Боско Джованни. Портрет с пожизненной фотографии. 1880 г. [итал. Bosco] Джованни (16.08.1815, мест. Бекки близ Турина, Пьемонт - 31.01.1888, Турин), св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.), свящ., основатель салезианского ордена (Общество св. Франциска Сальского; лат. Societas S. Francisci Salesii; итал. Salesiani di Don Bosco, S. D. B.- см. Салезианцы ). Сын пьемонтского крестьянина, рано остался без отца и религ. воспитанием обязан матери. В 9 лет пережил первый опыт религ. видения, возбудивший живой интерес к вере и желание стать священником; впосл. эти видения неоднократно повторялись. В 1835 г. по окончании коллегиума в Кьери поступил в духовную семинарию Кьери, в 1841 г. стал священником; по совету духовника продолжил учебу на богословском фак-те в Турине (1841-1844). В том же году открыл первый ораторий (место для молитвы и собраний) для местной молодежи и посвятил его католич. св. Франциску Сальскому. В 1844-1846 гг. капеллан в жен. приюте св. Филомены. В 1846 г. в пригороде Турина, Вальдокко, Б. стал собирать беспризорников и подростков из беднейших семей в воскресный ораторий и на вечерние курсы, впосл. подобные курсы и оратории получили распространение по всей стране. В 1847 г. в Турине открыл школу для рабочей молодежи при оратории, где при минимуме строгого дисциплинарного воздействия проповедовал внимание к развитию личности ребенка, а в 1856 г. основал общеобразовательную гимназию для кандидатов в священники, к-рая со временем стала домом для молодежи и прообразом буд. салезианских педагогических центров, где подростки могли получать начатки трудового воспитания и религ. знаний. Находясь под большим воздействием Франциска Сальского, избрал его покровителем всех своих педагогических инициатив. В 1859 г. основал в Турине конгрегацию священнослужителей и преподавателей «Общество св. Франциска Сальского». Его устав был одобрен папой Пием IX в 1874 г. Руководствуясь основными принципами христ. воспитания и на основе собственного педагогического опыта Б. в 1875 г. сформулировал т. н. превентивную педагогическую систему, в основу к-рой была положена любовь пастыря к своим духовным детям, опирающаяся на разум, веру и доброту. Новым в христ. педагогике было то, что воспитатель выступал в роли отца, брата и друга, заботящегося прежде всего о создании климата доверия в детском учреждении. Б. рекомендовал избегать наказаний, особенно физических, и говорил о необходимости постоянного присутствия воспитателя при воспитаннике. Способствовал развитию вечерних и технических школ, где молодежь получала светские специальности в религ. обстановке.

http://pravenc.ru/text/153241.html

58. Слово в день Святыя Пасхи 324 (Напечатано в Христ. Чтении 1839 г. и в собраниях 1835, 1844 и 1848 годов). 1826 год «Христос воскресе!» – Сказав сие, что могу сказать вам более? Все сказано. Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечнаго света, все озаряющая и никого не поражающая? – На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: «Христос воскресе». «Аще Христос не воста, суетна вера ваша» ( 1Kop. XV. 17 ), признается один из несуетных Проповедников веры. Какое разрушительное предположение! Но чем более оно разрушительно, тем более созидательна противоположная оному истина: понеже Христос воста, то вера наша и непоколебима, и спасительна. Верует и язычник, но мертвым божествам, или тварям, также как сам он, смертным и тленным: как же может быть прочна вера, когда божество ея тленно, или живоносна, когда оно мертво? Верует Иудей, и верует Богу живому, но по «писмени» закона, которое грешника «убивает», а воскресить не может: чего ждать от сея веры, кроме того, что мы от нея видим? Она убила христоубийственный народ Иудейский, разсыпала кости его по вселенной, и с ним вместе сама себя разрушила так, что Иудей и вера его не имеют никакой надежды, разве в Христианстве. Некоторые мудрецы древности, уразумевшие нелепость язычества, но не проникшие во Святилище истины Божественной, изобрели было еще веру неведомому Богу, и воздвигли сему имени олтарь, может быть, некоторым и новейших времен мудрователям не неугодный, потому что он не назначает для себя великих жертв: но если неведом Бог, то неведомо и то, как должно служить Ему, и в сем случае может ли наше служение быть Ему приятно, а нам спасительно? Так – неведением основанная вера тем же неведением и разрушается. Мы, Христиане, веруем в Бога живаго, по закону «духа жизни о Христе Иисусе», свобождающему нас «от закона греховнаго и смерти» ( Puм. VIII. 2 ). Мы «вемы», дерзаем сказать со Апостолом, «Емуже веровахом, и известихомся», «яко силен есть предание наше сохранити» ( 2Tuм. I. 12 ). Как «известихомся?» – Всего вернее воскресением Того, «Емуже веровахом». Если Он веру Свою, в самом Лице Его, врагами Его низринутую во гроб, и низведенную во ад, воскресил, возвел, воцарил: то «известихомся, яко силен есть», и нашу веру и утвердить, и сохранить, и оправдать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

