В настоящее время храм святой Анны Кашинской отреставрирован и украшен уникальной работы иконостасом. Престол во имя святой благоверной княгини Анны в Казанском храме в Узком Имение Узкое известно с начала XVI века, деревянный храм в нем – с 1641 года. Ныне существующий каменный храм построен в 1698 году боярином Тихоном Стрешневым, дядей Петра I. Этот храм является прекрасным образцом усадебной архитектуры в стиле московского «нарышкинского» барокко. Пятиглавая церковь в плане представляет собой крест. Четыре купола, ориентированные по сторонам света, возвышаются над плавными полукружиями кирпичных побеленных стен. Центральный золоченый купол придает особую стройность силуэту церкви. Необычно используется в качестве звонницы западный барабан, купол которого является резонатором звука. По преданию, с этой звонницы император Наполеон наблюдал за отступающей французской армией в 1812 году. Внутренние интерьеры храма, несмотря на разрушения, которым подвергся храм, поражают своим изяществом. Высокое пространство под центральным куполом и в боковых приделах, освященных в честь Обретения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая, удивительных по своей красоте, обеспечивают уникальную акустику. На протяжении двух столетий храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был центром духовной жизни усадьбы Узкое, владельцами которой в разные годы являлись древние фамилии русских князей Голициных, Гагариных, Стрешневых, Оболенских, Нееловых, Толстых. Последним владельцем усадьбы Узкое был Петр Николаевич Трубецкой, получивший имение в 1890 году в наследство от своей тетки Софии Васильевны Толстой. Название усадьбы навсегда останется связанным с именем гениального русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева. Он был частым гостем в имении Узкое, где жили его друзья, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. В этой подмосковной усадьбе 31 июля 1900 года в возрасте 47 лет Владимир Соловьев скончался. Имеются воспоминания С. А. Беляева , священника Казанской церкви в Узком, о несомненно православном настроении Владимира Соловьева перед смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богородицерождественский храм (Рождествено-Суворово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородицерождественский храм построен в 1697 году князем Ф.Ю. Барятинским в нарышкинском стиле барокко, вошел как образцовое строение во все архитектурные справочники. В 1773 году имение принадлежало князю В.И. Суворову, отцу великого полководца. Содержание История [ править править код ] Село Рождествено, Михайлово тож, в XVI в. имело деревянный храм, однако в конце столетия оно уже пишется в пустошах. После Смуты Рождествено вновь стало селом. В нем построили деревянный «клетский» храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В трапезе церкви были устроены два придела: во имя святого пророка Божия Илии и священномученика Мокия. Во второй половине XVII в. Рождествено принадлежало князьям Барятинским. Стараниями князя Ф.Ю.Барятинского в селе появилась каменная церковь с колокольней во имя Рождества Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Постройка новой церкви относилась к рубежу XVII-XVIII вв. В 1773 г. село Рождествено-Михайлово, став родовой вотчиной Суворовых, получило название Рождествено-Суворово. Здесь, у церкви, был похоронен отец великого полководца. Суровым испытанием для Рождествено был 1812 год. Французы вошли в оставленную Москву. Один из отрядов направлялся по Дмитровской дороге, которая пролегала недалеко от с. Рождествено. Французы сожгли дом Суворовых и, не тронув храма, пошли дальше. Во второй половине XIX в. имение упоминается с 1844 г., когда им владел правнук Суворова – Александр Аркадьевич, последний из рода Суворовых. В 1852 г. он продал его купцам Армандам, которые восстановив усадебный дом, перевезли его на свою фабрику в Пушкино. С 1890 г. усадьбой владел мануфактур-советник Евгений Иванович Арманд. Последние священники, встретившие в Рождествено революцию, были отец и сын Колосовы. Священника Димитрия и священника Николая сослали в ссылку в 1933 г., где они и скончались через несколько лет (реабилитированы в 1991 г.). Храм был закрыт, церковную школу, находящуюся неподалеку, отобрали. Церковь подлежала уничтожению, но чудом сохранилась. Какое-то время в ней были колхозные конюшни, а потом она стояла закрытой.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородицерожд...

