Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru К.П. Брюллов. Автопортрет. 1848 г. (ГТГ) Карл Павлович Брюллов ( 1799 - 1852 ), русский живописец, соединивший в своем творчестве профессионализм академической школы живописи с жизненной достоверностью. Родился 12 декабря 1799 в Санкт-Петербурге . Потомок выходцев из Франции. Первые уроки получил у своего отца, живописца Павла Ивановича Брюлло. Протестант (до 1822 года - масон ). В 1809 - 1821 годах учился в Императорской Академии Художеств у А.И. Иванова, А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. В 1821 году за дипломную работу " Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского " (ГРМ) получил большую золотую медаль и диплом 1-й степени. В 1822 - 1835 годах - пенсионер Общества поощрения художников в Италии. Живя в Риме , писал картины на мифологические и литературные сюжеты и бытовые сцены из итальянской жизни. В 1836 - 1849 годах преподавал в Императорской Академии Художеств, с 1846 года - профессор 1-й степени. Из учеников Брюллова получили известность: жанрист П.А. Федотов, Ф.А. Моллер, Я.Ф. Капков и Т.Г. Шевченко; способствовал освобождению последнего от крепостной зависимости. С 1849 года жил на острове Мадейра, с весны 1850 года - в Италии . Скончался 11 июня 1852 года в местечке Манциана, близ Рима. Творчество Жанровая, историческая, портретная живопись К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ) Картина " Итальянское утро " , написанная Брюлловым в 1823 году, послужила началом его жанровых композиций . В картине " Итальянский полдень " (1827, ГТГ; Кат. ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 85) художник в несложном бытовом сюжете сумел воплотить свои взгляды на задачи искусства. Содержание прекрасного он видит в полноте жизненных, ощущений, в непосредственности человеческих эмоций, в радостном приятии мира. Брюллов отважился нарушить границы старых эстетических законов и стал искать изящное в простом и повседневном.

http://drevo-info.ru/articles/24695.html

Из наставников – Михайлов в 1848 г. рассматривал (с проф. Карповым) физику проф. Ростиславова; в 1849 г. руководства проф. Больцмана по алгебре и геометрии, одобрил их, хотя для семинарии признал не подходящими, но для гимназий; свидетельствовал физические инструменты для семинарий архангельской, вятской, оренбургской, кишиневской, для казанской академии, В 1851 г. назначен наблюдателем за укупоркой в магазине геодезических инструментов для семинарий, должен был так же и свидетельствовать их. В том же году разбирал проект преосв. Гавриила тв. об ограничении курса матем. наук практической геометрией с архитектурою (см. выше, стр. 386). По предписанию акад. правления в 1852 г. корректировал вновь изданные – алгебру Себржинского и геометрию Райковского; рассматривал пасхалию Н. Ф. с отзывом о ней тверской семинарии. Но на предложение начальства (1852 г.) составить арифметику для дух. училищ дал отказ, но «многосложности обязанностей» и в том же году был командирован, по вызову Дух. уч. управления, для рассмотрения планов (по практической геометрии), присланных из разных семинарий, (вместе с Красносельским). – Успенский, с разрешения высшего. начальства, ездил в 1842 г. в Финляндию, с обязательством представить «о последствиях сделанных им наблюдений относительно преподаваемого им финского языка», а также и сделанные им переводы на финский. Представил, что для воспитанников семинарии более нужно знание наречия финско-корельского, нежели тавастляндского, так как православные финны говорят этим наречием, кроме немногих исключений. Такое заявление, по определению акад. правления, нуждалось в засвидетельствовании ученых Гельсингфорсского университета. Тогда же Успенский заявлял и относительно предпринятого им, по поручению начальства, издания финско-корельского словаря, что входил в сношения с финскими учеными, особенно Готлюндом, обещавшим ему содействие, – но ждет выхода в свет словаря Ленрота. По справке чрез академию наук оказалось, что Ленроту еще нужно по крайней мере пять лет, чтобы довести свой труд до окончания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наша гласность и её проявления//Православный собеседник. Казань. 1865, ч. 1. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб., 1871 и в//Христианское чтение. СПб., 1865, 2, 1866, 1. 2. Эммануил Сведенборг и его вероучение//Христианское чтение. СПб., 1866, 1. Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека//Христианское чтение. СПб., 1866, ч. 2. Христианское воззрение на брак и современные толки о семейном и общественном положении женщины//Христианское чтение. СПб., 1867, ч. 2. Задача нравственного богословия, как науки//Христианское чтение. СПб., 1868, ч. 1. Религии древнего мира и их отношение к христианству: Историческое исследование: в 3 т. СПб., 1872, 1875 и 1878//Христианское чтение, СПб., 1872. 1–3. Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на Божество в древних языческих религиях (выдержки из III тома предыдущего исследования)//Христианское чтение, – СПб., 1876, ч. 2. Переводы: О крещальнях в древней христианской церкви//Православный собеседник. Казань. 1852. Различные пути обращения из язычества к христианству в первые века//Православный собеседник. Казань. 1852. Литература: Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период её существования (1842–1870): в 3 т. Казань. 1891–1892, т. 2, стр. 255–265. Смирнов С. , протоиерей. История Московской Духовной Академии до её преобразования. 1814–1870. М. 1879, стр. 243, 448, 449 и др. Снежницкий А., диакон. Адрес-календарь Нижегородской епархии. Н. Новгород, 1888, стр. 170–172. Языков Д.Д. Русские писатели, умершие в 1883 году//Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. СПб., 1885–1912. Чисгович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858–1888 годы. СПб., 1889, стр. 23, 29, 42–45. Надеждин А.Н. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства (1809–1884). СПб., 1885, стр. 565. Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869. СПб., 1907, стр. XXI.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ученость, просвещение последних, с древних времен и даже по ныне гораздо ниже, сравнительно с народным образованием у братьев западных. Только с недавнего времени начинается поворот в пользу китайских христиан благоприятный. б) Предлагаем перечень главных сочинений, с именами авторов и означением заглавий, и времени, когда кто жил в Пекине, и чем себя ознаменовал. Все сочинения изданы на русском языке, только немногие на иностранных европейских. «Отчеты Императорской Российской Миссии в Пекине, касающиеся нравов, учреждений, общественного развития, религии и проч., в Китае» за последние 20 лет, были переведены на немецкий язык и публикованы в Берлине в 2 томах 1858 г.; с немецкого переведены они и на английский. Помещаем еще и сведения об ученых трудах русских, изданных на русском языке в IV томах, 1852, 1853, 1857, 1866 гг. 1. А. Леонтьев, драгоман Рус. Дух. Мис. (1745–55 г.). Его труды: Китайское уложение, пер. с маньчжурского 1778 г. 2 т.; Несторианская таблица VII в. перев. с кит.; Четырекнижие Конфуцзы, с комментариями, 1780 г., перев. с китайского; Географическое пособие к изучению Китая 1778 г.; Происхождение настоящих маньчжур, 16 книг; Перевод Законов (statutary Rules) Ли-фан-юань; Законы (laws) Китайской империи 1801 г. 3 т. 2. Софроний, архимандрит (1794–1808 г.); Дневник жизни в Пекине и разного рода очерки Пекина. 3. Липовцов, студент, (1794–1808 г.); Перевод главных постановлений Ли-фан-юань; Перевод Н. Завета на маньчжурский язык, одобренный в СПБ-ге и изданный на счет Британского иностранного Библейского Общества. 4. Иакинф Бичурин, архимандрит (1809–21 г.). Его труды: Китайская грамматика 1835 г.; о Китайском земледелии, 1842 г. 4 т.; Общественная жизнь китайцев, 1848 г., 4 т.; Статистическое описание Китая, 2 т., 1842 г.; Народы центральной Азии, 2 т. 1852 г., с картой; Описание Монголии, 1828 г., (перев. на нем.); Описание Тибета, 1828 г., (перев. на франц.); История Тибета и Кукенора, 2 т. 1833 г.; Описание восточного Туркестана и Чжунгарии, 2 т. 1829 г.; Описание Пекина и его окрестностей по кит. источникам (переведено на языки фран. и нем. с отличною картою столицы); «Сань-цзин» перев. с кит. класс. книги, с примечаниями. 5. Даниил, иеромонах, потом архимандрит (1820–1830 г.): перевел с китайского «Сы-шу», «Шу-цзин», «Чун-цзы»; выдержки из «Ши-ши»; и «Китайские корни языка» (хран. в пек. библиотеке).