«3. Заботы высокопр. Филарета о помещениях для духовно-учебных заведений остаются незабвенными в Казанской Епархии. Казанская Семинария с каждым годом по числу учеников возрастала, а с умножением числа учеников и Семинарские здания оказались тесными и неудобными. В 1828 г., например, всех учеников в Семинарии было 378, и в уездном и приходском Училищах Казанских 852; всех же обучающихся в Семинарском доме 1 230 человек. По нужде один класс приходского Училища помещался даже в Семинарской столовой, где ежедневно обедали и ужинали ученики, а два класса уездного Училища помещались в тесных и темных комнатах нижнего служительского этажа. В осеннее и зимнее время в этих классах была положительная тьма. Весьма недостаточны были комнаты и для больницы. Ученики, особенно малолетние, спали по два на одной кровати, или, сплачивая многие доски, делали род нар. При таких обстоятельствах высокопр. Филарет в 1832 году вывел из Семинарского дома Казанские уездное и приходское Училища и на покупку для них каменного двухэтажного дома, принадлежавшего помещице Геркен, исходатайствовал у Комиссии Духовных Училищ 60 434 руб. 86 1 / 4 коп. асс. Для более же удобного помещения этих Училищ высокопр. Филарет на свой собственный капитал в 1833-м году рядом с купленным у Г-жи Геркен домом на Покровской Улице по своему плану построил новый удобный и поместительный двухэтажный дом, сохранившийся и доселе 211 . 4 . Высокопр. Филарет открыл уездные и приходские Училища в городах: – Чистополе и Свияжске в 1829 г., в 1833 г. в Сызрани и, в этом же году, одно приходское Училище в Самаре. Он же исходатайствовал и штатные на эти Училища оклады содержания и обеспечил их помещениями. Через это открытие Училищ Духовных в Свияжске, Чистополе, Сызрани и Самаре, естественно, весьма значительно уменьшилось число учеников в трех, доселе существовавших Казанских, Симбирских и Алатырских Училищах и, с тем вместе, открылась возможность переместить многих воспитанников с наемных квартир в Семинарский корпус. Комиссия Духовных Училищ тогда вообще бережно и осторожно распоряжалась своими, особенно строительными капиталами, а между тем представления высокопр. Филарета по улучшению внешнего быта Семинарии и Училищ утверждала почти по всем статьям, ценя и уважая его доклады и как своего Члена, и как благотворителя Семинарии и Училищ. Ревизор Казанской Семинарии Архимандрит Платон, бывший в 1833-м году, представил Комиссии Духовных Училищ, что высокопр. Филарет, ревнуя о благе духовного юношества, содержал на собственном капитале 20 учеников Семинарии, сверх того построил для Казанских Училищ каменный дом. Комиссия Духовных Училищ в том же 1833 г. изъявила по этому случаю высокопр. Филарету за особенные действия его попечительности и благотворительности совершенную благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Но лишь гулкие метели В снежном поле заревут, И в пушистые постели Зайцы робкие уйдут, – Песен дева молодая В буре мне привет пришлёт И, привету отвечая, Что-то в сердце запоёт. (1832) Жаворонок, Орёл и Поэт Когда, проснувшися, светлеет Восток росистою зарёй, Незримый жаворонок реет В равнине неба голубой; И вдохновенный, без науки Творит он песнь, и свысока Серебряные сыплет звуки На след воздушный ветерка. Орёл, добычу забывая, Летит и выше сизых туч, Как парус крылья расстилая, Всплывает весел и могуч. Зачем поют? Зачем летают? Зачем горячие мечты Поэта в небо увлекают Из мрака дольней суеты? Затем, что в небе вдохновенье, И в песнях есть избыток сил, И гордой воли упоенье В надоблачном размахе крыл; Затем, что с выси небосклона Отрадно видеть край земной И робких чад земного лона – Далеко, низко под собой. (1833). Вдохновение Лови минуту вдохновенья, Восторгов чашу жадно пей И сном ленивого забвенья Не убивай души своей! Лови минуту: пролетает, Как молньи яркая струя, Но годы многие вмещает Она земного бытия. Но если раз душой холодной Отринешь ты небесный дар И в суете земли бесплодной Потушишь вдохновенья жар; И если раз, в беспечной лени. Ничтожность мира полюбив, Ты свяжешь цепью наслаждений Души бунтующий порыв: К тебе поэзии священной Не снидет чистая роса, И пред зеницей ослепленной Не распахнутся небеса; Но сердце бедное иссохнет, И нива прежних дум твоих, Как степь безводная, заглохнет Под тёрном помыслов земных. (1833) Две песни Прелестна песнь полуденной страны! Она огнём живительным согрета, Как яркий день безоблачного лета. Она сладка, как томный свет луны, Трепещущий на зеркале лагуны. Всё в ней к любви и неге нас манит. Но не звучат отзывно сердца струны, И мысль моя в груди безмолвной спит. Другая песнь, то песнь родного края, – Протяжная, унылая, простая, Тоски и слез и горестей полна! Как много дум взбудила вдруг она Про нашу степь, про гулкие метели, Про радости и скорби юных дней, Про тихие напевы колыбели, Про отчий дом и кровных и друзей! (1833). Элегия

