В 1838 году была заново переложена колокольня Вознесенского храма и отремонтирован южный придел, к которому пристроили помещение для ризницы и церковных сторожей. Все работы проводились на средства крестьянина Симеона Расковалова. Этот благотворитель, а затем и его сын Николай выделили немало средств для закупки ценной церковной утвари, облачений, колоколов. Южный, Симеоно-Аннинский придел Брусянской церкви был вновь освящен в 1840 году. По духовному завещанию Николая Расковалова в 1858 году началось строительство новой каменной церковной ограды, которое и завершилось в 1861 году. Было возведено капитальное сооружение из камня с мраморными столбами и металлическими решетками. В 1865-67 годах Вознесенская церковь снова перестраивалась. Усилиями местного священника М.Смышляева и стараниями прихожан холодный придел был соединен аркой с теплым, и храм стал отапливаться весь. В 1873 году храм был " обновлен " и снаружи. В конце XIX века сильно обветшала колокольня церкви, земский техник признал ее неустойчивой, и по распоряжению начальства возле храма устроили временную звонницу на восьми деревянных столбах. В состав прихода Вознесенской церкви Больших Брусян в 1915 году входили деревня Гилева, Чернобровкина и Колюткина. Прихожан насчитывалось 4 228 человек. В приходе имелось три часовни. Одна из них, Симеоновская, находилась на кладбище села, она была деревянная, построена в 1808 году из стен стоявшего там издавна храма. Другая была в деревне Чернобровкиной, деревянная, с колокольней и оградой, освященная в 1830 году во имя святого Модеста Иерусалимского. Третья часовня, тоже деревянная, с колокольней, освященная во имя Симеона Верхотурского, располагалась в деревне Колюткиной. В деревне Гилевой около 1895 года открылась церковно-приходская школа грамоты, которая содержалась объединенными усилиями как церкви, так и прихожан. В деревне Колюткиной работала " домашняя " школа, содержавшаяся на деньги родителей учеников. Закон Божий в этой школе преподавал священник из Большебрусянской Вознесенской церкви. В собственности церкви имелось 600 квадратных саженей усадебной земли (под церковным домом), пять десятин дарственной пахотной земли, 25 десятин сенокоса (без планов и межевых книг); деревянный дом для священника, крытый железом, со службами; два корпуса деревянных лавок. В 1910 году в Больших Брусянах начали строить новый каменный храм, но работы по его возведению затянулись на длительный срок. После революции 1917 года государство начало гонение на религию.

http://sobory.ru/article/?object=10989

Донецк. Церковь Николая Чудотворца в Григорьевке. Никольская церковь /// Объект утрачен Район Боссе в Донецке все знают. А вот топоним «Григорьевка» помнят немногие, хотя это все рядом. Григорьевка – бывшие владения дворянского рода Рутченко, была основана в конце XVIII века. Сначала Григорьевка входила в Александровскую волость Бахмутского уезда, в конце XIX века она становится волостным селом. Николаевская церковь села Григорьевка стала первой церковью, которую посещали рабочие завода Новороссийского общества. Находилась в районе ул. Пухова в Ленинском районе города. В 1807 году титулярный советник Алексей Кириллович Рутченко подал прошение Архиепископу Екатеринославскому Платону дозволить строительство в деревне Григорьевка церкви. Так как «в окружности удобной на выделку кирпича земли и лесу на выжегу онаго и извести» нет, предлагалось установить деревянную церковь. В казенном селе Ясиноватое построили каменную церковь. Старую, деревянную, Рутченко приобрел и просил разрешения ее установить в селе Григорьевка. Церковь должна была обслуживать помещиков и крестьян сел Авдотьино (семейство Мандрыкиных), Григорьевка (семейство Рутченко), Георгиевка (штаб-лекаря Констина), Бересняговатой (поручика Верещагина). 2 марта 1808 года разрешение было получено, а через год Николаевская церковь построена. Церковь ветшала и в 1875 году она была перестроена. Это обновление было связано с именем крестьянина этого села — Якова Ивановича Древицкого. Он с 1873 года выбирался односельчанами старостой Николаевской церкви. На перестройку церкви все прихожане собрали 1000 рублей серебром, а Древицкий выделил 10 192 рубля 47 копеек серебром. Древицкий имел предпринимательскую жилку, помогал Джону Юзу в выборе площадки под строительство металлургического завода, основал с десяток шахт… Будучи человеком глубоко верующим, он дал средства на постройку нескольких церквей. В 1880 году Древицкий стал купцом 2-й гильдии г. Новочеркасска. Его также избрали ктитором (старостой) церкви при Мариинском Донском институте.

