Колокольня каменная, из кирпича, цоколь ее из белого камня, была построена гг. Думашевыми в 1815 году, и надписей на ней никаких нет. Всех колоколов шесть. На большом колоколе имеется надпись: «1876 года марта 12 дня отлит в Москве на заводе Андрея Самгина, весу в нем 51 пуд 10 фунтов. Московской губернии Звенигородского уезда в Христорождественскую церковь села Филатова при священнике Феодоре Ивановиче Ильинском и старосте церковном Филиппе Васильевиче Сергееве». Надпись на 2-ом колоколе: «Слит в Москве на заводе Самгина, весу в нем 20 пудов 30 фунтов». На остальных колоколах надписей нет, в 3-ем колоколе весу 5 пудов 30 фунтов, в 4-ом – 2 пуда, в 5-ом – 22 фунта и в 6-ом – 12 фунтов». Здесь заканчиваются сведения, переданные со слов бывшего настоятелем церкви священника Феодора Ильинского. В начале XIX века Филатовская церковь считалась домовой и приписной к храму погоста, несмотря на то, что она была каменной, а храм погоста по-прежнему – деревянным; 1808 году последний сгорел. Новая церковь на Погосте так и не была возобновлена: это видно из того обстоятельства, что Филатовский храм в 1817 году стал приходским.  Государственный Исторический Архив/ф. 203 оп. 752 д. 4616 1-1/, а именно к Прошению на имя Высокопреосвященнейшего Августина, архиепископа Дмитровского, Члена Святейшего Правительствующего Синода, от тогдашнего владельца села – Гвардии Прапорщика Петра Алексеева сына Хоненева. Мы сохраняем орфографию и стиль письма, также как и в предложенном вниманию читателя описании церкви священником Ильинским, приведенном выше. «В вотчине моей Звенигородской округи в селце Филатове имеется домовая каменная церковь во имя Рождества Христова (…). Церковь приходская, бывшая деревянною, в 1808 году сгорела, служение исправлять велено от Вашего Высокопреосвященства в моей домовой церкви, как отдельно стоящей, до построения новой церкви. С того самого времени, как церковь сгорела, я не имею в виду никакого к тому приготовления, хотя в протчем в том же году от Вашего Высокопреосвященства и дозволено строить вновь церковь на прежнем месте.

http://sobory.ru/article/?object=08226

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа, досмотра и описи князя Ивана Андреевича Шелешпальского 1680 г. 30 июля: «в селе Зеленой Слободе церковь Покрова Пресвятой Богородицы сгорела, а попа дома не было, а сколько церковной земли сказать некому и в селе Мячкове на церковную Покровскую землю с сотной взять список; а по писцовым книгам Федора Пушкина и дьяка Андрея Строева 1628 г. написано: церковной земли по чети в поле, сена на реке Пахре 20 копен, да на речке Уневке 15 копен, а всею землею владеет покровский поп – того не ведомо». В селе Зеленой Слободе была построена новая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая и была обложена вновь данью… В 1710 – 22 гг. церковь Покрова Богородицы деревянная. Село Зеленая Слобода в XVII ст. находилось Московского уезда в дворцовом ведомстве; в 1646 г. в этом селе числилось 46 дворов крестьянских. В 1710 г. оно было во владении князя Александра Даниловича Меншикова, а в 1729 г. причислено по прежнему к дворцовому ведомству. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. В 1628 году современное село Зелёная Слобода называлось Новой Слободой. В нём стояла деревянная церковь Покрова Божией Матери. Все 33 двора принадлежали каменщикам, добывавших белый камень из Мячковских каменоломен. В 1655 году патриарх Никон начал строить бумажную мельницу (бумага поступала на Государев Печатный двор). В 1709 году село в составе Мячковской волости отдано князю А. Д. Меншикову. В 1728 году оно опять в Дворцовом ведомстве, в XIX веке в Удельном ведомстве. В 1784 году построена ныне существующая белокаменная церковь Покрова Божией Матери (другой придел Страстной иконы Божией Матери), в 1861 году новая трапезная, в начале ХХ века - церковно-приходская школа. Причт церковный состоял из: священника, дьячка, пономаря. В середине XIX века настоятелем был священник Аникита Иванович Красновский, родившийся в 1808 году в семье дьячка. В 1832 году окончил Московскую Духовную семинарию со степенью ученика 2-го разряда. Рукоположен во священника к данному храму. В 1906 году в семье настоятеля храма, священника Иоанна Знаменского, родились известные советские спортсмены-бегуны Георгий (1903-1948), трижды устанавливавший всесоюзные рекорды на средней и длинной дистанциях, и Серафим (1906-1942), которому принадлежали 20 рекордов. В память о них учреждены соревнования на приз братьев Знаменских. От дома о. Иоанна, где родились братья Знаменские, также каждый год проводились забеги спортсменов на разные дистанции.

