Соч.: Записки о войне 1812 г. L.; Brux., 1863; Записки. М., 1865. Ч. 1; 1898. Ч. 2; Записки, 1798-1826/Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент.: В. А. Федоров. М., 1991; Письма к Р. И. Ховену. 1816-1852//РС. 1876. 9. С. 225-250; А. П. Ермолов в его письмах к кн. М. С. Воронцову, 1816-1852//Там же. 1885. Т. 48. С. 523-550; Письма к А. А. Захаревскому, 1812-1828//СбРИО. 1890. Т. 73. С. 188-459; Журнал посольства в Персию, 1817//ЧОИДР. 1863. Кн. 2. Отд. 5. С. 121-184; Письма к кн. В. О. Бебутову, 1835-1857 гг.//РС. 1872. Т. 5. С. 431-456; Письма. Махачкала, 1926; Характеристика полководцев 1812 г.//Родина. 1994. 1. С. 56-60. Ист.: Ker-Porter R. Travels in Georgia, Armenia, Ancient Babylonia, etc. During the Years 1817, 1818, 1819 and 1820. L., 1821. Vol. 1; Cameron G. P. Personal Adventures and Excursions in Georgia, Circassia and Russia. L., 18452; Moser L. The Caucasus and Its People, with a Brief History of Their Wars and a Sketch of the Achievements of the Renowned Chief Schamyl. L., 1856; Цылов Н. И. Воспоминание об Алексее Петровиче Ермолове. СПб., 1861; он же. Эпизоды из боевой жизни А. П. Ермолова на Кавказе в 1818, 1819 и 1820 гг. СПб., 1878; Александр I, имп. Письма, предписания и распоряжения к А. П. Ермолову//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 189-210; Николай I, имп. Письма к А. П. Ермолову//Там же. Кн. 3. С. 119-133; Аракчеев А. А. Письма к А. П. Ермолову//Там же. Кн. 4. С. 216-220; Погодин М. Н. Алексей Петрович Ермолов: Мат-лы для его биографии. М., 1863; Ермолов, Дибич и Паскевич на Кавказе в 1826-1827 гг.: Донесения и письма//РС. 1872. Т. 5. С. 706-726; Т. 6. С. 39-69, 243-280; 1880. Т. 29. С. 617-626; АКавАК. Т. 6. 1874-1875. Ч. 1-2; Воронцов М. С. Письма к А. П. Ермолову//РА. 1890. Т. 1(2). С. 161-214; Т. 3. С. 329-365; Т. 4. С. 441-442; Время А. П. Ермолова (1816-1826)//Утверждение рус. владычества на Кавказе: К 100-летию присоединения Грузии к России (1801-1901). Тифлис, 1904. Т. 3. Ч. 1; Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-е гг. XIX в.: Сб. док-тов. Махачкала, 1959; Цебриков Н. Р. Ермолов//Мемуары декабристов: Северное об-во. М., 1981. С. 274-276; «Признать удобность запретить на время…»: (Имп. Александр I и ген. А. П. Ермолов о мусульм. паломничестве)/Публ. Д. Ю. Арапова//Кавказский сб. М., 2005. Т. 2(34). С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/190211.html

Для его решения К. А. использует учение о Промысле Божием (providentia); следуя блж. Августину и ссылаясь на соч. «Утешение философией» Боэция, он заявляет, что Бог как Творец не творит зла, однако как Промыслитель он учитывает зло в созданном Им миропорядке, т. е. «упорядочивает» (ordinare) зло так, чтобы «то зло, которое мы совершаем, обратить в добро», в результате чего «из зла по упорядочивающему божественному замыслу следует добро» ( Clarembaldus. In De hebdom. 47; подробный анализ содержания см.: Schrimpf. 1966. S. 96-118; Fortin. 1995. P. 55-73) 3. «Краткий трактат на книгу Бытие» (Tractatulus super librum Genesis=In Gen.). Это сочинение впервые привлекло внимание медиевистов еще в XIX в. Первая из 2 известных в наст. время его рукописей, хранящаяся в Национальной б-ке Франции в Париже (Paris. lat. 3584), была в 1890 г. описана франц. историком Б. Оро (1812-1896), к-рый опубликовал извлечения из нее (см.: Haur é au. 1890. P. 45-70. N 647). Вторая рукопись была обнаружена в б-ке Камбре Ж. М. Параном, впервые издавшим отрывки из «Краткого трактата...» К. А. (см.: Parent. 