Иннокентий, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Александров Илия Федорович) Родился 8 июля 1793 года в Астрахани, в семье кафедрального протоиерея Феодора Чумички. Первоначальное образование получил в Астраханской духовной семинарии. В 1819 году окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью магистра. 14 марта 1820 года пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. 15 августа 1821 года возведен в сан архимандрита Старицкого Успенского монастыря Тверской епархии. 2 августа 1823 года назначен ректором Смоленской духовной семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. Одновременно состоял членом консистории, цензором проповедей, благочинным монастырей. 19 мая 1832 года хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. Здесь он много заботился о благоустройстве епархии, оказал большое влияние на улучшение деятельности епархиальной консистории. 22 июля 1835 года перемещен в Иркутск, где содействовал миссионерским трудам протоиерея Вениаминова, будущего святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского ( † 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября). 23 апреля 1838 года назначен епископом Екатеринославским и Таганрогским. С 14 октября 1839 года – действительный член Общества истории и древностей российских. 19 августа 1853 года уволен на покой в Старо-Харьковский Куряжский Преображенский монастырь, где и скончался 3 апреля 1869 года. Преосвященный был добрейший человек, простой, общедоступный, предупредительный, внимательный и снисходительный к людским слабостям. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 369. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1401, 1416. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 277. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 461, 556, 594, 965.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иов, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Потемкин Яков Петрович) Родился 22 июля 1752 года в селе Нихолаже Смоленской губернии в семье полковника. Образование получил в сухопутном шляхетском корпусе, который окончил в чине поручика. В 1779 году тайно от родителей принял монашество в одном из молдавских монастырей. В 1784 году в Яссах рукоположен во иеромонаха. С 1785 года – игумен Городищенского Успенского монастыря в Бессарабии. В 1789 году епископом Амвросием (Серебренниковым, † 1792) возведен в сан архимандрита. 27 февраля 1793 года хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. С 13 мая 1796 года – архиепископ Минский и Волынский; с 16 октября 1799 года именовался Минским и Литовским. 7 февраля 1812 года переведен на Екатеринославскую кафедру. Избран вице-президентом Российского Библейского общества. В 1817 году «за деятельное споспешествование Российскому Библейскому обществу» получил алмазный крест на клобук. Скончался 28 марта 1823 года. Погребен в склепе Самарского (под Екатеринославлем) загородного архиерейского дома. Историческое значение преосвященного Иова определяется его деятельностью на Минской кафедре. Минская кафедра, учрежденная 13 апреля 1793 года, имела совершенно особенные условия жизни православного населения под владычеством Польши. Пятнадцатилетнее управление преосвященного Иова Минской епархией ввело епархиальную жизнь в ней в обычные рамки жизни российских епархий. Он перевел из Слуцка в город Минск архиерейскую кафедру и консисторию. Преосвященный Иов исправил все церковные строения, нуждавшиеся в ремонте, упорядочил устройство кладбищ и т. д. Как администратор преосвященный Иов был человек в высшей степени самостоятельный, сам вникал решительно во все, не прибегая к посторонней помощи. По характеру он был вспыльчив и требовал беспрекословного и немедленного исполнения своих повелений. Когда преосвященный Иов управлял Феодосийской кафедрой, то он в самом начале своей деятельности в отношении к духовенству применял такие суровые меры, что заслужил строгий выговор от Святейшего Синода. После этого он стал вести себя осторожнее, но характера своего не изменил. Следует отметить, что преосвященный Иов и к себе самому был очень строг и требователен. Любопытен эпизод из первых лет его монашеской жизни, живо рисующий твердость его воли. Когда он был еще молдавским монахом, его послали в Россию для сбора пожертвований на монастырь. Там он был в родном селе, в родном доме, говорил со своими родными, но ничем не выдал себя и ушел неузнанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иона, архиепископ Казанский и Симбирский (Павинский Иван Дмитриевич) Родился в 1773 году в семье священника Олонецкого края. Образование получил в Олонецкой, Архангельской и Александро-Невской духовных семинариях. 23 марта 1793 года рукоположен во диакона к Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. В 1797 году рукоположен во иерея при русской миссии в Копенгагене. В 1802 году определен священником к Захариевской церкви в Санкт-Петербурге. В 1803 году переведен к Симеоновской церкви. С 1806 года – законоучитель Иезуитского института. 