Впосл. Ж. м. возглавляли иеромонахи Никандр (1808-1810), Каллист (1810-1818), Феофил (1818-1821), одновременно являвшийся ректором Одесской ДС, архим. Синесий (1822-1824). При архим. Иоанникии (1824-1827) Ж. м. благоустраивался за счет благотворителей митр. Иринопольского и Ватопедского Григория († 1846) и молдавского боярина Константина Андроника (Стати). Находясь в Молдавской митрополии и исполняя должность старосты монастыря Голия в Яссах, митр. Григорий выделил в пользу Ж. м. озеро, мельницу, а 21 авг. 1825 г.- поместье Жабка, ранее принадлежавшее Голии. При архим. Иоанникии в Ж. м. был введен общежительный устав по образцу «Наставлений об общей монашеской жизни» (СПб., 1816). Другой благотворитель, Константин Андроник, жил в Ж. м. в 1820-1842 гг. (по нек-рым сведениям, принял постриг в мон-ре), построил храм, купил земли для обители, пожертвовал Евангелие на молдав. языке, серебряные потир и дискос. В 1827-1829 гг. Ж. м. возглавлял экклисиарх домового храма Кишинёвской архиепископии игум. Иов, в 1830-1833 гг.- архим. Онисифор. При магистре Киевской ДА и преподавателе Кишинёвской ДС архим. Никодиме (1833-1835/36) впервые на счету мон-ря в Одесском банке появилось 600 золотых, архим. Никодим пожертвовал обители ок. 6,5 тыс. р. Вид на Вознесенский собор и постройки Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в. Вид на Вознесенский собор и постройки Жабского мон ря. Фотография. Нач. XXI в. В 1836-1864 гг. Ж. м. возглавлял архим. Кассиан, в 1865-1868 гг.- архим. Серафим, в 1868-1871 гг.- архим. Иероним (до принятия Православия Иоганн Хеппнер, выпускник Варшавского ун-та), привезший в Ж. м. копию чудотворной Гербовецкой иконы Божией Матери, в 1872-1880 гг.- архим. Ермоген (Базилюк), в 1881-1883 гг.- архим. Ириней (Чеботаренко), в 1884-1886 гг.- архим. Венедикт, в 1887-1904 гг.- архим. Синесий (Быркэ), в 1904-1916 гг.- архим. Порфирий (Бабей). К сер. XIX в. Ж. м. владел 900 дес. земли, 2 мельницами, садами и виноградниками, к 1912 г.- 500 га земли, в т. ч. 200 га пашни, 7 га садов, 6 га виноградников, 7 га леса, 2 га прудов, к 1918 г.- 430 га земли. |
В XV-XVII вв. основная часть территории К. и П. е. входила в Суздальскую епархию , в XVIII в.- во Владимирскую епархию (см. Владимирская и Суздальская епархия ), с 1796 г.- в Костромскую, с 1947 г.- в Ивановскую епархию. На территории К. и П. е. находится ряд старинных городов: Кинешма (впервые упом. в 1504), Лух (упом. в 1428/29), Юрьевец (впервые упом. в кон. XIV в.). На территории К. и П. е. разворачивались мн. события Смутного времени , в частности, восстание в Юрьевце против Лжедмитрия II (1608) во главе с Федором Красным, подавленное в 1609 г. отрядами А. Ю. Лисовского, когда были сожжены Кинешма и Юрьевец. 26 мая (в этот день в 1609 г. Лисовский захватил Кинешму) до нач. XX в. был днем поминовения погибших защитников Кинешмы, обычай поминовения возродился в 90-х гг. XX в. В сер. XVII в., в ходе богослужебной реформы в Русской Церкви (см. Никон , патриарх Московский и всея Руси), территория К. и П. е. стала одним из центров зарождения старообрядчества . В 1652 г. ок. 2 месяцев настоятелем Входоиерусалимского собора в Юрьевце служил один из главных учителей старообрядчества - протопоп Аввакум Петров . До нач. XX в. в Кинешемском и Юрьевецком уездах бытовали все основные толки «старой веры». В XVIII - нач. XX в. главным очагом духовного просвещения в юго-вост. уездах Костромской губ. являлось открытое в 1791 г. в стенах Тихонова Лухского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря Луховское ДУ. В 1847 г. уч-ще перевели в Кинешму и оно стало называться Кинешемским. Выпускником Кинешемского ДУ был советский военачальник маршал А. М. Василевский (1895-1977). Уч-ще было закрыто в 1918 г. