Логос – Логос: Международный ежегодник по философии культуры. Русское издание. – М., 1910–1914. Магазин каменщическ. – Магазин свободно-каменьщической. Т. 1. – М., 1784. Молва – Молва, газета мод и новостей, издаваемая Н. Надеждиным при Телескопе. – М., 1831–1836 Москвитянин – Москвитянин: Учен.-лит. журнал, издаваемый М. Погодиным. – М., 1841–1856. Моск. ведомости – Московские ведомости. – М., 1756–1800. Моск. вестн. – Московский вестник: Журнал, издаваемый М. Погодиным. – М., 1827–1831. Моск. журн. – Моск. зритель – Московский зритель: Ежемесячное издание К. П. Шаликова. – М., 1806. Моск. Меркурий – Московский Меркурий. – М., 1803. Моск. телеграф – Московский Телеграф: Журнал литературы, критики, наук и художеств, издаваемый Н. Полевым. – М., 1825–1834. Невск. альманах – Невский альманах на 1825–1833 гг., издаваемый Е. Аладьиным. – СПб., 1825–1833. Новоселье – Новоселье. – Ч. 1–2. – СПб., 1833–1834. То же. Ч. 1–3. – 2-е изд. – СПб., 1845–1846. Нов. живописец – Новый живописец Общества и литературы. – М., 1830–1832. Осколки – Осколки: Еженед. худ.-юмористич. журнал с карикатурами. – СПб., 1881–1916. Отеч. зап. – Отечественные записки: Журнал литературный, политический и ученый. Т. 1–273. – СПб., 1839–1884. Почта духов – Почта духов, ежемесячное издание. – СПб., 1789. То же.—2—е изд.– СПб., 1802. Росс. музеум – Российский музеум, или Журнал Европейских новостей, издаваемый В. Измайловым. Ч. 1–4. – М., 1815. Русск. речь – Русская речь: Журнал лит-ры, политики и науки. – СПб., 1879–1882. Русск. старина – Русская Старина: Ежемесячное историч. издание М. И. Семевского. Т. 1–176. – СПб., 1870–1918. Русск. архив – Русский архив, издаваемый П. Бартеневым. – М., 1863–1917. Русск. вестн. – Русский вестник: Журнал литературный и политический, издаваемый М. Катковым. – М., 1856–1906. Русск. ист. журн – Русский исторический журнал. – Пг., 1917–1922. Русский филологический вестник: Учено–педагогический журнал, издаваемый под ред. проф. Е. Ф Карского. – Варшава, 1879–1917. Русск. богатство –

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

68 «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени», стр.199. 78 К этому униаты и даже православные вынуждались и другим обстоятельством: в руках католического и базилианского монашества были сосредоточены почти все школы – от Полоцкой иезуитской академии до низших училищ включительно; в руках белого униатского духовенства находилась только Белорусская семинария, основанная в 1806 г. и еще не успевшая развернуться должным образом, с училищем. С чистым русским направлением в это время в Витебской губ. было два училища: одно в Полоцке, называвшееся «Главным народным училищем», основанное в 1789 г., а другое в Витебске, основанное в 1794 г., а в 1808 г. преобразованное в гимназию (Сапунов. «Истор.зап. 75-летия Витебск.Гимн.», стр.16. 80 Еще Лисовский разрешал это (Морошкин: 1 стр.475). 5 авгусга 1829 г. Семашко был хиротонисован в римско-католическом костеле Св.Екатерины, при чем в хиротонии принимал участие р.-католический еп.Гедройд. (Кол. 100. 1832 г.). 81 Κ.О.Π. 22901 л.5. Это продолжалось и после того, как м.Булгак в августе 1833 г., согласно указу сенатскому от 5 ноября 1831 г., объявил по епархии, чтобы униатские священники не смели служить в р.-католических костелах и участвовать с р.– католическими ксендзами в процессиях. Многие священники не исполняли приказания митрополита. (Арх.Ун. М. 3255. 1833 г. Дело о свящ.Тучкевиче и Барщевском). 83 В то время как р.католики пользовались всеми средствами, чтобы сблизиться с униатами, наш Св.Синод действовал в ином духе. Так, указом Св.Синода от 22 декабря 1833 г. строго повелевалось «находящимся в военных поселениях и военным священникам не допускать к исповеди и св.причастию воинских чинов греко-униатского исповедания до их присоединения». Указ этот был объявлен Полоцкой консисторией всем православным священникам епархии (Арх.Чепельской церкви. Книга для списывания указов). Ясно, что Полоцкое епархиальное начальство относило этот указ не к одним военным священникам и не к одним воинским чинам униатам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

