85 О борьбе по устранению мусульманского гарема с кровли храма Гроба Господня см. выше примеч. 43. 86 Патриарх Кирилл II занял в 1845 г. иерусалимский престол с помощью русской дипломатии, способствовавшей устранению интриги Константинопольской Патриархии, пытавшейся неканоническим путем провести на этот престол своего, константинопольского, ставленника. См. подробнее: Лисовой Н.Н. , Смирнова И.Ю. Участие русских дипломатов в церковно-политической жизни Восточных Патриархатов в середине XIX века//Российская история. 1. М., 2009. С. 5–25. 87 Исторически сложилось так, что почти все архиереи («владыки») Иерусалимского Патриархата постоянно пребывали и пребывают в Иерусалиме. 88 Неаполь – современное арабское название этого города Наблус, современное еврейское – Шхем (библейское Сихем). 90 Рясофор – греч. ‘носящий рясу’, низший чин посвящения в монашество, хотя в данном случае уже с переменой имени. 94 Монастырь Святого Креста в Иерусалиме мог по-разному передаваться в русских документах, как светских, так и церковных: Крестный, Крестовый, Крестовский. 95 Гобат Самуил (Samuel Gobat; 1799–1879) – известный миссионер, протестантский епископ Иерусалима. Родился в Швейцарии, воспитанник Базельского Миссионерского Общества. Знаток арабского и греческого языков. До своего назначения в Иерусалим в течение 20 лет был миссионером Лондонского Миссионерского Общества, жил в Эфиопии, руководил переводом Библии на арабский язык на Мальте. Второй протестантский епископ Иерусалима (1847–1879) – объединенной англиканско-лютеранской епархии, созданной по соглашению между британским и прусским правительствами (1841), ставленник Пруссии. Активно занимался прозелитизмом среди православных арабов, широко используя просветительные и гуманитарные проекты: создавались протестантские школы, больницы и амбулатории, работали научные экспедиции из протестантских стран. 96 Анфим (1718–10.11.1808), Патриарх Иерусалимский в 1788–1808 гг. – выдающийся духовный писатель и богослов. Род. в Месопотамии; образование получил в Иерусалимской греческой школе. Обновил ряд иерусалимских монастырей (в том числе св. Екатерины и св. Евфимия), а также сирийский монастырь Богородицы (Сайданайский). Постоянно проживал в Константинополе. В последние годы его патриаршества обострился конфликт за святые места Иерусалима и Вифлеема между православными и армянами. Когда 30.09.1808 произошел пожар иерусалимского храма Воскресения, греки обвиняли в этом армян, а армяне греков. Анфим перед кончиной сумел отстоять перед султаном Махмудом II право Иерусалимской Церкви на ремонт и реставрацию храма, а, соответственно, имущественные прерогативы православных греков, указанные в фирманах прежних султанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Аскольдова могила. Худож. Т. Шевченко. 1846 г. Сепия, акварель (ГПИБ) Аскольдова могила. Худож. Т. Шевченко. 1846 г. Сепия, акварель (ГПИБ) В 1811 г. в результате пожара было уничтожено большинство жилых построек на Подоле, что позволило его полностью реконструировать согласно плану Гесте при активном участии Меленского. Новая регулярная планировка учитывала сохранившиеся архитектурные ансамбли: напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Притиска) замкнула перспективу ряда улиц, комплекс Ильинской ц. с колокольней стал одним из акцентов в застройке днепровской набережной. Пожар повредил большое количество старых храмов, их возобновление проводилось с учетом новых вкусов классицизма. С ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (Пирогощей) - кирпичного здания домонгольского периода - были сняты пострадавшие 4 угловые башенки-главки, ее фасады приобрели завершения в виде треугольных фронтонов (разрушена в 1935, условно воссоздана). Обновлена была ц. прор. Илии на Подоле, на месте древнейшего храма К.: в 1-й пол. XIX в. пристроен придел с юга и притвор с портиком с запада. Барочные