Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ XII. Хранение совести при несении послушания. по беседам преподобного Илариона Оптинского (1805 – 1873) 1. Следование воле своего наставника Желая оставить мир, нам должно оставить и прежние свои навыки и во всем последовать воле своего наставника, которому себя, по благословению настоятеля, мы вручаем. По своей воле никто ничего не должен делать и начинать, хотя бы что и доброе было, как-то: келейное, молитвенное правило, чтение какой-либо книги, пощение, рукоделие и всякие другие подвиги или труды, но прежде объявить отцу своему духовному, положиться на его рассуждение, и со смирением просить его совета. Господи, в приходской жизни, когда мы вливаемся в приходские труды, мы обязаны оставить свои прежние навыки и во всем последовать воле своего наставника и все делать с его благословения. Мы же этого благословения не ищем, прежде совершения даже доброго дела не просим со смирением у него совета на его исполнение. Прости нас, Господи, за следование в приходских делах своей воле, а не воле духовных наставников. Ищущий спасения должен добровольно и чистосердечно открывать отцу все свои помыслы, как добрые, так и порочные. Враг ратует на нас через помыслы, развращая ум и сердце и обременяя их страстями, которыми мы порабощены, а через откровение помыслов получается и прощение, и примерное духовное наставление о том, как побеждать мир, плоть и диавола. Не стыдись обнажать струны твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи твои и посрамление, чтобы через него избежать вечного стыда. Господи, мы не умеем добровольно и чистосердечно открывать духовному отцу своему все свои помыслы, как добрые, так и порочные. Прости нас. Через откровение же помыслов мы сподобимся и прощение получить, и примерное духовное наставление о том, как победить мир, плоть и диавола. Скрывая же свои помыслы, мы лишаем себя ожидаемой победы. Прости нас, Господи. И еще, Господи, мы стыдимся обнажать струны свои духовному наставнику и, тем более, не готовы бываем принять от него посрамление за свои грехи и через него избежать вечного стыда. Прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

А.А. Половцов Сидонский, Федор Федорович, протоиерей Сидонский , Федор Федорович, протоиерей, профессор богословия и философии, род. в 1805 г. в Тверской губ., Новоторжском уезде, селе Архангельском, воспитывался в Тверской семинарии, а в 1825 г. поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где и окончил курс в 1829 г. По окончании курса был оставлен при Академии сначала бакалавром английского языка, а потом философии; в том же году он был рукоположен в священники и получил место в Казанском соборе; в 1833 г. напечатал первое свое сочинение, под заглавием «Введение в науку философии», за которое получил Демидовскую премию в 1836 г. Затем С. принял на себя заведование богословским и философским отделами Энциклопедического словаря Плюшара. Семейные обстоятельства и недоразумения с сотрудниками заставили его, однако, отказаться от этого труда. После этого он на несколько лет посвятил себя частным урокам и литературной деятельности. К этому времени относятся следующие его произведения: «Жизнь Спасителя», «История времен апостольских», «Синоптическое обозрение Евангелий» и «Собрание собственных изречений Господа Иисуса Христа». Кроме этих сочинений следует отметить еще: «Рассуждение о переводе 70-ти толковников», «Еврейско-русский словарь», «Новый завет на греческом и славянском языках», «Таблицы для приблизительного (до полутора часового) вычисления новолуний, особенно пасхальных», перевод с еврейского языка притчей и «Генетическое введение в христианское богословие». В 1854 г. С. был избран членом-корреспондентом Императорского Археолог. Общества, в 1856 г. – действительным членом Академии Наук, поручившей ему разбор книг, представленных на соискание Демидовской премии. В том же году он был назначен членом-экспертом секретной комиссии о религиозных детоубийствах евреев, затем членом комиссии обеспечения сельского духовенства западного края и членом С.-Петербургской академической конференции; в 1860 г. был избран членом Германского национального музея в Нюренберге, а в 1868 г. – членом Лазаревского института восточных языков; в 1864 г., через год по восстановлении кафедры философии в Петербургском университете, получил степень доктора и был приглашен занять эту кафедру; в 1873 г. он был приглашен на кафедру богословия, которую и занимал до самой смерти (6 декабря 1873 г.). Его библиотека (около 25 т. томов) целиком приобретена С.-Петербургской Духовной Академией.