173 См.: Егоров Д. Н. Славяно-германские отношения в средние века. Колонизация Мекленбурга в XIII в. Т. 2: Процесс колонизации. М., 1915. 174 См.: Миллер В. Ф. Песни и памфлеты XVI в.: по поводу книги С. Шамбинаго//Вестник Европы. 1913. 5. С. 370–380. 175 См.: Соколов Б. М. Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович: по поводу книги С. К. Шамбинаго «Песни и памфлеты XVI в.»//ЖМНП. 1913. 7. С. 20–40. 176 Ежемесячн. историко-политический и литературный журнал. Выходил в Петербурге с 1866 по март 1918 г. 180 Имеется в виду Общество им. А. И. Чупрова для разработки общественных наук при Московском университете, основанное в 1911 г. Общество имело 4 отделения: теоретической экономии, социальной политики, статистики и социальной истории (под председательством Д. М. Петрушевского), которое и имел в виду Богословский. 181 Финляндия была присоединена к России в результате русско-шведской войны 1808–1809 гг. в качестве Великого княжества Финляндского. 182 П. И. Новгородцев состоял уполномоченным Московской городской думы по снабжению Москвы топливом. 183 На совещании у попечителя Московского учебного округа А. А. Тихомирова доктор зоологии Н. А. Иванцов выступил против непродуманных реквизиций школьных помещений для военных нужд. 184 См.: Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича и Феодора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год). М., 1844. 186 К середине октября 1915 г. сербские войска были отрезаны от экспедиционного корпуса ген. Саррайля болгарами. И, хотя под натиском австро-германских и болгарских армий сербы вынуждены были отступать в юго-западном направлении на Черногорию и Албанию, 9 ноября они нанесли успешный контрудар по 2-й болгарской армии Тодорова в районе Ферижовича, сорвавший попытки отрезать пути отхода главных сил сербской армии. 188 Дворцовые разряды – издание текста разрядных книг, содержащих записи за 1612–1700 гг. Спб., 1850–1855. Т. 1–4. 189 См.: К истории раскола старообрядчества 2 половины XIX столетия. Переписка профессора Н. И. Субботина , преимущественно, не изданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства (1865–1904 гг.)/Подготовил В. С. Марков//ЧОИДР. 1915. Кн. 1. С. 1–943. Эту публикацию В. С. Марков представлял в качестве выпускного сочинения, при окончании МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Смета 1764 г. положила начало постоянной церковной позиции в государственном бюджете, которая в XIX и XX вв. проходила под названием «Ведомство православного исповедания». В XVIII в. был введен ряд дополнительных расходных статей: на содержание церквей за границей, полковых священников и др. В 1799 г. церковный бюджет составлял 1 400 000 В связи с реформой духовных училищ в 1808–1814 гг. они были переведены на государственное финансирование, что привело к увеличению бюджета, который продолжал расти и далее вследствие открытия новых епархий, выделения казенных окладов приходскому духовенству и пр. (в 1867 г.— 6 683 900 руб.). Впрочем, это увеличение происходило пропорционально росту всего государственного бюджета, и расходы на Церковь никогда (за редкими отклонениями на доли процента) не выходили за пределы полутора (см. таблицу 3). Вот как менялись расходы по двум главнейшим статьям — на учебные заведения и Духовные училища Городское и сельское духовенство Общий бюджет 1 239 225 5 365 678 8 663 315 1 645 683 6 334 921 10 598 716 7 263 091 9 193 574 19 805 687 12 996 676 10 945 019 27 954 151 С начала ХХ в. увеличился бюджет церковноприходских школ, входивший составной частью в приведенные выше данные на 1897 и 1901 гг.: Духовные училища 3 303 383 3 299 404 8 818 922 Церковноприходские школы 13 121 728 20 223 219 31 414 074 Духовенство 14 467 744 15 395 784 14 780 308 Общий бюджет Синода 35 761 012 44 419 959 По сравнению с другими позициями рост административных расходов