291 Дивов Павел Гаврилович – дипломат. Неоднократно управлял – в отсутствие К.В. Нессельроде – Министерством иностранных дел (1820–1838). 292 Полетика Петр Иванович (1773–1849) – дипломат. Сын украинского дворянина и пленной турчанки. Окончил Сухопутный Шляхетный корпус. Назначен императором Павлом в свиту Его Величества (1796). Переводчик Коллегии иностранных дел (1798). Советник посольства в Филадельфии (1809), в Рио-де-Жанейро (1811), в Мадриде (1812). В 1814 году он был произведен в статские советники и определен «для занятий по дипломатической части» к фельдмаршалу М.Б. Барклаю де Толли. Чрезвычайный и полномочный посланник в Филадельфии (1817). Уполномоченный от МИДа при заключении конвенций с Великобританией и США о торговле и мореплавании в Тихом океане (1824). Оставаясь в штате МИДа, назначен сенатором (1825). 294 Поленов Василий Алексеевич – директор Департамента внутренних сношений МИД (18321849) и Департамента хозяйственных и счетных дел (1832–1833), а также управляющий II Главным архивом (1832–1851). 295 Фонтон Антон (1780–1864) – дипломат. В 1799 г. перешел из французского подданства в русское и был определен в Коллегию иностранных дел, с причислением к русской миссии в Константинополе. Прикомандирован к главнокомандующему Задунайской армией князю Прозоровскому (1809), главный переводчик на Бухарестском конгрессе (1811–1812). Первый драгоман миссии в Константинополе (1812–1818); первый драгоман Азиатского департамента (1822), управляющий вновь созданным Отделением восточных языков (1823). Непременный член Совета МИДа (1832). 296 Дашков Дмитрий Васильевич (1788–1839) – дипломат, государственный деятель, поэт, писатель, переводчик. С 1810 г. на службе в министерстве юстиции. 14 июля 1818 года, в чине статского советника, назначен вторым советником при русском посольстве в Константинополе. В конце 1819 г. командирован на Ближний Восток с поручением обследовать российские консульства и, посетив под видом простого путешественника Иерусалим, собрать там «обстоятельнейшие сведения, в коих посланник имеет надобность, дабы вместе с французским послом в Константинополе приступить к окончательному распоряжению по делу о Святом Гробе Господнем» (цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

26 окт. 1828 г., после смерти вдовствующей имп. Марии Феодоровны, для управления подведомственными ей многочисленными благотворительными жен. учреждениями было создано IV отд-ние. 29 апр. 1836 г. учреждено V отд-ние во главе с министром гос. имуществ гр. П. Д. Киселёвым для проведения в виде опыта реформы казенной деревни в С.-Петербургской губ. Оно просуществовало нек-рое время и после образования в кон. 1837 г. Мин-ва гос. имуществ. 30 авг. 1842 г. для подготовки учреждения Кавказского наместничества создано VI отд-ние. V и VI отд-ния имели временный характер. СЕИВК была достаточно эффективным органом сбора и анализа информации, а также контроля императора над жизнью общества. В царствование Н. П. также были созданы 2 новых мин-ва: Мин-во Имп. двора и уделов (22 авг. 1826) и Мин-во гос. имуществ (26 дек. 1837). В состав Мин-ва народного просвещения вошло Главное управление цензуры (1828-1862). В янв. 1834 г. образован Корпус горных инженеров, подчиненный Мин-ву финансов. Также продолжалась централизация военного аппарата. 