Но после 1935 года церковь прекратила своё существование, перевелись местные священники. А священники издалека не решались взять на себя церковный приход. И была церковь заброшена. Церковными помещениями завладел колхоз. Ставили там веялки, очищали зерно. Хранилось там и необработанное зерно. Всё было завалено мякиной и прочими отходами. На алтаре хранилась конская упряжь и другой колхозный инвентарь. В помещениях было холодно, во многих окнах уже не было стёкол. А чинить церковные окна дело не простое. Всё стало приходить в запустение, было разбито. Внутри церкви даже поселились птицы. Сегодня кровельные покрытия протекают, штукатурка со стен осыпается, крыша и перекрытия разрушены. Полы сняты, перекрытия подвалов провалились. Фрагмент живописи в аварийном состоянии. Убранство интерьера не сохранилось. Реставрационные работы ни разу не проводились. Церковь на Руси не просто место, куда приходя помолиться. Это символ духовности и культуры. Возводили ее часто всем миром, как и Троицкую церковь. Украшали, гордились и берегли. Церковь, как человек: рождается, стареет и умирает. Только век ее более долог, чем людской. Стоит на окраине села красавица-церковь, много повидавшая за два века. Одиноко доживает свой век. Уже с трудом различается роспись на стенах некогда богатой церкви. Но чудом сохранилась две иконы, кои нашли свое место в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Они когда-то украшали иконостас Троицкой церкви. Это иконы «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», написанные в середине XV века, как напоминание о былом величии. По материалам сайта: www.spirovo.ru Село Обудово, от Твери 70 верст, от Торжка 35 верст. Церковь Троицкая, построена в 1793 году, каменная, престола два: Святой Троицы и Святителя Николая. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Арсений Евгеньевич Гусев 28-ми лет, студент семинарии, в служении с 1892 года, священником с 1896 года, состоял катехизатором и законоучителем земской и церковно-приходской школ.

