Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Константинович Преображенский (23.01.1876, с. Крутец Пошехонского у. Ярославской губ.- 14.06.1940, Ярославль), сщмч. (пам. 1 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе Ростово-Ярославских святых), свящ. Из семьи псаломщика. Окончил ДУ, в 1916-1917 гг. служил писарем в армии. После 1917 г. был рукоположен во иерея, служил в с. Верховье Ермаковского р-на Ярославской обл. В 1937 г. храм был закрыт, и священник переехал в с. Покров-Рогули Приухринского сельсовета, поселился в доме церковного старосты, совершал требы на дому. 28 дек. 1937 г. В. был арестован, обвинен «в срыве предвыборного собрания по выборам в Верховный Совет СССР... в клевете на политику советского правительства... в проведении антисоветской агитации» («агитация» заключалась в том, что священник, совершая Крещение младенца, говорил: «Если ребенка оставить некрещеным, будет болеть и расти плохо»). В. виновным себя не признал. 16 июня 1938 г. специальная коллегия Ярославского областного суда приговорила В. к 10 годам ИТЛ. Мученик скончался в Ярославской исправительно-трудовой колонии 3. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Д. С-1833. Лит.: Новомученики и исповедники Ярославской епархии/Под ред. прот. Н. Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Ч. 3. С. 125-126. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/150599.html

Архитектор Алексей Егорович Эренберг Русский архитектор, родился в Санкт-Петербурге. В 1886 закончил Академию Художеств со званием классного художника 3-й степени. С 1888 - пензенский епархиальный архитектор, с 1898 - новгородский губернский архитектор, с 1909 новгородский губернский инженер. В 1918-1920 - зав. секцией Новгубсовнархоза, с 1920 - в НовгубРКИ. Умер в Новгороде. Список храмов, которые построил Алексей Егорович Эренберг (или с его участием) Пензенская область Часовня Казанской иконы Божией Матери Белинский район, Поим Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: Между 1897 и 1901 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Николая Чудотворца Белинский район, Пичёвка Архитектор: А.Е. Эренберг (реконструкция 1890 г.) Год постройки: 1852. В 1890 расширена Церковь Вознесения Господня Лунинский район, Старая Степановка Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: Между 1886 и 1890 Церковь Троицы Живоначальной Земетчинский район, Вяземка Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: не ранее 1910 Церковь Рождества Христова Никольский район, Большое Пермиёво Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: 1892 Церковь Николая Чудотворца Никольский район, Казарка Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: Между 1833 и 1904 Церковь Михаила Архангела (утрачена) Никольский район, Рёбровка (Архангельское) Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: Между 1896 и 1897 Церковь Космы и Дамиана (старая) (утрачена) Сосновоборский район, Тешнярь Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: 1897 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Рождества Христова Сосновоборский район, Озерки Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Нижнеломовский район, Верхний Ломов Архитектор: Морган, А.Е. Эренберг (расширение трапезной) Год постройки: 1856. В 1893-1898 расширена трапезная Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Михаила Архангела Нижнеломовский район, Голицыно Архитектор: А.Е. Эренберг Год постройки: 1826. 1890 - боковые приделы

