Амвросий, епископ Пензенский и Саранский (Морев Алексей Иванович) Родился в 1783 году в семье сельского священника Бежецкого уезда Тверской губернии. Образование получил в Тверской духовной семинарии, затем в Александро-Невской духовной академии. Академию окончил со степенью кандидата богословия и был оставлен репетитором в младших классах. В 1806 году пострижен в монашество. С 1813 года – префект Новгородской духовной семинарии. В 1816 году возведен в сан архимандрита Новгородского Антониева монастыря. С 1822 года – ректор Орловской духовной семинарии. 17 июня 1823 года хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 1 декабря 1828 года переведен в Волынскую епархию. С 1 февраля 1832 года – епископ Нижегородский. С 19 января 1835 года – епископ Пензенский и Саранский. Перевод в Пензу был осуществлен по следующей причине. Когда обер-прокурор Святейшего Синода С. Д. Нечаев предписал епархиальным архиереям строго разобраться в наличном составе приходских дьяконов, епископ Амвросий без всякого следствия подверг высшей мере наказания, т. е. исключению из духовного звания, многих дьяконов, даже совершенно не замешанных ни в каком предосудительном деле. Синод нашел действия Нижегородского архиерея несправедливыми и отменил некоторые из его распоряжений. Но преосвященный Амвросий, позволив себе неуместные суждения и выражения о синодальном постановлении, прислал в Синод формальные обвинения наказанных им дьяконов. Обер-прокурор признал необходимым «вразумить» провинившегося архиерея и перевести его с понижением в другую епархию, что и было осуществлено. По резолюции государя он был переведен в Пензу под строгий секретный надзор полиции. Скончался 15 октября 1854 года. Во время пребывания в Уфе преосвященный Амвросий построил каменные здания для консистории, епископского дома и семинарии. За ходом строительства следил он сам. При нем было открыто попечительство о бедных духовного звания. В 1826 году организована в Уфимской епархии первая женская община в селе Ветьках Мензелинского уезда. В 1832 году она была переведена в Уфу и послужила основанием Благовещенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний, архиепископ Кишиневский и Хотинский (Шокотов Алексей Андреевич) Родился в 1799 году в г. Изюме Харьковской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Харьковском коллегиуме. 28 августа 1823 года закончил курс Киевской духовной академии со степенью магистра и назначен профессором математики и немецкого языка в Полтавскую духовную семинарию. 20 декабря 1825 года переведен бакалавром философских наук в Киевскую духовную академию. 30 ноября 1829 года рукоположен во священника в Киево-Подольской Константиновской церкви. 8 апреля 1831 года назначен экстраординарным профессором Киевской духовной академии. 7 апреля 1834 года пострижен в монашество; в августе того же года назначен инспектором академии и членом цензурного комитета. 14 июня 1836 года возведен в сан архимандрита, а 23 июня назначен ректором Полтавской духовной семинарии. С 23 июня 1841 года – настоятель Псково-Печерского монастыря. 2 апреля 1850 года хиротонисан во епископа Волгского (Вольского), викария Саратовской епархии. С 19 декабря 1850 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. 27 августа 1853 года назначен на Оренбургскую кафедру. С 17 марта 1858 года -епископ Кишиневский. В 1860 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 23 апреля 1861 года возведен в сан архиепископа и награжден орденом святого благоверного князя Александра Невского. Скончался 13 марта 1871 года. Погребен в Крестовоздвиженском кафедральном соборе Кишинева, у южной стены в Александровском приделе. Как епархиальный деятель архиепископ Антоний особенно проявил себя в Бессарабии, где в течение 13 лет своего управления сделал много полезного для этого разноплеменного края. При нем выстроено и возобновлено до 300 церквей, учреждено около 400 сельских школ, начато издание епархиального органа с переводом на молдавский язык для тех священно-церковнослужителей, которые не знали русского. Для них был издан на молдавском языке «Сборник статей духовно-догматического содержания». Преосвященный Антоний заводил церковные библиотеки. По его почину открыто в Кишиневе женское епархиальное училище, на которое архиепископ Антоний жертвовал личные средства и привлекал жертвователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний, архиепископ Подольский и Брацлавский (Соколов Алексей Федорович) Родился около 1767 года, окончил Казанскую духовную семинарию и определен в ней учителем информации. С 1794 года – учитель греческого языка и катехизатор в младших классах. В 1795 году – учитель синтаксимы. В 1797 году определен префектом семинарии и учителем поэзии. В ноябре 1797 года рукоположен во священника. В 1798 году овдовел и был пострижен в монашество. 