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

194 См. дело в канцелярии обер-прокурора св. синода о приведении униатских церквей в первобытное их положение, 5. 195 См. из униатск. арх. дело под 115, год 1830, о пожаловании 4454 руб. на устроение иконостаса в домовой церкви греко-униатской коллегии. 198 См. дело в канцелярии св. синода под 1574, 1836 г., о бытии греко-униатским училищам в ведении комиссии духовных училищ. 200 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело под 58, о усугублении мер осторожности и надзора для предупреждения беспорядков при преобразовании греко-униатской церкви. 202 Prosécution et souffrances de l’église catholique en Russie, 1842 г. Introduction, pages 50 et 30. «Bloudoff, russe de religion et, qui plus est, ennemi déclaré et acharné de la religion catholique» etc. 203 См. в униатск. арх. дело под 5, год 1837, о заведовании всеми духовными делами греко-униатского исповедания обер-прокурору святейшего синода. 204 Здесь следует заметить, что это началось не с 1836 г., т. е. с подчинения униатских училищ комиссии духовных училищ, а с 1832 года (см. дело 1832 г., под 18), когда начали униатских студентов присылать даже в с.-петербургскую духовную академию, а в семинариях униатских введены были по наукам руководства православные и исключены латинские (см. также в униатск. арх. дело 1833 г. 120). 205 Это было подготовлено еще при Блудове (см. дело из униатск. арх. 1833 г. 74, по рапорту епископа Семашко об уничтожении в жировицком соборе органов). Еще в 1828 г. Лужинский обучал клириков (униатских) в главной духовной семинарии церковному пению по греко-восточному обряду (см. послужной список Василия, архиепископа полоцкого). 206 Как же, спустя два года после этого доклада, уже было достаточное число причетников для воссоединенных церквей? Едва ли все это могло быть приготовлено в продолжение двух лет, в которые Протасов управлял греко-униатскими делами. 214 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело под 6 о присоединении так именовавшейся в России греко-униатской церкви к св. православной восточной кафолической церкви в нераздельный состав церкви всероссийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кн. Г. Г. Гагарин. Литография А. Мюнстера. XIX в. (РГБ) Григорий Григорьевич (29.04(11.05).1810, С.-Петербург - 30.01.1893, Шательро, Франция), рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер. Из семьи дипломата, с 1816 г. жил с родителями в Париже, с 1822 г.- в Риме, где брал уроки живописи у К. П. Брюллова. Учился в колледже Толомеи в Сиене (1822-1826), с 1829 г. состоял актуариусом при рус. посольстве в Париже. Посещая лекции по строительству и архитектуре в Сорбонне, музеи и мастерские художников, Г. увлекся офортом и книжной иллюстрацией (рисунки и гравюры этого периода хранятся в ГРМ и ГТГ). Накануне июльской революции 1830 г. во Франции Г. перебрался в Италию, в апр. 1832 г.- в С.-Петербург, где был определен в Азиатский департамент МИДа, в 1833 г. пожалован в камер-юнкеры. В 1834-1837 гг. Г. служил в рус. посольстве в К-поле, ездил в экспедиции по М. Азии для ознакомления с памятниками искусства и архитектуры, в 1837-1839 гг. служил при рус. посольстве в Мюнхене. В 1840 г. откомандирован на Кавказ, где участвовал в военных действиях, занимался введением нового гражданского устройства в Закавказье; с 1858 г.- генерал-майор. Награжден орденами св. Анны 3-й степени с бантом (1841), св. Станислава 3-й степени (1841), св. Владимира 4-й степени (1855), св. Владимира 3-й степени с мечами (1856). Проект храма в Дербенте, выполненный Г. Г. Гагариным в 50-х гг. XIX в. (ИРЛИ) Проект храма в Дербенте, выполненный Г. Г. Гагариным в 50-х гг. XIX в. (ИРЛИ) В 30-40-х гг. Г. выполнил ряд книжных иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и др., 1832-1833), В. А. Соллогуба («Тарантас», 1845). На Кавказе Г. был тесно связан с М. Ю. Лермонтовым, совместно с к-рым исполнил ряд акварелей («Валерик», «Схватка в горах», 1840, ГРМ). В 1848 г. был назначен в распоряжение главнокомандующего Кавказским корпусом гр. М. С. Воронцова, с тем чтобы «был употреблен в научном и артистическом отношении».

