Георгия (1502) и другие строения монастыря. Монахи Зографа и поныне поминают в своих молитвах «благочестивых воевод Стефана, Василия, Антиоха и Богдана». В конце XVI – начале XVII вв. значительную роль сыграла деятельность преп. Пимена Зографского (ум. 1620) по восстановлению разрушенных и основанию новых обителей на территории самой Болгарии, прежде всего, в округе Софии. Со второй половины XVIII в. болгарские монастыри вновь переживают расцвет и играют активную роль в возрождении Болгарии и болгарской духовной культуры. Несмотря на исторические потрясения и связанные с ними духовные утраты, мистико-аскетическая традиция в Болгарии имеет непрерывную историю, насчитывающую более 1100 лет. Исихазм в Болгарии стал предметом научного интереса во второй половине XIX в., притом среди иностранных ученых, своими трудами заложивших прочный фундамент будущих штудий и наметивших контуры современных исследований данной темы. Нельзя обойти имена и научные заслуги О. М. Бодянского (1808–1877) 109 , П. Сырку (1855–1905) 110 , К. Ф. Радченко (1872–1908) 111 , А. И. Яцимирского (1873–1925) 112 , Э. Калужняцкого и др. 113 Тот факт, что исихазм в Болгарии и деятельность Тырновской школы стали приоритетным объектом изучения среди международного братства ученых, прежде всего среди русских славистов, – сам по себе является показателем значимости болгарской духовной культуры второй половины XIV в. 114 В конце XIX – начале XX в., параллельно со становлением болгарской науки, развитие которой было значительно замедлено вненаучными, историческими факторами, исихазм и его влияние на болгарскую культуру и литературу постепенно занимают все большее внимание отечественных ученых. К интересующему нас вопросу в первую очередь обратилась плеяда замечательных историков: Д. Маринов, В. Златарски, Й. Иванов. Затем, в 20–30-е гг. ХХ в. болгарский исихазм стал главным предметом научных трудов В. Сл. Киселкова (1887–1973, см. публ. 11 .163–173) 115 , работы которого до сих пор не потеряли своего значения.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Варлаама и неск. драгоценных окладов. Согласно описи 1642 г., помимо Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского храмов в мон-ре находились 2 каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келий, поваренная изба, ограда, хозяйственный двор. В сер. XVII в. к западу от собора по сторонам от надвратного Ильинского храма были построены соединенные между собой корпуса келий для архиерея, казначея и настоятеля, к югу от собора - братские кельи. В 1645 г. в Неревском конце Новгорода, где жил до пострига прп. Варлаам, братия обители поставила деревянную часовню. В 1723 г. в В. Х. м. жили 58 насельников, в 1738 г.- 20. В сер. XVIII в. мон-рь владел ок. 5500 крестьянами. К В. Х. м. были приписаны Городолюбльский мон-рь близ Вышнего Волочка и основанный учеником прп. Варлаама прп. Ксенофонтом Робейский Троицкий мон-рь. Ежегодно в день памяти прп. Варлаама 6 нояб. в мон-ре совершалось архиерейское богослужение, в 1-ю пятницу Петрова поста из новгородского Софийского собора в В. Х. м. совершался крестный ход в память о чудесном предсказании прп. Варлаама прибыть в Софийский собор в 1-ю неделю Петрова поста по снегу на санях. В XIX в. крестные ходы вокруг мон-ря (6 нояб., в день памяти прп. Варлаама, и в 1-ю пятницу Петрова поста) совершались с особой торжественностью, в т. ч. в лодках по Волхову, богомольцам раздавались еда и деньги. Рака с мощами прп. Варлаама Хутынского в Преображенском соборе мон-ря. Фотография. 2003 г. Рака с мощами прп. Варлаама Хутынского в Преображенском соборе мон-ря. Фотография. 2003 г. В 1764 г. В. Х. м. был причислен к 1-му классу; по штатам в мон-ре должны были жить помимо настоятеля 32 насельника. В 1758-1764 гг. и в 1787 - 20-х гг. XX в. настоятелями мон-ря являлись викарии Новгородской епархии, в их числе были свт. Тихон (Соколов ; 1761-1763), епископы Евгений (Болховитинов ; 1804-1808), Амвросий (Орнатский ; 1816-1819), Алексий (Симанский; 1916-1920, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ), др. видные архиереи.

