Обретенная Казанская Ключевская икона, вероятно, постоянно находилась в алатырском Троицком мон-ре, и с 1768 г. лишь в дни праздников ее приносили в Казанскую ц. 23 июля 1823 г. архиеп. Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов) особой резолюцией благословил носить икону по Алатырскому и Ардатовскому уездам. Весной 1848 г., во время эпидемии холеры в Симбирской губ., жители Алатыря попросили настоятеля Троицкого мон-ря архим. Иезекииля совершить крестный ход вокруг города с чудотворным образом, после чего эпидемия пошла на спад. С 1848 г. в память об избавлении Алатыря от холеры по распоряжению городского главы Новикова ежегодно 9 авг. совершали крестный ход вокруг города, в К. м. служили благодарственный молебен. Святыню в сопровождении братии и под охраной полиции носили «в дома» по специальному расписанию, утвержденному алатырским уездным исправником. Первый крестный ход был совершён, согласно указу Синода, 9 авг. 1849 г. Его возглавил архиеп. Симбирский и Сызранский свт. Феодотий (Озеров) . Икону украшал медный позлащенный оклад, а с 1803 г.- серебряный позлащенный оклад, риза с драгоценными камнями и венцом из червонного золота. В 1833 г. на средства мещанина Ф. Уланова был изготовлен новый, резной позолоченный киот. В 1858 г. по завещанию архиеп. Симбирского Феодотия (Озерова) к образу был привешен «крест изумрудный». Согласно описи 1918 г., икона находилась в иконостасе Свято-Троицкого собора алатырского мон-ря. Икона «мерою в вышину 61/2 вершков, а в ширину 51/2 вершков», «обложена серебром, вызолоченная, весу в оном окладе 10 фунтов, серебро непробное»; «икона сия иконописная, древняго писания на липовой доске, мерою в вышину 61/2 вершков, а в ширину 51/2 вершков. Риза на сей иконе серебряная, позлащенная, венец золотой, весом в ризе 1 фунт 24 золотника. Украшение сей ризы состоит из драгоценных камней страз и простых». В Троицкой обители имелась и копия чудотворного образа «мерою в длину 71/2 вершков, а в ширину 51/2 вершков» (Там же. С. 154-155). 1918-2014 гг.

http://pravenc.ru/text/1841542.html

чел.: латгалы, русские, белорусы, поляки и немцы; господствующим исповеданием был католицизм, действовало ок. 20 правосл. храмов. В 1833-1916 гг. усилиями Полоцких епископов в Латгалии было построено более 30 правосл. церквей. Для утверждения Православия в Латвии многое сделал еп. Александр (Заккис), первый правосл. епископ-латыш, занимавший Полоцко-Витебскую кафедру в 1893-1899 гг. Помимо учреждения правосл. храмов еп. Александр вводил в богослужение и в проповедь латыш. язык. В нач. XX в. в Двинске действовали Борисоглебский собор (воздвигнут в 1904-1905), Александро-Невский собор (построен в 1856-1864 на частные пожертвования), единоверческая Успенская ц. на Нов. Строении (1877), деревянный храм во имя свт. Николая на Гриве (построен в 1882, в 1919 сгорел, в 1924 восстановлен), гарнизонный храм во имя блгв. кн. Александра Невского близ Двинской крепости (1897), Никольский храм на городском кладбище (1894). В 1923 г. была построена Петропавловская ц. на Ст. Форштадте на Златогорской ул. 2 июня 1913 г. в витебском Свято-Николаевском кафедральном соборе во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии, был хиротонисан настоятель Маркова витебского во имя Св. Троицы мон-ря , благочинный мон-рей Полоцко-Витебской епархии архим. Пантелеимон (Рожновский) . Местом пребывания викарного епископа был определен полоцкий братский в честь Богоявления мон-рь . В 1913 г. еп. Пантелеимон побывал в Двинске 5 раз. С нач. 1915 г. Латгалия была прифронтовой зоной, в сер. 1915 г. в Двинске было объявлено об эвакуации. С 15 авг. 1917 по 20 апр. 1918 г. в связи с отъездом в авг. 1917 г. Полоцкого еп. Кириона III (Садзаглишвили) в Грузию еп. Пантелеимон принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви в качестве управляющего Полоцкой епархией. В нояб. 1917 г. в Полоцке и Витебске установилась советская власть. В 1918 г. еп. Пантелеимон был вынужден покинуть свою епархию и поселился в Дерманском во имя Св. Троицы мон-ре Ковельского у., на территории, к-рую контролировали поляки.