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (между 1733 и 1806) и ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и блгв. кн. Георгия Всеволодовича в колокольне (1840). Фотография. 2011 г. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (между 1733 и 1806) и ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и блгв. кн. Георгия Всеволодовича в колокольне (1840). Фотография. 2011 г. К числу наиболее значимых храмов края в нач. XX в. относились соборы в Кинешме и Юрьевце. Успенский собор в Кинешме состоит из летнего Успенского храма (1745), зимнего Троицкого храма (1838) и 4-ярусной колокольни (1798). Входоиерусалимский собор в Юрьевце состоит из летнего Входоиерусалимского храма (1733), зимнего Успенского храма (1833) и 5-ярусной колокольни (1840), в 1-м ярусе которой находилась ц. во имя вмч. Георгия Победоносца и св. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (предполагаемого основателя Юрьевца). |
Рака с мощами св. кн. Олега Брянского. Фотография. 2003 г. Рака с мощами св. кн. Олега Брянского. Фотография. 2003 г. В нач. XIX в. Б. м. пришел в запустение и указом Синода от 17 сент. 1831 г. был упразднен с переводом насельников в новоучрежденный Троицкий мон-рь в Ельце. 18 нояб. 1833 г. обитель восстановили как жен. по ходатайству и на средства купцов И. и. К. Семыкиных. При игум. Иринархе (1837-1854) в Б. м. были построены каменный келейный корпус, деревянный флигель, каменная ограда, увеличилась территория мон-ря. При игум. Амфилохии (1854-1871) вместо обветшавшей Ильинской ц. на св. вратах был воздвигнут двухэтажный Ильинский храм с 4 престолами: верхними - в честь Сретения Господня и во имя вмц. Екатерины и нижними - в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прор. Илии; возведены 2 каменных келейных корпуса. 18 нояб. 1875 г. при мон-ре открылась школа, где бесплатно обучалось до 100 девочек. На средства купцов Могилёвцевых в 1905 г. в мон-ре устроили водопровод, в 1911 г. был поставлен больничный корпус. В 1914 г. в больнице и гостинице мон-ря разместился военный госпиталь. В 1836 г. в Б. м. жили 14 насельниц, в 1871 г.- 161, в 1917 г.- 176 монахинь и послушниц, к этому времени мон-рь владел 108 дес. земли. Мощи св. кн. Олега Брянского, главная святыня Б. м., первоначально почивали под спудом на территории обители. 14 нояб. 1893 г. вел. кн. Константин Константинович пожаловал мон-рю икону св. князя, позолоченную лампаду и 600 р. Др. святыней была местночтимая Казанская икона Божией Матери - копия с чудотворного образа, вложенного в 1620 г. царем Михаилом Феодоровичем в Площанскую пуст. В Б. м. хранился также чтимый резной образ свт. Николая Чудотворца, перенесенный из сгоревшей Николаевской ц. Брянска. В дек. 1918 г. указом Брянского уездного исполкома монахини были выселены из мон-ря, в кельях поселились рабочие Брянского арсенала, храмы были закрыты. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из мон-ря было конфисковано большое количество богослужебной утвари. Б. м. был окончательно закрыт указом Брянского исполкома 1 июня 1923 г., кельи были отданы под квартиры рабочих и общежитие для учащихся, неск. корпусов заняла прачечная, обслуживавшая военный гарнизон. В Ильинской ц. устроили рабочий клуб, впосл. переоборудованный под кинотеатр, затем храм разрушили. Во Введенском храме разместился губ. архив, главы собора и колокольня были разобраны. В нач. 30-х гг. XX в. при Брянском еп. сщмч. Данииле (Троицком) были обретены и перезахоронены под алтарем Введенской ц. мощи св. кн. Олега, в 1944 г. Введенский храм был открыт как приходской, бывш. насельницы мон-ря прислуживали за богослужениями. 10 авг. 1995 г. состоялось 2-е обретение мощей кн. Олега, к-рые в наст. время открыто почивают в монастырском Введенском храме. |