1938. P. 208-213). В обеих рукописях (их совр. описание см.: H ä ring. 1965. P. 56-57) вначале помещено «Письмо к госпоже» (Epistola ad dominam=Ep. ad dom.), затем сочинение Теодорика Шартрского «О деяниях шести дней» (De sex dierum operibus; по тексту парижской рукописи впервые опубл. Оро; см.: Hauré au. 1890. P. 52-68; критическое изд. полного текста, сохранившегося и в др. рукописях, см.: H ä ring. 1971. P. 555-575), после к-рого следует «Краткий трактат...» без имени автора. Оро посчитал «Краткий трактат...» сочинением Теодорика Шартрского ( Haur é au. 1890. P. 51); др. исследователи выдвигали гипотезу о том, что автором является неизвестный близкий ученик Теодорика ( Parent. 1938. P. 206). В результате анализа 2 имеющихся рукописей сочинения и сопоставления его содержания с 2 комментариями к теологическим трактатам Боэция, созданными К. А., Херинг пришел к однозначному заключению, что автором «Краткого трактата...» является К.

http://pravenc.ru/text/1841259.html

Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Эти бессмертные строки из произведения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова «Бородино» знает, пожалуй, каждый образованный и уважающий себя гражданин России. Много лет в России относились с уважением к героям Отечественной войны 1812 года. Все памятные даты, связанные со значимыми битвами помнили, их отмечали, посещали храмы, чтобы поставить свечу за здравие и «долгие лета» живых участников тех битв, и за упокой души погибших на поле брани. Сошлёмся на труд В.С.Верхоланцева «Летопись г. Перми с 1890 по 1912 год». «В Перми после торжественного богослужения в Кафедральном соборе на площади происходил парад войск. После парада народу раздавались брошюры об Отечественной войне 1812 года. Днем происходили чтения в средних и низших учебных заведениях города, посвященные 1812 году, и раздавались всем учащимся брошюры об Отечественной войне. Город был украшен флагами, а вечером великолепно иллюминирован». В еще совсем недавно «революционной» Мотовилихе прошёл крестный ход, на котором присутствовали рабочие вместе с семьями. Но после 1917 года появились уже совсем другие праздники и памятные даты… Память о героических предках передавалась из поколения в поколение. Вот как отмечали наши предки пермяки прежних поколений одну из самых значимых дат в истории Отечества, к сожалению, уже давно забытую. Так почему бы не возродить традицию посещения святынь, связанных с Отечественной войной? Почему бы, наконец, не поставить монумент к 300-летию города в честь наших пермских героев – участников Бородинской битвы и Заграничного похода русской армии? Появление такого монумента могло бы внести значительный вклад в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. И уже не на словах (как зачастую у нас бывает), а на деле. Одним из таких героев был пермский губернатор-«долгожитель», руководивший Пермской губернией с 1837 по 1854 год, Илья Иванович Огарев. Его биография была типичной для русского офицера. Происходил из богатой дворянской семьи Саратовской губернии. Согласно обычаям того времени он ещё в детстве был зачислен сержантом в Преображенский лейб-гвардии полк («Забытые имена Пермской губернии»).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/24/gu...