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Оболенский, Михаил Андреевич Оболенский, князь Михаил Андреевич, археограф, археолог, директор Московского архива Министерства иностранных дел, гофмейстер. Родился в 1805 г., скончался 22 января 1873 г. в Петербурге. Согласно обычаю, господствовавшему в то время в наших знатных семействах, князь 13-летним мальчиком был определен пажом; в 1823 г. он был произведен в камер-пажи, а через два года постудил на действительную службу прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк. В 1828 г. князь Оболенский был произведен в подпоручики и в следующем же году принял участие в военных действиях. Вместе с финляндским полком князь Оболенский участвовал в переправе за Дунай, затем при осаде и взятий Варны; в сражении 16 сентября князь был ранен пулей в левую ногу и принужден был, вместе с другими ранеными, отправиться для излечения в Одессу. За выказанную «храбрость и неустрашимость» князь был награжден золотой шпагой с надписью: «за храбрость» и произведен в поручики. Но полученная рана заставила князя скоро оставить службу: в 1831 г. он, в чине капитана, вышел в отставку для определения к статским делам и вскоре был назначен состоять при председателе временного правления Царства Польского для особых поручений. Впрочем, польские мятежи скоро побудили князя опять взяться за только что оставленное оружие и за отличие и храбрость, выказанные в делах 19–21 августа, кн. Оболенский был пожалован орденом св. Владимира 4 степени с бантом. В 1832 г. князь Оболенский, в чине коллежского асессора назначен был заведующим секретной частью канцелярии наместника Царства Польского, но уже в следующем году перешел на службу министерства иностранных дел и был назначен к московскому главному архиву, в котором и прослужил почти 40 лет, сначала в качестве переводчика, затем главного смотрителя в комиссии печатания государственных грамот и договоров и, наконец, в качестве директора архива. Здесь-то кн. Оболенский и стяжал себе то почетное имя, которое, по выражению Костомарова, «останется надолго памятным в летописях отечественной науки».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Богданович , Модест Иванович, генерал-лейтенант, заслуженный профессор, известный военный писатель, род. в гор. Сумах 26 августа 1805 г., ум. 25 июля 1882 г. в Ораниенбауме. Происходя из дворян Харьковской губернии, Богданович получил первоначальное образование в Дворянском полку, откуда в июне 1823 г. был выпущен прапорщиком в 1-ю гренадерскую артиллерийскую роту резервного корпуса войск, состоявших под начальством цесаревича Константина Павловича. Четыре года спустя Богданович перешел на службу в 24-ю артиллерийскую бригаду, с которою принял участие в польской кампании 1831 г. и находился в сражениях при м. Ваверке, под Гроховым и Дембе-Вельке; за отличие в этих боях он был награжден орденом св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость» и чином поручика; в эту же кампанию, в деле при дер. Рогознице, получил настолько сильную контузию ядром в правую ногу, что остался на поле сражения, был захвачен неприятелем и находился в плену до 27 августа. По возвращении из кампании он в ноябре 1833 г. поступил в Императорскую военную академию (ныне Николаевская академия Генерального штаба), откуда по окончании курса наук в 1835 г. назначен состоять при третьем отделении бывшей канцелярии генерал-квартирмейстера Главного штаба, но оставался в этой должности не более года и по Высочайшему повелению был причислен к военной академии для приготовления в адъюнкт-профессора. Назначенный вскоре за тем правителем дел канцелярии академии, капитан Богданович в сентябре 1838 г. был утвержден в звании адъюнкт-профессора по кафедре военной истории и стратегии и в свободное от службы время занимался преподаванием тактики в Дворянском полку, а также принимал участие в издании «Военного Журнала» и «Военно-Энциклопедического Лексикона». В должности правителя дел он оставался до 1839 г., после чего в 1841 г. в чине подполковника определен штаб-офицером над обучающимися в академии офицерами, в феврале 1843 г. утвержден в звании профессора; в 1847 г. назначен членом военно-ученого комитета по отделению Генерального штаба и в сентябре 1855 г. произведен в генерал-майоры. В 1863 г. Богданович получил назначение состоять в распоряжении военного министра и генерал-квартирмейстера Главного штаба, с оставлением в званиях почетного члена конференции академии Генерального штаба и заслуженного профессора, и в том же году произведен в чин генерал-лейтенанта. Вслед за тем он был зачислен членом совещательного комитета Главного штаба, а 4 июня 1873 г., в день 50-летия службы, получил орден св. Александра Невского. В 1881 г. Богданович определен членом военного совета. В последнем звании он оставался до кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Некролог Усопший 18 сентября 1873 года Оптинский Старец, духовник обители и Начальник находящегося при пустыне Скита, отец Иеросхимонах Иларион, в миру Родион Никитич Пономарёв, родился в Пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года. Юность и первую молодость провёл он в Новохоперском уезде Воронежской губернии, а частью, с декабря 1825 года, в Москве. Затем в 1829 г., будучи 24 лет и 8 месяцев от роду, Родион Никитич переехал с семейством своим на жительство в г. Саратов, где провел 9 лет деятельной и плодотворной жизни. По званию купец, по ремеслу портной и содержатель мастерской и магазинов готового платья, обуви и юфтяных товаров, Родион Никитич, будучи ревностным исполнителем уставов Православной церкви, находил и дома пищу своему благочестию, содержа в страхе Божием и отечески наблюдая за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей своею домашнею церковью – артелью рабочих; но этой домашней деятельности было недостаточно для энергической и даровитой натуры ревностного сына церкви. Город Саратов и весь тот край изобиловали раскольниками всяких толков, которые до назначения на Саратовскую кафедру Преосвященного Иакова, встречая мало препятствий к распространению своему, жили в той местности покойно, никем не тревожимые. Лишь несколько частных лиц направляли против раскола свои усилия. Между этими лицами особенно выдавался по своему влиянию в том крае житель с. Алмазова в Балашовском уезде Семен Климыч, по просторечью – Климчонок, человек замечательный по своей благочестивой жизни, глубокой начитанностью в книгах Св. Писания и творениях Св. отцов, обладавший прекрасной памятью, даром сильно-убедительного слова. К этому кружку деятелей против раскола примкнул Родион Никитич и нашел для себя на этом поле поприще к широкой деятельности, в которой он видел и скорби, и невзгоды, особенно при открытии скопческой секты, когда он с единомышленными своими был по некоторому недоразумению привлечен к суду, от коего был освобожден лишь после четырёхлетней стеснительной для хозяйственных дел и тяжкой для духа подсудности. Таким образом, несмотря на расположение и покровительство Саратовского Преосвященного Иакова, несмотря на близкие отношения и нравственную поддержку, которые Родион Никитич находил в ревностном сотруднике Преосвященного по обращению раскольников игумене Моисее Миртовском, Промысл Божий скорбями и искушениями, терпение которых, по Преподобному Петру Дамаскину , порождает разум 1 , воспитывал будущего опытного наставника и «старца». Мессионерская деятельность Родиона Никитича имела, по благословению Божию, благие результаты чрез возвращение в лоно матери Св. церкви многих и многих заблуждавшихся и погибавших душ. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иларион (1805–1873) Преподобный Иларион (Пономарев) был келейником старца Макария в течение двадцати лет, до дня его блаженной кончины, последовавшей 7 сентября 1860 года. Как и другая братия, преподобный Иларион исповедовался у преподобного Макария, вместе с тем он ходил ежедневно на откровение помыслов в монастырь к преподобному Леониду. Уроки смирения, любви и кротости отец Иларион получал от преподобного Леонида до самой его кончины. Наставления старца Макария, его жизнь и деятельность глубоко западали в сердце молодого инока и служили руководительным началом в дальнейшей его иноческой жизни. Преподобный Макарий передал в последние дни своей предсмертной болезни отцу Илариону, вместе с другим своим учеником, отцом Амвросием, продолжение после себя своей старческой деятельности и вручив его духовному руководительству многих духовных детей своих. Приняв на себя от своего старца это послушание, преподобный Иларион нес его до последнего дня жизни своей – по 18 сентября 1873 года. Став скитоначальником и общим духовником обители через два с половиной года по смерти преподобного Макария, отец Иларион старался и по управлению и по духовничеству поддерживать те порядки, которые были заведены его дорогим учителем. Пять раз в году, во все посты совершалась им исповедь всем относившимся к нему братиям – исповедь не общая, а с подробным опросом каждого исповедывающегося о всем касающемся до его внутренней жизни и устроения. Каждый по своей нужде получал при этом наставление для дальнейшей деятельности. Несмотря на такой труд и слабое здоровье, старец все-таки выстаивал все церковные службы, как известно, особенно продолжительные на первой и седьмой седмицах Великого поста. Заканчивалась братская исповедь, начиналась исповедь женского пола. Сестер монастырского скотного двора, монахинь или мирян обоего пола, прибывших для того к старцу со стороны. Исповедь часто продолжалась до чтения правила на сон грядущим. По субботам перед праздниками приходили для исповеди чередные иеромонахи и иеродиаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАФНУТИЙ [Пырвеску; Пырву Муту, Пырву Зуграв; румын. Pafnutie, Pârvu Mutu, Pârvu Zugravul], прп. (пам. румын. 