купола Покровского храма получили завершения в формах классицизма, в 1824 г. к его зап. фасаду был пристроен 2-этажный объем новой теплой церкви. Храм свт. Николая Чудотворца (Притиска) и Крестовоздвиженская ц. на Кожемяках (1811) были восстановлены с сохранением барочных форм декора. На Подоле одновременно с масштабными работами по реконструкции в 20-х гг. XIX в. Меленским велось классицистическое строительство: во Флоровском (1818-1832), в Братском (1815-1826) монастырях, а также в Выдубицком монастыре (1829-1833) и Киево-Печерской лавре (1826); были сооружены 5-главая ц. свт. Николая Доброго (1800-1808, разрушена в 1935, сохр. колокольня 1716 г.) и ц. Рождества Христова - октагон на Почтовой пл. (1808-1814, разрушена в 1930, воссоздана). Новый облик К. приобрел после того, как были срыты валы древних княжеских «городов» и на их месте в сер. XIX в. проложены ул. Ярославов вал, Трехсвятительская, Прорезная.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

В 1844 г. была открыта также Ризарьевская школа в Афинах (основатели – греки-братья Ризарии). В 1882 г. была открыта богословская школа в Кесарии Каппадокийской при монастыре св. Иоанна Предтечи. В 1894 г. открыта семинария на о. Крит, а в 1898 г. – богословская школа на Афоне (в Карее). XIX век . Политика турецкого правительства по отношению к грекам резко изменилась в худшую сторону в 20-е гг. XIX в. В 1821 г. произошло Морейское восстание (на территории Греции) против турецкого ига. Между греками и турками началась открытая война. 10 апреля 1821 г., в день Пасхи, после праздничной литургии был казнен Патриарх Григорий V (1797 – 1798, 1806 – 1808, 1818 – 1821), обвинявшийся в соучастии бунта греков. После этого турки казнили и других иерархов (митрополитов Ефесского Дионисия, Никомидийского Афанасия и др.). Султан повелел разрушить в Константинополе все христианские храмы. В первый год греческого восстания турки казнили до 80 греческих архиереев. Террор и казни духовенства распространились и на Балканы, в том числе и на Афон. В 1828 – 1829 гг. произошла русско-турецкая война, закончившаяся Адрианопольским мирным договором, по которому признавалась автономия Греции, а Россия получила от Турции подтверждение своего права покровительства православным христианам на Востоке. Тем не менее положение христиан в лучшую сторону не изменилось В 40-е гг. XIX в. произошли массовые избиения христиан в Фессалии, Македонии, Румелии, Болгарии, Фракии, на острове Самос. После Крымской войны 1853 – 1856 гг. султанское правительство проводит ряд реформ, направленных на частичное уравнение прав мусульман и христиан в судебной и административной сфере. В плане отправления религиозных обязанностей православные подвергались по-прежнему стеснению, не имели свободы вероисповедания (хотя она и была формально объявлена указом 1856 г.), турки продолжали насильственно обращать православных в ислам (например, в 1858 г. в Аравии, в 1860 г. в Сирии). В итоге названные явления привели к мощному национально-освободительному движению, направленному против турок и развернувшемся главным образом на Балканах, начиная с 1870-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Протоиерей Александр Витальевич Берташ – кандидат искусствоведения, кандидат богословия, настоятель церкви свв. Царственных Страстотерпцев РПЦ МП в Бремене, древлехранитель Берлинско-Германской епархии, эксперт фонда Д.С. Лихачева. alexanderbertash@gmail.com. Kleine Westerholzstr. 17. 28309 Bremen, Germany. ORCID: 0000-0003-3486-0490 Ксения Владимировна Линькова – магистр искусствоведения, аспирант и приглашенный преподаватель Школы исторических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», klinkova@hse.ru. Покровский бульвар, д.11, Москва, Российская Федерация, 109028. ORCID: 0009-0000-1135-1808 Сноски 1. Котков В. М. Военные и морские храмы России в XIX – начале XX века: в 5 т. СПб., 2020. 