http://sobory.ru/article/?object=57368

Иона, архиепископ Казанский и Симбирский (Павинский Иван Дмитриевич) Родился в 1773 году в семье священника Олонецкого края. Образование получил в Олонецкой, Архангельской и Александро-Невской духовных семинариях. 23 марта 1793 года рукоположен во диакона к Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. В 1797 году рукоположен во иерея при русской миссии в Копенгагене. В 1802 году определен священником к Захариевской церкви в Санкт-Петербурге. В 1803 году переведен к Симеоновской церкви. С 1806 года – законоучитель Иезуитского института. 11 мая 1808 года назначен присутствующим в Санкт-Петербургской консистории. С 1809 года – духовник великой княгини Екатерины Павловны. 24 декабря 1813 года пострижен в монашество. 31 декабря 1813 года – архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 9 марта 1816 года назначен членом Московской синодальной конторы. 22 июля 1817 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. С 21 июля 1821 года – архиепископ Тверской и Кашинский. С 26 февраля 1823 года – член Святейшего Синода. 6 ноября 1826 года переведен архиепископом в Казань. Скончался 3 февраля 1828 года. Правление архиепископа Ионы Казанской епархией ознаменовано смутами в церковной жизни, происходившими вследствие массового отпадения от Православной Церкви крещеных татар. Отзывы о деятельности преосвященного довольно разноречивы, но нет оснований винить его в происходивших в Казанской епархии беспорядках – они были обусловлены издавна действовавшими причинами. Преосвященный Иона известен как духовный писатель собранием своих слов к пастве. Труды: Речь императору Александру Павловичу по прибытии его в Ново-Иерусалимский монастырь 24 августа 1816 г. Речь при вступлении на Казанскую епархию//Известия по Казанской епархии. – 1873, 2. – С. 46–50. Переводы: Блер. Опыт о красноречии проповедников; Правило предписанного в Императорско-королевских наследных землях преподавания пастырского богословия. – СПб., 1803. Литература: Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ирбит. Собор Богоявления Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В книге патриарха российского краеведения Г.Ф. Миллера «История Сибири» значится, что Богоявленский храм впервые построен около 1643 г. бывшим приказчиком Ирбитской слободы, верхотурским сыном боярским В.И. Муравьевым. Церковь была деревянной и имела один придел во имя святых мучеников Флора и Лавра. Но этот храм сгорел, и в 1765 г. начали строительство нового каменного двухэтажного семипрестольного. Нижний Богоявленский придел освятили в 1773 г., два верхних над ним – пророка Илии – 1779 г., Тихвинской иконы Пресвятой Богоматери – 1783 г. Впоследствии к ним пристроили двухэтажные приделы: правый нижний – во имя святителя Алексия, митрополита Московского – в 1859 г., левый нижний – святителя Иннокентия, епископа Иркутского – 1860 г. Вторые этажи закончили в 1873 г.: правый – во имя благоверного великого князя Александра Невского, левый – великомученицы Параскевы. После этого храм приобрел форму креста. Его украшением были пять золоченых куполов и восьмигранная колокольня. В 1808 г. Священный синод присвоил Богоявленскому храму статус собора. В Богоявленский приход входили семь часовен, расположенных в городе и его окрестностях. Самая ближняя к нему – Иверской Богоматери – находилась в центре ярмарочной площади. Именно на ней в Крещение поднимали ярмарочный флаг. Вторая – Власьевская – стояла на вершине археологического памятника «Ирбитское городище», напротив деревни Мельниковой. Другие размещались в ближних деревнях: Пантелеймоновская – в Фоминой, Преображенская – на выезде из Ирбита в сторону Байкалово, Успенская – в Шмаковой, Петропавловская – Ерзовке, Казанская – Чусовлянах. В общей сложности Богоявленский собор объединил пять тысяч православных ирбитчан. Около храма был погост для духовных лиц. Но от него, как и от собора, не осталось и следов. Был разобран, кирпичи использовались при строительстве " Уралмаша " . Часть сохранившихся помещений используется службами ЦРБ им. Д.И. Мальгина.