http://sobory.ru/article/?object=03965

Строительство шло тяжко: за два года возвели цоколь, но дальше работы приостановились из-за нехватки средств. Основной этап строительства прошёл в 1804 – 1808 гг., когда собор был «завершён вчерне», без купола, колокольни и безо всей отделки. Дальше работы опять застопорились по различным причинам. Помимо обычной хронической недостачи средств, это было связано, возможно, со сложностью, нестандартностью самого проекта, нехваткой таких квалифицированных строителей, которые бы его быстро воплотили. Проект составил губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин, один из первых «классицистов» России, ученик Казакова. Собор очень прост и лаконичен по архитектуре, но за этой внешней простотой – уникальная сложность бесстолпной конструкции с первым в России большим безопорным куполом. Закладка такого храма в провинции поначалу даже вызвала лёгкое замешательство в столице. Внешний диаметр купола составил 20 м, внутренний – почти 17 м. У строившегося в те же годы Казанского собора Санкт-Петербурга (арх. Воронихин) купол – 15-метрового диаметра. Ясныгин и Воронихин достроили свои шедевры почти одновременно, в 1811 г. Правда, в калужском соборе предстояли ещё отделочные работы, которые прервала Отечественная война 1812 г. Лишь 10 апреля 1819 г. собор был освящён. Внутренняя высота в нём, от пола до образа Спаса в куполе, составила 36 м. Колокольня оказалась почти вдвое выше – 70 м. Таких больших соборов ни Калуга, ни ближайший к ней регион ещё не знали. В XIX в. Троицкий храм был для калужан тем же, чем Храм Христа Спасителя для москвичей – не только главным собором города, но и памятником победы 1812 года. В нём хранилось 11 знамён калужского ополчения, а также знамя Азовского пехотного полка, спасённое калужанином С.А. Старчиковым в Аустерлицком сражении. Внутри собора был установлен 8-метровый иконостас архитектора М.Ф. Казакова – единственный в России «казаковский» иконостас, который мы знаем. В советское время при разорении храма он был безвозвратно утерян. В 1924 г. собор закрыли и переоборудовали под Дом обороны. Здесь располагались кружки Осоавиахима и школа ПВХО (противовоздушной и химической обороны), действовал кинотеатр и даже одно время располагался зверинец. Осенью 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калуги, было решено взорвать «стратегический объект». К счастью, начальник школы ПВХО, чтобы не тратить боеприпасы, в последний момент заменил способ казни: взрывание – на сожжение. Храм был подожжён и выгорел внутри, но устоял. С 1960-х гг., после частичного ремонта, в нём разместилась спортивная школа. 23 августа 1991 г. Троицкий собор был возвращён Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01578

