Новый проект здания Преображенского кафедрального собора меньших размеров выполнил в 1805 году выдающийся российский архитектор А.Д. Захаров (1761-1811), автор известного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и Андреевской церкви в Кронштадте. Но только в 1828 указом предписали строить кафедральный собор близ бывшей деревянной Успенской церкви. Губернское начальство возразило против такого решения. Тогда обратились к Николаю I (1796-1855). По его указанию Преображенский собор по проекту А.Д. Захарова соорудили в 1835 году на месте фундамента собора, заложенного Екатериной II. Преображенский собор начали строить по проекту А.Д. Захарова 22 мая (3 июня) 1830 года на месте фундамента собора, заложенного Екатериной II 9 (20) мая 1787 года. В то время «... около Соборной площади долго не было других строений, кроме Потемкинского дворца, архиерейского дома да заброшенного фундамента гигантского собора». Это был огромный Ярмарочный пустырь, протянувшийся от Потемкинского сада до Меткой улицы (затем Столыпинская улица, теперь улица Чернышевского). 20 апреля 1830 года начались подготовительные работы, а 22 мая состоялась повторная закладка Преображенского собора. Описание церемонии закладки и освящения собора с 1830 по 1835 гг. довольно подробно описаны в ряде работ, прежде всего самого архиепископа Екатеринославского Гавриила (Розанова). Были возвращены на место вынутые во время подготовительных работ 67 рублей и медная позолоченная доска, заложенные Екатериной II. Строительство окончилось 9 мая 1835 года, а 29 июня собор был освящен правящим архиереем архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Гавриилом (Розановым). Стоил он 300 тыс. рублей, 100 тыс. из которых собрало местное население, и был он в шесть раз меньше, чем по проекту 1787 года. Сильно упрощенный по сравнению с первоначальным проектом Адриана Захарова, он все же сохранил характерный петербургский стиль и изысканную пластику, характерную для русского классицизма начала XIX века и уже почти утраченную в 1830-х годах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1229222...

833 Имеется в виду просветитель алеутов свт. Иннокентий (Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), с 1868 г. до своей кончины занимавший Московскую и Коломенскую кафедру. 834 Свящ. Иоанн Николаевич Александровский (1824–1886), один из ближайших друзей Гилярова с семинарской скамьи, был переведен к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старой Конюшенной слободе (Староконюшенный пер., д. 19), известной с 1546 г. Храм снесли в 1933 г. и на его месте построили жилой дом. 836 Цитата не точна: выпущены отдельные словосочетания и целые предложения, изменен ряд словоформ. Заключительная фраза являлась перепевом традиционных акафистных песнопений: «Ненавистники духовенства, враги церковного просвещения, посягатели на церковную собственность, радуйтесь!» После этого еще следовали слова сожаления: «А как хотелось бы нам сказать: «Нет, что-нибудь не так! Тут какая-нибудь ошибка! " » (СИ. 1870. 4 янв. 3. С. 2). 838 < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 10 января//СИ. 1870. 11 янв. 10. С. 2. Здесь Гиляров писал в связи с кончиной Герцена: «Пожалеем о несомненном таланте, погибшем для России и вместо громадной пользы, которую способен был принести, доставившем вред, вред существенный, ощущаемый доселе». 839 < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 11 января//СИ. 1870. 12 янв. 11. С. 2. Вступаясь за «Московские ведомости», собрата по лагерю консервативной журналистики, получившего первое предостережение, Гиляров словно бы заранее писал апологию себе – спустя два месяца, 14 марта 1870 г., он тоже получит первое предостережение, причем за вполне благонамеренную за передовицу, в которой обсуждались некоторые морально устаревшие церковные обряды и в этой связи критиковалась система духовного руководства 60 от 2 марта 1870 г.) (см. подробнее наст. изд., с. 120–121, 286–288). Гиляров писал: « " Московские ведомости» – серьезный орган и искренний, вот что важно. Предостережение – мера сильная: это также немаловажно. Кто же, неужели какой-нибудь лакейственный орган, мнение которого притом может быть куплено всяким с улицы, может чем-нибудь сослужить службу государству? А служба печати не лишняя и ею можно дорожить» (СИ. 1870. 12 янв. 11. С. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

