Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание М. М. Тучкова. Портрет. 1820–1826 гг. (Музей-заповедник «Бородинское поле») (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 2.01. 1780, Москва - 29.04.1852, Бородинский мон-рь), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря . Старшая дочь в большой семье подполковника в отставке Михаила Петровича Нарышкина (1753-1825) и его супруги Варвары Алексеевны, урожд. кнж. Волконской (1760-1827). В 1798 г. была выдана замуж за отставного прапорщика лейб-гвардии Измайловского полка Павла Михайловича Ласунского (1777-1829). Брак продлился лишь неск. месяцев и в 1804 г. по причине неверности супруга был расторгнут. В 1805 г. вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова (Тучков 4-й; род. 7 марта 1777, с 1808 генерал-майор), младшего сына ген.-поручика, действительного тайного советника А. В. Тучкова (1729-1799). В браке с Тучковым родилось трое сыновей: в 1806 г.- мертвый младенец, в 1808 г.- Михаил ( 1809 или 1810), в 1811 г.- Николай ( 1826). После окончания военных действий на территории Финляндии (русско-швед. война, 1808-1809) Тучковой было Высочайше позволено отправиться к мужу, с которым она не виделась «другой уже год» (РГВИА. Ф. 26. Оп. 1/52. Д. 432. Л. 146; Семенищева. 2012. С. 83-84). Весной 1809 г. Тучкова приехала в г. Або (ныне Турку, Финляндия), где квартировался Ревельский мушкетерский полк, шефом к-рого являлся ее супруг. С этого времени и до начала Отечественной войны 1812 г. она не расставалась с мужем. За год до начала войны, «в дни счастья», она получила откровение. ««Ton sort finira a Borodino» (Твоя судьба будет кончена в Бородине),- раздалось в душе... томило... до события ужасного»,- сообщала она в 1828 г. в письме митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) . 1 сент. 1812 г. Тучкова узнала о героической гибели супруга в сражении под Бородином (26 авг. 1812). В кон. окт. 1812 г., после оставления неприятелем Московской губ., она в сопровождении казначея Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря иером. Иоасафа приехала на Бородинское поле, чтобы найти тело мужа. Поиски оказались безрезультатными, но по просьбе Тучковой иеромонах творил над павшими заупокойные молитвы.

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Оренбург. Церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1809. Год утраты:приблизительно 1941 (снесена) Адрес: г.Оренбург, Советская улица, 29. Координаты: 51.76481, 55.098815 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Утраченная церковь Петра и Павла в Оренбурге Через двадцать лет после основания Оренбурга в городе насчитывалось около десяти церквей благодаря заботам его первого губернатора И. И. Неплюева. К числу первых храмов города относилась и церковь во имя апостолов Петра и Павла, построенная по ходатайству Неплюева для крепостного гарнизона «за переведением сюда из Уфы баталиона Нижегородского полку» по благословению епископа Казанского и Свияжского Луки. Началось строительство церкви в 1757 году, в 1760-м состоялось освящение. Каменный храм со сводами изящной архитектуры считался одним из лучших в городе после Преображенского и Введенского соборов. В большой пожар 1786 года здание церкви сильно обгорело и долгое время стояло в развалинах. Его хотели разобрать полностью, но этому воспрепятствовал военный губернатор Григорий Семёнович Волконский. В 1804 году он сделал представление императору Александру I о необходимости восстановления военной церкви, поскольку в городе постоянно квартировали полки. Просьба Волконского была удовлетворена, из казны была отпущена особая сумма, на которую губернатор не только восстановил церковь, но и пристроил к ней каменный Крестовоздвиженский придел одноимённой сгоревшей деревянной церкви. Сюда перенесли всю церковную утварь Крестовоздвиженской церкви, хранящуюся во Введенском соборе. В 1809 году храм вновь освятили. В следующем году по распоряжению губернатора к приходу церкви приписали весь военный и чиновничий люд города, а 1831 году и Неплюевский кадетский корпус, который до 1852 года не имел собственной учебной церкви. Вновь освящённый храм отличался большим стеклянным входным коридором. Со всех сторон церковь опоясывала ограда, внутри которой находилась могила оренбургского военного губернатора Павла Петровича Сухтелена, внезапно скончавшегося в 1833 году.

