Вследствие этого доношения преосвящ. Симоном предписано было: рассмотреть в Консистории о деревянной церкви, что об оной в прежнем определении положено, когда о новой указ давался, и, ежели препятствий не окажется, то объявить наше дозволение в продажу ее. В то же время и на прошение крестьян с. Кремлева о дозволении им купить и «перевезть» Сретенскую деревянную церковь, поданное того же 7 дня октября, преосвященным положено было решение такое: дозволяется учинить, о чем просители представляют, ежели препятствий не окажется.» Но препятствий к перенесению Сретенского храма оказалось, вероятно, не мало; главнейшее из них состояло, кажется, в несостоятельности кремлевских крестьян. В 1782 г. октября 17 дня села Кремлева иерей Харитон Федоров, по требованию Консистории, прислал от себя заявление о том, что прихожане его «перенесть» Сретенскую церковь в с. Кремлево желают и оная церковь в том их селе состроена быть имеет, на что крестьяне и согласие положили и отмены иметь не будут и о том он иерей Харитон «показует» по справедливости. При всем том, только в 1784 г. Сретенская церковь была перевезена и поставлена в с. Кремлеве на предположенном месте; освящение ее совершено было 8 ноября того же года. Существующая ныне деревянная Архангельская церковь построена в 1854 году, но находящаяся при ней колокольня существует с 1784 г. Церковной земли во владении притча состоит: усадебной, отведенной в 1845 г., 3 десятины и пахотной 30 десятин. В приходе при 332 дворах числится муж. пола 1097, жен. пола 1133, в том числе последователей скопческо-духоборческой секты 12 человек обоего пола. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. Спис. с Ряжс. Писцовых кн. 1629 -30 гг. лист 23. Переписн. Ряжск. кн. 1646 г. листы 115 – 123. Окладные книги 1676 г. лист 338. Дело о Сретенской г. Скопина церкви, в Арх. Духов. Консистор. от 7 октября 1778 г. лист 19 – 22. Кн., входящ. в Консист. бумаг за ноябрь 1784 г. Кн. записн. ставлен. 494 498. Клировые ведомости с 1805 – 80 гг. Списки населенных мест Рязан. губерн. 3183.

http://sobory.ru/article/?object=10898

Глинский схиархимандрит отец Иоанн (Маслов) замечал, что преподобный Иларион «обладал молитвенным даром так воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал старцу самые потаенные движения своего сердца». Любовь старца к страждущим была безгранична. Как-то к нему попала на исповедь душевнобольная, из уст которой лилась грубая, непристойная брань. Не обращая на это внимания, преподобный Иларион добился, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страдала. «Вы бы ее, батюшка, оставили, коль она такая», – заметил кто-то, на что преподобный Иларион ответил: «А у нее ведь душа такая же, как и у нас с тобой. Весь мир не стоит одной души!» Одна сорокалетняя крестьянка Одоевского уезда рассказывала, что в продолжение многих лет сильно страдала припадками, которые сопровождались судорогами, криком на разные голоса, бранью. Больная обнаруживала такую неестественную силу, что несколько мужчин не могли ее удержать. Как всегда, так и в этом случае, старец исповедал ее во всех грехах, особенно нераскаянных, и вот благодатною силою таинства покаяния она получила через старца совершенное исцеление. Один купец из Тульской губернии более года страдал душевной болезнью: ему представлялось, что все насмехаются над ним и над его действиями и что какие-то незнакомые ему люди, куда бы он ни пошел, преследуют его и намереваются лишить его жизни. Эти мысли ни днем ни ночью не давали ему покоя, он несколько уже раз подумывал о самоубийстве, и этого очень страшилось всё его семейство. Старец несколько раз подолгу с ним говорил и нашел у него затаенный грех, который он не объяснил священнику, сомневаясь в прощении его. Старец убедил его, что нет греха, который бы не прощало человеколюбие Божие, если в нем каются, – и купец на исповеди принес в нем покаяние и, получив разрешение, удостоен был причащения Святых Таин. При прощании старец сказал ему: «Ну, поезжай с Богом, теперь тебя преследовать и вязать не будут». Так действительно и произошло: купец совершенно выздоровел от своего мучительного недуга.