http://sobory.ru/article/?object=23561

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ [румын. Andrei] (Шагуна Анастасиу; 20.12.1808, Мишкольц, Венгрия - 28.06.1873, Сибиу, Румыния), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильвании, богослов и церковно-общественный деятель. Род. в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште. В 1826-1829 гг. изучал философию и право в ун-те в Пеште. После окончания правосл. ДС в Вершеце (венг.; сербо-хорват. Вршац, Сербия) по благословению митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) поступил в серб. мон-рь Хопово, где 12 окт. 1833 г. пострижен в монашество с именем А. В февр. 1834 г. рукоположен митр. Стефаном во иеродиакона, с окт. того же года преподаватель ДС в Сремски-Карловци. В нояб. 1835 г. назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведен в сан архидиакона. Рукоположен митр. Стефаном (Станковичем) во иеромонаха 21 июня 1837 г. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Помощник настоятеля в серб. мон-рях Язакском (1838) и Бешеново (1840). В 1842 г. митр. Иосиф (Раячич) возвел А. в сан архимандрита и определил настоятелем в серб. мон-рях Хопово (1842), а затем Ковильском (1845). 15 июня 1846 г. А. назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии, находившейся в юрисдикции Карловацкой митрополии с резиденцией в Сибиу. В дек. 1847 г. на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 др. претендентами кандидатом во епископы. 24 янв.1848 г. власти в Вене утвердили кандидатуру А. 18 апр. 1848 г. в Сремски-Карловци хиротонисан во епископа. Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австр. правительству, Сербскому Патриарху и серб. Церковно-Народному Собору в Сремски-Карловци от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 гг. 12 дек. 1864 г. А. назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сент.-окт. 1868 г. А. созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс правосл. румын. митрополии, к-рый принял Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании.

http://pravenc.ru/text/115264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (1785 (по др. сведениям, 1792) - 23.06.1855, Соловецкий монастырь), схим., подвижник Соловецкий. Основной источник сведений о З.- Соловецкий патерик 1873 г. Род. в крестьянской семье, «из чудского племени». В 1808 г. поступил в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , в 1824 г. принял монашеский постриг. Подвизался на о-ве Анзер, летом участвовал в звериной и рыбной ловле на тонях Троицкой и Кирилловской губы, зимой вязал сети. Ночи проводил в слезной молитве. Зная о бодрствовании З., братия просила его будить их в определенное время, и он регулярно исполнял эти просьбы. Согласно патерику, З. отличался нестяжанием, «не держал никогда в руках денег и не принимал кружечного награждения, которое в небольшом количестве дается инокам для необходимых келейных нужд». В келье З. имелись лишь мантия, клобук, зимний полушубок и летний кафтан. Однажды строитель Анзерского Голгофо-Распятского скита решил испытать нестяжательность монаха - положил горсть медных и серебряных монет на тропинку, по к-рой З. шел в скит на богослужение, а сам укрылся неподалеку и наблюдал за его поведением. Увидев деньги, З. отбежал от тропинки настолько, что увяз в болоте. После того как настоятель объяснился с З., простосердечный старец воскликнул: «Не знал я этого, иначе побросал бы ваши деньги в болото!» Почитался братией Соловецкого мон-ря как опытный старец. В июле 1854 г., за год до кончины З., корабли англ. флота обстреливали обитель. Насельники опасались вторичного нападения. Умиравший З. убеждал братию не предаваться малодушию, уверяя, что по молитвам преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Господь не попустит разорить мон-рь. Перед кончиной принял схиму. Современники отмечали, что имущество умершего старца состояло лишь из монашеского пояса. Местонахождение могилы неизвестно. Лит.: Никодим [Кононов], иером. Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX вв. СПб., 1900; он же. Соловецкий схим. Зосима: (Из чудского племени)//Олонецкие ЕВ. 1910. 14 (отд. отт.: Петрозаводск, 1910); Соловецкий Патерик. М., 1991р. С. 182-183; Схим. Зосима//Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 118-119.