5 т. 2. Ивицкая А.Н. Материалы по истории военно-храмового строительства в фондах Российского государственного исторического архива//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, 183. С. 165-171. 3. Берташ Александр, прот. Строительство военных храмов при протопресвитере Александре Желобовском и их стилистика//История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв. СПб., 2015. С. 62–84. 4. Линькова К. В. Полковые базилики и их место в русской архитектуре второй половины XIX — начале XX века//Искусствознание. 2022. 2. С. 350–365. 5. Берташ А. В. Тип военных храмов архитектора К. А. Тона в русском зодчестве середины – второй половины XIX века//Бомбардир. Военно-историческое приложение к журналу «Вооружение. Политика. Конверсия». 14. 2001. С. 98–102. 6. Керсновский А. А. История русской армии: в 3 ч. Белград, 1933–1935. Ч. 3. 1881- 1917 гг. С. 520. См. также: Куропаткин А. И. Задачи русской армии: в 3 т. СПб., 1903. Т. 3: Задачи России и русской армии в XX столетии. 7. РГВИА. Ф. 400. Оп. 36. Д. 8. Л. 377. 8. Берташ Александр, прот. Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский. Биографический очерк//История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. Сборник материалов церковно-исторической конференции/Под ред. Д. А. Карпука. СПб., 2015. С. 4–20.

http://sobory.ru/lib/6_voennye_hramy.htm...

55° 45 " 56.96 " N, 37° 37 " 49.09 " E православный мужской монастырь, находящийся в центре современной Москвы, на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). До 1918 года имел статус заштатного; ныне ставропигиальный. 56° 33 " 17.10 " N, 38° 1 " 36.20 " E Кирпичная церковь на высоком подклете, выстроенная в 1690-1695 гг. на средства иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Иоасафа. Бесстолпный одноглавый трёхапсидный четверик с трапезной, неоднократно перестраивавшийся. Колокольня выстроена в 1810-1811 гг. 56° 1 " 17.25 " N, 37° 52 " 20.87 " E Деревянная одноглавая церковь (1875) с небольшой трапезной и звонницей была перенесена в Новую Деревню в 1922 из Пушкино, переосвящена из Свято-Духовской в Сретенскую. 55° 49 " 41.90 " N, 35° 37 " 50.32 " E Деревянный храм с ярусным завершением состоит из четверика, увенчанного тремя убывающими восьмериками, и перекрыт куполом. Трапезной он соединён со столпообразной колокольней. 54° 54 " 40.35 " N, 37° 23 " 55.69 " E Церковь типа восьмерик на четверике в духе московского барокко, построенная в 1702 г. Трапезная в стиле классицизма с Космодамианским (известен с XVI в.) и Толгским (устроен в 1820-х) приделами выстроена вновь в 1814-1819 гг., высокая колокольня построена в 1833 г. 56° 12 " 36.93 " N, 37° 55 " 4.18 " E Небольшая деревянная одноглавая церковь простой архитектуры, в плане восьмигранная, с колокольней. Выстроена в 1997 г. по инициативе местной жительницы Р.И. Киселёвой при помощи ХПП Софрино, освящена в память прежде бывшей часовни. 55° 42 " 0.58 " N, 37° 19 " 14.46 " E Деревянный храм, модульное здание, поставленная в 2016 г. В январе 2020 г. выделен участок под строительство постоянного храма. 59° 39 " 10.62 " N, 33° 31 " 14.46 " E Основан по указу Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом 56° 28 " 54.51 " N, 38° 12 " 18.15 " E Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике с классицистическим декором, с небольшой трапезной и колокольней. Сооружена в 1796-1808 гг., Предтеченский придел пристроен к трапезной с севера в XIX в.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