30 августа 1799 года возведен в сан архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря. С 1800 года – ректор Казанской духовной академии. В 1805 году вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 2 февраля 1808 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 23 сентября 1810 года – епископ Воронежский и Черкасский. С 7 февраля 1816 года – епископ Калужский и Боровский. 15 марта 1819 года возведен в сан архиепископа и переведен на Подольскую кафедру. 3 апреля 1823 года уволен на покой в Воронежский Задонский монастырь. Скончался 29 марта 1827 года. О преосвященном Антонии сохранилось немного сведений. Его характеризуют благочестивым, кротким, доступным для всех. Он любил светское общество и слыл в нем за большого остряка и умника. Им составлена подборка из творений святителя Димитрия Ростовского «Поклонение Страстям Христовым и Пресвятой Богородице». Ежедневно после молитв он читал это «Поклонение». При преосвященном Антонии у Тюнина колодца, месте уединения святителя Тихона, построен храм в честь Божией Матери «Живоносный источник», который был освящен архиепископом Антонием 15 августа 1813 года. Характерно, что преосвященный Антоний, по воспоминаниям княжны Т. А. Волконской, допускал для приезжавшего в Задонск дворянства некоторые мирские развлечения (танцы, духовную музыку). Причем все эти развлечения происходили в его присутствии. Однако, желая увлечь общество на более полезное дело, он заставлял всех дам и девушек дворянского сословия, приехавших в Задонск, заниматься посадкой деревьев вокруг церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вятская Учреждена в 1657 году Вятская и Великопермская Кафедра в Вятке Александр епископ, бывший еп. Коломенский с 5.12.1657 по 8.01.1674 на покое; †16.10.1679 Иона (Баранов) епископ, рукоположен, с 23.08.1674 архиепископ с 12.03.1682 †8.10.1699 Дионисий (Ушаков) архиепископ, рукоположен с 4.08.1700 по 1718 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Сарский и Подонский, с 25.01.1719 архиепископ с 15.02.1731 по 26.09.1733 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 26.09.1733 архиеп. Рязанский и Муромский †9.04.1737 Киприан (Скрипицын) епископ, рукоположен с 31.12.1737 по 18.05.1739 еп. Коломенский и Каширский Вениамин (Сахновский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 18.05.1739 по 2.12.1742 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Скамницкий) епископ, рукоположен с 27.02.1743 по 28.02.1748 еп. Устюжский и Тотемский Антоний (Илляшевич) епископ, рукоположен с 25.05.1748 †16.11.1755 Без архиерейства три года Варфоломей (Любарский) епископ, рукоположен с 19.07.1758 †5.06.1776 Лаврентий (Баранович) епископ, рукоположен с 6.08.1774 †13.03.1796 Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, рукоположен с 1.07.1796 по 16.10.1799 переименован еп. Вятский и Слободский Вятская и Слободская С 16 октября 1799 года Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 16.10.1799 по 29.01.1804 еп. Рязанский и Зарайский Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 29.01.1804 по 7.07.1805 еп. Смоленский и Дорогобужский Гедеон (Ильин-Замыцкий) епископ, рукоположен с 20.08.1805 †3.05.1817 Амвросий (Рождественский- Вещезеров), епископ, рукоположен с 15.07.1817 по 28.10.1822 архиеп. Тобольский и Сибирский Павел (Морев-Павлов) епископ, рукоположен с 27.05.1823 по 19.03.1827 еп. Могилевский и Витебский Кирилл (Богословский-Платонов), епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.03.1827 по 24.01.1832 архиеп. Подольский и Брацлавский Иоанникий (Образцов) епископ, рукоположен с 3.04.1832 по 16.11.1835 еп. Оренбургский и Уфимский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дмитрий, архиепископ Кишиневский и Хотенский (Сулима Даниил) Родился