Конечно, подобные явления более или менее случайны и не имеют необходимой связи с тогдашней учебной системой, но они ею и не предупреждались; некоторые же из предположенных мер нередко оставались без осуществления. Отдельные лица из семинарских педагогов иногда и боролись, может быть, не без успеха против означенных беспорядков, но тем еще недостаточно способствовали общему улучшению учебного строя. Обращаясь к условиям быта и положения наставников по преобразованию в 1841 году, видим, что они к лучшему не изменились сравнительно с предыдущим периодом. О материальном состоянии наставников будет сказано в своем месте (в отд. Экономия), здесь же обратим внимание на служебное их положение. Ректор в первое время был освобожден от уроков и ему дан помощник, между тем других посторонних занятий, отвлекавших его даже из семинарии, было весьма много. Освобождение его с 50-х годов от управления монастырем, «чтобы дать более возможности к надлежащему выполнению прямых его обязанностей» 310 , было еще далеко недостаточно. Назначение на преподавательские должности зависело или от академии, или большею частию от Дух. уч. управления, которое перемещало на ту или другую кафедру наставников, часто не справляясь с их желаниями и познаниями; при этом для с. -петербургской семинарии важную роль стали играть протекции 311 , что в прежнее время, при Комиссии дух. училищ, было не так удобно. Ходатайство или представление семин. правления, с утверждением митрополита, нередко оставлялось без удовлетворения, как со стороны академии, так и Дух. уч. управления. В 1849 г. семинарское правление представляло на кафедру гражд. истории учителя дух. училища, старшего кандидата И. Никольского, но академия назначила А. Булгакова; в 1852 г. представленный правлением на словесность учитель училища, магистр В. Серафимов не был утвержден высшим начальством. Вообще в деле назначения наставников было много запутанности и переходов по инстанциям. Иногда желавшие перейти в семинарию подавали просьбу прямо митрополиту 312 , который сдавал ее в семинарское правление, а это – в академическое, академическое же представляло в Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надеемся, что, после всего сказанного, более или менее ясно, какого рода научными целями вызывается к существованию у нас новая отрасль догматической науки и возможно ли с православной точки зрения историческое изложение догматов 51 . 1 Из первых наиболее значительных трудов по библейскому богословию можно указать на труд Zacharia – Biblishe Theologie. 5 Thl. Göttingen 1774–1786. 3 Antl. 3 Lutterbeck . Полное заглавие этого труда католического богослова следующее: « Die neutestamentlichen Lehrbegriffe: oder, Untersuchungen über das Zeitalter der Religionswende, die Vorstufen des Christenthums und die erste Gestaltung desselben: ein Handbuch für älteste Dogmengeschichte und systematische Exegese des neuen Testamentes . Mainz. 1852. 4 Для примера укажем на Hagenbach – Encyclopedie und Methodologie der theologischen Wissenschalten (4 Aufl . 1854. § 62;, на статью в Beal-Encyclopedie-Herzog (2 Bd. Biblische Theologie), на Halm Theologie des N. T. (Leipz. 1851. 1 Bd, p. 7). 6 Langen – Das Judentum in Palästina zur Zeit Christi. Ein Beitrag zur Offenbarung und Religions-geschichte, als Einleitung in Theologie des N. T. Freiburg. 1866. 8 Из первых можно указать, на Munscher – Handbuch der christlichen Dogmengeschichte . Marburg. 4 Thl. 1797 – 1809 1. n 2 Tht. 2 Autl. 1802–1804. 11 Schwane Dogmengeschichte der vornicänischen Zeit . Münster. 1862. Dogmengeschichte der patristischen Zeit . Münster. 1869, 13 Напр. Staudenmaier – Die patristische Lehre von der Gnade. Freiburg. 1856, и вышеупомянутый труд Лянгена. 