http://pravenc.ru/text/161389.html

(54-х лет). Данилович известен многими трудами, преимущественно по исто­рии польского права и на польском языке. 12 Петр Петрович Гула-Артемовский (1790–1865), известный малорос­сийский писатель, был в это время ординарным профессором харьковского университета по кафедре рус. истории и действ. членом Общ. Ист. Др 13 Иван Николаевич Лобойко (1787–1861), воспитанник харьковского университета и профессор виленского, также действ. член Общ. Ист., известен своим •Собранием российских стихотворений», изд. в Вильне, 1827 г. 14 Сергей Николаевич Глинка (1775–1847), один из плодовитейших рус. писателей и ревностный патриот, издатель «Рус. Вестника» (1808–1824, 51 часть) История его неудачной службы по цензурному ведомству рассказана им самим в ст.: «Мое цензорство» (Совр. 1865, IX, 217–232). 15 Степан Петрович Шевырев (1806–1864), известный профессор москов­ского университета, был одно время также и цензором. 16 Сергей Тимофеевич Аксаков(1791–1859), автор «Семейной Хроники». – Владимир Васильевич Измайлов (1772–1830), издатель журналов: «Пат­риот» (1804), «Вестник Европы» (1814) и «Российский Мусеум. (1815). Снегирев был назначен цензором в 1828 и состоял в этой должности до 1855 года. 21 Статья В. Г. Анастасевича: «Известие о Богемской Летописи» напечатана в «Трудах и Летописях Общ. Ист. и Др.», Ч. V, кн. 1 (1880), стр. 240–254, в виде письма к Снегиреву. 22 Снегирев приготовлял в это время к печати два свои сочинения: 1) «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» , и 2) «Русские в своих, пословицах» (4 ч., М. 1832). Как видно из писем, он посылал отрывки из этих сочинений на просмотр Анастасевичу и Розенкампфу. 23 Илларион Васильевич Васильев, член Общ. Ист., магистр московского университета, в котором был адъюнктом по кафедре русского законове­дение (1828–1829). Умер в 1832 г. 24 Константин Матвеевич Бороздив (1781–1848) с 4 августа 1826 по 30 апреля 1832 был попечителем Спб. учебного округа, с 1833 – сенатором. Он нанимался русскою историею, собрал много документов, во издал очень мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

170 Защищение каждого из чудес Моисеевых представил Glaire в сочинении: Les livres saints vengés, tom. 1, Paris. 1845. 173 С полной обстоятельностью рассмотрено это пророчество Моисея об Иудеях в Хр. Чт. 1831, XLI, 183. 175 Все эти свидетельства приведены и рассмотрены в Annales de Philosophie Chrétienne, tom. XI, n. 49, pag. 40 et tom. X, n. 59, pag. 321–333, под заглавием: Le miracle de Josué attesté par le témoignage de differents peuples. Очень замечательны также историко-геологические соображения одного учёного, подтверждающая историческую достоверность этого чуда. См. Eléments de Geologic, mis à la portée de tout le monde, et offrant la concordance des faits geologiques avec les faits historiques, tels qu’ils se trouvent dans la Bible... par L. A. Chaubard, Paris, 1833, pag. 284–303: Déluge de Deucalion, Gataclysme du temps du Josué. 176 Подробное рассмотрение и защищение всех прочих чудес пророческих против возражений можно найти в книге: Les livres saints vengés par S. B. Glaire, Paris, 1845, tom. II, chap. 6. 7. 8. 177 Желающее, впрочем, могут найти подробное рассмотрение этих пророчеств – 1) Во многих статьях Христианского Чтения, каковы: а) ветхозаветные пророчества, касающиеся нынешнего состояния Иудеев, 1831, XLII, 281; б) взгляд на ветхозаветные пророчества о падении Вавилона, 1832, XLIII, 313; в) взгляд на ветхозаветные пророчества о Ниневии, 1832, XLVI, 252; г) историческое рассмотрение ветхозаветных пророчеств о Тире, 1835, 1, 63; д) изъяснение пророчеств о Египте и подтверждение их историческими событиями, 1840, III, 72; е) о пророчествах, относящихся к Моавитянам и Аммонитянам, 1841, III, 290; 2) в Annales de Philosophie Chrétiennë les prophéties, confirmées par les découvertes des voyageurs modernes les plus célères, 1832, tom. V, n. 25, 26, 27, и во многих других сочинениях. 178 Для доказательства можно указать: D. Huetii, Veteris Testamenti cum Novo parallelismus in iis, quae ad Messiam pertinent, помещ. в Script. Sacr. Curs. Complet. tom. II, Paris. 1842.