http://pravenc.ru/text/200029.html

Последний шатровый храм Заонежья – Вознесенский в селе Типиницы. Он погиб относительно недавно и среди несохранившихся лучше всего освещен в различных документах. Церковь описана в работах Э. С. Смирновой, В. П. Орфинского и М. И. Мильчика, Л. Петтерссоном были опубликованы его обмерные чертежи (план, разрез и аксонометрия). Первое упоминание в писцовых книгах церкви в Типиницах относится к 1646 г. Тогда здесь стоял храм во имя пророка Ильи. Известно, что непосредственным предшественником Вознесенской церкви был так же Ильинский однопрестольный шатровый храм, построенный в 1660 г. и сгоревший от молнии, простояв около 100 лет. Важно отметить, что в старейшем из обнаруженных документов – Приходно-расходной книге Типиницкой церкви 1769 г. речь идет о единственном храме на погосте – Ильи пророка. Это обстоятельство помогает несколько прояснить вопрос датировки Вознесенской церкви. В формулярных ведомостях, начиная с 1831 г., указывается, что церковь «окончена постройкою» в 1781 г. Но в деле 1867 г. появляется дата 1761 г., повторенная затем и в некоторых других документах. Обе эти даты указаны в метрике 1887 г., где говорится о надписи на иконе Великомученицы Варвары, хранившейся в храме: «настоящая церковь построена около 1760-1781 года… и освящена 1781 года, марта 26 дня». Принимая во внимание тот факт, что в 1769 г. еще была цела Ильинская церковь, можно уточнить датировку церкви Вознесения, и считать, что она была построена в промежуток времени с 1769 по 1781 гг., а освящена только в 1781 г. Храм стоял посреди селения на возвышенности, примерно в километре от берега Онежского озера. Его окружала невысокая ограда, сложенная из камня. Церковь была трехпрестольной: два придела – Вознесения и пророка Ильи – помещались в алтаре и были первоначальными, а третий во имя Богоявления был устроен в трапезной в 1807 г. и освящен в 1808 г. В 1829-1830 гг. «вместо ветхой, деревянной выстроена новая, деревянная, столпообразная шатровая колокольня», перестроенная затем в 1836 г. В период с 1847 г. по 1851 г. храм постепенно ремонтировался: был «поправлен» шатер и главка, перекрыты все кровли, произведена обшивка тесом храма и колокольни, «исправлены небеса внутри церкви». В 1873-1874 гг. был устроен вход в храм с запада через четверик колокольни и сделан переход, соединяющий колокольню с сенями. До этого в них с западной стороны вело традиционное для Заонежья двувсходное крыльцо, опиравшееся на рундук. К началу XX в. церковь опять потребовала проведения ремонтных работ. Ю. Н. Дмитриев пишет, что, по словам священника церкви, «незадолго до войны», при ее ремонте была понижена колокольня за счет разборки нескольких верхних венцов «для экономии при окраске». В 1950-х гг. Типиницкая церковь реставрировалась, а в начале 1970-х гг. сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=55779

Припичены-Курки. Припичены-Курковский Димитриевский монастырь. Mnstirea Ortodox Moldoveneasc " Sfântul Dumitru " , Монастырь Припичены-Курки (Mnstirea Pripiceni-Curchi) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1817. Адрес: Республика Молдова, Резинский район, к. Припичены-Резеши, с. Припичены-Курки Satul Pripiceni-Curchi, comuna Pripiceni-Rzei, raionul Rezina, Republica Moldova Координаты: 47.682402, 28.78291 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Дмитриевский Припичень-Куркиевский женский монастырь был основан как мужской скит Курковского мужского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1808 г. офицер русской армии в отставке Теодор Сабэу вместе с супругой приобрел у боярина Думитраке Клементе землю на территории с. Припичены и передал ее в дар Курковской обители. В 1817 г. насельники последней построили в с. Припичены деревянный скит, в результате чего село разделилось на две части: Припичены (современный Припичень-Рэзешь) и Припичены-Курки (современный Припичень-Куркь). Припичены-Курки вошли в состав имений Курковской обители. До 1903 г. скит имел статус подворья Курковской обители, наряду с братией в нем проживали паломники, странники, в т. ч. нищие и больные. В начале XX в. в ходе ряда конфликтов с насельниками Курковской обители община скита решила стать независимой. В 1918 г. произошло вооруженное столкновение между скитянами и курковскими монахами, в результате чего в 1920 г. скит официально получил самостоятельный статус, «амбары Припиченского скита навсегда закрылись для монастыря Куркь». В документах монастырь стал именоваться Припиченским. В 1870-1873 гг. в Димитриевском монастыре была возведен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, на месте которой в 1903 г. построен каменный собор во имя великомученика Димитрия Солунского. Рядом с собором в 1942 г. была возведена зимняя церковь во имя Святой Троицы. К 1923 г. Димитровский монастырь владел 2 га виноградников, 4 га садов, на 1 га земли выращивали овощи, 4 га неиспользованных земель, 3 озерами. В 1940 г. у обители были изъяты 80 га пахотных земель, 25 га леса и мельница, в 1941 г. имения были возвращены обители.

