При Академии имеются библиотека, различные музеи, лаборатории и кабинеты, доступные не только для академиков, но и для посторонних лиц. Для Академии основным является закон 1836 года с позднейшими добавлениями. Академия состоит в заведовании Министерства Народного Просвещения. Между прочим, она оценивает различные сочинения, представляемые на конкурс для получения премий за лучшие научные и литературные труды.   Вид Невы – 1753 год Прямо – Кунсткамера, левее Академия Наук   В заведовании Академии находятся физические обсерватории и астрономическая обсерватория в Пулкове» .   Академия и академики   Для полноты картины, благо места это займет немного, приведем данные по составу Императорской Академии Наук на 1913 год, с которым так любили сверять покойные большевики свои достижения . Тем более, что со многими мы еще раз встретимся, когда будем говорить уже о науке в Империи. Итак, прошу любить и жаловать.   Президент − Великий князь Константин Константинович РОМАНОВ   Великий Князь Константин Константинович (поэт К.Р.) Президент Академии Наук   Вице-президент − академик П.В. НИКИТИН Непременный секретарь − академик С.Ф. ОЛЬДЕНБУРГ   Действительные члены   БАКЛУНД O.A. 1846-1916. Астрономия БАРТОЛЬД В.В. 1869-1930. Литература и история азиатских народов БЕЛОПОЛЬСКИЙ A.A. 1854-1934. Астрономия БОРОДИН И.П. 1847-1930. Ботаника ВАЛЬДЕН П.И. 1863-1957. Технология и химия ВЕРНАДСКИЙ В.И. 1863-1945. Минералогия ГОЛИЦЫН Б.Б. 1862-1916. Физика ДЬЯКОНОВ М.А. 1855-1919. История и древности русские ЗАЛЕМАН К.Г. 1849-1916. Литература и история азиатских народов ЗАЛЕНСКИЙ В.В. 1847-1918. Зоология ИСТРИН В.М. 1865-1937. Русский язык и словесность КАРПИНСКИЙ А.П. 1846-1936. Геология КОКОВЦОВ П.К. 1861-1942. Литература и история азиатских народов КОНДАКОВ Н.П. 1844-1925. Классическая филология и археология КОРШ Ф.Е. 1843-1915. Русский язык и словесность КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Русский язык и словесность КУРНАКОВ Н.С. 1860-1941. Химия ЛАМАНСКИЙ В.И. 1833-1914. Русский язык и словесность

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

Что касается заявления о значительном количестве атеистов, Вигилянский попросил авторов проекта сослаться на доказательства. В записке к законопроекту цифры отсутствуют. Согласно самым разным опросам за разные годы ВЦИОМ за 1990-2000 годы (Института Гэллапа из США), количество верующих оценивается как большинство - оно колеблется между 56 и 82%. Интересно, что, по данным Института Гэллапа за 2007 год, трое из четырех респондентов выступали в России за преподавание религии в школе. Любопытно, что даже по данным сталинской предвоенной переписи, 56% советских людей назвали себя верующими - через 20 лет после революции, после пятилетки безбожия, в ходе которой были уничтожены православные священники и исламские ученые, разрушены церкви и мечети. Правда, согласно данным на сайте ЦРУ, сейчас неверующими являются 2/3 граждан России. История гимна России С конца XVIII века до 1816 года гимном считался полонез на стихи Державина " Гром победы раздавайся! " . Затем Александр I принял гимн на слова Жуковского " Боже, царя храни! " . Музыка для гимна поменялась в 1833 году, действовал он до низложения царя в 1917 году. Первым революционным гимном стала " Рабочая марсельеза " на оригинальные слова народовольца Лаврова ( " Отречемся от старого мира " ). С 1918 до 1943 года гимном Советской России стал " Интернационал " , который начинался словами: " Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир рабочих и рабов! " . В 1944 году гимном СССР стал текст на слова Сергея Михалкова и на музыку Александрова. Он начинался словами " Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь " . С 1956 до 1977 года гимн исполнялся без слов, так как в них упоминался Сталин. В 1977 году Михалков отредактировал слова гимна, и они снова зазвучали. С 1993 по 2000 год в качестве гимна исполнялась " Патриотическая песня " Глинки в редакции Андрея Петрова. С 7 марта 2001 года третья редакция слов Сергея Михалкова утверждена как гимн России. http://www.gzt.ru/topnews/politics/272231.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