611 см. Coman I. G. Patrologie. vol. 2. Bucuresti, 1985, p. 305. 612 архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 204. 613 Свящ. Г. Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 26. 614 Coman I. G. Patrologie. vol. 3. Bucuresti, 1988, p. 255. 615 Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице – М., 1999, с. 401. 616 Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста, 5//Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3. М.,1998, с. 265. 617 Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста, 6//Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3. М.,1998, с. 266–268. 618 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с.14. 619 блаж. Иероним. Изложение хроники Евсевия Памфила.//Творения. ч. 5. Киев, 1910, с. 351. 620 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 13. 621 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с.8. 622 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 10. 623 еп. Amahacuje (Jebmuч). Ориген и грчка фuлocoфuja//еп. Amahacuje (Jebmuч). На путевима отаца. кн.2. Београд, 1991, с. 98. 624 Покровский А. И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков. с. 307. 625 см. о нем: архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т. 2, М., 1996, сс. 252–254. 626 блаж. Иероним. Письмо 77. К Паммахию и Океану.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 364. 627 блаж Иероним. Письмо 32. К Павле.//Творения блаж. Иеронима. ч. 1. Киев, 1893, с. 175. 628 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, июль, с. 11.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), историк литературы, фольклорист, археограф, собиратель древних актов и рукописей. Преподаватель Петрозаводской духовной семинарии (1861–1870), сотрудник Румянцевского (с 1870) и Дашковского этнографического (1883–1890) музеев, секретарь ОИДР; Барсуков Николай Платонович (1838–1906), историк, археограф, библиограф, издатель. Помощник начальника б-ки и архива Синода (1868–1883), начальник Архива Мин-ва нар. просв. (1883–1906), служащий (с 1863), член (с 1870) Петербургской АК; Бартенев Владимир Сергеевич (1891–?), выпускник историко-филологического ф-та М. у., в 1915 призван на военную службу, учился в Петроградском артиллерийском уч-ще, прапорщик. В 1916 оставлен при М. у. для приготовления к профессорскому званию. В 1920 арестован с обвинением: «по политическим мотивам», приговор неизвестен. Реабилитирован в 2004. Сын С. П. Бартенева; Бартенев Сергей Петрович (1863–1930), историк, переводчик, пианист, профессор музыки, чиновник по особым поручениям Московского Дворцового упр-ния, после Октябрьской революции служащий в советских учреждениях. Сын Петра Ивановича Бартенева, историка, литературоведа, издателя журнала «Русский архив»; Басистов Алексей Павлович (1867 – после 1930), директор Французского реального уч-ща св. Филиппа Нерийского (с 1908), после Октябрьской революции сотрудник отдела статистики народного здравия ЦСУ, товарищ М. М. Богословского с гимназических лет; Басов Василий Петрович (1842–1887), педагог, писатель. Учитель древних языков, а затем инспектор 1-й московской классической гимназии (1863–1870), преподаватель латинского языка в М. у. (1868–1870), директор смоленской классической гимназии (1870–1876), директор 5-й московской мужской гимназии (1876–1887); Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), предприниматель, историк театра, коллекционер, меценат, почетный член ГАХН (1928). Основатель (1894) частного литературно-театрального музея (в настоящее время Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина). В 1913 передал его Петербургской АН (с условием оставить в Москве), стал его пожизненным директором и почетным попечителем. Член совета Русского театрального об-ва, гласный Московской городской думы, зав. Введенским народным домом (1906–1917), зав. всеми народными домами Москвы (с 1915). Председатель музейно-архивной секции при Театральном отделе Наркомпроса, там же сотрудник Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины (1918–1921). В 1921–1927 