Впосл. Ж. м. возглавляли иеромонахи Никандр (1808-1810), Каллист (1810-1818), Феофил (1818-1821), одновременно являвшийся ректором Одесской ДС, архим. Синесий (1822-1824). При архим. Иоанникии (1824-1827) Ж. м. благоустраивался за счет благотворителей митр. Иринопольского и Ватопедского Григория († 1846) и молдавского боярина Константина Андроника (Стати). Находясь в Молдавской митрополии и исполняя должность старосты монастыря Голия в Яссах, митр. Григорий выделил в пользу Ж. м. озеро, мельницу, а 21 авг. 1825 г.- поместье Жабка, ранее принадлежавшее Голии. При архим. Иоанникии в Ж. м. был введен общежительный устав по образцу «Наставлений об общей монашеской жизни» (СПб., 1816). Другой благотворитель, Константин Андроник, жил в Ж. м. в 1820-1842 гг. (по нек-рым сведениям, принял постриг в мон-ре), построил храм, купил земли для обители, пожертвовал Евангелие на молдав. языке, серебряные потир и дискос. В 1827-1829 гг. Ж. м. возглавлял экклисиарх домового храма Кишинёвской архиепископии игум. Иов, в 1830-1833 гг.- архим. Онисифор. При магистре Киевской ДА и преподавателе Кишинёвской ДС архим. Никодиме (1833-1835/36) впервые на счету мон-ря в Одесском банке появилось 600 золотых, архим. Никодим пожертвовал обители ок. 6,5 тыс. р. Вид на Вознесенский собор и постройки Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в. Вид на Вознесенский собор и постройки Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в. В 1836-1864 гг. Ж. м. возглавлял архим. Кассиан, в 1865-1868 гг.- архим. Серафим, в 1868-1871 гг.- архим. Иероним (до принятия Православия Иоганн Хеппнер, выпускник Варшавского ун-та), привезший в Ж. м. копию чудотворной Гербовецкой иконы Божией Матери, в 1872-1880 гг.- архим. Ермоген (Базилюк), в 1881-1883 гг.- архим. Ириней (Чеботаренко), в 1884-1886 гг.- архим. Венедикт, в 1887-1904 гг.- архим. Синесий (Быркэ), в 1904-1916 гг.- архим. Порфирий (Бабей). К сер. XIX в. Ж. м. владел 900 дес. земли, 2 мельницами, садами и виноградниками, к 1912 г.- 500 га земли, в т. ч. 200 га пашни, 7 га садов, 6 га виноградников, 7 га леса, 2 га прудов, к 1918 г.- 430 га земли.

http://pravenc.ru/text/182181.html

В XV-XVII вв. основная часть территории К. и П. е. входила в Суздальскую епархию , в XVIII в.- во Владимирскую епархию (см. Владимирская и Суздальская епархия ), с 1796 г.- в Костромскую, с 1947 г.- в Ивановскую епархию. На территории К. и П. е. находится ряд старинных городов: Кинешма (впервые упом. в 1504), Лух (упом. в 1428/29), Юрьевец (впервые упом. в кон. XIV в.). На территории К. и П. е. разворачивались мн. события Смутного времени , в частности, восстание в Юрьевце против Лжедмитрия II (1608) во главе с Федором Красным, подавленное в 1609 г. отрядами А. Ю. Лисовского, когда были сожжены Кинешма и Юрьевец. 26 мая (в этот день в 1609 г. Лисовский захватил Кинешму) до нач. XX в. был днем поминовения погибших защитников Кинешмы, обычай поминовения возродился в 90-х гг. XX в. В сер. XVII в., в ходе богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Никон , патриарх Московский и всея Руси), территория К. и П. е. стала одним из центров зарождения старообрядчества . В 1652 г. ок. 2 месяцев настоятелем Входоиерусалимского собора в Юрьевце служил один из главных учителей старообрядчества - протопоп Аввакум Петров . До нач. XX в. в Кинешемском и Юрьевецком уездах бытовали все основные толки «старой веры». В XVIII - нач. XX в. главным очагом духовного просвещения в юго-вост. уездах Костромской губ. являлось открытое в 1791 г. в стенах Тихонова Лухского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Луховское ДУ. В 1847 г. уч-ще перевели в Кинешму и оно стало называться Кинешемским. Выпускником Кинешемского ДУ был советский военачальник маршал А. М. Василевский (1895-1977). Уч-ще было закрыто в 1918 г. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (между 1733 и 1806) и ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и блгв. кн. Георгия Всеволодовича в колокольне (1840). Фотография. 2011 г. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (между 1733 и 1806) и ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и блгв. кн. Георгия Всеволодовича в колокольне (1840). Фотография. 2011 г. К числу наиболее значимых храмов края в нач. XX в. относились соборы в Кинешме и Юрьевце. Успенский собор в Кинешме состоит из летнего Успенского храма (1745), зимнего Троицкого храма (1838) и 4-ярусной колокольни (1798). Входоиерусалимский собор в Юрьевце состоит из летнего Входоиерусалимского храма (1733), зимнего Успенского храма (1833) и 5-ярусной колокольни (1840), в 1-м ярусе которой находилась ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и св. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (предполагаемого основателя Юрьевца).