15 Таких не мало. Можно указать из католиков на Кле, из протестантов – на Августи, Марейнеке, Ебрарда, Нитча, Газе и др. 18 Три тома. Первый – Die lutherische Dogmatik historisch-genetisch dargestellt. Leipz. 1861. Второй – Der Kirchenglaube in seiner geschichtlichen Entwickiung. Leipz. 1861. Третий – System der lutherischen Dogmatik. Leipz. 1868. 19 Как на образец в этом роде можно указать на сочинение Baur – Vorlesungen über die christliche Dogmengeschichte . Leipz. 1865– 1867. 3 Bde.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Гельвальд Фридрих (1842–1892), нем. географ, историк, этнограф, автор известной Чехову в русском переводе книги – 218, 551, 855, 892 Гинце Андрей Иванович (р. 1827), начальник о. Сахалина в 1884–1888 гг., предшественник Кононовича В. О., военный генерал-губернатор, его именем названо селение Андрее-Ивановское – 97, 164, 199, 201, 251, 427, 533, 806, 814, 819, 820, 839, 882 Гладкий Тимофей, ссыльнокаторжный – 70, 403 Глен П. П., участник экспедиции в Сибирь и на Сахалин в 1860-х годах, автор известного Чехову отчета о путешествии – 175, 284, 826, 830, 841, 867, 885, 889 Глыбин Иван, поселенец Верхнего Армудана – 244, 576 Говард (Howard Duglas) (1825–1890), англ. тюрьмовед, путешественник, автор упомянутой Чеховым книги – 188, 218, 550, 551, 777, 846, 855, 892 Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) – 26, 42, 318, 320, 477, 661, 815 «Женитьба» – 318 «Мертвые души» (Ноздрев) – 26, (Заманиловка) – 477 «Ревизор» (Держиморда) – 320, 661, 815 Голицын, каторжный в Корсаковске, б. моряк, рулевой в команде, организованной И. И. Белым для работ на море – 193, 194, 321, 527, 844 Голицын Евгений, капитан-лейтенант флота, князь, автор известного Чехову руководства к навигации и мореходной астрономии 222, 892 Головацкий Александр Тимофеевич (р. 1855), ссыльнокаторжный, писарь, наблюдатель на метеорологической станции в Корсаковке – 111, 114, 192, 441, 442, 824, 825, 848 Головин, капитан, взятый в плен японцами (в начале XIX b.) на Курильских островах – 223, 555 «Голос», ежедневная политич. и литерат. газета (1863–1884), изд. в Петербурге, изд. ред. Краевский А. А. – 217, 353, 769, 807, 811, 854, 859, 874, 881, 884, 888, 890, 891 Голубев Герасим Филиппович (р. 1835), поселенец в Рыковском – 236, 567 Гомер, легендарный поэт Древней Греции «Одиссея» – 45, 354, 382, 732 Гончаров Иван Александрович (1812–1891), писатель – 34, 647, 772, 783, 889 Гончаров Осип Филатович (р. 1853), поселенец 1-го Арково – 737 Горбунов Василий (р. 1850), поселенец Поро-ан-Томари, пастух в Третьей Пади – 195, 529, 848

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Гирш (Hirsch) Мориц (1831–1896) – барон, родом из Баварии. Не имея наследников, предназначил свое многомиллионное состояние на дела благотворительности. На поднятие экономического и культурного уровня евреев в России пожертвовал 50 миллионов рублей, в связи с переговорами по осуществлению этого плана пожертвовал 1 миллион рублей в специальные средства Св. Синода на церковно-приходские школы. – 230 Гоголь Николай Васильевич (20.03.1809–21.02.1852) – русский писатель. – 167 Голицын Павел Павлович (18.05.1856–13.04.1914) – князь, член ЦК партии «Союз 17 октября». Окончил Пажеский корпус, член земской управы, уездный предводитель дворянства. 