http://sobory.ru/architect/aeerenberg

Бондари. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Особое место среди достопримечательностей Тамбовской области занимают древние соборы и храмы, которые являются историко-архитектурными памятниками. Уникальным православным объектом считается Свято-Троицкий храм, расположенный в административном центре Бондарского района - селе Бондари на улице Пароваткина. Особенностью Свято-Троицкого храма является его архитектура. Постройка - ротонда со звонницей была возведена на средства известной благотворительницы Татьяны Араповой, вдовы местного фабриканта Мартына Лиона. Проект церкви, предложенный русским архитектором М.Ф. Казаковым, был воплощен в жизнь в 1839 году. Свято-Троицкий храм является единственным такого рода объектом на Тамбовщине. Лазурно-зеленоватый фон стен символизирует Святую Троицу, а белоснежные колонны, ярко-голубой купол со звонницей и православным крестом во главе создают уникальный архитектурно-художественный ансамбль. В 1918 году был жестоко уничтожен весь притч, а в 1930-х годах прекращены и богослужения. Однако в 1946 году Свято-Троицкая церковь возобновила свою деятельность и больше уже не закрывалась. В Свято-Троицком храме много древних высокочтимых икон. Среди них стоит выделить икону Пресвятой Богородицы, написание которой датируется XVIII веком. До сегодняшнего дня хорошо сохранился богатый внутренний интерьер обители. Свято-Троицкий храм с. Бондари. Арх. Ф. Казаков. Строился в 1833-36 гг. Лионами, по легенде - копия франц. храма с родины М. Лиона. В храме 2 престола – св. Троицы и Татьяны. В строительстве принимали участие рабочие суконной фабрикики. Устроен в 1839 г., имеет оригинальную архитектуру: вид громадной круглой башни с куполообразным верхом; над куполом помещена звонница, выше звонницы устроена глава с изящным крестом. Внутри церкви расположены обширные хоры с приделом с честь мученицы Татияны. Главный алтарь пристроен к храму в виде полукруга. Бондарский храм богато украшен художественной живописью, дорогим иконостасом и богатой утварью. В 1876 г. у прихода имело 44 дес. земли. Штат: настоятель, помощник и 2 псаломщика. Настоятель - И.И. Реморов, помощник П.С. Венценосцев, церковный староста Клоков. Имелась приписная Архангельская церковь в с. Прибытки. В 1886 открыта церк.- приходская школа, в кон. 19 в. - 46 учеников. В начале 20 в. в штате 2 священника, дьякон, 2 псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=32516

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. Источником сведений об основании А. К. м. является житие прп. Александра Куштского , составленное насельником обители (XVI в.), а также «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. XVI в.). На месте А. К. м., в 2 верстах от впадения р. Кушты в Кубенское оз., в нач. XV в. подвизался прп. Евфимий Сянжемский († 1465). Ища уединения, к нему пришел постриженик Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря и основатель мон-ря на р. Сянжеме прп. Александр. Подвижники поменялись построенными ими кельями: прп. Александр остался на Куште, а прп. Евфимий поселился на Сянжеме. Ок. 1420 г., когда к прп. Александру пришли еще 2 старца, он испросил благословение у свт. Дионисия Грека , архиеп. Ростовского, на строительство храма. Ростовский святитель, некогда управлявший Спасо-Каменным мон-рем, благословил своего постриженика и снабдил его богослужебной утварью «на устроение пустынное». Близ первоначальной кельи прп. Евфимия прп. Александр построил ц. Успения Пресв. Богородицы. Деятельную поддержку новооснованной обители оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич, дав жалованные грамоты на неск. деревень, а также некий боярин Василий, пожертвовавший дер. Колябино. Кнг. Мария и после смерти князя передавала новому храму иконы и напрестольное Евангелие, продолжила благотворительствовать мон-рю. После кончины первого игумена А. К. м. прп. Александра (1439) по его завещанию братия (в житии упомянуты иноки Савватий и Симеон) построила деревянный храм свт. Николая Чудотворца, освятив его в день преставления своего наставника - 9 июня. В 1519 г. при игум. Нафанаиле в результате пожара обе церкви сгорели, однако вскоре были выстроены заново. С сер. XVII в. до 1764 г. А. К. м. управлялся строителями: Митрофаном, Варсонофием, Маркеллом, Иосифом, Феодосием, Варлаамом, Иринархом, Варлаамом (другим). Не отличавшийся большим количеством насельников и материальным благосостоянием (в 1744 к обители были приписаны 60 крестьян), мон-рь при учреждении штатов в 1764 г. был закрыт, а Никольская ц. обращена в приходскую. В 1833 г. обитель была восстановлена и приписана к Спасо-Каменному мон-рю, в ведении к-рого состояла до 1918 г.