– Студинский И. М. Русское духовенство в Отечественную войну 1812 года. – Кострома, 1912. – Шавельский Г. И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. – М., 1912. 1.4. Центробежные тенденции Вопросы: 1. Появление военного духовенства Гвардии и отдельного Грузинского (впоследствии Кавказского) корпуса. 1816–1890 гг. 2. Обер-священник армии и флота Павел Антонович Моджугинский. 3. Двоевластие продолжается. Идея централизации военно-духовного правления, у истоков которой стояли император Павел I и обер-священник П. Я. Озерецковский, с честью прошла испытание в горниле Отечественной войны 1812 года, последующей кампании 1813–1814 годов. Казалось, что видимых причин к её пересмотру не было. Тем не менее, вопрос о военно-духовном правлении подвергся пересмотру. В 1814 году высочайшим указом об управлении военного департамента, был утверждён штат гвардейского корпуса, а 8 сентября этого же года настоятель Преображенского всей гвардии собора, протоиерей Алексий Торопогрицкий (1814–1827 гг.) получил о данном событии уведомление. В уведомлении сообщалось, что отец Алексий назначается корпусным священником, а штат гвардейского корпуса будет состоять из 14 членов. С 1 января 1816 года А. Торопогрицкий стал именоваться «во уважение отличной службы и подъятых трудов в кампанию 1812–1814 гг.» обер-священником Главного Его Императорского Величества Штаба. При этом самому Торопогрицкому указано было состоять под непосредственным ведением Святейшего Синода. Таким образом, произошло образование отдельного, независимого от обер-священника армии и флота, управления духовенством гвардейского ведомства, сохранившего свою полную самостоятельность до вступления в должность главного священника армии и флота, гвардии и гренадер А. Желобовского (1888–1910 гг.). Следующим пунктом центробежной тенденции тех лет явилось формирование ещё одной ветви военно-духовного правления: в 1816 году на основании учреждения действующей армии был образован Штаб отдельного Грузинского (впоследствии Кавказского) корпуса. По свидетельству видного военно-церковного историка Фёдора Ласкеева, первым корпусным священником нового оперативного объединения, обер-священником армии и флота И. С. Державиным был утверждён протоиерей грузинского гренадерского полка Авраамов (1816–1819 гг.). В конце 30-х годов XIX века Святейший Синод разрешил начальствующему над духовенством отдельного Кавказского корпуса духовному лицу называться обер-священником. Причинами этого были названы, во-первых, наличие значительного числа армейского духовенства (47 священников), во-вторых, корпус часто участвовал в боевых действиях, требовавших незамедлительного решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Герцен, Александр Иванович (1812–1870), выехал за границу 1847 г. Когда буду в Москве, познакомлюсь с ним непременно… Это знакомство не состоялось, так как Герцен в Россию не возвратился. …женат ли Белинский… Белинский был женат с 1843 г. на Марии Васильевне Орловой (1812–1890). Молодой Тургенев — Иван Сергеевич (1818–1883). Гоголь был, конечно, знаком с его произведениями, напечатанными в «Петербургском Сборнике» («Три портрета», «Помещик»), а также с рассказами, появившимися на страницах «Отечественных Записок» и «Современника». Жюль или Жюль Жанен — прозвище П. В. Анненкова (см. Гоголь АН СССР, X, стр. 495). 215. С. П. ШЕВЫРЕВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Первоначально напечатано, с пропусками и с ошибкой в дате, в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 423–424; часть пропусков восстановлена в «Русской Старине», 1875, стр. 666. Полностью печатается впервые. Датируется 1847 годом на основании почтового штемпеля. …для журнала, который хочет издавать с наступающим годом Чижов… Чижов предполагал по возвращении в Россию издавать журнал славянофильского направления, однако намерение его не осуществилось. «Чижов журнала не предпримет, потому что позволение на „Русский Вестник“ взято министерством назад», — писал Шевырев Гоголю 4/16 октября 1847 г. («Отчет ПБЛ» за 1893 г. Прилож., стр. 54–55). К Чижову я пишу при сем письмо…, где рекомендую ему взять в сотрудники Григорьева и Малиновского… Это письмо Гоголя до нас не дошло. Сохранился лишь ответ Чижова от 16 октября 1847 г., который писал: «Весьма и весьма благодарю вас за указание двух — Григорьева и Малиновского…» («Русская Старина» 1889, стр. 378). 