возглавлял подсекцию истории театра в ГАХН;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Беседа, 1856, кн. 2). Об издании творений Климента епископа словенского (читано в общест. истор. и древн. в 1845 г. Бесед. любит. росс. словесн. кн. 2). В собрании бумаг В. М. Ундольского, поступивших в московскую публичную библиотеку, находится чрезвычайно много оконченных и неоконченных трудов Ундольского, частию начатых уже при его жизни печатанием, а главным образом оставшихся в рукописи. Из них первое место принадлежит монографии: «О временнике Георгия Амартола в отношении к Несторовой летописи». Этот труд представлен Ундольским в Академию наук, и по рассмотрении Куником удостоен демидовской премии. – (См. 25-е присуждение демид. наград. – Собрание рукописей Ундольского, библиограф. очерк А. Е. Викторова . М. 1870). Амфилохий Казанский, архимандрит. Член-корреспондент Академии наук, действительный член московского общества истории и древностей российских, одесского общества истории и древностей, московского археологического общества и общества любителей духовного просвещения. Кандидат XIV курса (1844). Пострижен в монашество через год по вступлении в студенты Академии. По окончании курса определен смотрителем суздальских духовных училищ. В 1852 году переведен на ту же должность в борисоглебские училища, близ Ростова, и возведен в сан архимандрита борисоглебского монастыря. В 1856 году определен настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В 1860 г. уволен от управления сим монастырем. В 1870 году получил в управление московский Данилов монастырь. Из трудов его напечатаны: Жизнь преп. Иринарха, затворника Борисоглебского монастыря. М. 1863. Археологические заметки о греческой псалтири конца IX века бывшей Лобковской, а теперь А. И. Хлудова. М. 1866. О неизданных канонах в служебной февральской греческой минеи конца X века. М. 1870 г. О миниатюрах и украшениях в греческих рукописях. М. 1870. О миниатюрах славянской псалтири XIII века (Труд. м. археол. общ. 1870). О лицевом греческом акафисте второй половины XIV века (Чтен. общ. любит. дух. просв. 1870, окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

1475. Ответы из Голландии на папское приглашение протестантов и других не католиков к римскому, так называемому, вселенскому собору. – Прот. А. Судакова. 1870. I. 288. 1476. Послание папы Иоанна к святейшему Фотию патриарху Константинопольскому. 1839. I. 407. 1477. Послание митрополита Российского к Римскому архиепископу. 1838. IV. 344. 1478. Несколько слов по Поводу адреса о папской непогрешимости. – Перев. И. Т. Осинина. 1870. I. 313. 1479. Нечто по поводу папской непогрешимости. – Пер. прот. Е. И. Попова . 1870. II. 361. 1480. Письмо отца Гиацинта по поводу утверждения догмата о непогрешимости папы. Перев. И. Т. Осинина. 1870. II. 713. 1181. Возможно ли соединение церквей? 1860. I. 151. 1482. Об эпитимиях и так называемых индульгенциях. 1852. I. 406. 1483. Письма к отчуждавшемуся от православия: 1-е 1857. I. 64. 2-е 1857. I. 215. 1484. Письмо православного к православному за границу. 1858. I. 436. 1485. О св. таинстве евхаристии, против реформатов. 1860. II. 55. 171. 215. 331. 1486. Взгляд на стремления протестантов к унии. 1864. II. 187. 334. 1487. Попытки протестантов к соединению с православною восточною церковью в XVI веке. И. Т. Осинина. 1865. I. 38. 1488. О монашестве, против протестантов. (П. И. Шалфеева). I860. I. 353. II. 3. 95. 280. 299. 1489. Реформатская церковь в Голландии. – Прот. А. Судакова. 1861. I. 255. 299. 1490. Несколько слов о современных стремлениях Англо-Американской церкви к сближению с православною. И. Т. Осинина. 1865. I. 188. 1491. О восстановлении в английской церкви монашества. Прот. Е. И. Попова . 1864. I. 91. 1492. Благопромыслительное положение православной России и ее призвание к восстановлению православной западной кафолической церкви. Соч. И. И. Овербека, перев. прот. Е. И. Попова . 1869. II. 1056. 1870. I. 125. 1493. Единственный верный исход для либеральных членов римско-католической церкви. Открытое письмо г. Овербека к графу Д. А. Толстому, г. обер-прокурору Святейшего Синода и министру народного просвещения. – Перев. прот. Е. И. Попова . 1870. II. 308. 519. 809. 