http://pravenc.ru/text/1684650.html

Рака с мощами св. кн. Олега Брянского. Фотография. 2003 г. Рака с мощами св. кн. Олега Брянского. Фотография. 2003 г. В нач. XIX в. Б. м. пришел в запустение и указом Синода от 17 сент. 1831 г. был упразднен с переводом насельников в новоучрежденный Троицкий мон-рь в Ельце. 18 нояб. 1833 г. обитель восстановили как жен. по ходатайству и на средства купцов И. и. К. Семыкиных. При игум. Иринархе (1837-1854) в Б. м. были построены каменный келейный корпус, деревянный флигель, каменная ограда, увеличилась территория мон-ря. При игум. Амфилохии (1854-1871) вместо обветшавшей Ильинской ц. на св. вратах был воздвигнут двухэтажный Ильинский храм с 4 престолами: верхними - в честь Сретения Господня и во имя вмц. Екатерины и нижними - в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прор. Илии; возведены 2 каменных келейных корпуса. 18 нояб. 1875 г. при мон-ре открылась школа, где бесплатно обучалось до 100 девочек. На средства купцов Могилёвцевых в 1905 г. в мон-ре устроили водопровод, в 1911 г. был поставлен больничный корпус. В 1914 г. в больнице и гостинице мон-ря разместился военный госпиталь. В 1836 г. в Б. м. жили 14 насельниц, в 1871 г.- 161, в 1917 г.- 176 монахинь и послушниц, к этому времени мон-рь владел 108 дес. земли. Мощи св. кн. Олега Брянского, главная святыня Б. м., первоначально почивали под спудом на территории обители. 14 нояб. 1893 г. вел. кн. Константин Константинович пожаловал мон-рю икону св. князя, позолоченную лампаду и 600 р. Др. святыней была местночтимая Казанская икона Божией Матери - копия с чудотворного образа, вложенного в 1620 г. царем Михаилом Феодоровичем в Площанскую пуст. В Б. м. хранился также чтимый резной образ свт. Николая Чудотворца, перенесенный из сгоревшей Николаевской ц. Брянска. В дек. 1918 г. указом Брянского уездного исполкома монахини были выселены из мон-ря, в кельях поселились рабочие Брянского арсенала, храмы были закрыты. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из мон-ря было конфисковано большое количество богослужебной утвари. Б. м. был окончательно закрыт указом Брянского исполкома 1 июня 1923 г., кельи были отданы под квартиры рабочих и общежитие для учащихся, неск. корпусов заняла прачечная, обслуживавшая военный гарнизон. В Ильинской ц. устроили рабочий клуб, впосл. переоборудованный под кинотеатр, затем храм разрушили. Во Введенском храме разместился губ. архив, главы собора и колокольня были разобраны. В нач. 30-х гг. XX в. при Брянском еп. сщмч. Данииле (Троицком) были обретены и перезахоронены под алтарем Введенской ц. мощи св. кн. Олега, в 1944 г. Введенский храм был открыт как приходской, бывш. насельницы мон-ря прислуживали за богослужениями. 10 авг. 1995 г. состоялось 2-е обретение мощей кн. Олега, к-рые в наст. время открыто почивают в монастырском Введенском храме.