216. А. П. ТОЛСТОМУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в сборнике «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 75. Датируется 1847 годом на основании почтового штемпеля. 217. П. В. АННЕНКОВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в книге: «П. В. Анненков и его друзья», I. СПб. 1892, стр. 509–511. Датируется 1847 годом на основании почтового штемпеля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

14-го ч. скончался внезапно в С.-Петербурге Директор Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, Тайн. Сов. Ив. А. Ненарокомов, оставив в наследство жене и детям, как говорят, 200,000 рублей. Изрядное наследство!… Не без удивления прочитал я в Церковных Ведомостях 51) Синодское постановление об изъятии из употребления книги протоиерея А. Свирелина : 240 «Курс Закона Божия, изд. 9-е», по причине, как сказано, оказавшихся в ней весьма важных недостатков. Но ужели эти недостатки оказались только уже в 9-м издании книги, а в первых 8-ми изданиях их не было? Я помню, что еще —684— печальной памяти В. И. Аскоченский 241 в своей «Домашней Беседе» резко отзывался об уроках о. Свирелина. И так вот к какому результату привело Свирелина получение им высшей ученой степени: видно, безопаснее для него было бы оставаться при скромном звании студента Семинарии. К сожалению, его домогательства высших ученых степеней начались при мне, когда я был ректором Московской академии. На первый раз ему дана была, не помню, за какое сочинение степень студента академии. Но для его честолюбия это было недостаточно: он начал стремиться к почести высшего ученого звания, и – на беду свою достиг. Очень жаль, что это послужило ему не на пользу». 19-го ч. Достопочтенная Мария Серг. Оленина прислала мне, по моей просьбе, копию с замечательного письма (от 9-го марта 1812 г.) свекра её, известного президента Императорской академии художеств и писателя Алексея Никол. Оленина († 17 апр. 1843 г.) к детям своим Николаю Алексеевичу (мужу Марии Сергеевны) и Петру Алексеевичу. Вот содержание письма: «Любезные дети Николай и Петр. Мы расстаемся с Вами в первый раз и расстаемся, может быть, на долгое время. В первый раз вы будете управлять собою без всякого со стороны нашей влияния; и так родительским долгом почитаем мы, т. е. я и родшая вас письменным вас снабдить наставлением, которое просим вас всегда при себе иметь, дабы вы могли оным руководствоваться, в случае какого-либо отступления от истинного пути, что свойственно молодым вашим летам и неопытности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме курсов церковной истории и специальных работ о Феодоре Студ., I, Dallacus, De imaginibus (1642) lib. IV; L. Maimbourg, Hist. de l’hérésie des iconoclasts, t. III (1683); Fr. Spanhemius, Hist. imag. rest. (1686); Chr. W. Fr. Walch Entw. cin. voll. Hist. d. Ketzer (17621785). Th. XXI; Guevara Diascrt. hist.dogmatica de s. imaginum cultu relig. (Fulg. 1789); Fr. Chr. Schlosser, Gesch. d. Bilderstürm. (1812); Marx D. Bilderstreit d. byz. Kais. (1839); A. Fr. Gfrörer, Byzant. Geschichten, herausgeg. u. fortges. von J. Weiss, II (1873), 460478; K. Schwarzlose, D. Bilderstreit (1890); C. J. Hefele, Das erste Lustrum des Bilderstreits в Тüв. Theolog. Quartalschr., 1857, H. 4, S. 525578; его же Conciliengesch., III (1858), 335 ff., IV (1860) 1 ff., 99 ff.; A. Tougard, La persec. iconocl. d’apres la correspoud. de s. Théodore Stud. (1891 и в Revue de questions hist. 50 (1891 г.) p. 80118); K. Schenk, K. Leo III (1880); его же K. Leos III Walten im Innern в Byzant. Zeitschfift, В. V (1896), 257 ff., Alfr. Lombard Constantio V, emper. des Rom. (1902); L. Brehier, La querelle des images (1904), В. Г. Васильевский , «Руссковизант. отрывки». Житие