Арсений II, митрополит Киевский и Галицкий (Москвин Федор Павлович) Родился в 1795 году (по другим источникам – в 1797 году) в селе Воронье Костромского уезда и губернии в семье диакона. Окончил Костромскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 11 сентября 1821 года пострижен в монашество, 14 сентября рукоположен во иеродиакона. В 1823 году окончил курс академии со степенью магистра и оставлен при академии бакалавром по богословским наукам. 5 сентября 1823 года рукоположен во иеромонаха. С 25 августа 1825 года – редактор Могилевской духовной академии. 4 декабря 1826 года возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Могилевского Братского Богоявленского монастыря и приписанного к нему Буйницкого монастыря. С 23 августа 1827 года – ректор Орловской духовной семинарии и настоятель Мценского Петропавловского монастыря. С 11 сентября 1829 года – ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Рязанского Троицкого монастыря. В мае 1830 года перемещен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. В октябре 1831 года назначен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Тверского Успенского Отроча монастыря, а затем Троицкого Калязинского монастыря. 24 апреля 1832 года хиротонисан во епископа Тамбовского. С 5 апреля 1841 года – архиепископ Подольский. С 6 ноября 1848 года – архиепископ Варшавский, викарий Волынской епархии, священноархимандрит Почаевской лавры. С 1 июля 1860 года – митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской Успенской лавры и член Святейшего Синода. Митрополит Арсений памятен Киеву кротостью, благочестием, строгим подвижничеством и любовью к монашеству. Он издал много духовных книг. Скончался 28 апреля 1876 года. Погребен в каменной церкви в честь Воздвижения Честного Креста Господня, в Ближних пещерах, пред иконой Казанской Божией Матери. Митрополит Арсений, муж высокого, светлого ума и доброго сердца, много послужил на пользу Церкви в Тамбове, Подолии, Варшаве и Киеве. Он постоянно боролся против сектантов-молокан и духоборов, применяя при этом не только духовное воздействие, но и чисто административные меры. Будучи в Тамбове, добивался выселения молокан и духоборов из епархии. В результате из некоторых сел сектанты были выселены на Кавказ и в Таврическую губернию, а оставшимся было запрещено иметь постоялые дворы, мельницы, а также был введен ряд других ограничений подобного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рыбниковское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Тихвинская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1816 г. Главный храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, освящен в 1839 г. Левый придел во имя архангела Михаила, освящен в 1823 г. Правый придел во имя свт. Иоанна Златоуста, патр. Константинопольского, освящен в 1900 г. Закрыта в 1940 г., сергиевской ориентации. Полуразрушена. Свое название вновь созданная община получила по имени старинной сельской церкви, которая служила в Рыбниковском с 1823 по 1940 год. Церковь строилась постепенно. Заложенная в 1816 году, только через семь лет приняла она верующих в своем левом приделе, освященном в честь Архангела Михаила. В 1839 году был освящен главный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в 1900 году начались богослужения и в правом приделе церкви - освященном во имя Святителя Иоанна Златоуста. А вот закрылась она в одночасье в 1940 году, как-то сразу, без промедления. И стоит теперь полуразрушенное здание трехпрестольной Тихвинской церкви в самом центре села немым укором тем людям, которые когда-то дали распоряжение о прекращении богослужений в ней. Храм не может сейчас принять своих новых богомольцев, они совершают богослужения в приспособленном для этого небольшом молитвенном доме. Рыбниковское село лежит на южном берегу озера Сунгула, в 90 верстах от Екатеринбурга и в 80 верстах от г. Камышлова. В первое время своего существования дер. Рыбникова принадлежала к приходам Колчеданскому, Щербаковскому и Шаблинскому. В 1820 г. в деревне был открыт самостоятельный приход, состоявший из села и деревень: Богатенковой, Комаровой и Гашеневой. В 1876 г. две последние деревни отделились во вновь открытый Барабановский приход. По преданию, село получило свое название от фамилии одного господского крестьянина из внутренних губерний, поселившегося на берегу озера Сунгула, где прежде и после долгое время кочевали татары. Все прихожане численностью 1198 душ муж. пола и 1188 жен. пола, русские, занимаются хлебопашеством, а в зимнее время уходят на Каслинский завод и другие места в качестве рабочих от арендатора для ловли рыбы неводами в озерах.

