1 Akkommedations theorie, s bei A. Tholuckin sein. „Das Alte Testament im Neuen Testament-etc. s. 7. 6 Aufl. Gotla 1868. Срав статью в Христ. Чтении за 1842 год под заглавием: “ Тень и тело или ветхозаветные прообразования и новозаветная истина“. 2 Uergl. „Allgemeine Bibliothek der biblischen litteratur“ von I. G; Eichhorn. Leipzig. 1794. В. V. s. 421. „Ueber die Akkommodationen im N. Test“. Таково напр. поступание Еккермана в обоих первых томах его „Theologische Beyträge“, заключающих в себе, по заглавию, «Erklärung der merk­würdigsten Stellen des N. T., worin das A. T. angeführt oder erklärt wird». Таковы напр. Осия 11, 1, Иер. 31,15 и мн. др. по толкованию их в Me. 2, 15. 17·- 18 и др. .и особенно же Псал. 39 . Евр. 10, 7 и дал. по Евр. 40, 5 и далее. 3 См. напр. G. W. Meyeri „Geschichte der Künste und Wissenschaften“ etc 1 Abth., IV, В. 1. s. 35. Götting. 1802. Conf. I. G. Rosenmülleri „Historia interpretationis S. S. etc. pag. 28–29, ct. p. 13. Hildburgusae 1795. Chr. Schoettgenii „Horae hebraicae et talmudicae in univers. N. T. „Praef. Dresdae et Lipsiae 1733. A. Th. Hartmann’s „Die enge Verbin­dung des A. T. mit dem N“. etc. s. 521. Hamburg 1831. Uon R.’Rocholl „Ueber Merkabah zu Apok. 4. 5 “. in der „Zeitschrift f. d. gesam. Luth. Theol. und Kirche“ 1875. s. 393. und And. mehr. 4 См. напр. Фавста Социна у Дистеля в его „Geschichte des Alten Bundes“, s. 391. Iena 1869. Но за этою оболочкою скрывалась мысль о сродстве и даже тожестве новозаветного толкования с иудейским, что и высказывали прямо позднейшие сторонники взглядов теории аккомодации, как напр. Ротэ, См. его „Zur Dogmatik в „Theolog. Stud. nnd Kritik“. 1860. s. 82. 83. и др. А Ерн. Ренан делает даже открытие, что Христос вообще и в частностях, своего учения примыкал к раввину Гиллелу, как учителю, см. „Iesus und Hillel“ etc. von Fr. Delitzsch, s. 5. Erlang. 1867. Относительно Гейгера в том же отношении см. здесь же стр. 7. Так большая часть аккомодатистов ставит новозаветное толкование в зависимость от иудео-палестинского. Другая, несравненно меньшая часть, производит новозаветное толкование (как и все учение) от иудео-александрийского, как напр. Гфрёрер („Kritische Geschichte desUrchristenthums“. Stuttgart. 1831. Besond. S. XXXVI. 1, 81. 121 и and.), Теологус („Die Jugend-und Bildungsgeschichte Iesu“ etc. Bern. 1868. Besond. S. 477. 577. и and.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1785), имел сына Фёдора (ум. 1864, полковника, не имевшего потомства), и двух дочерей, Прасковью и Наталью. Наталья Петровна Глебова-Стрешнева, владевшая частью с. Никульского, в 1839 г., вышла замуж за генерал-майора Фёдора Логгиновича Бреверна (1802-1884). Он начал службу в 1818 г. корнетом лейб-гвардии Конного полка, в 1820 г. он уже штабс-ротмистр, адъютант главнокомандующего 1-й армией. В 1826 г. Бреверн был привлечён по делу декабристов, арестован. На следствии было установлено, что членом тайных обществ он не был, но знал об их существовании. Высочайше было повелено установить за ним секретный надзор и ежемесячно докладывать о поведении. В 1831 г. надзор снят. В 1833 г. Фёдор Логгинович произведён в полковники. С 1834 г. командовал Борисоглебским уланским полком, в 1840 г. вышел в отставку с чином генерал-майора. В 1853-1856 гг. Фёдор Логгинович Бреверн исполнял должность коломенского уездного предводителя дворянства. В 1863 г. выборный в думскую комиссию. В преклонных годах Наталья Петровна писала мемуары. У Натальи Петровны и Фёдора Логгиновича была дочь Евгения. В 1862 г. Евгения Фёдоровна Бреверн (1846—1924) вышла замуж за князя Михаила Валентиновича Шаховского (1836-1892). Князь М.В. Шаховской с 1870 по 1875 г. был губернатором в Эстляндии, с 1875 по 1879 г. в Тамбове, в 1879 г. назначен почётным опекуном (член Опекунского совета, органа управления Воспитательными домами и кредитными учреждениями при них (Опекунский совет выдавал деньги под залог имений). На должность почётного опекуна (соответствовавшую 3-му классу табели о рангах) назначала высшая власть. Фёдор Петрович Глебов-Стрешнев, не имевший детей, после вступления в брак его племянницы Евгении Фёдоровны испросил право её мужу именоваться князем Шаховским-Глебовым-Стрешневым, на что в 1866 г. последовало высочайшее соизволение. Другая часть с. Никульского была во владении Глебовых и называлась Глебова слободка. «В 1676 г. февраля 28 дня при царе Феодоре Алексеевиче дана Михаилу Ивановичу Глебову за его службу, за литовские походы из царского поместья вотчина, в Коломенском уезде в Большом Микулине стану, жребий села Никульского, а в нём, по книгам Коломенского уезда, письма и меры Симеона Усова в 1635 г.