в 1772 году в местечке Новая Водолага Харьковской губернии в семье духовного звания. Образование получил в Харьковском коллегиуме и в Екатеринославской духовной семинарии. В 1795 году по окончании курса обучения оставлен в семинарии учителем. В 1797 году рукоположен во священника к городскому Екатеринославскому собору и определен членом духовной консистории. В 1798 году назначен префектом Екатеринославской духовной семинарии. В 1800 году возведен в сан протоиерея в Богуславский городской собор Киевской епархии и назначен управляющим церквами и духовенством местной протопопии. В 1806 году перемещен в г. Николаев в адмиралтейский собор с назначением законоучителем Николаевского штурманского училища. Вскоре назначен членом консистории. В мае 1811 года пострижен в монашество. 16 июня 1811 года хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского, викария Молдавской митрополии. 18 июня 1821 года возведен в сан архиепископа и назначен в Кишинев. С июня 1823 года до начала 1825 года присутствовал в Святейшем Синоде. В 1833–1836 годах построил в Кишиневе кафедральный собор. Скончался 4 августа 1844 года. Погребен в Кишиневском кафедральном соборе, в правом приделе. Преосвященный Димитрий еще в студенческие годы стал известен за свой острый, проницательный ум и исключительную память. Благодаря этому он был оставлен преподавателем семинарии, а затем стал ее префектом. До возведения на высокий пост архипастырского служения Димитрий прошел все степени служения в духовном сане и завоевал славу неутомимого труженика и первого законоведа. С возведением Димитрия в сан епископа на долю его выпало много трудов по устройству только что освобожденной из-под власти турок Бессарабии. Ревностно утверждая Православие в крае, епископ Димитрий в первую очередь обратил внимание на монастыри и стал возводить в них общежительный устав и упорядочивать хозяйство. Затем он занялся вопросом улучшения духовного просвещения в епархии, поднятием умственного и нравственного уровня духовенства. Было открыто несколько школ при монастырях: Курковском Рождество-Богородицком, Добрушском Свято-Николаевском, Гиржавском Вознесенском, а также в Кишиневском, Бендерском и Аккерманском уездах. В 1816 году открыта Кишиневская духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ефремов. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1795. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тульская обл., г. Ефремов, территория городского сада Координаты: 53.136589, 38.119597 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Приход соборной Троицкой церкви занимает южную часть города. Общее население прихода 1476 ч., из коих 682 м. пола и 794 ж. пола. По своему происхождению он наиболее древний в Ефремове: существовал еще в то время, когда го­род Ефремов представлял из себя сторожевой пункт или городище. Церковь, существовавшая в этом городи­ще, с образованием города получила значение соборной. Первоначально храм во имя св. Троицы с приделом во имя Смоленской Божией Матери был деревянный и находился саженях в 15-ти от настоящего храма: места престолов этого храма в настоящее время указывают построенные на них часовни. Настоящий каменный храм с приделом в его трапезной части во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии был построен в 1795 г. на средства всех прихожан, при особом старании купца Карпа Иванова Минаева. В 1823 году устроен был левый придел во имя Архистратига Михаила, судя по некоторым данным, главным образом на средства церковного старосты купца Харлампия Циркова. Храм существует в первоначальном виде со времени своего основа­ния. Производившиеся в разное время поправки храма не касались существенно его здания: они сводились к поновлению его иконостаса и стенной живописи и к внешней отделке его. Такие поправки в храме тянутся на протяжении нескольких годов (1841, 1864, 1869, 1872, 1874, 1890 и 1892). Из святынь храма особенным чествованием пользуется икона Божией Матери Одигитрии. Обветшавшая доска и едва заметные признаки изображения ли­ка Богоматери указывают на древнее происхождение это­го образа. Несколько случаев чудодейственного проявления благодатной силы этой иконы жители Ефремова видели во время общественных бедствий: холеры в 1847, 48 и 55 гг. и во время пожаров 1842 и 68 гг.