XIX в. Первым храмом обители стала возведенная в 1634 г. тщанием П. А. Глядкова церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. К кон. XVII в. храм обветшал и в 10-х гг. XVIII в. был перестроен в одноглавую каменную церковь. В 1737 г. в ней находился 4-ярусный иконостас с иконами «греческой живописи» ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 64). Храм просуществовал вплоть до 1833 г., когда был разобран, при этом его иконостас был продан в с. Матюшево Горбатовского у. (Там же. С. 67). В 1833-1836 гг. на месте разобранного храма возведена 5-главая 4-столпная зимняя церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (подрядчик - крестьянин с. Городец Я. Г. Мохов), отделочные работы в которой продолжались до 1838 г. ( Дёгтева. 2015. С. 168-170). Значительные пожертвования на сооружение юж. придела нового храма были сделаны коллежским советником Д. С. Шнитниковым. При возведении храма использовался кирпич от разборки ряда монастырских зданий и сооружений, в т. ч. старой Владимирской ц., торговых лавок, монастырской ограды и сев.-вост. башни (Там же. С. 169). Правый (южный) придел во имя свт. Димитрия Ростовского освящен 18 дек. 1837 г., левый (северный) придел во имя Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) - 20 июня 1838 г., а главный престол - 21 июня 1838 г. еп. Нижегородским Иоанном (Доброзраковым; впосл. архиепископ) (Там же). Иконы для храма выполнили арзамасский худож. Гладков и нижегородский худож. Железнов ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 69). В 1858 г. храм расписан, в 1901 г. росписи были частично заменены новыми ( Дёгтева. 2015. С. 170). В 1898-1900 гг. с зап. стороны храма по проекту нижегородского епархиального архит. А. К. Никитина пристроена новая паперть, в помещении к-рой разместилась монастырская б-ка (Там же. С. 171). В 10-х гг. XVIII в. устроена надвратная церковь во имя апостолов Петра и Павла, существовавшая в XVIII в., но разобранная в 1808-1809 гг., после чего престол был перенесен в храм в трапезном корпусе. В 1804-1819 гг. возведена архитектурная доминанта обители - 5-главый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

В. Я. Баженов ( 25 янв. 1831), кн. В. Б. Болховский ( 5 нояб. 1801), ген.-майоры Е. И. Великопольский ( 4 авг. 1802), В. А. Глухов ( 1 мая 1835), С. Н. Кастелий ( 23 дек. 1803), А. П. Лецкой (5 мая 1800), А. А. Растовский ( 20 авг. 1830), вице-адмирал А. И. Де-Траверсе ( 18 февр. 1850), казанский гражданский губернатор И. Г. Жеванов (21 окт. 1830), многие купцы и почетные горожане. Совр. архитектурный ансамбль К. З. м. включает 2 отреставрированные постройки (бывшие настоятельский корпус (1808-1809) и Всехсвятский храм, в 2000 освященный архиеп. Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным) в честь Успения Пресв. Богородицы), а также ряд построек кон. XX - нач. XXI в., в стиле древнерусской архитектуры. Успенская (Всехсвятская) ц.- храм XVII в., почти полностью перестроенный в рус. стиле в кон. XIX в. по проекту епархиального архит. Ф. Н. Малиновского. Возможно, от храма 1681 г. сохранились подклет и нижние части - 3 апсиды вытянутого в ширину четверика и широкой трапезной. В XIX в. были надстроены центральная апсида и трапезная, а четверик получил 2-скатную поперечно ориентированную кровлю с 4 небольшими главками по углам и небольшим шатром по центру. Троицкий собор Зилантова мон-ря. 2000-е гг. Фотография. 2011 г. Троицкий собор Зилантова мон-ря. 2000-е гг. Фотография. 2011 г. В центре К. З. м. построен Троицкий собор (по образцу собора Троице-Сергиевой лавры ), внутренние росписи к-рого выполнила артель из Сергиева Посада. На месте бывш. Алексиевской ц. возведен шатровый храм во имя св. кн. Владимира (2002-2006), эклектично сочетающий формы XVII и кон. XIX в. с некоторыми современными деталями. Близ К. З. м. построены часовни во имя прп. Серафима Саровского и в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня (2005) обители, одна из самых высоких в Казани, представляет собой удачную стилизацию под характерные для Казани ярусные нарышкинские колокольни 1-й пол. XVIII в., но при этом никак не соответствует формам снесенного в советское время надвратного Алексиевского храма, недалеко от места расположения к-рого она построена.