http://sobory.ru/article/?object=06476

Теософия называет себя всеобщей мировой религией, имеющей собственную, отличную от других природу. Но любое внимательное изучение ее эклектического происхождения открывает, что она многое взяла из легко узнаваемых источников. Современная американская история теософии началась с деятельности молодой, склонной к мистицизму русской дамы, мадам Елены Блавацкой, в 1875 году в Нью-Йорке. Елена Петровна родилась в Екатеринославе в 1831 году. Ее отец, Питер Хан, был немецкого дворянского рода фон Ханов. В возрасте семнадцати лет Елена вышла замуж за царского генерала Блавацкого, образованного человека намного старше ее, которого она оставила уже через три месяца совместной жизни. Известно, что мадам сильно не хватало такой добродетели, как терпение, и что у нее был довольно жесткий нрав. По меньшей мере, один из ее биографов утверждает, что она вышла замуж за Блавацкого, только чтобы подразнить свою язвительную гувернантку, которая как-то саркастически заявила, что даже старый дворянин не женился бы на такой сварливой женщине. К своей чести, Елена быстро отказалась от желания мстить гувернантке, но к тому времени она уже дала согласие генералу и была вынуждена вступить в брак. 89 Вскоре после ухода от Блавацкого Елена вступила на длинный путь, в конце концов, приведший ее в область мистических религий, которыми она занималась, начиная с Тибета, Индии, Египта и до Техаса, Луизианы, Кубы и Канады, остановившись, наконец, в Нью-Йорке на время достаточное, чтобы основать в 1875 году теософское общество вместе с полковником Олкоттом и У. Джаджем, двумя ее пылкими приверженцами. В 1879 году мадам Блавацкая уехала из Соединенных Штатов в Индию и позже умерла в Лондоне в 1891 году. Из-за У. Джаджа общество разделилось в 1895 году, а потом его организация снова раскололась на «Всеобщее братство и теософское общество» и «Теософское общество Америки». Мадам Блавацкая высочайше почитала Джаджа, и Джадж принял ее мантию лидера во всех отношениях как глава «Арийского теософского общества», в котором он был председателем до 1896 года, когда умер. Мадам Блавацкая создала также эзотерическую школу в Лондоне в 1888 году, и во время своих путешествий по Индии и Англии глубоко подействовала на Анни Вуд Безант, которая взяла бразды правления после смерти мадам Блавацкой, Джаджа и его преемницы Катрин Тингли.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

В русском обществе популярность спиритизма достигла апогея во время «серебряного века». Открыв любую книгу того времени, можно убедиться, что это было повальное увлечение. Как мы знаем, ничем хорошим все это не кончилось. Второй корень «Нью эйдж» – теософия , основанная нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской . Это явление более широкое, оно объединяет элементы спиритизма, гипнотизма, гностицизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, а также обрывки восточных религий. Все это Елена Петровна соединила в своей голове и выдала на-гора. Родилась Елена Петровна Ган в 1831 г . в России. Когда ей не было еще и 20 лет, ее выдали замуж за пожилого генерала Блаватского, но через два месяца она его покинула и с тех пор жила сама по себе. В основном она путешествовала по европейским странам и по Индии, изучала различные религиозные философии и сама вошла в общение с духами, особо выделяя из них одного, который ее вел и которого она называла «король Иоанн». Блаватская отличалась