http://pravenc.ru/text/171494.html

Я от всего сердца желаю мира и процветания всему нашему народу, вне зависимости от национальностей. Народу, который вышел из единой купели Крещения. Сегодня мы живем в разных государствах, суверенитет которых признается и уважается всеми. Но народ с его судьбой, с его историческим путем — это наш народ, и за него проливали кровь герои Брестской крепости. Дай Бог мира и процветания нашему народу. Дай Бог процветания Бресту, белорусской земле, земле российской, земле украинской и многим-многим людям, которые по духу — наши братья и сестры. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами. В память о своем пребывании на этом святом месте 22 июня в 4 часа утра, я бы хотел передать для Брестской крепости изображение Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Какое замечательное название: Радость для всех скорбящих! А скорбь, как и радость, — часть человеческой жизни. Так пусть предстательством Божией Матери, силой Божией наши скорби претворяются в радость. Храни вас всех Господь». После осмотра мемориального комплекса Брестской крепости Святейший Патриарх Кирилл и сопровождающие лица отбыли в Москву. В аэропорту Тельмы г. Бреста Святейшего Владыку провожали митрополит Минский и Заславский Павел и иерархи Белорусской Православной Церкви, Л.П. Гуляко, А.В. Лис. Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил руководство Республики Беларусь, Брестской области и епископат Белорусского экзархата за организацию Первосвятительского визита. Брестская крепость Сооружение крепости началось в 1833 году по проекту военного топографа и инженера Карла Оппермана. Основные строительные работы были завершены к апрелю 1842 года. С началом Первой мировой войны крепость усиленно готовилась к обороне, но в ночь на 13 августа 1915 года в ходе общего отступления была оставлена и частично взорвана русскими войсками. 3 марта 1918 года в Цитадели, в так называемом Белом дворце (бывшая церковь униатского монастыря базилиан) был подписан Брестский мир. Крепость находилась в руках немцев до конца 1918 года, а затем под контролем поляков. В межвоенный период использовалась как казарма, военный склад и политическая тюрьма.

http://patriarchia.ru/db/text/4129814.ht...

В 1796 г. пустынь была приписана к Алатырскому Троицкому монастырю. Холодная церковь Св. Духа была восстановлена, а теплая из-за ветхости разрушена в 1823 г. На пожертвования жителей Алатыря на месте сломанной была заложена каменная (теплая) церковь во имя Иоанна Воина. В 1831 г. холодная церковь была разобрана и продана в с. Миренки. Взамен ее в 1833 г. возвели новую каменную во имя Св. Духа. Вторая, приписанная к монастырю Ключевская пустынь действовала в 18 верстах от Алатыря у родника под названием «у загородного дома». В 1708 г. над родником была сооружена небольшая деревянная церковь – во имя Божией Матери Казанской. В 1767 г. она была сломана и взамен построена новая. В 1806 г. был возведен каменный храм, вместо деревянной церкви установлена часовня. Закрыт в 1919 г. Вновь открыт в 1995 г. Ф.245, 412 ед. хр., 1771–1918 гг.НСА: оп.1-3. Указы симбирской, Казанской, Нижегородской духовных консисторий; книги прихода и расхода денежных сумм; ведомость о настоятеле и братии; опись монастырского имущества; переписка о личном составе монастыря; акты и переписка о пожертвованиях и кружечных сборах; межевые книги дач, условия сдачи в аренду пахотной земли; ведомость о бывших на исповеди и у причастия монашествующих и послушников; книги записи поминовения и заказных обеден частными лицами; исповедальные росписи; доклады Симбирской духовной консистории о назначении, перемещении и увольнении служащих церкви. В фонде 224 «Алатырское духовное правление» имеется именная ведомость Алатырского Троицкого монастыря (д. 4). Источник: сайт Государственный Архив Республики Чувашия Общая высота колокольни от уровня земли до основания креста составляет 81,6 метра. Размер колокольни позволяют видеть её шпиль и слышать звон её колоколов, из которых особо выделяется 18-тонный колокол, практически в любом месте старинного города. Колокольня шатрового типа. Характерно, что в Алатыре существовал шатровый храм-колокольня Казанской иконы Божией Матери, который горожане считали архитектурным символом города Алатырь (к сожалению, шатер этого храма утрачен в результате недавнего пожара).