Степана Нового в «Ж. Мин. нар. просв.», ч. 191; его же «Законодательство имп. иконоборцев», ibid. ч. 199200 (1878); Иером. Герасим, «Отзывы о п. Фотие его соврем.», гл. IIIV в «Христ. Чтен.», 1872, апр. и июнь; Гр. Остроумов, «Догмат. значение VII Всел. Собора» (1884); В. Преображенский «Борьба за иконопочитание в Виз. Империи» (1890); его же «Св. Тарасий, патр. Царегр. и VII Всел. собор» (1893); прοф. А. П. Лебедев «Ист. Вс. Соб. II» (1904), 132235; проф. И. Д. Андреев «Св. Герман, патр. К.», в «Богосл. Вестн.», 1897, июнь, сент.; «Св. Тарасий, патр. К.», ibid. 1899, июньавг.; Lebean Hist. du Basemp., t. XIIXIII (18311832); Hanke, Weltgeschsichte, V, 2, 78105; G. Fr. Hertzberg, Geschichte Griechenlands seit d. Absterbeu d. antik. Lebens zur Gegenwart, I Th. (1876), Кар. IV, в p. перев. Безобразова, гл. III; J. В. Вигу А hist. of the lat. Rom. emp. (1889), vol. II chap. III, V, VI, VIIIX, XIII; Σ. Ζαμπλιος, Вυζαντ. Μελται περ πηγν νεοελλην. ϑντητος, κδ. π X. Ν. Φιλαδλφεως (1857) κεφ. 4, 67, 1214; Κ. Παπαρρηγπουλος, στ.. το λλ. ϑ. νους (1872) τ. III, βιβλ. X; в переделке она же Histoire de la civil. hellen. (1878), chap. IIIIV; Мαν. I. Гεδεν, γυν π τν εκονομ. ρδων в κκλ. λϑεια τ. (18823), τεχ. 89, 18, 3637.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В 1710 г. в К. м. имелись каменные, крытые тесом настоятельские кельи с 2 погребами. Вероятно, они были построены в кон. XVII в. В 1764 г. в описи упоминалось здание «об одном партаменте, в них 4 покоя; в середине сени, напротив келья дневальная, в ней кладовой чюлан. В той келье каменной погреб, в сенях каменная кухня... Над крыльцами две светелки деревянные, крыты тесом» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 362. Л. 17 об.). В 1879 г. здание настоятельских келий было надстроено 2-м, деревянным этажом, к кон. XIX в. кельи покрыли железной крышей и окрасили медянкой. С 1710 г. в обители имелись т. н. старые деревянные кельи настоятеля. В 1764 г. они были «ветхие... в них три покоя, да кладовой чулан, под ними погреб, да две келии у показанных келий сени с перегородкою, оное покрыто тесом. Да при тех сенях построена каменная келья, в ней два покоя да кладовой чулан. При ней кухня каменная ж. Все оное строение крыто тесом». В 1823 г., после введения общежития, численность братии увеличилась, поэтому мон-рь получил разрешение преобразовать деревянные настоятельские кельи в братские, надстроить 2-й этаж, а также использовать для нужд братии каменную пристройку. В 1890 г. здание покрыли железной крышей. В описи 1764 г. упоминается келья казначея с каменным погребом (Там же. Л. 17 об.- 18). В описи 1710 г. упоминаются 3 старые деревянные братские кельи, а также новые деревянные - «двойни» и др., 2-этажная - «двойня», обе покрыты дранкой. В 1764 г. имелись 2 крытые тесом кельи, «в середине их сени. В них 4 чюлана» (Там же. Л. 18). В 1812 г. тесовые крыши келий были перекрыты. В 1818 г. при осмотре К. м. благочинный установил, что ветхие братские кельи вслед. сырости нуждаются в серьезном ремонте, в 1890 г. крышу над кельями сделали железной. В кон. XIX - нач. XX в. интерьер каменных братских келий, находившихся у ограды с сев. стороны, рядом с Покровской ц., был перепланирован: с сев. стороны устроен коридор, а с южной - 7 келий. Трапезная, кухня и кладовая, расположенные на одной линии с братским корпусом, были покрыты железной крышей, которую окрасили медянкой.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Неприкосновенных капиталов (в значительной доле внесенных монашествующими) к 1895 году образовалось всего 150,540 рублей, в том числе за время тридцатилетнего управления о. Исаакия около 80,000 рублей. Пустынь также затруднялась в приобретении церковных восковых свечей. Посему, иеромонах Иоанникий предложил о. Исаакию устроить свечной завод в Пустыни. Для изучения сего дела он командирован был о. Исаакием в Сергиеву Лавру, и, по возвращении оттуда, устроил завод, со всеми приспособлениями, соответствующими местности, и открыл производство свечей, в 1865 г. сперва в небольшом размере на 600 р.; а потом производство увеличено прогрессивно до 6 т. р. С 1875 г. со времени открытия Калужского Епархиального свечного завода, а с тем вместе воспрещения продажи свечей с монастырского завода, производство сократилось до размера монастырской потребности. В 1890 году Государь Император Александр III удостоил благосклонно принять полученное при всеподданнейшем прошении Настоятеля с братиею приношение (рыбу), Всемилостивейше изволив повелеть благодарить за это приношение; о чем Министр Импер. Двора сообщил О. Исаакию 26 Октября 1890 г. за 3368. 