невероятной полнотой и была известна своим отчаянным сквернословием. В 1875 году вместе с американским полковником Олкоттом она организовала Теософское общество в Нью-Йорке, лидером которого и оставалась до самой своей кончины в 1891 году. В учении Блаватской «новая эпоха» связывалась с рождением шестой расы, которая будет обладать обостренным оккультным сознанием (мы – пятая раса). По расчетам Блаватской, «новая эра» приблизится лишь через 25 тысяч лет. Однако вскоре сроки рождения «новой эры» были значительно сокращены. Паре Блаватская-Олкотт наследовала другая пара – Ани Безант-Чарльз Ледбитер (платонический друг Безант, бывший англиканский священник, который был известен своим фанатичным гомосексуализмом – даже случайное прикосновение к женщине было для него невыносимо). Вместе с Безант они составляли странную пару. Именно они решили, что мир уже вполне созрел для «новой эры», и разработали концепцию явления «Спасителя» – слияния из ожидаемого буддистами Будды-Майтрейи и второго пришествия Христа. Однажды в Индии Безант и Ледбитер взяли на воспитание мальчика по имени Джидду Кришнамурти, которого и объявили будущим Майтрейей, или Мессией – вторым пришествием Христа. Отец мальчика, индийский служащий, очень испугался, когда узнал, что мальчик попал к Ледбитеру. Правда, когда Кришнамурти стал взрослым, он отказался от своей роли Майтрейи, и вышел конфуз. Впоследствии несостоявшийся спаситель мира стал известным учителем-эзотериком, создавшим свою «школу».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

258 Евсевий. Церковная история. СПб., 1858. Кн. VI. Гл. 3, 6. Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 1. СПб., 1882. С. 49–50. 261 Siegfried C. Philo von Alexandria als Ausleger des Alten Testaments. Jena, 1875. Монографии общего характера: Biet, ab. Essai historique et critique sur 1 " ecole juive d " Alexandrie. Paris, 1854. Dahne A. Geschichtliche Darstellung der judisch-alexandrinische Religions philosophie. Halle, 1831 и многие другие. 262 Об александрийской христианской школе толкования Св. Писания см.: Kingsley P. Alexandria and her Schools. London, 1854. Из старых: Guericke З. De Schola quae Alexandriae floruit... Halle. 1824; Hasselbach C. De Schola quae in Aegypts floruit, Alexandriae catechetica... Stettin, 1826. 265 Об антиохийской школе толкования Свящ. Писания см.: Kihn H. Die antiochenische Schule. Ingolstadt, 1866; Hergenrother P. Die Antiochenische Schule und ihre Bedeutung auf exegetischen Gebiete. Wurzburg, 1866. Классический труд по этому вопросу: Kihn H. Die Bedeutung der Antiochenischen Schule auf dem exegetischen Gebiete. Weissenburg, 1867. 266 Разумею Vigouroux F. Dictionnaire de la Bible в пяти томах. В этом словаре – которым я беззастенчиво, между прочим, пользуюсь – науки без конца, но сушь такая, что задохнуться можно. Для души ничего не дает, хотя любопытство может и хорошо удовлетворять. То же можно сказать и обо всех толковательных трудах и сочинениях по Свящ. Писанию, как иностранных, так даже и русских. 268 Цитирую по проф. Юнгерову. Частное историке-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Вып. 1. Казань, 1907. С. 141. 269 См. указатель этих трудов у Вигуру: «Dominicams... Franciscains... [Travaux des] sur les Saintes Ecritures» (т. е. труды доминиканцев, францисканцев по изучению Свящ. Писания 272 В вавилонских иудейских школах Книгу Руфь и Плач считали за отдельные книги, т. е. всех книг насчитывали 24. 274 Книгочии – т. е. те, у которых в книги очи направлены, , от глагола «шатар», писать. Из сопоставления с арабскими и сиро-халдейскими корнями видно, что речь здесь идет о евреях, хорошо знавших письмо и счет и потому занимавших место начальников. См. Юнгеров П. Общее историко-критическое введение... С. 12; Gesenius W. Hebraisches und Chaldaisches Handworterbuch...; Mangenot E. «Ecriture Hebraique», 1, 2/Vigouroux F. Dictionnaire... T. 2. Col. 1575 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