3 февр. 1827 г. А. И. Чернышёв был назначен товарищем управляющего Главным штабом, а 26 авг. того же года он возглавил Военное мин-во в должности исполняющего обязанности министра (с 26 авг. 1832 по 26 авг. 1852 - военный министр). 11 авг. 1828 г. Чернышёв вступил в управление Главным штабом в должности начальника, сосредоточив де-факто в своих руках как военное, так и хозяйственное управление армией. В 1831 г. он подал Н. П. записку, предложив объединить обе отрасли в Военном мин-ве под началом министра, что и было осуществлено. В 1832 г. создана Имп. Военная академия (после кончины Н. П. переименована в Николаевскую академию Генерального штаба). Н. П. приписывают слова: «Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожения крепостного права» (цит. по: Бородкин М. М. Венчанный рыцарь и его тернистый путь. Х., 1914. С. 32). Подготовка создания свода законов была поручена II отд-нию СЕИВК во главе с бывш. ректором С.-Петербургского ун-та Балугьянским, но душой этого дела стал его помощник Сперанский. Он разработал программу публикации Полного собрания законов Российской империи, на основе к-рого стало возможным издание в 1832 г. действующего свода законов. В янв. 1833 г. Сперанский был награжден орденом св. Андрея Первозванного из рук Н. П. В совр. историографии в оценке правительственной деятельности Н. П. ключевое место занимает крестьянский вопрос - главный в дореформенной России. После классической работы В. И. Семевского эта проблема также рассмотрена в монографиях С. В. Мироненко, И. В. Ружицкой и А. Н. Долгих. Перспективной представляется т. зр., высказанная рядом историков (Андреева, Мироненко, И. В. Ружицкая, Л. В. Выскочков и др.), согласно которой в николаевское царствование были заложены основы не только буд. судебной реформы, но и отмены крепостного права.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

1 июня 1832 года Если жалуемся на леность и холодность, надобно поискать, не впал ли в душу какой из тех помыслов, кои тяготят долу, а не воспаряют горе; а это помыслы, в коих что-либо присвояется или приписывается себе, успех дела, похвала, замечание недостатков ближних с перевесом в нашу пользу. Искуси мя, Господи, и испытай мя, и виждь, аще есть путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен 595 . 8 августа 1832 года Не надобно по лености делать меньше, нежели требуют, но не надобно делать и больше по произволу. В келлии можно молиться сколько угодно, для церкви есть порядок более строгий. Как могут спросить: зачем не молятся? Так могут спросить: зачем молятся? Может быть, я Вам сказывал, что в 1821 году я просил у покойного государя позволения по всей России совершить панихиду по убиенном патриархе Григории, но не позволено. Прекратите то, что не предписано. 27 января 1833 года Мир вам, о[тец] наместник, и братии. Мир свыше да подается вам, как насущный хлеб души, на всякий день; да умножится вам и да не отымется от вас. […] Вчера один младенец сказал мне, что любит митрополита, и заставил меня сказать ему подобное. Не быв заставлен, я не сказал бы ему сего, а любил бы его так же. Не любим, сказано, словом или языком, но делом и истиною 596 . Итак, любовь не теряет от молчания. Истина не престает, когда престает слово 597 . Будем доверять молчанию друг друга, как доверяем слову. […] 8 мая 1833 года Слава дел Божиих идет сама собой, а человеки из самих благодеяний Божиих иногда делают себе искушение. Посему и Господь иногда глаголал: Возвратися в дом твой, к твоим, и поведай, елика ти сотвори Бог 598 , а в другое время повеле никомуже поведати бывшее 599 . […] Употреблять силу молитвы – вот христианское дело! И это никому не опасно. Употреблять силу воли – это значит идти в лабиринт натуры. Да знаем ли мы путь и выход? Мне случалось слышать, что одна ясновидящая человеку, действовавшему на нее благотворно, велела иногда употреблять отражательное действие воли, поставляя в причину сего требования то, что иначе, пробудясь, она чувствовала бы к нему слишком много привязанности. Подумайте, какое предостережение дает сонная женщина! А неспящий не догадывается. […]

