Но спустя 65 лет вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднили, и вместо них устроена была больница. В 1853 г. и Богоявленский престол этого храма, по случаю соименности его с главным престолом новопостроенной церкви, упразднен. Год спустя усердием и трудами игумении Еликониды древний упраздненный Богоявленский храм был возобновлен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и устроен придел Воздвижения животворящего креста Господня. Все образы нижнего яруса существовавшего иконостаса «…очень древняго и высокаго письма пожертвованы были в Богоявленский монастырь Троице Сергиевой Лавры казначеем…» – свидетельствовала в 1873 г. настоятельница монастыря игумения Исмарагда. Свято-Троице Сергиева Лавра, действительно, помогала «угличскому Великого государя богомолью». Но на сегодняшний день сохранилась лишь часть былого величия обители. Храм Смоленской иконы Богородицы расписан был «…чудесами от Смоленской иконы Божией Матери…». Но, к великому сожалению, сохранилась лишь часть росписи на потолке, чудом уцелевшей в «суровые годы». Сегодня возвращена в церковь икона Святого Трифона. Феодоровская летняя церковь Спустя сто лет в монастыре разворачивается крупное строительство. В 1805 г. с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Павла, стараниями игумении Маргариты был заложен второй каменный храм во имя Федоровской иконы Божией Матери, строительство которой было завершено через 13 лет, уже при игумении Августе. «…церковь эта очень красивой греко-русской архитектуры, выстроена крестообразно, с пятью куполами. С западного входа находится паперть, при ней трехъярусная колокольня для всех храмов монастырских одна, вышиною со шпилем 30 сажень. В числе 8 колоколов, самый большой в 220 пудов. В нижнем ярусе колокольни помещается библиотека…». Внутренне пространство храма наполнено светом, льющимся из куполов и многочисленных окон. Главное его сокровище - росписи. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым. «…внутренность храма по стенам расписана изображением чудес от Феодоровской иконы Божией Матери. На своде обращают на себя особенное внимание четыре клейма: 1) Воскресения Христова, 2) пресвятые Троицы, 3) Рождества Христова, 4) Богоявления Господня, весьма хорошей живописи, кисти известнаго художника покойнаго Медведева, равно как и в куполе изображение Господа Саваофа и двенадцати апостолов, писаное им же» – пишет игумения Исмарагда. Роспись включает архитектурные орнаменты – иллюзорно написанные плоскости стен, карнизы, арки, колонны, визуально дополняющие, но не разрушающие пространство, заменяющие подлинные детали.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Lyttleton (лорд, ум. 1773): The Conversion and Apostleship of St. Paul. 3 d ed. Lond. 1747. Апологетическое сочинение: автор отстаивает истинность христианства на основании своих личных переживаний. William Paley (архидиакон, ум. 1805): Horœ Paulinœ: or The Truth of the Scripture History of Paul evinced by a comparison of the Epistles which bear his name, with the Acts of the Apostl es and with one another. Lond. 1790 (и последующие издания). Это сочинение по–прежнему ценно с точки зрения апологетики. J. Hemsen: Der Apostel Paulus. Gött. 1830. Carl Schräder: Der Apostel Paulus. Leipz. 1830 – 1836. В пяти частях. Носит рационалистический характер. F. Chr. Baur (ум. 1860): Paulus, der Apostel Jesu Christi. Tüb. 1845, второе изд. – Ε. Zeller, Leipzig, 1866 – 1867, 2 vols. Перевод на англ. яз. Allan Menzies, Lond. (Williams & Norgate) 1873, 1875, 2 vols. Этому труду великого основоположника философско–критической реконструкции истории апостольской эпохи (мы вправе назвать его современным Маркионом) предшествовали несколько специальных исследований, посвященных партии «Христовых» в Коринфе (1831), пастырским посланиям (1835), Посланию к римлянам (1836), и составленный на латыни конспект речи Стефана перед синедрионом (1829). Этот труд знаменует собой начало новой эпохи в павловской литературе и открывает новые возможности для исследований. Образец сочинений тюбингенской критической