http://pravenc.ru/text/154237.html

В 1808–1814 гг. была проведена духовно-школьная реформа, и Синоду понадобился катехизис, который имел бы универсальное применение, обеспечив единообразие проповеди и в школах, и для народа. В Синоде считали, что «Православное исповедание» Петра Могилы не лишено католического налета, а катехизис митр. Платона (Левшина) слишком краток 16 . Это был первый в истории России официальный заказ на создание катехизиса. Составление такого катехизиса поручили будущему митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) . В начале XIX в. усиливается религиозно-нравственное направление в богословской мысли, что связано с работой Российского библейского общества и возвышением значения Священного писания. Первая редакция катехизиса была выполнена под влиянием этого движения. Митрополит Филарет принципиально хотел разделить богословие и научение народа вере и жизни по вере, он писал: В катехизисе преподается учение о благочестии первоначальное и краткое, а в богословии – полное и пространное 17 . Митр. Филарет был учеником и последователем митр. Платона. Он хотел написать свой катехизис на основании его опыта катехизических наставлений. Однако наступили годы реакции, и религиозно-нравственное направление в богословии сменилось догматическо-полемическим 18 . Новый обер-прокурор граф Протасов ввел в школах «Православное Исповедание» митр. Петра Могилы. В условиях новых прокатолических веяний митр. Филарет должен был переделать свой катехизис в соответствии с исповеданием. Ему пришлось идти на многие уступки: например, включить в катехизис католическое учение о предопределении, заменить первоначальный русский перевод цитат из Священного писания и святых отцов церковно-славянским языком, многие слова в тексте катехизиса были заменены на старинные, славянизировались обороты речи 19 . Была добавлена глава о Священном предании, несмотря на протесты митр. Филарета, который отстаивал несомненное первенство Священного писания в вопросах веры 20 . Требование ввести церковные заповеди (регламентирующие обязанности верующих по отношению к церкви и духовенству) митр. Филарет категорически отверг, говоря, что человеческие (церковные) заповеди при заповедях Божьих излишни.

http://azbyka.ru/istoriya-sostavleniya-k...

