Деревянная ярусная на высоком подклете церковь построена в 1783 г., частично перестроена и обшита тесом в 1840-х – начале 1850-х гг. В плане представляла собой восьмерик с двумя прирубами встроенный в клеть с восточной стороны. Основной восьмерик нес два широких восьмерика, сужавшихся на каждом ярусе, верхний из которых завершался граненым куполом под железом и главкой на малом восьмерике. Алтарь пятигранный, внутри «клетской» части сруба устроена круговая (трехсторонняя) галерея-паперть, декоративные детали тесовой обшивки храма имитировали классические архитектурные формы. Вход в храм располагался через боковые ниши " клетской " части церкви с севера и юга. Престол один - Рождества Пресвятой Богородицы. Закрыта церковь в 1930 г., долгое время помещение использовалось как складское, потом заброшено. 6 августа 2003 г. храм обрушился. Сохранившиеся нижние части основного восьмерика и клетской части храма законсервированы, планируется восстановление. http://svyatayarus.su/church/detail/52780/ Богородице-Рождественская Каликинская церковь состояла из двух зданий. Стояли они на высоком берегу небольшой речушки Ачки в деревне Поповка и видны были издалека. Оба храма построены на средства прихожан: деревянный – в 1783 году, каменный с колокольней – в 1823 году. Престолов было по одному: в деревянной - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в каменной – во имя святого великомученика Георгия Победоносца. При церкви была достаточно большая библиотека, работали две школы. Рядом с храмами находились двадцать деревянных лавок для торговли во время ярмарок. Деревянный четырехъярусный храм был одним из старейших, сохранившихся в районе. Богато украшенный внутри, он имел иконостас в семь ярусов с множеством образов. На прямоугольном объеме сруба - символе Евангелия, основаны три последовательно уменьшающихся кверху восьмерика, завершенных куполом и главкой на барабане. В XIX веке церковь была обшита тесом и украшена аркатурными поясами, колоннами, пилястрами. В клировой ведомости за 1921 год сказано, что по штату в церкви положены священник и псаломщик. С 1916 года священником в церкви служил Алексей Константинович Фомин, 1886 года рождения. Его жена Александра Николаевна 1892 года рождения. Имеют четверых детей. Диаконом-псаломщиком служит Александр Николаевич Цветаев. Церковным старостой является крестьянин деревни Чичерино Юкомов, грамотный (Государственный архив Вологодской области). Каждый приходской священник ежегодно учитывал все население мужского и женского пола в своем приходе, выделяя при этом каждое сословие отдельно. Так, по клировой ведомости Богородице-Рождественской церкви за 1921 год, в приходе проживало (13 деревень): дворяне – нет; мещане – нет; число духовных лиц – 10 (из них 5 мужчин и 5 женщин); крестьянство - в 375 домах проживало 1094 мужчин и 1233 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=24071

Конец 1813 - Выход из затвора. Возобновление старческого попечения о мирянах и многих братьях. 1820-1821 - Забота о монахинях в материальном и административном плане 1821 - Исцеление Михаила Мантурова (первое проявление чудотворства) 1823 - Поручение Мантурову обозначить место строительства мельницы 25.11.1825 - Божия Матерь указывает ему место для мельницы и имена первых 8 сестер. Возобновление отшельничества (в ближней пустыньке). Первая встреча с о.Василием. 1826 - Он советуется с о.Василием при выборе первой настоятельницы Лето 1827 - Поселение первых сестер на мельнице. Елена Мантурова - настоятельница 6.08.1829 - Освящение церкви для мельницы 1830 - На мельнице - 5 новых сестер 8.09.1830 - Освящение крипты 24.03.1831 - Последнее явление Божией Матери 5.09.1831 - Исцеление Н.Мотовилова Нояб.1831 - Беседа с Мотовиловым о Святом Духе 1831-1832 - Отъезд Мантурова в Польшу. Кончина Елены Мантуровой. Прасковья Степановна становится на мельнице «старшей» Май 1832 72 - Мотовилов провозглашается «покровителем» сестер 2.01.1833 - Кончина преп. Серафима. Возвращение Мантурова в Дивеево 1841-1842 - Иоасаф водворяется в Казанской общине, но терпит поражение на мельнице 1842 - Иоасаф добивается слияния двух общин в результате их официального признания. Избрание игуменом в Сарове Исайи II 1830 - Иоасаф добивается утверждения преданной ему настоятельницы 1858 - Первое удаление Иоасафа. Кончина Мантурова 1861 - Иоасаф добивается учреждения монастыря и низложения настоятельницы 1861 - По рапорту Мотовилова митрополит Московский Филарет добивается начала расследования. Иоасаф удален Святейшим Синодом и помещен под надзор в отдаленную епархию. Св. Синод восстанавливает прежнюю настоятельницу и временно переводит монастырь под юрисдикцию Тамбовского епископа (Феофана Затворника) 14.07.1879 - Кончина Мотовилова (согласно Нилусу) 1892 - Каноническое расследование жизни и чудес преп. Серафима 1896 - Первая частичная публикация архивов Чичаговым Янв. 1903 - Перенесение останков преп. Серафима

