39 Алексей Владимирович Веневитинов, младший брат поэта (который был близким другом А.С. Хомякову), род. в Москве 2 декабря 1806, ум. в Петербурге 14 января 1872. В 1829 году из Московского Архива Иностранных Дел перешёл он на службу в Министерство Внутренних Дел, где в 1842 году управлял Комитетом о земских повинностях; впоследствии он занимал должности сенатора и товарища министра уделов, пользуясь общим уважением как за служебную свою деятельность так, в особенности за высокий нравственный характер свой. Многие письма к нему А.С. Хомякова без обозначения годов; потому не ручаемся за точное хронологическое размещение их. 40 Под Воронежем именье Веневитинова, село Животинное; может быть, Хомяков думал с ним увидаться на обратном пути с Кавказских вод. 41 Христиан Иванович Герке, бывший воспитатель Петра Владимировича Веневитинова, умершего малолетним. 42 Трагедия Хомякова «Ермак» вышла в свет в Москве, в 1832 году. «Цензурное на ней дозволение» (Льва Цветаева): «Москва, 1831 Августа 10 дня». 43 Т. е. от графа Е.Е. Комаровского и его супруги Софьи Владимировны, сестры А.В. Веневитинова. П.Б. 45 Молодой граф Виктор Никитич Панин (получивший воспитание в Йене под надзором Гёте, будущий министр юстиции). Хомяковы и графы Панины были соседями по имениям в Сычёвском уезде и дружелюбно водили между собою хлеб-соль. 48 Трагедия Хомякова «Дмитрий Самозванец» дозволена к печати 19 Апреля 1832 года цензором В.Н. Семёновым, печаталась в Москве, под наблюдением С.П. Шевырева и вышла в свет в 1833 году. 51 Вероятно стряпчий. – За болезнью отца своего Хомяков должен был заниматься хозяйством и делами по имениям. 53 Ср. о том письмо князя П.А. Вяземского к А.И. Тургеневу от 22 июня 1834 г. в III томе Остафьевского Архива (СПб. 1899), стр. 258. 54 Иван Васильевич Киреевский вступил в брак со своей троюродной сестрой Натальей Петровной Арбеневой 30 апреля 1834 года. 56 Графу Егору Евграфовичу Комаровскому, женатому на сестре Веневитинова Софье Владимировне. (См. выше: последний абзац 7-го письма к А.В. Веневитинову. Прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

357 Беляев Иван Дмитриевич (1810–1873) – историк. В 1833 г. окончил Московский университет, с 1852 г. профессор истории права. Секретарь Московского Общества истории и древностей российских, редактор его «Временника». Славянофил. Основной труд – «Крестьяне на Руси» (1859) – первое обобщающее исследование по истории русского крестьянства со времен Киевской Руси до XVIII в. 358 Гизо Франсуа Пьер Гийом (1797–1874) – французский государственный деятель, историк. Член Академии моральных и политических наук с 1832 г. и Французской Академии с 1836 г. Министр внутренних дел в 1830 г., народного просвещения в 1832–1837 гг., иностранных дел в 1840–1848 гг. В 1847–1848 гг. премьер-министр. Автор «Очерков истории Франции» (1868 г.), «Историй Английской революции» (1854–1856 гг.) и пр. 359 Вико Джамбаттиста (1668–1744) – итальянский философ. С 1698 г. профессор риторики в Неаполе, с 1734 г. придворный историограф. Выдвинул т. н. «теорию круговорота» – развития истории по циклам, состоящим из трех эпох – божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или конституционная монархия). 360 Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054) – великий князь Киевский, сын князя Владимира Святославича, дед Владимира Мономаха . После смерти отца (1015 г.) боролся с братом Святополком Окаянным, окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. Разгромил печенегов, начал составление «Русской правды», поставил первого русского митрополита Иллариона. Мстислав Владимирович Храбрый (ум. 1036) – сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Около 988 г. посажен отцом княжить в Тмутаракани, в 1023 г. сел в Чернигове. Воевал с хазарами (1016), касогами (1022). В 1024 г. нанес поражение своему брату Ярославу Киевскому (Мудрому), пытавшемуся изгнать его из Чернигова, в 1026 г. заключил с ним мир, в 1031 г. вместе с братом ходил походом на Польшу. Даниил Романович Галицкий (1201–1264) – князь галицкий и Волынский, сын князя Романа Мстиславича. В 1211 г. посажен боярами в Галиче, но в 1212 г. изгнан. С 1221 г. княжил на Волыни. В 1238 г. овладел Галичем и передал Волынь брату Васильку Романовичу, затем занял Киев. В 1245 г. в битве под Ярославлем Галицким разгромил венгерские и польские войска и завершил сорокалетнюю борьбу за воссоединение Галицко-Волынской Руси. Вмешался в борьбу за австрийский герцогский престол, добился признания прав на него своего сына Романа. В 1254 г. принял от папской курии королевский титул.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Автор обнаружил основательное знакомство с источниками и довольно обширной литературой своего предмета, уменье свести и направить к решению поставленного вопроса изученные факты и выводы исследователей, строго последовательно развить свою мысль и изложить ее ясно и просто. Сочинение может быть признано весьма хорошим». 13) Экстраординарного профессора Анатолия Спасского о сочинении студента Кириако Евстратия: «История учреждения автокефальной церкви в королевстве Эллинском»: «Сочинение г. Кириако своим содержанием вполне отвечает избранной им теме. Оно состоит из введения и четырех глав. В введении (1–81) излагается краткий очерк истории элладских епархий от начала в Элладе христианства до восстания греков в 1821 году и описывается положение греческих церквей в их отношении к Константинопольскому патриарху до учреждения греческого —150— королевства в 1832 году. Вопреки мнению грека Формакидиса автор здесь убедительно доказывает, что хотя во время восстания сношения эллинских церквей с Константинопольской патриархией фактически были прерваны, однако юридическая зависимость первых от последней продолжалась и признавалась греческой иерархией и народом. Поэтому, и историю учреждения автокефальной церкви в королевстве Эллинов он начинает не с года восстания, а со времени утверждения прочного политического порядка в Элладе (1832 г.), тотчас повлекшего за собой провозглашение церковной независимости. Первая глава (81–167) и рассказывает о том, как совершилось это провозглашение в деятельности семичленной комиссии и собора элладских епископов 1833 года. Глава вторая излагает факты, характеризующие отношение к состоявшемуся самовольному провозглашению автокефальности элладской церкви клира и народа греческого, с одной стороны, и Константинопольской патриархии, – с другой (167–194). В третьей главе идет речь об обстоятельствах, содействовавших восстановлению канонических сношений элладской церкви с Константинопольским патриархом, и о Константинопольском соборе 1850 года, законно утвердившем ее автокефальность (194–293). Четвертая глава знакомит с учредительным законом 1852 года, основанном на постановлении Константинопольского собора и определившем окончательное устройство эллинской церкви, и перечисляет некоторые дополнительные законодательные акты (294–335). Сочинение заканчивается кратким выяснением основной причины, побудившей греков добиваться церковной независимости, которую автор видит в сильном развитии в греках национального самочувствия после борьбы за свободу (336–340). Сочинение г. Кириако носит на себе строго документальный характер. Свои положения он везде или подтверждает выдержками из документов, или прямо говорит языком их. В общем его сочинение представляет довольно правильную и полную картину дела об автокефальности элладской церкви. Изложено оно речью удовлетворительной, не смотря на иностранное происхождение автора. По этим своим достоинствам он