8.04.1906 – член Гос. Совета от дворянства, с 26.05.1909 – член Гос. Совета от новгородского земства. – 223 Головин Константин Федорович (псевдоним К. Орловский) (21.07.1843–13.09.1913) – русский писатель и публицист. В 1864 г. закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и поступил на службу в канцелярию Императорского Величества, был редактором 14 тома Свода Законов Российской империи. В 1880 г. из-за потери зрения вынужден был уйти в отставку, занялся литературной деятельностью. Печатался в изданиях «Новое время», «Русский вестник», «Русское обозрение», «Вестник Европы» и др. См. библ. – 247 Голынец Василий Федорович (1850–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Могилевской губ., умер. В 1871 г. окончил Могилевскую духовную семинарию, работал народным учителем, 5 лет был епархиальным миссионером. Преподавал в Гомельском духовном училище. Рукоположен во иерея. Был настоятелем Георгиевской церкви в с. Болоново-Селецком Быховского уезда. Член «Союза русского народа», член Всероссийского национального совета. – 353 Гольдман Ян Юрьевич (1875–?) – латыш, председатель волостного суда. Депутат IV Гос. Думы от Курляндской губ., прогр. Занимался сельским хозяйством. Председатель сельскохозяйственного общества. – 350 Горемыкин Иван Логгинович (27.10.1839–11.12.1917) – русский государственный деятель. Окончил Императорское училище правоведения. 28.05.1860 определен на службу в канцелярию Сената. Чиновник Сената. В 1895–1899 гг. – министр внутренних дел. С 1907 г. член Гос. Совета. 1914–1916 гг. – председатель Совета Министров. Во время Февральской революции был арестован, на вскоре освобожден. 15.05.1917 был допрошен Чрезвычайной следственной комиссией, после чего получил разрешение выехать с семьей на Кавказ. Был убит бандитами на даче близ Сочи вместе с женой и дочерью. – 273, 277

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

1) Павел Алексеев. Покоев (новг. сем.), из учителей новг. дух. училища поступил в спб. дух. акад., где окончил в 1841 г. старшим кандидатом и определен помощником инспектора спб. семинарии; временно исправлял должность эконома, а с янв. 1842 г. утвержден в этой должности. По увольнении проф. Галахова, с сент. 1841 г. преподавал св. Писание в средн. и высш. отд. и греч. язык. В 1844 г. рукоположен во свящ. к Симеоновской церкви, на моховой, † 1847 г. 2) Павел Андр. Троицкий (твер. сем.), кандидат спб. акад. 1837 г., из наставников тверской сем. перемещен в 1839 г. в алекс. -невское училище, сначала приходское, потом уездное (на греч. яз. арифм. географ, нотное пение). В мае 1844 г., с разрешения синод, обер-прокурора, определен правлением сем. по прошению и утвержден митр. Антонием в должности эконома семинарии и помощника инспектора. В мае 1846 г. «по вдовству и болезни» уволен из дух. звания, в чине колл. секретаря со старшинством. Временно исправлял должность смотрителя сем. дома, потом с 1848 г. по 1852 г. состоял в этой должности, хотя без окончательного утверждения в ней и на половинном окладе. За выходом наставников, не раз исправлял временно профессорские обязанности (см. III пер.) Смотрители дома Должность смотрителя семин. дома учреждена в 1841 г. В предложении обер-прокурора гр. Пратасова от 17 апр., по этому поводу, сказано: «Государь Император в 23 день минувшего марта Высочайше повелеть соизволил: с переводом с. -петерб. семинарии в новое здание, учредить неослабный надзор, как за исправностию служителей и за внешним устройством сего здания, так и за соблюдением в оном порядка со стороны воспитанников, независимо от надзора, который должно иметь за ними само семинарское начальство. Для сего определить в семинарию особого чиновника, в звании смотрителя семинарского здания, из отставных военных или гражданских чиновников испытанной нравственности и точного в исполнении своих обязанностей; жалованье сему чиновнику назначить из духовно-учебных капиталов, по сравнению с окладами профессора – эконома семинарии, по 629 р. 20 к. в год, сверх квартиры и отопления, которыми он должен пользоваться в самом семинарском здании. Для определения же прочих затем прав сему вновь учреждаемому месту, отнесть оное по расписанию должностей гражданской службы к VIII классу, по пенсионному уставу к VI разряду и по расписанию о мундирах к VIII разряду».