относительно невелик, например, в центральном управлении Святейшего Синода — с 206 409 руб. в 1870 г. до 379 795 руб. в 1916 г. Кроме бюджетных сумм из государственной казны Святейший Синод имел в своем распоряжении еще поступления от своего собственного имущества, доходы от епархий и от дарений. Сюда относились следующие позиции: 1) типографское имущество; 2) капитал для духовенства западных епархий; 3) выручка от продажи свечей; 4) добровольные пожертвования и прочие сборы; 5) капитал для церквей, находящихся за границей, и для зарубежных миссий; 6) капитал для Палестинского общества; 7) капитал от сборов на Гроб Господень в Иерусалиме; 8) капитал на строительство и ремонт храмов; 9) капитал на миссионерскую деятельность; 10) доходы с Наряду с этим с 1809 г. в распоряжении Духовно-учебного комитета имелся капитал для духовных училищ, к которому до начала 60-х гг. причислялась также выручка от продажи

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

В зданиях М. м. с 1933 г. располагался интернат для сирот, с 1977 г. находилась воинская часть. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. ансамбль М. м. был признан памятником архитектуры и градостроительства. В 1998 г. постройки М. м. передали Тобольско-Тюменской епархии, и 26 янв. обитель была вновь открыта. Настоятельницей М. м. была назначена мон. Феодосия (Дикарёва), принявшая постриг в Шамординском Амвросиевом в честь Казанской иконы Божией Матери женском монастыре . К окт. 2016 г. в обители проживали настоятельница (с 2008) игум. Анна (Куртова) и ок. 30 сестер; духовником являлся архим. Зосима (Горшунов). Восстановлены Иоанно-Предтеченский храм (1808-1814) с колокольней (1829), в к-ром совершаются основные богослужения, каменный архиерейский 2-этажный корпус с домовой Введенской ц., храм прп. Серафима Саровского (1904), 2 сестринских корпуса, трапезная, ограда. В мон-ре имеются иконописная, вышивательная, золотошвейная, фарфоровая мастерские; на хозяйственном дворе есть коровник и курятник, в пос. Жуковка - летний скотный двор. В авг. 2009 г. по благословению архиеп. Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) в М. м. был основан детский приют, в к-ром к окт. 2016 г. проживали 13 девочек. Арх.: ГА Тюменской обл. Ф. 197. 1807-1932 гг. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 63-64; Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, и о важнейших копиях с нея, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. Тобольск, 18886; он же. Соч. Тюмень, 2000. Т. 1: О церк. древностях Сибири; Грамматин А., свящ. Иоанно-Введенский 3-кл. жен. мон-рь//Тобольские ЕВ. 1889. Отд. неофиц. 17/18. С. 363-376; 19/20. С. 397-406; 21/22. С. 432-441 (отд. изд.: Тобольск, 1889); Справ. книга Тобольской епархии к 1 сент. 1913. Тобольск, 1913. С. 9; Заварихин С. П. В древнем центре Сибири. М., 1987; Балюк Н. А. Тобольская деревня в кон. XVI-XIX вв. Тобольск, 1997; Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998; Миллер Г. Ф. История Сибири. М., 20002. Т. 2; Щербач С. Н. История мон-рей Тобольской епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в.: Опыт социокультурного исслед.: Дис. Тюмень, 2001. Ркп.; Словцов П. А. История Сибири: От Ермака до Екатерины II. М., 2006; Рус. мон-ри: Юж. Урал и Зауралье. М.; Новомосковск, 2007. С. 324-339; Цысь О. П. Правосл. общественные религ. организации Тобольской епархии во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Нижневартовск, 2008. С. 150, 194, 195; Харина Н. С. Земли приписных монастырей в структуре владений Тобольского архиерейского дома в XVII в.//Актуальные проблемы ист. исслед.: Взгляд молодых ученых: Сб. мат-лов I Всерос. молодежной науч. конф. Новосиб., 2011. С. 39-46.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