http://sobory.ru/article/?object=04998

В 1833 году в память даты переформирования, был перенесён полковой праздник лейб-гвардии Кирасирского его величества полка со дня святителя Николая Чудотворца (9 мая) на день мученика Иулиана Тарсийского (21 июня). По этому случаю был написан храмовый образ святого на кипарисовой доске в сребропозлащённом окладе, который хранился в соборе до 1899 года. В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской. Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора. В 1903—1904 годах на Софийской площади по проекту архитектора Л. Н. Бенуа была возведена соборная колокольня, построенная на средства шефа Гусарского полка императора Николая II. В её нижнем этаже устроена часовня преподобного Серафима Саровского. В 1903 году Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь — точную копию полученной храмом в дар от Екатерины II ко дню освящения. Первая утварь (богослужебные сосуды, Евангелия, подсвечники, водосвятная чаша и брачные венцы) в 1812 году в связи с опасностью похода Наполеона на Санкт-Петербург была передана в Воскресенскую церковь Екатерининского дворца, а затем в Екатерининский собор. С 1918 года Софийский собор стал приходским храмом. 6 ноября 1933 года вышло постановление Ленинградского пригородного райисполкома о закрытии собора. Подобное постановление Леноблисполкома было подписано только 10 октября 1934 года. Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон. После Великой Отечественной войны в здании снова размещался склад, в котором разводился открытый огонь с целью утилизации отходов производства. Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_Возн...

В 1900 г. началось возрождение Гнилецкой обители в виде скита Киево-Братского монастыря. К тому времени за урочищем Гадючий лог окончательно закрепилось имя Церковщины, произошедшее от вышеупомянутых руин при пещерах. А восстанавливаемую обитель официально назвали «Скитом Пречистыя» (т. е. Пречистой), т. к. древний монастырь в документах XVI в. именовался «Святое Пречистое Гнилецким». В 1902 г., когда на Церковище была достроена новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожена в советское время), а рядом — жилой корпус, в Скиту поселили нескольких братий, а начальником обители назначили иеромонаха Мануила (впоследствии схиигумена Серафима; +1920) — одного из лучших учеников прп. Ионы Киевского (+1902). Возложив упование на Господа и самоотверженно трудясь, иноки Скита мужественно претерпели лишения первых лет служения в Церковщине и сделали ее процветающей во всех отношениях. Усердными молитвенниками за братию Церковщины были, еще до преставления ко Господу, прп. Варнава Гефсиманский (+1906) и св. прав. Иоанн Кронштадтский (+1908). Свое особое молитвенное предстательство пред Богом о «Ските Пречистыя» засвидетельствовали, являясь иеромонаху Мануилу в видениях, прпп. Серафим Саровский (+1833) и Иона Киевский. Приютившаяся на фоне редкого по красоте пейзажа, простая и опрятная внешне, хозяйственно обустроенная, строгая во внутренней жизни, радушная к гостям, обитель вела просветительную, миссионерскую и благотворительную деятельность и прославилась на всю Российскую империю. На момент революции 1917 г. Скит имел ок. 150 насельников, два подворья — в юго-западном предместье Киева Демиевке и возле Киево-Печерской Лавры, два автономных отделения в г. Умани (находился тогда в составе Киевской губернии, ныне — райцентр Черкасской области), опекал в центре Киева часовню во имя Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (на ул. Большой Житомирской) и памятник Крещению Руси («Колонна Магдебургского права» на берегу Днепра). В 1918 г. «Скит Пречистыя» был отделен от Киево-Братской обители и преобразован в самостоятельный монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=14106

