе Вселуки, согласно составленной в 1887 году метрике, строилась с 1830 по 1844 год. Разрешение на строительство каменной церкви на берегу озера Вселуг было получено в 1820 году. Храмоздателем назван ротмистр Д.В. Игнатьев. Строительство колокольни при церкви было завершено в 1835 году, в этом же году освятили придел. Здание кирпичное, оштукатурено и побелено, выстроено с использованием форм барокко и классицизма. Четверик храма односветный. Второй ярус храма снаружи имеет форму восьмерика. В конце XIX века территория вокруг церкви была обнесена оградой. Вселук или Вселуки (иногда пишут Вселуг) - одно из самых красивых мест в Пеновском районе. На мысу между двух озер Вселук и Пено уже почти двести лет стоит храм. Он просматривается на большом расстоянии, его белая колокольня видна даже из районного центра. И неудивительно, что деревни, из которых сформировался поселок Пено, также относились когда-то к приходу погоста Вселук. Погост и поселение по соседству с храмом очень древние. Но напрасно искать в документах свидетельства о существовании православного храма здесь ранее конца XVI века. Ни одного упоминания о храме в погосте, давшем название целой волости Ржевского уезда, отыскать не удалось. Почему? Может быть, дело в разорении 1582 года, когда отряды поляков впервые смогли прорваться на русскую территорию «до верховьев Волги» и тогда жертвой их стал и погост Вселук? А может быть были и другие причины, но в самой старой сохранившейся Писцовой приправочной книге части Ржевского уезда 1589 года не упоминается храм в погосте Вселук, даже пустое место храма не названо. Зато нет сомнений, что в самом конце XVI века храм был построен, и сразу как неординарное архитектурное сооружение. Писцовая книга 1624 года описывает: «За Елизаром да за Петром Михайловыми детьми Квашнина старинное отца их поместье село Вселуки на реке на Волге меж озер Вселука и Пена, а в селе церковь Николы Чудотворца да придел Изосимы и Саватия Соловецких Чудотворцев, строение отца их и деда, древяна вверх на каменное дело, да вверху придел Екатерины Христовы мученицы строение Ивана да Исайя да Тимофея Андреевых Веселицыных, а в церквах образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение мирских людей, а церковь стоит на государеве земле, на церковной же земле во дворе поп Матвей Васильев, место дворовое поповское, во дворе пономарь Семен Васильев, во дворе просвирница Марьица, да с нею ж во дворе дьячек Андрюшка Федоров».

http://sobory.ru/article/?object=03759

Корчовка. Церковь Иоанна Богослова. Свято-Иоанно-Богословский храм Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В селе Корчивке церковь во имя св. апост. и еванг. Иоанна Богослова построена в 1852 г. на средства прихожан, взамен старой церкви, сгоревшей в 1839 г. Деревянная, на каменном фундаменте, непрочна. Отдельно от нее кирпичная колокольня на 4 столбах. Требуется построить новую колокольню. Утварью и богослужебными книгами достаточна, а ризницею бедна. Метрические книги хранятся с 1791 г., исповедные ведомости с 1844 г., обыскные книги с 1862 г. Опись церковного имущества составлена в 1859 г. Много церковных документов сгорело вместе с церковью в 1839 г. Земли при церкви усадебной 2240 саж., пахотной 22 дес. 624 саж., сенокосной 11 дес. 851 саж., - всего 34 дес. 1315 саж. На эту землю имеются план и отдаточный лист от 1835 г. Причт состоит из священника и псаломщика. Для священника дом построен в 1889 г. помещиком Краснокутским, из хоз. построек им же построены амбар, сарай для скота и конюшня с возовней, погреб; сарай на хлеб и все хоз. снаряды и орудия построены на средства священника Павла Капустинского. Для псаломщика построен дом в 1888 г. тем же помещиком и отстроен вновь амбар. Вся усадебная земля частью ограждена прихожанами, а большею частью ограждается священником на собственные деньги. Дом под училище построен прихожанами в 1877 г., а в 1886 г. 17 июля передан для церковно-приходской школы с содержанием от прихожан в 60 руб. 35 коп. в год, из коих 30 руб. учителю, 5 руб. на книги, 5 руб. на классные пособия, 14 руб. на отопление, 3 руб. на освещение, 3 руб. на исправление окон и 35 коп. на покупку белой глины для побелки училищного дома. В 1890 г. 12 декабря было отпущено епархиальным училищным советом 100 руб. на перестройку училищного здания, а в июне 1891 г. школа была перенесена на другое более удобное место, оштукатурена и в классной комнате построена обогревательная печка. В 1894 г. 31 мая из совета отпущено на ремонт школы еще 153 руб. и на школьную мебель. По данным за 1895 г. дворов в приходе 127, прихожан 980 душ обоего пола.