http://sedmitza.ru/text/713589.html

Своей неутомимой деятельностью игумен Игнатий обращал на себя внимание начальства. Особо покровительствовал ему сам Санкт-Петербургский митрополит Серафим, по ходатайству которого Игнатий 8 ноября 1822 года был возведен в сан архимандрита, а в июле 1823 года назначен ректором Новгородской духовной семинарии. Назначение архимандрита Игнатия ректором имело своей целью наладить дело в Новгородской духовной семинарии, находившейся в то время из-за отсутствия достойного руководителя в состоянии упадка. Митрополит Серафим не ошибся в своем выборе. Строго исполняя свои обязанности, новый ректор вскоре привел дела в стройный порядок. Обладая глубоким и проницательным умом, он и в своих питомцах пробуждал и развивал умственные силы, внушал им любовь к наукам, желая сделать их людьми достойными своего назначения. Большое значение придавал он сочинениям учащихся, сам просматривал и поправлял работу каждого ученика. Ректор архимандрит Игнатий интересовался не только учебным процессом, он строго следил за дисциплиной воспитанников, знал характер и наклонности каждого питомца. Он значительно улучшил экономическое состояние Новгородской духовной семинарии, заботился и о бывших в ведении семинарии духовных училищах. Ректор семинарии архимандрит Игнатий был и членом Новгородской консистории. К этой своей обязанности он также относился с исключительным вниманием, ежедневно посещал консисторию и принимал активное участие в ее делах. Без его подписи сам митрополит считал дело нерешенным и возвращал его назад. Молодой энергичный ректор был известен всему Новгороду и как замечательный проповедник. Недолго пришлось служить архимандриту Игнатию в Новгороде. Через четыре года ему был предложен высший пост – архипастырский. 26 февраля 1828 года архимандрит Игнатий в Казанском соборе Санкт-Петербурга был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Хиротонию совершали митрополиты: Серафим Новгородский и Филарет Московский , архиепископ Филарет Рязанский, епископы: Григорий Калужский, Никанор Ревельский и находившийся тогда в Санкт-Петербурге греческий митрополит Макарий (Сутцо).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скончался 29 апреля 1823 года. Погребен в Екатерининском приделе Златоверхого Киево-Михайловского монастыря. Преосвященный Ириней был человеком живого и ясного ума. Он много занимался научно-литературной деятельностью и оставил после себя множество работ. В библиотеке Киевской духовной академии хранилось 92 тома рукописей преосвященного Иринея, в которых помещено 1300 проповедей, множество речей и стихов на латинском языке, толкования на оба послания к Коринфянам и на оба послания к Солунянам, «Краткий церковный пролог», «Мартиролог», «Народный лечебник», каноническое сочинение «О степенях родства». В совершенстве зная языки латинский, греческий, еврейский, а также венгерский (на котором свободно писал), немецкий и французский, преосвященный Ириней занимался еще философией, механикой, гидравликой, военными науками, филологией, в особенности увлекался астрономией, для чего имел правильно устроенную обсерваторию, сочинял псалмы, гимны, элегии, стихиры и тропари. При такой обширной научно-литературной деятельности преосвященный Ириней был и горячим молитвенником, строгим аскетом, оставившим о себе добрую память в народе. В период нашествия французов находился в Смоленске и во все время осады города в полном облачении молился в церкви, и только при попадании бомбы в купол храма приближенные насильно увели его. Последние годы жизни епископ Ириней провел в затворе. Труды: Компендиум православного догматического богословия (на латинском языке). – 1802. Толкование на послание к Римлянам. – 1806. Толкование на послание к Галатам. – 1807. Календарь. – Киев, 1797. Сокращение математик. Пасхалия. – Киев, 1797. Записки//Киевские епархиальные ведомости. – 1862. Записки о Киевской академии. Христианское богословие в кратком изложении (латинский язык). Литература: Булашев Г. О. Преосвященный Ириней Фальковский. – Киев, 1883. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 15. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чарльз Линдли Вуд (1839 - 1934 гг.), второй виконт Галифакс, известен истории как активный общественный и церковный деятель. Являясь старшим сыном Чарльза Вуда, первого виконта Галифакса (одного из лидеров вигов, т.е. партии либералов), будущий лорд Галифакс отказался от политической карьеры. Первый этап своего обучения он проходил в Итоне под руководством известного поэта и филолога Уильяма Джонсона Кори (1823–1892). Кори прочил для Вуда будущее ученого-филолога , однако второй виконт Галифакс избрал для себя стезю церковного и общественного деятеля . Данный выбор был окончательно сделан во время обучения в оксфордском “ Christ Church ” -колледже, где Галифакс имел возможность общаться с представителями «Оксфордского движения» , особенно с Эдвардом Пьюси (1800 – 1882 гг.) . Под влиянием Пьюси Галифакс становится убежденным сторонником так называемой «Высокой Церкви» , консервативного движения внутри Церкви Англии. Представители Оксфордского движения, которому симпатизировал Галифакс, считавшие себя членами Высокой Церкви, тем не менее, имели ряд собственных богословских мнений, отличавших их от остальных «высокоцерковников». Так, в отличие от общепринятого мнения о том, что Церковь Англии является продуктом Реформации, члены Оксфордского движения стали разрабатывать «Теорию ветвей», доказывавшую изначальную историческую независимость Церкви Англии и ее прямую принадлежность к Древней Церкви . Вот какое определение дает «Теории ветвей» «Оксфордский словарь христианской церкви»: «”Теория ветвей” – это теория о том, что хотя Церковь может впасть в схизму …, она может по-прежнему быть ветвью единой Церкви Христа,… она продолжает хранить веру древней неразделенной Церкви и удерживать апостольское преемство своих епископов» . Оксфордские богословы настаивали на том, что Англиканская Церковь является одной из ветвей «святой кафолической церкви» и лишь в силу исторических обстоятельств она сначала оказалась под властью Рима, а затем, отколовшись от него, стала полностью контролироваться государством. Существенными моментами церковного устройства для них являлись: принципиальное сохранение епископства как свидетельства наличия в Церкви апостольского преемства и гарантия целостности Англиканской церкви; важность Евхаристии как центрального акта церковного богослужения; ничем не заменимая ценность сакраментальной жизни (участия в церковных таинствах) и упорядочение богослужения и жизни христиан в соответствии с церковным годом.

http://bogoslov.ru/article/1271046

Из литературных источников, которыми я пользовался, заслуживают внимания следующие. 1). «Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из путешествия г-на академика И. А. Гильденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 гг.» СПб. 1809 г. 2). «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». СПб. 1776 г. Пер. с немец. И. Готл. Георги. 3). Из того же путешествия заимствованные сведения о кистинах, в словаре геогр. Росс. гос. Аф. Щекотова. Москва. 1804 г. 4). «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» С. Броневского. Москва. 1823 г. 5). «Картина Кавказского края, принадлежащего России, и сопредельных оному земель» Пл. Зубова. СПб. 1835 г. 6). Русский Инвалид. 1822 г., 35. 7). «Религиозные обряды осетин, ингуш и их соплеменников» А. М. Шегрена. «Кавказ» 1846 г. 27–30. 8). «Древние христианские памятники на северном Кавказе» П. Хицунова. «Кавказ» 1847 г. 41. 9). «Руководство к познанию Кавказа» Селезнева. СПб. 1847 г. 10). «Чечня и чеченцы» А. Верже. Тифлис. 1859 г. 11). «Сборник сведений о кавказских горцах». Вып. I, II, III, V, VI, VIII и IX. 12). «Терские Ведомости» 1868, 1870, 1871 и 1872 г.г. 13). «История войны и владычества Русских на Кавказе» Д. Дубровина. 14). «Кавказская война в отдельных очерках» В. Потто. 15). «С Казбека» Висковатого. «Русск. Вест.» 1865 г., т. 60. 16). Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедицией Императорского Московского Археологического Общества, снаряженное на Высочайше дарованные средства» В. Миллера. Москва 1888 г. Результатом моих исследований был мой реферат, читанный в 1891 году в отделении этнографии Императорского Московского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии. Предлагаемая здесь работа является, таким образом, развитием упомянутого реферата, значительно расширенного и дополненного наблюдениями во время вторичной поездки к ингушам в 1892 году. Б. Далгат I. Христианство и магометанство в Чечне Следы христианства у чеченцев по преданиям, языку и археологическим памятникам. – Распространение магометанства между частью чеченцев, исключая ингушей. – Распространение христианства и магометанства среди ингушей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