Тогда же были основаны все 7 казачьих станиц на территории совр. К.-Б. В 1780 г. было основано Константиногорское укрепление (совр. г. Пятигорск), в 1784 г.- крепость Владикавказ. Кабардинцы оказывали упорное сопротивление, в 1765, 1769, 1774, 1778-1779, 1785, 1794-1798 гг. шли боевые действия, особенно масштабными они были в 1778-1779 гг. в районе Пятигорья. В 1793 г. были учреждены родовые суды и родовые расправы, в результате чего судебная система в Кабарде перешла под контроль российской администрации, были ограничены власть князей и влияние мусульманского духовенства. В 1799-1807 гг. в Кабарде развернулось шариатское движение. Во время экспедиций в 1804, 1805 и 1810 гг. царские войска подавили сопротивление ок. 300 кабардинских аулов. Окончательное покорение Кабарды связано с ген. А. П. Ермоловым. В 1822 г. он основал во внутренних районах Кабарды ряд казачьих укреплений по рекам Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Урвань, Черек и Урух, тем самым закрыв выходы на равнину из горных ущелий. К окт. 1822 г. на месте Нальчика, с 1808 г. являвшегося резиденцией кабардинских князей и административно-политическим центром Кабарды, по приказу Ермолова была построена крепость Кавказской линии, в 1838 г. при крепости было заложено военное поселение, в 1871 г. преобразованное в слободу - центр Нальчикского окр. Терской обл. В 1822 г. в Приэльбрусье была построена крепость Каменномостская. В 1825 г. царские войска под командованием А. Л. Вельяминова подавили последнее крупномасштабное восстание и в Кабарде был установлен военно-карантинный режим. Кабардинцы, не желавшие подчиниться российской администрации, в 10-20-х гг. XIX в. бежали в Закубанье (совр. Адыгея), где их аулы образовали т. н. Хажретову Кабарду (Беглую Кабарду), а также в долину Б. и М. Зеленчука (ныне Карачаево-Черкесия), образовав там особую группу зеленчукских кабардинцев (отдельно там же известны бесленеевские кабардинцы); часть кабардинцев переселилась в Чечню, в Дагестан и в Османскую империю. По разным оценкам, из Кабарды уехали от 15 до 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Николо-Чудцы, урочище. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Николаевская в Чудце (Николо-Чудцы) каменная, с такою же колокольнею и оградой; построена в 1808 г. попечением гг. Ивана Антонова, Ирины и Агриппины Карповых. Кладбище при церкви. Престолов 3: в холодной а) в ч. Казанской иконы Божией Матери, в теплой б) правый во имя святит. Николая, в) левый во имя вмч. Параскевы. Расстояние от Костромы 150 в., от Солигалича 70 в. Ближайшие церкви: Благовещенская на р. Монзе Буйского уезда в 12 в., Ильинская с. Тутки в 18 в. и Васильевская с. Демьянова в 20 в. http://www.old-churches.ru/so_040.htm Приход Николо-Чудца (или, по документам XIX в., Никола-Чудцы). Его центр – погост Николо-Чудца – расположен на высоком холме у впадения ручья Николка (Никольского) в р.Кострому. Каменный храм, освященный в честь свт. Николая Чудотворца, был построен в 1808 г. и закрыт властями в 1930-х гг., однако не был разрушен. Его колокольня, которую видно со всех трех концов обширного прихода, до сих пор служит главным ориентиром и объединяющим центром его территории. Оригинальный храм в стиле классицизма состоит из приземистого четверика, увенчанного высокой крупной двухсветной ротондой, перекрытой куполом. Основной объём соединен с трёхъярусной стройной колокольней широкой трапезной. Имела тёплые приделы Николая Чудотворца и мчц. Параскевы Пятницы. Церковь сохранилась, в настоящее время заброшена. Незаурядный памятник провинциальной архитектуры в стиле зрелого классицизма с довольно редкой для сельских приходских храмов костромских земель объемной композицией. Расположен на северной окраине не существующего в настоящее время села, на высоком месте, недалеко от берега реки Костромы. Церковь Николая Чудотворца с приделами Казанской Богоматери и Параскевы Пятницы построена около 1808 г. на средства дворянок Ирины и Агриппины Карповых (вероятно, помещиц – прихожанок храма). Первоначально трапезная была короче и, по-видимому, соединялась с колокольней притвором. В 3-й четв. 19 в. в 50 метрах к юго-западу от храма был выстроен дом причта. Вероятно, тогда же была возведена и кирпичная ограда вокруг церковной территории – от нее сохранились фрагменты двух массивных пилонов западных ворот (на северном пилоне уцелела одна из двух колонн). Предположительно в кон. 19 в. трапезная была удлинена в западном направлении, при этом были переложены своды в ее старой части. В советское время разобраны крыльцо перед северным входом в храм и каменная ограда вокруг церкви. В кон. 20 в. утрачен классицистический иконостас храма. Кирпичное здание побелено по кладке.