http://sobory.ru/article/?object=37160

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ IV (1816, сел. Надж-Абу-Закали близ Ахмима, совр. мухафаза Сохаг, В. Египет - 18.01.1861, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 5 июня 1854), реформатор, способствовавший просвещению копт. общины и церковному возрождению. Род. в крестьянской семье, в миру носил имя Давуд Тумас Башут. В возрасте 22 лет стал послушником Антония Великого мон-ря , в следующем году принял там постриг с сохранением имени. Уже через 2 года был игуменом мон-ря и вскоре основал школу для обучения монахов близ г. Бени-Суэйф. Просветительская и подвижническая деятельность молодого игумена привлекла внимание патриарха Петра (Бутроса) VII аль-Джавили (1809-1852). В 1851 г. он делегировал игум. Давуда (по нек-рым сведениям, рукоположив его во епископа - Порфирий (Успенский). 1901. С. 342-343) для улаживания догматических споров в Эфиопской Церкви , к-рая тогда подчинялась копт. Александрийскому патриарху, но миссия не увенчалась успехом. Вернувшись в Каир в июле 1852 г., после смерти патриарха, Давуд вопреки воле усопшего не был сразу избран его преемником. Распространился слух, что в Эфиопии игумен был вовлечен в заговор против егип. правительства. Группа копт. духовных и светских лидеров, поддерживавших др. претендента на Патриарший престол - епископа Ахмимского, собралась ночью в церкви для интронизации своего кандидата, но была разогнана сторонниками Давуда. В качестве компромисса 19 апр. 1853 г. было решено назначить последнего на нововведенную должность митрополита Каирского. Лишь более года спустя, доказав свою лояльность к властям и способность стать духовным главой общины, Давуд занял Патриаршую кафедру с именем Кирилл IV. В копт. традиции К. именуется «отцом реформ»: его недолгое Патриаршество дало импульс к «пробуждению» Коптской Церкви для религиозно-богословской и общественно-политической деятельности. Считая своей главной задачей просвещение общины, основное внимание новый патриарх уделял вопросам образования. В 1855 г. были открыты 1-я школа при копт. Патриархии и 1-я в Египте школа для девочек (в Каире); всего за годы предстоятельства К. начали работать порядка 12 учебных заведений. Патриарх регулярно посещал основанные им школы, следил за обучением детей и даже лично проводил занятия. В школах помимо религ. дисциплин преподавали арифметику, географию и др. науки, араб., копт., тур., франц., итал. и англ. языки. По распоряжению К. в мон-ре св. Антония была основана копт. типография.

http://pravenc.ru/text/1840421.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Душа пророческая… К 215-летию Николая Гоголя Алла Новикова-Строганова   01:08 02.04.2024 166 Время на чтение 12 минут Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) – величайший писатель-христианин, ставший классиком русской и мировой литературы. Уроженец Миргородского уезда Полтавской губернии, Гоголь во многих своих произведениях воспроизводил дорогой его сердцу, особый малороссийский колорит: « Вишнёвые низенькие садики, и подсолнеч над плетнями и рвами, и соломенный навес чисто вымазанной хаты, и миловидное, красным обводом окружённое окошко. Ты древний корень Руси, где сердечней чувство и нежней славянская природа» . Писателю хотелось « обнять обе половины русского народа, северн и южн , сокровище их духа и характера» (7, 387).

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/01/...