– Аккерман (L. Ackermann, 1771–1831), Prophetae minores, 1830. – Франциск Аллиоли (Fr. Allioli, 1793–1873), Священные писания Ветхого и Нового Завета, переведенные и изъясненные, 1830, многочисленные издания; французский перевод аббата Gimarey (1808–1861), дополненный многочисленными примечаниями. – Виктор Ancessi (1844–1878), L’Egypte et Moise, 1875. – A. Арно (Arnaud), La Saints Bible, французский перевод св. книг с комментариями, 4 in-8°, Paris, 1881. – Матфей Арнольди, Комментарий на св. Матфея, 1855. – J. Bade, Христология Ветхого Завета, 2-е изд. 1858. – Беелен (J. Th. Beelen, 1807–1884), Comm, in Epist. ad Philipp., 1852; in Act. Apost., 1864. – M. Бенно (Benno), Апокалипсис, 1860. – A. Берлепш (A. Berlepsch), Evangeliorum explanatio, 1849. – A. Биспинг (Aug. Bisping, 1811–1884), Экзегетическое руководство для изучения Евангелий, Деяний и Посланий, 2 е изд. 1864 (превосходный труд). – Бонифаций (Bonifazius), Новый Завет, переведенный и изъясненный, 4 тома, 1797 и сл. – Генрих Браун (Braun), перевод Ветхого и Нового Завета, с примечаниями, 2-е издание, опубликованное Feder’oм., 1803. – М. Бретенейхер (M. Breiteneicher), Наум, 1861. – Д. Брентано (Brentano, 1740–1797), Писания переведенные и изъясненные; Новый Завет всецело принадлежит ему; тенденции рационалистические; Ветхий Завет пополнен Dereser’oм (1757–1827) и Scholz’eм (1794–1852); полное издание 17 томов in-8°, Франкфурт, 1828–1837. – Иордан Бухер (Bucher, 1823–1870), Практическое изъяснение Нового Завета, 3 in-8°, 1855 и сл.; Жизнь Иисуса и Апостолов, 1859. – Аббат Клер (Clair, 1839–1881), Josue, 1877; Les Juges, 1878; Les Livres des Rois, 1879; Les Paralipomenes, 1880; Esdras et Nehemias, 1882 (в Библии Lemhielleux’a). – J. Corluy (1834–1896), иезуит, Comm, in Ev. S. Joannis, Гент, 1878; 2-е изд. 1880; Specilegium dogmaticobiblicum, 2 in-8°, ib. 1884. – P. Корнели (R. Cornely), Historica et critica introductio in libros sacros, 3 тома в 4 ч. in-8°, 1885–1887; Introductio­n " s in Libros Sacros Compendium, 1889; in I Cor., 1890; in II Cor., 1892; in Rom., 1896,–A.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Так в 1875 году родилось Теософское общество, которому предстояло сыграть огромную роль в укреплении и распространении основ оккультизма, в том числе и в России. Характеризуя этот процесс, исследователь оккультно-мистических учений Д. Н. Попов заключает: «Во второй половине XIX века Е. П. Блаватская обобщила, синтезировала и привела в систему огромный теоретический материал теософских (оккультных – прим, авт.) школ Запада и Востока на базе древнеарийских корней индоевропейской культуры» 9]. 407 Теософское общество: идеология и деятельность Идеологи теософии синтезировали в своем учении все наиболее ценное и актуальное из обширного многовекового оккультно-мистического наследия, способное воздействовать на умы современников. И вовсе не преувеличением выглядит суждение видного теософа А. Клизовского, утверждающего, что «посеянные Теософским обществом семена высшего знания проникли в сознание людей западного мира и распространились по всему миру» 281]. 408 И в настоящее время «во всех культурных странах существуют теософские общества, ставящие своей целью изучение высшего знания. Выходят многочисленные журналы, посвященные этим вопросам, и существует довольно большая теософская и оккультная литература» 281]. 409 Е. П. Блаватская родилась в Екатеринославе, городе на Днепре, 31 июля 1831 года по старому стилю. Ее родителями были полковник Петр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урожденная Фадеева, известная романистка. Бабушка Е. Блаватской по материнской линии – княгиня Елена Павловна Долгорукая, довольно одаренная личность, известная своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к роду Рюриковичей. Со стороны отца ее предки принадлежали к Мекленбургскому графскому роду. По разным причинам Елена воспитывалась в доме бабушки по материнской линии. Естественно, что бабушка не могла заменить ребенку мать, к тому же сама бабушка не прилагала особых усилий к воспитанию ребенка. Поэтому во многом воспитание Елены было пущено на самотек, особенно в области религии. Дело в том, что прадед Блаватской по материнской линии, Павел Долгорукий, был известным русским масоном, он, как свидетельствует А. Сенкевич, «много времени отдавал изучению алхимии и магии, имел репутацию странной личности и был владельцем обширной библиотеки по оккультным наукам» 312]. 410