М. А. Максимович. Гравюра Й. Мукаровского. 1882 г. М. А. Максимович. Гравюра Й. Мукаровского. 1882 г. 18 окт. 1834 г. на должность ректора К. у. был назначен проф. Московского ун-та М. А. Максимович (1804-1873). Одновременно (еще с 4 мая) он исполнял обязанности профессора российской словесности и декана философского фак-та. Однако в 1835 г. он отказался от ректорства. После Максимовича К. у. возглавляли: в 1836-1837 гг.- В. Цих, в 1837-1843 гг.- К. А. Неволин, в 1843-1847 гг.- В. Ф. Фёдоров, в 1847-1859 гг.- Р. Э. Траутфеттер, в 1859-1862, 1871-1875, 1878-1880 гг.- Н. Х. Бунге, в 1862-1865 гг.- Н. Д. Иванишев, в 1865 г.- К. А. Митюков, в 1865-1871, 1875-1878 гг.- А. П. Матвеев, в 1880-1881 гг.- К. М. Феофилактов, в 1881-1883 гг.- И. И. Рахманинов, в 1883-1890 гг.- Н. К. Ренненкампф, в 1890-1902 гг.- Ф. Я. Фортинский, в 1903-1905 гг.- Н. В. Бобрецкий, в 1905-1917 гг.- Н. М. Цитович, в 1917 г.- Г. Г. де Метц, в 1917-1918 гг.- А. А. Садовень, в 1918-1919 гг.- Е. В. Спекторский, в 1933-1934 гг.- Д. Ф. Мельников, в 1934 г.- Р. С. Левик, в 1935-1936 гг.- М. А. Кушнарёв, в 1936-1937 гг.- Ф. И. Зюльков, в 1937 г.- И. Д. Давыдов, в 1937-1938 гг.- Н. М. Чупис, в 1938-1944 гг.- А. Н. Русько, в 1941-1942 гг.- К. Т. Штеппа, в 1944-1951 гг.- В. Г. Бондарчук, в 1951-1955 гг.- А. З. Голик, в 1955-1969 гг.- И. Т. Швец, в 1970-1985 гг.- М. У. Белый, в 1985-2008 гг.- В. В. Скопенко, с 2008 г.- Л. В. Губерский. Ун-т стал крупнейшим образовательным и научным центром Вост. Европы. Количество студентов постоянно менялось: в 1834 г. было 62 чел., в 1838 г.- 267, в 1840 г.- 58, в 1846 г.- 525, в 1860 г.- 1049, в 1883 г.- 1700, в 1900 г.- 2 тыс., в 1913 г.- 4919 студентов и 81 слушатель, в 1939 г.- ок. 4 тыс., в 1944 г.- 1500, в 1946 г.- 3800, в 1958 г.- ок. 10 тыс., в 2007 г.- ок. 20 тыс. чел. Киевский ун-т св. Владимира (Национальный ун-т им. Тараса Шевченко) Киевский ун-т св. Владимира (Национальный ун-т им. Тараса Шевченко) В 1834-1835 гг. К. у. пользовался автономными правами. По временному уставу от 25 дек. 1833 г., ему было предоставлено право избирать ректора на 2 года, а проректора и деканов ежегодно. К. у. подчинялись все учебные заведения Киевского учебного окр. Но с 1835 г. им руководил попечитель Киевского учебного окр. Уже в 1842 г., после принятия нового устава, количество кафедр увеличилось до 37. В 1850 г. 2 отд-ния философского фак-та были преобразованы в историко-филологический и физико-математический фак-ты. В 1852 г. при К. у. был основан Центральный архив древних актовых книг. В период проведения либеральных реформ, после принятия нового устава в 1863 г., ун-ту была возвращена автономия. В то же время было открыто еще 15 кафедр. В 1884 г., с введением нового устава, К. у. был подчинен министру народного просвещения и попечителю Киевского учебного окр. |
Однако сегодня остро стоит проблема реставрации церковных фасадов и восстановления куполов храма. И приходская община старательно собирает для этого деньги. Осталась церковь и в истории кинематографа. Она появляется в кадрах художественного фильма «Цветы запоздалые», снятого по одноименной повести А.П. Чехова в 1969 г., а также в фильме «Мусорщик» (2001 г.). http://yar-sretenie.cerkov.ru; Находится в Депутатском (бывш. Сретенский) переулке, д. 4. Деревянный храм Сретения Господня, находившийся на этом месте, впервые упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 года. В 1685 г. на средства ярославского купца Павла Якимовича Денисовского построен каменный храм. Первоначально церковь была двухэтажной, с приделом во имя Стефана Сурожского, но в 1833 г. перестроена в одноэтажную, а престол Святителя Стефана перенесен в теплую церковь. Теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы находилась к западу от главного храма, но в 1818 г. разобрана и соединена с ним в одно целое. Резной иконостас для теплой церкви изготовил в 1819-1820 г.