школы. Conybeare, Howson: The Life and Epistles of St. Paul. Lond. 1853, 2 vols.; N. York, 1854; 2 d ed. Lond. 1856 и более поздние издания; также сокращенное однотомное издание. Очень полезный и известный труд, особенно в том, что касается географии путешествий Павла. См. также Howson: Character of St. Paul (Lond. 1862; 2 d ed. 1864); Scenes from the Life of St. Paul (1867); Metaphors of St. Paul (1868); The Companions of St. Paul (1871). Большинство этих монографий было переиздано в Америке. Ad. Monod (ум. 1856): Saint Paul. Шесть проповедей. См. его же Sermons, Paris, 1860, vol. II. 121–296. Эта же работа на немецком и английском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Господи, в глубинах своих мы наблюдаем нежелание понести скорбь от брата. Верно слово, что нельзя нам прожить так, чтобы никто нас не опечалил или не оскорбил. Апостол говорит: «Многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ) и «друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» ( Гал. 6, 2 ). Господи, прости нас за неготовность и нежелание понести скорбь от брата своего. Помоги нам, Господи, понести скорби с самоукорением и смирением, помоги не быть побежденными от зла, но благим побеждать злое и с пророком говорить: «с ненавидящими мира был мирен». В ободрение скорбящих старец часто говаривал: «Аще Бог по нас, кто на ны?» ( Рим. 8, 31 ). Потерпим немного и получим вечное блаженство. Предадим забвению все утехи и радости земные – они не для нас. Сказано: где сокровище наше, тут будет и сердце наше; а сокровище наше на небеси, поэтому будем стремиться всем сердцем к Небесному Отечеству. Там все скорбное наше превратится в радость, поношение и уничижение – в славу, печали, слезы и воздыхания – в утешение; болезни и труды – в вечный безболезненный покой. Господи, во время скорбей мы не ободряем себя словами Апостола: «Если Бог за нас, кто против нас?» Мы не понуждаем себя потерпеть скорби в надежде получить вечное блаженство. Господи, прости нас. И еще: мы не предаем забвению все земные утехи и радости, мы не помним слов Писания: «Где сокровище наше, тут будет и сердце наше». А сокровище наше на небе, но зная это, мы, однако, не стремимся всем сердцем к Небесному Отечеству. Прости нас, Господи, что не оцениваем свои поступки Небесными мерками: в скорбном мы не видим просвечивающую реальность радости, в поношении и уничижении – славу, в печалях, слезах и воздыханиях – утешение, в болезнях и трудах – вечный безболезненный покой. Прости нас, Господи. 2. Строгость и взыскательность к самому себе Братиям, которые по усмотрению и благословению настоятеля, назначаемы были старшими над другими, старец давал такого рода наставления: стараться с помощью Божией оправдывать его доверие, исполнять свою обязанность со страхом Божиим, усердно и внимательно, без упущения, с хранением совести. С младшими по послушанию обращаться не как с подвластными слугами, а как с братьями во Христе. Советовал избегать тщеславия, надменности и высокомерия, всем оказывать равную любовь и расположение, а не так, чтобы одному оказывать предпочтение, а другому нерасположение и презрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Господи, когда нам повелевается быть старшими над другими, мы не очень стараемся с Божией помощью оправдать доверие настоятеля или руководителя производства, не получается у нас исполнять свои обязанности со страхом Божиим, усердно и внимательно, без упущения, с хранением совести. Господи, прости нас за отступление от нормы исполнения послушания. И еще: с младшими по послушанию мы склонны бываем обращаться как с подвластными слугами, а не как с братьями во Христе. Прости нас, Господи. При исполнении своего послушания мы не стараемся избегать тщеславия, надмения и высокомерия; не оказываем всем равную любовь и расположение, одному оказываем предпочтение, а другому нерасположение и презрение. Прости нас, Господи. «Все пришли, – учил отец Иларион, – ради Бога душу свою спасти. Будем же помогать друг другу, ибо брат от брата помогаем яко град тверд. Будем стараться быть примером для младших, располагать