http://sobory.ru/article/?object=12260

В XIX и XX веках были сооружены многочисленные русские храмы в европейских городах: в Веймаре (1804), Риме (1823), Потсдаме (1829), Афинах (1855), Висбадене (1855), Ницце (1859), Париже (1861), Карлсруэ (1865), Женеве (1866), По (1867), Праге (1874), Дрездене (1874), Брюсселе (1876), Вене (1878), на шипкинских высотах в Болгарии (1879), Баден-Бадене (1882), Копенгагене (1883), Франценсбадене (1889), Берлине (1892), Ментоне (1892), Биаррице (1892), Каннах (1894), Штутгарте (1895), Карлсбаде (1897), Меране (1897), Вене (1899), Гомбурге (1899), Дармштадте (1899), Софии (нач. XX в.), Гамбурге (1901), Киссингене (1901), Герберсдорфе в Силезии (1901), Мариенбаде (1902), Флоренции (1903), Бад Наугейме (1905), Бухаресте (1909), опять в Ницце, опять в Лейпциге (1913) во имя святителя Алексия в память русских воинов, погибших в 1813 году в лейпцигской битве народов. Вместе с разными обществами и частными лицами жертвенное участие в храмостроительстве принимали Государи и члены Царствующего Дома. В 1859 году в Петербурге было организовано “Общество вспоможения беднейшим церквам и монастырям” под покровительством императрицы Марии Александровны. Согласно отчету обер-прокурора Синода, к 1908 году в России было 51.413 церквей, из них: 735 соборных, 1.765 монастырских, 38.588 приходских и окружных, 2.173 домовых при учебных заведениях, 415 единоверческих, 5.280 приписных и упраздненных, 2.457 кладбищенских. Иконописание Петр I обращал внимание церковного руководства на необходимость улучшения писания икон. Для надзора за иконописцами в 1707 году он учредил особый приказ во главе с архитектором и иконным мастером Зарудным. Впоследствии наблюдение за иконописанием было поручено Синоду. При имп. Елизавете был издан указ об употреблении по всем церквам приличных икон, священных сосудов и облачений. Неискусно написанные иконы велено было отбирать. Правительство обратило внимание на иконы даже в частных домах, в крестьянских избах. Надзор поручался знающим священникам с предоставлением им права отбирать неправильно написанные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никольский собор Черноостровского мон-ря. 1825–1839 гг. Никольский собор Черноостровского мон-ря. 1825–1839 гг. После изгнания неприятеля из пределов Калужской губ. в благодарность за спасение Калуги 12 окт. было установлено ежегодное празднование Калужской иконе Божией Матери, в тот же день совершался крестный ход вокруг города с образом и с хоругвью Калужского ополчения. Кроме того, с чудотворной иконой крестный ход вокруг Калуги совершался 2 сент. в память об избавлении от чумы в 1771 г. и 18 июля в память о спасении от холеры в 1892-1894 гг. В Троицкий собор в Калуге были переданы для хранения 11 знамен Калужского ополчения, а также знамя Азовского пехотного полка, спасенное во время Аустерлицкого сражения 1805 г. калужанином унтер-офицером С. А. Старичковым. Из др. епархий присылались богослужебные книги и утварь для пострадавших храмов. Святейший Синод выделил средства на восстановление Боровского и Малоярославецкого мон-рей, были пожертвования от имп. Александра I, от нек-рых участников Отечественной войны и др. В Малоярославецком монастыре в память о войне был возведен 5-главый Никольский собор (освящен в день годовщины Бородинской битвы - 26 авг. 1843). При еп. св. Филарете (Амфитеатрове ; 1819-1825) в К. и Б. е. было построено 25 каменных храмов, в Калуге сооружен под надзором архиерея и освящен тюремный храм во имя свт. Николая. Известный проповедник и ревнитель монашества, еп. Филарет обращал особое внимание на устройство мон-рей. При Оптиной пуст. его стараниями был основан Иоанна Предтечи скит , для устройства которого святитель в 1820 г. пригласил отшельников из Рославльских лесов (см. Рославльские подвижники ), среди них были преподобные Моисей и Антоний (Путиловы). Еп. Филарет утвердил в Оптиной пуст. общежительный устав Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря . Были приняты также строгие правила для монашествующих Калужского архиерейского дома. В 1823 г. в Калуге был построен единоверческий храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Особое покровительство единоверию оказывал Калужский еп. Григорий (Постников ; 1826-1828), учредивший в епархии благочиние для сторонников единоверия - одно из первых в России.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Мастера схематично повторили старую композицию украшения церкви, однако первоначальный облик храма был искажен: штукатурка и побелка уничтожили росписи, верхняя часть строения и первоначальный декор купола были утрачены. В аутентичном виде сохранилась только обходная галерея. Ремонт XIX в. был отрицательно оценен современниками. Груз. писатель и гос. деятель Г. Церетели назвал его варварством. В посл. четв. XIX в. К. и его святыни привлекли внимание груз. историка Д. Бакрадзе и искусствоведа Н. П. Кондакова . Во время секуляризации церковных земель во 2-й пол. XIX в. бóльшая часть имений К. была введена в казну, во владении мон-ря оставалось 10 дес. Обитель пришла в упадок. По сведениям прот. С. Булгакова и Денисова, в нач. XX в. К. имел статус третьеклассного необщежительного монастыря. В 1904 г. еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе , впосл. католикос-патриарх всей Грузии) отправил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору ходатайство о закрытии К. и присвоении ему статуса приходской церкви ввиду малого числа насельников и скромного церковного дохода (не было удовлетворено). В 1908 г. здесь подвизались настоятель К. иером. Вениамин (Берекашвили), 2 монаха и послушник ( Денисов. 1908. С. 363). В 1917 г. храм был вновь отреставрирован. В 1923/24 г. мон-рь был закрыт. В 1937 г. Отдел охраны культурных памятников отремонтировал и восстановил колокольню и бóльшую часть ограды К., здание церкви как памятник культуры было взято под охрану гос-ва. В 1990 г. по инициативе митр. Маргветского Константина (Меликидзе) и прот. Амирана Модебадзе (настоятель К. с 1990) в К. было возобновлено богослужение, храм освящен в честь Рождества Христова. В 2001 г. храм был отремонтирован на средства Н. Абашидзе, являющейся потомком И. Абашидзе. В наст. время в К. строится новый монастырский комплекс. Настоятели К. архим. Мелхиседек (Мачавариани) (ок. 1677), архим. Нектарий (Абашидзе) (1-я пол. XVIII в.), католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион (Эристави) (40-е гг. XVIII в.), архим. Симеон (Копадзе) (50-70-е гг. XVIII в.), архим. Тетенос (Чачашвили) (70-90-е гг. XVIII в.), архим. Петр (1797-1823), игум. Порфирий (Церетели) (1823-1825), игум. Евфимий (Цулукидзе) (11 мая 1825 - 6 дек. 1841, впосл. епископ Гурийский), игум. Анфим (Масхарашвили) (24 июля 1846 - 15 окт. 1849), игум. Николай (Нижарадзе) (26 нояб. 1849 - 26 марта 1853, 30 июня 1860 - 20 июня 1865), игум. Иосиф (Бакрадзе) (26 марта 1853 - июнь 1860), иером. Герасим (1865), игум. Серапион (Чикваидзе) (1865 - 25 мая 1872), игум. Никифор (Канделаки) (11 июня 1872 - 7 мая 1892), иером. Иларион (Капанадзе) (май 1892 - июль 1898), игум. Григорий (Чхаидзе) (9 авг. 1898 - 27 нояб. 1903), иером. Вениамин (Берекашвили) (4 дек. 1903 - 23 мая 1909), игум. Лаврентий (Метревели) (27 мая 1909 - окт. 1918), игум. Иларион (Блиадзе) (1919-1921). Архитектурный ансамбль