В 1808 году одна из частей села Петровского была в собственности помещицы Агриппины Ивановны Даудовой, которая была замужем за дворянином Александром Дмитриевичем Даудовым. В 1811 г. он скончался и, тщанием его жены Агриппины Даудовой, в 1812 г. в Петровском была построена каменная Ильинская церковь. Один из её приделов, помещица назвала в честь небесного покровителя своего покойного мужа - свтого благоверного князя Александра Невского. Второй придел был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. В 10-20-х гг. XIX века в архитектуре господствовал классицизм. Ильинская церковь была выстроена в полном соответствии с этим стилем. Выложена она из кирпича, а детали декора (колонны, карнизы и т.д.) - из белого камня. Основной объём храма представляет собой четверик, квадратный в плане, увенчанный купольной ротондой, каковые как раз в эти годы становились популярными. Примыкающая к храму небольшая трапезная - округлая (с закруглёнными углами). Стройная изящная двухъярусная колокольня завершается цилиндрическим ярусом звона и венчается высоким шпилем. Массивная апсида имеет три световых проёма. Северный и южный фасады четверика храма укарашены портиками коринфского ордера, по четыре белокаменных колонны на каждом; поставлены эти колонны на кубические постаменты. В куполе храма были встроены резонаторы звука - голосники. Агриппина Ивановна, будучи вдовой, проживала в собственной усадьбе, находившейся на склоне от храма, возле пруда. 2 июля 1846 года помещица скончалась, её похоронили рядом с могилой мужа, вблизи построенного ею храма. Надгробие Агриппины Даудовой сохранялось в селе Петровском ещё в начале ХХ века. Данные о нём внесены в книгу " Русский провинциальный некрополь " , причём с опечаткой - вместо Даудова - Даурова. В клировых ведомостях Ильинской церкви села Петровского за 1913 года, которые составил здешний священник Пётр Яковлевич Архангельский, указано следующее: " Церковь построена в 1812 г. тщанием вдовы майорши Агриппины Ивановой Даудовой. Зданием каменная с таковой же колокольней в одной связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней три: во имя св. пророка Илии; во имя св. Александра Невского; во имя Божией Матери иконы ея Казанская. По штату при ней положены: священник, диакон и псаломщик " . С 1885 года священником Ильинского храма села Петровское был Пётр Архангельский. Диаконом в церкви служил Василий Дмитриевич Цветков. Последним священником, служившим уже при советской власти, в Петровском был Геннадий Николаевич Лебедев (переведён в Петровское в 1915 году). В церкви у отца Геннадия был хор из молодых людей. Численность его порой доходила до 40 человек. В селе Петровском у него был свой дом, из которого позднее, при раскулачивании, его выселили вместе с детьми, а позже и арестовали 12 августа 1937 года. Батюшку обвинили в принадлежности к " повстанческо-террористической группе " . 19 сентября тройка НКВД приговорила отца Геннадия Лебедева к расстрелу.

http://sobory.ru/article/?object=00419

До 1904 года Воскресенская церковь не имела прихода. Причт содержался на проценты с капитала, составленного из денег, собранных в виде пожертвований и помещенных в ценные бумаги. Указом Св. Синода от 28 июня 1904 года Воскресенская церковь была обращена в приходскую. В сентябре 1918 года в правом приделе церкви по желанию приходского совета был сооружен престол, освященный в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " . В 1918 году советские органы конфисковали принадлежавшие храму деньги. Был сокращен штат священнослужителей из-за отсутствия средств на их содержание. На основании Инструкции Наркомпроса по учету, хранению и передаче религиозного имущества, имеющего историческое, художественное или археологическое значение, часть имущества Воскресенской церкви была передана Пермскому государственному музею. В декабре 1918 года красноармейцами после пыток и издевательств были утоплены в р. Каме священники храма Иоанн Пьянков и Алексий Сабуров, ныне причисленные к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. После закрытия кафедрального Преображенского собора Воскресенская церковь стала главным храмом Пермской епархии. Указом Св.Синода от 5 июня 1931 года церковь получила статус кафедрального собора. В мае 1935 года Президиум Свердловского облисполкома принял решение о закрытии в храма. Сохранились архивные документы, свидетельствующие о существовании проекта перестройки каменного церковного здания под архив. Жалоба верующих в Москву на действия местных властей осталась без внимания. Президиум ВЦИК на заседании 20 февраля 1936 года утвердил постановление о закрытии церкви. В соответствии с общим планом города Перми здание Воскресенской церкви подлежало сносу. В конце 1930-х годов храм был разрушен. http://drevo-info.ru/articles/13671353.html Место на пересечении улиц 25 Октября и Луначарского, где до 1938 г. находилась Воскресенская церковь, является значимым для истории застройки города Перми: на рубеже XVIII-XIX веков по планам губернского города Перми 1802, 1808 и 1824 гг. (до пожара 1842 года) здесь располагалась площадь Сенного рынка (или Сенная площадь). После закладки 30 августа 1863 г. на площади церкви во имя Воскресения Христова, возведенная в честь освобождения крестьян от крепостной зависимости по реформе 1861 г.; освящение ее состоялось 1 октября 1869 г. – бывшая Сенная площадь была переименована в Воскресенскую площадь. В 1936 г. Воскресенская церковь была закрыта, в 1938 г. существовал проект приспособления здания церкви для размещения Пермского архива (проект не был осуществлен). В 1938 г. в соответствии с общим планом реконструкции центра города Перми здание Воскресенской церкви было снесено. Образовавшаяся при этом площадь получила наименование площадь им. Кирова (в настоящее время площадь на карте города не обозначена и является пересечением транспортных магистральных улиц 25 Октября и ул. Луначарского).