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Английский король есть глава английской церкви (26 Heur. VIII, с. 1 и 1 Eliz. с. I.). В силу этой прерогативы он созывает (by King’s writ) и распускает конвокацию (провинциальный синод), которая не только не может собраться (теперь) без согласия короля, но и не может составить и —574— ввести в употребление новый закон, касающийся церкви. Затем, король назначает епископов на вакантные епископские кафедры 2157 , и, наконец, пользуется правом апелляции в последней инстанции по вопросам церковным и духовным. Последнее право узаконено после отвержения панской юрисдикции и запрещения всякой апелляции к Риму под угрозой praemunire – при Генрихе VIII-м. Но акт 24-го года его королевства (Act of Appeals, гл. 12-я) дает право апеллировать к королю только по делам, касающимся брака, завещаний, тяжб из-за церковных доходов и пр. Акт же подчинения духовенства королю – Act of Submission (25-го года) дает право апеллировать от судов архиепископа к суду короля (в the Court of Chancery) уже по всем делам, – «of what nature or condition so ever they be of or what cause or matter so ever they concern», – значит и в делах касающихся церковного учения и богослужения, – надо полагать. При этом (Act of Submission с. 19. § 4) должна была быть назначаема комиссия (как и в случаях апелляции от Admiralty Court) под великою печатью, – исследовать каждое дело ad hoc, каковая комиссия существовала от времени до времени под именем суда делегатов – the Court of Delegates («Commissioners or Delegates – 8 Eliz. c. 5 – отсюда и название) до 1832-го года. Статут 1832-го (Privy Council Appeals Act 3 и 4 W IV-ro, гл. 92) уничтожил суд —575— делегатов и перенесен апелляции по церковным делам в Королевский Совет – to the Sovereign in Council. Статут 1833 г. (Judicial Committee Act – 3 и 4 W. IV-ro гл. 41), исправленный в 1887 г. (Appellate Iuridiction Act), для выслушивания таких апелляций назначил при Тайном Совете Судебный Комитет. Так и образовался Iudicial Committee oi the Privy Council. «Свободолюбивые церковники» не отрицают права апелляции к королю на церковные суды – вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующая ступень развития муравьевского мифа связана с его деятельностью уже в России. С 1832 г. он привлечен к работе в Министерстве иностранных дел. В апреле 1833 г., по прочтении «Путешествия» императором Николаем I, Муравьев назначается на службу в Св. Синод, секретарем обер-прокурорского стола, «с оставлением его причисленным к ведомству МИД». Иерусалим не входил еще в то время в круг приоритетных направлений русской внешней политики. Между тем, к Муравьеву начинает идти от патриархов и крупнейших церковных деятелей корреспонденция разного рода: личная – поздравления с большими праздниками и с днем Ангела, как повод напомнить о себе, и не совсем личная – это когда просят ускорить, посодействовать, использовать в Петербурге возможные рычаги воздействия. И, когда оказывается, что в ряде случаев Андрею Николаевичу – за счет его связей, энергии, амбициозности – удается удовлетворить просьбы восточных иерархов и добиться результата, иерусалимская сторона убеждается, что Муравьев действительно полезен. В высших кругах восточного духовенства – в сообщающихся сосудах Православных Патриархатов, – формируется мнение, и со временем становится всеобщим (его разделяет и Вселенский Патриарх, и Иерусалимский, и Антиохийский), что у них есть свой представитель в Петербурге, через которого можно что-то кому-то сказать, что-то кому-то передать, что-то у кого-то исходатайствовать. Положение Муравьева укрепляется возведением его в епитропы (почетные представители) Восточных Патриархатов. «Звание» ни к чему не обязывает, оно неформально, оно нигде не прописано, но незаметно, исподволь, новое положение Муравьева всем