http://sobory.ru/article/?object=33695

Иаков, епископ Якутский и Вилюйский (Домский Иероним Петрович) Родился 6 июля 1823 года в селе Семейках Подольской губернии в семье священника. Обучался в Каменец-Подольской духовной семинарии, затем поступил в Петербургскую духовную академию. В 1849 году окончил курс академии со степенью кандидата. 30 ноября 1849 года назначен учителем в Иркутскую духовную семинарию. 13 июня 1858 года переведен учителем в Томскую духовную семинарию. 8 октября 1860 года пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. 25 ноября 1861 года перемещен снова в Иркутск инспектором семинарии и одновременно назначен цензором проповедей, подаваемых духовенством, и цензором «Иркутских епархиальных ведомостей». 11 июня 1865 года возведен в сан архимандрита. В 1870 году назначен ректором вновь открытой в Благовещенске семинарии. В 1879 году переведен ректором Пермской духовной семинарии. В том же году удостоен степени магистра богословия за сочинение «Исторический очерк русского проповедничества». Работа очень обширная, с некоторыми недостатками, вызванными обширностью материала, но в свое время имела весьма важное значение. В 1883 году назначен архимандритом Данилова Троицкого монастыря в Переславле-Залесском, Владимирской епархии. 8 января 1884 года хиротонисан во епископа Якутского и Вилюйского. Скончался 27 мая 1889 года. Погребен под деревянной церковью Спасской обители в г. Якутске. Преосвященный Иаков известен как ревностный проповедник христианства среди якутов и как писатель по истории русского проповедничества. Он был неутомим в своих трудах. Чтобы обревизовать округ приморских церквей, преосвященному пришлось проехать 9 000 верст. Заботился о распространении грамотности среди якутского населения, об устройстве народных школ и библиотек. В Якутске им было учреждено епархиальное женское училище, в котором обучались как дети местного духовенства, так и якуты. Деятельность епископа Иакова по распространению и утверждению Православия простиралась и за пределы епархии. Он внес свой вклад в нужды Императорского Православного Палестинского Общества, пожертвовав одну тысячу триста десять рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ианнуарий, епископ Балтский (Попов [Вознесенский] Иван Иванович) Родился в 1823 году в селе Михайловском Белгородского уезда Курской губернии в семье пономаря. Образование получил в Курской духовной семинарии и в Киевской духовной академии. 11 октября 1849 года по окончании курса академии пострижен в монашество; 7 ноября того же года рукоположен во иеродиакона, а 14 ноября – во иеромонаха. Определен учителем Киевской духовной семинарии. В 1852 году помещен в Подольскую духовную семинарию помощником ректора и учителем по классу богословских наук. 9 июля того же года удостоен степени магистра (за выслугу лет). 29 октября 1856 года назначен инспектором Подольской духовной семинарии. С 1857 года – строитель Свято-Троицкого монастыря Подольской епархии. 27 июля 1860 года возведен в сан архимандрита. 4 октября 1862 года определен ректором Астраханской духовной семинарии и настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря Астраханской епархии. 8 апреля 1868 года назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Ляданского Благовещенского монастыря. 5 июня 1877 года хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. С 17 февраля 1879 года – епископ Балтский, викарий Подольской епархии. Скончался 5 сентября 1883 года в г. Каменце. Характерной особенностью преосвященного Ианнуария была любовь к благотворению. Он часто оказывал помощь бедным студентам, им учреждены две стипендии. Епископ Ианнуарий состоял членом многих благотворительных обществ и братств, был почетным членом Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. В Каменце он пожертвовал крупный капитал на устройство приюта при Иоанно-Предтеченском братстве. Преосвященный Ианнуарий отличался кротким нравом и добродушием. Как настоятель монастырей, он заботился о внешнем и внутреннем их благоустройстве. Труды: Собрание проповедей архимандрита Ианнуария. – СПб., 1875 и 1877. Собрание речей, слов и бесед. – СПб. и Каменец-Подольск, 1878, 1879. Литература: Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839–1889гг. – М., 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иерофей, епископ Острожский (Лобачевский Яков Федорович) Родился 24 марта 1783 года в г. Ковеле Волынской губернии в семье униатского священника. В 1794 году вся семья присоединилась к Православию. С 1799 года учился в Волынской духовной семинарии. В 1807 году поступил в Киевскую духовную академию. С 27 сентября 1811 года – учитель Волынской духовной семинарии. 