А.Н. Надеждин Должностные лица Ректоры 1) Феогност Лебедев (тверск. сем.), магистр спб. академии 1827 г., бакалавр моск. акад. сначала по церк. словесности, потом по нравственному богословию; пострижен в монашество в 1832 г. а в 1833 г. определен ректором вологодской сем. с настоятельством в Толгском ярославском монастыре. В июне 1841 г. перемещен в спб. семинарию. В сент. 1842 г. уволен, по прошению, от профессорства и оставлен только ректором, на полном ректорском окладе, с поручением его особому надзору богословского класса, и чтоб удобнее мог иметь «бдительный надзор за семинарией и подведомственными ей низшими училищами». Бывши членом конференции спб. академии, с янв. 1842 г. состоял членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии наук. В мае 1848 г. посвящен в епископа острогожского, викария воронежской епархии. В 1852 г. епископ вологодский, в 1856 г. тобольский. Скончался архиепископом псковским в 1869 г. 2) Христофор Эммаусский (твер. сем.), кандидат спб. акад. 1819 г., был учителем в киевской и орловской семинариях, затем приходским священником орл. епархии. Овдовев в звании протоиерея, принял монашество в 1833 г., был настоятелем Троицкого Оптина монастыря и вскоре Комиссией дух. уч. назначен в ректоры волынской сем. с настоятельством в Загаецком Иоанна Милостивого заштатном монастыре. В 1848 г. был вызван в Спб. на должность чередного архимандрита и в июне определен ректором спб. семинарии, получив в 1849 г. в управление Новоторжский Борисоглебский монастырь. В том же году ездил ревизором в новгородскую семинарию. С 1850 г. епископ ревельский, викарий спб. епархии. В 1856 г. епископ вологодский, а в 1860 г. – вятский, но в том же году, по прошению, уволен в Спасо-Суморин монастырь, с управлением им. † 1872 г. 3) Иоанникий Горский (яросл. сем.), магистр спб. акад. 1837 г., профессор нижег. сем., инспектор и профессор богословия в киевской семин., потом академии, исправлял должность ректора киевской акад. и в 1846 г. сделан ректором ярославской сем. и архимандритом второклассного монастыря. В апр. 1850 г. перемещен в спб. сем. В янв. 1855 г. викарий старорусский, в 1856 г. епископ саратовский, в 1860 г. архиепископ варшавский; скончался херсонским архиепископом в 1877 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вааса. Церковь Николая Чудотворца. Pyhän Nikolauksen kirkko Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь св. Николая Чудотворца в г. Вааса (Ваза) - главный храм Ваасавского православного прихода, входящего в Оулусскую епархию. После присоединения Финляндии к России в старинном шведском роде Ваза, основанном в 1606 г. , был расквартирован русский гарнизон. Сюда приехали из России маркитанты, чиновники, ремесленники, купцы. Одними из первых прибыли купцы: Иван Лисицын, Артемий Семенов, Михаил Грачев и Василий и Григорий Смирновы, благодаря деятельности которых в городе позже был возведен православный храм. Иван Лисицын прибыл в город 1809 г. В 1820-1830-е гг. он разбогател и сделался крупным жертвователем и благотворителем. В 1842 г. купец создал фонд своего имени, в который внес 11500 финских марок. Первая попытка Лисицына получить разрешение на постройку в Вазе церкви оказалась безрезультатной - прошение было отклонено из-за малого числа православных. В 1822 г. купец подал новое прошение, подписанное также Артемием Семеновым и Михаилом Грачевым. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим поддержал просьбу, но она застряла в инстанциях. Все же в Вазу был назначен «при батальонах» военный священник, которому предписывалось «окормлять также гражданское население». В 1845 г. Лисицын вновь возбудил ходатайство. К этому времени количество православного населения увеличилось, богатство купечества -тоже, и на строительство русской церкви купец был готов пожертвовать крупную сумму. Выборгский губернатор поддержал прошение, архитектор Э.Б. Лорман, интендант Управления публичных зданий, составил проект, 28 февраля 1852 Высочайше одобренный. 3 августа того же года в Вазе произошел большой пожар. В считанные минуты пламя охватило деревянный город, и он сгорел дотла: отстоять удалось только несколько частных домов, ратушу и здание где размещалась скромная полковая православная церковь. Его спасли солдаты, которые непрерывно поливали стены водой. Главный город губернии было решено выстроить заново, ближе к морю, и переименовать в честь Императора Николая I в Николайштадт. В 1855 г. Государь утвердил план нового города, который находится на высоком полуострове и является одним из самых живописных городов в Финляндии. Губернский архитектор К. А. Сеттерберг, автор плана города и лучших его зданий, разработал чертежи православной церкви, которые 27 августа 1858 г. получили одобрение Синода, поскольку православные «между городами Або и Торнео лишены всяких средств к соблюдению обрядов своей религии». Средства на постройку были к этому времени уже собраны: Лисицын пожертвовал 3 000 руб. серебром, из строительного капитала Духовного ведомства поступило 10 200 руб., казна выделила 6 000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=16639