http://sobory.ru/article/?object=27369

Магдалининский храм (Улиткино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Улиткинская церковь освящена в 1748 г. во имя святой равноапостольной Марии Магдалины по воле строительницы — княжны Марии Дмитриевны Кантемир, дочери молдавского господаря Дмитрия Кантемира, приглашенного на российскую службу Петром Великим. Именно с середины XVIII века село получает по церкви второе название — Улиткино-Марьино. Освящение церкви имеет точную дату, так как связано с выдачей святого антиминса в 1748 году, освящённого 14 июля Архиепископом Гавриилом. Дальнейшее расширение и украшение храма связано с именем священника Андрея Николаевича Соколова, в 1830 году закончившего Московскую семинарию. В " Ведомости о Церкви святыя Мироносицы и равноапостольныя Марии Магдалины " за 1844 г. указано, что он изучил курс богословских, физико-математических наук, Всеобщую и Церковную историю, Словесность и 4 языка: греческий, латинский, немецкий и древнееврейский. Расширение и украшение храма началось в 1835 году. К существующей части храма была пристроена обширная трапезная с двумя приделами и колокольня. Правый придел - во имя Божией матери " Всех скорбящих Радость " , был вполне готов к служению уже в 1842 году, для чего тогда был выдан антиминс из Чудова монастыря. Впоследствии был освящён и левый придел в честь святителя Николая Чудотворца. Из архивных документов можно сделать вывод, что храм был богат. Колокольня имела восемь колоколов: самый большой весил 312 пудов, четыре колокола - по 12 пудов, остальные в 3,5 пуда, 2,5 пуда и в 35 фунтов. Церковь была закрыта в 1934 году, а в 60-х годах были сломаны трапезная и колокольня. От былой красоты остался лишь четверик XVIII века, лишившийся светового барабана и апсида. При советской власти в храмовых стенах располагался клуб и кинотеатр, а в последние годы он был превращён в магазин. Восстановление церковной жизни в селе Улиткино началось в 1997 г. Вскоре состоялось перенесение главной святыни храма — иконы святой Марии Магдалины, долгие годы пребывавшей в соседнем храме села Гребнево. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Магдалининский...

Марфино. Неизвестная старообрядческая моленная. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не позже 1910. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Псковская область, Опочецкий район, д. Марфино Координаты: 56.783282, 28.545611 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1822 г. в деревне Марфино, состоящей из двух дворов, местными жителями была построена старообрядческая моленная с разрешения губернского начальства. В 1827 г. производится арест владельца моленной в д. Марфино Федора Максимова, при этом сама моленная была разобрана земской полицией по предписанию Опочецкого земского исправника Субботкина, а по сути – по требованию Псковского архиепископа Мефодия. Моленная местными жителями через неделю после разрушения восстановлена, но без креста и «созывной» доски вместо колокола с дозволения властей. По более поздним источникам, якобы, дозволения не было получено, а точнее – не было получено возражения с стороны земского суда. В 1835 г. издан указ Синода от 5 ноября за 12228 о воспрещении жилые дома обращать в публичные раскольничьи молельни. В 1842 г. крестьяне направляют прошение в Псковскую палату государственных имуществ, о дозволении им избрать наставника, и о восстановлении в деревни Марфино моленной. Это прошение отклонили, а моленную опечатали. 1844 г. – крестьяне направляют прошение о снятии печати с молельни в деревне Марфино; подписано крестьянами (поименно) из деревень: Антоново, Марфино, Морозково, Хахулина, Рыжкова, Сидорово (из Граинской стороны), Пестово, Выжлова (Зубы), Лукино, Бличина, Сафоновой (Алидово), Аполье, Соснивицы, Малое Серебренниково, Зайково, Шлепиха; в том же году получен отказ. В 1849 г. опечатанную 7 лет назад моленную в Марфино разобрали и продали в пользу владельцев из д. Марфино и Соснивица за три рубля серебром.

http://sobory.ru/article/?object=59476

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Анатолий (Максимович), архиеп. Симбирский (Максимович Андрей; 1766 (1767?), территория Переяславского полка - 14.02.1844, сызранский в честь Вознесения Господня мон-рь), архиеп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье священника. Обучался в с.-петербургской Главной семинарии и после ее окончания в 1789 (1790?) г. был оставлен учителем риторики и греч. языка. В 1792 г. рукоположен во священника и служил в Успенской Спасосенновской ц. В 1804 г. награжден камилавкой. 23 февр. 1809 г. принял монашеский постриг, 25 авг. 1809 г. возведен в сан архимандрита с . -петербургской Троице-Сергиевской пуст ., назначен ректором С.-Петербургской ДС и профессором богословских наук, а также членом консистории и цензурного комитета. С 1810 г. благочинный над законоучителями в кадетских корпусах. 3 марта 1812 г. А. был хиротонисан во епископа Полтавского и Переяславского, 7 февр. 1816 г. возведен в сан архиепископа, переведен на Минскую и Литовскую кафедру, к-рую возглавлял 16 лет. Предложил Святейшему Синоду закрыть ряд мон-рей (напр., Грозовский Николаевский муж. мон-рь) и обратить их в приходские храмы. Вынужден был закрывать и приходы сгоревших церквей, где прихожане и клир были настолько бедны, что не могли строить новые. Поскольку материальное положение духовенства епархии было тяжелым, А. отменил решение о сборе денег с духовенства на служащих консистории. Большое внимание уделял преобразованиям в ДС и ДУ. Зная бедность священно- и церковнослужителей, А. ходатайствовал перед Синодом о разрешении приема в уч-ще на «казенную пищу» «всех причетнических детей, а из священнических и диаконских» - «по усмотрению их бедности». Разрешал споры между православными и униатами, к к-рым относился с «мягкостью и снисходительностью». 10 февр. 1832 г. А. был назначен на новоучрежденную Симбирскую кафедру. Основательно изучив религ. ситуацию в Симбирской губ., с 1835 г. вместе с архимандритами сызранского в честь Вознесения Господня мон-ря осуществлял миссию среди чувашей, татар и мордвы. Трудами А. в 1832 г. открылся Дом попечительства для помощи малоимущим священнослужителям, в 1840 г.- Симбирская ДС. После увольнения на покой 7 авг. 1842 г. А. проживал в сызранском Вознесенском мон-ре, где и погребен.

http://pravenc.ru/text/114998.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010