В 1794 г. Острожское духовное правление известило члена Минской духовной консистории, занимавшегося церковными делами на Волыни, архим. Варлаама (Шишацкого) о желании 23 жителей Гощи перейти в Православие и о препятствиях, к-рые им чинит местный помещик С. Костка-Ленкевич. 26 июня 1796 г. Михайловский храм Г. м. был обращен в правосл. приход, мн. местные жители приняли Православие. До 1833 г. в Гоще существовал униатский мон-рь, размещавшийся в 2-этажном корпусе при Михайловской ц. В 1816 г. б-ка василианского мон-ря была передана правосл. Острожской семинарии. В 1833 г. все постройки Г. м. перешли причту Михайловской ц. Согласно описи 1863 г., в храме служили свящ. Д. Абрамович, псаломщик И. Гутовский и просвирник, приходу принадлежало 45 дес. 1,605 сажени земли, в т. ч. 3 дес. 1 сажень усадебной, 34 дес. 2 сажени пахотной, 6 дес. 556 сажен сенокосной. В 1880 г. в дополнительный надел причту было передано еще 7 дес. 816 сажен земли. В 1863 г. в губ. церковно-строительном присутствии было заведено дело о капитальном ремонте Михайловской ц. Лишь в 1888 г. храм был перестроен: над центральным объемом возведена деревянная глава, главы апсиды и притвора заменены 2-скатными кровлями, сев. и зап. фасады повышены и завершены треугольными фронтонами, вост. стена апсиды оформлена 4 пилястрами, поддерживающими карниз, выше к-рого — неглубокие прямоугольные ниши. Узкие окна, полуциркульные или стрельчатых очертаний, прорезаны по одному в вост. и юж. стенах апсиды, в юж. и сев. фасадах храма, в стенах притвора. Вход в храм оформлен плоскими пилястрами, поддерживающими треугольный фронтон. С обеих сторон апсиды появились пониженные угловые пристройки. После 1918 г. Михайловский храм был закрыт, постройки использовались в хозяйственных целях. Решением Свящ. Синода УПЦ от 29 дек. 1993 г. при храме был открыт жен. мон-рь. 23 июня 1994 г. Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал его устав. Построен келейный корпус с домовой ц. во имя свт. Николая Чудотворца, восстановлен Михайловский храм, в к-ром среди святынь на горнем месте находится Заставницкая икона Божией Матери (по преданию, чудесным образом обретена в сер. XVII в.). К янв. 2006 г. в Г. м. проживали игум. Ирина (Сачук) и 10 насельниц.

http://pravenc.ru/text/586567.html

Научные интересы П. весьма обширны: история Сербии, средневек. серб. лит-ра, искусство и археология, а также религия, медицина и этнология. Особое значение имеет диссертация П., в к-рой он впервые собрал сведения о почитаемых в Сербской Православной Церкви святых, а также о местночтимых подвижниках и о тех, почитание к-рых угасло. Изучение почитания серб. святых он продолжил и на примере представителей серб. правящей династии Неманичей в монографии «Возникновение почитания первых Неманичей в Хиландаре и Студенице» култова првих у Хиландару и Студеници. Смедерево, 1997). Много статей П. посвятил мон-рю Студеница: «Студеницкие монахи с 1790 до 1850 г.» (Студенички монаси од 1790. до 1850. г.//ИЧ. 1986. 33. С. 155-167); «Заметки о мон-ре Студеница» (Белешке о манастиру Београд, 1987. Бр. 19. С. 163-172), «Просвещение и школа в монастыре Студеница» (Просвета и школству у манастиру Студеница//Смедерево. Смедерево, 1986. Бр. 4. С. 3-18). Во время работы в Смедереве П. добился выделения здания для музея и пополнения коллекций, большинство исследований посвятил изучению истории этого города: «Некоторые памятники культуры» (Неки споменици културе. Смедерево, 1962-1975. 5 т.), «Смедеревская крепость: Отношения сербов и турок» (Смедеревска од 1815-1867: Односи Срба и Турака. Смедерево, 1967), «Смедерево в XIX в.: Занятия, имущество и заработки населения, согласно переписям 1833 и 1862/1863 гг. Архивные данные с комментариями» (Смедерево у XIX в.: имовина и зарада становника према пописима 1833. и 1862/1863 г.: Архивски подаци са коментарима. Смедерево, 1969), «Книга в Смедеревской области в XIX в.» у смедеревском kpajy у XIX в. Смедерево, 1974), «История Смедерева в слове и образе» (Ucmopuja Смедерева у речи и слици. Смедерево, 1980), «Прозаические и поэтические произведения, созданные в Смедерево в 1433-1456 гг.» (Прозни и песнички списи настали у Смедереву, 1433-1456. г. Смедерево, 1983), «Смедеревские библиотеки: Книги и библиотеки в Смедеревском крае с 1430 г. доныне» (Смедеревске библиотеке: и библиотеке у Смедеревском kpajy од 1430. г. до данас. Смедерево, 1986), «Смедерево и Европа, 1381-1981» (Смедерево и Европа, 1381-1918. Смедерево, 1988), «Смедеревские новости, 1875-1995» (Смедеревске новине: 1875-1995. Смедерево, 1996) и др.