По окончании СПбДА Ж. преподавал арифметику и географию в Полоцком ДУ (1881-1883). С 13 окт. 1883 до 2 марта 1884 г. занимал должность помощника смотрителя Виленского ДУ, со 2 марта 1884 г. преподавал церковную историю в Литовской ДС и в Виленском жен. уч-ще Духовного ведомства. Ж. первым среди отечественных историков обратился к истории образования в Западном крае, находившегося преимущественно в руках униатов и римо-католиков. Католич. образованию в Вильне Ж. посвятил статьи: «Об основании и устройстве главной духовной семинарии при Виленском университете (1803-1832 гг.)» (Там же. 1887. Ч. 1. С. 237-286; отд. отт.: СПб., 1887), «О профессорах богословского факультета Виленского университета в настоящем столетии» (ХЧ. 1888. Ч. 1. C. 367-409, 556-595), а также отзыв об опубликованном в Вильне отчете ректора С.-Петербургской римско-католич. академии Ф. А. Симона за 1887/88 уч. г. (Academia Caesarea Romano-Catholica Ecclesiastica Petropolitana anno academico. 1887-1888//Литовские ЕВ. 1888. 11; отд. отт.: Вильна, 1888). В статьях «Сенатор Новосильцев и Виленский профессор Голуховский (эпизод из истории Виленского университета 1823-1824)» (ИВ. 1887. Т. 29. 9. С. 603-619), «Попечитель Новосильцев в сетях базилианской интриги» (Литовские ЕВ. 1888. 39. С. 333-334), «Первый русский попечитель Виленского учебного округа (Новосильцев)» (ХЧ. 1892. Ч. 1. С. 362-398) Ж. проанализировал отрицательное, на его взгляд, влияние католичества и польского элемента в Виленском учебном округе. По оценке Ж., Виленский ун-т при имп. Александре I стал центром полонизации в Западном крае в большей степени, чем при польск. владычестве. Ж. ратовал за создание в Вильне высшего православного духовно-научного просветительного центра, в т. ч. и «для общего укрепления и прояснения православно-русского народно-государственного самосознания» (Записка о духовной академии в Вильне. СПб., 1914. С. 22). 8 окт. 1891 г. совет СПбДА единогласно избрал Ж. доцентом кафедры рус. гражданской истории на место умершего 23 авг.

http://pravenc.ru/text/182349.html

«Попечительства о бедных духовного звания в России» возникли значительно раньше – в 1823 г. Средства, которыми располагали попечительства, образовывались из кружечных сборов по церквам, добровольных пожертвований, части церковных доходов (со специальным назначением на лечение духовных лиц), процентов с капиталов и штрафов с духовных лиц епархий. К экстраординарным доходам относились доходы с лесных дач и домов, составлявших собственность попечительств. Однако большинство этих доходов военному духовенству были недоступны в силу особенностей его положения. Значительная часть средств, собираемых на благотворительные цели, расходовалась на содержание детей – сирот и воспитанников духовных семинарий. Сиротский капитал при П.Е. Покровском составил уже 32 тыс. руб. Одной из причин такой направленности благотворительности было неустойчивое материальное положение военных священников. Лишенные права брать деньги за требы и отправлять некоторые требы; имеющие дело с паствой, довольно редко нуждающейся в бракосочетаниях и крещениях детей, они жили на очень невысокое жалованье, не имея дополнительных источников дохода, а зачастую не имея и долговременного жилья, и подсобного хозяйства, поэтому обеспечить свои семьи могли очень скромно. С другой стороны, уже в бытность обер-священником Павла Яковлевича Озерцковского осознается необходимость в грамотных священнослужителях для военного ведомства, имеющих специфические навыки не только пастырского, но и военного служения. Поэтому попечение именно о детях – воспитанниках духовной семинарии – и становится с самого начала главным направлением благотворительности. Для обеспечения их в первую очередь приходилось думать о приискании постоянного источника средств. На братском собрании военного духовенства 2 октября 1890 г. было решено «устроить свой свечной завод для военно-духовного ведомства с тем, чтобы прибыль от предприятия могла быть употреблена на удовлетворение нужд военного духовенства и его осиротелых семейств» 5 . Разрешение от Синода на открытие завода в Старицком уезде Тверской губернии было получено в конце 1892 г. Из собственных средств Александр Алексеевич выделил капитал, необходимый для устройства завода (15 тыс. руб.), с условием возвращения авансированных средств в течение нескольких лет из доходов от операций завода. Еще 20 тыс. руб. были позаимствованы от военных церквей, имеющих свободные капиталы. Погашение займа