http://pravoslavie.ru/64506.html

значится при них священник Иоаким Семенов, в приходе 82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен. В 1726-1727 г.г. обе церкви – и холодная и тёплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и, по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а тёплая – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 г., на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нём два: в холодной в честь Сорока мучеников, а в приделе тёплом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 г. построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…» Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Св. Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». Подобная же надпись эта 1734 г. есть и на Служебнике. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедныя росписи с 1809 г. Особого причта при этой церкви нет; богослужение и требы отправляет причт Введенской церкви, к которой данная церковь приписана с 1873 г. В приходе по клировым ведомостям числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные. Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 г. отобрана в ведомство, в котором состоит Рыбная слобода. В 1805 г. ко храму Сорока мучеников был рукоположен учитель, а позднее инспектор Переславского Духовного училища Никита Ильич Безсонов.

http://sobory.ru/article/?object=00438

Из окладных книг 1676 года видно, что Берёзово, до построения в нём церкви, принадлежало к приходу села Тимошкино: «А преж сего с той церкви дань платили по старому окладу с селом Тимошкиным». Церковной земли при Никольской церкви по окладным книгам значится только: «3 четверти в поле, в дву потомуж, сенных покосов на 30 копен; в приходе двор помещиков Ивана Иванова сына Нарышкина да крестьянских 20 дворов, бобыльских 3 двора. По окладу 184 г. дани положено платить 23 алтына 3 денги». В 1705-1707 годах, по инициативе и на средства стольника Ивана Ивановича Нарышкина, в селе Берёзово на месте старой ветхой деревянной Никольской церкви был построен и освящён новый каменный храм в то же храмонаименование, а в 1785 году в нём был устроен ещё один престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Возможно, на её закладку или открытие приезжал царевич Алексей. В 1785 году дано было разрешение на устройство в трапезе придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В сентябре 1794 г. испрашивалось дозволение на поправку главы и кровли на настоящей церкви. В начале XIX в. владельцами села Берёзово стали в долях дворяне Телепнёвы и Фатовы. Надворный советник Иван Венедиктович Фатов и его сыновья Александр и Григорий Ивановичи выстроили в Берёзове усадебный дом и много сделали для украшения сельского храма. В 1801 году в склепе под церковью погребена надворная советница Фатова Марья Лаврентьевна, о чём свидетельствует металлическая надгробная плита с надписями внутри церкви. В 1803 году И. В. Фатов пристроил к Никольскому храму новую колокольню, в 1805 году трапезную, а в 1823 году его сын, А. И. Фатов, поновил настенные росписи и переделал полы. На благоустройство Никольского храма в селе Берёзове Фатовы жертвовали значительные суммы. В 1863 г. в настоящей церкви был устроен новый иконостас и стены были вновь оштукатурены и покрыты живописью на пожертвования Анны Сергеевны Фатовой и Владимира Петровича Телепнёва. В 1873 году поставлен был новый иконостас в Покровском пределе, а стены его украшены живописью. Земли при Никольской церкви состоит: под церковью и кладбищем 2 дес., усадебной 3 дес., пахотной 45 дес. и луговой 3 дес. но плана и межевой книги у причта на означенную землю не имеется. Далее идут события связанные с жизнью села и церкви в хронологическом порядке.