http://pravenc.ru/text/153535.html

М. А. Максимович. Гравюра Й. Мукаровского. 1882 г. М. А. Максимович. Гравюра Й. Мукаровского. 1882 г. 18 окт. 1834 г. на должность ректора К. у. был назначен проф. Московского ун-та М. А. Максимович (1804-1873). Одновременно (еще с 4 мая) он исполнял обязанности профессора российской словесности и декана философского фак-та. Однако в 1835 г. он отказался от ректорства. После Максимовича К. у. возглавляли: в 1836-1837 гг.- В. Цих, в 1837-1843 гг.- К. А. Неволин, в 1843-1847 гг.- В. Ф. Фёдоров, в 1847-1859 гг.- Р. Э. Траутфеттер, в 1859-1862, 1871-1875, 1878-1880 гг.- Н. Х. Бунге, в 1862-1865 гг.- Н. Д. Иванишев, в 1865 г.- К. А. Митюков, в 1865-1871, 1875-1878 гг.- А. П. Матвеев, в 1880-1881 гг.- К. М. Феофилактов, в 1881-1883 гг.- И. И. Рахманинов, в 1883-1890 гг.- Н. К. Ренненкампф, в 1890-1902 гг.- Ф. Я. Фортинский, в 1903-1905 гг.- Н. В. Бобрецкий, в 1905-1917 гг.- Н. М. Цитович, в 1917 г.- Г. Г. де Метц, в 1917-1918 гг.- А. А. Садовень, в 1918-1919 гг.- Е. В. Спекторский, в 1933-1934 гг.- Д. Ф. Мельников, в 1934 г.- Р. С. Левик, в 1935-1936 гг.- М. А. Кушнарёв, в 1936-1937 гг.- Ф. И. Зюльков, в 1937 г.- И. Д. Давыдов, в 1937-1938 гг.- Н. М. Чупис, в 1938-1944 гг.- А. Н. Русько, в 1941-1942 гг.- К. Т. Штеппа, в 1944-1951 гг.- В. Г. Бондарчук, в 1951-1955 гг.- А. З. Голик, в 1955-1969 гг.- И. Т. Швец, в 1970-1985 гг.- М. У. Белый, в 1985-2008 гг.- В. В. Скопенко, с 2008 г.- Л. В. Губерский. Ун-т стал крупнейшим образовательным и научным центром Вост. Европы. Количество студентов постоянно менялось: в 1834 г. было 62 чел., в 1838 г.- 267, в 1840 г.- 58, в 1846 г.- 525, в 1860 г.- 1049, в 1883 г.- 1700, в 1900 г.- 2 тыс., в 1913 г.- 4919 студентов и 81 слушатель, в 1939 г.- ок. 4 тыс., в 1944 г.- 1500, в 1946 г.- 3800, в 1958 г.- ок. 10 тыс., в 2007 г.- ок. 20 тыс. чел. Киевский ун-т св. Владимира (Национальный ун-т им. Тараса Шевченко) Киевский ун-т св. Владимира (Национальный ун-т им. Тараса Шевченко) В 1834-1835 гг. К. у. пользовался автономными правами. По временному уставу от 25 дек. 1833 г., ему было предоставлено право избирать ректора на 2 года, а проректора и деканов ежегодно. К. у. подчинялись все учебные заведения Киевского учебного окр. Но с 1835 г. им руководил попечитель Киевского учебного окр. Уже в 1842 г., после принятия нового устава, количество кафедр увеличилось до 37. В 1850 г. 2 отд-ния философского фак-та были преобразованы в историко-филологический и физико-математический фак-ты. В 1852 г. при К. у. был основан Центральный архив древних актовых книг. В период проведения либеральных реформ, после принятия нового устава в 1863 г., ун-ту была возвращена автономия. В то же время было открыто еще 15 кафедр. В 1884 г., с введением нового устава, К. у. был подчинен министру народного просвещения и попечителю Киевского учебного окр.