979.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Моск. еп. вед. 1870 г., 7-й, стр. 7). В 1801 году ноября 18-го на приветственных стихах от Вифанской семинарии митрополит Платон написал: «вот новонасажденный вертоград уже приносит вкусные плоды. Что если он безостановочно также будет идти вперед? Если он никогда не остановится в этом стремлении, должно надеяться, что из него выйдут добрые граждане отечества, служители святой Церкви. А я достигну того, что память о мне никогда не умрет». Моск. еп. вед. 1870 г., 9, стр. 7. Надежды митроп. Платона о преуспеянии Вифанской семинарии действительно оправдались, так что позднее, когда был поднят вопрос о том, быть или не быть Вифанской семинарии (см. Правосл. Обозр. за 1870 г. Известия и заметки, стр. 37–45, также Моск. еп. вед. 1870 г., 4-й, стр. 6–7. Отношение обер-прокурора св. Синода к митроп. Моск. о постройках в Виф. сем., ср. 7-й. стр. 7), один из светских доброжелателей Ведров, имея в виду заслуги Вифанской семинарии и веря в ее дальнейшее процветание, горячо отстаивал ее существование и внес свою посильную лепту на поддержку здания семинарии (см. Моск. еп. вед. 1870 г. 8-й, стр. 7.). 2033 Из стихотворения, посвященного митрополиту Платону и приписываемого архиепископу Евгению Казанцеву. В целом эта строфа читается так: : «Как голубица под крылами, : Ты грел, хранил своих детей, : Ни бед, ни горестей не знали : Под кровом мудрости твоей!» Моск. еп. вед. 1874 г. 51, стр. 562. 2034 См. Душеп. чт. 1898 г. Высокопреосвящ. Амвросий, архиеп. Харьковский. Проф. Моск. дух. академии И.И. Корсунского. Ноябрь, стр. 444–445, примеч. 2037 Что с ним последовало далее, неизвестно. См. Прав. Обозр. 1870 г., 2-е полугодие. Из записок старого профессора семинарии, стр. 114. 2039 См. списки начальников, наставников и воспитанников Виф. семинарии А.А. Беляева. Наставники Вифанской семинарии приглашались к занятию профессорских кафедр и в другие высшие учебные заведения, кроме Московской академии. Так, преп. Патристики Вифанской семинарии Михаил Семенович Холмогоров поступил из нее в профессора Казанской академии; препод.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8) Никифор Ив. Ляборинский (ворон. сем.), магистр спб. ак. 1869 г., избран на должность препод. догматического и нравств. богословия. В 1870 г. перешел в воронежскую семинарию, где состоял потом инспектором в священническом сане. В 1880 г. переведен в инспекторы холмской семинарии, а отсюда в 1883 г. на ту же должность в донскую. 9) Тимофей Петр. Дивов (новг. сем.), магистр спб. ак. 1869 г. избран на кафедру словесности, истории литературы и логики. В 1872 г. рукоположен во священника к Ильинской церкви на пороховых заводах, но в течение 1872–73 года оставался преподавателем. Доселе состоит при церкви пороховых заводов, в сане протоиерея. 10) Андрей Алексеев. Редковский (горыгор. земл. учил.), классный художник 1-й ст.; преподавал рисование во 2 спб. прогимназии, избран на класс живописи и иконописания в семинарии с янв. 1870 г.; коллежский асессор. 11) Николай Вас. Смирягин (ряз. семин.), магистр моск. акад. 1870 г., в августе избран преподавателем богословия; временно преподавал психологию в 1871 г. Секретарь правления с ноября 1881 г.; коллежский советник. 12) Павел Петр. Васильев (орл. сем.), магистр моск. ак. 1870 г., в авг. избран преподавателем церковной истории, и практ. руководства для пастырей церкви, которое в 1871 г. отделено к другой кафедре; в 1871 г. временно преподавал педагогику; в 1875 г. исправлял должность инспектора. В 1872–74 г. состоял при редакции журнала мин. народн. просвещения; преподает и в пиротехническом училище (историю); коллежский советник. 13) Александр Ив. Тепфер (моск. унив.), из преподавателей французского языка в царскосельской николаевской гимназии, в ноябре 1870 г. избран на франц. яз. в семинарии по найму, но в следующем году зачислен на действительную службу; состоял преподавателем в гимназии, в окт. 1873 г. вышел из семинарии, но с сент. 1876 г. снова поступил и оставался до ноября 1879 г. Ныне, кроме 3-й гимназии, преподает франц. язык в спб. дух. академии; статский советник. 