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Относительно пенсий последовал новый указ, Высочайше утвержденный 6 ноября 1852 года. Назначено только два срока: 20 лет – для половинной пенсии и 25 для полной, вдове положена половинная пенсия; сверх жалованья не дозволено производить пенсии; но для чиновников, приобретших право на пенсию до 1853 г., оставлено старое положение. (См. стр. 202). В 1858 г. правила о сокращенных, сроках на пенсии, существующие по минист. народн. просвещения, распространены и на служащих в дух. -учебных заведениях 349 . В петербургской семинарии выслужили полную пенсию, в размер годового оклада (429 р.) – Михайлов (1853 г.), Боголюбов (1859 г.) и Савваитов (1S62 г.), но последний ее не получал, оставаясь на государственной службе. Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Общая сумма на семинарию, назначенная на 1841-й год по смете, утвержденной св. Синодом, равнялась 16561 р. 30 к. с. (с добавочными на 4-х сверхштатных преподавателей). Затем сумма эта увеличилась. В 1843 г. она простиралась до 21133 р. – на жалованье служащим: 4947 р. 80 к., на содержание дома и хозяйства 7172 р. 50 к., на больницу 214 р. 20 к., библиотеку 142 р. 80 к., канцелярию 85 р. 70 к., на 100 казенных воспитанников 8570 руб. С половины же 40-х годов особенно увеличиваются сверхштатные назначения, в виду приглашения новых преподавателей со стороны и увеличения числа воспитанников, получавших пособия на содержание из дух. учебного капитала, так что сверхштата высылалось на семинарию до 8000 р. с, не считая классных окладов, которые получались также на различное число лиц посторонних, в 1842 г. напр. на 31, в 1851 г. – 69, 1852 г. – 78, а в 1861 г, на 82 магистров и 50 кандидатов. В 1854 г. по смете утвержденной св. Синодом, было ассигновано на семинарию, считая с классными окладами, – 35308 р. 58 к., а с училищами (на которые семинария также получала деньги) – 55337 р. 93 к. и по дополнительной смете 888 р. 85 коп. В 1860 г. всего было ассигновано уже 70142 р. 29 к., в том числе на семинарию штатных по прежнему 21133 р. и сверхштатных: на наставников 5862 р. 8 к. и на воспитанников (иноепархиальных, иностранцев и пр.) 1828 р. 47 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кине Эдгар (1803–1875) – французский политический деятель, историк. В 1841–1846 гг. профессор Коллеж де Франс, уволен за борьбу против иезуитов. Активный участник революции 1848 г., член Учредительного и Законодательного собраний. После переворота Наполеона III в эмиграции до 1870 г. Автор трудов о Великой французской революции и др. Ленорман Шарль (1802–1859) – французский археолог, профессор Коллеж де Франс. Мишле Жюль (1798–1874) – французский историк, член Академии моральных и политических наук с 1838 г. С 1827 г. профессор Высшей нормальной школы, с 1838 г. – Коллеж де Франс. В период Июльской монархии борец против католицизма, кумир радикального студенчества. В 1852 г. лишен кафедры и должности заведующего исторической секцией Национального архива, которую занимал с 1831 г., за отказ присягнуть Наполеону III. Автор трудов по истории Франции и Французской революции. Руаль-Рошетт Дезире (1790–1854) – французский археолог, секретарь Парижской Академии художеств. Симон Жюль Франсуа Сюисс (1814–1896) – французский политический деятель, философ и публицист. Профессор философии в Высшей нормальной школе, затем в Сорбонне. В 1848 г. избран членом Национального собрания. В 1851 г. отказался присягнуть Наполеону III. В 1870 г. министр народного просвещения в правительстве Национальной обороны, в 1875–1876 гг. премьер-министр, с 1875 г. сенатор. Шаль Виктор Эфемион Филарет (1798–1873) – французский историк, профессор Коллеж де Франс. Автор трудов по истории Германии, Англии, Английской революции. Араго Доменик Франсуа (1786–1853) – французский астроном, физик, политический деятель. С 1809 г. член, с 1830 г. секретарь Парижской Академии наук. В 1830–1848 гг. член Палаты депутатов, после Февральской революции 1848 г. – морской министр Временного правительства. 356 Бодянский Осип Максимович (1808–1877) – историк. В 1834 г. окончил Московский университет, с 1842 г. экстраординарный, с 1847 г. ординарный профессор кафедры истории и литературы славянских наречий. В 1845–1849 гг. секретарь Московского Общества истории н древностей российских, тогда же, а также в 1858–1877 гг. редактор его «Чтений». Главные работы: «О мнениях касательно происхождения Руси» (1835), «О времени происхождения славянских племен» (1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