версию интервью о Тарковском читайте на сайте foma.ru в сентябре. См. также: Юрий Грымов, режиссер театра и кино, художественный руководитель московского драматического театра «Модерн»//Фома. -         – август 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере. »).   Вопрос номера. Никудышные христиане: Ни в какие ворота? «Я никудышная христианка и двери счастья для меня закрыты?». Письмо в редакцию/ Светлана . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2017. – С.22-23. - (рубрика « Вопрос номера. Никудышные христиане »). Досмиряться до изнеможения. О несправедливости к себе и неправильном смирении. На вопрос читательницы отвечает психолог Александр Ткаченко . Фото lori.ru//Фома. - – август 2017. – С.24-28. – (рубрика « Вопрос номера. Никудышные христиане »). Патриарх Кирилл. Чем унывающий человек похож на спящего. Из проповеди после литургии Преждеосвященных Даров в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. 25 февраля 2015 года. Заголовок дан редакцией//Фома. - – август 2017. – С.29. - (рубрика « Вопрос номера. Никудышные христиане »). ВЕРА (раздел). – С.30-54.    Школа «Фомы». Именины: Серафим (Серафима) . [Иллюстрированная информация: Значение имени. Имя Серафим происходит от древнееврейского слова «сараф» и переводится как «пылающий», «огненный»; Дни памяти : 1 августа – обретение мощей преподобного Серафима Саровского. 15 января – преставление и второе обр е тение мощей преподобного Серафима Саровского; Преподобный Серафим Саровский (1754-1833). Подготовил Тихон Сысоев ; Святые с именем Серафима : Преподобномученица Серафима (Сулимова) (1859-1918); Известные люди с именем Серафима: Серафима Амосова (1914-1992) - знаменитая советская летчица, участница Великой Отечественной войны. Игуменья Серафима (Черная) (1914-1999) – советский ученый-химик, настоятельница Новодевичьего монастыря; Интересные факты ]. Ил.: Видение Пресвятой Богородицы Прохору Мошнину. Икона; Троицкий собор в Дивееве. Фото Владимира Ештокина; Император Николай II и императрица Александра Федоровна на торжествах в Дивееве. Фото. 1903; Кадры из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» (2015)//Фома. - – август 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-172-...

Здесь, на этой площади, летом 1903 года, на празднике прославления преподобного Серафима, десятки тысяч людей пели – удивительно! – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», что и было предсказано давным-давно самим батюшкой: «Среди лета запоют Пасху». Великий плач радости прозвучал тогда в Дивееве! Эхо его мы слышим, слава Богу, век спустя. А тогда прославление преподобного Серафима сопровождали многочисленные исцеления, подтвержденные медиками. Вот он, вот он, тот самый храм, над которым, по свидетельствам, во время возведения главного купола кружили три голубя и три журавля. Троицкий собор. Службы в эти часы нет, потому к раке преподобного Серафима можно подойти свободно. «Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет», – так говорил преподобный Серафим Саровский своим духовным чадам. Духовных чад уж нет, приходим мы, чужие люди. Но слышит батюшка и нас, и наша скорбь тоже проходит. Большая красивая рака, над которой возжжены несколько лампад. Позади – в горизонтальных киотах – предметы, принадлежавшие батюшке: кожаные лапоточки, мотыга, одежда. Теперь святые мощи преподобного находятся здесь, и исполнилось его пророчество: «Вот, матушка, теперь все удивляются, что убогий Серафим занимается вами, принимает участие в вас, но это еще что за диво; а будет диво, как плоть-то свою убогий Серафим перенесет в Дивеев!» Старец, почивший 2 января 1833 года, был похоронен у южной стены алтарной части Успенского собора Саровской пустыни, рядом с могилой схимника Марка, на месте, выбранном им самим незадолго до кончины. В 1920 году рака была вскрыта во время «разоблачительства» и кампании вскрытия мощей, развернутой вождями русской революции. Более полугода мощи святого, открытые для обозрения, оставались в раке под стеклом. Вскрытие святых мощей, начавшееся в 1918 году, народное сознание связало с засухой и голодом 1921–1922 годов. По словам современного историка, письма простых граждан в Совнарком с требованиями прекратить надругательства над святыми мощами «свидетельствуют и о том, что православная Россия считала страшную засуху Божией карой за вандализм и богоборчество».