http://sobory.ru/article/?object=39046

Усолье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Сергия Радонежского , Николая Чудотворца Год постройки:1808. Адрес: Россия, Владимирская область, Камешковский район, с. Усолье Координаты: 56.463825, 41.099722 Проезд:Автодорога Камешково-Ковров через ж/д станцию Новки, через 8км возле д. Придорожный развилка и поворот без указателя на север, на пос. им. Кирова, 7км до поселка. Возле фабрики в центре поселка и памятника Кирову поворот направо, на восток, 5км щебеночной дороги а плохом состоянии на Усолье. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Усолье расположена на высоком берегу реки Уводь. Церковь окружена каменной оградой с башнями и двумя воротами, которые, вкупе с ее масшатабными объемами, образуют внушительный ансамбль в центре села. В архитектуре церкви доминирует классицизм с элементами и стилистикой типичного суздальского посадского храма. Церковь действующая, состояние удовлетворительное. В с. Усолье Ковровского района в 1930-е гг. верующие исправно уплачивали ренту за землю под церковью и в ограде. Трава в ограде предназначалась как плата сторожу. Но летом 1935 г. председатель сельсовета Малинин и председатель кооператива Курочкин скосили траву для фельдшера. 20 ноября 1937 года в Ковровский горсовет с письмом обратился Комитет по охране памятников революции, искусства и культуры при ВЦИК, где предлагалось рассмотреть вопрос о взятии на местную охрану церковного здания в с. Усолье. В 1938 г. Казанская церковь была закрыта. //Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 106, 113, 115. При двух последний иереях в 1804-1808 гг. на собранные приходскими крестьянами средства был выстроен каменный пятиглавый двухэтажный храм с высокой четырёхъярусной колокольней. Позже храм был окружен массивной каменной оградой с тремя вратами: восточными, южными - ныне действующий вход, и западными - ныне калитка на кладбище, угловыми башнями и пристроенными к ней двумя каменными домами. Строился он монахами Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Кирпич для постройки храма производился в самом селе. Освятили храм в 1808 г.  с тремя престолами: преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и во имя Святителя и Чудотворца Николая – нижний этаж (теплая церковь) и Казанской иконы Божией Матери – верхний, холодный храм. Достраивалась церковь вплоть до 1817 года. Некоторую перестройку церковь претерпела во второй половине XIX века. Перестройка коснулась второго этажа, гда была создана крытая паперть с входом через первый ярус колокольни вместо первоначального лестничного марша, ведшая прямо в трапезную холодной церкви с площадки на перекрытии паперти первого этажа.

http://sobory.ru/article/?object=02496

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) (Баженов [Бажанов] Александр Филиппович; 1784, с. Заглухино Каширского у. Тульской губ.- 29.06.1862, Псков), архиеп. Псковский и Порховский. Род. в семье причетника. В 1795-1808 гг. учился в Коломенском ДУ, Тульской ДС, в 1811 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 16 сент. 1811 г. назначен преподавать словесность в Тульской ДС. С 1 сент. 1818 г. преподавал риторику, а позже - гражданскую историю в Казанской ДС. 16 февр. 1819 г. в Казани Баженов был пострижен в монашество, 19 февр. рукоположен во диакона, 22 февр.- во иерея. С 6 апр. 1819 г. игумен Седмиезерной пустыни , с 20 июля того же года архимандрит, настоятель симбирского Покровского мон-ря. С 14 авг. 1819 г. ректор и профессор богословия Тобольской ДС, с 22 авг. того же года настоятель тобольского Знаменского мон-ря, с 15 сент. 1824 г. ректор и профессор богословия Костромской ДС, настоятель костромского Богоявленского мон-ря. Кроме того, с 1819 по 1828 г. Е. был поочередно в Казанской, Тобольской и Костромской епархиях присутствующим консистории, кафедральным цензором и благочинным мон-рей. В 1828 г. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, назначен законоучителем С.-Петербургского 1-го кадетского корпуса. Когда в апр. 1829 г. была учреждена Новочеркасская епархия, Святейший Синод предложил имп. Александру I кандидатуру Е. в качестве главы новой кафедры, но вскоре последний получил др. назначение - в Тамбовскую и Шацкую епархию. 9 июня 1829 г. состоялось наречение, а 11 июня в Успенском соборе Московского Кремля - хиротония Е. во епископа Тамбовского и Шацкого, к-рую возглавил митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) . Современники называли Е. «крайне ретивым при исполнении своих обязанностей и надменным по отношению к духовенству».