http://pravenc.ru/text/1684571.html

Однако сегодня остро стоит проблема реставрации церковных фасадов и восстановления куполов храма. И приходская община старательно собирает для этого деньги. Осталась церковь и в истории кинематографа. Она появляется в кадрах художественного фильма «Цветы запоздалые», снятого по одноименной повести А.П. Чехова в 1969 г., а также в фильме «Мусорщик» (2001 г.). http://yar-sretenie.cerkov.ru; Находится в Депутатском (бывш. Сретенский) переулке, д. 4. Деревянный храм Сретения Господня, находившийся на этом месте, впервые упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 года. В 1685 г. на средства ярославского купца Павла Якимовича Денисовского построен каменный храм. Первоначально церковь была двухэтажной, с приделом во имя Стефана Сурожского, но в 1833 г. перестроена в одноэтажную, а престол Святителя Стефана перенесен в теплую церковь. Теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы находилась к западу от главного храма, но в 1818 г. разобрана и соединена с ним в одно целое. Резной иконостас для теплой церкви изготовил в 1819-1820 г.г. ярославский мещанин резчик Кузьма Гаврилов Столарев. Царские врата расписывал Семен Степанов Завязошников. В 1821 г. иконостас был вызолочен вологодским мещанином Алексеем Михайловым Шитиковым. В 1821 г. церковь была расписана стенной живописью ярославским художником Федором Васильевым Банщиковым. В 1895 г. церковь подверглась капитальной переделке в псевдорусском стиле на средства ярославского купца И.Н. Дунаева по проекту архитектора Н.И. Поздеева. В 1918 г. выдающимся церковным композитором и регентом, ярославским священником Василием Николаевичем Зиновьевым при храме была организована певческая капелла. Храм был одним из центров церковного движения непоминающих в 1920-е г.г., закрыт в 1929 г. Сначала его переделали под клуб «Медсантруд». Позднее здесь были склад, пекарня, а с начала 1970-х г.г. - цех швейного объединения. Интерьер церкви не сохранился - арендаторы неоднократно перестраивали помещения, разделили основной объём храма на два этажа. В 1994 г. храм возвращен Русской Православной Церкви. Восстановительные работы велись четыре года. В 2001 г. установлен новый иконостас. ГАЯО. Ф. 1118. Оп. 1. Д. 3242. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Васильева И. День рождения храма/Северный край, 2005, 17 февраля; Хрупалова И. Восшествие креста//Северный край, 2005, 9 декабря Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00587

Богуцкий, одни из руководителей польской коммунистической секции в Минске Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), непосредственный начальник УСЛОНа. В августе 1918 г. стал председателем петроградской ЧК, более 15 лет руководил шифровальным отделом ОГПУ–НКВД, с начала 1930-х гг. возглавлял 9-е отделение ГУГБ НКВД. Расстрелян Борецкая (Исакова) Марфа, новгородская боярыня, жена степенного посадника Исаака Андреевича (1438–1439, 1453). Пострадала вместе с членами семьи за враждебную деятельность в отношении Московского княжества Борин Макар Семенович (1871 – 1938), актер. Арестован в апреле 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра. Досрочно освобожден из лагеря в июле 1926 г. Бородин Александр Порфирьевич (1833– 1887), композитор Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825), композитор Браверман Иосиф Моисеевич (1897(9) – ?), анархист. Арестован в феврале 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был старостой, проживавших в Савватьеве, анархистов Браз Осип Эммануилович (1872 – 6 ноября 1936), член Императорской Академии художеств. Арестован в июне 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря, в январе 1926 г. сослан в Новгород. В эмиграции с 1928 г. Бройдо (урожд. Гордон) Ева Львовна (Хава Лейбовна) (1876 – 15 сентября 1941), социал-демократка, член заграничной делегации РСДРП Брусиловский, ссыльный чекист. В 1925 г. имел врачебную практику в Кемперпункте, затем, непосредственно, на Соловках Брусникин, заключенный матрос из Кронштадта Брухимович Шолом, см. Ерухимович Бруштейн Цецилия Ефимовна, социалист-революционерка, первая жена А. В. Федодеева Буденный Семен Михайлович (1883 – 26 октября 1973), маршал Советского Союза Булгаков, крестьянин, отправлен на Соловки за «связь с иностранной буржуазией» Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 10 марта 1940), писатель Бут-Ковальский, лагерный фельдшер Бутурлин М. (?–1924), заключенный, расстрелян за попытку побега из лагеря