г. ярославский мещанин резчик Кузьма Гаврилов Столарев. Царские врата расписывал Семен Степанов Завязошников. В 1821 г. иконостас был вызолочен вологодским мещанином Алексеем Михайловым Шитиковым. В 1821 г. церковь была расписана стенной живописью ярославским художником Федором Васильевым Банщиковым. В 1895 г. церковь подверглась капитальной переделке в псевдорусском стиле на средства ярославского купца И.Н. Дунаева по проекту архитектора Н.И. Поздеева. В 1918 г. выдающимся церковным композитором и регентом, ярославским священником Василием Николаевичем Зиновьевым при храме была организована певческая капелла. Храм был одним из центров церковного движения непоминающих в 1920-е г.г., закрыт в 1929 г. Сначала его переделали под клуб «Медсантруд». Позднее здесь были склад, пекарня, а с начала 1970-х г.г. - цех швейного объединения. Интерьер церкви не сохранился - арендаторы неоднократно перестраивали помещения, разделили основной объём храма на два этажа. В 1994 г. храм возвращен Русской Православной Церкви. Восстановительные работы велись четыре года. В 2001 г. установлен новый иконостас. ГАЯО. Ф. 1118. Оп. 1. Д. 3242. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000; Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; Васильева И. День рождения храма/Северный край, 2005, 17 февраля; Хрупалова И. Восшествие креста//Северный край, 2005, 9 декабря Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий |
Богуцкий, одни из руководителей польской коммунистической секции в Минске Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), непосредственный начальник УСЛОНа. В августе 1918 г. стал председателем петроградской ЧК, более 15 лет руководил шифровальным отделом ОГПУ–НКВД, с начала 1930-х гг. возглавлял 9-е отделение ГУГБ НКВД. Расстрелян Борецкая (Исакова) Марфа, новгородская боярыня, жена степенного посадника Исаака Андреевича (1438–1439, 1453). Пострадала вместе с членами семьи за враждебную деятельность в отношении Московского княжества Борин Макар Семенович (1871 – 1938), актер. Арестован в апреле 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра. Досрочно освобожден из лагеря в июле 1926 г. Бородин Александр Порфирьевич (1833– 1887), композитор Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825), композитор Браверман Иосиф Моисеевич (1897(9) – ?), анархист. Арестован в феврале 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был старостой, проживавших в Савватьеве, анархистов Браз Осип Эммануилович (1872 – 6 ноября 1936), член Императорской Академии художеств. Арестован в июне 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря, в январе 1926 г. сослан в Новгород. В эмиграции с 1928 г. Бройдо (урожд. Гордон) Ева Львовна (Хава Лейбовна) (1876 – 15 сентября 1941), социал-демократка, член заграничной делегации РСДРП Брусиловский, ссыльный чекист. В 1925 г. имел врачебную практику в Кемперпункте, затем, непосредственно, на Соловках Брусникин, заключенный матрос из Кронштадта Брухимович Шолом, см. Ерухимович Бруштейн Цецилия Ефимовна, социалист-революционерка, первая жена А. В. Федодеева Буденный Семен Михайлович (1883 – 26 октября 1973), маршал Советского Союза Булгаков, крестьянин, отправлен на Соловки за «связь с иностранной буржуазией» Булгаков Михаил Афанасьевич (1891 – 10 марта 1940), писатель Бут-Ковальский, лагерный фельдшер Бутурлин М. (?–1924), заключенный, расстрелян за попытку побега из лагеря |