их к себе любовью, чтобы и между ними сохранились мир и единодушие. Тогда послушание будет легко и полезно обители, а главное – будет благоприятно Богу». Господи, нам необходимо ради Тебя душу свою спасти, а для этого надо помогать друг другу, ибо «брат от брата помогаем, яко град тверд». Господи, прости нас, что программа помощи окружающим у нас все время остается за кадром нашего внимания. И более того, мы не стараемся стать примером для младших, не привлекаем их к себе любовью, чтобы и между ними сохранить мир и единодушие. Господи, прости нас за это и помоги, чтобы послушание наше стало для нас легким и полезным для обители и благоприятным Тебе, Богу и Спасителю нашему. Старец учил немощи и недостатки подчиненных нести благодушно, ибо не у всех одинаковые способности и произволение к делу, – к слабосильным и немощным должно быть более снисходительным. В случае чьей-либо неисправности или упущения должно сделать замечание или выговор без гнева, с кротостью, соображаясь с устроением каждого, чтобы не оскорбить и не ожесточить брата, а воспользовать его. Господи, старческое наставление повелевает нам немощи и недостатки подчиненных нести благодушно, учитывая неодинаковые у всех способности и произволение к делу. Господи, прости нас, мы не умеем к слабосильным и немощным относиться более снисходительно. И еще: в случае чьей-либо неисправности или упущения мы не умеем делать замечания без гнева, с кротостью, соотнося его с устроением каждого, чтобы не оскорбить и не ожесточить брата, и принести ему пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Другой молодой купец два года также был одержим манией преследования, доводившей его до безумия. Он избегал людей, бродил с блуждающим взором, произнося бессмысленные слова. Старец Иларион долго занимался с ним и из расспросов понял, что главная причина болезни была вражда и непокорность отцу, которую он таил в своем сердце. Старец долго убеждал его оставить злобу и испросить у отца прощения, доказывая, что только после этого он может надеяться на помощь Божию и избавиться от болезни. Наконец купец согласился, покаялся, его душа очистилась покаянием, и мир водворился в ней. Духовная дочь старца вспоминала: «Будучи однажды в Оптиной пустыни, я видела одну женщину, которая мне с благоговением рассказала следующее: семнадцать лет уже не было у нее детей; жили они с мужем достаточно, но сильно горевали, что не имели детей. Пришла она со своим горем к батюшке отцу Илариону, он ей благословил сходить в 3адонск и, кажется, в Воронеж и прибавил: “А на будущий год придешь сюда с ребенком”. И как раз в мае, через год, она пришла к батюшке с сыном, которого я видела уже трехлетним». Духовный сын старца свидетельствовал: «Неоднократно я замечал, что батюшка, желая мне что-нибудь сказать на пользу, по смирению своему высказывал это не прямо, а в форме предположений или советов, так что сначала я не обращал на это внимания. Но когда я заметил, что все такие его советы стали сбываться и некоторые даже и через несколько лет, то я стал на лету замечать каждое его слово. Я по возможности старался сохранять его слова в своей слабой памяти в полной уверенности, что это рано или поздно сбудется или что я должен буду этими советами руководствоваться при каком-либо ожидающем меня искушении или обстоятельстве». Старец учил духовных чад неосуждению, смирению и самоукорению. Как-то раз двое поссорившихся иноков попросили старца позволить им лично между собой перед ним объясниться для прекращения ссоры. Выслушав доводы каждого, отец Иларион сказал: «Из слов ваших выходит, что вы оба правы…» Каждый по-прежнему стоял на своем. Тогда старец, видя их непреклонность к примирению, сказал им: «Ну, не ожидал я от вас таких плодов!.. Остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению». И, к изумлению спорящих, старец смиренно поклонился им до земли со словами: «Простите, Бога ради!» Таким неожиданным поклоном своего наставника иноки были глубоко тронуты, осознали свое самолюбие и виновность и просили старца простить их, обещая положить начало своему исправлению.