1894. 10 Напр. Н. К. Надлер, «Император Александр I и идея священного союза», изд. 2-е, Харьков, т. I, 1886, стр. 9, 12. 12 «Доклад комитета о усовершении духовных училищ и начертание правил об образовании сих училищ и содержании духовенства, при церквах служащего, с приложением именных высочайших указов, по сему предмету последовавших», Спб. 1609. – Е. М. Прилежаев, «Царствование Александра I в истории русской духовной школы», «Христ. Чтение», 1878 г, 1–2, стр. 253–275. – Π. В. Знаменский, «Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I», Казань 1878. – И. А. Чистович , «История с.-петербургской духовной академии». Спб. 1857, стр. 163 и след. – В. Аскоченский, «История киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году», Спб. 1863. 14 «Собрание поучительных слов, в разные времена проповеданные святейшего правительствующего синода первенствующим членом Амвросием, митрополитом новгородским и с.-петербургским, свято-троицкой александроневской лавры священноархимандритом и разных орденов кавалером», Москва 1825. Часть IV, стр. 101–110. «Слово XI, надгробное, при погребении преосвященного Амвросия. архиепископа московского и калужского, убиенного возмутившейся во время моровой язвы московской чернью». 17 Н. И. Полетаев, «К истории духовно-учебной реформы 1808–1814 гг. Проект митрополита Евгения Болховитинова , его записки о духовных школах и значение его проекта по отношению к уставу духовных академий, семинарий и училищ 1814 года», – «Странник» 1889 г. VIII и IX. 20 «Очерк жизнеописания высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита московского и коломенского», изд. 2-е, М. 1869. 21 «Из воспоминаний покойного Филарета, митрополита московского», М. 1868 (из «Православного Обозрения» 1868 г.). 23 А. Е. Дубровин, «Русская жизнь в начале XIX века», в «Русской Старине» 1898 г., IV, 500; 1899 г., П, 482. 483. 24 В. К. Надлер, «Император Александр I и идеи священного союза» Харьков, т. III 1857, стр. 131; т. V, 1892, стр. 129. 26 «Полное Собрание Законов» « , 1814 г., 25.674, 25.675 и 25.676; также 25.658 а.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Бедность порождала финансовую изощренность. В 1882 г. был открыт специальный кредит государственного казначейства на пенсии священнослужителям и их семействам. Он составлялся из епархиальных средств, полученных в виде процентов на переведенный в казну пенсионный капитал и двухпроцентного вычета из содержания причтов кафедральных соборов и некоторых других церквей. Из свободной части этого кредита Св. Синод мог по своему усмотрению выдавать единовременные пособия 100 . В пореформенный период священникам не возбранялось иметь дополнительный заработок. Самым распространенным приработком было законоучительство (введенное еще в 1811 г. всеобщее обучение Закону Божьему) и учительство в школе 101 . Насколько существенными оказывались дополнительные доходы? Законоучительство оплачивалось лишь в светских школах – 24 – 30 коп. за час. Для большинства священников преподавание Закона Божия превращалось в новую повинность. Так, в Тверской губернии в начале XX в. из 20 сельских законоучителей Тверского уезда 18 не получали жалованья; в церковных школах Зубцовского уезда все 25 священников трудились бесплатно; в школах Весьегонского уезда их жалованье составляло 27 руб. 50 коп. в год 102 . Существенную роль в поддержке семей священников играло право пользования лесными угодьями. По письменному распоряжению благочинного разрешалась вырубка строевого леса для ремонта и постройки домов. Дровяной лес (для отопления) заготавливали без особого разрешения. Лес для погорельцев отпускался бесплатно 103 . С 1808 г. православная церковь получает исключительное право оптовой и розничной продажи ритуальных свечей, средства от которой шли на церковные нужды и дотации причтам 104 . В дореформенный период закупки производились на фабриках, ярмарках или в специальных лавках. Дело было