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Для исторических картин Брюллова характерен поиск " большой темы " , которую он видел в подлинных исторических событиях. Полотно " Последний день Помпеи " (1833, ГРМ), принесшее мастеру европейскую известность, написано по заказу А. Н. Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. Брюллов соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью. К.П. Брюллов. Всадница. 1832 г. (ГТГ) Н.В. Гоголь написал о " Последнем дне Помпеи " обширную статью, в которой признавал эту картину " полным, всемирным созданием " , где все " так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего " . Незаконченной осталась начатая в 1839 году монументальная картина на сюжет из русской истории " Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году " (ГТГ). Портретное наследие Брюллова можно разделить на две группы - парадные и камерные. В отличие от парадного портрета XVIII века Брюллов создавал портреты-картины, на которых запечатлен эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине " Всадница " (1832, ГТГ) изображение Джованины и Амацилии Пачини передает гармоничные и эмоционально утонченные образы воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. Идеально возвышен образ Самойловой в работе " Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком " (1832, Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Легкость и грация присущи " Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией " (1830, ГРМ). В творчестве Брюллова есть и романтические по образному решению картины, например, " Портрет Н. В. Кукольника " (1836, ГТГ). В 30-х гг. XIX в. Брюллов написал цикл портретов деятелей культуры: скульптора И.П. Витали (1837, ГТГ), баснописца И.А. Крылова (1839, ГТГ), певицы П. Виардо (1844, ГРМ), в которых он стремился раскрыть внутренний мир, психологию человека. Среди лучших произведений этого жанра выделяются " Автопортрет " (1848) и портрет итальянского археолога М. Ланчи (1851, оба в ГТГ).

http://drevo-info.ru/articles/24695.html

Чтобы выйти из сложившегося тупика епископ Иосиф 26 июля и 15 октября 1832 г. подал Д.Н. Блудову две записки: «О ходе Униатского дела» и «О разных мерах, которые следовало бы принять по Униатскому делу». В них предлагался новый более решительный план разрыва союза с Римом через выведение униатов из ведомства МВД и подчинение уже преобразованных органов управления Униатской Церкви и ее учебных заведений ведению Св. Синода. Такая мера теснейшим образом соединяла униатов с православными. Согласно замыслу она, дополненная целенаправленной работой стремящегося к воссоединению униатского начальства с подчиненным духовенством, должна была в течение трех–четырех лет привести к незаметному и полному слиянию Унии с Православием. Ответа на данное предложение не последовало. 26 января 1833 г. скончался управляющий Литовской епархией епископ Иаков Мартусевич. 2 апреля 1833 г. именным высочайшим указом, данным Пр. Сенату, епископ Иосиф Семашко был назначен управляющим Литовской епархией с оставлением в должности члена Греко-униатской духовной коллегии. Несмотря на такое карьерное возвышение, преосвященный Иосиф, предполагая, что подготовка разрыва союза с Римом окончательно остановлена и, не желая служить на противном его убеждениям поприще, решился оставить Унию и лично присоединиться к Православию. Для этого он 15 мая 1833 г., заготовив соответствующее прошение, попытался попасть на прием к обер-прокурору Св. Синода С.Д. Нечаеву. Их встреча волей случая не состоялась, но эта попытка сразу же привела Семашко к откровенному разговору с Д.Н. Блудовым, который заверил его, что планы упразднения Унии не изменились, а проект Иосафата Жарского, несмотря на покровительство Н.Н. Новосильцева, отвергнут. Объяснение с Блудовым успокоило владыку Иосифа. Между тем события в Беларуси и Литве принимали неблагоприятный оборот. Проведенные реформы еще не успели переломить прежние тенденции внутри Греко-католической Церкви. Влияние помещиков-католиков и римского духовенства на униатский клир и силы базилиан еще не были подорваны. Репрессии, коснувшиеся участвовавших в восстании базилианских монахов, казались значительной части униатов религиозными гонениями. Это отталкивало их от Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Назначен членом греко-униатской духовной коллегии 1832 Нояб. 1. Именным Высочайшим указом, данным правительствующему Сенату, Всемилостивейше