http://pravenc.ru/text/64478.html

Храм свв. равноапп. Кирилла и Мефодия строится на проспекте Вернадского 15 ноября. ПРАВМИР. При строящемся храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ) учреждено Патриаршее подворье. Как сообщается на сайте Московской городской епархии, подворье учреждено указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 1 ноября 2016 года. Храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия строится на проспекте Вернадского, напротив владения 10, корпус 2. Его настоятелем назначен протоиерей Иоанн Лапидус, клирик храма святой мученицы Татианы — Патриаршего подворья при МГУ им. М.В. Ломоносова. До начала богослужений в строящемся храме протоиерей Иоанн Лапидус несет приходское послушание в храме святой мученицы Татианы. Храм святой мученицы Татианы был освящен еще в 1791 году. Он действовал в круглом помещении правого (восточного) крыла здания университета. В 1812 году здание сгорело. В 1833 году для вуза была приобретена усадьба Пашковых на углу Моховой и Никитской улиц, в которой разместилась церковь. В 1918 году ее закрыли. Храм вернули Церкви в 1995 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 октября, 2016 2 ноября, 2016 10 ноября, 2016 2 февраля, 2024 17 января, 2024 14 декабря, 2023 11 декабря, 2023 21 ноября, 2023 1 октября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pri-mgu-poyavitsya-esh...

6 июня по установившейся традиции празднуется день рождения Пушкина. Именно по установившейся традиции. Потому что человек, носивший имя Александра Сергеевича Пушкина , пришел в этот мир 26 мая – по юлианскому календарю, по какому жила Россия на протяжении всей почти своей истории, до 1918 года. Мы вот уже без малого 100 лет живем в ногу со «всем цивилизованным человечеством» – по календарю григорианскому. И, переведя 26 мая «старого стиля» на стиль «новый» (как иронично-символичны эти определения: «старый», «новый»!), получим иную дату рождения поэта – 8 июня. Но, может быть, это и хорошо, что пушкинский день мы отмечаем 6 июня: получается, что чествуем мы что-то иное, а не рождение конкретного человека – грешного, хоть и гениального. Условность даты переносит в другое измерение – символическое. Ведь и сам Пушкин давно стал символом – русской культуры, русского человека, Творчества. Николай Бердяев в трактате «Смысл творчества», в главе «Творчество и аскетизм. Гениальность и святость», сделал простое, будто очевидное, но замечательное наблюдение: два величайших (не только потому, что это было совсем недавно, два столетия тому) русских человека – Александр Пушкин и Серафим Саровский – жили в одно время: в начале XIX века. Правда ведь, годы их смертей очень близки – 1837 и 1833! Бердяев вычленил эту «двоицу» и поставил рядом. Что само по себе – колоссальное продвижение русского национального сознания. Но философ, разумеется, не ограничился простым называнием, а дал свою экспозицию: «Пушкин и святой Серафим жили в разных мирах, не знали друг друга, никогда ни в чем не соприкасались. Равно достойное величие святости и величие гениальности – несопоставимы, несоизмеримы, точно принадлежат к разным бытиям. Русская душа одинаково может гордиться и гением Пушкина, и святостью Серафима. И одинаково обеднела бы она и оттого, что у нее отняли бы Пушкина, и оттого, что отняли бы Серафима. «Для судьбы России… лучше ли было бы, если бы жили не великий святой Серафим и великий гений Пушкин, а два Серафима?»