http://pravenc.ru/text/2578614.html

ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) ЗОСИМА Александровский (не позднее 2-й пол. XVII в.- ок. 1710-1713), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА Алексеевич Пепенин (1888-1937), свящ., сщмч, (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗОСИМА Васильевич Трубачёв (1893-1938), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Данилов; 1892 - 1918), инок, прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_21.html

В 1870 г. при храме начала действовать воскресная школа. В 1876 г. было открыто церковно-приходское попечительство, возглавлявшее деятельность прихожан в церковных, благотворительных и миссионерских делах прихода. Священник Павел Петрович Мышкин (1833-1902) был одаренным от Бога лекарем, при своем доме содержал госпиталь, известный на несколько волостей. При приходе действовало Общество трезвости. В период Гражданской войны (1918-1922 гг.) храм оказался в центре боевых действий. Далее судьба храма близилась к своему печальному концу. Сначала он был обкраден, затем в 1937-38 г.г. закрыт и отдан под склад зерна. В 1943 г. были сброшены кресты и колокола, а стены постепенно разобрали на кирпичи, из которых построили здание райисполкома. К 1947 г. от храма уже ничего не осталось (из книги «Отец Алексий пастырь добрый, хранитель святыни» стр. 36. МУП «Якшур-Бодьинская типография» с. Якшур-Бодья, 2007 г.). Возрождение православного прихода в с. Гольяны произошло 14 июля 2000 г. В 2001 г. была обустроена молельная комната. Строительные работы по воссозданию храма с благословения Митрополита Ижевского и Удмуртского Николая начались в мае 2012 г. 25 сентября 2016 г. вновь построенная Крестовоздвиженская церковь была освящена малым чином. 25 июня 2017 г. митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин провел чин Великого освящения храма и первую архиерейскую литургию. Святынь от старой разрушенной церкви почти не сохранилось, кроме нескольких икон: Божьей Матери «Владимирская», Архангела Михаила, Архангела Гавриила, св. великомученика и целителя Пантелеимона и св. пророка Илии. Появились новые святыни, привезенные благотворителем Сычевым К.В. из Иерусалима. Это частицы мощей святых: прор. Амоса; ап. Акилы; равноап. Вел. импер. Константина; первомуч. Архидиакона Стефана; преп. мученицы Параскевы (Римской); преп. Ефросинии (игум. Полоцкой); мироносицы Иоанны и др. В связи с большим почитанием в с. Гольяны великомученицы Параскевы (Пятницы) на территории церкви в 2017 г. построена часовня в память этой святой с приделом Новомученников и исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=41518

О дальнейшей истории Почаева повествует еще одно лаврское предание. Согласно ему, в 1559 году через имение православной помещицы Анны Гойской, к чьим владениям относился и Почаев, проезжал греческий митрополит Неофит, который воспользовался приглашением хозяйки остановиться на время в ее доме, а в благодарность за гостеприимство подарил ей икону Божией Матери. Святыня долго стояла в замковой часовне. Однажды, став свидетельницей того, как от образа исходит дивный свет, Гойская уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду. Она посоветовала своему слепорожденному брату Филиппу усердно помолиться перед иконой об исцелении. Господь даровал Филиппу прозрение. Пригласив духовенство, Гойская перенесла в 1597 году святыню крестным ходом в Почаев и вручила ее инокам. В том же году она наделила иноков землей и средствами для обустройства при храме общежительного монастыря, о чем свидетельствует сохранившийся текст дарственной грамоты. Событие это произошло через год после того, как вопреки соборному мнению Церкви в Бресте была заключена уния с католиками. Не случайно Гойская особо отметила в грамоте, чтобы новый монастырь хранил верность Православию. Первым документально известным настоятелем обители является преподобный Иов Почаевский. Он родился в Покутье, в юные годы принял монашество и священный сан в Угорницком монастыре, стал знаменитым подвижником. Князь Константин Константинович Острожский, защитник Православия, пригласил преподобного Иова на игуменство в Дубенский монастырь. Со временем, тяготясь славой, преподобный тайно ушел в Почаев, но и там был избран игуменом. В 1651 преподобный Иов мирно почил 100-летним старцем. С начала XVIII века до 1831 года обитель находилась в руках униатов. После возвращения Почаевского монастыря православным за ним было решено закрепить почетное звание Лавры, употреблявшееся еще униатами. В 1833 году данное решение получило окончательное утверждение. Во время Первой мировой войны, с августа 1915-го по май 1916 года, Почаев был оккупирован австрийскими войсками. Накануне оккупации в Житомир перенесли чудотворную икону и мощи преподобного Иова, святыни пробыли там до 1918 года. Часть братии перешла в другие монастыри, но около 30 человек приняли мужественное решение остаться. Австрийцы отправили в лагерь для военнопленных всех, кроме одного: 80-летний старец архимандрит Николай категорически отказался подчиняться насильственному выдворению из кельи и в конце концов остался в обители. Таким образом, полного оставления Лавры монашествующими не произошло.

http://patriarchia.ru/db/text/713418.htm...