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10) Иван Алек. Ансеров (моск. сем.), магистр моск. акад. (1842 г.), назначен на 2-й класс словесности, но в сент. 1843 г., по прошению, перемещен в московскую семинарию. Впоследствии был в Москве священником. 11) Василий Гр. Чубинский (ворон. сем.), магистр спб. акад. (1843 г.), назначен на 1-й кл. словесности и свящ. писания. В 1847 г., по прошению, уволен из дух. звания. В феврале 1848 г. перешел в чиновники департамента военных поселений. Ныне состоит управляющим архива морского министерства, в чине тайного советника. 12) Иван Ив. Базаров (тул. сем.), магистр спб. акад. 1843 г., в ноябре поступил на 2-й класс словесности, но в апреле 1844 г. уволен, по случаю назначения во священники к вновь учрежденной правосл. церкви в Вис-Бадене. Ныне протоиерей посольской церкви в Штутгардте. 13) Фома Густ. Фриман, из финляндских уроженцев, бывший учитель чистописания в морском кадетском корпусе. По свидетельству о знании финского языка от Гельсингфорсского университета, в сент. 1844 г. определен учителем финского языка в семинарии. С янв. 1847 г. ему поручено еще преподавание вновь введенного эстского языка. С 1845 г. стал заниматься и переводом церковно-богослужебных книг на финский язык. Вышел из семинарии в 1870 г. в инспекторы училища при финской церкви. 14) Герман Фед. Шмальц, из иностранцев, преподаватель энциклопедии камеральных наук, системы кадастра и агрономии в лесном и межевом институте; член ученого комитета министерства государственных имуществ; магистр философии. По определению св. Синода, в сент. 1843 г. поступил в семинарию, на класс сельского хозяйства. Удостоен бронзовой медали от Императ. вольного экономического общества, за его картофель на выставке в Спб. 1850 г. В апреле 1852 г. по домашним обстоятельствам уволился из преподавателей семинарии. 15) Камилл Генр. Рюо, французский подданный, выдержавший экзамен при спб. университете на учителя франц. языка и преподававший его в сиротском институт спб. Воспитательного дома. По определению св. Синода в сент. 1843 г., согласно Высочайшей воле о преподавании франц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гоголя, родился 19 марта 1809 года, скончался 21 февраля 1852 года». Остальные надписи расположены так. Спереди: «Грькимъ слвомъ моимъ посмюся. Иеремии, гл. 20, ст. 8»./Справа: «Истиннымъ же уста исполнить ихъ исповедания. Иова, гл. 8, ст. 21». Слева: «Мужъ разумивый престолъ Притчей, гл. 12, ст. 23. Правда возвышаетъ языкь. Притчей, гл. 14, ст. 34». К задней стороне этого памятника тесно примыкает другой: глыба гранита, неправильной формы и необделанная. На ней водружен высокий массивный крест, из толстых медных пластин, спаянных в углах. На глыбе надпись: гряди, Господи Иисусе. Апокалипсис, гл. 22, ст. 20». Могила не окружена решеткой, над нею нет железного навеса, чтобы защитить памятник от атмосфериче­ских влияний; так что сравнительная прочность памятника в течение пятидесяти лет объясняется доброкачественностию материала, хотя и на нем уже видны следы всеразрушающего времени. Плита замет­но избочилась, врастая левою частию в землю, а медный массивный крест на глыбе еще больше накренился в ту же левую сторону; так что если не будут приняты меры для ограждения памятника, то он быстро пойдет к уничтожению. Неужели теперь не сделают этого?.. Медный крест весь испещрен надписями, нацарапанными чем-нибудь острым или карандашом. Их так много, что, в общем, они составили какой-то причудливый бесформенный узор. Толпа, конечно, стремится связать свое имя с именем гения, жаждая бессмертия... Поклонившись праху и молитвенно простояв несколько времени у могилы, мы направились в храм, где отправлялась поздняя литургия, чтобы пригласить иеромонаха и отслужить панихиду, причем я тщательно скрывал свое архиерейство. Действительно, нам дали скоро иеромонаха с двумя послушниками, и панихида была отслужена. Затем мы осматривали соседние могилы. Боже, сколько тут дорогих имен – нескучно лежит великий Гоголь. Тут и Н.