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История должности О.-п. закончилась при его преемнике, Карташёве, ранее занимавшем должность товарища (заместителя) О.-п. Возглавив ведомство правосл. исповедания 25 июля 1917 г., Карташёв добился упразднения своей должности. 5 авг. 1917 г. постановлением Временного правительства учреждено Мин-во исповеданий, в ведение к-рого перешли дела обер-прокуратуры Синода, а также Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. До преобразования Высшего церковного управления Поместным Собором, к-рый должен был состояться 15 авг. 1917 г. в Москве, министр исповеданий Карташёв получил не только права и обязанности О.-п., но и права министра внутренних дел. Приход к власти большевиков полностью изменил политическую жизнь в стране, уничтожив саму возможность нормальных церковно-гос. отношений. Должность министра исповеданий была упразднена, а принятый в янв. 1918 г. декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» положил конец прежним взаимоотношениям духовной и светской властей России. Обер-прокуроры XVIII - нач. XX в.: Болтин (13 июня 1722 - 11 мая 1725); Баскаков (11 мая 1725 - 2 дек. 1730); Кречетников (3 нояб. 1740 - февр. 1741; в должность не вступал); кн. Я. П. Шаховской (31 дек. 1741 - 29 марта 1753); А. И. Львов (18 дек. 1753 - 17 апр. 1758); кн. А. С. Козловский (17 апр. 1758 - 9 июня 1763); И. И. Мелиссино (10 июня 1763 - 24 окт. 1768); П. П. Чебышев (24 окт. 1768 - 7 мая 1774); С. В. Акчурин (12 мая 1774 - 28 июля 1786); А. И. Наумов (28 июля 1786 - 26 июля 1791); гр. А. И. Мусин-Пушкин (26 июля 1791 - 8 июля 1797); кн. В. А. Хованский (14 июля 1797 - 5 июня 1799); Хвостов (10 июня 1799 - 31 дек. 1802); Яковлев (9 янв.- 1 окт. 1803); кн. Голицын (21 окт. 1803 - 24 окт. 1817; и как министр Двойного министерства с 24 окт. 1817 по 15 мая 1824); кн. Мещерский (19 нояб. 1817 - 2 апр. 1833); Нечаев (10 апр. 1833 - 25 июня 1836); гр. Протасов (25 июня 1836 - 16 янв. 1855); А. И. Карасевский (25 дек. 1855 - 20 сент. 1856); гр. А. П. Толстой (20 сент. 1856 - 28 февр. 1862); А. П. Ахматов (28 февр. 1862 - 3 июня 1865); гр. Д. А. Толстой (3 июня 1865 - 23 апр. 1880); Победоносцев (24 апр. 1880 - 19 окт. 1905); кн. А. Д. Оболенский (20 окт. 1905 - 4(24) апр. 1906); кн. А. А. Ширинский-Шихматов (26 апр.- 9 июля. 1906); прот. П. П. Извольский (27 июля 1906 - 5 февр. 1909); С. М. Лукьянов (5 февр. 1909 - 2 мая 1911); В. К. Саблер (2 мая 1911 - 4 июля 1915); А. Д. Самарин (5 июля - 26 сент. 1915); А. Н. Волжин (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916); Раев (30 авг. 1916 - 3 марта 1917); Львов (3 марта - 8 июля 1917); Карташёв (25 июля - 5 авг. 1917).