хлопотным. Высочайшим Указом от 21 декабря 1870 г. повелевалось открыть свечные заводы в каждой епархии 105 – считалось, что это поможет материально поддержать духовенство. В 1879 г. владельцев заводов освободили от торговых пошлин 106 . В Тверской епархии свечной завод появился в 80-е гг. XIX в. К 1894 г. его капитал составлял 216 869 руб. 47 коп. 107 . Вряд ли с этого могли заметно обогатиться более чем тысяча причтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отчет [предоставленный свт. Патриарху Тихону] о состоянии Московской духовной академии на 1919/20 и 1920/21 гг.//Вестн. РХД. 1986. 147; Устав РПЦ, 1989; Устав РПЦ, 2000. Лит.: Макарий (Булгаков), митр. История Киевской Духовной Академии. К., 1843; Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. М., 1855; он же. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. М., 1879; Чистович И. История С.-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857; он же. С.-Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет (1858-1888). СПб., 1889; Сборник, изданный МДА по случаю празднования ее 50-летия. М., 1864; Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Каз., 1878; он же. Духовные школы в России до 1808 г. Каз., 1881; он же. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870). Каз., 1891-1893. 3 т.; Архангельский А. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом. Каз., 1883; Голубев С. Т. История Киевской Духовной Академии. К., 1886. Вып. 1: Период до-могилянский; Вифинский Н. [Глубоковский Н. Н., псевд.] К вопросу о нуждах духовно-академического образования. СПб., 1897; Глубоковский Н. Н. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Св. Синоде. СПб., 1907; Сменцовский М. Братья Лихуды: Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни кон. XVII и нач. XVIII в. СПб., 1899; Jab onowski A. Akademia Kijowska-Mohilaska: Zarys historyczny na tle rozwoju og ó lnego cywilizacji zachodniei na Rusi. Kraków, 1899-1900; Светлов П. Я. О необходимости Богословских факультетов в университетах, или О реформе высшего религиозного образования в России. К., 1906; Титов Ф. Преобразование духовных академий в России в XIX веке//ТКДА. 1906. 2; он же. Киевская Духовная Академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915). К., 1915; Дьяконов К. Духовная школа в царствование императора Николая I. СПб., 1907; Титлинов Б.

http://pravenc.ru/text/63752.html

Приходское духовенство пополнялось в основном выпускниками не академий, а семинарий. Однако некоторые положения синодального указа 1798 г. уже предвосхищали реформу 1808–1814 гг., которая коренным образом изменила всю систему образования в духовных учебных заведениях. § 20. Духовное образование от школьной реформы 1808–1814 гг. до 1867 г. а) В XIX в. в области духовного образования был проведен целый ряд реформ, имевших наряду с положительными и отрицательные последствия. Последние объясняются отчасти тем, что изначально каждая отдельная реформа не столько имела в виду усовершенствование духовного образования, сколько являлась отражением господствовавших в данный момент политических воззрений, так что потребности духовной школы учитывались далеко не в достаточной мере. Реформы никогда не исходили от Святейшего Синода, он только проводил их, действуя под давлением преобладавшего политического направления или государственной власти, представленной в лице обер–прокурора. Евгений окончил Воронежскую семинарию, а затем Московскую Академию, одновременно посещая лекции в университете; он отличался знанием французской литературы, поддерживал тесные связи с кружком Новикова. Будучи Новгородским викарным епископом, он имел возможность обсуждать проблемы духовного образования с Амвросием Подобедовым, митрополитом Новгородским и Петербургским, живо интересовавшимся вопросами педагогики  . Итогом этих бесед явилось составленное епископом