http://pravenc.ru/text/1319824.html

В 1808 г. насчитывалось 443 правосл. мон-ря без приписных (349 мужских и 94 женских), 3118 монахов, 1148 послушников. В 1815 г. действовали 478 мон-рей (387 мужских и 91 женский), в которых проживали 6,6 тыс. чел. (4,9 тыс. монахов и 1,7 тыс. монахинь). В течение XIX в. количество муж. мон-рей возросло в 1,5 раза, а женских - в 4,9; численность монахов увеличилась в 3,1 раза, а монахинь - в 9,2. Рост обителей происходил благодаря восстановлению упраздненных после 1764 г. мон-рей, созданию новых, переходу в Русскую Церковь старообрядческих обителей, а также за счет мон-рей, находившихся на территориях, вошедших в этот период в состав России (напр., в Грузии и Бессарабии). В 1914 г. насчитывалось 1025 мон-рей и общин и 94 629 монашествующих (29 128 монахов и монахинь и 65 501 послушников и послушниц). В монастырских владениях с привлечением наемного труда монахи занимались хлебопашеством, огородничеством, садоводством, ското- и птицеводством, пчеловодством и часто внедряли самые прогрессивные технологии. Также обители сдавали свои владения в аренду, с кон. XIX в. богатые мон-ри занимались и финансовой деятельностью, имели вклады в банках и давали деньги в ссуду. Ок. 20 монастырей, расположенных в Заволжье, Приуралье и Сибири, имели миссионерский характер: тобольский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь , тюменский во имя Святой Троицы мужской монастырь , Усть-Киренский во имя Святой Троицы мужской монастырь , Селенгинский во имя Святой Троицы мужской монастырь и др. Деятельность единоверческих обителей (см. в ст. Единоверие ) способствовала возвращению в Русскую Церковь старообрядцев (напр., Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь ). В 70-х гг. XIX в. московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь был преобразован в миссионерский и призван стать координационным центром миссионерства в России. Просвещением, миссионерством и обслуживанием паломников занимались рус. монастыри, расположенные за пределами России. К 1917 г. действовали 15 таких обителей (10 мужских и 5 женских) с 709 насельниками (638 монахами и 71 послушником): 4 в Китае, 6 в США и 5 в Палестине. Многие монахи служили в русских зарубежных духовных миссиях и способствовали распространению Православия по всему миру (см., напр., в статьях: Аляскинская (Кадьякская) духовная миссия , Пекинская духовная миссия , Корейская духовная миссия , Японская духовная православная миссия ).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Оранжевой (совр. ЮАР), а в 1808 г. при помощи Бастиана Тромпа еще один - на сев. берегу, в Вармбаде (на территории совр. Н.), где они проповедовали этническим нама. Сначала Я. Африканер, контролирующий эту территорию, был благосклонен к миссионерам, но затем их отношения испортились. В 1810 г. умер Эйбрахам, в 1811 г. Кристиан принял решение покинуть миссию, впосл. разрушенную Я. Африканером. Вскоре последний вновь изменил отношение к христианству: в 1815 г. по его инициативе миссионер ЛМО немец Йоханн Леонхард Эбнер прибыл в Блидевервахт (юго-восток совр. Н.) и начал проповедь среди нама. В июле того же года Ягер и члены его семьи были крещены. Позднее Эбнер вернулся в Юж. Африку. В 20-х гг. XIX в. группы орлам, возглавляемые сыном Ягера Йонкером Африканером, пытаясь освоить свободные от контроля европейцев территории, продвинулись севернее и захватили центральные области совр. Н. В течение короткого времени Й. Африканер смог создать сильное территориальное образование, центром к-рого стало поселение на месте совр. г. Виндхук. В подчинении Йонкера находились 1,5 тыс. нама, 2 тыс. гереро и 2 тыс. дамара. Евангелическо-лютеранская церковь в г. Бетани. 