http://pravoslavie.ru/71272.html

Белгород Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 50.595414; 36.587277 Россия, Белгород Белгород, Белгородская область Россия Белгород (до 1918 г. — Блгородъ) — город на юге средней полосы европейской части России, административный центр Белгородской области. Расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах Белгородского водохранилища, рек Везелка и Северский Донец, в 700 км к югу от Москвы, в 40 км от границы с Украиной. Образует муниципальное образование Городской округ город Белгород. Население Белгорода — 384 человек (2015). Вокруг Белгорода образовалась Белгородская агломерация с численностью населения более 0,5 млн человек. Первый в России город, получивший звание «Город воинской славы». Содержание История православия [ править править код ] " Того же лета постави Леонт, митрополит Киевский и всея Руси: в Белгород Никиту " , - так повествует летопись об учреждении в 992 году Белгородской епархии, просвещавшей Светом Христовой Истины наших предков-русичей, а с ними и живущих рядом кочевых народов степей. Однако епархия просуществовала недолго - под ударами орд Батыя исчезла после разрушения Белгорода. Лишь по повелению царя Алексея Михайловича в Белгороде возобновляется архиерейская кафедра, и с 1667 года Белгород становится кафедральным городом обширнейшей Белгородской епархии, объединившей в своих пределах Харьковскую, Белгородскую, Курскую, части Орловской и Сумской современных областей. Первым архиереем возрожденной епархии стал митрополит Белгородский и Обоянский Феодосий, происходивший родом из Сербии. В 1799 году произошло разделение Белгородской епархии на Харьковскую и Белгородскую. Архиепископ Белгородский Высокопреосвященный Феоктист (Мочульский) учреждает Духовную Семинарию, которая с 1791 по 1805 год подготовила более 1000 выпускников для служения в Церкви, армии, в медицине и органах государственного управления. С 1833 года центр Белгородской епархии перемещается в Курск. Из всех архипастырей, служивших на Белгородской кафедре в течение ее многовековой истории, поистине всенародной любовью, известностью и неувядаемой славой в лике святых отмечен епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф.

http://azbyka.ru/palomnik/Белгород

Богородице-Рождественский Ильинский Тюменский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женский монастырь при Ильинской церкви Тюмени создан ок. 1620, но в 1765 упразднён, церковь обращена в приходскую. Восстановлен в 2002 одновременно с началом реставрации церкви. Содержание История [ править править код ] Ильинская приходская церковь в Тюмени впервые упоминается в 1586—1587 гг. В 1620 г. настоятель Никон основал при церкви женскую монашескую общину. Она просуществовала до 1765—1767 гг., когда была преобразована в приходскую Успенскую церковь. За всё время существования обитель неоднократно меняла своё название — Успенская, Ильинская, Алексеевская. 21 июня 1773 года был освящена однопрестольная приходская церковь, получившая название во Имя Ветхозаветного Пророка Илии. Через 60 лет, 3 июня 1833 г., был заложен фундамент нового каменного здания во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 24 апреля 1837 года была освящена каменная построенная двухъярусная колокольня, в которой повесили шесть колоколов. В 1884 г. с северной стороны храма был построен новый Покровский придел, а старый придел был объединён с Ильинским приделом аркой. Строительство было профинансировано на средства пароходчика Ивана Ивановича Игнатова и прихожан. В апреле 1894 г. - ноябре 1895 гг. храм был прошёл капитальный ремонт. Проект предусматривал перестройку главного купола и колокольни в русско-византийском стиле, установку нового иконостаса в главном приделе в стиле эпохи Ренессанса, а также обновление каменного пола и роспись стен живописью. 12 ноября 1895 года Пророко-Ильинская церковь была освящена. Церковь Илии Пророка 25 января 1893 года в приходе была открыта церковно-приходская школа. Она действовала до 1918 г., когда была закрыта советской властью. В июне-сентябре 1925 г. тюменцы провели капитальный ремонт храма. А 26 января 1930 года Ильинская (Покровская) церковь была закрыта, верхние ярусы колокольни разобраны, кресты и купола — сняты. В 1935 г. здание бывшей церкви было передано под ломбард, а с 1942 по 2002 г. здесь размещался Тюменский ликеро-водочный завод «Водликёртрест».