Москва. Церковь Софии, Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Появление Церкви Премудрости Божией связывают с переселением в Москву новгородцев в конце XV века. Проложенная здесь улица по ней называлась «Софийской». Существующая церковь выстроена в 1692 г. на месте деревянной (построена 1585-1590 гг.), сгоревшей в 1685 г. Во второй половине XVIII века церковь перестраивалась. К концу столетия появились новая декорация фасадов и купольное покрытие, были построены северный, Никольский придел и двухъярусная колокольня с западной стороны, соединенная с церковью переходом. После 1812 г. при ремонте облик церкви приобрел ампирный характер. В 1816 г. нижний ярус колокольни украсили портики, проемы второго яруса (звона) получили колонное обрамление. Этот восьмигранный ярус дополнен цилиндрической надстройкой с куполом и шпилем. В 1839 г. был составлен проект реконструкции церкви с учетом изменения конфигурации церковного двора при перепланировке места в 1819 г. Новые приделы совершенно симметричны в восточной части, но южный придел резко сужается к западу, формируя своим фасадом застройку красной линии. Центральная апсида сделана прямоугольной; вдоль ее восточной стены проходит граница соседнего владения. В 1842 г. были сооружены трапезная и южный, Казанский придел, последний, как бы срезанный линией улицы, получил неправильную форму. Прежний тройной алтарь заменен прямоугольным. В конце XIX века декор храма был частично изменен. В 1890-е гг. были обновлены фасады и купольное покрытие, детали оформления утрачены, остатки кокошников скрыты под купольным покрытием. Церковь обновлялась в 1901 г. В период гонений на Православие в ХХ веке древний Софийский храм в самом центре столицы постигла тяжкая участь многих христианских святынь. Он был закрыт, частично разрушен. Здание было передано в ведение КГБ и использовалось в качестве складского помещения. В 1934 г. был разобран верх колокольни храма и его колоннада.

http://sobory.ru/article/?object=02274

В 1889 г. древняя обветшавшая часовня была разобрана. Здание новой часовни, увенчанной одной большой и тремя малыми главами, было освящено в воскресный день 21 октября 1890 г. В центре одноярусного деревянного иконостаса находился древний образ Спаса Нерукотворного из прежней часовни. В иконостасе также помещались большие образа «Явление Божией Матери преподобному Сергию», святителя Алексия, митрополита Московского, преподобного Василия исповедника, преподобных игуменов Андроника и Саввы, святителя Николая. По стенам были размещены и другие иконы, исполненные иконописцами В.И. Денисовым, Ф.И. Курковым, М.А. Рогожкиным. В июле 1893 г. часовню расписали, причем одна из святых картин изображала беседу преподобного Сергия с игуменом Андроником. Ежегодно в день обретения мощей преподобного Сергия (5 июля) из Спасо-Андроникова монастыря к новой Сергиевской часовне совершался крестный ход. В конце 1929 г. часовню закрыли, а ее имущество перенесли в храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. В 1998 г. были восстановлены утраченные главы часовни. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Часовня «Проща» связана с памятью преподобного Сергия Радонежского. «Прощами» на Руси было принято называть часовни и церкви, ставившиеся по случаю прощания с отправлявшимися в дальний путь. В 1365 году «игумен земли Русской» перед одним из своих важных путешествий пришел в Спасский монастырь для поклонения иконе «Спас Нерукотворный». То место, куда первый настоятель монастыря преподобный Андроник, любимый ученик преподобного Сергия, вышел вместе с братией за монастырские врата, чтобы проводить наставника, было отмечено часовней. Сначала эта часовня, как и все постройки монастыря, была деревянной. В начале XVI столетия при архимандрите Митрофане, построившем трапезную палату, возводится каменная часовня, квадратная в плане, с шатровой кровлей, увенчанная главкой и крестом. Указом Петра I часовню закрыли, иконы передали в монастырь, в помещении устроили лавку, где торговали калачами. При Екатерине I в 1727 году вновь устроили часовню. Во время пожара Москвы 1812 года пострадала и часовня Андроникова монастыря – сгорел весь верх. Позднее она сильно обветшала.