http://sobory.ru/article/?object=18291

К началу XIX века благосостояние церкви несколько улучшилось. В 1803 году была построена трехъярусная колокольня, соединенная воедино с храмовой , частью, и «увеличена церковь» (возможно, под этим понимается появление трапезной с двумя придельными алтарями - в честь Богоявления Господня и во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских). В 1880-1881 годах последовал новый ремонт: вся церковь «подверглась переделке», увеличены в размерах окна первого яруса, снесена паперть у северного входа, со стороны реки устроена каменная ограда вместо земляного вала, к колокольне пристроена караулка. Заново переписан иконостас храма. В ночь на 6 июня 1885 церковь была ограблена: воры выпилили решетки, содрали с икон ризы, похитили священные сосуды и золотой крест, пожертвованный Петром I. В 1805 году в церкви служили протоиерей Афиноген Печерский, диакон Феодор Чекалин, дьячок и пономарь. Приход составляли 193 дома, где проживали 1098 человек обоего пола. В то врем близ церкви стоял каменный дом для причта, построенный в 1873 году. В 1894 году появилась богадельня, основанная на средства купчихи Е.В. Гардениной, половину здания занимала школа грамоты для девочек. Из достопримечательностей в начале прошлого века в Успенке отмечались рукописные ноты старинной духовной музыки, освятительный крест, найденный при ремонте, и стул с высокой спинкой, обитый черным сафьяном, изготовленный, по преданию, самим Петром Великим. Прихожане содержали причт - священника, диакона, псаломщика, поддерживали достойный вид храма. Справедливости ради надо сказать, что в 1911 году воронежские газеты отмечали ветхость церкви, вызванную всеразрушающим временем. По Клировым ведомостям за этот год, в церкви служили священник Феодор Лукин (с 1899 года), диакон Николай Абрамов (с 1868 года) и псаломщик Александр Москаленко (с 1909 года). В приход входили 170 дворов с населением 855 человек. Старостой церкви с 1886 года был купец Иуда Перевозчиков (1914). 29 июня 1901 года были позлащены и вновь установлены шесть крестов на куполах церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00818

На место деревянной, возобновленной в 1749 г., существующая ныне каменная Архангельская церковь с приделом в честь св.  Димитрия Ростовского устроена в 1787 г. помещиком действительным тайным советником и сенатором Алексеем Петровичем Мельгуновым, придел в честь Воздвижения честн. креста Господня устроен в позднее время. Земли при церкви находится усадебной 3 десятины, пахотной 33, кроме того в пользу притча идут проценты с билета 200 рублей. В клировых ведомостях 1830 г. в числе зданий, принадлежащих к Архангельской церкви, значится 48 лавок, расположенных в 2-х каменных корпусах, но доходу с них, по уничтожении бывших в том селе ярмарок, никакого в тот год не показано. В состав прихода ныне входят: село Малинки с 116 дворами, деревня Дорогинка с 58 дворами и деревня Рябцева с 18 дворами, в коих муж. пола 1112, жен. пола 1088. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.  (Окладные книги 1676 г. лист 64 на обор. Клировые ведомости с 1805-80 гг. Географ. Словарь Российской Империи Семенова том 3 стр. 145. Рязан. епарх. ведом. 1872 г. 16, 1880 г. 1884 г. 4) И. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. 1884 г., том 1, стр. 315. В 25 км от Михайлова находится село Малинки, которое впервые отмечается на картах генерального межевания кон. XVIII века. Его окрестности очень живописны. Село стоит возле небольшой речушки Малиновка (отсюда, вероятно, и происходит название поселения), русло реки и её притоков в некоторых местах перегорожено плотинами, в результате чего в Малинках образовано несколько больших каскадных прудов. Местность вокруг села состоит из полей и перелесков, разрезана многочисленными лощинами, в которых бьют из под земли родники с чистейшей водой. Среди этого умиротворённого пейзажа вознесла к небу свои купола Свято-Михайловская церковь. Она располагается в центре села Малинки, к храму, как и положено было на Руси, сходятся дороги со всех пяти основных улиц села. Впервые деревянная Михайло-Архангельская церковь упоминается в 1676 году. Своей земли у церковного причта не было, в приходе числилось 162 двора, среди которых значилось 5 боярских дворов. Сумма налогов с храма составляла 2 рубля 27 алтын 4 деньги. Есть сведения, что в феврале 1679 года на имя митрополита Рязанского и Муромского Иосифа поступило прошение от священника Михайло-Архангельского храма села Малинки отца Потапа " со товарищи " , где он просил владыку снизить церковные подати с новых приходов в деревнях Гагарине и Ольховце. В ответ на просьбу вышел указ митрополита Иосифа, согласно которому: " ... в селе Малинки двор попа Потапа, двор дьячков, двор пономарей, да крестьянских и бобыльских 72 двора, а земли и сенных покосов и иных угодий нет, впредь с той церкви дани платить по рублю по одиннадцати алтын с деньгою на год " .