становится известным, и одни в шутку, другие всерьез, третьи с дружеской иронией, как митрополит Филарет, начинают обращаться к нему как к епитропу. Связи налажены, и они действуют. Возникает сфера влияния, которая будет потом сокращаться с уходом писателя сначала из Синода, а потом и из МИДа, но в период между 1832 г. и 1853 г. влияние Муравьева значительно. Есть государь император, есть Синод, есть МИД, и есть – Андрей Николаевич Муравьев, к которому вольно или невольно все привыкли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ [англ. Oxford movement], движение внутри Церкви Англии, целью к-рого являлось обновление богословской и литургической жизни Церкви в духе «возвращения к корням» англикан. религ. традиции. Наименование «Оксфордское движение» связано с принадлежностью большинства его участников к Оксфордскому ун-ту; также их называли трактарианцами, поскольку свои размышления по богословским вопросам они публиковали в формате т. н. трактатов («Трактаты для нашего времени», англ. Tracts for the Times, 1833-1841). Первоначально трактаты представляли собой небольшие эссе, затем их формат был изменен и приближен к академическим статьям. За все время было опубликовано 90 трактатов. О. д. тесно связано с развитием англокатолицизма - наиболее консервативного течения внутри «высокоцерковной» (High Church) традиции Церкви Англии, близкого в ряде богословских и литургических вопросов к рим. католицизму. Самым плодотворным в деятельности О. д. считается период с 1833 по 1845 г. Наиболее известными представителями О. д. были Джон Генри Ньюмен (1801-1890), впосл. перешедший в католичество и ставший кардиналом, и Эдвард Бувери Пьюзи (1800-1882), после ухода Ньюмена возглавивший О. д. Среди др. членов О. д. выделяют Джона Кибла (1792-1866), Чарлза Марриотта (1811-1858), Ричарда Фруда (1803-1836), Роберта Уилберфорса (1802-1857) (в 1854 принял католичество), Айзека Уилльямса (1802-1865) - автора «трактата» 80, впосл. обвиненного в симпатиях к католицизму и потерявшего место преподавателя в Оксфорде, и Уильяма Палмера (1803-1885). На начальной стадии участие в О. д. принимал также Хью Джеймс Роуз (1795-1838), исследователь герм. протестантизма и основатель издания «British Magazine». Религиозное по сути О. д. было вызвано к жизни политическими событиями т. н. конституционной революции 1828-1832 гг. В 1828 г. парламент проголосовал за отмену «Актов о проверке и корпорациях», что означало уравнивание в политических правах англикан и диссентеров (см.

http://pravenc.ru/text/2578259.html

1210. Взгляд на образ суда над Иисусом Христом. 1828. XXX. 99. 1211. Предварительные замечания о крестной казни. 1828. XXX. 177. 1212. Крестное шествие Иисуса Христа из претории на Голгофу. 1828. XXX. 187. 1213. Распятие. 1828. XXX. 211. 1214. Осмеяние. 1828. XXX. 223. 1215. Помрачение солнца. Усыновление Иоанна Богоматери. Последние слова Иисуса Христа. Его смерть. 1828. XXX. 233. 1216. Взгляд на разбойника, покаявшегося на кресте. 1828. XXX. 335. 1217. Страшные знамения. 1828. XXX. 346. 1218. Перемена в образе мыслей об Иисусе Христе некоторых иудеев. Исповедание сотника. Ожесточение первосвященников. 1828. XXX. 365. 1219. Снятие с креста. 1828. XXXI. 62. 1220. Погребение. 1828. XXXI. 79. 1221. Воскресение Христово. 1839. II. 267. 1222. О наружном виде Иисуса Христа 1838. IV. 389 3223. История Воскресения Христова. 1833. II. 19. 1224. Прославление Иисусово. 1821. II. 232. 1225. Еммауские путники. 1855. I. 415. 1226. О вознесении И. Христа. 1833. II. 148. 1227. Характер св. апостола Павла. М. А. Голубева . 1864. II. 16. 1228. Некоторые черты жизни св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 1844. III. 348. 1229. Убиение св. Стефана Первомученика. 1834. I. 57. 1230. Св. Иаков, брат Господень, первый Епископ Иерусалимский. 