http://sobory.ru/article/?object=24357

С началом национально-освободительной борьбы Н. В., по косвенным сведениям, примкнул к об-ву «Филики этерия». С помощью рус. консула Н. Милонаса Н. В. бежал с Хиоса на о-в Идра на рус. корабле незадолго до карательной операции турок. На Идре Н. В. стал секретарем одного из лидеров греч. восстания Д. Ипсиланти. Причины, по которым Н. В. прекратил активное участие в национально-освободительной борьбе, неизвестны. Летом 1822 г. Н. В. переехал на Ионические о-ва, находившиеся под Британским протекторатом, там он преподавал и занимался научной деятельностью: на о-ве Кефалиния Н. В. составлял новые руководства по греч. грамматике и синтаксису, вел оживленную переписку с Кораисом, отправлял ему в Париж черновики и наброски для внесения исправлений и дополнений. В 1828 г. Н. В. по приглашению Ф. Норта, 5-го графа Гилфорда, возглавил богословский факультет Ионической академии на о-ве Керкира (Корфу). Сближение с англичанами и отказ от участия в восстании вызвали критику деятельности Н. В. в печати: против него были направлены анонимные памфлеты. В 1830 г. Кораис предпринял попытку основать в Париже лицей для греч. юношества, который мог бы возглавить Н. В. Летом 1833 г., после смерти Кораиса, Н. В. принял окончательное решение остаться в Греции и помогать жителям разоренного Хиоса, обосновавшимся на о-ве Сирос ( Δημαρς. 1953. Σ. 51). Н. В. руководил гимназией на Сиросе в 1833-1836 гг. В 1837-1854 гг. был профессором, в 1844-1845 гг.- ректором Афинского ун-та. Н. В. предпринял попытку перевода еврейского текста Свящ. Писания на разговорный новогреческий язык без учета Септуагинты. Инициатива создания подобного перевода исходила от Английского библейского об-ва: первые обращения к Кораису с таким предложением относятся к 1808 г. Тогда Кораис поддержал инициативу и назвал Н. В. как возможного переводчика. Тем не менее Н. В. не участвовал в работе над переводом вплоть до конца 20-х гг. XIX в., поскольку начиная с 1818 г. при поддержке Английского библейского об-ва и при одобрении К-польского Патриархата над версией перевода работал буд.