62. Слово при гробе блаженныя памяти Государыни Императрицы Елисаветы Алексиевны (Говорено в Можайском Николаевском Соборе, в присутствии Государыни Императрицы Марии Феодоровны, мая 26 дня; напечатано отдельно и в собраниях 1835 –1844 и 1848 годов). 1826 год Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию прежде даже не отъиду, и ктому не буду. ( Ncaл. XXXVIII. 13–14 ). Когда кто из Высоких на земли, по судьбе, для земнородных общей, отходит в землю: при сем обыкновенно слышатся отголоски славы, которая сопровождала его во время земной жизни. Слышим оные и теперь; но величественнее самой славы слышится здесь – молчание. Дерзая говорить, колеблюсь опасением, чтобы не возмутить безмолвнаго сетования Царицы-Матери, – чтобы не нарушить последняго безмолвия Царицы-Дщери, которая и среди славы знаменитейшаго из Домов Царских, во дни особенно громкие славою, любила погружаться в безмолвие. Но слово молитвы, надеюсь, не будет противно безмолвию, которое одушевляется молитвою. И такое слово приемлю от Псалмопевца, дабы в размышлении, хотя по необходимости печальном, искать некотораго врачевства против печали. «Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи». Кто приносит Господу столь печальную молитву? – Книга Псалмов сказует, что Давид. Но что погрузило его в печаль, столь горькую? – Псалом не представляет на сие яснаго ответа. Не видно здесь вины, которою бы страждущий заслужил страдание; страждет желающий «сохранить пути свои, еже не согрешати даже языком» ( Пс.38:2 ). «Пресельник аз есмь у тебе и пришлец, якоже вси отцы мои»: так продолжает молитву свою Царь Израилев. Но целое царство не есть ли некоторым образом дом и семейство Царя? Как же должно быть сильно внутреннее чувство лишения, чтобы Царь потерял из вида не только дом свой, но и целое царство свое, и нашел себя чуждым, одиноким, пришельцем, странником! Наконец печальный Царь взывает к Богу: «ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду». Какая безутешная печаль! Он уже не просит радости, благополучия: он умоляет, даровать ему облегчение печали, отдохновение от страдания: «ослаби ми, да почию». Он уже не прельщается продолжением жизни; но думает удовольствоваться тишиною последних минут: «да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (Манько Косма; 1811, Купянский у. Харьковской губ.- 25.06.1874, Святогорская Успенская пуст.), прп. (пам. 11 авг.- в Соборе Святогорских святых), иером., подвижник Святогорский, Харьковский. Род. в семье войсковых обывателей Харьковской губ. Грамоте учился в домашней школе. 12 февр. 1835 г. поступил послушником в Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь , окормлялся у игум. прп. Филарета (Данилевского) . Вскоре принял постриг в рясофор. В обители Косма подружился с послушником Г. И. Клицой (впосл. архим. Герман , настоятель Святогорской Успенской пустыни). 15 янв. 1844 г. по инициативе Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. была восстановлена Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой был назначен иером. Арсений (Митрофанов). 8-15 апр. 1844 г. Манько вместе с 12 глинскими насельниками прибыл в Святые горы, где участвовал в возобновлении обители по уставу Глинской пуст. Уже через неск. дней после прибытия глинской братии в Святогорье, 27 апр. 1844 г., игум. Арсений ходатайствовал перед Харьковским еп. свт. Иннокентием (Борисовым) о разрешении на пострижение Манько и еще 3 послушников. 30 июня 1844 г. Манько принял монашеский постриг с именем Киприан. Вскоре игум. Арсений представил новопостриженного монаха «по его способности и честному поведению» к рукоположению во диакона. Испытанный прот. Львом Яровым в познаниях, необходимых для священного сана, К. оказался искусным в пении и чтении, знании церковного устава и катехизиса. 16 авг. 1844 г., на следующий день после торжественного праздника «обновления» Святогорской пуст., свт. Иннокентий рукоположил К. во диакона в с. Богородичном по освящении молитвенного дома в честь св. блгв. кн. Александра Невского. 15 июля 1845 г. К. был рукоположен во иерея. С 5 окт. 1846 г. по поручению игум. Арсения К. нес послушание благочинного монастыря. 15 авг. 1849 г. К. был награжден набедренником за «усердное прохождение послушания» и труды по благоустройству обители.