11 мая 1808 года назначен присутствующим в Санкт-Петербургской консистории. С 1809 года – духовник великой княгини Екатерины Павловны. 24 декабря 1813 года пострижен в монашество. 31 декабря 1813 года – архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 9 марта 1816 года назначен членом Московской синодальной конторы. 22 июля 1817 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. С 21 июля 1821 года – архиепископ Тверской и Кашинский. С 26 февраля 1823 года – член Святейшего Синода. 6 ноября 1826 года переведен архиепископом в Казань. Скончался 3 февраля 1828 года. Правление архиепископа Ионы Казанской епархией ознаменовано смутами в церковной жизни, происходившими вследствие массового отпадения от Православной Церкви крещеных татар. Отзывы о деятельности преосвященного довольно разноречивы, но нет оснований винить его в происходивших в Казанской епархии беспорядках – они были обусловлены издавна действовавшими причинами. Преосвященный Иона известен как духовный писатель собранием своих слов к пастве. Труды: Речь императору Александру Павловичу по прибытии его в Ново-Иерусалимский монастырь 24 августа 1816 г. Речь при вступлении на Казанскую епархию//Известия по Казанской епархии. – 1873, 2. – С. 46–50. Переводы: Блер. Опыт о красноречии проповедников; Правило предписанного в Императорско-королевских наследных землях преподавания пастырского богословия. – СПб., 1803. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иустин, епископ Пермский и Екатеринбургский (Вишневский Иван Федорович) Родился в 1748 году (по другим источникам, в 1751 году) в селе Сергиевском Михайловского уезда Рязанской губернии. Образование получил в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой оставлен в ней учителем. В 1773 году пострижен в монашество. В 1775 году назначен законоучителем в Инженерный кадетский корпус. В 1783 году определен к Русской духовной миссии в Венецию. В 1799 году вернулся в Россию и 14 августа возведен в сан архимандрита Иосифо-Волоколамского монастыря и назначен членом духовной комиссии в Москве. 19 декабря 1799 года переведен в Валдайский Иверский Богородицкий монастырь. 25 марта 1800 года хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии. 20 января 1802 года перемещен на Пермскую кафедру. В 1804 году свидетельствовал и открывал мощи Иркутского святителя Иннокентия (Кульчицкого, † 1731; память 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря). 5 февраля 1818 года открыл в епархии отделение Библейского общества для просвещения язычников. 31 мая 1823 года уволен на покой. Скончался 31 января 1826 года. Погребен под алтарем Пермского кафедрального собора. В течение двадцатилетнего управления Пермской епархией епископ Иустин заботился о распространении христианских идей в народе. Большое внимание уделял он церковной проповеди, всячески поощрял проповедников и сам постоянно проповедовал. В Перми епископ Иустин выстроил новый кафедральный собор, в Екатеринбурге учредил женскую общежительную обитель (1811), открыл в Далматове духовное училище, а в Перми духовную семинарию, о которой много заботился. Он значительно пополнил семинарскую библиотеку, привлекая многих жертвователей, а в духовном завещании отказал семинарии всю свою личную библиотеку. Труды: Славянская грамматика, сочиненная при Российском министерстве в Венеции иеромонахом Иустином (рукопись). Увещание к пастве о привитии оспы. Увещание к христианам Пермской епархии по тому случаю, что многие тысячи из них не исповедываются и не причащаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кирилл, епископ Мелитопольский (Наумов Василий Николаевич) Родился 25 декабря 1823 года в городе Калуге в семье диакона. Окончил Калужскую духовную семинарию. В 1843 году поступил в Санкт-Петербургскую академию. 7 июня 1847 года пострижен в монашество, 22 июня рукоположен в сан иеродиакона, а 21 июля – в сан иеромонаха; 31 октября назначен бакалавром при духовной академии, а 12 декабря того же года – помощником инспектора духовной академии. 22 марта 1849 года ему была присвоена степень магистра. С 26 сентября 1851 года – экстраординарный профессор; 7 октября возведен в сан архимандрита. С 16 января 1855 года – инспектор духовной академии; с 12 апреля – ординарный профессор; в том же году получил степень доктора богословия. 1 сентября 1857 года назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с возведением в архиерейский сан. 13 октября 1857 года хиротонисан во епископа Мелитопольского. 