7 авг.) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), известный румын. иконописец (12 окт. 1657, с. Вишой, Валашское княжество, ныне в черте в г. Кымпулунг, жудец Арджеш, Румыния - авг. 1735, мон-рь Робая, совр. коммуна Мушэтешти, жудец Арджеш, Румыния). Сведения о П. собрал потомок П., архим. Геннадий (Пырвулеску) (22 окт. 1805 - 6 сент. 1873): он составил «Биографию моего рода Пырвулеску, как в прошлом представляется по записям дедов и прадедов» (опубл.: Bobulescu. 1940). Помимо документов из семейного архива, архим. Геннадий использовал записи П., сделанные на полях книг «Пчела» и «Маргарит» (утрачены). Также сохранилось неск. архивных документов: запись П. от 8 марта 1694 г. о пожертвованиях крестьян из Комарника на роспись церкви скита Леспези (Архив жудеца Прахова, опубл.- B diceanu. 1939. P. 423); 2 контракта о продаже П. домов в Бухаресте (22 февр. и 9 мая 1702 г., Б-ка Румынской Академии и Ист. музей Бухареста, опубл.: Cernovodeanu. 1960. P. 195-198). В 1873 г. румын. писатель М. Дьяконеску написал роман о жизни П. «Culorile sângelui» (Цвета крови). Род. в семье свящ. Иоанна Пырвеску (1623-1702) и был единственным выжившим из 6 детей. В роду было мн. поколений священнослужителей, наиболее известный среди них - митр. Унгро-Влахийский Игнатий Серб . В крещении мальчик получил имя своего крестного - великого вистиерника Пырву Влэдеску (казнен в 1658). Имел прозвище Муту (румын. Mutu - Немой): по одной версии, из-за того что с детства страдал дефектом речи, по другой - из-за принимавшегося обета молчания во время написания икон. Согласно преданию, если он прерывал молчание, то заканчивал работу и возобновлял ее только на следующий день. После смерти матери (имя неизв.) отец Пырву принял постриг с именем Паисий в мон-ре Негру-Водэ. 24 марта 1669 г. отец привел в мон-рь 12-летнего Пырву: здесь мальчик обучался чтению и письму, а также иконописи у иконописца Евгения. Видя очевидные успехи Пырву на иконописном поприще, племянник его крестного, ключарь Тудоран Влэдеску, на свои средства отправил мальчика в сев. часть Молдавского княжества (Буковина) для обучения у работавшего там «русского» иконописца (имя неизв.). В 1677 г. Пырву вернулся в Кымпулунг, где вскоре стал востребованным иконописцем боярских и господарских семей Кантакузино и Брынковяну.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 8.04.1805, с. Ключи Новохопёрского у. Воронежской губ.- 18.09.1873, Оптина пуст.), прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. Из семьи крепостных, впосл. отпущенных на волю и ставших купцами. Основатель фамилии, предок И., служил пономарем в церкви с. Макарова Новохопёрского у. Воронежской губ. Прп. Иларион (Пономарёв). Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.) Прп. Иларион (Пономарёв). Фотография. 60-70-е гг. XIX в. (архив Оптиной пуст.) С детства Родион учился семейному ремеслу портного. Обладал кротким и спокойным нравом, из-за чего мать еще с раннего возраста предрекала ему монашество. В 1818 и 1822 гг. был с семьей на богомолье в Киеве. В 1820 г. Пономарёвы переехали в Новохопёрск, с 1825 г. Родион для совершенствования в портняжном мастерстве жил в Москве. По его возвращении домой в кон. 1829 г. семья переселилась в Саратов, где открыла портняжную мастерскую. Пономарёв внимательно следил за нравственностью рабочих своей артели, обучил их церковному пению и письму, запретил во время работы празднословие и непристойные разговоры. Любил читать и хорошо знал святоотеческую лит-ру. Живя в Саратове, пользовался духовными советами старца Семена Климовича. По благословению Саратовского еп. Иакова (Вечеркова) стал членом саратовского правосл. братства, благодаря деятельности к-рого в городе в Православие перешло значительное число старообрядцев, а секта скопцов прекратила существование. В этот период Пономарёв дважды привлекался к суду, обвинялся в принадлежности к скопцам, на 4 года был лишен права выезда из города, после чего был оправдан. Пономарёву дважды предлагали вступить в брак: 1-й брак не состоялся в связи с внезапной кончиной невесты, 2-й - из-за отказа жениха. В 1838 г. паломничал по России, выбирая себе обитель для жительства. Посетил Саров, Суздаль, Ростов, Белозерск, Тихвин, Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру , Спасо-Преображенский Валаамский монастырь , Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь , Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь и др.