http://sobory.ru/article/?object=11119

Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Дроздов Александр Васильевич) Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 18 декабря 1823 года пострижен в монашество. 20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра. 21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром. 23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии. С 16 сентября 1828 года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии. С 17 июля 1829 года – ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря. В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. С 4 апреля 1840 года – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря. 29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора. С 14 апреля 1841 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем. 15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 13 января 1847 года – епископ Саратовский. С 15 апреля 1856 года – епископ Астраханский. 23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа. 6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь. Скончался 7 декабря 1876 года. По выражению архиепископа Никанора (Бровковича) , «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное». В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ревнители духовного просвещения Православные богословы XIX века стремились принести пользу обществу 18.11.2005 360 Время на чтение 5 минут В 2005 году Русская Православная Церковь отметила памятную дату - 120 лет со дня кончины епископа Муромского Иакова (Кроткова), учредителя Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП). Основание Общества в сентябре 1863 года было вызвано желанием образованных пастырей распространять среди народа духовное просвещение. В связи с этим было признано желательным учредить епархиальную библиотеку, из которой каждый клирик Московской епархии мог бы получать все нужные для него книги. Впервые эта идея была высказана в 1859 году, а в январе 1862 года помещение для библиотеки было найдено в Высоко-Петровском монастыре в Москве . Митрополит Московский Филарет (Дроздов) пожертвовал в новосозданную библиотеку часть своих книг, а также средства для дальнейшего ее пополнения. Одновременно в кругах московского духовенства возникла мысль об учреждении при библиотеке научно-богословского общества. На собрании 4 ноября 1862 года 17 духовных лиц письменно заявили о своем желании быть членами такого общества. В дальнейшем к этой небольшой группе присоединилось еще 77 человек, в том числе и некоторые светские ученые. Вскоре о их желании открыть научно-богословское общество было доложено митрополиту Филарету, который не только одобрил это решение, но даже взял на себя труд составления проекта " Положения об образовании Московского ОЛДП " . Первым председателем Общества с 1863 по 1870 г. был архимандрит Иаков (Кротков). Среди светских членов Общества было немало лиц, известных в богословских и литературных кругах. Например, славянофил и публицист И.С. Аксаков (1823-1886); академик В.П. Безобразов (1828-1889); писатель К.Н. Леонтьев (1831-1891); профессор церковного права Казанского, а затем Новороссийского и Московского университетов А.С. Павлов (1832-1910); историк С.М. Соловьев (1820-1879); богослов и философ С.Н. Трубецкой (1862-1905); славянофил и общественный деятель Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и многие другие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Кромы. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В XVII веке в поселке Кромы насчитывалось 8 деревянных храмов: соборная церковь Успения Богородицы, в Кромской крепости-остроге Завитай, приходские - Преображения Господня и Св. великомученика Дмитрия в Драгунской слободе, Св. великомученика Никиты в Черкасской слободе, Св. Николая Чудотворца и Покрова Богородицы в Стрелецкой слободе, Св. великомученицы Параскевы в Пушкарной слободе и Св. Троицы в мужском монастыре (упразднен в нач. XVIII века). После утверждения нового регулярного плана поселка Кромы (14 марта 1780 года) застройка городка велась по новому проекту и большая часть храмов была либо упразднена, либо перенесена на другие места. Свое древнее местоположение сохранила лишь Никитская церковь, построенная в 1740 году и просуществовавшая до 30-х годов XX века. В начале XIX века на городской площади на месте ветхой Пятницкой церкви иждивением прихожан, среди которых особенно выделялся купец Петр Иванович Горбунов, заложили монументальный Успенский собор в стиле классицизм, оконченный в 1822 году (расширялся в 1871-1872 и 1875-1876 годах). К храму была пристроена очень высокая колокольня, увенчанная шпилем, видная за несколько верст от города. В 1823-1826 годах на месте древней Преображенской церкви выстроили классическую Троицкую церковь. В 1861-1867 годах над склепом Анастасии Слетовой и ее утонувшего сына на средства купца Ивана Тихоновича Слетова возведена кирпичная Тихвинская кладбищенская церковь. Старый же деревянный храм, стоявший здесь ранее, был в 1882 году перенесен старанием мещанина Георгия Михайловича Станкевича на другое кладбище - Троицкое, где его освятили в 1885 году во имя Св. Иоанна Предтечи. Последний по времени храм в Кромах устроили в 1902 г. в помещении уездной тюрьмы, построенной еще при императрице Екатерине II (здание сохранилось). Его освятили во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского " в ознаменование помолвки их императорских величеств Николая Александровича и Александры Федоровны " . Церковь занимала отдельное помещение в тюрьме и приход ее состоял лишь из небольшого количества арестантов и их начальства.