М. Языков, и Валуев (Д.А.), и А.С. Хомяков, и жена его Катенька, к которой так привязан был Гоголь, и Ю. Венелин, а подальше несколько – вся семья Самариных 74 . Жаль, все это засыпано снегом, нужно приехать летом.../

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

с. за финский язык и потом 300 р. за эстский, за перевод же богослуж. книг особо (см. ниже), помощник Солнцева по классу живописи – 286 р. с. 345 , техник Коротков 600 р. с, но после него на наем техника 100 – 150 р. и даже 300 р. (1866 г.), преподаватель монгольского языка Попов 1200 р., препод. немецкого языка (с 1856 г.) и французского (с 1857 г.) по 300 р., врач за преподавание еще 143 р. с, каковой оклад, по закрытии медицины, передан учителю при воскресной школе; священник семин. церкви (с 1859 г.) 400 р., дьякон – 300 р. Письмоводители, которых было от 4 до 6, 346 получали от 36 р. до 84 (старший). Наставники из воспитанников дух. академии, по прежнему, получали классные оклады – по ученой степени, пока оставались в духовном звании. В 1845 г. даже было предписано не выдавать классных окладов наставникам овдовевшим, «если только не объявят они письменного желания поступить в монашество». Единовременное пособие, выдаваемое на первоначальное обзаведение воспитанникам академии при поступлении на духовно-учебную службу, в 1843 г. возвышено с 28 р. с. до 50 347 . Казенные квартиры в здании семинарии (до 60-х годов) предоставлены были: ректору, инспектору, эконому, смотрителю дома, помощникам инспектора, (которым дозволено было пользоваться и ученическим столом), так же и секретарю. С июня 1842 г. разрешено давать квартиры холостым наставникам семинарии в бывших семинарских комнатах в Александроневской лавре, но с 1857 г. лавра сама уже нуждалась в этих комнатах и давать квартиры семин. наставникам не находила удобным. Отоплять же квартиры в лавре наставникам приходилось на свой счет, впрочем семинария выдавала иногда дрова, вообще по прошениям наставников, напр. Бобрикову (1849 г.) и Михайлову (1850 г.) положено было отпускать по 10 саж. берез, дров, священнику Денисову в 1850 г. единовременно 5 саж., Красносельскому в 1852 г. единовременно 6 саж., а с 1855 г. ему и Травлинскому, жившим в лавре, по 10 саж. Денежное квартирное пособие получали более заслуженные из преподавателей (Боголюбов и Савваитов) по 100 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остаточные суммы, поступавшие, по уставу (Проект. §§ 200, 201, Введ. к уст. § 34), в распоряжение правления, расходовались по временам на те или другие потребности, напр. в 1844 г. издержано до 1400 р., в 1845 г. до 1200 р., в 1849 г. свыше 2000 р., а в 1852 г. 3500 р., в том числе напр. на устройство шкафов для церкви, свинцовых труб, на техническое рисованье, на награды некоторым из служащих, ремонт и т. п. До 60-х годов по библиотеке оставалось довольно много денег, напр. в 1854 г. остаточных библиотечных сумм было 609 p. 73 к., из которых между прочим куплен минералогический кабинет за 36 руб. В 1860 г. от прошлых годов по библиотеке оставалось 604 р. 68 к., из которых на 318 р. 60 к. приобретено было книг, и затем в 60-х годах книг вообще покупалось больше прежнего. Из остатков, с разрешения начальства, уплачивались кроме