14) Иван Фед. Альбинский (олон. сем.), из финляндских священников в ноябре 1870 г. избран преподавателем финского языка; занимался и переводом богослужебных книг на финский яз. В 1884 г., согласно прошения, уволен из семинарии. Ныне состоит священником стародеревенской церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но малопространственность такой местности и немногочисленность ее клира сами собою делали излишним размножение судебных органов и вместе удобным удовлетворять ее нуждам чрез одно судебное учреждение”. „Христ. чт.” 1870 г. окт. 606, 607. „Представляя из себя разные инстанции, совершенно отличные одна от другой по правам их власти, духовный суд на всех инстанциях был всегда одинаков и совершался по одним и тем же принятым на нем обрядам производства”. („Христ. чтен.” 1870. окт. 607, 608). Главным судьею в епархии был епископ, но в самом отправлении правосудия необходимым для него помощником является его пресвитерский совет. („Хр. чт.” 1870. окт. 625, л. 6). „Есть примеры того, что главный председатель духовного суда мог передать свои права другим уполномоченным им и не принимать непременно на себя рассмотрения каждого судебного дела”. („Христ. чт.” 1870. окт. 625. 7). „Все лица клира, не исключая и мирян, были сравнены в правах искания себе защиты и оправдания, притом так, что для стоявших на высшей степени церковного чиноначалия, (наприм. для епископов) открывалось меньшее число апелляционных инстанций, чем для лиц, занимавших низшие церковные должности и степени (например, для пресвитеров)”? „Христ. чт.” 1870. окт. 625, 626. п. 8. „Решение одной инстанции не могло быть перевершаемо другою такою же инстанциею, но только высшею. (Следовательно, если решение епископа было перевершаемо собором, то собор был высшею инстанциею суда, а епископ низшею?)” „Христ. чт.” 1870. окт. 626. п. 13. г. Барсов 1873 г. О судебной власти епископа: По непосредственному смыслу церковных правил, епископ в отношении к епархии представляется ее духовным правителем, обязанным имнть попечение о всей стране, состоящей в зависимости от его града (Антиох. 9); по отношению к пастве – духовно-нравственным судьею – пастырем, заботящимся об ее преспеянии ( VI Всел. 102); в отношении же к клиру он должен быть признан духовно-начальствующим лицом, принимающим меры к ограждению дисциплины, порядка и служебных отношений в среде подчиненных (IV Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Муравьев Александр, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Василий Никифоров, пономарь; Москва, Никитский сорок, Алексея митрополита, что на Глинищах, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Муравьев Алексей, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Егоров, дьячок; Московская губерния, Можайский уезд, село Мышкино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 19 об.). Муравьев Вячеслав, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Василий Никифоров, пономарь; Москва, Никитский сорок, Алексеевская, что на Глинищах, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 1 об.). Надеждин Александр, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Селевкино, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 3 об.). Надеждин Василий, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец:Иван Алексеев, диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Раменье, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 17 об.). Надеждин Иван, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Николай Сергеев, священник; Московская губерния, Можайский уезд, село Корочарово, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 28 об.). Невский Николай, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Александр Симонов († до 1866 г.), священник; Москва, Никитский сорок, Софийская, на Миусском кладбище, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 27 об.). Недумов Александр, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Димитрий Евфимов, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, Волоколамск, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 34 об.). Недумов Василий, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец:Дмитрий Евфимов, заштатный священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, Волоколамск, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010