http://pravenc.ru/text/1684706.html

Жуково, урочище. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). Никола-Жукова, Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Удивительное место, где прошло мое детство. На берегу Святого болота расположен комплекс сооружений из церкви, ограды со святыми воротами и здания церковно-приходской школы. К второй половине 20-ого века от села Жукова ничего не осталось. Даже яблоневые сады и декоративные деревья, так характерно указывающие на расположение улиц исчезнувших деревень, слились с молодым подлеском. Единственное место, где еще теплилась жизнь, являлось кладбище, как не парадоксально это звучит - там до сих пор хоронят умерших из ближайших деревень. Особый интерес представляет здание школы, это воистину необычайный памятник самобытной архитектуры этой местности. Таких зданий я не видел нигде. К сожалению, в 1980-х годах школу пытались разобрать на кирпичи - из этой затеи ничего не вышло, кладка оказалась настолько прочной, что стены ломались огромными кусками. Это варварство послужило началом разрушения школы под воздействием природных явлений - нарушенная целостность здания не оставила никаких шансов. Вот несколько описаний этого места. Николаевская с. Жукова каменная, с такою же колокольнею. Построена в 1835 г. (1844?) на средства прихожан вместо двух деревянных, сгоревших. При церкви ограда каменная, внутри коей кладбище. Престолов 3: в холодной а) в ч. праздн. положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне; в теплой б) во имя святит. Николая Мирлик., в) во имя бесср. Космы и Дамиана. Расстояние от Костромы 190 в., от Солигалича 45 в. Православные храмы Костромской губернии Характерный для своего времени комплекс сельских культовых построек, среди которых наиболее интересна церковь в стиле позднего классицизма с распространенным в данном регионе Костромской области типом храма. Расположен на возвышенном месте, на кладбище несохранившегося села, к северу от дороги на Чухлому. Церковь с приделами Ризоположения и Козьмы и Дамиана сооружена, согласно одним источникам, в 1835 г., согласно другим, — в 1844 г., что, возможно, отражает весь период строительства от закладки до освящения. Ограда с воротами, по-видимому, возведена в тот же период или в сер. 19 в. Церковноприходская школа с квартирой священника на втором этаже относится ко 2-й пол. 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=10010