http://pravenc.ru/text/186965.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВАСОВЫ русские архитекторы эпохи барокко и раннего классицизма. Андрей Васильевич (далее - А. В.) (не позднее нач. 20-х гг. XIX в. (1718?) - не ранее 1778, г. Глухов Черниговской обл.?) предположительно жил в С.-Петербурге, в 1734 г. был принят «архитектурным учеником» в Канцелярию от строений, работал при И. П. Давыдове и И. Я. Бланке. В качестве помощника под началом архит. М. Г. Земцова в Москве участвовал в оформлении коронации имп. Елизаветы Петровны: вместе с Бланком возводил триумфальную арку у Мясницких ворот Земляного города по проекту Земцова (1742, перестроена Д. В. Ухтомским в камне в 1753-1757); работал в Анненгофском и Лефортовском дворцах в нач. 40-х гг. XVIII в. В нач. июля 1743 г. определен имп. Елизаветой смотрителем при строительстве Царскосельского дворца по проекту Земцова. Имп. указом от 17 окт. 1743 г., вскоре после кончины Земцова, «за прилежность и полученное искусство» А. В. был удостоен звания архитектурного подмастерья (гезеля). Б. Ф. Растрелли стремился сделать его своим помощником, но тот был командирован императрицей в псковские имения ( Барышникова. 1997. С. 610). Первые самостоятельные работы А. В. связаны с Царским селом (с 1808 г. Царское Село, ныне Пушкин) - расширение Большого (Екатерининского) дворца и строительство павильонов в 1744 г. Помощником Земцова в Царском селе был Дж. Трезини, а с мая 1745 г.- С. И. Чевакинский, с к-рым А. В. трудился на строительстве дворца до 1751 г. По мнению Н. П. Новаковской, работы Земцова, А. В. и Чевакинского этого времени трудно разделить из-за отсутствия источников ( Новаковская. 1971. С. 7). Проект дворца, который приписывают А. В., известен по деревянной модели (ГМЗ «Царское Село»). Основные черты его композиции - центральный объем, соединенный галереями с 2 флигелями, на одной линии с к-рыми располагались церковь (справа) и оранжерея (слева), площадь перед дворцом, образованная полукруглыми очертаниями служебных построек,- были сохранены при перестройках, осуществленных в 1752-1756 гг. по проекту архит. Растрелли при участии Чевакинского ( Петров. 1960. С. 225). Новаковская считала недостаточно обоснованной принадлежность деревянной модели этого дворца А. В. ( Новаковская. 1971. С. 14). А. В. участвовал также в сооружении путевого дворца имп. Елизаветы Петровны в Пулкове, дворца канцлера А. П. Бестужева-Рюмина на Неве (1744-1747, на месте ныне существующего здания Сената), в строительстве Смольного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1684019.html