http://sobory.ru/article/?object=37686

Санкт-Петербург. Часовня Александра Невского при казармах Лейб-гвардии гренадерского полка. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Когда из-за переноса на другое место моста через Б. Невку жителям Аптекарского острова стало трудно добираться до приходской Сампсониевской церкви, в одном из домов близ Ботанического сада 6 августа 1808 г. прот. Иоанном Семеновым из Петропавловского собора была освящена Преображенская церковь, предназначенная для служащих медицинского ведомства. Иконы для нее написал акад. С.А. Безсонов. Так как население острова росло, то 7 июля 1840 г. была заложена новая однопрестольная церковь на 360 человек. Ее автором был К.А. Тон, а за работами наблюдал А.И. Гомзин. Церковь в русско-византийском стиле возводилась на насыпном холме и обошлась в 85 тыс. руб. Вчерне она была готова через два года, но освящение состоялось лишь 16 сентября 1845 г., ибо отделку храма поручили видным художникам. Две местные иконы в трехъярусном иконостасе – „Спаситель“ и „Божия Матерь“ – были написаны „на золотом фоне“ К.П. Брюлловым (он же – автор фигур евангелистов в парусах), остальные образа исполнил акад. В.К. Сазонов. Барельефы на фасаде вылепили Н.А. Рамазанов и М.Г. Крылов. В 1873 г. церковь перешла к Гренадерскому полку. Он был сформирован в 1753 г. и стал гвардейским девяносто лет спустя. Когда Л. Руска возвел для полка на Б. Невке Петровские казармы, в них, на втором этаже, в южной части офицерского корпуса, была в 1811 г. освящена церковь мч. Севастиана. Через пять лет она получила название во имя сщмч. Артемона. В день его памяти в 1843 г. полк стал гвардейским. После упразднения церкви в казармах в Преображенский храм были перенесены чтимые полковые иконы XVIII века: св. Себастиана и Казанской Божией Матери, серебряная утварь 1829 г. и богатые сосуды, подаренные министром внутренних дел графом П.А. Валуевым. На стенах храма висели полковые знамена и траурные доски; в витринах лежали мундиры Императоров-шефов. У казарм, близ истока реки Карповки из Б. Невки, 24 апреля 1883 г. была освящена выстроенная арх. Э.В. Гольдбергом в русско-византийском стиле, с золоченой главкой, часовня св. Александра Невского. Ее возвели в память шефа полка – Императора Александра II. Лепные украшения в часовне выполнил Д.И. Иенсен. 13 апреля ежегодно церковным парадом отмечался полковой праздник; 1 августа на Б. Невку для водосвятия шел крестный ход.

http://sobory.ru/article/?object=35417

святитель Андрей (Шагуна) (20.12.1808–28.06.1873) святитель Андрей (Шагуна) Митрополит Трансильванский (Сибиуский), святитель. Биография День памяти: 30 ноября (Румын.) В миру Шагуна Анастасий, родился 20 декабря 1808 в Мишкольце, Венгрия в купеческой семье румын, выходцев из Македонии (аромунов). Окончил гимназии в Мишкольце и Пеште (ныне в составе Будапешта). В 1826-1829 годах изучал философию и право в университете в Пеште. После окончания православной духовной семинарии в Вершеце (ныне Вршац) по благословению митрополита Карловацкого Стефана поступил в монастырь Хопово, где 12 октября 1833 года был пострижен в монашество с именем Андрей. В феврале 1834 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеродиакона. С октября 1834 года стал преподавателем духовной семинарии в Сремских Карловцах. В ноябре 1835 года был назначен секретарем консистории Карловацкой архиепископии и возведён в сан архидиакона. 21 июня 1837 года был рукоположен митрополитом Стефаном во иеромонаха. В следующем году стал протосинкеллом и советником митрополита. Состоял помощником настоятеля в монастырях Язакском в 1838 году и Бешеновском в 1840 году. В 1842 году возведен в сан архимандрита митрополитом Карловацким Иосифом. Тогда же определен настоятелем Хоповского монастыря, а в 1845 году - Ковильского монастыря. 15 июня 1846 года был назначен генеральным викарием Ардяльской (Трансильванской) епископии. В декабре 1847 года на Соборе епархиальных протопопов в Турде избран наряду с 2 другими претендентами кандидатом во епископы. 24 января 1848 года светские власти в Вене утвердили его кандидатуру. 18 апреля 1848 года в Сремских Карловцах был хиротонисан во епископа. Владыка неоднократно обращался с требованием о воссоздании Трансильванской митрополии к австрискому правительству, Карловацкому патриарху и сербскому Церковно-Народному Собору в Сремских Карловцах от лица епархиальных Соборов, состоявших из клира и мирян и созванных в Сибиу в 1850, 1860 и 1864 годах. 12 декабря 1864 года был назначен митрополитом восстановленной Трансильванской митрополии с кафедрой в Сибиу. В сентябре-октябре 1868 года созвал в Сибиу Национально-церковный конгресс православной румынской митрополии, который принял " Органический статут Румынской Православной Церкви в Трансильвании " .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej-Shaguna...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010