22 июня 1863 года уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. Скончался 10 февраля 1866 года. Погребен под алтарем в церкви святых мучеников Киприана и Иустины при Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Московский митрополит Филарет называл его человеком, «обладающим свободным движением мысли и слова, но опытом не подготовленным к делу». Эта характеристика Московского святителя подтвердилась жизнью епископа Кирилла. Назначенный руководителем Русской духовной миссии в Иерусалиме, он не смог направить деятельность миссии по полезному для дела пути. Преосвященный не восстановил влияния русских в святых местах и не оправдал тех надежд, которые возлагались на него. В результате он попал в опалу, был отозван из Иерусалима и уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, где от душевной скорби вскоре скончался. Труды: Пастырское богословие (докторская диссертация). Минуты уединенных размышлений. Слово по окончании выборов Санкт-Петербургского дворянства 20 марта 1857 года. Речь при наречении во епископа. Письма к митрополиту Макарию (Булгакову) . Жизнь святого Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мефодий, архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский (Смирнов Михаил Алексеевич) Родился в 1761 году. Окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1782 году пострижен в монашество. С 1790 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1 января 1792 года – архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. 14 февраля 1794 года назначен архимандритом Московского Новоспасского монастыря. 21 мая 1795 года хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского. 10 апреля 1799 года переведен епископом в Коломну. С 31 декабря 1799 года – епископ Тульский и Белевский. С 4 декабря 1803 года – член Святейшего Синода. 31 декабря 1803 года назначен епископом Тверским и Кашинским. 1 мая 1804 года возведен в сан архиепископа. С 30 августа 1814 года – архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский. Скончался 2 февраля 1815 года. Погребен в Троицком соборе города Пскова. Труды: История первых веков христианства («Liber historicus». – М., 1805), на латинском языке. Краткие правила и словарь простого греческого языка. – М., 1783, 1795. Толкование на послание апостола Павла к Римлянам. – М., 1794, 1799, 1814. Рассуждение о древности и важности так называемых апостольских правил. – М., 1803. Правило пасхального круга. – М., 1793, 1800. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1410, 1414, 1415. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 145, 160, 381, 445, 789, 839. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 170. Начертание жизни и деяний Святейшего Правительствующего Синода члена Мефодия, архиепископа Псковского. – М., 1823. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 3 т. – М., 1941–1949. – Т. 1. – С. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Михаил, епископ Оренбургский и Уфимский (Добров Матвей Иванович) Родился 5 ноября 1795 года в Москве в семье причетника. Обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии и в 1814 году поступил в преобразованную Московскую духовную академию. 27 августа 1818 года окончил курс духовной академии со степенью магистра и определен бакалавром той же академии. 20 октября 1818 года пострижен в монашество и 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона. 1 января 1819 года рукоположен во иеромонаха и 12 сентября того же года назначен инспектором Московской духовной семинарии. С 13 декабря 1821 года – ректор Смоленской духовной семинарии. 2 февраля 1822 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Смоленского Авраамиева училищного монастыря. С 10 августа 1823 года – ректор Тверской духовной семинарии и настоятель Тверского Успенского Отроча монастыря. 27 сентября 1831 года митрополитом Филаретом (Дроздовым , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 30 октября 1835 года уволен на покой в Уфимский Успенский монастырь. Скончался 19 мая 1858 года. Погребен в Уфимском Успенском монастыре в церкви святителя Митрофана Воронежского (на паперти). Это место покоя святитель избрал еще при жизни. Епископ Михаил был монах по убеждению и кроме монастыря и права на богослужение ничего не желал. Отличался благодушием, милосердием и щедростью. Был человеком искренней и глубоко благочестивой настроенности, стремившимся проводить жизнь в уединенных монастырских подвигах и служении одному Богу в чистом сердце. Его необыкновенная сердечность, доверчивость и незлобие делали из него слабого администратора, не умевшего карать, а только миловать. Это была воплощенная простота. Отличался крайней доступностью. Особенно милосерд был ко вдовам и сиротам. Всякий обращавшийся к нему находил у него привет и ласку. Имел дар прозорливости. Во время пребывания на покое стал принимать всех желающих его видеть и начал подвиг старчества. Страдал водянкою, от которой и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Парфений, епископ Архангельский и Холмогорский (Петров Пахомий) Родился в 1748 году в Нижнем Новгороде в семье священника. Образование получил в Новгородской духовной семинарии. В 1770 году определен в ней учителем. 26 ноября 1776 года пострижен в монашество. В 1777 году рукоположен во иеродиакона, а в 1778 году – во иеромонаха. 22 апреля 1778 года назначен ректором Архангельской духовной семинарии. 30 мая 1779 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Антониево-Сийского монастыря Архангельской епархии. 26 мая 1790 года переведен в Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии. С 6 февраля 1800 года – настоятель Вяжищского Николаевского монастыря Новгородской епархии. С 14 июня 1802 года – настоятель Иверского Богородицкого монастыря Новгородской епархии. С 12 января 1804 года – настоятель Новгородского Юрьева монастыря. 