Евгением по поручению митрополита «Предначертание» реформы, в котором в общих чертах рассматривались наиболее принципиальные ее моменты; оно стало первым шагом в подготовке реформы  . Евгений ратовал за сокращение роли латыни, в том числе в преподавании философии и богословия, а также за придание академическому образованию более научного, нежели дидактического характера. Академии должны были, подобно университетам, стать центрами духовных учебных округов и приобрести полномочия по надзору за духовными школами высшей и низшей ступени, а также в области духовной цензуры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

2 февр. 1784 г. образована Таврическая обл., в 1796 г. она вошла в состав новообразованной Новороссийской губ., в 1802 г. в результате разделения Новороссийской губ. на 3 части возникла Таврическая губ., в составе к-рой было 7 уездов. Из них 4 (Симферопольский, Феодосийский (до 1787 Левкопольский), Евпаторийский и Перекопский) располагались на территории полуострова, а 3 - на материке. В 1820 г. Тмутараканский у. отошел Черноморскому казачьему войску, в 1837 г. из Симферопольского у. выделился Ялтинский, в 1842 г. был образован Бердянский у., и такое адм. устройство сохранялось до 1917 г. практически неизменным. Сразу после присоединения К. к России несколько тысяч татар переселились в Румелию и Анатолию, куда отправились также члены правящей семьи Гиреев и мн. представители крымско-татарской знати. В 90-х гг. XVIII в. отток в Османскую империю татар. населения продолжился, в т. ч. в связи с введением в К. в 1796 г. крепостной зависимости. Согласно рескрипту от 18 сент. 1796 г., татары освобождались от рекрутских повинностей и военных постоев, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов, а на татар. помещиков (мурзаков) власти распространили права российского дворянства. После Бахчисарайского восстания 1808 г. и еще ряда случаев массовых волнений татар. населения ок. 300 тыс. чел. в адм. порядке были выселены преимущественно в Анатолийскую и Румелийскую провинции Османской империи. В это же время начинается заселение К. рус. колонистами; первую волну в 80-90-х гг. XVIII в. составили военные и казаки. В Симферопольском у. возникли рус. села Подгородняя, Петровская, Мазанка, Курцы, Мангуш, Зуя, Бия-Сала, В. Саблы и Владимировка; в Феодосийском - Изюмовка, Елизаветовка; в районе Евпатории - Трех-Абламы и Степановка, в районе Керчи - Петровка и Катерлез. В 10-х гг. XIX в. в К. поселяются немцы-меннониты, а также греки, албанцы, румыны и болгары, бежавшие из Османской империи. Рус. колонизация, активно проходившая в 10-20-х гг. XIX в., несколько ослабла в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Самой яркой фигурой духовной музыки 80-х гг. XVIII в. стал Бортнянский. Остальные композиторы - напр., Скоков, Осипов, Фомин, Диц - тогда еще не достигли столь же высокого профессионального уровня. В те же годы хоровые К. для православной церкви сочиняли иностранные капельмейстеры, работавшие по контракту в России (Дж. Астарита, Т. Траэтта, И. и М. Керцелли), но их сочинения утеряны. В 80-х гг. XVIII в. Бортнянским было создано более половины К.- ок. 20 однохорных и ок. 5 двухорных. В них преобладают мажорные тональности и гомофонно-гармонический склад (подробнее см.: Лебедева-Емелина. 2010). Лучшими среди его ранних К. можно назвать «Господи, силою Твоею возвеселится царь» 3), «Услышит тя Господь в день печали» 5), «Благо есть исповедатися Господеви» 18). 