http://pravenc.ru/text/2565020.html

Определением КДУ от 18 авг. 1814 г. было решено, что 1-й учебный курс в новой академии составит 70 воспитанников, и для этого были отозваны из Славяно-греко-латинской академии 20 чел., из Троицкой Лаврской семинарии - 5, из Вифанской - 6, из Ярославской - 4, из Рязанской - 8, из Калужской - 2, из Владимирской - 2, из Вологодской - 6, из Костромской - 8, из Тульской - 9 чел. (РГИА Ф. 802. Оп. 1. Д. 1162, 1215; Ф. 815. Оп. 16. Д. 715). Торжественное открытие МДА в Троице-Сергиевой лавре состоялось 1 окт. 1814 г., в день Покрова Пресв. Богородицы. Литургию у мощей прп. Сергия и акт открытия академии возглавил архиеп. Августин (Там же. Д. 1244. Л. 1-5; Д. 1268. Л. 1-8). Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский. Портрет. 2-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский и Коломенский. Портрет. 2-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Концепция духовного образования, изложенная в «Начертании правил о образовании Духовных училищ и о содержании духовенства при церквах», утвержденная имп. Александром I 26 июня 1808 г. (1 ПСЗ. Т. 30. С. 383-395), предполагала помимо ранее учрежденных академий (Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской) основание новых учебных округов во главе с академиями («несколько епархий вместе имеют одну Духовную академию»), с тем чтобы академии управляли епархиальными семинариями в своем округе. Утверждались и 3 основные цели академического обучения: подготовка к высшим церковным должностям, подготовка преподавателей и ученых, управление семинариями. В соответствии с этими целями предписывалось образование 4 отд-ний в академии: учебного (Академический институт), научного (АК), внешнего правления семинариями и собственно внутреннего правления самой академией. Задача профессиональной подготовки священства перед академией не ставилась, но оставался вопрос, должна ли была как-то реализовываться специфика академии как духовной школы, имевшей непосредственную связь с пастырским служением. Возможно, эта специфика эксплицитно присутствовала при определении первой задачи - подготовки к высшим церковным должностям, но в Уставе 1814 г. на это не указывалось. Впосл. вопрос о связи академий с пастырским служением неоднократно вставал при обсуждении проблем высшей духовной школы. Сложная смысловая нагрузка была связана с третьей, управленческой, задачей академии. Судя по документам комитета, разрабатывавшего проект духовно-учебной реформы в 1807-1808 гг., и по последующим указам КДУ, «управление» подразумевало не только административную, но и учебно-методическую составляющую, а также связь академии с выпускниками (преподавателями семинарий) и буд. студентами (выпускниками семинарий).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Ок. 1700 г. мон-рь был перенесен к Троицкому собору и стал именоваться Троицко-Ильинским, Ильинский храм и выкопанные прп. Антонием пещеры оказались за монастырской оградой. В XVIII в. в Антониевых пещерах существовало 3 храма: во имя прп. Антония, прп. Феодосия и свт. Николая Чудотворца. В XVIII в. в мон-ре были построены двухэтажный архиерейский дом с теплой Сретенской ц., покои архимандрита, пекарня, каменная ограда с 4 башнями, 3 воротами и четырехъярусной колокольней (1774-1775). Архиеп. Лазарь (Баранович) перенес из Новгород-Северского в Б. м. типографию, в к-рой издавались сочинения свт. Ростовского Димитрия (Туптало) (в т. ч. «Руно орошенное, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, или Чудеса образа Пресвятой Богородицы, бывшие в монастыре Ильинском Черниговском»), свт. Иоанна (Максимовича) , архиеп. Лазаря (Барановича), архим. Иоанникия (Галятовского) и др. В типографии трудились писатель Иоанн Величковский , граверы Л. Тарасевич , И. Стрельбицкий, впервые использовавшие для гравирования медные листы. В XVIII в. к Б. м. было приписано ок. 9 тыс. крестьян, обитель владела селами, земельными угодьями, 30 мельницами, 4 стекольными и 3 суконными заводами, добывала ок. 170 пудов железа в год. Ильинская (Черниговская) икона Божией Матери. 1658 г. Мастер прп. Геннадий (Дубенский). Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Ильинская (Черниговская) икона Божией Матери. 1658 г. Мастер прп. Геннадий (Дубенский). Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) В 1786 г. Б. м. был упразднен. Кн. Г. А. Потёмкин предполагал в монастырских постройках открыть Черниговский ун-т, однако этот проект не осуществился. С 1799 г. в мон-ре размещался черниговский архиерейский дом. В 1808 г. при пожаре пострадали Троицкий собор, трапезная Введенская ц. и кельи, вскоре восстановленные. Посетивший мон-рь в 1817 г. кн. И. М. Долгоруков писал, что Черниговский архиерей подолгу проживал в С.-Петербурге, поэтому архиерейский дом управлялся экономом-архимандритом, в обители не было монахов и хора, на богослужениях пели прихожане. В Ильинском храме службы совершались лишь 20 июля - в день престольного праздника. Многочисленные паломники приходили к чудотворной Ильинской иконе, перед к-рой по субботам совершались молебны, посещали Антониевы пещеры, к нач. XX в. расчищенные и обновленные. В 1907 г. архиерейский дом владел 1989 дес. земли, в 1917 г.- 2745 дес., в Б. м. проживали 16 монахов и 2 послушника.