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не получив удовлетворения этой просьбы, Иосиф, в июле 1832 года, подал Блудову энергичную записку. В этой записке он предложил подчинить Греко-униатскую коллегию ведению Святейшего Синода, в котором бы заседал, по делам своей церкви, митрополит Булгак, униатские же епархии присоединить постепенно к православным епархиям. Эта просьба не была уважена. Правительство затруднялось допустить одно только гражданское или административное (помимо духовного) подчинение православному Синоду иноверной униатской церкви, чтобы таким неопределенным соединением полутора миллиона униатов не произвести соблазна среди сорока миллионов православных и не вызвать кривотолков со стороны раскольников. Эта записка Иосифа произвела, однако, сильное впечатление. По прочтении её, Государь сказал Блудову: «это обвинительный акт против меня и тебя». В октябре того же года Иосиф подал другую записку, в которой настаивал на скорейшем упразднении излишних базилианских монастырей, на уничтожении весьма вредного для униатской церкви права ктиторства польских помещиков, на запрещении униатскому духовенству служить в костелах, на обеспечении содержанием униатских семинарий и на замене некоторых высших духовных лиц, пропитанных латинством, настоящими униатами. Иосифа, с нетерпением ждал ответа на эти две записки, но еще с большим нетерпением – последствий ревизии Иосафата Жарского, которая могла дать делу превратное направление. Но представленный Жарским отчет о ревизии 37 монастырей успокоил преосвященного. Жарский нашел упадок дисциплины в базилианском ордене, происходящий от уменьшения числа монашествующих, множество латинских нововведений в богослужении, в церковных облачениях, в устройстве храмов, и тут же предлагал средства для улучшения нравственного и хозяйственного состояния монастырей. Глава пятая. Решительные действия Литовского греко-униатского епископа Иосифа Семашки по воссоединению униатов, 1833–1837 I. 1833 Постановление Греко-униатской коллегии по поводу отчета Жарского. Деятельность Жировицкого кружка.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

—  Яворивщина — яворовый лес с небольшим хутором, принадлежавший Гоголям и граничивший с владениями кн. Кочубея. 172. М. И. ГОГОЛЬ. Впервые напечатано в „Сочинениях и письмах“, V, стр. 181–182; подпись — в „Письмах“, IV, стр. 450. — „ старая (квартира) надоела мне до смерти“. — Гоголь прожил зиму 1832–1833 г. в доме Демута-Малиновского, в Новом переулке. 173. М. А. МАКСИМОВИЧУ. Впервые напечатано в „Опыте биографии,“ стр. 58–59 (с пропусками); полнее в „Сочинениях и письмах“, V, стр. 182–184. Купюры восстановлены в „Письмах“, I, стр. 253–254. На подлиннике Гоголем год не выставлен, но есть карандашная помета (рукою Максимовича?) — 1833. (Карандашные обозначения годовых дат находятся и на всех последующих письмах). Дата эта подтверждается упоминанием Гоголя о сочинениях Максимовича, вышедших именно в 1833 г. —  Книга Наума о великом божием мире, изданная Максимовичем в 1833 г. „для народного чтения“ (ценз. разр. 27 марта 1833 г.), — один из первых опытов популярного изложения основных сведений по астрономии, математической географии и др. —  Размышления о природе, печатавшиеся в 1827 г. отдельными статьями в различных тогдашних журналах, в том же 1833 г. были объединены Максимовичем в особую книжку. (См. С. Пономарев. „М. А. Максимович“ — в Журнале