http://sobory.ru/article/?object=03246

Москва. Домовая церковь Сергия Радонежского при родильном доме им. С. В. Лепехина. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1890. Архитектор:А.У. Белевич Адрес: Москва, Лепёхинский тупик, 3 Координаты: 55.758851, 37.64789 Проезд:метро " Чистые пруды " , " Китай-город " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1868 г. Е.П. Милюкова в память о своем дяди С.В.Лепехине, который был статским советником, основала лечебницу. Для этой цели Елизавета Петровна приобрела дом на Покровке, 22а/Лепехинский туп. 3. Через четыре года на территории лечебницы была выстроен домовой храм во имя Сергия Радонежского Чудотворца. Здесь располагалась одноглавая церковь в псевдорусском стиле. Богослужения прекратились с 1905 г. В 1920 г. имущество храма определили в действующую сельскую церковь. Само здание, где находился храм, уцелело до наших дней, а вот барабан с главой был снят. Нынешний Лепехинский тупик когда-то был переулком и соединял улицу Покровку с Казарменным переулком. В конце XVIII в. часть его была застроена, и переулок превратился в тупик, хотя продолжал называться переулком: он значился на картах как переулок Тупик, Тупой или Покровский переулок. Самое старое здание Лепехинского тупика – усадебный дом (палаты) купцов Андроновых, построенный в конце XVIII – начале XIX веков, т.е. еще до пожара 1812 г. Андроновы, владевшие этой усадьбой с начала XVIII в., были удачливыми купцами, содержали харчевню у Покровской башни Белого города, а после того как белгородская стена была разобрана, устроили на ее месте постоялый двор с кузницей (позже на этом месте была построена одна из гостиниц у Покровских ворот). Свой нынешний облик дом приобрел во второй половине XIX в., когда его фасад был переделан в соответствии с новой архитектурной модой – в формах эклектики с элементами классицизма. Его первый этаж (на котором читаются лопатки старых палат) был отделан рустом, второй этаж украшен изящными пилястрами ионического ордера. Центр фасада выделен балконом на кронштейнах с проездной аркой под ним (сейчас заложена), дверной проем балкона украшен декоративным сандриком в виде карниза.

http://sobory.ru/article/?object=19895

Красное. Церковь Иоанна Богослова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь расположена в центральной части села, на участке, приближенном к правому берегу реки Моломы. Двухэтажная шестипрестольная церковь построена из кирпича на приходские средства в ознаменование 15-й годовщины победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. На фасадах сохранились следы известковой обмазки. Храмозданная грамота на закладку храма, а так же план и фасад были получены в 1824 году от епископа Вологодского и Великоустюжского Онисифора. К строительству приступили весной 1827 года, а 6 декабря нижнюю церковь освятили во имя Николая, Мирликийского Чудотворца. В церковной ведомости за 1829 год отмечается, что для строения верхнего храма готовятся материалы, а через два года сообщается о готовности его постройки. Освящение летней церкви состоялось 27 сентября 1837 года в честь Иоанна Богослова. Ранее 26 ноября 1834 года в нижнем храме освятили второй придел, посвященный Флору и Лавру. Другой придел был освящен 5 декабря 1870 года в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В клировой ведомости Чемельской Иоанно-Богословской церкви за 1902 год указывается, что в период с 1894 по сентябрь 1901 года проводились работы по сооружению новой каменной колокольни, проект которой был составлен вятским гражданским инжененром В.М. Дружининым. В том же документе отмечены работы по «внутреннему расширению храма» и постройке «крыльца». Характер этих мероприятий точно не известен, но по их результату заново были освящены престолы нижнего храма: главный Николаевский – 4 мая 1890 года и в южном приделе – Скорбященский 10 февраля 1898 года «по случаю уронки сводов и ремонта храма». Последний строительный период, при котором трапезная часть храма подвергалась полной переделке, при которой, вероятно, были надстроены приделы, пришелся на 1910-е годы. Внимательный подход к разработке фасадов новой части здания позволил в полной мере добиться единого характера стилевого решения церкви. В те же годы были проведены последние масштабные работы по выполнению монументальной росписи интерьера в верхнем храме. По сведениям, северный придел этого храма был освящен в честь Василия Великого, южный был посвящен Иоанну Златоусту.