С тех пор церковь не перестраивалась. Храм пострадал от пожара 1737 г., и большой ремонт производился под наблюдением архитектора Д.В. Ухтомского в 1756 г. В 1770-е гг. церковное здание чуть не было уничтожено: по плану В.И. Баженова на территории южной части Кремля предполагалось возвести огромный дворец. Уже снесли часть кремлевских стен и башен, некоторые церкви, а также приходские строения, окружавшие церковь Константина и Елены. Но строительство дворца так и не началось. Старинная церковь лишилась прихода, сильно пострадала от пожара и грабежей 1812 г. По повелению императора Николая I в 1833 г. приступили к ее реставрации, которая длилась три года. В 1844 г. на правой стороне трапезной устроили придел святителя Николая Чудотворца. В 1890 г. напротив Николаевского дворца, на кромке плаца и кремлевского дворца началось строительство ансамбля памятника императору Александру II. Этот монумент скрыл от глаз москвичей и без того небольшую Константино-Еленинскую церковь невдалеке от Спасских ворот. И все же ее не забыли православные жители Москвы. Особенно почиталась верующими икона Божией Матери «Нечаянная Радость», украшенная в 1876 г. драгоценной ризой. Перед этим образом совершался ежедневный молебен. Замечательным по красоте был пятиярусный иконостас конца XVII в. За правым клиросом помещалась храмовая икона и ковчег с частицами мощей равноапостольных Константина и Елены. Как и прочие кремлевские храмы, Константино-Еленинскую церковь закрыли в 1918 г. В течение нескольких лет она стояла запущенной, с разбитыми стеклами. Спустя десять лет, в 1928 г., ее уничтожили. На ее месте возле Константине-Еленинской башни, выходящей на Васильевский спуск, появилось приземистое здание из красного кирпича, предназначенное, видимо, для охраны правительственных учреждений Кремля. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=34511

В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали. С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ. 25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах - Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария. Прп. Иов Почаевский Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского. При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев. В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Село Большое Болдино принадлежало отцу Александра Пушкина. Впервые оно упоминается в документах XVI века под названием Забортники, уже тогда оно принадлежало роду Пушкиных. Дед поэта выстроил в Болдине каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Поэт был тут трижды (в 1830, 1833, 1834 годах), период его пребывания в 1830 году позднее в работах литературоведов был назван «Болдинской осенью». Прибыв для улаживания наследственных дел перед женитьбой на Наталье Гончаровой, поэт был вынужден задержаться в Болдино на три с половиной месяца. За это время он создал более 50 произведений. Пушкинские места заповедными объявили сами местные жители в 1918 году. Сохранились парк, любимая поэтом роща Лучинник, отреставрирована усадьба с комплексом построек, ставшая ядром государственного музея-заповедника. В 1974 г. воссоздана вотчинная контора. Проводятся Пушкинские праздники. Установлен памятник поэту. В состав музея-заповедник входит также имение Львовка в 8 км от Болдина, принадлежавшее старшему сыну поэта. Барский дом Успенская церковь Успенская церковь в селе Большое Болдино. Интересно, что Успенская церковь в селе Большое Болдино была освящена именно в год рождения А. С. Пушкина. Его дед строил ее почти полвека и не дожил до окончания строительных работ. Строительство церкви заканчивала его жена, бабушка поэта. Построить церковь в своем родовом селе дед Пушкина решил после того, как захотел переехать в Большое Болдино на жительство. Церковь стала первой каменной постройкой в этой местности – прежде все строительство здесь велось исключительно из дерева. Местные крестьяне не владели ремеслом каменного строительства, так что в село были выписаны мастера из других мест. Как известно, покровителем рода Пушкиных был святой Александр Невский, в честь которого и назвали будущего поэта. Пушкинский музей в Болдине появился в 1949 году, когда в стране широко праздновалось 150-летие со дня рождения поэта. С того времени музей-заповедник и ведет свою историю. Ныне музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино» входит в число крупнейших пушкинских музеев России. Он включает в себя тринадцать архитектурных объектов, большая часть которых отреставрирована и восстановлена в период 1985-90-х годов, а также два усадебных парка в Болдине

http://pravmir.ru/nezabytoe-boldino/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010