http://pravoslavie.ru/64506.html

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления. Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища. Читайте также — Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО) Оптинские старцы Оптинское старчество основал Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841) Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860) Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет». Еще одним учеником старца Льва был Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862) Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865) Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил « Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». У старца Макария был преемник Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873) Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках. Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891) Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

“But when I noticed that all of his advice came true—some of it even after several years—then I began to pay attention to every word as he spoke. I tried as much as I could to keep his words in my poor memory, in full confidence that sooner or later it would come true, or that I would have to be guided by these words to deal with some temptation or circumstances that awaited me.” The Elder taught his spiritual children not to judge, and to have humility and self-reproach. Once it happened that two monks who had had a quarrel asked the Elder to let them personally explain themselves in his presence, in order to stop the quarrel. When he had heard each one’s arguments, Fr. Hilarion said, “From your words, it seems that each of you is right…” Each one insisted, as before, that he was right. Then the Elder, seeing their unwillingness to become reconciled, said to them, “Well, I didn’t expect such fruits from you! I alone am at fault for not having taught you self-reproach.” To the amazement of the quarrelers, the starets humbly did a prostration before them with the words, “Forgive me, for the sake of God!” The monks, deeply touched by such a prostration by their guide, acknowledged their self-love and guilt and asked the Elder to forgive them, promising to begin to correct themselves. Fr. Jerome, the Elder’s cell-attendant, recalled, “Batiushka strove to inspire love among the brethren and oneness of mind, and to heal those who came to him—laypeople and monastics alike—of their passions, and no one went away from him without receiving benefit. It often happened that, not sparing himself, he gave even the few hours he had for rest for the benefit of his neighbors. Because of this he imperceptibly lost his strength and approached the end of his life.” Then came the spring of 1873. On March 4 St. Hilarion served his last Liturgy. Returning to his cell, he said, “I have never been this tired—it must be that my end has come.” On March 9 he was tonsured into the Schema, keeping the name Hilarion. In spite of his frail weakness, insomnia, chronic shortness of breath, which changed at night to asphyxia, and his severe pain, the elder did not once—up to the last morning of his life—abandon the Skete rule of prayer.

http://pravoslavie.ru/74049.html

The Elder conversed at length with him several times, and found that there was a sin that he had concealed at confession, doubting that it could be forgiven. The starets assured him that there was no sin that God’s love for mankind could not forgive, if one repented of it; so the merchant brought it to confession and repented of it. After he had received absolution, he was counted worthy of Communion of the Holy Mysteries. When they parted, the Elder said to him, “Well, go with God 4 —now they will not follow you or bind you.” And so it really happened: the merchant completely recovered from his tormenting affliction. Another young merchant was also possessed for two years with a delusion of being followed, which drove him out of his mind. He avoided people; he wandered about with a lost look, repeating meaningless words. Elder Hilarion devoted a lot of time to him, and from questioning him he realized that the main cause of his sickness was his enmity towards his father and the insubordination to him that he hid in his heart. The elder long tried to convince him to abandon his spite and ask his father’s forgiveness, arguing that only after this could he hope for God’s help and be freed of his illness. The merchant finally agreed and repented. His soul was cleansed by repentance and was filled with peace. A spiritual daughter recollects: “Once when I was at Optina Hermitage, I saw a woman who with reverence told me the following: she had been childless for 17 years. She and her husband lived well enough, but they were very upset that they didn’t have any children. She came with her grief to Fr. Hilarion. He blessed her to make a trip to Zadonsk, and, it seems, to Voronezh, and added, “And next year you will come here with your child.” And exactly a year later in May she came to Batiushka with a son, who was three years old when I first saw him.” One of the Elder’s spiritual sons testified: “More than once I noticed that Batiushka, wanting to say something for my benefit, in his humility did not state it outright, but rather in the form of a guess or advice, so that at first I didn’t pay any attention to it.

