«Курские епархиальные ведомости»: статья А.А.Танкова «Сведения о старообрядцах в Курской губернии в 1812 году», о единоверцах и раскольниках разных толков, по ведомости 1812 года, составленной обстоятельно и, как видно, достоверно (1888:37). «Олонецкие губернские ведомости»: «Судное дело о разорении Палеостровского монастыря» – розыск 1700 года по делу о самосожжении в этом монастыре раскольников в 1688 году (1849:8). «Пензенские епархиальные ведомости»: статья отца И.П.Бурлуцкого «О начале раскола в пределах Пензенской епархии» (1871:12) и «История раскола в Пензенской епархии» (1873, 17–21; 1875, 3–6). «Подольские епархиальные ведомости»: статья С.Л-ского «К истории Куринёвского старообрядческого монастыря»: приводятся документы 40-х и 50-х годов XIX столетия, свидетельствующие о бесплодных попытках духовной и светской власти склонить насельников этого главного центра подольского раскола к принятию Православия (1884, 20–35). «Рязанские епархиальные ведомости»: П.С.Смирнов «Дело о старце Богословского монастыря Михаиле Микулине», эпизод из истории рязанского раскола в XVII веке (1890:23). «Смоленские епархиальные ведомости»: Н.М.Соколов «Раскол в Смоленской епархии», обстоятельный очерк с половины XVIII века до 60-х годов XIX века, по документам архива местной духовной консистории (1888, 6; 9–10; 13; 15–18). «Черниговские епархиальные ведомости»: статья М.И.Лилеева «Очерк миссионерских мер по обращению в Православие стародубских и черниговских раскольников», от начала раскола до времён Екатерины II, по рукописным и печатным источникам (1895, 5–15). Доселе мы имели в виду первую половину своей задачи: указать сделавшиеся достоянием науки расколоведения в XIX столетии более важные материалы, исследования и статьи по главнейшим её отделам, и отметить участие, сколько пока возможно, периодических изданий в этом деле. Общий рост расколоведения в XIX столетии и выяснение вопроса о сущности раскола, как вопроса центрального и основного, послужит предметом дальнейших наших очерков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Унежма. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Унежма — деревня на Поморском берегу Онежской губы Белого моря. По преданию, первые поселенцы решили построить деревню на реке Унежма. Но икона св. Николая Чудотворца, которую они привезли с собой, снова и снова оказывалась у моря. Поэтому место для жительства было выбрано по указанию святого. Первое упоминание о том, что в д. Унежма «на Ужнем наволоке» существовала церковь во имя «Николы Чудотворца» встречается в писцовой книге 1582-1583 г. Сколько лет простояла эта церковь и она ли, или другая, более поздняя, сгорела при пожаре 1812 года, неизвестно. Известно одно — в 1812 году сгорела деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца, стоявшая на том же месте, где сейчас находится существующая церковь с тем же названием. Летом 1890 г., усердием крестьян вокруг церкви была устроена деревянная решетчатая ограда, церковь содержалась на прибыль от свечей, которых в 1896 г. продавалось до 25 пудов. С течением времени, по мере роста деревни и увеличения населения, Никольская церковь стала мала, и в 1904 году ее расширили, подняли повыше и назвали в честь трех Святителей и Георгия Победоносца. По рассказам местного жителя П.М. Базанова, в ней было просторно, светло, потолки высокие, окна большие, в глаза бросался иконостас с позолотой и резьбой. У церкви, как и раньше, был вид корабля. Но новые названия не прижились, и церковь так и осталась Никольской. В 1908 и в 1914гг. «тщанием прихожан» для причта были выстроены дома, оставшиеся собственностью паствы. К 1917г. в приходе насчитывалось 99 дворов. В 1917г. в приходе появилось земское училище. В 1929-1930 гг. в Унежме был организован колхоз «Великое дело», что, конечно, печально сказалось на судьбе ее храмовых построек. Священника выслали на Соловки. Колокольню местные руководители решили свалить, несмотря на многочисленные возражения верующих. Снизу ее подпилили и подрубили, чтобы упала. За крест привязали веревку и стали тянуть, но она не падала. Еще подрубили и подпилили, добавили людей и колокольня рухнула.