6 июня 1809 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Скончался скоропостижно 22 июля 1819 года. По случаю приезда в Архангельск императора Александра I отпевание покойного владыки было отложено на все время пребывания императора. Погребен епископ Парфений в Холмогорском Преображенском соборе. Труды: Симфония на Пятокнижие Моисея. – М., 1823. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 202. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 202. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 571. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 48, 54, 67, 815, 821, 993. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Поликарп, епископ Орловский и Севский (Радкевич Феодосий Иванович) Родился 14 августа 1798 года в предместье города Каменец-Подольска Русские Фольварки Подольской губернии. Первоначально обучался в Подольской духовной семинарии. В 1819 году, как лучший студент семинарии, послан в Киевскую духовную академию. В 1823 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 17 сентября того же года назначен инспектором Волынской духовной семинарии. 23 февраля 1824 года пострижен в монашество. 18 января 1825 года рукоположен во иеродиакона, 21 ноября того же года – во иеромонаха. 13 февраля 1826 года назначен инспектором Орловской духовной семинарии. 1 февраля 1828 года получил степень магистра. С 15 июля 1829 года – ректор Могилевской духовной семинарии, а с 25 августа того же года и настоятель Могилевского Братского Богоявленского и приписанного к нему Буйницкого Свято-Духова монастыря. 30 августа 1829 года возведен в сан архимандрита. 19 марта 1836 года перемещен ректором Смоленской духовной семинарии и настоятелем Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. 2 января 1843 года назначен настоятелем Афинской посольской церкви в Греции. 8 марта 1850 года переведен настоятелем Нежинского Назарет Богородицкого монастыря, а 15 ноября того же года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита. Со 2 октября 1852 года – настоятель Балаклавского Георгиевского монастыря. 5 июля 1853 года хиротонисан во епископа Одесского, викария Херсонской епархии. Хиротонию совершал архиепископ Херсонский и Таврический преосвященный Иннокентий (Борисов , † 1857). С 24 марта 1857 года – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме; в том же году 30 сентября возвращен к прежнему месту служения. С 12 июля 1858 года – епископ Орловский и Севский. Скончался 22 (или 29) августа 1867 года 16 . Погребен в Орле в Успенской церкви архиерейского дома, за правым клиросом. Преосвященный Поликарп был строг, но милостив, во все дела вникал лично. При объездах епархии всегда предлагал народу поучения. Он любил детей, знал цену духовному просвещению, поэтому заботливо следил за бытом учащихся, их нравственностью, часто жертвовал личные средства на улучшение пищи и одежды воспитанников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феофил, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Татарский Федор) Родился 21 января 1767 года в слободе Двуречной Купянского уезда Курской губернии в семье священника. Образование получил в Харьковском коллегиуме. 16 ноября 1789 года по окончании курса определён священником в село Люботино Валковского округа. В 1794 году против своей воли определён в Харьковский Покровский училищный монастырь проповедником. Курский архиепископ Феоктист (Мочульский; † 1818), привлекавший в монашество достойных лиц, обратил внимание на священника Феодора Татарского, которого хотел бы видеть иеромонахом Покровского училищного монастыря и проповедником семинарии, но отец Феодор отказался от монашества из-за кончины родителей. В 1798 году определён священником в драгунский Елазенаповский полк. В 1800 году перешёл в Ревельский мушкетёрский полк и назначен благочинным по Лифляндской инспекции. Принял монашество в Александро-Невской лавре. С 24 июля 1801 года – игумен Корельского Николаевского монастыря. С 12 марта 1804 года – архимандрит Архангельского монастыря. С июня 1806 года – архимандрит Сийского Антониева монастыря. С 31 января 1810 года – архимандрит Вяжицкого Николаевского монастыря. С 3 июля 1813 года – архимандрит Черниговского Елецкого Успенского монастыря и ректор Черниговской духовной семинарии. С 28 августа 1818 года – настоятель Московского Донского монастыря. Был преподавателем в духовно-учебных заведениях: 11 лет учителем поэзии, а затем философии в Харьковском коллегиуме; учителем богословия, префектом и ректором Архангельской духовной семинарии; ректором Новгородского уездного училища. Кроме того, во всех перечисленных местах был катехизатором и присутствующим духовной консистории, членом Московской Синодальной конторы. 23 марта 1819 года хиротонисан в Москве во епископа Оренбургского и Уфимского. 25 мая 1819 года прибыл в Уфу. В 1820 году при епископе Феофиле был открыт Комитет Библейского общества. С 19 мая 1823 года – епископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010