3-й этап К нач. 90-х гг. XVIII в., когда в искусстве усилились веяния сентиментализма, в хоровые К. активнее стали проникать мелодические, гармонические и ритмические обороты, характерные для оперного и инструментального творчества. Сентиментальный настрой тех лет как бы негласно призывал композиторов к яркому проявлению эмоций. Неслучайно в К. Бортнянского минорные тональности начинают вытеснять мажорные. В это время композитор написал свои лучшие произведения: «Скажи ми, Господи, кончину мою» 32), «Вскую прискорбна еси, душе моя» 33), «Услыши, Боже, глас мой» 30). За 20 лет петербургского периода Бортнянский создал ок. 80 духовных К. и 14 хвалебных песен, имеющих схожую структуру. При жизни композитора были изданы 35 К. для одного хора, 11 двухорных К., 2 хвалебные песни. Несмотря на имп. запрет 1797 г., Бортнянский не расстался с жанром: в 10-х гг. XIX в. он перерабатывал и редактировал, а в 1815-1818 гг. издавал К. (на собственные средства он издал не только свои сочинения, но и предшественников, музыку к-рых высоко ценил: 4 упомянутых К. Галуппи, «Не отвержи...» Березовского, «Ныне силы небесныя» Сарти, «Помилуй мя, Боже» Г. Аллегри, хвалебные песни Дж. Биорди и Ф. Гейне). Сочинения Бортнянского уже при жизни автора пользовались большой популярностью. По словам историка и драматурга Н. Д. Горчакова, «величественная гармония, сильное движение духа, производящее и обращающее его к Богу, есть отличность сочинений г. Бортнянского... Гений его имеет какую-то приметную особенность от других известных певческих композиторов» ( Горчаков. 1808. С. 27.). Современник Бортнянского Г. Г. Гесс де Кальве писал: «У нас есть прекрасные сочинения Бортнянского, которые поются во время обедни… В печальном адажио, в величественных хорах, в гремящих фугах, в патетических ларго, в нежных ариях изливает он душу свою и возбуждает в слушателях чувство благоговения» ( Гесс де Кальве. 1818. С. 112-113, 94, 85). Влияние стиля и творчества Бортнянского испытывали мн. его современники, особенно младшее поколение: Дегтярёв, Ведель, Гурилёв, Давыдов.

http://pravenc.ru/text/2057176.html

В 1808 г. на территории Галиции была учреждена униат. Галицкая митрополия (ее возглавил Антон Ангелович), в 1885 г. создана униат. Станиславская (Станиславовская) кафедра (совр. Ивано-Франковская). В кон. XIX в. в Галиции действовало более 3 тыс. униат. приходов, ок. 20 базилианских мон-рей. В 1774 г. в Вене по указу императора начала работу теологическая академия, где учились униат. священнослужители, в 1784 г. во Львове открылась униат. ДС с преподаванием на «русском» (восточнослав. разговорном) языке, в 1787 г. преобразованная в гос. Studium Ruthenum с философским и теологическим фак-тами. В 1784 г. открылся ун-т во Львове, «русский» стал одним из языков преподавания. В 1788 г. Львовское братство было преобразовано в Ставропигийский ин-т, являвшийся по преимуществу просветительским учреждением. В 1790 г. декрет имп. Леопольда II уравнял в правах униатов с католиками. В 30-х гг. XIX в. в Галиции начался процесс национального возрождения, главными деятелями к-рого («будителями») стали униат. священнослужители (Н. Л. Устианович, Я. Ф. Головацкий, М. С. Шашкевич и мн. др.) и деятели культуры (Д. И. Зубрицкий ). В 1837 г. Головацкий совместно с Шашкевичем и И. Н. Вагилевичем выпустил 1-й национальный патриотический альманах «Русалка днестровая», немедленно запрещенный цензурой. Сопротивляясь ополячиванию и противопоставляя ему идею единой Руси («от Карпат до Камчатки»), «будители» ориентировались на рус. культуру, стремились употреблять рус. лит. язык. У «будителей» завязались связи с учеными-славистами в России - М. П. Погодиным , М. А. Максимовичем , И. И. Срезневским , О. М. Бодянским , в Галицию стали проникать книги из России. «Будители» испытывали давление со стороны австр. администрации, порой подвергались преследованиям. Исключением стал период революции 1848-1849 гг., когда правительство, опасаясь усилившегося польск. движения, надеялось найти союзников в Галиции. В мае 1848 г. оформился политический орган галицких русинов - Головна руська рада, ее председателем избрали униат.

http://pravenc.ru/text/161541.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010