http://sobory.ru/article/?object=17054

Погребен в Казанском соборе мон-ря рядом с прп. Моисеем. 26-27 июля 1996 г. причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. для общецерковного почитания. Соч.: Письма к разным лицам игум. Антония, бывшего настоятеля Малоярославского Николаевского мон-ря. М., 1869. Мон. Екатерина (Филиппова) Иконография Уникальным, очевидно натурным, изображением старца является портрет 1854 г. (ЦАК МДА) кисти иеросхим. Гавриила (Спасского) . А. представлен в монашеской мантии и клобуке, с наперсным крестом, с четками в левой руке; на обороте надпись: «Портретъ Почтеннейшаго Старца Игумена Ahmohiя писанъ 1854го Года Декабр[…] грешным Iepoмohaxoмъ Ски[т]скимъ Гabpiuлoмъ». Известно, что в келье прп. Макария (Иванова) на стене висели живописные изображения прп. Моисея (Путилова) и А. На литографии сер. XIX в. представлены оптинские старцы преподобные Моисей, А. и Макарий. Я. Э. Зеленина ; Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/text/115872.html

Позднейшие относительно низкие пристройки с повышенными угловыми ячейками, расширив основание церкви, придали ей характер центрического пятиглавого сооружения. Малые четверики на углах вместе с центральным образовали уравновешенную статичную композицию, отвечающую канонам классицизма. Приделы завершены фронтонами, которые зрительно объединяют их разновысотные элементы. Своеобразный облик памятника обеднен отсутствием барабанов с главами и колокольни в четыре яруса. Благодаря различной высоте и характеру сводов внутреннее пространство сильно дифференцировано, его организация в целом отражает внешнюю структуру постройки. Стены и своды, некогда окрашенные маслом, побелены. Иконостасы и утварь утрачены. К востоку от церкви находятся незначительные остатки усадебного парка. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; РГАДА, ф. 1355, on. 1, д. 778, л. 36 об., 298. РГИА, ф. 799, on. 33, д. 877, л. 14-17. 1910 г. ЦИАМ, ф. 203, on. 761, д. 712. 1796-1805 г.г. Святые: с храмом связано имя Исповедника Николая Виноградова, пресвитера - последнего настоятеля храма перед его закрытием. Николай Павлович Виноградов родился 4 ноября 1873 г. в городе Клин Московской губернии. Он происходил из духовного сословия. В 1896 г. Николай Виноградов окончил Московскую духовную семинарию. Затем он преподавал в Прохоровской церковно-приходской школе Подольского уезда, а в 1898 г. был определен во священники храма села Данилова Подольского уезда. Здесь он открыл школу грамоты, где начал преподавать безвозмезд но. В 1901 г. эта школа была преобразована в церковно-приходскую, в которой отец Николай преподавал и которой бессменно руководил до 1918 г. Преподавал он и в Воскресенской церковно-приходской школе близ села Растуново, и в земской школе самого села Растуново. В 1915 г. отец Николай был назначен помощником благочинного 6-го округа Подольского уезда, а в 1916 г. - благочинным того же округа. Это послушание было у отца Николая до 1917 г.