http://pravenc.ru/text/2578043.html

17 июня 1833 г. Волынско-Житомирский еп. Иннокентий (Сельнокринов) установил на Волыни праздник в воспоминание обретения мощей И. 28 авг. 1659 г. 28 авг. 1833 г. по благословению Святейшего Синода еп. Иннокентий возглавил обретение мощей И. в пещерной ц. вмц. Варвары. Он и Каменец-Подольский архиеп. Кирилл (Богословский-Платонов) в присутствии духовенства и множества народа после литургии сняли крышку с гроба И. и обнаружили нетленные мощи святого. Пещерную ц. вмц. Варвары значительно расширили, при мощах святого ежедневно совершались богослужения. В 1841 г. Волынско-Житомирский архиеп. Никанор (Клементьевский) учредил в лавре должность «гробового иеромонаха» («блюстителя мощей»), первым на эту должность был назначен иером. Зиновий (Никорович), в схиме Зосима. В пещерную церковь был поставлен 2-й иеромонах для ведения «Книги записей чудес и знамений почаевских», записи в к-рой делались до 1917 г.; каждый случай исцеления был подтвержден особыми актами, заверенными наместником лавры и свидетелями. В 1848 г. исцелился римо-католик ген.-майор Филипп Кейсер, в 1855 г. избавилась от беснования 60-летняя крестьянка Устинья Кирихина из Елабужского у., в 1870 г. излечилась одержимая Ирина Волошинова из Екатеринославской губ. В 1842 г. графиня А. А. Орлова-Чесменская прислала в Почаевскую лавру изготовленную в С.-Петербурге серебряную раку для мощей И. с покровом и серебряной позолоченной лампадой. 14 авг. 1842 г. Острожский епископ, вик. Волынско-Житомирской епархии, Анатолий (Мартыновский) торжественно переложил мощи И. в новую раку. В 1858 г. было установлено местное празднование дня преставления И.- 28 окт. «наравне со всеми остальными важнейшими праздниками (на Волыни)». В том же году пещерный храм вмц. Варвары был разделен на неравные половины: в зап. части, ближе к пещере И., устроили посвященный преподобному храм, к-рый перегородкой был отделен от ц. во имя вмц. Варвары. В 1862 г. 2 церкви соединили в одну - посвященную И., престол вмц. Варвары был перенесен в придел лаврской больничной церкви. В 1914-1918 гг. мощи И., как и имущество Почаевской лавры, находились в Житомире, в 1918 г. вернулись в обитель. О чудесах, совершавшихся от мощей святого в годы первой мировой войны, писал архим. Дамаскин (Малюта) , с 1918 г. являвшийся насельником Почаевской лавры (в 1920-1931 наместник). Архим. Дамаскин сообщил, что в 1918 г. в связи с началом новой фазы военных действий на Волыни мощи святого были вынуты из раки и положены открыто, рака спрятана ( Дамаскин (Малюта), архим. Почаево-Успенская лавра//Воскресное чтение. Варшава, 1930. 42). В отчете Совета по делам РПЦ от 3 дек. 1947 г. упоминается, что большая частица мощей И. хранилась в Воскресенском соборе в г. Ковеле Волынской обл. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 150. Л. 230-231). В наст. время мощи И. почивают в серебряной раке, возвращенной в лавру ок. 1920 г., в пещерном храме его имени. 13 мая 2002 г., после канонизации прп. Амфилохия Почаевского, мощи последнего были положены рядом с мощами И.