Мин. нар. просвещения, СПб., 1871, октябрь, стр. 183–194). —  Бросьте… кацапию…— Это и некоторые подобные шутливые выражения не отражают, конечно, подлинного отношения Гоголя к России и русскому народу. — … насобираем всякой всячины — Гоголь имеет в виду собирание этнографических материалов. (Ср. письмо к Пушкину, — „ Денница“ — альманах, издаваемый Максимовичем. Здесь речь идет о материалах для 3-й книги, вышедшей в 1834 г. (первые две вышли в 1830 и 1831 гг.). Гоголь ничего не дал в „Денницу“. — … московский водопой…— Пропустив надлежащую пору для отъезда на Кавказ, на воды, Максимович летом 1833 г. ограничился московскими искусственными водами. 174. М. И. ГОГОЛЬ. Впервые напечатано в „Сочинениях и письмах“, V, стр. 133; заключительные строки — в „Письмах“, IV, стр. 458. Письмо ошибочно датировано у Кулиша и Шенрока 1831 годом. Оно датируется указанием на перемену квартиры — 1833 годом. Ошибка эта отмечена А. И. Кирпичниковым („Сомнения и противоречия в биографии Гоголя“, Известия ОРЯС, 1900, т. V, кн 2, стр. 594). 175. М. И. ГОГОЛЬ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

В октябре 1831 года Пушкин переехал в Петербург. В том же году он издал в свет Бориса Годунова и повести Белкина. Первый, хотя и дал поэту 10000 руб., был принят холодно публикою: толпа еще не доросла до понимания великого творения поэта. В этом периоде началось близкое знакомство его с Гоголем, которому, как и вообще всем даровитым начинающим писателям, Пушкин оказывал чрезвычайное покровительство. Как известно, сюжеты обоих величайших произведений знаменитого автора «Ревизора» и «Мертвых душ» были уступлены ему Александром Сергеевичем. С зимы 1832 года Пушкин начал посвящать все свое время трудам в архивах, при этом на ряду с историей Петра Великого, он заинтересовался Пугачевским бунтом. Материалы для истории последнего были вполне собраны уже к осени 1833 года. В начале этого года он был принят в число членов Академии Наук, заседания которой прилежно затем посещал и вообще серьезно смотрел на ученое сословие, что доказывается некоторыми статьями его, например «Российская академия» и пр. В том же году написаны в Петербурге им «Капитанская дочка», «Дубровский», «Русалка» и «Песни западных славян». В августе поэт получил разрешение на посещение мест, известных в деятельности Пугачева. Он посетил Казань, Симбирск, Оренбург, разговаривал со стариками, еще помнившими события бунта и вернулся в Болдино. Здесь написана им «Сказка о рыбаке и рыбке» и эпическая поэма «Медный всадник», а также приведены в порядок материалы истории Пугачевского бунта. По возвращении в Петербург, Пушкин получил разрешение на печатание последнего произведения и вместе с тем две награды – чин камер-юнкера и 20000 р. заимообразно на издание книги. С 1833 года у поэта начинает развиваться религиозное настроение, выразившееся впоследствии несколькими стихотворениями, например, «Странник», «Молитва» и пр. По словам друзей, он находил неистощимое наслаждение в чтении Евангелия и заучивал наизусть много молитв. 1834 год был посвящен хозяйственным хлопотам и семейству: Пушкин приготовил только новое издание повестей Белкина и написал несколько стихотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит. и философские интересы способствовали сближению К. в нач. 30-х гг. XIX в. со мн. известными представителями амер. интеллектуальных кругов. Доверительные и дружеские отношения сложились у него с М. Фуллер (1810-1850), популярной писательницей и публицисткой феминистских убеждений, сторонницей амер. трансцендентализма (письма К. к Фуллер опубл.: The Letters of James Freeman Clarke to Margaret Fuller. 1957; см. также: Colville. 