http://pravenc.ru/text/149679.html

Курковский Богородице-Рождественский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Курковский Богородице-Рождественский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1778-1789 гг. (по др. данным - с 1775 по 1793 г.) К. м. возглавлял иеросхим. Манассия, брат Иоанна (Курки). По одной из версий, с 1790 г. руководство скитом принял иером. Иосиф, ранее настоятель Добрушского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря . После смерти иеросхим. Манассии скитом руководил иером. Феофан. В 1802-1806 гг. во главе монашеской общины стоял иером. Афанасий, в 1806-1812 гг.- иером. Иоанникий. XIX в. В 1810 г. (1808?) Сабеу (мон. Филарет) построил 1-ю каменную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящена 8 сент. того же года), деревянную колокольню с 3 колоколами (15, 14 и 13 пудов), новые келии, каменные погреба, кухни и др. Как и в XVIII в., К. м. передавали в собственность землю (всего 2075 дес.), иеромонахи Феодосий и Игнатий в разные годы пожертвовали 16 тыс. р. В 1811 г. викарий Молдо-Влахийского Экзархата Димитрий (Сулима) (впосл. архиепископ Кишинёвский) прибыл в Бессарабию и по распоряжению митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) открыл в скиту школу ланкастерского типа, в к-рую принимали сыновей не только священников, но также мазил (отстраненных от службы бояр) и царан (крестьян). Школа располагалась за оградой обители. Детей учили чтению и письму, христ. догмам. В 1812-1813 гг. К. м. возглавлял иером. Лукиан, с 12 сент. 1813 г.- архим. (позднее - иеросхимонах) Кирилл. В 1817 г. в обители насчитывалось 77 насельников, в т. ч. архимандрит, 9 иеромонахов, 2 иеросхимонаха, 4 иеродиакона, схимонах, 34 монаха (среди братии было 63 молдаванина, 8 русских, 2 грека, 2 болгарина и 2 серба), в 1819 г.- 47 чел., в т. ч. архимандрит, 9 иеромонахов, 4 иеродиакона, 33 монаха, в 1835 г.- 38 насельников, в т. ч. архимандрит, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 17 монахов. С 1820 по 1824 (1822?) г. К. м. возглавлял игумен (архимандрит?) Ириней (Нестерович) , с 1822 по 1832 г.- игум. Антоний, с 1832 по 1 июля 1837 г.- архим. Филадельф (Пузина), ректор Кишинёвской ДС и член Кишинёвской консистории, с 19 июля 1837 г. до кон. 1841 г.- игум. Александр (Сервисский), инспектор и учитель философии Кишинёвской ДС, с 20 дек. 1842 г. до кон. 1843 г.- игум. Афанасий (Диницкий), инспектор и преподаватель Кишинёвской ДС, с 30 янв. 1844 г. по 1 апр. 1848 г.- иером. Анастасий (с 27 мая 1845 игумен, с 1846 архимандрит), одновременно инспектор и преподаватель Кишинёвской ДС. В последующие годы монашеской общиной руководил игум. Иннокентий (Синячевский). В это время в К. м. проживали 28 монахов и 28 послушников. Обитель получала содержание от земледелия, садоводства и скотоводства и владела земельным участком в 1,5 дес. Монахи и послушники работали в винограднике, в саду, на пасеке. Часть насельников были сапожниками, скорняками, кузнецами, шорниками, колесниками, портными.

http://pravenc.ru/text/2462301.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010