http://pravenc.ru/text/578150.html

888 Письмо заведующего VIII отделом П.А. Красикова являлось ответом на заявление Н.Д. Кузнецова от 8 августа 1918 г. в Управление делами СНК. Вместе с ответом управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича с его резолюцией о необходимости проверки ситуации сложившейся вокруг Сретенского монастыря, переписка была возвращена в VIII отдел НКЮ (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 147). 891 Посылая в СНК 30 августа 1918 г. прошение игумении и монахинь Всехсвятского монастыря, Н.Д. Кузнецов в своем письме повторил основные положения, имевшиеся в прошении. Он также отметил, что «все здания монастыря построены исключительно на пожертвования самих старообрядцев, без каких бы то ни было пособий со стороны казны, и назначение здания монастыря на другие цели может произвести крайне тяжелое впечатление среди единоверцев» Н.Д. Кузнецов просил СНК признать действия отдела неправильными и разъяснить ему «необходимость в своих действиях считаться с уставами монастырской жизни» (ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 159. Л. 8–8 об.). 892 Московский Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Основан в 1862 г. на Новоблагословенном единоверческом кладбище в память освобождения крестьян от крепостного права. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре от старообрядческого Рогожского поселка. В 1864 г. монастырь и кладбище были обнесены оградой с воротами. В 1873–1876 гг. построена церковь свт. Николая Чудотворца с верхним Покровским приделом. В 1907 г. в монастыре жили 32 монахини с игуменьей и 24 послушницы. В 1918 г. монахини вынуждены были покинуть монастырь. В 1922 г. он был окончательно закрыт, впоследствии его территория передана заводу «Серп и молот» (быв. Гужона), храмы разрушены в 1934 г. Единственное сохранившееся здание – Никольская церковь . В настоящее время лишена признаков храма, используется как офисное здание. 894 I Московский государственный университет – официальное наименование университета в 1918–1930 гг. 895 Храм святой мученицы Татианы –домовая церковь Московского университета. Впервые церковь была освящена в 1791 г. В 1812 г. храм сгорел вместе с основными зданиями университета. В 1817–1837 гг. университетским домовым храмом стала соседняя церковь храма святого Георгия на Красной горке. В 1833–1836 гг. купленная для нового здания университета усадьба Д.И. и А.И. Пашковых была перестроена: в ней расположилась университетская церковь, освящена в 1837 г. С приходом к власти большевиков, по постановлению Наркомпроса о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях от августа 1918 г., Татианинский храм был опечатан. Прихожане боролись за признание храма приходской церковью Университетского района. 8 июля 1919 г. по постановлению СНК храм был закрыт окончательно. В здании церкви находился читальный зал юрфака, затем студенческий клуб. В 1994 г. в Татианинском храме было учреждено Патриаршее подворье. В 1995 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

64 23 августа 1915 г. вместо великого князя Николая Николаевича (младшего), Верховным главнокомандующим стал император Николай II. 65 Московская Духовная Академия начала свои занятия в стенах Троице-Сергиевой Лавры 1 октября 1814 г. С тех пор эта дата ежегодно отмечалась торжественным актом, для которого и готовил речь Богословский. Однако, в связи с войной в 1914 и 1915 гг. торжества не проводились. 66 Одна из крупнейших ежедневных общественно-политических газет. Выходила в Москве с 3 сентября 1863 г. по 14 (27) марта 1918 г. С 1870 г. – орган либеральной интеллигенции. С 1913 г. – орган правых кадетов. В апреле-мае 1918 г. выходила под названием «Свобода России». 68 Военно-промышленные комитеты и Комитет военно-технической помощи объединенных научных и технических организаций – общественные организации, созданы в 1915 г. с целью мобилизации промышленности для военных нужд. 71 Речь идет о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в которой располагалась Московская Духовная Академия. С 1908 г. Богословский состоял доцентом Академии по кафедре русской гражданской истории, с декабря 1909 г. – экстраординарным, с января 1912 г. – ординарным профессором. 72 Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ) – многотомный сборник законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке с 1649 по 1913. Первое издание 1830 г. охватывало период с 1649 по 1825 гг. – от Соборного уложения царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I, второе выпускалось ежегодно в 1830–1884 гг. и охватывало царствования Николая I и Александра II, третье выходило ежегодно до 1916 г. и включало законодательные акты с 1 марта 1881 г. до конца 1913 г. Всего в 133 тома ПСЗ и указателей вошло порядка 140 000 актов. 73 Имеется в виду указ Николая II от 30 августа 1915 г. о перерыве занятий Государственной думы с 3 сентября до ноября 1915 г. 74 Новым зданием Московского университета в то время считался бывший главный дом усадьбы Д. И. и А. И. Пашковых, выходивший на Моховую и Б. Никитскую улицы. В 1833 г. он был приобретен для университета и перестроен в 1833–1837 гг. Е. Д. Тюриным в стиле позднего ампира. В 1905 г. здание реконструировано К. М. Быковским, который возвел левый боковой корпус библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010