http://pravenc.ru/text/1683961.html

Западная стена храма имела два окна и выходила на улицу, три другие стены (выгородки) были деревянными. Храм выгорел в 1823 г., однако вскоре был отремонтирован и освящен. Первоначально домовый храм был приписан к близлежащей приходской Космодамиановской церкви. В 1840 г. при нем появился самостоятельный причт, и вскоре здесь стали отправлять все требы: крестить, венчать, отпевать. Коренной перестройке храм подвергся в 1892–1893 гг., когда генерал-губернатором Москвы был назначен великий князь Сергей Александрович. Архитектор Н.В. Султанов перестроил храм в древнерусском стиле. Были сломаны хоры и лестницы, устроено особое моленное место для великого князя. В алтаре прорезали окна, выходившие в коридор. Обычный потолок заменили деревянным сводом, что придало храму древний вид. Свод расписали медальонами с изображениями святых, по образцу росписи на сводах паперти собора московского Новоспасского монастыря. Украшение иконостаса, дверей и окон, формы церковной утвари – все было исполнено в древнерусской традиции. Окна сделали по образцам слюдяных рам Флорищевой пустыни, входные двери с изображениями двуглавых орлов по образцам дворцов в Коломенском и Измайлове. Главное паникадило представляло собой уменьшенную копию паникадила церкви села Медведково. Да и все остальное – кадила, подсвечники, облачения, даже свечной ящик – повторяло образцы, сохранявшиеся в музеях и храмах Москвы, Ярославля, Ростова Великого и других старинных русских городов. Центром храмового ансамбля стал приобретенный по случаю старинный иконостас. В подмосковном селе Братеево сломали за ветхостью старый храм и выстроили новый. Церковный староста братеевской церкви, узнав о переделке храма в доме генерал-губернатора, предложил обмен иконостасами. Таким образом, старинный иконостас, Царские врата и часть икон сельской церкви после тщательной реставрации оказались в храме на Тверской. Домовый храм освятили в 1892 г. во имя преподобного Сергия Радонежского и благоверного князя Александра Невского. В апреле 1921 г.