http://sobory.ru/article/?object=07796

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. Л. Мордовцев. Фотография. Кон. XIX в. Даниил Лукич (7.12.1830, слобода Даниловка Усть-Медведицкого окр. земли Войска Донского - 10.06.1905, г. Кисловодск Пятигорского отдела Терской обл.), публицист, представитель рус. и укр. лит-ры, историк народных движений, в т. ч. религиозных, автор исторических романов. М. одним из первых привлек внимание рус. общества к истории и совр. положению старообрядчества . Отец М. был представителем казацкого рода Слипченко-Мордовцевых, мать - дочерью священника. Первые рассказы М. написал в детстве на укр. языке. Окончил гимназию в Саратове. В 1850 г. поступил в Казанский ун-т, в следующем году по совету гимназического товарища А. Н. Пыпина перевелся на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, на 3-м курсе получил золотую медаль за диссертацию «О языке Русской Правды», участвовал в составлении «Материалов для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневского. В 1854 г. женился на А. Н. Пасхаловой (1823-1885). По возвращении в Саратов был принят на должность редактора «Саратовских губернских ведомостей», позже по совместительству занял пост помощника делопроизводителя статистической комиссии. Работал под рук. историка Н. И. Костомарова, оказавшего большое влияние на М. В 1859 г. за обличение в «Саратовских губернских ведомостях» местных порядков М. был подвергнут аресту. В 1864-1867 гг. жил в С.-Петербурге, из-за болезни супруги вернулся в Саратов. В 1867 г. получил место чиновника при канцелярии губернатора, затем был помощником по делам земских учреждений, вышел в отставку в 1872 г. В 1873 г. вернулся в столицу, в 1875-1886 гг. трудился в отделе статистики Мин-ва путей сообщения, являлся редактором «Журнала Министерства путей сообщения» (1876-1881). В 1886 г. ушел на пенсию. Похоронен на Братском кладбище в Ростове-на-Дону, сохранился мемориал Мордовцевых. В 1859 г. М. опубликовал «Малорусский сборник» (на укр.

http://pravenc.ru/text/2564166.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Виноградов Дмитрий Петрович; 1823 г., Москва - 24.11.1898, Данилов моск. муж. мон-рь), архим. Род. в семье диакона, служившего на моск. Даниловском кладбище. В 1846 г. окончил МДС, его сокурсниками были Костромской еп. Игнатий (Рождественский) , протоиереи Г. П. Смирнов-Платонов , В. П. Рождественский и др. С 1846 г. преподавал в Донском ДУ в Москве. В 1850 г. принял монашество, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, в 1857 г.- в сан игумена, служил смотрителем Заиконоспасского ДУ. Указом Синода от 21 марта 1874 г. Д. был назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого можайского мон-ря . 30 марта 1874 г. в Москве, на Саввинском подворье, еп. Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) был возведен в сан архимандрита. По инициативе Д. в Лужецком мон-ре было установлено особое почитание основателя обители прп. Ферапонта Белозерского , напечатано Житие (1876), составлены акафист (1877; установлено его еженедельное пение у гроба преподобного), служба (1878), молитва святому (1883), собраны архивные материалы о преподобном, о лицах, с ним связанных. Вероятно, именно Д. составил и стихотворное житие прп. Ферапонта. В соборе и на паперти были выполнены настенные изображения, иллюстрирующие Житие святого. В 1877 г. по инициативе настоятеля была отреставрирована древняя икона прп. Ферапонта. С 1883 г. записываются чудеса, совершаемые предстательством прп. Ферапонта, а с 1873 г. по благословению еп. Можайского Игнатия (Рождественского) возобновлено двукратное в году празднование основателя обители: 27 мая и 27 дек. Также Д. установил соборное поминовение почившей монастырской братии - 15 янв.- и день пам. кн. Андрея Дмитриевича Можайского - 2 июня. С 1878 г. имя кн. Андрея стали регулярно поминать на заупокойных ектениях. В соборе мон-ря у юж. столпа была установлена копия изображения кн. Андрея из Архангельского собора в Москве, а на сев. столпе изображен сюжет основания Лужецкой обители прп. Ферапонтом и кн. Андреем. При Д. обитель посещали еп. Можайский Мисаил (Крылов), митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) .