98) Чугунный большой литой крест, утвержденный на опоковом камне, на западной стороне которого находится надпись: „здесь погребено тело статской советницы Марии Александровны Олферьевой, скончавшейся 30 сентября 1841 года в 8 часу пополудни на 63 года от рождения”. 99) Большой опоковый, в виде гроба, памятник с высеченными крестом, копьем, мечем и словами: „Царь Славы Ис. Хс. Ника; св. Боже, св. Крепкий св. Бессмертный помилуй нас“. Далее, вокруг памятника: „Под сим камнем погребено тело каз. 2-й гильдии купца Григория Яковлевича Кочетова, скончался 1812 года ноября 30 числа; жития его было 42 года. Помяни мя Господи егда приидеши во царствие Своем». 100) Опоковый, сложенный в виде часовни между 2-х столбов ограды без креста памятник, в глубине которого за железною решеткой находится деревянная урна. На южной стороне памятника-надпись: „печальный монумент, слезами орошенный, храни предмет любви и горести моей, а ты жена, мною незабвенна жди в вечности мужа своего». На северной: „сей монумент сооружен октября 26 числа 1806 года». 101) Пирамидальный мраморный без креста памятник и такой-же опоковый, утвержденные на опоковой площадке и окруженные железной решеткой. Надпись на восточной стороне первого: „ректор Казан. университета, действительный статский советник Иван Михайлович Симонов скончался 10 января 1855 года». На той-же стороне второго: „на сем месте положено тело статской советницы Марфы Павловны Симоновой, дочери бывшего Астраханского губернского предводителя дворянства полковника Максимовича, родилась 1809 года апреля 29 дня, скончалась 1840 года февраля 2 дня». 102) Большой, в виде гроба, опоковый памятник с высеченными 2-мя архангелами, поддерживающими корону, крестом, копьем, мечем и надписью: „Царь Славы Ис. Хс., Ника. Изыдох от Отца и приидох в мир, и паки оставлю мир и иду ко Отцу». На боковой стороне за ветхостью памятника слов нельзя разобрать. 103) Два железных больших креста, утвержденных на кубических, опоковых камнях, окруженных железною решеткой. Надпись на 1-м кресте: „Савва Андреевич Москательников скончался 5 августа 1852 года»; на 2-м: „Агрипина Федоровна и Анисья Андреевна Москательниковы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Подовый пирог – пирог, испеченный на поду в печи. Под – кирпичный или глиняный настил в печной топке, куда кладутся дрова. Лабаз – мучная и крупяная лавка. Эмар Гюстав (наст. имя Оливье Глу; 1818–1883) – французский писатель, путешественник. В 12 лет поступил юнгой на торговое судно, совершил путешествия по неисследованным областям Южной Америки, командовал мексиканской бригантиной, охотился на пушных зверей. Вернувшись на родину, занялся сочинительством и опубликовал более 50 романов, основанных на своем богатом жизненном опыте. Находился под влиянием сочинений Фенимора Купера. Купер Джеймс Фенимор (1789–1851) – знаменитый американский романист, классик приключенческой литературы. Центральная тема его произведений («Пионеры», «Последний из могикан», «Следопыт» и др.) – конфликт между колонизаторами и американскими индейцами. Мариет Фредерик (1792–1848) – английский писатель, морской капитан, автор приключенческих романов. Ферри Габриель (1809–1852) – французский писатель, один из создателей жанра авантюрно-колониального романа. Его очерки и романы посвящены описанию богатой и полудикой Мексики. Румянцевский музей – существовал в 1862–1925 гг. Образован на основе коллекции и библиотеки, собранных графом Н. П. Румянцевым. Находился в бывшем Доме Пашкова. Собрание ру-мянцевских книг положило основание нынешней Российской государственной библиотеки. Кок Поль Шарль де (1793–1871) – французский писатель, создатель бытописательных романов, романов-фельетонов с «пикантными» подробностями. Его имя стало нарицательным для обозначения легковесной, фривольной литературы. Монтепен Ксавье де (1823–1902) – французский автор бульварных романов, поставлял на книжный рынок занимательное чтиво. При этом не гнушался как очевидным плагиатом, так и использованием черновиков своих современников. Стал известен благодаря скандальному произведению «Дочь штукатура» (1856), за которое подвергся тюремному заключению. Фарисей – член одной из иудейских сект во время пришествия Спасителя. Фарисеи строго соблюдали все предписания закона, нередко добавляя к ним свои мелочные правила, выдавая их за Божественные. Христос обличал фарисеев в лицемерии, в том, что свои измышления они поставили выше подлинного почитания Бога. Позже так стали называть человека, который неискренен в своих словах и поступках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4249...