http://sobory.ru/article/?object=00806

Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путилов) родился 9 марта 1795 года в городе Романове Ярославской губернии. Преподобный Антоний начал иноческий путь в брянских лесах под духовным руководством своего брата, преподобного Моисея. Вместе с братом он поселился в Оптиной пустыни, где был скитоначальником. Впоследствии он тринадцать лет исполнял должность настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Последние двенадцать лет жизни преподобный Антоний провел на покое в Оптиной пустыни. Он был духовным руководителем многих иноков и мирян. Преподобный Антоний никого не осуждал и не порицал, ничем не соблазнялся, ни о ком не изменял благой мысли, что было доказательством его сердечной чистоты. Скончался схиигумен Антоний 7 августа 1865 года. Преподобный Иларион (в миру – Родион Никитич Пономарев) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в Ключах Жиздринского уезда Калужской губернии. Занимаясь миссионерством против сектантов, он перенес много скорбей. В 33 года он поступил в Оптину пустынь и был определен в келейники к старцу Макарию и двадцать лет нес это послушание. После смерти своего аввы отец Иларион исполнял должность скитоначальника и духовника обители. Он отличался тихостью и смиренной кротостью сердца, был немногословен, но слова его имели благодатную святую силу. Скончался иеросхимонах Иларион 18 сентября 1873 года. Преподобный Анатолий (в миру – Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 6 марта 1824 года в селе Бобыли Калужской губернии. Закончив семинарию, в 1853 году поступил в Оптину пустынь, где в 1862 году принял монашество, а в 1870 году – священство. По благословению старца Макария он стал одним из первых учеников преподобного Амвросия. Впоследствии, исполняя должность скитоначальника и братского духовника, преподобный Анатолий был ревностным хранителем старческих заветов. Великим старцем называл своего ученика преподобный Амвросий. Отец Анатолий имел дар духовного совета и прозрения, а также удивительный дар утешительного и назидательного слова. Скончался иеросхимонах Анатолий 25 января 1894 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Причт составляют: священник, дьячок и пономарь. Прежние священники: Петр Калинин, Василий Софронов, в 1805 году перешедший в Вильманстранд, Василий Тимофеев, служивший до 1808 г. Тимофей Архипов, Иоанн Криницкий, Семен Георгиев, Петр Семенов (с 1826), Алексей Петрович Вознесенский) служивший по 1861 г., потом поступивший в ораниенбаумскую богадельню, там в 1882 г. умерший и погребенный на Троицком кладбище, Павел Георгиевский, зять о. Алексея, в 1873 г. переведенный в институт на дачу Куракина, Александр Васильев Румянцев; с 1829 по 1871 год служил Адриан Варфоломеев, получая дьяческий оклад. Будучи человеком в высшей степени добрым и в тоже время горький пьяница, он не имел никакой собственности, а своею добротою заслужил память прихожан; Александр Румянцев служит в настоящее время. Более усердными жертвователями на храм были: помещица Логинова, пожертвовавшая священные сосудьи, дарохранительницу, кадило и ризницу в 1810 г.; поручик Федоров пожертвовавший в 1865 г. запрестольный крест, кадило, евангелие и пр. купец Иванов, устроивший серебряные ризы на местные иконы Спасителя и Божией Матери и люстру; г. К. Ф. Рерих и крестьянин Ефим Данилов и пр. Причт помещается в собственных домах. Священник Румянцев купил дом за 400 р. у предместника священника Георгиевского; дом псаломщика куплен у крестьянина; вдова Песоцкая живет в доме, построенном трудами ее мужа, диакона Песоцкого. Вдова пономаря Копьева имеет свою убогую избушку. Священнику жалованья 215 р. 45 к., псаломщику 78 руб. 40 к., просвирне 29 р. 40 к. Пособием служить доход от земли, требующей от причта трудов и забот. Хлеба с прихожан собирается до 6 кулей. За требы получается очень мало. Соседние церкви: Ославская — в 7 вер., Пятогорская — в 20 вер. и Врудская — в 12 вер. Приход раскинут на большое расстояние. Есть деревни в 24 и 20 верстах от церкви. Кроме того есть в чухонских деревнях православные мещане, выходцы из питомцев Воспитательного дома. К приходу принадлежат следующие деревни: Заполье, Озерицы, Лимож, Сосново, Сосницы, Черная, Реполка, Селище, Рахово, Гусика, Лисипо и Роговицы. Из помещиков есть несколько православных. Рядом с мызой Изварой расположен лазарет Воспитательного дома, где живет окружный врач и сосредоточено управление над питомцами, которых до 600 чел. обоего пола. Рядом с лазаретом живет казенный лесничий и его помощник. Прихожан мужского пола 1,146, женского 1,142. Раскольников беспоповцев до 7 человек обоего пола. Это остатки прежних раскольников. Теперь уже нет здесь прежней отчужденности от церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00536

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010