http://sobory.ru/article/?object=30437

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии. В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем. В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов. В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя. В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу. Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

http://sobory.ru/article/?object=47830

Евлево. Александро-Мариинский монастырь. Церковь Вознесения Господня (Воздвижения Креста Господня?). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью До середины 1930-х годов в селе Евлево находился женский Александро-Мариинский монастырь Александро-Мариинский монастырь был устроен на острове, окруженном с трех сторон озером Великим, с четвертой рекой Пра. Довольно высокий холмистый остров именовался " Ивлиев Корь " (лесок), а по-народному " Микулин остров " . В каталоге казенной палаты от 26 июля 1812 г. значится деревня Иевлево помещика Александра Щербинина. Название образовано от имени Ивлий (Иоиль), а затем изменилось в Евлево. В 1887 г. эту землю купила вдова унтер-офицера Марии Яковлевна Попова. После кончины супруга она дала обет основать женскую общину и по благословению преподобного Варнавы Гефсиманского приступила к делу. Общину назвали Александро-Мариинской в честь чудесного спасения императора Александра III с семьей во время крушения поезда 17 октября 1988 г. М.Я.Попова купила еще земли в Стружанском Бору, в 20 верстах от монастыря. Там устроили хутор для сестер. За 1888-1890 гг. были построены два больших корпуса, одноэтажный и двухэтажный, для келий настоятельских и сестер, одноэтажный корпус для трапезы с кухней, двухэтажная гостиница. Все эти здания были деревянные, крытые железом. Построены также богадельня, дом для священника и здания для хозяйственных нужд. Для возведения церкви к стоящему в центре общины деревянному на каменном фундаменте дому пристроили алтарь, надстроили купол, построили паперть и установили над ней небольшую тесовую колокольню. Храм освятили 1 октября 1890 г. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 21 ноября 1892 г. официальное открытие общины совершил архимандрит Нестор, бывший наместник, а в описываемое нами время настоятель Николо-Радовицкого монастыря. Это стало достойным итогом подвижнической жизни М.Я.Поповой. 22 декабря 1892 г. она скончалась. Новая начальница общины монахиня Рафаила, бывшая казначея Сушкинского Никонова женского монастыря Спасского уезда Рязанской губернии, оказалась достойной ее преемницей, возведение Вознесенского каменного пятиглавого, трехпрестольного храма стало главным делом матери Рафаилы. Колокол для храма весом 200 пудов пожертвовал старец Варнава. Все суммы складывались из монастырских доходов и пожертвований многих благотворителей, в том числе крестьян Димитрия и Петра Косоноговых, Афанасия Ивановича Дворецкого и других. А иконостас и средства для украшения внутренних стен предоставил коломенский купец Петр Матвеевич Глазунов.

http://sobory.ru/article/?object=04827

В 1783 г. скит был восстановлен неск. кэприанскими монахами во главе с иером. Иосифом и находился в подчинении этой обители. Вместе с Кэприанским мон-рем скит являлся приписным к мон-рю Зограф на Афоне. В 1783 г. в обители были возведены деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца и неск. келий, в 1815 г. восстановлена деревянная ограда, построены массивные дубовые ворота, украшенные вырезанными из дерева драконами. Ограда просуществовала до кон. XIX в., когда была реконструирована иером. Феофаном (Урсу). В 1786 г. начальником скита являлся иером. Серафим, при к-ром в обитель поступил иером. Фаддей (ранее послушник Таборского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря ), с 1813 г. возглавивший К. м. Церковь свт. Николая Чудотворца. 1890–1891 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь свт. Николая Чудотворца. 1890–1891 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1813 г., после присоединения Бессарабии к России (1812), скит вместе с Кэприанским мон-рем перешел из подчинения афонского Зографского мон-ря в подчинение Кишинёвского архиерейского дома. 2 марта 1816 г. по просьбе советника Матвея Донича и по распоряжению митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) был закрыт Пештерский скит близ с. Бутучены Оргеевского у., 4 монаха и 3 послушника во главе с иером. Рафаилом (Мокрицким; † 8 марта 1845) были переведены в скит, вскоре иером. Рафаил стал начальником скита. Согласно его сообщению от 4 мая 1816 г., в К. м. находились небольшая деревянная Никольская ц., покрытая дранкой, рядом - колокольня на столбах с 5 колоколами, келья для скитоначальника, 8 монашеских келий, покрытых камышом, старая деревянная трапезная с кухней, амбар, 2 каменных погреба, 4 кельи, расположенные за двором скита, водяная каменная мельница. С одной стороны скит был огорожен деревянным забором, с другой - окружен садами, огородами и виноградником. В письме от 21 сент. 1817 г. настоятель Кэприанского монастыря архим. Гавриил просил митр. Кишинёвского Гавриила разрешить построить в обители новый деревянный храм, т. к. старая церковь не вмещала многочисленных паломников, приходивших в скит на праздники. 5 окт. 1817 г. благословение было получено. В 1820 г. была построена каменная ц. свт. Николая Чудотворца, «крепкая, холодная, с деревянною на двух столбах колокольнею».