непредвиденных расходов и передержки по некоторым статьям, напр. в 1862 г. передержки преимущественно по содержанию учеников и дома, с разрешения митрополита, покрыты остатками от других статей, на сумму 2615 р. 34 к., в 1806 г. разные передержки покрыты из остатков на сумму до 1100 руб. Ревизионные комитеты, установленные в 1863 г. (стр. 240), продолжали ежегодно учреждаться из лиц епархиалького и училищного ведомства: один из семинарских наставников постоянно назначался в число членов комитета. Но, со введением в хозяйство дух. -учебного ведомства сметного порядка с 1865 г., произведены соответственные «изменения, как в производстве ревизии и отчетности по духовно-учебным капиталам, так и в самой форме отчетов», причем прежняя «инструкция ревизионным комитетам дополнена и изменена» и издана новая форма экономических отчетов; хозяйственному управлению предоставлено ревизию годовых отчетов производить на точном основании 51 и 52 ст. счетного устава, а составление отчета Духовно-учебным управлением о дух. -учебных капиталах отменено. Преобразования эти Высочайше повелено ввести в действие с 1 янв. 1866 г. 353 328 Инспектор Антоний в 1840 г. заявлял о недостаточности квартиры инспекторской, но ему было указано на план. Инспектор Иоасаф просил перевести инспекторскую квартиру в помещение правления, но просьба его осталась без последствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со стороны Иван Киреевский мог казаться неудачником, сломанным, лишним человеком. И, действительно, общественная деятельность ему не удалась. Но он ушёл во внутреннее делание, замкнулся в себе, и в подвиге, а не в разочаровании. В этом внутреннем затворе крепла и закалялась его мысль. « Воля родится втайне и воспитывается молчанием …» Путь Киреевского всего меньше можно назвать органическим. То был путь подвига. Та «цельность» духа, о которой он учил, не есть та врожденная непосредственность, о которой говорили романтики… Киреевский прошел через обращение и отречение. «И во всяком случае, способ мышления разума верующего будет отличен от разума, ищущего убеждения или опирающегося на убеждение отвлеченное…» Это не было «воцерковление», но преодоление романтизма… 6. Религиозные воззрения Гоголя. Религиозная проблематика культуры в эти годы с особенной остротой чувствуется у Гоголя, — и трудно разграничить его творческий путь от его личной судьбы… В ряду своих русских сверстников, старших и младших, Гоголь (1809–1852) занимает очень своеобразное место. Это был сразу писатель передовой и отсталый… От Гоголя идут новые пути, и не в литературе только. Есть что-то пророческое в его творчестве… Но сам он как-то запаздывает в прошедшем веке… В этой душевной отсталости, в этом душевном архаизме Гоголя — один из узлов его трагической судьбы… Философские веяния эпохи Гоголя не коснулись, разве через искусство… «Споры» его современников, все эти «споры о наших европейских и славянских началах», между «староверами» и «нововерами», или славянистами и европистами, представлялись ему сплошным недоразумением, — «все они говорят о разных сторонах одного и того же предмета, никак не догадываясь, что ничуть не спорят и не перечат друг другу…» Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но сам он не был славянофилом. Его вернее считать западником… Любил он не тот Запад, что тогдашние русские западники, и не той любовью. Но о своем мировоззрении и в складе душевном он был весь западный, с ранних лет был и оставался под западным влиянием. Собственно, только Запад он и знал, — о России же больше мечтал. И лучше знал, какой Россия должна стать и быть, какой он хотел бы ее видеть, нежели действительную Россию…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010