http://sobory.ru/article/?object=13064

Первое упоминание села Глубокое в письменных источниках относится к 1565-1587 годам. В 1830 году имение Глубокое у генерал-майора В.В. Чичагова приобрёл князь Михаил Александрович Дондуков-Корсаков (1794-1869). Он участник Отечественной войны 1812 года, с 1833 г. исполнял должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа. Во время Крымской войны 1855-1856 гг. М.А. Дондуков-Корсаков был назначен начальником подвижного ополчения Псковской губернии, с 1860 г. в отставке. Здесь прошли детские и юношеские годы князя Александра Михайловича Дондукова-Корсакова (1820-1893), генерал-адъютанта, генерала от кавалерии, члена Государственного Совета, участника Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кавалера ордена Святого Андрея Первозванного. С апреля 1878 г. он был Верховным русским комиссаром в Болгарии, проводил работу по налаживанию военного, административного, финансового, судебного управления страной. В Глубоком прошло и детство его сестры Марии Михайловны Дондуковой-Корсаковой (1827-1909). Княжна посвятила себя благотворительности, ею устроена община Святой Марии Магдалины в селе Буриги Порховского уезда, в которой она работала рядовой сестрой милосердия, устраивала школы для крестьянских детей, в здешнем селе Глубокое организовала училище с общежитием для учеников, воспитанники находились на её содержании, а их родители получали материальную помощь. В Петербурге она посещала тюрьмы, вела с женщинами религиозно-нравственные беседы, учила их грамоте. В годы Русско-турецкой войны работала сестрой милосердия в госпитале. В 1865 г. её сестра княжна Софья Михайловна Дондукова-Корсакова вышла замуж за графа Петра Александровича Гейдена (1840-1907). Он и стал последним владельцем имения. С 1890 г. граф поселился в Глубоком. В 1895-1905 гг. Гейден занимал пост президента Вольного экономического общества, был одним из создателей Союза 17 октября и Партии мирного обновления, в 1906 г. граф был избран депутатом I Государственной Думы. П.А. Гейден был похоронен в селе Глубокое возле церкви. В первую годовщину смерти Гейдена почтить его память сюда приезжал Петр Аркадьевич Столыпин, очень ценивший Гейдена. Премьер-министр поклонился памяти графа, возложил цветы на его могилу, присутствовал на поминальном вечере. Дочь Гейдена, графиня Варвара Петровна Волкова, прожила почти 90 лет в эмиграции. Книгу о графе П.А. Гейдене написала Присцилла Рузвельт, внучатая племянница американского президента Рузвельта. Деревянный усадебный дом в 30 комнат строился с 1830-х годов, был построен в 1870-1880 гг. После революции здесь устроили приют для сирот, в 1929 г. дом сгорел. Комсомольцы разбили саркофаг, надругались над прахом П.А. Гейдена. От имения сейчас еще сохраняются хозяйственные постройки, дом для прислуги.

http://sobory.ru/article/?object=07664

Булдыга. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Булдыга (Булдыгино, Архангельское), с., до революции Краснослободский уезд, Пензенской губернии. Население русское. Село было основано в конце XVII века солдатами Троицкого острога, переселившимся на нарезанные за восточные походы земли. В 1700 году солдаты-новопоселенцы подали челобитную о строительстве храма. Деревянная церковь, освященная во имя Архистратига Михаила, была возведена в том же году. В течение XVIII века храм неоднократно обновлялся и перестраивался. После войны 1812 года прихожане решили построить новую церковь, каменную. Этот храм был готов к 1817 году, тогда же освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1834 году был освящен теплый придел во имя Архистратига Михаила. Храм являлся ярким примером русского классицизма. Приход насчитывал около 1500 душ (вместе с д. Матвеевка и Байметовка). В 1890-х годах в Булдыге открыта церковно-приходская школа, а в д. Матвеевка – школа грамоты. В советское время храм был реквизирован, приспособлен под хозяйственные нужды и разорен. Приход не восстановлен из-за исчезновения села. http://geo13.ru/reestr/object/267 Храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. Архангела Михаила каменный, построен в 1817 г. В пользу церкви капитала 1425 руб., в пользу церкви и причта капитала 475 руб. Причта положено: священник и псаломщик. Земли пахотной и сенокосной 32 дес. Жалование священнику 90 руб., псаломщику 36 руб., братского дохода 258 руб. Дом для священника общественный. Прихожан муж. пола 714 душ, жен. пола 751 душа. Приход состоит из села и деревень: Матвеевки и Байметевки. В селе имеется церковно-приходская школа, а в дер. Матвеевке школа грамоты. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В Булдыге была церковь Михаила Архангела до её закрытия в коллективизацию, а Покровская упоминается в метриках, по крайней мере, до 1914 г. Координаты: 54.30095, 43.54955 Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12785