История должности О.-п. закончилась при его преемнике, Карташёве, ранее занимавшем должность товарища (заместителя) О.-п. Возглавив ведомство правосл. исповедания 25 июля 1917 г., Карташёв добился упразднения своей должности. 5 авг. 1917 г. постановлением Временного правительства учреждено Мин-во исповеданий, в ведение к-рого перешли дела обер-прокуратуры Синода, а также Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. До преобразования Высшего церковного управления Поместным Собором, к-рый должен был состояться 15 авг. 1917 г. в Москве, министр исповеданий Карташёв получил не только права и обязанности О.-п., но и права министра внутренних дел. Приход к власти большевиков полностью изменил политическую жизнь в стране, уничтожив саму возможность нормальных церковно-гос. отношений. Должность министра исповеданий была упразднена, а принятый в янв. 1918 г. декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» положил конец прежним взаимоотношениям духовной и светской властей России. Обер-прокуроры XVIII - нач. XX в.: Болтин (13 июня 1722 - 11 мая 1725); Баскаков (11 мая 1725 - 2 дек. 1730); Кречетников (3 нояб. 1740 - февр. 1741; в должность не вступал); кн. Я. П. Шаховской (31 дек. 1741 - 29 марта 1753); А. И. Львов (18 дек. 1753 - 17 апр. 1758); кн. А. С. Козловский (17 апр. 1758 - 9 июня 1763); И. И. Мелиссино (10 июня 1763 - 24 окт. 1768); П. П. Чебышев (24 окт. 1768 - 7 мая 1774); С. В. Акчурин (12 мая 1774 - 28 июля 1786); А. И. Наумов (28 июля 1786 - 26 июля 1791); гр. А. И. Мусин-Пушкин (26 июля 1791 - 8 июля 1797); кн. В. А. Хованский (14 июля 1797 - 5 июня 1799); Хвостов (10 июня 1799 - 31 дек. 1802); Яковлев (9 янв.- 1 окт. 1803); кн. Голицын (21 окт. 1803 - 24 окт. 1817; и как министр Двойного министерства с 24 окт. 1817 по 15 мая 1824); кн. Мещерский (19 нояб. 1817 - 2 апр. 1833); Нечаев (10 апр. 1833 - 25 июня 1836); гр. Протасов (25 июня 1836 - 16 янв. 1855); А. И. Карасевский (25 дек. 1855 - 20 сент. 1856); гр. А. П. Толстой (20 сент. 1856 - 28 февр. 1862); А. П. Ахматов (28 февр. 1862 - 3 июня 1865); гр. Д. А. Толстой (3 июня 1865 - 23 апр. 1880); Победоносцев (24 апр. 1880 - 19 окт. 1905); кн. А. Д. Оболенский (20 окт. 1905 - 4(24) апр. 1906); кн. А. А. Ширинский-Шихматов (26 апр.- 9 июля. 1906); прот. П. П. Извольский (27 июля 1906 - 5 февр. 1909); С. М. Лукьянов (5 февр. 1909 - 2 мая 1911); В. К. Саблер (2 мая 1911 - 4 июля 1915); А. Д. Самарин (5 июля - 26 сент. 1915); А. Н. Волжин (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916); Раев (30 авг. 1916 - 3 марта 1917); Львов (3 марта - 8 июля 1917); Карташёв (25 июля - 5 авг. 1917). |
17 июня 1833 г. Волынско-Житомирский еп. Иннокентий (Сельнокринов) установил на Волыни праздник в воспоминание обретения мощей И. 28 авг. 1659 г. 28 авг. 1833 г. по благословению Святейшего Синода еп. Иннокентий возглавил обретение мощей И. в пещерной ц. вмц. Варвары. Он и Каменец-Подольский архиеп. Кирилл (Богословский-Платонов) в присутствии духовенства и множества народа после литургии сняли крышку с гроба И. и обнаружили нетленные мощи святого. Пещерную ц. вмц. Варвары значительно расширили, при мощах святого ежедневно совершались богослужения. В 1841 г. Волынско-Житомирский архиеп. Никанор (Клементьевский) учредил в лавре должность «гробового иеромонаха» («блюстителя мощей»), первым на эту должность был назначен иером. Зиновий (Никорович), в схиме Зосима. В пещерную церковь был поставлен 2-й иеромонах для ведения «Книги записей чудес и знамений почаевских», записи в к-рой делались до 1917 г.; каждый случай исцеления был подтвержден особыми актами, заверенными наместником лавры и свидетелями. В 1848 г. исцелился римо-католик ген.