Воронеж. Церковь Самуила пророка. Карта и ближайшие объекты В Воронеже было только две одноименные церкви - Вознесенская приходская и Вознесенская кладбищенская. Этой второй, не имевшей прихода и больше известной под названием Чугуновской, и посвящен данный очерк. В дополнение к существовавшим Терновому и Предтеченскому, в начале XIX в. возникло еще одно городское кладбище. Под него отвели обширный участок в конце Старо-Московской улицы, обязанной своим названием проходившей здесь некогда дороге на Москву. По генеральному плану 1774 г. выезд в первопрестольную был переведен на Большую Московскую улицу, старый тракт запустел. Четверть века спустя Старо-Московская (позже - Большая Садовая, ныне улица К. Маркса) стала упираться в погост. Судя по планам города, церковь и кладбище появились одновременно. В 1808 г. в створе улицы была построена Вознесенская церковь, она и дала официальное имя кладбищу. Но оно практически не употреблялось, все горожане знали кладбище как Чугуновское. Не потому, что местность примыкала к железной дороге, или " чугунке " , - ее еще тогда не было, - а потому, что храм строился на пожертвования богатого купца Самуила Никитича Мещерякова, за огромную физическую силу прозванного " Чугунным " . Каменная с трехъярусной колокольней церковь, построенная в стиле зрелого классицизма, имела в ряд с главным алтарем два придела: апостола Иоанна Богослова и Владимирской иконы Божией Матери. Вознесенский храм не отапливался и поэтому считался холодным, или летним. Десятилетие спустя после его появления на кладбище начали строить вторую церковь, что было исключительным случаем. Народное предание, записанное Д.И. Самбикиным, дает этому событию такое толкование. Побуждением к постройке второй церкви стало то, что во вновь возведенной повесилась какая-то девушка. В храме уже был поставлен иконостас, рабочие отправились обедать и по возвращении увидели самоубийцу. По решению епархиального начальства Вознесенская церковь до времени оставалась неосвященной. Возможно, все произошло именно так, как это сохранила народная память, но можно найти и другую, более логичную причину: желание иметь теплый храм для зимнего времени. И эта церковь была построена по обету и на средства купца Мещерякова в 1822-1824 гг. наименовали ее во имя Самуила. Святой Самуил - учитель добра и справедливости у евреев, провозвестник воли Божией и пророк Господень. Его мощи были перенесены в Константинополь в 406 г. императором Аркадием. Престольный праздник отмечается 20 августа (2 сентября). В его память в епархии был единственный храм.

http://sobory.ru/article/?object=08970

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИФОНТ Прп. Нифонт Телеговский. Фрагмент иконы «Святые земли Красноборской». 2009 г. Иконописец С. А. Ширинкин (ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл.) Прп. Нифонт Телеговский. Фрагмент иконы «Святые земли Красноборской». 2009 г. Иконописец С. А. Ширинкин (ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл.) († после 1553), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Телеговский, Устюжский. Святой не упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых». Не указан он также в списке Вологодских святых, составленном в 1811 г. еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым , 1808-1813; впосл. митрополит). Однако он назван основателем в 1553 г. Троицкого Телегова мон-ря в Устюжском у. на р. Сев. Двине (ныне дер. Монастырская Пашня Красноборского р-на Архангельской обл.) в списке вологодских мон-рей еп. Евгения (Болховитинова) и в статье о Телегове мон-ре, помещенной в 6-м томе ИРИ (М., 1815) архим. Амвросия (Орнатского). В перечне Вологодских святых еп. Евгения значатся 73 святых ( Суворов Н. В. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. Приб. 1. С. 10-20). Преподобный Н. и блж. Кирилл Вельский под номерами 74 и 75 были добавлены в этот список позднее, вероятно при еп. Иннокентии (Борисове) (ВОКМ. 11914. Л. 17, XIX в.; опубл.: Верюжский. Вологодские святые. С. 8-16). Однако здесь Н. назван не основателем, а «поновителем» Телегова мон-ря. В справочнике П. М. Строева основателем Троицкого Телегова мон-ря и игуменом в 1555 и 1557 гг. указан Дионисий ( Строев. Списки иерархов. Стб. 780. 55). Монастырь был разорен в 1613 г. польско-литов. отрядами, затем восстановлен. Согласно росписи 1657 г. казенных доходов Устюжского у., обитель платила в казну 11 р. 14 алтын (АЮБДР. Т. 3. 317. Стб. 175). В 1682 г. к монастырю было приписано 35 крестьянских «половничьих дворов» (ДАИ. Т. 10.

http://pravenc.ru/text/2577711.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010