1859 г. Евангелическо-лютеранская церковь в г. Бетани. 1859 г. В 1814 г. миссионер ЛМО Йоханн Хайнрих Шмелен основал миссию в Бетаниене в Намакваленде. В 20-х гг. XIX в. он работал в поселениях на месте совр. Виндхука и Уолфиш-Бея, в 1828 г. побывал в Окахандье и основал постоянный миссионерский стан в Комаггасе, где он пробыл до своей кончины (1848). Шмелен первым из европейцев приступил к изучению языка нама, к 1831 г. перевел на этот язык и издал 4 Евангелия. ЛМО заложили основу для постоянной работы в стране лютеран. Рейнского миссионерского об-ва (РМО) и миссионеров Уэслианского методистского миссионерского об-ва (УММО). Представители уэслианцев предприняли первые попытки проповеди в Н. еще в 1825 г., но они были убиты племенем сан при продвижении на север страны. В 1832 г. в Н. прибыл уэслианец Эдвард Кук. В 1834 г.

http://pravenc.ru/text/2564648.html

в Неревском конце Новгорода, где жил до пострига преподобный Варлаам, братия обители поставила деревянную часовню. В 1723 г. в Варлаамиевом Хутынском монастыре жили 58 насельников, в 1738 г. – 20. В сер. Х40;Ш в. монастырь владел около 5500 крестьянами. К Варлаамиеву Хутынскому монастырю были приписаны Городолюбльский монастырь близ Вышнего Волочка и основанный учеником преподобного Варлаама, преподобным Ксенофонтом, Робейский Троицкий монастырь. Ежегодно, в день памяти преподобного Варлаама 6 ноября, в монастыре совершалось архиерейское богослужение, в 1-ю пятницу Петрова поста из Новгородского Софийского собора в Варлаамиев Хутынский монастырь совершался крестный ход в память о чудесном предсказании преподобного Варлаама прибыть в Софийский собор в 1-ю неделю Петрова поста по снегу на санях. В XIX в. крестные ходы вокруг монастыря (6 ноября, в день памяти преподобного Варлаама, и в 1-ю пятницу Петрова поста) совершались с особой торжественностью, в том числе в лодках по Волхову, богомольцам раздавались еда и деньги. В 1764 г. Варлаамиев Хутынский монастырь был причислен к 1-му классу; по штатам в монастыре должны были жить помимо настоятеля 32 насельника. В 1758 – 1764 гг. и в 1787–20-х гг., XX в. настоятелями монастыря являлись викарии Новгородской епархии, в их числе были Тихон (Соколов; 1761–1763), епископы Евгений (Болховитинов ; 1804–1808), Амвросий (Орнатский ; 1816– 1819), Алексий (Симанский; 1916–1920, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Алексий I), другие видные архиереи. С конца Х40;Ш в. шла реконструкция и перестройка монастырского комплекса. Церковь во имя священномученика Григория была разобрана, в 1759–1761 и 1767/68–1774 гг. над южными воротами монастыря построили колокольню. После пожара 1787 г. был заново расписан Преображенский собор, к северу от собора восстановлен и освящен храм во имя Всех святых с больничным корпусом (время возведения более древнего храма с таким посвящением неизвестно). В 1797 г. перестроили Варлаамиевскую церковь с трапезной палатой, отремонтировали западный и южный корпуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010