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герман IV, патриарх К-польский (1788/90, Стамбул - 16.09.1853, там же), патриарх К-польский (12 июня 1842 - 18 апр. 1845; с 1 сент. 1852). Род. в столичном приходе арх. Михаила, учился в местной народной школе и в молодости состоял иеродиаконом и иеромонахом патриаршего храма. В авг. 1826 г., будучи патриаршим протосинкеллом, Г. получил Видинскую митрополичью кафедру, к-рую занимал до мая 1831 г., когда был перемещен в Драму. В нояб. 1835 г. стал митрополитом Деркийским; через 7 лет был возведен на Патриарший престол. Г. любил науку и просвещение, отличался ревностью о благосостоянии Церкви и народа, был бессребреником и филантропом. Во время его Патриаршества в Турции имели место многочисленные убийства греков и др. христиан мусульманами, недовольными принятием Гюльханейского хатт-и шерифа (1839), формально признававшего равенство всех подданных султана независимо от вероисповедания. Равенство было фиктивным, но турки никак не могли примириться с тем фактом, что более образованные и предприимчивые греки держали в своих руках торговлю гос-ва. В нач. 40-х гг. в Стамбуле, его предместьях, Македонии и М. Азии убийства стали массовыми. Особенной жестокостью отличалось восстание мусульман в Албании в 1844 г., сопровождавшееся резней христиан. Патриарх дважды отправлял к Румелийским архиереям грамоты, чтобы они собрали и представили в Патриархию сведения о грабежах, воровстве, убийствах и увечьях, причиненных албанцами местным христианам, с тем чтобы Порта впосл. возместила ущерб. Однако вспомоществование поступило только от Патриархии. В целях сохранения спокойствия греков Г. неоднократно посылал грамоты, призывая христиан решать свои дела самим, без участия тур. судей. Для улучшения финансового положения Патриархии Г. выработал новый устав управления Центральным церковно-народным казначейством. По-прежнему при нем действовал благотворительный кивот, назначенный для помощи бедным перед праздниками Рождества и Пасхи. В июне 1844 г. патриарх утвердил кассу для бедных, возникшую по частной инициативе купца Кириака в приходе Эдирне-капы. В сент. 1843 г. Г. завершил соглашение жителей г. Ватуса Мифимнской епархии, направленное против разорительного обычая давать за дочерьми большое приданое. В сент. 1842 г. был издан синодальный томос, касавшийся хиротонии титулярных архиереев. Их рукоположение было запрещено еще в 1806 г., но наиболее почтенные митрополиты (геронты и эфоры), жившие в столице, могли иметь в своих епархиях архиереев-эпитропов (викариев), к-рые помогали им в управлении духовенством и народом. В результате появилось много архиереев, не имевших ни епархий, ни кафедрального храма, ни паствы. Одновременно появилось много священников без церквей и приходов, монахов без мон-рей. Впредь было запрещено рукополагать титулярных архиереев и священников без назначения их на определенный приход.