http://pravenc.ru/text/178371.html

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. /// Объект утрачен По образцу собора в 1816-1823 гг. построен собор Александра Невского в г. Ижевске (автор адаптированного проекта - арх. С.Е. Дудин) Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 20 июня 1805 г. (ст. ст.) митрополитом Новгородским и Петербургским Амвросием в присутствии императора Александра I со свитой был торжественно заложен собор св. Андрея Первозванного. Собор строился по проекту главного архитектора Морского ведомства А.Д. Захарова. Работы по сооружению собора велись с 1805 по 1817 гг. В разные годы в его строительстве и преобразованиях принимали участие архитекторы А.Н. Акутин (1811-1817 гг.), Ф. И. Трапезников (1834 г.), Р.И. Кузьмин (1852 г.), В.В. Виндельбандт (1872 г.), Н.А. Долбинский (1897 г.). Освящение собора было совершено 26 августа 1817 г. (ст. ст.) Филаретом, епископом Ревельским. Ко времени сооружения собора площадь вокруг него была обстроена плохими деревянными зданиями, между которыми находился старый гостиный двор. Первоначально собор был однопрестольный и оставался без всяких переделок до 1852 г. С 1853 по 1855 гг. к бокам собора были сделаны пристройки, так что план собора вышел крестообразным. В пристройках этих устроены были приделы: в правом во имя апостолов Петра и Павла, а в левом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм стал трёхпрестольным. Строительство велось без остановки даже во время Крымской войны. Освящение главного престола было совершено 19 марта 1955 г. (ст. ст) местным духовенством в присутствии великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. В 1876-1877 гг. собор был расширен по бокам на запад на средства почётного гражданина Владимира Дмитриевича Никитина, и одновременно обустроили и соборный сквер. Решётка вокруг сквера была изготовлена на заводе «Сен-Галли» в Петербурге на пожертвования И.И. Сергиева. 12 декабря 1855 г., после окончания С.-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия, Иоанн Ильич Сергиев, женившись на дочери оставшегося за штатом протоиерея К.П. Несвицкого Елизавете Константиновне, занял место младшего священника собора. И.И. Сергиев прослужил в соборе св. Андрея Первозванного 53 года до самой своей смерти. В 1875 г. И.И. Сергиев был возведён в сан протоиерея, а в 1897 г. стал настоятелем собора. За эти годы число прихожан увеличилось более чем вдвое, и назрела необходимость дальнейшего расширения собора.

http://sobory.ru/article/?object=35051

свящ. Михаил Благонравов 31. Архиепископ Афанасий Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский, в мире Александр Васильевич Борисов, был сын священника Тульской губ., Белевского у села Умриненков; обучался в Тульской семинарии, из филосовского класса которой был послан в Московскую духовную академию. Обучаясь в академии, он принял монашество 16 декабря 1823 г. и посвящен в иеродиакона. По окончании курса был назначен преподавателем той же академии 20 октября 1824 г., а 21 ноября рукоположен в иеромонаха. 23 августа 1828 г. был назначен ректором Пензенской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. Затем был ректором семинарии Костромской (с 1829 г.), Рязанской (с 1837 г.) и Херсонской (с 1840 г.) 14(21) апреля 1841 г. определен на должность ректора С.-Петербургской духов. академии, с поручением управлять Ростовским Богоявленским Авраамиевым монастырем. 15 августа 1842 г. посвящен в епископа, викария Подольской епархии, с оставлением в должности ректора академии. 13 января 1847 г. Высочайшим указом повелено ему быть епископом Саратовским и Царицынским. 15 апреля 1856 г. он переведен на Астраханскую кафедру, а 23 марта 1858 г. пожалован саном архиепископа. Указом от 6 апреля 1870 г. по прошению, вследствие разстроенного здоровья, Всемилостивейше уволен на покой с пенсией в 1500 руб. (но управлял епархией до 19 июля того же года). Местом жительства на покое архиеп. Афанасий избрал Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь, где и скончался 7 декабря 1876 г.; погребен в нижнем Успенском соборе. Архиеп. Афанасий, по отзыву знаменитого Херсонского архиеп. Никанора, «был если не чудо по учености, по громадности смысла, то – явление феноменальное, в своем роде исключительное.... это был гигант мысли и знания, особенно же последнего». Будучи еще воспитанником Тульской семинарии, он отличался своими выдающимися способностями и стоял, как говорится, целой головой выше не только своих товарищей, но и старших воспитанников; поэтому он был послан в духовную академию за два года до окончания курса в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010