1846. III. 78. 1231. Положение Апостолов по вознесении на небо Иисуса Христа. 1832. XLVI. 368. 1232. Избрание нового Апостола в число двенадцати. 1832. XLVI. 381. 1233. Сошествие Святого Духа. 1832. XLVI. 387. 1214. Первая проповедь Апостола Петра. 1832. XLVI. 392. 1235. Последствия первой проповеди Апостола Петра. 1832. XLVI. 406. 1236. Исцеление хромого. 1832. XLVII. 365. 1237. Вторая проповедь Апостола Петра. 1832. XLVII. 368. 1238. Первый допрос Апостолам в Иудейском Синедрионе. 1832. XLVII. 374. 1239. Взгляд на состояние Церкви в первые дни Апостольской проповеди. 1832. XLVII. 286. 1240. Общение имуществ. 1832. XLVII. 594. 1241. Апостол Петр в Лидде и Иоппии. 1834. IV. 77. 1242. Краткое историческое сведение о Св. Апостоле Филиппе. 1838. IV. 212.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2031. Во всем есть тайны для ума. 1833. IV. 65. 2032. О теплоте в христианстве. 1824. XIII. 226. 2033. Пагубная и отвратительная теплота, по откровению Св. Иоанна Богослова. 1822. V. 90. 2034. О невозможности угождать Богу и вместе самому себе, или миру. 1821. XXXIII. 112. 2035. Снимите с себя украшение свое. 1821. IV. 66. 2036. Стремление к непрестанному усовершенствованию в христианской жизни. 1831. XLIV. 78. 2037. Постепенность нравственного усовершенствования и духовного ведения. 1838. III. 91. 2038. Непорочная юность. 1831. XLIV. 93. 2039.       Утешение, почерпаемое из сравнения наших страданий с страданиями других. 1827. XXV. 110. 2040. Утешитель скорбящего. 1833. IV. 263. 2041. Христианское утешение. 1834. I. 101. 2042. Несчастный, утешенный Религией. 1838. III. 238. 2043. О хвалении Господа. 1824. XIV. 336. 2044. Советы Христианам, желающим быть истинными Христианами. 1824. XI. 220. 2045. Беседа наставника с детьми о имени Христианина. 1833. I. 118. 2046. Благоговейное чувствование Христианина. 1834. I. 341. 2047. При помышлении о царстве небесном и благах его, должно удалять всякое чувственное представление. 1831. XLI. 217. 2048. Художник и сосуды. 1837. IV. 108. 2049. Размышление при вступлении в юношеские лета. 1821. IV. 203. 2050. Юношеское сердце должно быть посвящено благочестию. 1824. XIII. 308. 2051. Летнее утро. 1839. II. 444. 2052. О чувствованиях сердца в отношении к Религии. 1826. XXVII. 2053. Это старое. 1821. IV. 62. 2054. Цветы. 1833. II. 339. 2055. Утренняя заря. 1823. XII. 310. 2056. Закат солнца. 1833. III. 226. 2057. Осень. 1827. XXVIII. 192. 2058. Осень 1833. IV. 112. 2059. Весна. 1822. VIII. 341. 2060. Возвращение весны. 1833. II. 205. 2061. Воздушный шар. 1830. XXVIII. 338. 2062. Горница. 1827. XXVI. 351. 2063. Горы. 1832. XLVI. 429. Раздел 7. Духовное красноречие. Слова, беседы, краткие поучения и речи а) На недельные дни и переходящие праздники I. На Святую Пасху Слова: 2064. Преосв. Георгия Конисского . 1832. XLVI. 68. 2065. Преосвященного Филарета, Митрополита Московского. 1842. II. 131. 1836. I. 294. 1834. II. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феогност, архиепископ Псковский и Порховский (Лебедев Андрей Григорьевич) Родился 30 ноября 1801 года в селе Еськах Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Окончив Тверскую семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1827 года, по окончании Санкт-Петербургской академии со степенью магистра, назначен бакалавром Московской академии. 7 апреля 1832 года принял иноческий постриг. 9 апреля 1832 года рукоположен в иеродиакона. 10 апреля 1832 года рукоположенво иеромонаха. 20 июня 1832 года определён действительным членом академической конференции. 22 августа 1832 года зачислен в соборные иеромонахи. 