постепенно произведено из прибылей завода, и через пять лет его прибыль составляла около 30 тыс. руб., включая капитал около 15 тыс., употребленный на здание завода с инвентарем и белильнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Поскольку общетеоретические воззрения Васильевского и методологические принципы его исследовательской работы в той или иной степени отражались на его научном творчестве, представляется целесообразным, не претендуя на полноту и основательность, кратко упомянуть о них, прежде чем останавливаться на выдвинутых им концепциях и на его научно-организационной деятельности в качестве главы санкт-петербургского византиноведческого центра. Наиболее близким ему по своим общефилософским взглядам сам Васильевский считал французского философа-религиеведа Э.Ж. Ренана (1823–1892), но решительно отказывался причислять себя к приверженцам какой-либо конкретной философской доктрины. Да и сам он вряд ли всерьез размышлял на эту тему. Решительно отказываясь в пользу науки, как в молодые годы, так и в зрелом возрасте, от участия в каких бы то ни было политически ориентированных обществах и кружках, он писал своему другу и сокурснику В.И. Модестову: «Я думаю, что у меня нет никаких убеждений... А ведь у меня убеждений-то в самом деле нет» 6 . Конечно, это было сказано слишком сильно: автор имел в виду убеждения такого рода, которые определяли бы всю общественную деятельность человека и присоединение к той или иной политической группировке. Живо интересовавшийся общественными и (как студент, а затем преподаватель) студенческими движениями в России периода реформ и в пореформенный период, Васильевский решительно сторонился политики, полагая, что к науке она не должна иметь никакого отношения. Случалось и ему, в контексте исторических аналогий, высказывать политические суждения, явно актуальные и открыто проецированные на положение дел в современном ему обществе и государстве, но он считал, что порожденные современностью политические идеи не могут, не должны влиять на направление исторической мысли. Во всяком случае, оценку любой подлинно научной концепции с учетом политических симпатий или антипатий он считал совершенно недопустимой. Брань за политические убеждения в адрес того или иного древнего или нового автора должна исчезнуть, писал он, со страниц зрелого историка 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Правительство обратило внимание на бедственное и угнетенное положение униатского духовенства и всего униатского населения. Иосифу было предложено письменно изложить положение Униатской Церкви. С воодушевлением взялся он за порученное дело и в одну ночь с необычайной сообразительностью, находчивостью и практичностью составил знаменитую записку, в которой он не только с глубоким знанием изложил положение Униатской Церкви, но и наметил меры, с помощью которых униаты могли бы быть возвращены в лоно Православной Церкви. Эта записка получила высокую оценку правительства. Иосифу было поручено составить подробный план для постепенного приведения в исполнение указанных в его записке мер. Через два с половиной месяца (17 января 1828 года) это поручение было выполнено Иосифом на основании разработанного им плана, подписанного членами коллегии. 22 апреля 1828 года был издан правительственный указ, который лег в основу всех последующих действий правительства в отношении униатского населения. В дальнейшем все намеченные мероприятия по униатскому вопросу приводились в исполнение только после письменного представления по данному вопросу мнения Иосифа. В первую очередь было обращено внимание на улучшение образования униатского духовенства. В 1823 году была учреждена для униатов вторая духовная семинария (Литовская) в местечке Жировицы. Своими преобразовательными действиями Иосиф Семашко нажил себе много врагов, особенно среди латинян, которые питали надежду со временем ополячить и окатоличить все униатское население. Для выполнения намеченных мероприятий Иосифу необходимо было непосредственно участвовать в жизни униатского населения. В 1829 году он принял монашество без изменения имени. 8 августа 1829 года старший соборный протоиерей Иосиф Семашко был хиротонисан во епископа Мстиславского, викария Полоцкой епархии, с оставлением присутствующим в коллегии. Из-за отсутствия в Петербурге униатской церкви хиротония совершалась в католическом костеле Брестским униатским митрополитом Иосафатом (Булгаком, † 1838) и Полоцким епископом Иаковом (Мартусевичем, † 1833), а также латинским епископом Иосифом Гедройцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010