повелено ему быть Литовским греко-униатским епархиальным епископом, с оставлением и в должности члена коллегии 1833 Авг. 2. Осматривал обе греко-униатские семинарии и все духовные училища Белорусской и Литовской епархии по Высочайшему повелению 1833 в Июне. «В ознаменование Монаршаго благоволения и в награду ревностных и полезных трудов по управлению вверенной ему епархии» Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны первой степени 1833 г. Дек. 6. Обозревал обе греко-униатския семинарии и все духовные училища Белорусской и Литовской епархии, по Высочайшему повелению 1834      Мая 14. Объявлено особое Монаршее благоволение за замечание о состоянии и устройстве греко-униатских семинарий и за некоторые предположения по устройству оных       1834 г.      Авг. 7. Назначен присутствующим в комитете по униатским делам       1835 Мая 29. Назначен присутствующим в комитете духовных училищ 1835 Дек. 19. За «деятельное и полезное служение по управлению вверенной ему епархии и по должности члена коллегии греко-униатской» Всемилостивейше пожаловав алмазами украшенною панагией 1836 Янв. 1. Осматривал обе греко-униатские епархии и их духовно-учебные заведения, по Высочайшему повелению 1837 Апр. 30. Назначен председателем греко-униатской духовной коллегии 1838 Мар. 2 . В каковой должности состоял по 1843 Авг. 14. Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Владимира второй степени большого креста, «за отлично ревностные труды по коллегии и епархии, при успешной деятельности в восстановлении древних, свойственных греко-униатской церкви обрядов»       1838 Апр. 1. Всемилостивейше разрешено ему представляться Государю Императору вместе с членами святейшего Синода 1838 г. Апр. 12. «В ознаменование Высочайшего благоволения к отличным трудам его» Всемилостивейше пожалована ему пенсия по 600 р. ассигн. в год 1839 Март 17. По Высочайше утвержденному положению св. Синода, возведен в сан архиепископа, с оставлением в должности председателя духовной коллегии, бывшей греко-униатской, переименованной Белорусско-Литовскую 1839 Мар 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

На Мазурах возникло более 10 небольших староверческих деревень: Онуфриево (1930) Войново (1931), Замечек, Галково, Мостишки, Свигнайно (1832), Пяски, Кадзидлово, Осиняк, Петрово, Иваново (1940). Согласно разным спискам разных исследователй в 10 деревнях (кроме Иванова) в 1830–1942 гг. проживало от 790 до 1277 старообрядцев. Весной 1833 года русскую колонию проверяла специальная комиссия: казначей из Иоганнисбурга Шульц, врач Шлосс и ректор Шраг. Комиссия установила, что прибывшие в дикую лесную пущу старообрядцы выкопали себе землянки, покрыли их крышами, провели межевание территории, спилили деревья, выкорчевали пни, вспахали поля и посеяли яровые. Многие сотни моргов земли покрылись всходами, а русские тем временем начали расчищать следующие участки, а попутно – заготавливать брус и доски для строительства домов. Дома они строили уме ло, заботясь об удобстве проживания. Рядом с каждым домом строилась индивидуальная баня, что членов комиссии привело в некоторое изумление [Sukertowa-Biedrawina 1961: 40–41; Iwaniec 1977: 114]. Немецкие власти внимательно наблюдали за ходом переселения, оставив в архивах довольно много документов об этом процессе. 27 августа 1832 года представитель прусской администрации в Гумбиннене докладывал в Берлин министру финансов о том, что в Пруссию переселились не одиночки-беглецы, а сплоченная группа людей с крепкой верой, организованная, работящая. Это хорошие крестьяне, рыбаки и ремесленники. Особо отмечено, что старообрядцы оказались хозяйственными людьми. Немецкие чиновники удивлялись тому, что старообрядцы были непьющими и некурящими. В 1833 году пастор Шульц в журнале «Preußische Provinzial Blätter», писал, что «трудолюбие и трезвость колонистов могут оказать положительное влияние на местное население» т.е. на немецких евангелистов и польских протестантов [Sukertowa-Biedrawina 1961: 40–41; Iwaniec 1977: 114]. Главным занятием староверов на Мазурском поозерье, как и на сувалкских землях, в XIX – начале XX вв. стало земледелие. Русские быстро опровергли мнение местных немцев, что мазурская земля неплодородна и бесперспективна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010