25 января 1833 года назначен ректором Вологодской семинарии. С 26 февраля 1833 года архимандрит Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 20 марта 1833 года назначен директором Вологодского тюремного комитета. В 1834 году определён цензором проповедей в городе Вологде. С 1837 года – благочинный монастырей Вологодской епархии. С января 1838 года по 1 июля 1839 года находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 24 июля 1841 года переведён ректором Санкт-Петербургской семинарии и назначен настоятелем Ярославского Толгского монастыря, присутствующим в Санкт-Петербургской духовной консистории, членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии и членом её внешнего правления. 23 мая 1848 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. В 1850 году (с февраля по июнь) временно управлял Воронежской епархией. 13 июля 1852 года переведён епископом Вологодским и Устюжским. Принимал участие в погребении поэта К.Н. Батюшкова († 1855) в Спасо-Прилуцком Димитриевском монастыре в Вологде. С 31 июля 1856 года – епископ Тобольский. 8 апреля 1862 года возведён в сан архиепископа. С 27 сентября 1862 года – архиепископ Псковский и Порховский. Скончался 22 апреля 1869 года в Пскове. Архиепископ Феогност был добродушным, кротким, ласковым, незлобивым человеком. В своих убеждениях был твёрд. По душевному складу был благодушный созерцатель-аскет, не лишённый, однако, интереса к текущей действительности. Везде желал видеть братскую любовь и мир Христов. Отличался воздержанной и целомудренной жизнью. Занимался литературной деятельностью, редактировал книги «Правил святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов» и перевод «Точного изложения православной веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но это была, если можно так выразиться, последняя лебединая песнь энергического и неутомимого Директора, силы его стали делаться слабы. По совету докторов он должен был отправиться на Кавказские минеральные воды, и ему на подъем и издержки ассигновано было единовременно 3000 руб. По крайней мере нечем более объяснить какой-то странный застой в Костромской гимназии после 1828 г.; так что первые годы после коренного преобразования можно назвать продолжением прежнего порядка вещей. Как на слабые проблески гимназической жизни можно указать, например, на то, что в Костромской гимназии в октябре 1831 г. введен способ делать выкладки на счетах, в 1832 г. сделана поправка гимназического дома на довольно крупную цифру, в 1833 г. открыт был класс танцевальный. Все прочее остается в прежнем виде, в 1831 г. нет в гимназии ни казенных воспитанников, ни пансионеров, в 1832 г. и первой половине 1833 года остается прежнее разделение воспитанников гимназии на 4 класса, гимназией, по большей части, управляет инспектор Андрей Горский. Наконец Директор Бартенев по болезненному состоянию, увольняется в отпуск в Москву, а 21 декабря 1833 г., в следствие его прошения, увольняется и от должности, успев однако же при себе открыть Гимназию, на новых началах, по уставу 1828 года. Преобразование Костромской Гимназии из четырехклассной в семиклассную началось внутренней перестройкой в главном гимназическом здании. На совете, бывшем 20 мая 1833 г. положено было из учительских квартир сделать три зала для новых классов. При энергии тогдашнего почетного попечителя Бакунина перестройки в Гимназии шли на столько быстро, что нашлась возможность открыть семиклассную Гимназию 1 сентября 1833 г. В этот день для учащих и учащихся в Костромской Гимназии, в церкви Воскресения Христова, что на Дебре законоучителем Гимназии священником Петром Аскаронским торжественно отслужены были Божественная Литургия и молебен, после которых все отправились в Актовое гимназическое зало, где снова отслужен был молебен и окроплены святою водою классические комнаты и после этого Инспектором Горским произнесена была приличная случаю речь; после чего гимназия считалась открытою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010