http://pravenc.ru/text/1841914.html

Во время Отечественной войны 1812 г. 18-летний князь Владимир Сергеевич — в армии. В 1816 г. он был назначен адъютантом генерала Барклая де Толли. С 1840 г. Голицын командовал кавалерией при отдельном Кавказском корпусе в экспедициях на Кавказ, в Чечню. Через три года он был произведен в генерал-майоры и назначен начальником центра Кавказского фронта. Во время Крымской войны (1855-1856) 62-летний князь Владимир Голицын опять на военной службе и командует московским ополчением. В это тревожное время, когда на войне были муж и сыновья, больная княгиня Прасковья Николаевна Голицына просит у Московского митрополита Филарета (Дроздова) разрешение на строительство церкви в своем доме. Ее хлопоты увенчались успехом — 18 октября 1856 г. была освящена домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». После смерти князя в 1861 г. усадьба остается на попечении его дочери Александры. Отличавшаяся глубоким благочестием Александра по совету митрополита Филарета подает прошение об учреждении здесь, в доме Голицыных на Новослободской улице, общества сестер милосердия. 13 апреля 1863 г. Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода «о дозволении княжне Голицыной устроить в Москве приют для иногородних монахинь, при нем больницу и общество сестер милосердия». В 1889 г. княжна А.В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании общества сестер милосердия в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. вышел указ Священного Синода об основании общежительного женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Кроме игумении, в штате числились 15 монахинь и послушницы. Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г. Монастырский комплекс у Бутырской заставы — с огромным собором, трапезным храмом, монашескими кельями, церковно-приходской школой и служебными зданиями — был воздвигнут в 1890-е гг. По своим архитектурным особенностям он напоминал Московский Кремль: зубчатые стены, стройные башни, узорчатые храмы… Такое оформление архитектурного комплекса Скорбященского монастыря было связано с возрождением русского стиля. Архитектор Владимир Осипович Шервуд, возведший в 1880-е гг. на Красной площади здание Исторического музея, воплощение этого нового стиля, говорил: «Цельность русской идеи и способность наших предков осуществлять ее в зодчестве проявилась не только в отдельных домах, но и во всем Кремле… в нем каждый элемент свидетельствует о духовной и государственной жизни народа; Кремль есть целая поэма, полная чувства и мысли… группа зданий, по-видимому разъединенных друг от друга, есть цельность и единство. Вот такого единства мы должны искать в наших зданиях».