-майор Филипп Кейсер, в 1855 г. избавилась от беснования 60-летняя крестьянка Устинья Кирихина из Елабужского у., в 1870 г. излечилась одержимая Ирина Волошинова из Екатеринославской губ. В 1842 г. графиня А. А. Орлова-Чесменская прислала в Почаевскую лавру изготовленную в С.-Петербурге серебряную раку для мощей И. с покровом и серебряной позолоченной лампадой. 14 авг. 1842 г. Острожский епископ, вик. Волынско-Житомирской епархии, Анатолий (Мартыновский) торжественно переложил мощи И. в новую раку. В 1858 г. было установлено местное празднование дня преставления И.- 28 окт. «наравне со всеми остальными важнейшими праздниками (на Волыни)». В том же году пещерный храм вмц. Варвары был разделен на неравные половины: в зап. части, ближе к пещере И., устроили посвященный преподобному храм, к-рый перегородкой был отделен от ц. во имя вмц. Варвары. В 1862 г. 2 церкви соединили в одну - посвященную И., престол вмц. Варвары был перенесен в придел лаврской больничной церкви. В 1914-1918 гг. мощи И., как и имущество Почаевской лавры, находились в Житомире, в 1918 г. вернулись в обитель. О чудесах, совершавшихся от мощей святого в годы первой мировой войны, писал архим. Дамаскин (Малюта) , с 1918 г. являвшийся насельником Почаевской лавры (в 1920-1931 наместник). Архим. Дамаскин сообщил, что в 1918 г. в связи с началом новой фазы военных действий на Волыни мощи святого были вынуты из раки и положены открыто, рака спрятана ( Дамаскин (Малюта), архим. Почаево-Успенская лавра//Воскресное чтение. Варшава, 1930. 42). В отчете Совета по делам РПЦ от 3 дек. 1947 г. упоминается, что большая частица мощей И. хранилась в Воскресенском соборе в г. Ковеле Волынской обл. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 150. Л. 230-231). В наст. время мощи И. почивают в серебряной раке, возвращенной в лавру ок. 1920 г., в пещерном храме его имени. 13 мая 2002 г., после канонизации прп. Амфилохия Почаевского, мощи последнего были положены рядом с мощами И. |
888 Письмо заведующего VIII отделом П.А. Красикова являлось ответом на заявление Н.Д. Кузнецова от 8 августа 1918 г. в Управление делами СНК. Вместе с ответом управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича с его резолюцией о необходимости проверки ситуации сложившейся вокруг Сретенского монастыря, переписка была возвращена в VIII отдел НКЮ (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 4. Д. 398. Л. 147). 891 Посылая в СНК 30 августа 1918 г. прошение игумении и монахинь Всехсвятского монастыря, Н.Д. Кузнецов в своем письме повторил основные положения, имевшиеся в прошении. Он также отметил, что «все здания монастыря построены исключительно на пожертвования самих старообрядцев, без каких бы то ни было пособий со стороны казны, и назначение здания монастыря на другие цели может произвести крайне тяжелое впечатление среди единоверцев» Н.Д. Кузнецов просил СНК признать действия отдела неправильными и разъяснить ему «необходимость в своих действиях считаться с уставами монастырской жизни» (ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 159. Л. 8–8 об.). 892 Московский Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Основан в 1862 г. на Новоблагословенном единоверческом кладбище в память освобождения крестьян от крепостного права. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре от старообрядческого Рогожского поселка. В 1864 г. монастырь и кладбище были обнесены оградой с воротами. В 1873–1876 гг. построена церковь свт. Николая Чудотворца с верхним Покровским приделом. В 1907 г. в монастыре жили 32 монахини с игуменьей и 24 послушницы. В 1918 г. монахини вынуждены были покинуть монастырь. В 1922 г. он был окончательно закрыт, впоследствии его территория передана заводу «Серп и молот» (быв. Гужона), храмы разрушены в 1934 г. Единственное сохранившееся здание – Никольская церковь . В настоящее время лишена признаков храма, используется как офисное здание. 894 I Московский государственный университет – официальное наименование университета в 1918–1930 гг. 895 Храм святой мученицы Татианы –домовая церковь Московского университета. Впервые церковь была освящена в 1791 г. В 1812 г. храм сгорел вместе с основными зданиями университета. В 1817–1837 гг. университетским домовым храмом стала соседняя церковь храма святого Георгия на Красной горке. В 1833–1836 гг. купленная для нового здания университета усадьба Д.И. и А.И. Пашковых была перестроена: в ней расположилась университетская церковь, освящена в 1837 г. С приходом к власти большевиков, по постановлению Наркомпроса о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях от августа 1918 г., Татианинский храм был опечатан. Прихожане боролись за признание храма приходской церковью Университетского района. 8 июля 1919 г. по постановлению СНК храм был закрыт окончательно. В здании церкви находился читальный зал юрфака, затем студенческий клуб. В 1994 г. в Татианинском храме было учреждено Патриаршее подворье. В 1995 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви. |
64 23 августа 1915 г. вместо великого князя Николая Николаевича (младшего), Верховным главнокомандующим стал император Николай II. 65 Московская Духовная Академия начала свои занятия в стенах Троице-Сергиевой Лавры 1 октября 1814 г. С тех пор эта дата ежегодно отмечалась торжественным актом, для которого и готовил речь Богословский. Однако, в связи с войной в 1914 и 1915 гг. торжества не проводились. 66 Одна из крупнейших ежедневных общественно-политических газет. Выходила в Москве с 3 сентября 1863 г. по 14 (27) марта 1918 г. С 1870 г. – орган либеральной интеллигенции. С 1913 г. – орган правых кадетов. В апреле-мае 1918 г. выходила под названием «Свобода России». 68 Военно-промышленные комитеты и Комитет военно-технической помощи объединенных научных и технических организаций – общественные организации, созданы в 1915 г. с целью мобилизации промышленности для военных нужд. 71 Речь идет о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в которой располагалась Московская Духовная Академия. С 1908 г. Богословский состоял доцентом Академии по кафедре русской гражданской истории, с декабря 1909 г. – экстраординарным, с января 1912 г. – ординарным профессором. 72 Полное Собрание Законов Российской империи (ПСЗРИ) – многотомный сборник законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке с 1649 по 1913. Первое издание 1830 г. охватывало период с 1649 по 1825 гг. – от Соборного уложения царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I, второе выпускалось ежегодно в 1830–1884 гг. и охватывало царствования Николая I и Александра II, третье выходило ежегодно до 1916 г. и включало законодательные акты с 1 марта 1881 г. до конца 1913 г. Всего в 133 тома ПСЗ и указателей вошло порядка 140 000 актов. 73 Имеется в виду указ Николая II от 30 августа 1915 г. о перерыве занятий Государственной думы с 3 сентября до ноября 1915 г. 74 Новым зданием Московского университета в то время считался бывший главный дом усадьбы Д. И. и А. И. Пашковых, выходивший на Моховую и Б. Никитскую улицы. В 1833 г. он был приобретен для университета и перестроен в 1833–1837 гг. Е. Д. Тюриным в стиле позднего ампира. В 1905 г. здание реконструировано К. М. Быковским, который возвел левый боковой корпус библиотеки. |
| |