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Серафима 7 мин., 14.01.2018 Значение имени Серафима Серафима — это женская форма мужского имени Серафим. Происходит оно от древнееврейского слова «сараф» и переводится как «пылающий», «огненный». Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» —  «Именины» . Именины, дни Ангела у Серафим 1 августа — обретение мощей преподобного Серафима Саровского 15 января — преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского 11 августа — день памяти мц. Серафимы девы 15 сентября — прмц. игумении Серафимы (1918) 19 ноября — день памяти прмцц. Серафимы (1937) Преподобный Серафим Саровский (1754–1833) Один из самых известных святых не только в России, но и во всем мире родился в Курске в купеческой семье. До принятия монашества его звали Прохор Мошнин, и уже в детстве он был особенным ребенком. Житие преподобного рассказывает о нескольких удивительных случаях. Самый известный — история про то, как, еще будучи подростком, Прохор остался живым и невредимым после падения с высокой храмовой колокольни. Широко известна и другая история. Однажды Прохор тяжело заболел. Забывшись как-то тяжелым сном, он увидел Богородицу, которая пообещала ему скорое исцеление. Так и случилось. Во время крестного хода мимо его дома проносили икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Мать вынесла к шествию сына и приложила его к образу. Вскоре он пошел на поправку. Впоследствии Богородица и дальше в самые тяжелые минуты жизни посещала преподобного. Когда Прохору исполнилось 22 года, он отправился в Киево-Печерскую лавру. Желая посвятить себя Богу, он надеялся получить в обители совет, как устроить свою жизнь дальше. В лавре юноша встретился с одним почтенным схимонахом, который благословил его на монашеский постриг и направил в Саровскую пустынь (Тамбовская губерния). Так начался его духовный путь, на котором Прохору Мошнину предстояло стать преподобным Серафимом Саровским. Восемь лет Прохор пробыл в монастыре простым послушником и только потом принял монашеский постриг (получив имя Серафим). После этого будущий святой испросил себе благословение удалиться в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря в глухом и безлюдном лесу.

http://foma.ru/imya-serafima.html

Тобольск. Домовая церковь Сошествия Святого Духа. Домовая церковь в Архиерейском доме Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Архиерейский дом являлся резиденцией тобольских архиереев. Отсюда его название – «Архиерейский дом». Исторически это здание уже пятое по счету. Четыре прежних строили и разбирали в разных частях Тобольского кремля. Фундаменты первого и четвертого по счету Архиерейских домов стояли у бровки Троицкого мыса. Второй и третий находились в центре Софийского двора. Здание Архиерейского дома представляет собой образец гражданской архитектуры второй половины XVIII в. Построено губернатором Д.И. Чичериным для Архиепископа Варлаама I (Петрова). Дом построен в стиле классицизма. Здание было заложено в 1773 году, причем при строительстве была разобрана на кирпичи часть крепостной стены. В Архиерейском дворце были устроены две домовых церкви: на втором и третьем этаже. Домовые церкви были пристроены уже после завершения возведения основного здания. Церковь в честь Сошествия Святого Духа была заложена в 1776 году, освящена в 1784 году. В 1833 году храм был перестроен Архиепископом Афанасием, к нему пристроен алтарь с красивым иконостасом работы художника Шелудкова. Резьбу для иконостаса выполнил крестьянин д. Почекуниной Бронниковской волости Иван Гиронкин. Среди церковной утвари этого храма примечателен напрестольный крест, пожертвованный 28 сентября 1675 года тобольским воеводой Иваном Борисовичем Репниным за исцеление его сына Аникиты от тяжкой болезни после моления перед Абалакской иконой Божией Матери. На третьем этаже Архиерейского дома в 1790 году был устроен небольшой храм во имя Всех святых, освященный в 1795 году. В 1844 году Преосвященным Владимиром этот храм был перестроен. В 1894 году храм был отремонтирован с устройством в Архиерейском доме несгораемой каменной лестницы. В начале ХХ в. был проведен новый ремонт Архиерейского дома. Последним хозяином Архиерейского дома был Епископ Гермоген, принявший в 1918 году мученический венец от богоборческой власти.

http://sobory.ru/article/?object=30551

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010