http://pravenc.ru/text/164787.html

Спиридон Николаевич (16.07.1818, г. Одесса Херсонской губ.- 14.08.1872, г. Павловск С.-Петербургской губ.), российский общественный деятель и историк болг. происхождения. Отец П., Николай Стефанов Палаузов, из г. Габрово переехал в Валахию, а затем в Одессу, где успешно занимался торговлей. П., старший из 4 сыновей Николая, с детства знал греч. язык - родной язык его матери Феодоры, а впосл. овладел неск. европ. языками. Получив начальное образование дома и в частном пансионе, в 14 лет он поступил в Ришельевский лицей в Одессе, в 1838 г. окончил его гимназический курс, в 1840 г.- юридический курс высшего отд-ния лицея. Учился в ун-тах Бонна и Гейдельберга, в 1843 г. в Мюнхене получил степень д-ра «камеральных наук» (политико-экономических) за диссертацию по экономике Др. Греции. По возвращении в Одессу был направлен отцом и деятелем болг. возрождения В. Априловым инспектировать основанную ими в 1835 г. первую болг. школу в Габрове, которую П. затем опекал всю жизнь. В 1844 г. в Одессе он познакомился с В. И. Григоровичем и под его влиянием определил главным направлением своих научных изысканий историю Болгарии и Юго-Вост. Европы. В 1844-1846 гг. П. учился на кафедре истории и лит-ры слав. наречий Московского ун-та у О. М. Бодянского , получил степень кандидата по историко-филологическому отд-нию и был принят в Московское об-во истории и древностей, в 1846-1852 гг. работал над магистерской диссертацией на кафедре слав. филологии С.-Петербургского ун-та под рук. И. И. Срезневского . В 1852 г. стал чиновником по специальным поручениям в Министерстве народного просвещения, в марте-авг. 1854 г. участвовал в русско-тур. (Крымской) войне, с двоюродным братом Николаем Палаузовым занимался организацией болг. ополчения, а затем переселением в Россию болгар, опасавшихся османских репрессий за помощь рус. армии. В 1858-1859 гг. работал цензором в столичном Цензурном комитете, в 1861-1868 гг. служил в Мин-ве финансов и Императорском человеколюбивом об-ве. Поддерживал связи с деятелями болг. возрождения, выступал за создание болг. церковной орг-ции, к-рая после восстановления процесса слав. богослужения и образования на болг. землях осталась бы «в тесной догматической связи с Константинопольским патриархом». Действительный член Императорского Русского археологического об-ва, Императорского рус. географического об-ва, Императорского Одесского об-ва истории и древностей. В 1868 г. оставил службу и посвятил себя научной и общественной деятельности. Был похоронен на Старом кладбище в Одессе (могила не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2578706.html

112. РЕЧЬ 533 к Преосвященному Исидору, новорукоположенному Епископу Дмитровскому (Говорена ноября 11 дня; напечатана в Христианском Чтении 1835 года и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.) 1834 год После того, как соединенною молитвою сопастырей призвана тебе Божественная благодать «проручествующая», то есть, чрез рукоположение нисходящая и возводящая; – после того, как сия благодать, чрез открытый ею самою проток молитвы и рукоположение, без сомнения, действительно излиялась на душу твою; – после того, как нашими смиренными руками, она же облекла тебя в полноту священных одежд, – священных, потому, что оне суть не просто украшения, но знамения даров и добродетелей, которыми Пастыреначальник Господь Иисус облачает души Богу посвящаемыя 534 ; – наконец после того, как сия же благодать обновила в тебе свой дар тайнодействованием и чрез тебя с нами; – чин святыя Церкви повелевает мне, начатое словом молитвы заключить словом напоминания и совета. Что же скажу? Не хощу сказать тебе моего слова, немощнаго и безжизненнаго. Чтобы запечатлеть живое дело Святаго Духа, ищу живаго слова, тем же Духом вдохновеннаго. Даждь нам нуждающимся в заем, Божественный Павле, твое слово, которое некогда послал ты к святому Тимофею. «Воспоминаю тебе, – говорит, – возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» ( 2Tuм. I. 6 ). Тимофей был рукоположитель, как видно из завещания ему от Апостола: «руки скоро не возлагай ни на когоже» ( 1Tuм. V. 22 ). Тимофей был правитель и судия пресвитеров, как видно из другаго ему завещания: «на пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех» ( 1Tuм. V. 19 ). Следственно Тимофей был Епископ, – был то, чем и тебя ныне та же благодать сотворила. Для особеннаго твоего настоящаго положения, может быть, не излишне будет заметить и то, что Тимофей является у Апостола не самостоятельным Епископом града Ефеса, но как-бы местоблюстителем, или, по нынешнему иноязычному названию, «Викарием» Святаго Павла, как усмотреть можно из следующих слов послания Павла: «сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро; аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива» ( 1Tuм. III. 14–15 ). Слова сии показывают, что святый Павел сам действовал, и намерен был лично действовать в управлении Церковию Ефесскою; а между тем употреблял и руководствовал святаго Тимофея, сперва как своего сотрудника и содействователя, а потом, по мере надобности, и как самостоятельнаго действователя в Церковном управлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Архитектор Фёдор Михайлович Шестаков Фёдор Михайлович Шестаков (1787—1836) — русский архитектор, академик Императорской Академии художеств, один из крупнейших архитекторов Москвы первой трети XIX века, мастер московского ампира. Список храмов, которые построил Фёдор Михайлович Шестаков (или с его участием) Московская область Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Дмитровский городской округ, Ивановское Архитектор: Ф.М. Шестаков Год постройки: 1836 Архитектурный стиль: Ампир Церковь Михаила Архангела Коломенский городской округ, Коломна Архитектор: Ф.М. Шестаков Год постройки: приблизительно 1750 - 1800 Архитектурный стиль: Ампир Церковь Владимирской иконы Божией Матери Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Красково Архитектор: Ф.М. Шестаков (предположительно) Год постройки: Между 1831 и 1833 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Петра и Павла (Старо-Никольский собор) Можайский городской округ, Можайск Архитектор: Ф.М. Шестаков (?) Год постройки: не ранее 1849 Николо-Берлюковская пустынь. Собор Христа Спасителя Богородский городской округ, Авдотьино Архитектор: Ф.М. Шестаков Год постройки: Между 1835 и 1847 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск, Саурово Архитектор: Ф.М. Шестаков Год постройки: Между 1824 и 1830 Архитектурный стиль: Классицизм Собор Николая Чудотворца ( " Николы Белого " ) Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино, Серпухов Архитектор: Ф.М. Шестаков, И. Таманский Год постройки: Между 1835 и 1857 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Спаса Нерукотворного Образа Щёлковский городской округ и г. Фрязино, Петровское Архитектор: Ф.М. Шестаков Год постройки: 1828 Архитектурный стиль: Ампир Церковь Николая Чудотворца Щёлковский городской округ и г. Фрязино, Оболдино Архитектор: Ф.М. Шестаков (?) Год постройки: Между 1844 и 1847 Архитектурный стиль: Классицизм г. Москва Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище

http://sobory.ru/architect/fmshestakov

Евсевий, архиепископ Тверской и Кашинский (Ильинский Алексей Алексеевич) Родился в г. Белгороде Курской губернии в семье диакона. Образование получил в Курской духовной семинарии, а затем в Киевской духовной академии. 8 декабря 1834 года пострижен в монашество. 1 января 1835 года рукоположен во иеродиакона, а 21 июля – во иеромонаха. 7 октября 1835 года удостоен звания магистра богословия и назначен бакалавром Киевской духовной академии. 30 марта 1839 года утвержден членом Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. С 27 сентября 1839 года – ректор Киевской духовной семинарии, а 29 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 15 июля 1841 года – настоятель Киево-Выдубицкого монастыря. С 31 декабря 1844 года – ректор Литовской духовной семинарии. С 27 июня 1845 года – настоятель Виленского Свято-Духова монастыря. 4 декабря 1848 года назначен настоятелем Пожайского Успенского монастыря. 1 января 1849 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. С 29 марта 1851 года – епископ Каменец-Подольский. 1 марта 1858 года возведен в сан архиепископа Карталинского, экзарха Грузии, и назначен членом Святейшего Синода. 16 декабря 1859 года избран почетным членом Географического общества, а в 1876 году – почетным членом Церковно-археологического общества и Киевской духовной академии. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Тверской и Кашинский. Скончался 12 марта 1879 года. Об архиепископе Евсевии сохранились противоречивые мнения. Одни его характеризовали как архипастыря, доступного для паствы, ласкового и внимательного. «Я многим обязан архиепископу Евсевию, бывшему экзарху Грузии, и другим, – вспоминает князь П. А. Путятин, – которые поддержали меня в минуты отчаяния и болезни». Преосвященный Евсевий совершал торжественные богослужения, производившие сильное впечатление на присутствовавших. В Тифлисе архиепископ Евсевий совершил закладку трехпрестольного православного храма Кавказской армии в память покорения Кавказа. Он жертвовал академическим библиотекам книги, несколько томов актов, изданных Кавказской археографической комиссией и 5 экземпляров своих слов и речей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010