«Одиноко сидел в своей пещере перед лампадою схимник и не сводил очей с святой книги. Вдруг вбежал человек чудного, страшного вида. Изумился святой схимник в первый раз и отступил, увидев такого человека. Весь дрожал он, как осиновый лист; очи дико косились; страшный огонь пугливо сыпался из очей; дрожь наводило на душу уродливое его лицо. — Отец, молись! молись! — закричал он отчаянно, — молись о погибшей душе! — и грянулся на землю. Святой схимник перекрестился, достал книгу, развернул — и в ужасе отступил назад и выронил книгу. — Нет, неслыханный грешник! нет тебе помилования! Беги отсюда! не могу молиться о тебе. — Нет? — закричал, как безумный, грешник. — Гляди: святые буквы в книге налились кровью. Ещё никогда в мире не бывало такого грешника! — Отец, ты смеёшься надо мною! — Иди, окаянный грешник! не смеюсь я над тобою. Боязнь овладевает мною. Недобро человеку с тобою вместе!» (1, 158–159). Бог же, как он изображён в повести, не есть любовь, милосердие, высшая справедливость. Ему оставлена лишь одна функция: роль исполнителя злобного замысла. Он освящает Своею волею садистскую мстительность Ивана. Он у Гоголя также отвергает возможность покаяния грешника: не Он ли, являя особое внимание, запрещает схимнику молиться за прибегающего к Его покровительству без вины виноватого колдуна, которому предопределено было, лишённому права выбора, стать величайшим грешником на земле? Колдун в «Страшной мести» как бы запрограммирован на грех, он своего рода зомби. Но в таком случае на нём нет и вины, однако он наказан слишком сурово и жестоко. Если кто-нибудь усмотрит здесь соответствие какой-либо христианской конфессии, то его право, но признаем лишь: к Православию боговидение «Страшной мести» не имеет никакого отношения. Правда, не может не признать автор, что мстительное чувство Ивана — вне правды Горнего мира: оттого и лишён мститель обретения Царствия Небесного. Но наслаждение местью заменяет Ивану райское блаженство — и сила гоголевской изобразительности, гоголевского слова невольно заставляет читателя сочувствовать такому извращённому пониманию справедливости. Искусство начинает служить тёмной силе.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

смотр. § 11). Далее в инструкции значилось: «воспитанники семинарии состоят по всем вышеизложенным предметам в полном повиновении смотрителя, которому предоставляется право неисправных учеников штрафовать голодным столом, стоянием на коленях, или воспрещением в праздничные дни выходить из семинарии к родственникам; о более важных проступках обязан он доводить до сведения ректора, а о важнейших доносить директору Дух. уч. управления. Независимо от сего, каждую субботу смотритель подает правлению семинарии записку о поведении воспитанников с кратким показанием, кто из них был штрафован и за что именно. В случае увольнения инспектором кого либо из учеников из семинарии для свидания с родственниками, или для другой какой либо надобности, обязан он давать о том знать смотрителю, который снабжает отпущенного билетом (печатным) с означением в оном срока назначенного инспектором, и строго наблюдает за своевременным возвращением его в семинарию. Когда же кто либо из посторонних пожелает иметь свидание с учениками, то может не иначе быть допущен к ним, как с ведома смотрителя, которому должен объяснить и причину свидания и который дозволяет таковое свидание в приемном зале. Свидания с учениками, находящимися в больнице, допускаются также с ведома смотрителя». (§§ 12–15). Таким образом весь внешний порядок и дисциплина в поведении воспитанников лежали на прямой обязанности смотрителя дома. В виду этого в смотрители и назначались лица военного звания и, когда на эту должность, за неимением кандидата в 1848 г., семинарское правление представляло эконома и помощника инспектора, кандидата дух. академии Троицкого, уже исправлявшего раньше должность смотрителя, высшее начальство его не утвердило и допустило только к временному исправлению смотрительской должности и на половинном окладе. Предполагалось, что кандидат академии для этой должности не годится, и потом, действительно, назначен был в 1852 г. опять из военных Михалкевич-Дольский, отставной майор. Должность смотрителя отчасти смешивалась с инспекторской и с экономской и как бы соперничала в тоже время с ректорской, так как была поставлена в непосредственные отношения к директору Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010