Закрыть itemscope itemtype="" > Гоголевская Русь 202 года назад родился Николай Васильевич Гоголь 31.03.2011 999 Время на чтение 10 минут К 202-й годовщине со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (19 марта (1 апреля) 1809 - 21 февраля (6 марта) 1852) н иже мы впервые переиздаем одну из статей (в сокращении) известного публициста, писателя, общественного деятеля Сергея Федоровича Шарапова (1855-1911). Публикацию, специально для Русской Народной Линии ( по изданию: Ухабы// Сочинения Сергея Шарапова. - Т. 5. - Вып. 16. - М.: Типо-литогр. А. В. Васильева и К°, 1902.- С. 69-84) подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Дмитриевич Каплин. Общее название дано составителем. + + + Гоголевский барин. Чиновники. В чем выразилось безсилие Гоголя? Бюрократизм и местная жизнь. Люди или рамки? О помещичьих типах Гоголя я говорить много не буду. Ведь это все живые люди, наши добрые знакомцы, образы коих известны и памятны нам в мельчайших подробностях. Нет мало-мальски образованного человека, который не прочел бы Гоголя, да не раз и не два. Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Хлобуев, Петух стали давно нарицательными. Их образы вечно перед нами, на них воспиталось уже несколько поколений. Вообразите же себе мысленно всех этих людей в со­вокупности, т.е. всю тогдашнюю сельско-дворянскую Русь, возьмите ее даже в том комическом освещении, которое дал Гоголь, откинув все возвышенное, все благородное и глубо­кое, что, несомненно, было и в этих людях, и скажите: что это был за слой, какие его главные характерные черты, как общественного класса? Я думаю, ответ затруднения не представит. Это были прежде всего люди невозмутимо-добродушные в подавляющем большинстве. Они жили в свое удовольствие, исполняя свою несложную миссию обезпеченных и безплатных полицеймейстеров над народом попетровского периода русской истории. Из них пополнялись ряды государственной и местной службы, отсюда же выходили деятели науки, литературы, искусств.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/01/...

Любань. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Самое ранее исторические упоминания о Любани относятся к 1566 г. Первое точное сведение о православной церкви местечка Любань датируется 1707 г. – это список военных податей, которые платил Сильвестр Горват за духовенство во время войны со шведами. Этот документ позволяет предполагать, что в XVI веке в местечке Любань уже существовала православная церковь. В списке священников, который датируется 1746 г., встречается фамилия настоятеля Любанской православной церкви Шпилевского. В 1748 г. предстоятельница черниговская Раина Горват завещала Любанской церкви часть имущества. Из фондов Национального исторического архива Республики Беларусь известны некоторые данные о священнослужителях и деятельности церкви в м. Любань на протяжении конца XVIII и середины XIX веков. С 1783 по 1797 г. настоятелем Любанской церкви был священник Евстафий Загородский. 09.07.1793 г. согласно Указу к церкви м. Любань был рукоположен вторым священником Иоанн Когодовский. После смерти священника Иоанна Когодовского настоятелем церкви м. Любань был назначен священник Иаков Андриевский. И уже через месяц в описях появилась информация о том, что 13.04.1809 г. крыша церкви была перекрыта гонтой, а купола жестью. С 1852 г. настоятелем храма м. Любань был назначен священник Константин Василевский. В 1863 г. ходатайствами священника Константина Василевского и прихожан к Высокопреосвященному Михаилу архиепископу Минскому и Бобруйскому было дано благословение на разборку ветхой деревянной церкви и строительство на каменном фундаменте новой деревянной 5-купольной церкви. В связи с этим 16.05.1863 г. была разобрана старая церковь. Минское губернское церковно-строительное присутствие с разрешения Его Превосходительства губернатора Минской губернии генерал-майора Шелгунова выделило на постройку церкви в м. Любань 7 тысяч рублей. 22.08.1863 г. приходским советом, Житинским благочинным священником Онуфрием Лялевским и настоятелем Спасо-Преображенской церкви м.