2 августа 1814 года пострижен в монашество; 6 августа рукоположен во иеродиакона, а 9 августа – во иеромонаха; 20 сентября того же года назначен строителем заштатного Загаецкого святителя Иоанна Милостивого монастыря с оставлением учителем семинарии. С 1 сентября 1817 года – инспектор Волынской духовной семинарии. 23 декабря 1819 года возведен в сан архимандрита. 7 сентября 1823 года назначен благочинным монастырей. С 19 августа 1829 года – настоятель Свято-Троицкого Дерманского Острожского монастыря. 25 марта 1845 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, и оставлен настоятелем Дерманского монастыря. В том же 1845 году состоял вице-президентом Волынского попечительного комитета о тюрьмах. Скончался 17 апреля 1871 года. Епископ Иерофей был человек всесторонне образованный, с широким умственным кругозором, хорошо знакомый с богословскими, историческими и естественными науками. Прекрасно знал языки: латинский, греческий, еврейский, польский, французский, немецкий, итальянский. По характеру это был человек кроткий, доброжелательный. Труды: Историческая записка о Дерманском монастыре//Волынские епархиальные ведомости. – 1873, часть неофициальная. С.282–301, 320–334. Отчетная записка о рассмотренной рукописи архимандрита Николая под заглавием: О начале и судьбе Православной Церкви в нынешней Минской епархии, с соображением и заключением рассматривавшего//Волынские епархиальные ведомости. – 1873, часть неофициальная. С. 354–372, 393–412, 433–441. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Илиодор, архиепископ Курский и Белгородский (Чистяков Иван Борисович) Родился в селе Воскресенском Жиздренского уезда Калужской губернии в семье священника. Обучался в Калужской духовной семинарии. В 1816 году поступил в Московскую духовную академию. В 1820 году окончил курс академии со степенью магистра; 18 сентября определен инспектором и профессором Костромской духовной семинарии, а 18 декабря того же года пострижен в монашество. 1 января 1821 года рукоположен во иеродиакона, а 2 января – во иеромонаха. 5 сентября 1822 года назначен инспектором Московской духовной семинарии. 22 августа 1823 года перемещен ректором Рязанской духовной семинарии и определен соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре. С 4 мая 1824 года – игумен Рязанского Иоанно-Богословского монастыря. 22 июля 1825 года переведен настоятелем в Рязанский Свято-Троицкий монастырь и возведен в сан архимандрита. С 12 декабря 1827 года – ректор Новгородской духовной семинарии. С 1828 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря (по Строеву – в 1828 году он недолго был архимандритом Рязанского Спасо-Преображенского монастыря и только после этого переведен в Новгородский Антониев монастырь). 13 марта 1832 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. 24 марта 1844 года возведен в сан архиепископа. Состоял почетным членом конференции Казанской духовной академии. В 1845 году управлял Белгородским Троицким монастырем. С 1847 года – член секретной комиссии по делам о раскольниках и отступниках от Православия. 5 ноября 1860 года, по прошению, уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь, где и скончался 2 февраля 1861 года. Погребен под Троицким собором Белгорода. Сведения об архиепископе Илиодоре весьма противоречивы. В журнале «Русский архив» отмечалось, что, получив звание члена секретной комиссии по делам о раскольниках, преосвященный Илиодор проявил себя слишком ревностным исполнителем, причем не отличался честностью, а прибегал к жестокости и мздоимству. Не пользовался он большим авторитетом и среди воспитанников Курской духовной семинарии. На преосвященного Илиодора было составлено немало семинарских эпиграмм, од, сатирических произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010