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Важной эпохой в истории католицизма в Л. стало служение Жямайтского еп. Мотеюса Валанчюса (Мацей Волончевский; 1849-1875). Еще будучи ректором Жямайтской ДС (1845-1850), он старался ввести в образование жямайтский язык, в чем отчасти были заинтересованы и власти Российской империи с целью ослабить «польские начала», в к-рых видели главную угрозу социально-политической стабильности в регионе. Заняв епископскую кафедру, еп. М. Валанчюс стал уделять больше внимания непосредственному общению с духовенством и верующими: несмотря на противодействие светских властей, совершались частые визитации приходов, проверки образовательного уровня и морального облика священников, при их назначении особое внимание уделялось пастырским качествам, а не социальному происхождению или возрасту кандидата. В 1841-1862 гг. в Жямайтском еп-стве действовали приходские школы, благодаря чему к 1897 г. Ковенская губ. занимала одно из 1-х мест по грамотности в Российской империи. При активном участии Валанчюса и др. епископов Л. вплоть до запрета печати на литов. языке в 1864 г. издавалась лит-ра, понятная широким кругам населения (сам он был автором одного из первых исторических изданий на литов. яз.- кн. «Жямайтское епископство»), а впосл. при его активном участии литов. лит-ра распространялась в Л. нелегально. С 1858 г. в Л. действовали братства трезвости - широкие объединения верующих, в которые записались 80% всех католиков Ковенской губ. и 50% - Виленского еп-ства (ликвидированы по требованию виленского военного губернатора М. Н. Муравьёва после подавления восстания 1863-1864 гг.). Нек-рая либерализация политики российских властей по отношению к Л. имела место в начале правления имп. Александра II Николаевича : участникам восстания 1830-1831 гг. была объявлена амнистия, облегчено поступление жителей Северо-Западного края на военную и гражданскую службу, разрешены преподавание польского языка и открытие частных учебных заведений. Однако в нач. 60-х гг. XIX в., несмотря на отмену крепостного права, социальная обстановка в Л. обострилась; в 1862 г. был образован Литовский провинциальный комитет, установивший связи с Центральным национальным комитетом в Польше. Но вскоре после начала восстания последний, в к-ром главенствовали «белые» (сторонники национально-культурной автономии в рамках Российской империи), попытался отстранить от дел Литовский провинциальный комитет, где преобладали более радикальные «красные» (К. С. Калиновский и др.). В 1864 г. восстание было подавлено при активном участии виленского военного губернатора Муравьёва, бывшего одновременно гродненским, ковенским и минским генерал-губернатором (1863-1865).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Еще одним очагом распространения оккультной практики использования наркотиков в Европе и США стало основанное в 1875 г. в Нью-Йорке «Теософское общество». Основателями его были известная авантюристка Елена Петровна Блаватская (1831–1891) и полковник Генри Олкотт. Общество имело свои отделения в Париже и Адьяре (рядом с г. Мадрас, Индия). В книгах и лекциях Блаватской, журналах, издаваемых обществом, пропагандировалась «древняя мудрость Востока» современного разлива, оккультная, медиумическая практика, в том числе и с использованием наркотиков. В своей книге «Разоблаченная Изида» Блаватская пишет: «Растения обладают мистическими свойствами в огромной степени… секреты вызывания видений экстрактами растений потеряны для европейской науки, за исклю-чением разве что гашиша и опиума» (30). Самой Блаватской, а затем ее преемникам — Анни Безант и Чарльзу Ледбиттеру, эти секреты были открыты. В основанной ими школе оккультного воспитания в Адьяре