26 Старчество о. Амвросия Старец о. Амвросий (в мире Александр Михайлович Гренков, сын причетника села Больших Липовиц Тамбовской губернии) родился 23 Ноября 1812 года; жил в сиротстве, с матерью, у деда, в многочисленной семье. До школьного возраста прожил он на попечении деда и бабушки. Наделенный от природы большими способностями, веселым нравом, феноменальной памятью, живыми и проницательными глазами, поэтическими наклонностями, он кончил курс Тамбовской семинарии со званием студента, т. е. в числе первых учеников. (В то время степень студента богослов и я, на основании 62 § правил о духовных училищах, давала права университетского студента). По окончании курса 15 июля 1836 года, занял он место учителя Липецкого духовного училища, и пробыл в этой должности до осени 1839 года. Общественное положение учителя крайне тяготило благочестиво – настроенную душу юного богослова. Тайный голос сердца призывал его к другой более плодотворной деятельности. Возросши в нужде и в обычной для того времени суровости, он соблюдал во всем самое строгое воздержание и особенное целомудрие (доныне хранимое преимущественно лицами духовного сословия, как безусловно-требуемое для достижения духовных степеней священства).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сестрица — у А. М. Марковича было пять сестер. О какой из них говорит здесь Гоголь, неясно. Племянницы — Мария и Варвара Григорьевны Похвисневы и Ульяна Григорьевна Данилевская. 129. А. О. СМИРНОВОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Отрывок был напечатан в «Записках», II, стр. 40-41; приписка — в «Указателе к письмам Гоголя», стр. 88; всё письмо, с пропусками и с зашифровкой имен, — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 494-495; полностью — в «Письмах», IV, стр. 282-284. Является ответом на недатированное письмо Смирновой (см. «Русскую Старину» 1890, 11, стр. 359-360). Датируется 1849 годом по содержанию. Назимов, Владимир Иванович (1802-1874) — попечитель Московского учебного округа. Билевич, Николай Иванович (1812-1860) — окончил гимназию высших наук в Нежине в 1830 г.; литератор; в 1848-1850 гг. был инспектором калужской гимназии, потом — первой московской гимназии. С 1853 г. в отставке. Гинтовт, Александр Людвигович (1811-1860) — окончил Нежинскую гимназию высших наук одновременно с Билевичем. Состоял на военной службе. 130. В. А. ЖУКОВСКОМУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Первоначально напечатано, с пропусками, в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 496-497. Полностью печатается впервые. ... благодарность за милые строки... — имеется в виду недатированное письмо Жуковского (см. «Русская старина» 1889, 1, стр. 147). Шевырев пишет рецензию... — им был написан разбор только 1-й части «Одиссеи» («Москвитянин» 1849, 1-3, кн. 1 и 2, стр. 41-48, 49-53, 91-117). 131. П. А. ПЛЕТНЕВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано: с пропусками — в «Опыте биографии», стр. 164-165; полностью — в «Письмах», IV, стр. 289-290. Ответ Плетнева, от 23 декабря 1849 г., см. в «Русском Вестнике» 1890, 11, стр. 60-61. Датируется 1849 годом на основании пометы Плетнева на подлиннике: «П 21 дек 1849». ... отправь это письмецо к Гроту... — письмо 132. 132. Я. К. ГРОТУ. Печатается по тексту «Русского Архива» (1864, вып. 2, стр. 178-179), где было напечатано впервые. Датируется по связи с письмом 131, к которому было приложено, и с письмом Грота Гоголю, см. ниже .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010