http://sobory.ru/article/?object=25763

При храме имелись две часовни: первую построили в 1877, вторую – в 1889 (арх. В. И. Серков) на деньги купца П. И. Долгина в память о спасении в Борках. Иконостас в последней сделали охтяне Кондратьевы, образа написал П. П. Заболотский. Собор не был богат святынями и интересными художественными произведениями. Кроме напрестольного креста и ковчега с мощами, других реликвий в нем не было. Имелось лишь несколько образов середины XVIII века, набор воздухов времен Елизаветы Петровны, подаренная кн. П. А. Зубовым бархатная ризница, а также старинные сосуды из меди для освящения воды. Кисти акад. В. К. Шебуева принадлежал заалтарный образ „Бог Саваоф“, В. Л. Боровиковскому приписывалась роспись бронзового киота, сделанного для Александра I. В 1892 престол украсили серебряной одеждой; тогда же акад. А. Р. Бок сделал из гипса Голгофу. С 1868 при соборе работало приходское Сергиевское братство со школой, приютом и учебно-воспитательным заведением, имевшее домовую церковь в своем здании на Фурштадтской, 19. В 1879, впервые в стране, в соборе начались внебогослужебные духовные беседы, устроенные прот. Димитрием Иоанновичем Никитиным, а десять лет спустя здесь образовался первый церковно-народный хор. В 1809–1823 в храме служил прот. Димитрий Васильевич Малиновский, директор Библейского общества и духовный писатель, в 1849–1870 – прот. Николай Мефодьевич Орлов, популярный в народе проповедник, в 1892–1932 настоятелем был Иоанн Васильевич Морев, редактор „Вестника военного и морского духовенства“. Собор закрыт постановлением от 31 мая 1932 и через два года частично разобран, хотя состоял под охраной как памятник архитектуры. Часть имущества была отдана в Преображенский собор. С использованием прежних стен на месте собора возведено административное здание ОГПУ, занятое ныне милицейским учреждением. http://www.encspb.ru/object/2855704726?lc=ru Сергиевский собор находился на левом берегу Невы, недалеко от реки, на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Со времен Петра I преобладающим населением этой части города были служившие " пушкарскому делу " , то есть полевые артиллеристы, мастеровые, работавшие на существовавшем здесь с 1713 г. Литейном дворе. На месте улиц Сергиевской (Чайковского), Захарьевской и Фурштадтской с первой четверти XVIII в. пролегали три Артиллерийские улицы. На углу двух Артиллерийских улиц в 1731 г. была построена небольшая деревянная церковь во имя преподобного чудотворца Сергия Радонежского, издавна называвшаяся артиллерийской. Сергиевская церковь строилась заново четыре раза. Построенная в 1731 г., в 1738 г. она сгорела до основания. В следующем году была освящена вновь сооруженная по проекту архитектора И. Шумахера небольшая церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34187

руб. серебром. Походный деревянный иконостас был сделан в России и имел шесть икон. Приспособлением помещения под церковь занимался придворный архитектор Габриэль. Она была освящена 19 декабря 1843 во имя св. Александра Невского, «который прославился своим царственным попечением о благе России — страны и Церкви», и снабжена серебряной утварью. Службы на Ротенберге после этого, однако, не прекратились. С появлением дворцовой церкви свт. Николая, устроенной для вел. кн. Ольги Николаевны (1822–1892), дочери Императора Николая I, которая стала супругой наследного принца Карла-Фридриха (1823–1891), Александро-Невскую церковь при миссии предложено было закрыть. Однако она действовала до 1854, затем ее использовали как передвижную в Вевэ и Бад-Эмсе. Первоначально Никольская церковь находилась во дворце кронпринца на Кенигштрасе. Она была освящена 16 июня 1844 как походная и создана прот. Певницким на деньги кн. П. П. Лопухина. 6 декабря 1894 службы перенесли в королевский дворец, где Никольскую церковь освятил прот. Иоанн Базаров, духовник Королевы. В этой церкви он служил до 1892, года своей смерти. Это был очень образованный пастырь, друживший в Германии с поэтом В. А. Жуковским и отпевавший его. Он перевел православную литургию и панихиду на немецкий язык и написал популярную «Библейскую историю», которая выдержала 29 изданий. Диаконом при нем одно время был о. Михаил Горчаков, будущий профессор богословия в Петербургском университете. Дворцовая церковь занимала высокий зал, украшенный изящным карнизом и орнаментальными росписями; в нем стоял стильный двухъярусный иконостас, который вырезали в Петербурге по эскизу Г. Х. Штегемана, с иконами кисти Ф. А. Бруни, а также два резных киота с образами, размещенными в виде креста. Всего в дворцовой церкви находилось 80 икон, часть которых Королеве были поднесены. Стены покрывал дорогой искусственный мрамор, с потолка свисали три хрустальные люстры. Подготовкой всего убранства руководил в 1845 в Петербурге известный архитектор К.