http://pravoslavie.ru/112124.html

Первоначальная редакция сообщает, что прп. Григорий скончался 30 сент., но не указывает год смерти. Минейная редакция и Редакция сборников приводят, вероятно, неверный год преставления святого - 1448 (6957) г. По-видимому, прп. Григорий скончался после зимы 1449/50 г. (т. е. после осады Вологды войсками кн. Димитрия Юрьевича Шемяки, когда преподобный обличал князя и по приказу последнего был сброшен с «помоста»). В Первоначальной и Минейной редакциях Жития указано место его кончины - находившийся близ Г. м. храм св. мучеников Бориса и Глеба, в к-ром служил духовник преподобного иером. Варсонофий. К нему прп. Григорий ушел, почувствовав приближение смерти и попрощавшись с братией. В Минейной редакции и Редакции сборников сообщается, что святой заповедал братии не хоронить его тело, а, «влекуще за нозе», кинуть в болото. Но насельники перенесли мощи основателя в мон-рь и похоронили в Богородицком храме, по правую сторону от алтаря. От мощей происходили исцеления. Вероятно, в 1549 г. состоялась канонизация преподобного ( Голубинский. Канонизация святых. С. 104; Васильев В. История канонизации рус. святых. М., 1893. С. 186). К 1450 г. в Г. м. проживало 13 насельников. По реформе 1764 г. Г. м. был оставлен заштатным со строителем и 6 монахами, в 1833 г. в Г. м. проживало 30, в 1910 г.- 31, в кон. 1918 г.- 29 насельников. До 1764 г. настоятелями Г. м. были игумены, затем строители, в нач. XX в.- архимандриты. После прп. Григория Г. м. возглавлял его любимый ученик иером. Александр. Игум. Иларион (сер. XVI в.) находился в числе лиц, участвовавших по указу митр. Московского свт. Макария в 1560 г. в освидетельствовании мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских. Игум. Серапион (упом. в 1628, 1630 и 1641) служил также казначеем вологодского архиерейского дома. К 1830 г. Г. м. пришел в запустение. По свидетельству схим. Михаила (Чихачёва) , мон-рь «был настолько разорен и заброшен, что хотели его обратить в приходскую церковь» (цит. по: Соколов Л. Свт. Игнатий. М., 2003.

http://pravenc.ru/text/166513.html

И. Бередников (1835-1855), М. А. Коркунов (1835-1855), А. А. Куник (1858-1899), А. А. Шахматов (1899-1920, в 1919-1920 исполнял обязанности директора 1-го и 2-го отд-ний), Н. К. Никольский (в авг. 1920 - янв. 1921 заведовал обоими отд-ниями). Во главе 2-го (иностранного) - Френ (1819-1828), В. А. Эртель (1828-1833), А. М. Шёгрен (1833-1835), К. М. Бэр (1835-1862), А. А. Шифнер (1862-1879), А. А. Штраух (1879-1890), К. Г. Залеман (1891-1917), М. А. Дьяконов (1918-1919). В б-ке служили академики Г. Ф. Миллер и Ф. Б. Грефе. В нач. 1921 г. общее собрание БАН приняло решение об объединении 2 отд-ний в одну б-ку. Директорами объединенной БАН были: Никольский (1921-1924), С. Ф. Платонов (1925-1928), С. А. Жебелёв (и. о. в 1928-1929), С. В. Рождественский (1929), И. И. Яковкин (1929-1949), Д. В. Лебедев (и. о. в 1949-1950), Д. В. Наливкин (1950-1953), Г. А. Чеботарёв (1953-1961), М. С. Филиппов (1961-1967), А. А. Моисеева (и. о. в 1967-1970), Д. В. Тер-Аванесян (1970-1979), К. В. Лютова (и. о. в 1979-1980), В. А. Филов (1980-1988), В. П. Леонов (с 1989). БАН - это НИИ в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, книговедения, научного описания рукописей, консервации и реставрации документов, безопасности б-к и архивов. Фонды: иностранный, рус. (отечественный), слав., газетный, рукописный, редкой книги, картографический, справочно-библиографический, патентный, стран Азии и Африки, микрофишей и микрофильмов, лит-ры рус. зарубежья, лит-ры по библиотековедению и библиографии. Обязательный экземпляр академической типографии получает с 1746 г., обязательный экземпляр печатной продукции России - с 1783 г. Общий фонд - более 19 млн. 521 тыс. единиц хранения, в т. ч. более 8 млн. 387 тыс. журналов, более 26 тыс. названий газет. Фонд рукописей насчитывает более 18 тыс. единиц хранения, редкой книги - ок. 250 тыс. единиц хранения. Специальные виды лит-ры (отчеты, стандарты, каталоги, переводы описаний изобретений, карты и др.) - более 669 тыс. единиц хранения; микрофиши и микрофильмы - более 213 тыс.

http://pravenc.ru/text/63754.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010