http://pravmir.ru/dolg-nashej-pamyati/

Серебряный позолоченный оклад иконы с 1763 по 1908 годы оставался неизменным в своей основе, но незначительно пополнялся украшениями, как следует из описей 1816, 1837–1852, 1855, 1856–1890, 1908 годов . В 1812 году на время нашествия французов икону в драгоценном окладе вместе с казной обители настоятель строитель Феофилакт вывез в Суздаль. Это путешествие не обошлось без последствий, о чем в 1833 году была сделана приписка: «Из значащихся на сем образе каменьев в одном зеленого цвета третьей доли не имеется, что, по указу Московской духовной консистории от 15.11.1833 9466, велено почесть за утрату, случившуюся во время неприятельского нашествия» . Утрата была восполнена к 1855 году. Икона наиболее подробно представлена в описи 1856–1890 годов: «Икона Божией Матери Владимирская письма древнего греческого; на оной оклад, риза и венец из серебра 72-й пробы, чеканные, вызолоченные; в венце имеются камни: 5 сапфиров, укрепленных на проволоке, 4 сапфира в золотой оправе, 5 изумрудов на проволоке, 2 лалла и 3 изумруда в золотой оправе, 2 лалла на проволоке, 13 средних жемчужин на проволоке, 1 аметист, 10 разных стеклянных камней. Корона стразовая с камнями стеклянными. В убрусе и двух нашивках 25 рубинов, 84 изумруда – пронизки, 4 алмаза, 680 зерен крупного жемчугу, 1800 зерен мелкого. На ризе 7 медных голубых эмалевых бирюз и 1 звезда стразовая с синим стеклянным камнем. Весу в оной ризе серебра вообще с каменьями 17 фунтов 30 золотников». Согласно карандашной пометке в описи 1908 года, сделанной в 1922 году, оклад с украшениями изъят в помощь голодающим Поволжья. Список с Владимирской иконы Божией Матери работы Симона Ушакова. 1662 г. В 1892 году, к 500-летию монастыря, архимандритом Димитрием (Ключаревым) затевается починка от наклона внутрь церкви и золочение иконостаса, которые выполнил 2-й гильдии купец Иван Матвеевич Фролов . Одновременно происходит пересмотр и обновление утвари. Списываются за ветхостью облачения престолов и жертвенников, ризы, епитрахили, поручи, стихари, орари .

http://pravoslavie.ru/31829.html

Хатнее. Церковь Сошествия Святого Духа. Духо-Сошественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:не позже 1812. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Харьковская область, Купянский район, с. Хатнее Координаты: 50.120113, 37.559469 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сл. Хатная, Духо-Сошественская церк., постр. в 1812 г. тщанием помещ. Ивана Зарудного; камен., однопрестольн. Приписные: заштатная во имя Успения Божией Матери, деревян. без колокольни; богослужение по причине ветхости не совершается и домовая - во имя св. муч. Валериана и Кикилии, устроенная в доме графини Гендриковой. От г. Харьк. 100 в. Ближ. почт.-телегр. отд. в сл. Великом Бурлуке в 12 в. Земли усадебн. 5 дес., пахотн. 99 дес. Прихож. м. п. 1918, ж. п. 1919 д. Причта по штату полож.: 2 священ., диак. и псалом., ваканс. 2-го священ. не замещается. Жалов. священ. 141 р. 12 к., диак. 41 р. 20 к., псалом. 35 руб. 28 к. Священ. помещается в церк. доме, остальные - в собствен. устр. на церк. усадьбе. Два земских народн. учил., церк.-приход. шк. и шк. грамоты. Попечител. нет. Хутора: Григорьевка 7 в. и Малый Бурлучек 5 в. Священ. Григорий Попов 72 л. Оконч. семинар. по 2-му разр. Священ. с 1856 г., на настоящ. месте с 1877 года. Проход. должн. законоучит. местн. земск. учил., завед. и законоуч. церк.-приход. школ, члена харьковск. миссионерск. комит., окружн. духовника. Последн. нагр. наперстный крест в 1900 г. Диак. Василий Аксененков 57 л. Из 2-го кл. дух. уч. Псалом. с 1863 г., диак. и на настоящ. месте с 1885 года. Проход. должн. законоучит. земск. учил. и учит. церковно-приход. школы. Псалом. Лука Пипенко 41 г. Оконч. народн. учил. Псалом. с 1885 г., на настоящ. месте с 1890 г. Церк. стар. крест. Феодор Чернецкий с 1891 г. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=59147