http://sobory.ru/article/?object=19273

2 ноября 1824 года, после того как иеромонах Смарагд освободился от всех замечаний и надзора, он был возведён в сан архимандрита. Снова началась обычная деятельность с выполнением ряда важных поручений. Так, в 1823 году он проводил ревизию Каменец-Подольской семинарии: в 1821–1825 годах состоял членом Комитета по построению академических зданий; в 1825 году исполнял временно должность ректора Киевской семинарии, а в 1826 году был назначен ректором Киевской семинарии. В декабре того же года архимандрит Смарагд определён настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря. Будучи ректором Киевской семинарии, он добился постройки для неё нового здания, заботился о семинарской библиотеке, помогал воспитанникам материально и уделял много внимания религиозному воспитанию учеников. Во внешнем обращении с учениками ректор был суров и грубоват, но, по свидетельству самих воспитанников, он проявлял такую доброту сердца, какая редко бывает даже у людей, считающихся добрыми. 8 мая 1828 года архимандрит Смарагд был переведён ректором и профессором богословия в Вифанскую семинарию и, кроме того, по желанию Московского митрополита Филарета (Дроздова ; † 1867, память 19 ноября/2 декабря), был назначен настоятелем Высокопетровского монастыря, а также действительным членом конференции Московской духовной академии и членом внешнего академического правления по Московскому и Казанскому округам. 23 августа 1828 года, несмотря на нежелание местного епархиального начальства, Комиссия духовных училищ назначила архимандрита Смарагда ректором Киевской духовной академии и одновременно настоятелем Киево-Братского монастыря. Получив ректорство в Киевской академии, архимандрит Смарагд по-прежнему выполнял и ряд других поручений: в 1829 году он ревизовал Киевскую семинарию, а в 1830 году, вторично, Черниговскую и Минскую семинарии. 27 августа 1830 года архимандрит Смарагд был переведён в Санкт-Петербургскую академию ректором и профессором богословия, а также настоятелем Пинского Богоявленского монастыря. Недолго пришлось управлять архимандриту Смарагду и Санкт-Петербургской академией.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Более-менее самостоятельные труды по апостолу Павлу появляются только с конца XVIII в. . В 1785–1787 годах архимандрит Аполлос (Байбаков), ректор Московской славяно-греко-латинской академии, издал толкования на послания апостола Павла. B 1792 г. архимандрит Мефодий (Смирнов) зачитал на открытом собрании Славяно-греко-латинской академии свое толкование на послание к Римлянам. Его перевод и комментарий выдержали три издания (1794, 1799, 1815) и стали первым библейским переводом на русский язык . Архимандритом Иринеем (Фальковским, +1823), ректором Киевской Духовной Академии, были составлены толкования на все апостольские послания. Работа по исследованию посланий святого апостола Павла активизировалась после реформ духовных школ в середине XIX в. Одной из первостепенных задач отечественных библеистов стал анализ славянских рукописей и подготовка нового русского перевода Священного Писания. Специально апостолу Павлу свои труды посвятили епископ Амфилохий (Казанский-Сергиевский) и Воскресенский Г.А. Член-корреспондент Академии наук по отделению греческой и славянской палеографии, епископ Амфилохий издал 4-х томный труд: «Древлеславянский Карпинский Апостол XIII века с греческим текстом 1072 года…» (1888) . Посланиям святого апостола Павла специально посвящен 2-й том; в 3-м томе содержатся сведения о древних переводах Апостола, исправлениях, дополнения к описанию рукописей. По трудам епископа Амфилохия можно исследовать судьбу славянских переводов Апостола, его заслугой является привлечение к изданию большого числа церковно-славянских и греческих рукописей. Воскресенский Г.А. написал магистерскую диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века. Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XII—XV веков» (1879 г.) , участвовал в работе Комиссии по научному изданию славянской Библии, издал «Древлеславянский Апостол» (в 5 выпусках, 1892—1908) . По словам проф. Муретова М.Д., труды проф. Воскресенского по исследованию славянорусских текстов «составляют твердую основу для всех дальнейших изысканий в области редакций древнеславянского Библейского текста» . 

http://bogoslov.ru/article/2454099

Движет ревность сердца, Что совсем я прав; Только уличает Свет мя преслужав. Но Бог милосерд, Сотрет камень тверд На мелкие части, Все мои напасти На них обратит. На Волыни и в некоторых местах Черниговской епархии сохранилось предание, будто император Александр I хотел помиловать Варлаама и даже предлагал возвратить ему сан архиерейства. Но Варлаам, удрученный недугами и слепотой, будто бы отказался от этого, выражая желание до конца жизни понести заслуженное наказание. Скончался он 23 июля 1820 года, а по другим источникам – в 1823 году. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 171. Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробны м описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 67, 77, 495, 542, 935. Белков Евг. Архиепископ Варлаам (Эпизод из 1812 года)//Русский паломник. – 1912, 42. – С. 653–654. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 171. Русский паломник. – 1893, 28. – С. 438. Русская старина. – 1880, январь. – С. 210. – 1886, июнь. – С. 710; август. – С. 486. Исторический вестник. – 1881, июль. – С. 522–543. – 1893, октябрь. – С. 231–244. Русский архив. – 1903, кн. 2, 6. – С. 290–291. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 771. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 547; т. 2. – С. 1582. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. т. 5-а. – С. 531.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010