http://sobory.ru/article/?object=35278

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Гоголь. Портрет. Худож. Ф. А. Моллер. 1841 г. (ГТГ) Николай Васильевич (20.03.1809, мест. Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ.- 21.02.1852, Москва), писатель. Прадед Г. был священником, дед окончил Киевские ДС и ДА, отец, Василий Афанасиевич Гоголь-Яновский, учился в Полтавской ДС. Его женитьбе на Марии Ивановне Косяровской предшествовал сон, увиденный во время паломнической поездки к чудотворному образу Ахтырской иконы Божией Матери . Во сне буд. невеста еще ребенком, «не имеющим году», была указана ему Царицей Небесной. Василий Афанасиевич узнал невесту при случайной встрече, стал «следить за ней во все возрасты ее детства» и после повторного, спустя 13 лет, похожего сна сделал предложение (М. И. Гоголь - С. Т. Аксакову от 3 апр. 1856//Современник. 1913. Кн. 4. С. 252). Ожидая 3-го ребенка (первые род. мертвыми), Мария Ивановна дала обет при рождении сына назвать его Николаем в честь чудотворного образа Николая Мирликийского (Диканьского). Мальчик был крещен в Спасо-Преображенской ц. в Сорочинцах. В религ. воспитании Г. большую роль сыграла набожная, даже отчасти экзальтированная («впечатлительная») мать, по собственному признанию «предчувствовавшая несчастия, верившая снам» ( Гоголь М. И. Записки// Шенрок В. И. Мат-лы для биографии Н. В. Гоголя. М., 1892. Т. 1. С. 53), усердная паломница по окрестным мон-рям и св. местам. Впосл. в письме от 10 нояб. 1835 г. Г. просил ее «не предаваться мечтательности» и суевериям: «Истинный и добрый христианин никогда не бывает суеверен». В письме к матери от 2 окт. 1833 г. Г., вспоминая о детстве, упомянул о собственном равнодушии к церковной службе («глядел бесстрастными глазами»), но добавил: «Я просил вас рассказать мне о страшном суде, и вы мне ребенку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». В доме в Васильевке (Яновщине), имении Гоголей, на столе всегда лежало Евангелие; любимым чтением матери, сестер и бабушки Татьяны Семеновны, также отличавшейся религиозностью, были Четьи-Минеи в старинных кожаных переплетах. Здесь же стоял обитый железом сундук, в к-рый складывали деньги, предназначенные для устройства храма. По воспоминаниям В. И. Любича-Романовича, школьного товарища Г., религиозность отличала того «еще с детского возраста, когда он воспитывался у себя на родном хуторе в Миргородском у. и был окружен людьми богобоязливыми и вполне религиозными». Впосл., когда писатель «готов был заменить свою светскую жизнь монастырем», он лишь вернулся к «первоначальному» настроению ( Глебов С. И. Воспоминания о Гоголе//РС. 1910. 1. С. 73-74).

http://pravenc.ru/text/165221.html

Предисловие Не смотря на свое давнее, почти пятисотлетнее существование. Угрешская обитель не имела до сих пор подробного исторического описания. Были краткие очерки помещенные в различных сборниках; так 1) В Географическом Словаре Российского Государства Максимовича и Щекатова. Изд. 2-е. 7 частей. Москва. 1801–1809. 4°. 2) В Истории Российской Иерархии. Амвросия. Префекта Новгородской Семинарии. 6 ч. 1807–1815 г. Моск. 8°. 3) В Описании Монастырей в Российской Империи находящихся, (имело 8 изданий: 1-е 1812 г. 158 и X стр. 8-е издание – 1834 и 80 стр. 8°). Это описание было приложено к Новому Полному месяцеслову. 4) В Полном Собрании Исторических сведений о всех в древности бывших и ныне существующих Монастырях и примечательных церквах в России. А. Ратшина. 1852. Москва. 8°, и наконец 5) В Воспоминаниях о Угреше, соч. Я. Горицкого. 1867. изд. 2-е. Москва, 8° 60 стр. (в продаже более уже нет). Но все приведенные описания, не исключая и последнего были кратки, неполны и не обнимали всей истории Угрешской Обители; между тем, с ежегодно возрастающим числом богомольцев, увеличивались и требования Исторического Описания Угрешского монастыря, почему два года тому назад приступлено было к собиранию письменных и печатных источников для истории нашей обители. Предлагаемый ныне Исторический Очерк есть ни как не более как опыт очерка, на скоро составленный одним из братий обители, и издаваемый, как Путеводитель по Угреше для посетителей-богомольцев, желающих иметь подробное описание монастыря и замечательных событий из его истории с древнейшего времени. Много еще осталось материалов, собранных и не разработанных, вероятно найдутся и еще новые, и ежели время не положит преграды трудящимся, можно надеяться, что при помощи Бога споспешествующего – Угрешская Обитель издаст второе, более подробное описание своей истории, к тому времени когда исполнится пятьсот лет от ее основания. Один из меньшей Угрешской братии: Димитрий. 1871 г. Октября 1 дня. Угреша. Глава первая. Общий обзор истории монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010