Витебск. Домовая церковь Димитрия Ростовского при бывшем Витебском мужском духовном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Ростовского Год постройки:Между 1890 и 1892. Архитектор:А.Н. Климетьев Адрес: Беларусь, Витебская обл., г. Витебск, ул. Чехова, д. 11 Координаты: 55.203169, 30.205148 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Здание представляет собой яркий пример неоклассицизма: треугольные фронтоны, полукруглые и прямоугольные окна, пилястры исполнены в дорическом ордере, при этом отсутствует характерная для стиля ампир помпезность. Проект создавался в период наиболее широкого распространения неоклассических течений в Российской Империи. Открытие Витебского Духовного Училища состоялось 12 ноября 1810 года согласно Высочайшему повелению императора Александра I об открытии уездных и приходских Духовных Училищ. Устройство училища было возложено на Могилевскую Духовную Семинарию, от которой училище находилось в непосредственной зависимости. С 1856 года училище было прикреплено к Полоцкой Духовной Семинарии (с 1872г. переименованной в Витебскую), переведенную в город Витебск. Первое временное месторасположение училища было в казенном доме местного духовного правления (ныне в этом здании располагается Станкоинструментальный техникум). В 1812 году при захвате города французскими войсками училище было разграблено и закрыто. Возобновило работу с мая 1813 года. За период с 1810 по 1821 года училище пять раз меняло свое месторасположение. Воспитанники училища за неимением домовой церкви посещали приходские храмы, в которых несли клиросное послушание и исполняли церковные обязанности. В 1892 году училище въезжает в новое здание, расположенное в так называемом Боруновом саду, на пересечении улицы Офицерской и Ветреной (ныне Суворова и Чехова). В наше время в здании располагаются факультеты Витебского Государственного университета. При училище кроме учебных помещений были: домовая церковь в честь святителя Димитрия Ростовского, общежитие на 80 человек, квартиры для начальствующих лиц. В 1918 году училище и семинария были закрыты. http://vitebskseminary.org/history.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=41463

Коповка. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:не позже 1900. Адрес: Россия, Пензенская область, Вадинский район, село Коповка Координаты: 53.560964, 43.14673 Проезд:От г.Пенза на маршрутном или рейсовом автобусе до с.Рахмановка (далее порядка 7 км на попутном транспорте) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая деревянная Богоявленская церковь, с приделом во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, была построена и освящена в 1756 г. В 1812 г. открыт второй штат. 6 июня 1835 г. церковь вместе с селом сгорела, сохранились лишь царские двери и резные изображения распятия Спасителя и двух ангелов. Вместо нее была вначале поставлена часовня, а в 1839 г. другой деревянный храм, главный престол которого был освящен в 1846 г., а придельные (во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Трех Святителей) – в 1840 и 1842 гг. Трапезная этого храма со временем была расширена боковыми пристройками и за счет соединения ее с отдельно стоящей колокольней. В 1846 г. второй штат был закрыт, а в 1860 г. вновь открыт. В 1842 г. священником был рукоположен окончивший ПДС Михаил Никитич Львов, неоднократно получавший за заботу о храме признательность епархиального начальства, выбывший в 1867 г. на протоиерейское место в Мокшан. С 1875 по 1887 г. священником служил Илья Петрович Богоявленский, который отличался любовью к благолепию храма. В 1866 г. в память о спасении государя императора от руки злодея прихожане сделали пожертвование в храм, на которое приобретены облачения для священника и диакона стоимостью 105 руб. 50 коп., покрашены стены внутри церкви и написана наровчатским мещанином икона св. блгв. кн. Александра Невского за 350 руб. Проект на постройку каменного храма утвержден 11 марта 1885 г. (по образцу одного из пензенских Он строился с 1 октября 1885 по 1900 г. на средства прихожан и других благотворителей и тщанием священника Николая Алексеевича Чукаловского, перемещенного к сему храму в 1890 г. из с. Оброчного Краснослободского у. и в 1907 г. назначенного протоиереем в Мокшан. На сооружение храма пошло более 60 тыс. руб. Главный его престол освящен 10 октября 1904 г., боковые – 18 сентября 1906 г. Резной позолоченный иконостас для главного алтаря выполнил пензенский мастер Андреев за 14, 5 тыс. руб., иконы для него писались в Москве и Пензе. Вокруг церкви на каменном фундаменте была устроена железная ограда “с чугунными столбами и орнаментами”. Старая деревянная церковь была продана в с. Ключи того же уезда. Почитаемые иконы Божией Матери: “Скоропослушница” с Афона, “Знамение” и “Всех скорбящих Радость” из Понетаевского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02578

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010