За ходом строительства следили не только выезжавшие на место генерал Салтыков и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Варлаам, но и сама императрица. 3 октября 1732 г. С. А. Салтыкову доложили, что главы церкви села Домодедово покрыты белым железом, а кресты позолочены. Императрица утвердила чертежи иконостаса и приказала сделать макет церкви и выслать его в Санкт-Петербург. Осмотрев макет, императрица осталась довольна, но повелела колокольню перестроить. Колокольню разобрали и построили новую — более высокую и со шпилем. К 1738 г. новопостроенная церковь святителя Николая была готова к церковной службе, однако освятили ее только 7 марта 1746 г. Старую деревянную церковь вместе со старинными иконами по ходатайству архимандрита Донского монастыря в 1746 г. передали в село Рождественно. Церковь святителя Николая Чудотворца простояла без переделок более века — лишь накануне 1812 г. на ней перекрыли крышу. В Отечественную войну 1812 г. село Домодедово оказалось в гуще боевых сражений. Путь русской армии лежал вдоль берега реки Пахры. На ночной отдых часть колонны генерала Дохтурова остановилась в селе Ям, а часть — в селе Домодедово. От военных действий церковь не по страдала. Однако время делало свое дело: в стенах трапезной появились трещины, местами стал выпадать камень, колокольня наклонилась. В 1837 г. было получено разрешение на перестройку церкви, тогда трапезную и колокольню разобрали и возвели заново. Новую трапезную соорудили теплой, внутри ее оштукатурили и «приличным образом» расписали. 12 октября 1841 г. южный придел церкви освятили во имя Рождества Христова, а северный (несколько позже) — во имя святителей Московских. Храм был средоточием духовной и культурной жизни села Домодедово. В 1888 г. крестьянин Василий Степанович Сизов построил за свой счет в 30 саженях от церкви деревянное на каменном фундаменте здание церковно-приходской школы на 60 учащихся с квартирой для учителя и кухней. В 1890-х гг. священником в храме был Петр Павлович Богословский. С обязанностями настоятельства он совмещал и преподавательский труд: заведовал церковно-приходской школой и преподавал в ней Закон Божий. В 1898 г. отец Петр возглавил местное попечительство о бедных, а в 1904 г. стал председателем и почетным членом местного общества хоругвеносцев. В те же годы в храме служили диакон Николай Васильевич Бухарев и псаломщик (еще с 1884 г.) Сергей Петрович Скворцов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Святителя...

В споре между патриархом Никоном и «ревнителями благочестия» во главе с известными протопопами И. Нероновым , Аввакумом Петровым , С. Вонифатьевым на сторону противников «новизны» встали муромский протопоп Лонгин (впосл. сослан в Сибирь) и архимандрит Спасского мон-ря старец Антоний (принес покаяние на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , сослан в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где и скончался). При вхождении в состав Владимирской епархии (в 1764) Муром сохранял статус 2-го кафедрального города до 1788 г., к этому времени в Муромском у. числилось 138 храмов. Во время Отечественной войны 1812 г. из Москвы были вывезены Владимирская икона Божией Матери и Иверская икона Божией Матери , к-рые 5 сент. были доставлены во Владимир, 10 сент. обоз со всероссийскими святынями прибыл в Муром. В городе чудотворные иконы пребывали в Благовещенском муж. мон-ре до 20 окт. 1812 г. К нач. XX в. в Муроме существовало 3 мон-ря (2 мужских - Спасо-Преображенский и Благовещенский и Троицкий женский); действовали 13 приходов (23 церкви), 3 бесприходных и 5 монастырских храмов. В церковно-адм. отношении приходы разделялись на 3 благочиннических округа. В крае с многочисленным старообрядческим населением действовали единоверческие приходы. До 1917 г. на территории совр. М. и В. е. их существовало 9: в слободе Мстёра (ныне поселок Вязниковского р-на) было 2 прихода (ц. во имя Пресв. Троицы, ц. во имя свт. Николая Чудотворца), в селах Дерново, Микляево, Нов. Поташ (ныне дер. Гороховецкого р-на), Польцо (совр. Муромский р-н), Семёновка (ныне не существует), Тараканово, Григорово (совр. Меленковский р-н). Муромское ДУ было открыто в Спасо-Преображенском муж. мон-ре в 1-й пол. 20-х гг. XVIII в. по указу имп. Петра I Алексеевича распоряжением митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) «для обучения поповских детей». В 40-х гг. XVIII в. уч-ще было закрыто, возобновлено в 1791 г. на территории Благовещенского мон-ря. После пожара, уничтожившего здание, уч-ще в 1800 г. было закрыто, в 1816 г. вновь возобновило свою деятельность в отдельном здании в Муроме, закрыто в 1918 г. Среди выпускников Муромского ДУ - митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) (выпуск 1890 г.), архиеп. Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов) (выпуск 1858 г.), церковный ученый М. И. Савваитский (выпуск 1875 г.).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010