юным воспитанникам и воспитанницам давали различные наркотические напитки и делали втирания летучих мазей для развития сверхчувствительности и способностей к медиумическим контактам (31). Тем временем, продолжаются открытия и изобре-тения в области применения наркотических средств. В 1853 г. врач из Эдинбурга Александр Буд изобретает иглы для подкожных инъекций. Это крайне важное для современной медицины изобретение дает новую форму наркомании, еще более опасную и мощную по оказываемому воздействию (7, с. 21.). В 1859 – 1860 годах Альберт Ниманн выделяет из листьев коки алкалоид кокаин, который вскоре начинает широко рекламироваться как замечательное тонизирующее средство. В качестве такового он используется в 1886 году для создания кока-колы. Также предлагается использовать его как обезболивающее средство и даже как средство для борьбы с морфинизмом. Восторженно рекомендовал его упо-требление для «духовной пользы» как «чудодейственное лекарство», особенно в периоды депрессий, отец психоанализа Зигмунд Фрейд. «Малые дозы этого лекарства вознесли меня на вершину.

http://azbyka.ru/zdorovie/duhovnye-osnov...

Директор П. А-ч Р-ский…— Павел Аполлонович Ровинский (1831–1916) — этнограф, славяновед, путешественник, публицист. Ровинский был активным членом общества «Земля и Воля», поддерживал связи с польскими повстанцами (1863), предпринял неудачную попытку освободить Н. Г. Чернышевского из ссылки (1870). Директором колонии был в 1875–1877 гг. Ряд статей Ровинского, написанных по материалам его путешествий по Монголии и Сербии, был напечатан в «Вестнике Европы» в первой половине 70-х гг. Состояние дел в колонии он подробно осветил в статье «С.-Петербургская земледельческая колония» (Журнал гражданского и уголовного права. 1877. 40 …из бывшего отделения малолетних преступников еще в Литовском замке, теперь там уничтоженного. — Отделение малолетних преступников, существовавшее в Литовском тюремном замке в Петербурге с 1871 г., было в декабре 1875 г. преобразовано в самостоятельное исправительное учреждение. До этой реорганизации оно практически ничем не отличалось от обыкновенной уголовной тюрьмы; малолетние преступники свободно общались со взрослыми, учеба и воспитательная работа не были налажены, среди подростков процветали порочные привычки. Достоевский побывал в отделении малолетних преступников в мае 1874 г. Литовский замок, в котором до 1823 г. располагались казармы Литовского полка, находился на площадке между рекой Мойкой, Офицерской ул. (ныне ул. Декабристов), Крюковым каналом и Тюремным переулком (ныне пер. Матвеева). 41 Петропавловка — Это обиходное название «отделенный домик» (как он именовался официально) получил по аналогии с тюрьмой, находившейся в Петропавловской крепости в Петербурге. 42 Кстати вверну сюда одно странное нотабене — вешаются или застреливаются. — В ходе осуществления школьной реформы 1864 г. телесные наказания повсеместно вышли из употребления, однако рецидивы жестокого обращения с учащимися все же время от времени случались. Не были редкостью сообщения в печати о самоубийствах по причине плохой успеваемости. Вопрос об отмене телесных наказаний был в свое время предметом острых разногласий между передовой частью общества и консервативно настроенными людьми и вызвал резкую полемику в печати. Отзвуки этой полемики не прекращались и в последующие годы, и одним из них было мнение, приводимое Достоевским. Это мнение он услышал 19 января 1876 г. от Василия Васильевича Григорьева (1816–1881), востоковеда, профессора С.-Петербургского университета, монархиста-консерватора по убеждениям, бывшего редактора газеты «Правительственный вестник» (1869–1870), начальника Главного управления по делам печати (1874–1880). По воспоминаниям А. Г. Достоевской, ее муж «с особенным удовольствием беседовал» с В. В. Григорьевым, с которым лично познакомился 16 февраля 1872 г. Эти беседы оказали, по-видимому, влияние на главы «Дневника писателя», посвященные Восточному вопросу и Т. Н. Грановскому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010