1957). В 1832 г. К. познакомился с неформальным лидером американских философов-трансценденталистов, унитарианским пастором Р. У. Эмерсоном (1803-1882), к-рый в этот период подвергался критике со стороны религ. традиционалистов за призывы к отказу от религ. почитания Иисуса Христа и возвращению к «естественной» религии единого Бога, явленного людям в природе. Хотя К. не разделял наиболее радикальных религ. идей Эмерсона, он с уважением и одобрением отзывался о его философских взглядах. К. фактически принял трансцендентализм как личное философское мировоззрение, которое, однако, в его случае дополнялось значительно большим, чем у философов-трансценденталистов, вниманием к традиционному содержанию христ. вероучения ( Hodder. 2001. P. 70). В 1833 г. К. успешно завершил обучение в Богословской школе Кеймбриджа и стал унитарианским пастором. С этого времени и до конца жизни он был членом Американской унитарианской ассоциации (American Unitarian Association). Под влиянием первоначального религ. воодушевления К. решил заняться миссионерским распространением унитарианских идей, покинул Бостон и стал проповедником и пастором в Луисвилле (шт. Кентукки), к-рый в то время был известен как один из центров работорговли и в культурном отношении был глубокой провинцией. Пасторское служение в Луисвилле, продлившееся с 1833 по 1840 г., стало для К. источником разочарований: жители города в основном довольствовались лишь обрядовой стороной религии и без особого интереса относились даже к традиц. церковной проповеди; философская религиозность К. была им чужда и не находила у них отклика.

http://pravenc.ru/text/1841269.html

По благочестивой склонности Евфимия Орлинского еще до выхода из академических стен поспешил принять монашество и пострижение 29 мая 1832 г. с именем Евсевия в честь священномученика, епископа Самосатского (конца IV в.), который прославляется, как «кроткий и незлобивый, смиренномудрый и тихий», «любве божественныя исполнен», так что, «обличая Ариевы единомыслинники», он готов был принять «и нуждную смерть». Все эти черты притягательно отвечали внутреннему настроению и всему характеру молодого инока, 8 который 1-го июня был рукоположен Филаретом Московским в иеродиакона и 3-го числа в иеромонаха, а 29-го августа академической конференцией произведен (с утверждения Комиссии Духовных Училищ) на степень магистра (потом, получив обычным порядком магистерский крест) и назначен инспектором 9 и профессором церковной истории и греческого языка в Вифанскую Духовную Семинарию, 10 где ( – согласно его прошению и ходатайству правления от 28-го октября – ) с 20 ноября 1833 г. со второго переведен на класс еврейского языка, поменявшись со своим братом Иваном, 11 но в конце 1834 г. – взамен этого предмета – поручено ему преподавание пастырского богословия. 12 За свои труды здесь о. Евсевий был отличен тем, что 15 сентября 1833 г. он удостоен звания соборного иеромонаха при Ставропигиальном Донском монастыре 13 и 26 августа 1836 г. «за ревность в неусыпном надзоре за нравственностью воспитанников» Вифанской Семинарии получил одобрение Комиссии Духовных Училищ. В бытность свою Вифанским инспектором о. Евсевий, – по определению семинарского правления от 22 мая 1834 г., – обозревал (с 9-го июля) Дмитровские и Звенигородские училища и представил о них подробный отчет с замечаниями по всем частям, а сверх сего возвратил обратно неистраченные им 20 руб. ассигнациями из выданной ему на проезд суммы в сто рублей... 25 ноября 1834 г. о. Евсевия перевели инспектором и профессором философии в Московскую Семинарию, но там он должен был наблюдать еще за исправлением здания для вновь открытых в Москве Донских училищ, за что 21 февраля 1837 г. опять была ему изъявлена от Комиссии признательность. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010