http://pravoslavie.ru/74049.html

Из священнослужителей церкви известны: Тимофей уп. в 1628 г. Иоанн уп. с 1676-92 г. Алексий уп. в 1676 и 1679 г. Борис уп. в 1676-1705 г. Никита Никитин родил. в 1688 г. дек. 17. Епифаний Иоаннов родил. в 1692 г. сент. 26. Максим Борисов родил. в 1705 г. янв. 12, сшел в 1711 г. Евдоким уп. в 1711-34 г. Роман Иоаннов родил. в 1728 г. апр. 27. Евфимий Евдокимов род. в 1734 г. сент. 17. Стефан Романов упом. в 1776 и 85 г. Никита Евфимиев родил. в 1762 г. Кирилл Симеонов опр. в 1805 г. Петр Стефанов упом. в 1792 г. Иоанн Николаев Пятницкий сост. с 18 дек. 1838 г. (из книги священника Иоанна Добролюбова " Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии " , 1888 г. том 3). Из «Состава причта приходов Рязанской епархии 1873–1894 годы» известны: Священники 1873–1892 – Пятницкий Иоанн Николаев (по штату 1873 – настоятель прихода) 1892–1894 – Игумнов Петр По Адрес-календарям и Памятным книжкам Рязанской губернии вновь упоминается Игумнов Петр Иоаннович, священник Христорождественской церкви Сторожевой слободы г. Данкова (АК 1898 – ПК 1914). Член правления Данковского духовного училища. Награждён (3.02.1904) орденом Св. Анны 3-й ст. (ЦВ 1904). Благочинный 1-го округа Данковского уезда (АК 1912 - ПК 1914). Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 гг.) 1873–1875 – Домачев Алексий †1875, причетник (по штату 1873 – штатный) 1875–1885 – Дмитревский Иоанн Штатные псаломщики (с 1885 г.) 1888–1894 – Игумнов Петр Сверх штата Уп. 1873 – Яковлев Сергий, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный).  Статья с сайта " Липландия "  http://www.lipland.ru/?p=100 Деревянная церковь во имя Рождества Христова с приделом св. Николая Чудотворца в Сторожевой слободе города Данкова впервые упоминается в писцовых книгах 1627-1628 г.г. «В Донкове ж на посаде, на берегу реки Везовенки слобода сторожевых казаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова, да предел Николы Чудотворца, древена клецки с папертью, а церковь и в церкве Божье милосердье образы, и книги, и всякое церковное строенье мирское, да на церковной земле: двор поп Тимофей, двор дьячек Васка Тимофеев, двор пономарь Фролко Феодоров, двор просвирница Настасьица, да на церковной земле за попом нищих питаютца от церкви Божия: двор Омельянки Яковлев, двор Офонько Костентинов; пашни церковные добрые земли, и перелогу, и дикого поля дватцеть чети в поле, а в дву потомуж, сена тритцеть копен, а пашня и сено в межах сторожевых козаков. Всего 117 дворов, а людей в них тож, да у них же братьи и детей и племянников 101 человек, всего 218 человек».

http://sobory.ru/article/?object=12081

После вхождения Волыни в состав Российской империи, невзирая на воссоединение в 1794-1796 гг. всех городских приходов с православной Церковью, К. м. остался униатским. В окт. 1805 г. стараниями кн. Адама Ежи Чарторыйского в зданиях бывш. коллегиума была открыта Высшая волынская гимназия. С целью расширения гимназии и преобразования ее в лицей по согласованию с министром просвещения П. В. Завадовским имп. указом от 13 июля 1807 г. здания К. м. отданы под помещения Кременецкой гимназии. Базилиане были переведены в римско-католический реформатский мон-рь (построен воеводой познанским гр. Станиславом Потоцким в 1760 на Дубенском въезде в город), а община реформатов - в с. Б. Дедеркалы Кременецкого у. Дирекция гимназии, получив здания коллегиума, уничтожила церковь и устроила в братских корпусах школу механиков. В 1819 г. гимназия была преобразована в лицей, который стал идеологическим центром Польского восстания на Волыни в 1831 г., за что был закрыт в 1833 г., а профессура переведена в Киевский ун-т св. Владимира . В 1836 г. в помещения бывш. лицея из мест. Аннополь Острожского у. переехала правосл. Волынская ДС, а в сохранившихся зданиях К. м. с 1838 до 1914 г. действовало муж. Кременецкое ДУ. В 1839 г., когда униаты окончательно воссоединились с РПЦ, базилианский К. м. был упразднен, а Богоявленский храм (ок. 1760) стал приходским, по решению Синода богатая б-ка (1607 экз.) передана семинарии. В 1865 г. при храме был восстановлен правосл. К. м., приписанный к Загаецкой обители (см. Иоанна Милостивого свт. Загаецкий мон-рь ), настоятелями которого были ректоры местной семинарии. Т. о., в 1865-1873 гг. обитель возглавлял архим. Рафаил (Троицкий). 13 апр. 1873 г. указом Синода К. м. был отчислен от Загаецкой обители и приписан к Дерманскому во имя Св. Троицы мон-рю в Дубенском у., его настоятелями были викарные епископы Острожские. Тем же указом еп. Острожскому Иустину (Охотину) предписывалось проживать в К. м. для наблюдения за располагавшейся в Кременце Волынской ДС. Он исполнял обязанности настоятеля до 23 апр. 1879 г. (переведен на самостоятельную Харьковскую кафедру).

http://pravenc.ru/text/2459001.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010