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

Преподобный Иларион Оптинский (1805–1873) Преподобный Иларион двадцать лет был келейником великого старца преподобного Макария Оптинского . В предсмертные часы преподобного Макария многие его чада были переданы им преподобному Илариону. Это было начало его старческого пути. 8 апреля 1863 года преподобный Иларион становится скитоначальником и духовником обители. Старческие беседы преподобного Илариона Оптинского (Из записок монаха отца Порфирия С.) Долго пробыв ближайшим учеником отца Макария, отец Иларион, став скитоначальником и духовником, старался и по управлению, и по духовничеству поддерживать те порядки, которые были заведены его дорогим учителем. Пять раз в году, то есть в посты, Великим постом и дважды совершалась им исповедь всем относившимся к нему братиям, исповедь не общая, а с подробным опросом каждого исповедующегося о всем касающемся до его внутренней жизни и устроения. Каждый по своей нужде получал при этом наставление для дальнейшей деятельности. Несмотря на такой труд, старец все-таки выстаивал все церковные службы, как известно, особенно продолжительные на 1-й и 7-й седмицах Великого поста. Приостанавливалась братская – начиналась исповедь женского пола в хибарке: сестер монастырского скотного двора, монахинь, или мирян обоего пола, прибывших для того к старцу со стороны. Мужчины исповедовались им особо в приемной его кельи. Исповедь часто продолжалась до чтения правила на сон грядущим. По субботам и перед праздниками приходили для исповеди чредные служащие иеромонахи и иеродиаконы. Кроме исповеди в посты, бывала исповедь и во всякое другое время всем прибывавшим и желавшим оной посетителям и богомольцам, каковых бывало много, и никому и ни в какое время у старца отказа не было. Преимущественно после вечерней трапезы, а старшие монахи или имевшие особенную нужду и во всякое время (а многие почти ежедневно) приходили к старцу, по заведенному порядку, для очищения совести откровением помыслов, покаянием и для получения себе от старца в руководство наставления и совета, сообразно с устроением каждого. Старец говорил большей частью не от себя, а приводил слова и примеры из Священного Писания или отеческих, или припоминал, что в подобных случаях говаривал, советовал или приказывал батюшка отец Макарий. Слова наставлений старца отца Илариона были кратки, ясны, просты и имели силу убедительности, потому что сам первый исполнял то, что советовал братии, и сам уже опытно побывал в различных случаях, о которых приходилось наставлять братию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Скачать epub pdf Преподобный Иларион (9 апреля 1805 – 18 сентября/1 октября 1873) Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в г. Балашове Саратовской губернии, принадлежал к купеческому сословию. Живя в миру, он много потрудился в обращении раскольников Саратовского края. В 1839 г. после двухлетнего странствования по российским монастырям он поступает в скит Оптиной пустыни, обретя там желанное старческое руководство. После назначения старца Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и пробыл в этом послушании до кончины старца. В 1849 г. Родион был пострижен в монашество с именем Иларион, в 1853г. посвящен в иеродиакона, а в 1857 – в иеромонаха. Перед кончиной старец Макарий благословил иеромонаха Илариона продолжать старчество. В 1863 г. он был назначен начальником скита и общим братским духовником, но и вне Оптиной у него было множество духовных детей. Наряду с даром духовного рассуждения прп. Иларион имел дар прозорливости. Так, он за четыре недели предсказал день своей кончины. Указание пути ко спасению Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спрашиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной или это не всем дается? Кто ищет – всякому дается, – «ищите, и дастся вам», – как евангельская вдовица искала защиты от соперника, так и нам должно просить. Молись только об оставлении согрешений твоих; думай о том, как бы только спасти душу свою. В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях тотчас раскаиваться и, познавая свою немощь, смиряться и понуждать себя видеть свои грехи, а не исправления: от рассматривания грехов приходит человек в смирение и сердце сокрушенно и смиренно стяжавает, которого Бог не уничижит. Желая жить и умереть там-то, а не там-то, ты составляешь свою волю, желаешь исполнять свои желания, чего мы делать не должны. Ни о чем таком не моли Господа, а молись, да будет над тобою Его святая воля. Видеть бездну своих грехов, непрестанно о них сокрушаться и плакать и считать себя хуже всех – это желание твое благое, этот путь – истинный и самый верный... Бог все творит для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010